«Школа — это зона бесправия»

08:52 28/02/2016 Статьи
«Школа — это зона бесправия»
Профессионально после школы Вы и не будете во всем разбираться, Вы будете иметь об этом представление. У вас будет сформировано целостное МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Что всё вокруг из атомов, Земля вращается вокруг Солнца и листья деревьев зеленые, потому что в них хлорофилл, а кровь красная, потому что в ней гемоглобин и почему это именно так.Уберите эти базовые знания, и количество лечащихся мочой и с еврейскими сказками подмышкой будет не 30%, а все 100%.

Гэри Томас — преподаватель педагогического факультета Бирмингемского университета. Он работал учителем и школьным психологом, его педагогические и научные интересы сосредоточены в области инклюзивного образования и социальных наук. Книга «Образование: Очень краткое введение» была впервые опубликована на английском в издательстве Oxford University Press в 2013 году. Спустя три года она выходит на русском языке под редакцией декана Бизнес-школы НИУ ВШЭ, доктора физико-математических наук Сергея Филоновича.

Образование непрерывно развивается (от платоновской Академии до современных школ), но проблемы остаются прежними: чему учить и как именно учить? Что значит фраза «получить образование»? Равняется ли образование школьному обучению и каковы перспективы его развития? Гэри Томас исследует вопросы, которые на протяжении нескольких столетий разводили педагогов по разные стороны баррикады. Ответы на эти вопросы могут быть полезными как для специалистов в области образования, так и для тех, кто выбирает между общим, частным и домашним образованием.

С разрешения Издательского дома ВШЭ «Лента.ру» публикует отрывок из книги Гэри Томаса «Образование: Очень краткое введение».

Здание школы — и в смысле материальных стен, и в смысле устоев и практик — веками стояло прочно и неколебимо. Закон по-прежнему обязывает родителей отправлять своих отпрысков в заведения, организованные по военному образцу, где дети обучаются предметам, необходимым для гладкого и бесперебойного функционирования общества. Учителя по-прежнему ведут занятия, стоя перед классом, и преподают практически все тот же набор предметов. Эта схема воспроизводится повсюду в мире, от Африки до Азии.

Куда же приводит нас эта школьная формула? В начале книги я цитировал Марка Твена, Уинстона Черчилля и Альберта Эйнштейна, считавших, что опыт, приобретенный в школе, бесполезен или даже вреден. К советам столь выдающихся людей трудно не прислушаться.

Большинство школьников с ними, безусловно, согласятся. Для них нет ничего депрессивнее лозунга «Снова в школу!», появляющегося повсюду в универмагах в августе. Я не знаю ни одной популярной песенки, которая воспевала бы школьные радости, — зато песен о школьных страданиях сколько угодно. Как поет Элис Купер, «никаких карандашей, никаких книжек, никаких злобных училок» — и это очень напоминает знаменитый текст «Пинк Флойд»: «Не нужно нам никакого образования, никакой промывки мозгов, никакого мрачного сарказма в классе».

Существует непреодолимое расхождение между навязшими в зубах представлениями о том, что образование — это путь к победам, социальной защищенности и счастью, и той тоской, которую на самом деле внушает школа. Один только запах свежеотремонтированной к сентябрю школы вызывает у многих детей фобические симптомы — тошноту, тоскливо-тревожное чувство и острое желание сбежать. У других детей школа таких тяжелых переживаний не вызывает, они вполне готовы с ней мириться (но не более того), и лишь для очень небольшого числа школьников она — убежище и приют. Некоторым школа даже нравится, особенно начальные классы. Но не приходится сомневаться в том, что для значимого меньшинства молодых людей (примерно 40 процентов) школьный опыт — нечто глубоко бессмысленное и бесполезное, вызывающее чувство вялого протеста.

Откуда такая неприязнь? Не потому, что учителя плохо работают. Учителя — это глубоко преданные своему делу профессионалы, вдохновляющие и подбадривающие своих подопечных, и, как заметил в 1970-е годы тогдашний премьер-министр Великобритании Гарольд Уилсон, для детей — выходцев из того социального слоя, к которому принадлежал он сам, — порой самые важные взрослые на свете. Критики школьной системы высказали предположение, что, возможно, все дело в том, что школа — неподходящее место для самых юных. Она не может предложить им то, что им нужно и интересно, и выходят они из нее с крайне незначительным багажом.

Критики всех мастей занимаются самыми разными аспектами школьного образования. Одни считают, что школа себя не оправдывает: она не в состоянии обеспечить ту чистую выгоду для государства и индивида, о которой так любят рассуждать политики. Другие утверждают, что школа — это зона бесправия, уничтожающая на корню все ростки оригинальности, вытравляющая из детей все творческие задатки. Третьи уверяют, что школа непродуктивна даже в самом традиционном смысле слова и не способна обучить даже самым элементарным навыкам.

Иван Иллич одним из первых подытожил размышления о смысле и назначении школы. В своей небольшой книжке «Освобождение от школ» (1971 год) он убедительно аргументирует необходимость избавиться от школ. Его основная мысль сформулирована уже на первой странице: «Право на учебу нарушается обязанностью ходить в школу».

