„ | значит я в сказке в свое время жил.. | “ |
После столкновений между этническими казахами и турками в ауле Бурыл Джамбульской (Жамбылской) области Казахстана власти страны пошли навстречу участникам беспорядков. Семью турецкого юноши, заподозренного в убийстве, выселили из поселка. Раньше в ходе межэтнических конфликтов государство точно так же отступало перед национализмом «народных масс». И точно так же, как и раньше, ближайший союзник России в Центральной Азии продолжает отрицать, что на территории республики имеют место межэтнические конфликты.
Диаспору заставили извинитьсяПроизошедшие 16 февраля в селе Бурыл (Ровное) Джамбульской области Казахстана столкновения имели все признаки межэтнического конфликта. Беспорядки начались после того, как 15 февраля в одном из домов поселка нашли тело пятилетнего казахского мальчика со множественными ножевыми ранениями. Мать ребенка обнаружила, что из дома пропали деньги. По подозрению в убийстве по горячим следам задержали местного жителя — как сообщили СМИ, турецкой национальности. В это же время по селу прошел слух, что сознавшийся в убийстве парень якобы состоит на учете у психиатра и по этой причине может избежать наказания. Это возмутило сельчан.
К дому подозреваемого пришли несколько десятков человек и потребовали, чтобы его семья покинула село. В Бурыл были стянуты силы полиции и военные (во всяком случае, появились сообщения о внезапных учениях в этом регионе). По предоставленной СМИ информации, старейшины казахской и турецкой общин села провели переговоры и призвали жителей сохранять спокойствие. На встречу с населением прибыли представители правоохранительных органов и местной исполнительной власти, которые обратились к собравшимся с просьбой разойтись по домам. Как всегда в подобных случаях, власти разъяснили, что преступление носило бытовой характер. А СМИ, за редким исключением, не упоминали о том, что подозреваемый и жертва принадлежат к разным этническим группам.
Однако правоохранительные органы области увидели в конфликте именно этническую подоплеку. Об этом можно судить по сообщению агентства Regnum, источник которого в силовых структурах подтвердил, что стычки происходили между селянами разных национальностей. В Бурыл были введены внутренние войска. Для погашения конфликта власти не столько используют правоохранительные органы, сколько стараются сделать так, чтобы разгоряченное население выпустило пар.
О том, что семья подозреваемого выселена, сообщил представитель ведомства, которое обязано надзирать за соблюдением законности, — областной прокуратуры. Для юриста это — комедия положений. Но казахстанские СМИ, которые в таких случаях получают недвусмысленные указания сверху, растиражировали новость без малейших сомнений. Кроме того, в СМИ появились сообщения о том, что турецкая диаспора принесла извинения потерпевшим и жителям Бурыла, и даже пообещала отдать в качестве компенсации дом, в котором проживал подозреваемый. Это характеризует не столько нравы местных жителей, сколько информационную политику государства — новость о том, что коллективная ответственность по этническому признаку воспринимается обществом как норма, не сопровождалась ни разъяснениями официальных лиц, ни видимой реакцией власти.
Хронология погромовЭто не первый подобный случай в Казахстане. По мистическому совпадению, массовые беспорядки развиваются по одному и тому же сценарию: после бытовых преступлений начинаются столкновения между представителями разных национальностей, а власти традиционно отрицают межэтническую напряженность. Отличия только в одной из участвующих сторон: стычки казахов происходили с курдами, узбеками, чеченцами, причем конфликты случаются преимущественно в южных и западных областях республики. Необходимо при этом отметить важную деталь — довольно часто взаимная неудовлетворенность на местном уровне копится годами: до тех пор, пока не появляется повод для резкого всплеска.
Конфликты в селах Ынтымак и Бостандык Южно-Казахстанской области в феврале 2015 года до мелких деталей совпадают с событиями в Бурыле. Триггером для беспорядков стало убийство местного жителя-казаха, только подозреваемым был не турок, а таджик. В результате столкновений были сожжены несколько жилых домов и машин, принадлежащих таджикским семьям. Погромщики точно так же потребовали выселения представителей этнической группы, к которой принадлежал предполагаемый преступник. По информации «Радио Азаттык», властям даже пришлось переселить несколько таджикских семей из поселка Ынтымак — «для сохранения спокойствия в селе».
Массовая драка в селе Карамурт той же Южно-Казахстанской области произошла летом 2014 года между казахами и узбеками. Поводом стала ссора продавца магазина и двух молодых людей из соседнего села, которые не доплатили за пачку сигарет. По другой версии, жители поселка набрали товара на значительную сумму — 6 тысяч тенге (около 1200 рублей по актуальному на тот момент курсу) и отказались расплатиться. После этого несколько десятков «физически крепких молодых людей въехали в населенный пункт на автомобилях без госномеров». Молодые люди были вооружены огнестрельным оружием и арматурой, как сообщал сайт «Народного движения Узбекистана». А один из очевидцев рассказал СМИ, что от нападавших «досталось и женщинам, которые случайно оказались в тот момент на месте погрома». «Мы были так напуганы, что попрятали детишек в кукурузных посадках», — пояснил он. В селе был введен комендантский час. Официальные лица привычно списали произошедшее на «хулиганство».