Он утверждает, что мы путаем преподавание с обучением, хорошие оценки с образованием, а дипломы — с профессионализмом. Он ставит вопрос ребром: спросите любого человека, каким образом он научился тому, что умеет делать и ценит в своей жизни, и многие, даже те, кто отвергает прогрессивные идеи, сознаются, что этому они научились вне школы. «Знание фактов, представления о жизни и работе они приобрели посредством дружбы или любви, из книг или телепередач, на примере своих сверстников или даже из случайной встречи на улице».

Я прочел эту книгу в 1970-х годах, когда получал педагогическое образование, и она произвела на меня очень глубокое впечатление. Я спросил у себя: а чему действительно полезному я научился в школе? Чтение, письмо, арифметика, но в основном мне запомнилось, как меня, совсем еще маленького мальчика, так напугали плохие учителя, что моим родителям пришлось самостоятельно меня обучать, чтобы исправить проблемы, создаваемые школой: ведь я был просто в ужасе от школы и всего, что было с ней связано.

Продолжая размышлять над этим вопросом, я вынужден был признать, что там было очень мало того, что действительно пригодилось мне в дальнейшем. Полезный школьный опыт приобретался в основном случайным образом: через дружбу, в драке, посредством материала, который учителя иногда рассказывали помимо школьной программы, вследствие знакомств, которые не состоялись бы вне школы, из случайно прочитанной книги. Чем больше я думал об этом, тем больше мне казалось, что Иллич прав в своих выводах.

В «Освобождении от школ» есть глава, посвященная образовательным сетям. Перечитывая ее сейчас, я понимаю, что Иллич был поразительно прозорлив: «Нынешние поиски все новых и новых фанналов для обучения [то есть школьная программа, школы и «техническое оснащение»] надо решительно перенаправить в сторону институциональных альтернатив, то есть создания образовательных сетей, значительно расширяющих возможности человека в наполнении всякого момента его жизни учением, взаимодействием с другими людьми и вниманием к ним».

Он описывает, как люди могли бы образовывать сети с помощью центрального компьютера, обмениваясь контактами и информацией о своих навыках или о своих образовательных потребностях. «Удивительно, — говорит он, — что такой простой способ никогда не использовался в широких масштабах для общественно полезной работы». Не забывайте, что Иллич пишет эти строки в 1960-е годы, когда и о компьютерах-то мало кто слышал, не говоря уже об их исключительных коммуникативных возможностях. Он предсказал социальные сети и их потенциал за 30 лет до их появления.

Его изумительная проницательность проявилась также в том, как он объясняет растущую неспособность к обучению, считая ее следствием бедности, а не учебными трудностями или недостатком сообразительности. На протяжении более ста лет педагоги предпочитали объяснять школьные неудачи «внутренними проблемами ребенка». Эта проблема обозначалась самыми разными ярлыками: умственная отсталость, умственная субнормальность, а в наши дни — трудности в обучении. Или же проблемы связывают с поведением ребенка, употребляя такие выражения, как неадаптивность, эмоциональные и поведенческие расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). С точки зрения Иллича, школьные неудачи связаны не с внутренними дефектами ребенка (как считает большинство нынешних педагогов), а с культурной средой и неспособностью школы создать необходимые условия обучения.

Стоит отметить, что объяснения, связывающие школьные неудачи с синдромами дефицитарности у детей, оказались необыкновенно живучими, несмотря на постоянно накапливающиеся доказательства, указывающие на альтернативные объяснения подобных проблем. Разнообразные исследования — дети из семей, живущих на баржах (1920-е годы, Великобритания), дети горных индейцев в США (1970-е годы), современные исследования географического распределения неспособности к обучению в американских городах — показывают, что успех или неудачи ребенка в школе зависят скорее от культурных факторов, чем от психологических характеристик. Проще говоря, школьные неудачи чаще объясняются бедностью и неблагополучием, чем внутренними «трудностями» ребенка, и Иллич на удивление точно сумел предсказать эту динамику. Он интуитивно понял, что причины учебных неудач нужно искать не в ребенке, а в самой школе как институте.

Иллич не просто отвергает традиционные психологические и медицинские псевдообъяснения неспособности к обучению, которые постоянно выдвигаются системой официального образования. Он также отвергает и различные варианты решений этой проблемы, вытекающие из более тонких и просвещенных объяснений причин подобных неудач. Миллиарды долларов вкладывались в программы поддержки малоимущих семей с целью повысить школьную успеваемость детей из этих семей. Тогда, в 1960-е, программа Title One, призванная обеспечить компенсаторное образование для шести миллионов детей, на которую было выделено три миллиарда долларов, оказалась большим разочарованием — как и другие такого рода программы, осуществленные сравнительно недавно.

В связи с этим Иллич утверждает, что любые решения, осуществляемые на базе школы, будут неэффективными просто по определению, потому что школьная деятельность слишком часто не носит никакого образовательного характера. Обучение — это такая штука, которая чаще всего происходит незапланированно и с какой-то целью — и это должна быть настоящая серьезная цель, а не просто стремление угодить учителю или выдать правильный ответ. В школах редко случается незапланированное обучение, и никакой серьезной цели для обучения они обеспечить тоже не могут.

Несмотря на неспособность справиться с такого рода проблемами, школы, с мощностью захватывающего луча из научной фантастики, продолжают притягивать к себе львиную долю финансирования, выделяемого на образование. Им это удается потому, что у школы как у института высокий статус, а кроме того, существует огромная заинтересованность в том, чтобы школы и дальше функционировали в том же, более или менее неизменном виде.

Иллич считает, что такое положение дел надо изменить: «Каждому человеку на любом этапе его жизни должна быть обеспечена возможность свободного выбора из существующего множества образовательных программ и получения интересующего его образования за общественный счет». Он предлагает проект «образовательных кредитных карточек», которые выдавались бы людям при рождении и обеспечивали бы возможность «приобретать необходимые им навыки, когда они пожелают, и делать это лучше, быстрее, дешевле и не с такими нежелательными побочными эффектами, как в школе».

Это последнее замечание доказывает, что Иллич вовсе не против обучения навыкам. Его часто изображают не как учителя, а скорее как бунтовщика, заинтересованного не в образовании, а в революции, но в действительности он был скорее консерватором в том, что касается целей образования. Навыки — основа обучения, с точки зрения формалистов, — для Иллича тоже являются обязательным условием образования. Он отвергает не сами навыки, а обучение им в школе. Проблема — в школе. Школа в силу своих особенностей в качестве институции оказалась неспособной научить каким-либо осмысленным навыкам.

Иллич восхищался работой бразильского педагога Паулу Фрейре, который стал для Иллича своего рода хрестоматийным примером того, как должно осуществляться образование. Вслед за Джоном Локком и Джоном Дьюи Фрейре рассматривал образование как органическую и необходимую часть здоровой демократии: чтобы общество было по-настоящему открытым и демократическим, люди должны разбираться в политических ситуациях, складывающихся в их странах. Поэтому Фрейре посвятил свою жизнь обучению и просвещению малоимущего крестьянского населения своей страны. С помощью процесса, который он называл conscientização, он стремился обучить своих соотечественников не только грамоте, но и практикам свободы.

Грамотность и свобода, с его точки зрения, неразрывно связаны между собой. В своей работе «Педагогика угнетенных» он утверждает, что традиционные формы образования нужны только для того, чтобы сохранять угнетение бедных. Грамотность нужна не для того, чтобы «улучшать» бедняков к выгоде угнетающих их людей; повышение уровня образованности рабочих не должно быть средством производства более квалифицированных рабочих и более покладистых потребителей. Образование должно освободить их от угнетения — оно должно стать ядром демократических процессов.

Фрейре не боялся запачкаться: он работал с простыми людьми, и его работа заслужила признание и восхищение во всем мире. В его подходе высокие идеи сочетались с повседневной рутинной практикой. Предложенные им решения не были просто риторическими или теоретическими. Он разработал в высшей степени практичный метод обучения неграмотных взрослых чтению, базировавшийся на ключевых словах и фразах, описывавших их реальную жизнь. В этом смысле его подход совпадает с идеями Брунера по поводу спиральной школьной программы: начинайте там, где в данный момент находится учащийся, и сделайте эту ситуацию для него осмысленной.

Фрейре — живое доказательство идеи Иллича о том, что школа как институция непригодна для образования: внешкольные образовательные программы Фрейре имели огромный успех. Джон Гарднер, американский министр здравоохранения, образования и социального обеспечения, в 1965 году выдвинул скандальное предположение, что всему, что выпускник школы проходит за 12 лет обучения, на самом деле можно выучиться за два года. Взрослые ученики Фрейре, учившиеся вне школьного формата по программе, разработанной специально для их нужд, доказывают правоту Гарднера: грамоте они обучились буквально за считанные недели. В таком случае, под большим вопросом оказывается необходимость посвящать этой задаче несколько лет начальной школы, учитывая, что этот проект часто оканчивается неудачей. Результаты метода Фрейре — веский аргумент в пользу утверждения Иллича, что настоящее образование со школой никак не связано.

Мила Дубровина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(85):

1 234 ... +1
7 +8−1Мария Минькина14:49:45
28/02/2016
-5 +1−6Владимир Савченко13:19:28
28/02/2016
человек не может профессионально разбираться во всем. И не должен. Но он должен понимать, что есть области, в которых он никто,и его мнение ничтожно. С тем образованием, которое есть сейчас любой пенек считает.что он разбирается в политике, литературе,истории, биологии, медицине. При этом голосует за крымнаш, лечится мочей и верит еврейские сказки.
Профессионально после школы Вы и не будете во всем разбираться, Вы будете иметь об этом представление. У вас будет сформировано целостное МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Что всё вокруг из атомов, Земля вращается вокруг Солнца и листья деревьев зеленые, потому что в них хлорофилл, а кровь красная, потому что в ней гемоглобин и почему это именно так.Уберите эти базовые знания, и количество лечащихся мочой и с еврейскими сказками подмышкой будет не 30%, а все 100%.
5 +5−0Alex Zan16:05:04
28/02/2016
0 +0−0Konstantin Vlasov15:56:43
28/02/2016
И вот у ребят не получается. Вообще никак. А в это время Паша из его же класса не сидит по ночам за учебником,не пытается изо дня в день,не занимается с репетитором,но у него получается. А вот у Васи нет. Если бы возможности нашего интеллекта были бы безграничны и мы были бы способны усваивать материалы любой сложности,то недостатка в ученых и изобретателях не было бы. Но увы,большинство из нас не такие. Поэтому учителя и ставят таким ребятам тройки и четверки,они видят что они стараются,порой из кожи вон лезут,но не дается.