Летом 2013 года поселок Шенгельды (Чингельды) Алма-Атинской области был блокирован полицейскими, патрули не пропускали в него машины из других населенных пунктов. Здесь произошла драка между казахами и чеченцами, в результате которой погиб казах. Местные жители заподозрили в смерти земляка двух чеченцев, дома и машины чеченских семей забросали камнями.
В 2007 году имели место столкновения между казахами и курдами в селе Маятас Толебийского района. Причиной погромов тоже стало желание восстановить справедливость: по информации СМИ, был изнасилован четырехлетний мальчик-казах, подозреваемым оказался курдский юноша. На сельском сходе казахская община потребовала от семьи предполагаемого насильника покинуть поселок. Родственники юноши согласились, но это не предотвратило агрессии: в один из октябрьских дней на дома курдов напали десятки односельчан, которые поджигали строения и избивали людей. Представитель этнического объединения курдов утверждал, что нападавшие били и детей, а полиция при этом не только не пыталась пресечь погромщиков, но даже вымогала деньги за охрану домов.
Весной 2007-го из-за драки между чеченцами и казахами произошел конфликт в селах Маловодное и Казатком Алма-Атинской области. В столкновениях тогда погибли три человека (по другим данным — пять человек). Около 300 местных жителей-казахов напали на дома чеченцев. Беспорядки продолжались три дня, толпа громила не только жилые и хозяйственные постройки, но и торговые палатки в селе. СМИ также приводили свидетельства очевидцев о том, что полиция как минимум не препятствовала погромщикам, а по некоторым данным руководство органов внутренних дел на местах было причастно к организации беспорядков.
«Межнациональное согласие — наша ценность»В августе 2006 года в городе Актау на западе Казахстана, на побережье Каспийского моря, толпа разгромила кафе и магазины, принадлежавшие чеченцам, лезгинам и азербайджанцам. А если говорить о событиях давно минувших дней, можно вспомнить, что в 1989 году в Новом Узене (сейчас — Жанаозене) произошли массовые выступления против переселенцев с Кавказа — в погромах участвовали до 30 тысяч человек. Комиссия председателя президиума Верховного совета КазССР тогда сделала довольно интересные выводы: причины беспорядков увидели «в запущенности социальной инфраструктуры города». Поэтому в обычае властей Казахстана трактовать конфликты с участием различных этнических групп как «бытовые» четко прослеживаются советские корни.
Череда межэтнических конфликтов в сельской местности не мешает чиновникам выдвигать декларации «межнациональное согласие — наша главная ценность». Они избегают демонстрации применения законной силы против «титульной нации» и фактически запрещают указывать этническую составляющую как повод для конфликта. Что в целом говорит о характере внутренней политики Казахстана больше, чем любые официальные заявления. Собственно, вся политика республики в этническом вопросе сводится именно к замалчиванию любых межнациональных трений — то есть строится строго по советской модели.
Под давлением превосходящих силО том, что такая политика чревата конфликтами, неоднократно говорили эксперты и в самой республике. Казахстанский политолог Андрей Чеботарев подчеркивал, что только после череды конфликтов «зашевелились и государственные, и неправительственные структуры», однако «как-то быстро этот спрос (на исследование напряженности в сфере межэтнических отношений —прим. «Ленты.ру») иссяк».
Известный в республике социолог Гульмира Илеуова отмечала, что межнациональные конфликты имеют «экономическую составляющую». «Есть некая внутренняя неудовлетворенность — в первую очередь у казахов, которые считают, что они обделены вниманием, что у них как у представителей титульной нации больше прав и что эти права должным образом не реализованы», — констатировала она. Эксперты резюмируют, что в Казахстане власть предпочитает уступать напору низового национализма. Что в общем-то весьма опасная тенденция. Не стоит забывать, чем именно это закончилось в ряде республик бывшего СССР.