Про МФТИ я вспоминаю в контексте углубленно-усиленного изучения физики в школе. Ведь именно туда (или в подобное учебное заведение,других просто я не помню) пойдет умненький физик выпустившийся из школы и имеющий цель стать физиком и именно для поступления туда нужны подобные знания.
Ну может быть я не прав. Каждый видит свою, небольшую часть правды. Но я нахожу, что в школе всё же больше плюсов, чем минусов. И по крайней мере она лучше улицы!
5 +8−3Мария Минькина13:02:39
28/02/2016
Вот такие "мыслители" загонят бедняков в еще более беспросветную яму бедности!!! Кто сможет выбрать по карточке в детстве нужные ему предметы? Да люди в 25 лет не всегда могут окончательно определиться с профессией, а если родителям наплевать, или они сами не очень-то образованны, как они смогут решить за ребенка или сам ребенок, что реально ему нужно? Или вот еще: по индивидуальной программе человек набрал одни точные науки и технические прикладные навыки и ни одной гуманитарной, и в итоге связно текст не сможет написать и понимать тонкости политики, искусства, литературы. Вот тот самый болванчик для управления, даже соскочить в другую профессию не сможет в силу узкой специальности и кроме техники ни в чем не шарит, заливай в уши что хочешь.
Те, кто стонет, что зачем мне эта алгебра и химия, пустая трата времени, если я буду юристом, так эти науки учат вас мыслить, напрягать мозг, искать решения, использовать алгоритмы, и если бы не они-вы были бы глупее, чем сейчас. Кроме того, в школе есть коллектив, и даже товарищество против "злой училки" уже хороший коммуникативный навык, не говоря про другие.
Дайте детям свободу и что, они сядут за книжки? Я вас умоляю. Не все полезное приятно, так что стресс - нормальная реакция у детей на энегетически затратный процесс получения знаний и навыков. Дозированный стресс - почва для роста и развития человека. Но ведь контролировать школы сложнее, чем просто их уничтожить.
5 +6−1Боцман Стар12:04:23
28/02/2016
3 +6−3Юрий Луганцев10:57:36
28/02/2016
Да уж.
Классичесская школа - это машина насилия над неокрепшими духом детьми.
Любой нормальный пацан в 10-12 лет, если предложить ему свободу выбора, предпочтет погонять в футбол/погонять чертиков на планшете и т.п., но никак не обучение.
5 +7−2Alex Zan11:47:16
28/02/2016
Если бы получать образование было так просто, как поход в магазин за продуктами - не было бы никаких проблем. Но как он предполагает бороться с ленью? Школа заставляет учиться - низкими оценками, розгами или угрозами, но заставляет. Почти всех...
4 +6−2Alex Zan14:53:44
28/02/2016
2 +4−2Konstantin Vlasov14:46:15
28/02/2016
Именно! Правда обучение было на первых порах не 10 летним. Крестьянам давался базис на уровне "Считать,писать,читать" и немного больше. Тот же Шпагин (конструктор ППШ) вообще окончил 3 класса. В школах грамотности учили вообще 2 года. Но так было не из-за учеников,а из-за того что государство не могло обеспечить больше. Был тот же Макаренко который работал и давал все то что ученик мог взять физически.

Сейчас же что! Всем и без разбору ученикам в старшей школе запросто дают знания специализированных ВУЗов. И всем плевать как они должны это освоить. Причем не одного,а по многим предметам. Сначала куча сложных предметов в школе,после куча сложного ДЗ,а после очень сложные экзамены. У учеников нервы сдают и крыша едет в прямом смысле этого слова,уже родители с красными дипломами в ужасе от того что не изучали подобное и решить его не могут. Многие нормальные учителя за голову берутся когда видят тот объем сложных знаний который ученик должен освоить что бы выпуститься из школы. Просто выпуститься. Лед тронулся и Путин попросил отменить ДЗ в старших классах из-за слишком сильной загруженности,додумался блин. Но это осталось насколько мне известно лишь на словах. Если какой нибудь красивенький,умненький,мальчик гуманитарий не сможет сдать физику или математику,то по вашему ему нужно ставить двояк а после и на второй год оставлять? И оставлять пока он не освоит? Ведь так должно быть сейчас,а то что делают учителя это незаконно и прямое нарушение. Вы предлагаете постоянно содержать ораву вечных учеников которые повинны лишь в том что не урожденные физики? Не урожденные математики или химики? В том что не хотят поступить в какой нибудь МФТИ? Вы предлагаете оставить страну без профессиональных рабочих,без выпускников ВУЗов? Не будет этого! Не дадим. А вы или дурак, или (что вероятнее) - враг!
Времена изменились, солнце. Теперь не сноповязалка и простейший токарный станок, а сложный станок с ЧПУ на заводе. И компьютеры со сложным ПО. Насчет перекосов, когда в школе дают курсы ВУЗов - не помню такого. Хотя учился в физ-мат школе. А в школе держат (открою секрет) - чтобы не пошел на улицу, не начал стрясать с прохожих "на выпивон", чтобы дорос до более-менее вменяемого возраста, вышел из детства, начал хоть немного соображать. В тюрьму по тупости не загремел. Другими словами - спасают. И никаких особенно сложных предметов в школе нет, все можно освоить, если приложить немного старания, не преувеличивайте
4 +6−2Alex Zan13:39:33
28/02/2016
-4 +1−5Владимир Савченко13:15:57
28/02/2016
с ленью борется сама жизнь. Заставляет учиться- чему? Зачем?С каким результатом? ИМХО, обязательно нужно учить только чтению и арифметике. а дальше только по индивидуальным программам. Без оценок. Без нервотрепки.
Владимир, проведите эксперимент - родите своего ребенка и не отправляйте его в школу. И сами не учите, без обмана. Пускай его учат улица, интернет, друзья и т.д. А через 16 лет посмотрим что из него выйдет. Заранее скажу, что над своим я такое проделывать не согласен.
3 +3−0Etshe chego zahoteli01:12:32
29/02/2016
И охота "ленте" это бред популяризовать?
Мало в 20-е - начале 30-х с образованием наэкспериментировались?
3 +3−0Константин Иванов-Польский20:59:03
28/02/2016
Что характерно, наиболее активны в критике школы патологические троечники. Нет, не только те, кто учился на тройки, но и те троечники, которым не дали ими стать (эти особенно активны, потому, что с детства психологически травмированы и на каждом углу скулят о своих болях и фобиях, которые не удосужились вылечить, потому, что до сих пор боятся к ним прикоснуться и выдернуть, как боится трогать занозу ребенок).
А теперь зададим себе вопрос: вот если все, о чем пишут эти мечтатели сбудется, то что случится через 10 лет в нашей жизни, обществе? Пра-а-авильно! Полный трындец и победа невежества. Может в этом цель, заказ элиты. так сказать, убедить массы в ненужности школы, чтобы они скатились до уровня быдла?
Это мне напоминает книжки о Гарри Поттере, которые рассказывают о борьбе двоечников с отличниками и хорошистами, олицетворяя мечты и потрафляя оболтусам.
3 +5−2Konstantin Vlasov14:09:40
28/02/2016
1 +4−3Alex Zan14:01:10
28/02/2016
Вы предлагаете не заставлять? Предлагаете плодить неучей, чтобы они в 18 лет пришли на завод, даже не умея говорить по-русски и не делая пошевелить пальцем? Или как?
Именно. Предлагаю не заниматься тупым заставлением ради того что бы очередное тело тупо где-то сидело. Именно так: Сидело ибо как правило ничем больше оно не занимается.

Вопрос тут как всегда в заинтересованности и способностях. Макаренко в свое время это четко усвоил и не пытался заставлять ученика учить что-то что он не любит и что ему ненужно. По данному предмету давались базовые знания и все. Но выделялись любимые предметы ученика (а он на одну секундочку с беспризорниками-малолетники преступниками работал,представляете контингент?) по которым он усердно занимался. Сейчас же мы имеем следующее: Ученик четкий гуманитарий который гуманитарные предметы щелкает как орешки,может никогда не готовиться и при первом же спросе отбомбить на зависть всем. Отрада учителей. Но у него проблемы с математикой и физикой,не может он освоить новый сложный материал. Знаете что делают в обычных школах для таких учеников? Их не заставляют учить. Им ставят тройки или даже четверки просто так,что бы он получил диплом и пошел работать,а не ломают ему жизнь из-за какой то математики и физики которая ему в жизни не пригодится,и через 5 лет он её даже не вспомнит. И что-что,а говорить по русски и шевелить пальцами такие ребята умеют. Это ведь всяко лучше чем раз за разом ставить им двойки,даже оставлять на второй год,ломать ребятам жизнь. Или вы предлагаете плодить постоянных школьников,постоянных "второгодников" которые и по русски умеют говорить,и считают больше чем необходимо,и руками двигают чудесно но не смогли освоить сложный и ненужный в жизни и их профессии материал?
3 +5−2Alex Zan13:19:25
28/02/2016
5 +8−3Мария Минькина13:02:39
28/02/2016
Вот такие "мыслители" загонят бедняков в еще более беспросветную яму бедности!!! Кто сможет выбрать по карточке в детстве нужные ему предметы? Да люди в 25 лет не всегда могут окончательно определиться с профессией, а если родителям наплевать, или они сами не очень-то образованны, как они смогут решить за ребенка или сам ребенок, что реально ему нужно? Или вот еще: по индивидуальной программе человек набрал одни точные науки и технические прикладные навыки и ни одной гуманитарной, и в итоге связно текст не сможет написать и понимать тонкости политики, искусства, литературы. Вот тот самый болванчик для управления, даже соскочить в другую профессию не сможет в силу узкой специальности и кроме техники ни в чем не шарит, заливай в уши что хочешь.
Те, кто стонет, что зачем мне эта алгебра и химия, пустая трата времени, если я буду юристом, так эти науки учат вас мыслить, напрягать мозг, искать решения, использовать алгоритмы, и если бы не они-вы были бы глупее, чем сейчас. Кроме того, в школе есть коллектив, и даже товарищество против "злой училки" уже хороший коммуникативный навык, не говоря про другие.
Дайте детям свободу и что, они сядут за книжки? Я вас умоляю. Не все полезное приятно, так что стресс - нормальная реакция у детей на энегетически затратный процесс получения знаний и навыков. Дозированный стресс - почва для роста и развития человека. Но ведь контролировать школы сложнее, чем просто их уничтожить.
Более того. Наскоки на школу, попытки ее оболгать ни к чему хорошему привести не могут. Развалив школу, что мы получим? Стадо тупых неучей, которые не будут в состоянии жить в современном обществе, пользоваться и разрабатывать современные приборы и оборудование, где буйным цветом расцветут суеверия и религия.. в конечном итоге опустятся и станут неконкурентоспособными? Может, это и есть конечная цель подобных статей??? Сломать легко, но отстроить трудно!
3 +5−2Sergei Smolovich10:58:09
28/02/2016
да это все просто потому что с древнейших времен существоали ДВА ФУНДАМЕНТАЛЬНО противоположных по принципам МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ и организации самого понятия "ШКОЛА" !