Александр Широков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
11 +18−7 | Денис Корчуганов | 09:09:20 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
значит я в сказке в свое время жил.. |
9 +11−2 | александр Чунарёв | 09:30:49 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Ну да! Как сказал классик: ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать... Мои коллеги из джамбульского вертолётного полка рассказывали, как сказочно они уезжали из Казахстана. Не страна, а сказка! Ты им расскажи, как им было хорошо жить в Казахстане в конце 80-х - начале 90-х. |
9 +23−14 | Vadim Bazyak | 09:08:31 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
ненависть к "хохлам" по тв и другим замечена не была. Пропагандируется отрицательное отношение к действующей власти на украине и ее политике. не надо путать одно с другим. |
8 +8−0 | Дед Мазай | 11:47:09 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Сурова зима в Северном Казахстане - кумыс приходится грызть зубами. |
8 +11−3 | Денис Корчуганов | 09:14:23 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
то есть вы думаете что это нормальное явление, когда свезли все аулы на площадь Алма-аты,подвезли бочки с водкой напоили всех, кого надо укололи и отправили вершить самосуд? это все было по настоящему, погуглите хорошенько. |
8 +11−3 | ВЯЧЕСЛАВ МАРТЫНЕНКО | 09:04:34 20/02/2016 |
Кому-то неймётся зажечь Казахстан. |
7 +15−8 | Абв Гдеж | 08:15:58 20/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Вопрос в том, лучше ли государственный национализм, носящий гордое название патриотизма, национализма "низового". Мне почему-то так не кажется. |
6 +7−1 | Сергей Иванов | 11:12:43 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Тогда не плачь, когда вернешься без руки или ноги? |
6 +7−1 | Денис Корчуганов | 09:08:20 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
ну не скажите, те русские что живут в городах чувствуют себя более безопасно чем те что живут в километрах 200 от города, там расизм процветает. а по сути в КЗ диктатура, конфликты обычно закатывают в асфальт (самоубийство 2в грудь 1 в голову, жанаозень, и пр. ) мб поэтому и спокойно все ... |
5 +6−1 | Vio Vale | 13:47:59 20/02/2016 |
Статья тенденциозная. И лукавая. Вроде правда: семью выселили, дом предложили пострадавшим. Дальше утверждается между делом, что это в порядке вещей там. А на деле, от дома пострадавшие отказались, есть обсуждение на сайте Тенгриньюс, где большинство выступивших удивлялись такому решению старейшин. Так к чему эта статья? На всякий случай быть готовыми к борьбе с казахскими фашистами? На всякий случай иметь основу, чтобы вбить клин между людьми? На заметку тем, кто все принимает за чистую монету: в отличие от столицы России, в столице Казахстана не было ничего, подобного Манежке. |
5 +6−1 | Сергей Иванов | 11:44:44 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
В США тоже демократия, у них также имперские замашки. Ничего такого сверхъестественного в этом нет |
5 +6−1 | Сергей Иванов | 11:39:09 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
А мне нах он не нужен, только жить они нормально не умеют. И от того жизнь портят людям и себе |
5 +6−1 | Александр Соколов | 09:23:31 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Вы наверное жили в Казахстане в 1986? |
5 +7−2 | Денис Корчуганов | 09:18:15 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
ну вот вы и ответили, для вас это норма. |
5 +7−2 | akmar nurbekov | 08:52:55 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Ты писать без ошибок научись сначала ,хотя бы по русски,отжимальщик |
4 +4−0 | Сулим Земной | 16:04:45 20/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Из истории о распятом мальчике явно вытекает пропаганда ненависти к украинцам. |
4 +6−2 | Master of Puppets | 15:56:54 20/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Сам ненавижу подстрекателей. Я родился и вырос в Казахстане, четверть века уже в Германии. Всегда защищал казахов перед русскими с их шовинизмом, по себе знаю что это. Если по-человечески относится к казахам и они тебя уважать будут. Мой уже давно покойный дед говорил по-казахски и было ему беспредельное уважение со стороны казахов. Жаль очень, что много пропагандистского бреда о Германии от путен-СМИ докатывается и до вас. Самое главное иметь свою голову на плечах, казахи в этом смысле молодцы. И твоему дому МИР. |
4 +9−5 | Olga Tkach | 11:33:57 20/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Без переехавших русских и высланных немцев вы бы так и не выбрались из феодального строя. Но у вас все это впереди, продолжайте идти на поводу серой сельской массы. |
4 +5−1 | Vadim Bazyak | 09:16:53 20/02/2016 | ||||||
| ||||||||
государство - это в первую очередь сами люди. пока наш народ не станет цивилизованным ни о каком "идеальном" государстве и речи быть не может. Большинство людей живет понятиями племенного строя: Моя семья --> мои родственники --> моя община --> мой род. Должно 2-3 поколения смениться, чтобы зажить цивилизованно и построить правовое государство. |
4 +9−5 | Николай Кузнецов | 09:15:13 20/02/2016 |
Хорошая статья!!! А вот попробуйте поднять эти вопросы на нашем ТВ?! Не дадут.А проблема у нас ,как и у казахов то одинакова....Приезжие "креативные предприниматели" как правило азеры,даги , и прочие кавказцы хааарошим кушом сразу по приезде решают вопросы и с жильём и регистрацией и началом бизнеса....Поверьте,их,таких вот с деньгами ждут наши чинуши всех уровне и плевать как живёте вы....Вот и вся причина,эт если коротенько...Очень понимаю казахов.. |