Школа Платона, Сократа - это Школа, в которой образование основано на принципе " Ставить перед учеником задачу - и научив его ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ, помогать тем самым ему решать поставленную задачу САМОСТОЯТЕЛЬНО !!! т.е. такая Школа, которая развивает способность МЫСЛИТЬ и делать выводы...
практически ВСЕ учиники таких школ становились известными Мыслителями и Творцами...
Над Рисовальной Школой братьев Караччи были высечены такие слова: "СЮДА НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ЛЮДИ НЕ ЗНАЮЩИЕ ГЕОМЕТРИИ"

Скульптор. Живописец, Архитектор и Военный Инженер Микельанжело Буонаротти учился в Школе Гирландайо рисовать, но Философии он научился в Школе при дворце Лоренцио Медичи во Флоренции

- в добрые славные времена Властители не стремились окружить себя глупыми холуями, как некоторые русские цари и путлер сейчас в россии ?
... а воспитывали целые поколения людей, совокупная мудрость и таланты которых прославляли монарха...

Почему бы, казалось Царскосельский Лицей воспитал плеяду изумительных литературных талантов? ...

Дельвиг, Илличевский, Кюхелбеккер, Пушкин, Салтыков-Шедрин, Бакунин...
НЕ потому, что туда только "талантливых набирали" а потому что ТАМ СОЗДАВАЛИ ТАЛАНТОВ !!!

По точно той же причине в моей Художественной Школе в Нью Йорке, "почему-то" все дети научились такому сильному и глубокому уровню Рисунка, Живописи, Композиции и Лепки, какого не найдешь ни в одном американском колледже :)))
я исхожу из убеждения, что ТАЛАНТЛИВЫ вообше ВСЕ на свете!! ( ну кроме уж совсем дураков ). просто все талантливы ПО РАЗНОМУ... в РАЗНЫХ областях .. и моя задача - НЕ "надрессировать" ученика, а разобраться в нем и помочь ему НАЙТИ И РАЗВИТЬ СВОИ ТАЛАНТЫ !!!
-----------------

Прямо противоположных принципов придерживается школа для ремесленников, ее задача - в кратчайшее время дать ученику наилучший НАБОР НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫЙ именно в его "узкой специализации"
.. и уж ни коем образом НЕ учить его философии, т.е. способности МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО... а то он еще вдуг задумается о том, почему он всю жизнь должен за гроши на фабрике батрачить ?

Этот вид образования имеет свои положительные стороны и наиболее эффективно использовался в США, для помощи иммигрантам освоить Новый Мир...
Сотни кораблей со Старого Света швартовались у пирсов "Нового Амстердама" ( который теперь называется Нью Йорк ) и толпы иммигрантов со всех стран Европы должны были КАК МОЖНО БЕСТРЕЕ изучить Английский и приобрести такие ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, которые давали им возможность содержать семьи ...
и за сотни лет иммиграции США выработали НАИЛУЧШУЮ систему интегрирования и адапатаци... которой может позавидовать Европа, миграционный кризис в которой не способен быстро "переварить" миллион беженцев с ближнего востока...

Так что ВСЕ БЕДЫ описымывае в этой статье проистекают от того, что в современной школе НЕЭФФЕКТИВНО перемешаны эти два разных принципиальных подхода с преувеличенным нажимом на ВТОРОЙ, более примитивный способ обучения...
3 +6−3Юрий Луганцев10:57:36
28/02/2016
Да уж.
Классичесская школа - это машина насилия над неокрепшими духом детьми.
2 +2−0Dmitry Pikalov08:23:59
29/02/2016
ВШЭ опять продвигает идеи задолбавшего всех педагогов и совершенно неэффективного компетентностного подхода. А сама идея, что образование "улучшает бедняков к выгоде угнетающих их людей", относится к системе современного деградирующего российского образования, в чем не последнюю роль как раз сыграли спецы ВШЭ. Благодаря их реформам "освобождение от угнетения" превратилось в освобождение от образования.
2 +2−0Etshe chego zahoteli01:25:08
29/02/2016
2 +4−2Konstantin Vlasov14:46:15
28/02/2016
Именно! Правда обучение было на первых порах не 10 летним. Крестьянам давался базис на уровне "Считать,писать,читать" и немного больше. Тот же Шпагин (конструктор ППШ) вообще окончил 3 класса. В школах грамотности учили вообще 2 года. Но так было не из-за учеников,а из-за того что государство не могло обеспечить больше. Был тот же Макаренко который работал и давал все то что ученик мог взять физически.

Сейчас же что! Всем и без разбору ученикам в старшей школе запросто дают знания специализированных ВУЗов. И всем плевать как они должны это освоить. Причем не одного,а по многим предметам. Сначала куча сложных предметов в школе,после куча сложного ДЗ,а после очень сложные экзамены. У учеников нервы сдают и крыша едет в прямом смысле этого слова,уже родители с красными дипломами в ужасе от того что не изучали подобное и решить его не могут. Многие нормальные учителя за голову берутся когда видят тот объем сложных знаний который ученик должен освоить что бы выпуститься из школы. Просто выпуститься. Лед тронулся и Путин попросил отменить ДЗ в старших классах из-за слишком сильной загруженности,додумался блин. Но это осталось насколько мне известно лишь на словах. Если какой нибудь красивенький,умненький,мальчик гуманитарий не сможет сдать физику или математику,то по вашему ему нужно ставить двояк а после и на второй год оставлять? И оставлять пока он не освоит? Ведь так должно быть сейчас,а то что делают учителя это незаконно и прямое нарушение. Вы предлагаете постоянно содержать ораву вечных учеников которые повинны лишь в том что не урожденные физики? Не урожденные математики или химики? В том что не хотят поступить в какой нибудь МФТИ? Вы предлагаете оставить страну без профессиональных рабочих,без выпускников ВУЗов? Не будет этого! Не дадим. А вы или дурак, или (что вероятнее) - враг!
"ученикам в старшей школе запросто дают знания специализированных ВУЗов" - шутите? Какие там знания специализированных вузов, самые что ни на есть базовые знания.
2 +2−0Etshe chego zahoteli01:17:00
29/02/2016
3 +5−2Konstantin Vlasov14:09:40
28/02/2016
Именно. Предлагаю не заниматься тупым заставлением ради того что бы очередное тело тупо где-то сидело. Именно так: Сидело ибо как правило ничем больше оно не занимается.

Вопрос тут как всегда в заинтересованности и способностях. Макаренко в свое время это четко усвоил и не пытался заставлять ученика учить что-то что он не любит и что ему ненужно. По данному предмету давались базовые знания и все. Но выделялись любимые предметы ученика (а он на одну секундочку с беспризорниками-малолетники преступниками работал,представляете контингент?) по которым он усердно занимался. Сейчас же мы имеем следующее: Ученик четкий гуманитарий который гуманитарные предметы щелкает как орешки,может никогда не готовиться и при первом же спросе отбомбить на зависть всем. Отрада учителей. Но у него проблемы с математикой и физикой,не может он освоить новый сложный материал. Знаете что делают в обычных школах для таких учеников? Их не заставляют учить. Им ставят тройки или даже четверки просто так,что бы он получил диплом и пошел работать,а не ломают ему жизнь из-за какой то математики и физики которая ему в жизни не пригодится,и через 5 лет он её даже не вспомнит. И что-что,а говорить по русски и шевелить пальцами такие ребята умеют. Это ведь всяко лучше чем раз за разом ставить им двойки,даже оставлять на второй год,ломать ребятам жизнь. Или вы предлагаете плодить постоянных школьников,постоянных "второгодников" которые и по русски умеют говорить,и считают больше чем необходимо,и руками двигают чудесно но не смогли освоить сложный и ненужный в жизни и их профессии материал?
Во-первых, еще как заставлял. Не надо тут сказки о Макаренко рассказывать.
Во-вторых, таких ярко выраженных гуманитариев (или, наоборот, технарей) десятой доли процента не наберется. Остальных вполне можно выучить.
В-третьих, умение делать то,что надо, а не то, что хочется, само по себе крайне важно - возможно, самое важное из всех умений.
2 +2−0Павел Вячкилев17:25:30
28/02/2016
3 +5−2Konstantin Vlasov14:09:40
28/02/2016
Именно. Предлагаю не заниматься тупым заставлением ради того что бы очередное тело тупо где-то сидело. Именно так: Сидело ибо как правило ничем больше оно не занимается.

Вопрос тут как всегда в заинтересованности и способностях. Макаренко в свое время это четко усвоил и не пытался заставлять ученика учить что-то что он не любит и что ему ненужно. По данному предмету давались базовые знания и все. Но выделялись любимые предметы ученика (а он на одну секундочку с беспризорниками-малолетники преступниками работал,представляете контингент?) по которым он усердно занимался. Сейчас же мы имеем следующее: Ученик четкий гуманитарий который гуманитарные предметы щелкает как орешки,может никогда не готовиться и при первом же спросе отбомбить на зависть всем. Отрада учителей. Но у него проблемы с математикой и физикой,не может он освоить новый сложный материал. Знаете что делают в обычных школах для таких учеников? Их не заставляют учить. Им ставят тройки или даже четверки просто так,что бы он получил диплом и пошел работать,а не ломают ему жизнь из-за какой то математики и физики которая ему в жизни не пригодится,и через 5 лет он её даже не вспомнит. И что-что,а говорить по русски и шевелить пальцами такие ребята умеют. Это ведь всяко лучше чем раз за разом ставить им двойки,даже оставлять на второй год,ломать ребятам жизнь. Или вы предлагаете плодить постоянных школьников,постоянных "второгодников" которые и по русски умеют говорить,и считают больше чем необходимо,и руками двигают чудесно но не смогли освоить сложный и ненужный в жизни и их профессии материал?
Ваше предположение могло бы быть верным... если бы структура рынка труда совпадала бы по своему составу с желаниями школьников. Грубо говоря - Вы уверены что "красивенький умненький" гуманитарий себе работу найдет по профилю? Может быть, у кое-кого перепроизводство гуманитариев с одновременной нехваткой "технарей"?
2 +4−2Konstantin Vlasov14:46:15
28/02/2016
-3 +4−7Alex Zan14:26:50
28/02/2016
Вспомните, чем была Россия 100 лет назад? Правильно, крестьянским государством! 96% населения - крестьяне, не умеющие ни читать ни писать и не знающие арифметики. За 100 лет мы догнали (а кое-где и обогнали) страны Запада, благодаря чему? В основе этих достижений - всеобуч! Обязательное 10-летнее обучение всех детей! Вы предлагаете плюнуть на эти достижения и вернуться обратное в крестьянскую страну?? Не будет этого! Не дадим. А вы или дурак, или (что вероятнее) - враг!
Именно! Правда обучение было на первых порах не 10 летним. Крестьянам давался базис на уровне "Считать,писать,читать" и немного больше. Тот же Шпагин (конструктор ППШ) вообще окончил 3 класса. В школах грамотности учили вообще 2 года. Но так было не из-за учеников,а из-за того что государство не могло обеспечить больше. Был тот же Макаренко который работал и давал все то что ученик мог взять физически.

Сейчас же что! Всем и без разбору ученикам в старшей школе запросто дают знания специализированных ВУЗов. И всем плевать как они должны это освоить. Причем не одного,а по многим предметам. Сначала куча сложных предметов в школе,после куча сложного ДЗ,а после очень сложные экзамены. У учеников нервы сдают и крыша едет в прямом смысле этого слова,уже родители с красными дипломами в ужасе от того что не изучали подобное и решить его не могут. Многие нормальные учителя за голову берутся когда видят тот объем сложных знаний который ученик должен освоить что бы выпуститься из школы. Просто выпуститься. Лед тронулся и Путин попросил отменить ДЗ в старших классах из-за слишком сильной загруженности,додумался блин. Но это осталось насколько мне известно лишь на словах. Если какой нибудь красивенький,умненький,мальчик гуманитарий не сможет сдать физику или математику,то по вашему ему нужно ставить двояк а после и на второй год оставлять? И оставлять пока он не освоит? Ведь так должно быть сейчас,а то что делают учителя это незаконно и прямое нарушение. Вы предлагаете постоянно содержать ораву вечных учеников которые повинны лишь в том что не урожденные физики? Не урожденные математики или химики? В том что не хотят поступить в какой нибудь МФТИ? Вы предлагаете оставить страну без профессиональных рабочих,без выпускников ВУЗов? Не будет этого! Не дадим. А вы или дурак, или (что вероятнее) - враг!
2 +5−3Konstantin Vlasov13:57:53
28/02/2016
1 +6−5Alex Zan11:52:26
28/02/2016
назовите мне, чем, кроме насилия, можно заставить что-то делать "неокрепших духом" детей? убеждением? уговорами?? процентов 10, не более... а остальных?
Проблема в том что "заставить" противоречит "учиться". Косить такой заставленный будет от всего и лишь формально под прямой угрозой что-то исполнять ради формальных оценок. Это я как практик говорю.
2 +5−3Alex Zan13:35:13
28/02/2016
0 +2−2Владимир Савченко13:26:25
28/02/2016
автор абсолютно прав в том, что все те полезные знания и навыки, которые человек приобретает, это не благодаря, а вопреки школе. Я, например, считаю последние 5 лет в школе потерянным временем. Благо, последние пару лет я на нее плотно забивал (посещал только чтобы оценки поставили) и занимался компьютерами программированием. Кстати, чтобы сдать экзамен по химии, которую у нас в школе не преподавали, пришлось ходить к преподавателю, которая ВЕСЬ курс школьной химии дала за 8 занятий + самостоятельная работа. Экзамены были успешно сданы.
Химия - мой любимый предмет в старших классах.. Проста как 3 копейки.. не понимаю почему её так боятся. Это же конструктор! запомнил внешний вид 10 кубиков - и строй из них соединения... Но по поводу главной мысли Владимира не согласен. Математика, физика, химия школьного курса - это фундамент, на котором стоят все без исключения предметы. Именно этим ценна школа - она дает фундамент для будущей жизни
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь