Обострение комплекса мер

00:34 14/02/2016 Бывший СССР
Обострение комплекса мер

Год назад, 12 февраля 2015 года, после многочасовых мучительных переговоров главы России, Франции, Германии и Украины родили документ под названием «Комплекс мер по выполнению минских соглашений». Так называемый «Минск-2» позиционировался как основа, дорожная карта для разрешения не только противостояния в Донбассе, но и гражданского конфликта на Украине в целом. Реализация политической части «Минска-2» должна была привести к переформатированию украинского унитарного государства в более подходящую для общественной структуры страны федерацию. Однако прошел год, гражданская война на Украине продолжается, а само государство движется к политическому и экономическому коллапсу. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему так получилось.

Стреляют...

С одной стороны, минские договоренности сложно назвать успешными, ведь ни один пункт мирных соглашений так и не был выполнен. Даже те, которые имеют отношение к военным действиям. Так, вопреки первому пункту (о прекращении огня на третий день после подписания соглашения) Украина и самопровозглашенные республики продолжают взаимные обстрелы. «Всего с 1 по 7 февраля каратели обстреляли территорию ДНР 882 раза, в том числе из тяжелого вооружения — 770 раз», — говорит представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин. «Российские террористы (так в Киеве называют ополченцев —прим. «Ленты.ру») за 10 февраля 50 раз обстреляли силы антитеррористической операции», — жалуются в штабе АТО.

О мотивах Киева, который чаще открывает огонь первым, судить сложно: то ли это дань местным националистам, то ли попытка принудить непризнанные республики начать контрнаступление (как это было в январе 2015 года) и тем самым сорвать российско-европейское сближение по украинскому вопросу. В связи с этим отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения (второй пункт) тоже, по сути, не состоялся, как и эффективный мониторинг этого отвода и режима прекращения огня со стороны ОБСЕ (пункт третий).

К наблюдателям у ополченцев давние и серьезные претензии. В ДНР и ЛНР жалуются, что ОБСЕ не фиксирует многочисленные нарушения соглашения со стороны Киева по политическим причинам. Но ее действия логичны: если ОБСЕ признает факты регулярных обстрелов, Западу придется признать, что Украина нарушает минские соглашения. Наконец, никакого «вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ» и «разоружения всех незаконных групп» не состоялось.

В Киеве уверяют, что в Донбассе до сих пор находятся российские дивизии, но при этом не хотят заниматься разоружением националистических формирований, предпочитая вместо этого встраивать их в существующую структуру вооруженных сил. В итоге радикалы зачастую действуют самостоятельно, и чаще всего именно они осуществляют значительную часть обстрелов территории ДНР и ЛНР.

Не договариваются

Основная сложность в том, что Киев не выполняет не только военную часть минских соглашений (в срыве которой можно обвинить и ополченцев), но и политическую. Минские соглашения предполагали, что политическое решение гражданского конфликта в Донбассе будет найдено через прямые переговоры между его участниками — официальным Киевом и руководством самопровозглашенных республик. Однако украинские власти считают, что участниками конфликта являются Украина и Россия, а сами столкновения в Донбассе представляют собой не гражданскую, а оборонительную войну. Чтобы не признавать гражданский характер конфликта, администрация Петра Порошенко отказывается садиться за стол переговоров с руководством ДНР и ЛНР, чем подрывает весь процесс политического урегулирования.

Так, никакого диалога о проведении местных выборов в Донбассе (пункты 4 и 12), который должен был начаться в первый день после отвода войск, не было. Проигнорирована необходимость обсуждения восстановления социально-экономических связей между республиками и Украиной (пункт 8) — Киев продолжает курс на блокаду отколовшихся территорий.

Ну и, наконец, главный, 11-й пункт минских соглашений — о проведении конституционной реформы, предполагающей децентрализацию Украины, не только не выполнен, но даже и не начинал выполняться. Пытаясь имитировать процесс, украинские власти предложили Верховной Раде конституционные поправки, не имеющие ничего общего с подписанными документами, однако украинские депутаты отказываются принимать даже их. А без конституционной реформы и местных выборов не может быть ни прекращения гражданской войны, ни возврата Украине подконтрольного ополченцам участка границы с Россией (пункт 9 минских соглашений).

Блокада продолжается

Теоретически, конечно, завершение гражданской войны на Украине могло бы состояться и без выполнения политической части соглашений, через гуманитарное сотрудничество и человечное отношение к противнику. Однако для этого нужно хотя бы выполнить гуманитарную часть «Минска-2». Однако и здесь нас ждет разочарование. Налаженной системы гуманитарной помощи Донбассу (пункт 7) нет — по сути, этим занимается Россия в одностороннем порядке, через общую границу с ЛНР и ДНР.

Амнистию всем участникам «событий, имевших место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» (пункт 5), Киев объявлять отказывается: украинские депутаты категорически против полной амнистии ополченцев как таковой, а власть боится вообще поднимать этот вопрос, опасаясь гнева националистических добровольческих батальонов.

Освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех» тоже не состоялся — ополченцы и украинские власти до сих пор не могут согласовать списки, хотя каждая из сторон уверяет, что у противника в плену находится от нескольких сотен до тысячи ее бойцов и активистов. По сути, единственным осуществленным тезисом минских соглашений является пункт 13: о создании рабочих групп «по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений». Только вот толку от них — никакого.

Минск будет

Из-за всего вышесказанного странно слышать заявления российских политологов об эффективности минских соглашений. Суть здесь вот в чем. Минские соглашения, несмотря на заморозку их исполнения, имеют огромное значение — как для России, так и для украинского государственного проекта.

Если внимательно посмотреть на содержание статей «Минска-2», можно увидеть, что эти соглашения — концентрированное выражение интересов России в украинском конфликте (амнистия, федерализация, а до этого — де-факто независимость ДНР и ЛНР). То есть речь идет о наиболее благоприятной для России формуле урегулирования конфликта в Донбассе и переформатирования Украины. Отказываться от этой формулы ради выработки других только потому, что на сегодняшний день «Минск-2» невыполним, неразумно — это было бы уступкой тактическим требованиям ради стратегических.

Да, сегодня соглашения не исполняются Киевом. Да, в срыве соглашений огульно обвиняют Россию, но формально Москве достаточно подождать. Откровенные срывы Киевом минских соглашений и общее улучшение имиджа России в мире неизбежно приведет к более объективному взгляду западного общества на украинские события. Появляется все больше политиков и журналистов, которые признают, что минские соглашения нарушает именно Киев.

Кроме того, деградация украинской экономики и государственных институтов может в итоге привести к смене власти в Киеве — социологические опросы показывают резкое падение рейтингов деятелей «революции достоинства». Это не означает, что на Украине к власти придут пророссийские силы, которые откажутся от евроатлантической интеграции и рванут в Таможенный союз, — но этого и не нужно. Нам достаточно того, чтобы революционеров сменили технократы, которые осознают, что ключевым национальным интересом Украины является ее выживание как государства, для чего нужно восстанавливать рабочие отношения с Россией.

Это не значит, что украинские технократы будут свободны от контроля Запада, что Украина будет управляться местными лидерами, а не западными «партнерами». Россия и Евросоюз уже достигли компромисса с Соединенными Штатами по вопросу федерализации украинского пространства — вопрос находится в стадии проработки. Не исключено, что после президентских выборов в США (где трое из четверых основных кандидатов — Трамп, Круз и Сандерс — выступают за более рациональную и менее активную внешнюю политику Соединенных Штатов) и прогресса в Сирии найти компромисс по украинской проблеме станет проще.

В Киеве все это понимают, поэтому Петр Порошенко перманентно играет на обострение ситуации, пытаясь принудить всех отказаться от минских соглашений из-за их нереалистичности и выработать новый формат решения конфликта в Донбассе. Вот только зачем ему в этом помогать?

Геворг Мирзаян

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(235):

1 ... 345 6 789 ... +1
0 +0−0Мишка Новик07:53:41
15/02/2016
Всё гениальное просто! Кто то подвозит боеприпасы и горючку...
0 +0−0O'Simon BenGadin01:52:48
15/02/2016
0 +0−0Евгений Петрук01:18:24
15/02/2016
Такое ощущение, что Вы пользуетесь гугл-переводчиком...
Простите, милостивый государь, что оскорбил слух ваш несовершенством машинного перевода, не дают нам в госдепе языковой практикой "в поле" заниматься.
0 +0−0O'Simon BenGadin01:50:59
15/02/2016
0 +0−0Евгений Петрук01:17:58
15/02/2016
Не юлите, ведите себя по-мужски; ответьте на простой вопрос - кто, когда и с кем согласовывал с ЛДНР проведение выборов.
Тищенко с Сидоренко. Теперь вы ведите себя "по-мужски" и опровергните. Более идиотского вопроса задать не могли? Где в гугл-переводчике мне отыскать такую информацию? Однако истиной остаëтся одно: даже росСМИ подтверждают, что согласовение идет и со стороны лугандонов в нем принимают участие Дейнего и Пушилин:

Ссылка на m.vz.ru
0 +0−0Евгений Петрук01:18:24
15/02/2016
0 +0−0O'Simon BenGadin21:53:51
14/02/2016
Ну значит не было никакой необходимости ограничивать против проводит.
Такое ощущение, что Вы пользуетесь гугл-переводчиком...
0 +0−0Евгений Петрук01:17:58
15/02/2016
0 +0−0O'Simon BenGadin21:51:48
14/02/2016
Давай сам подумай, Захарченко отказался? Отказался. Значит как минимум попытались согласовать. А ему не хочется, как бы простой народ не относился к Киевским, свои их достали в конец. Вон, у ватного идола Шарика на эту тему роликов как грязи.
Не юлите, ведите себя по-мужски; ответьте на простой вопрос - кто, когда и с кем согласовывал с ЛДНР проведение выборов.
0 +0−0Екатерина Кудинова23:14:25
14/02/2016
Забавненько. Россия любит свой суверенитет, но соглашения в своих интересах Украине навязывать не стесняется
0 +0−0O'Simon BenGadin22:10:30
14/02/2016
0 +0−0Добер12:40:40
14/02/2016
Если б Россия была стороной конфликта, она бы украину раздавила.
Ага, Великие Космолетные Войска бы прислала? Без (хотя разное говорят) ковровых бомбардировок Россия с нохчи 10 лет воевала с так себе успехом. А у Украины худо-бедно армия есть.
0 +0−0O'Simon BenGadin22:04:15
14/02/2016
0 +0−0Добер12:40:11
14/02/2016
НУ у нас не самое большое представительство)) 25 офицеров от РУмынии и 45 от США, от британии 25 тоже))
Дискуссия мимо прошла? Одного было бы достаточно чтобы скандал расскрутить если бы комиссия что-то где-то по-политическим делам мутила. А скандалы только у лугандонов в голове.
0 +0−0O'Simon BenGadin22:02:40
14/02/2016
0 +0−0Ivan Problemkin13:56:31
14/02/2016
Захарченко, наверное, и знает, но выборы запретил Порошенко!
Зачем людей обманываете, каклы? Или ТВ не смотрите, или думаете, что люди ТВ не смотрят, не видят вашего Петушка?
А вот облом: внимательно смотрим, слушаем и запоминаем все его кудахтанья!
Я не хохол, и в том-то все и дело, что ни их, а ваш телевизор смотрю.
0 +0−0O'Simon BenGadin22:01:13
14/02/2016
Комментарий удалён.
Жители Донецкой и Луганской областей временно перемещенные в Украину? А чего нет, там их дом.
0 +0−0O'Simon BenGadin22:00:10
14/02/2016
0 +0−0Добер12:37:30
14/02/2016
Украина еще должна объявить амнистию перед этим всем ополченцам и отпустить всех кто сидит за сепаратизм. А потом в ЛДНР провести выборы. ТОлько вы зря думаете , что прокиевские в ДОнбассе победят. типа Ляшко будет в ДОнецке баллотироваться)))
Ну так чего Захарченко мутит?! Ну не победят, чего ему ссать? Но видимо он что-то знает о настроениях тех, кто будет голосовать. А ведь еще много донецких и луганских на "материковой" Украине осели, они бы тоже высказались...
0 +0−0O'Simon BenGadin21:57:38
14/02/2016
Комментарий удалён.
Конституция, какбэ, основной закон. :) Но я понял и даже согласен. Только реплика эта к чему?
0 +0−0O'Simon BenGadin21:56:22
14/02/2016
0 +1−1Adam Johann Krusenstern09:09:00
14/02/2016
я как помню против выборов воем выл потрохшенко
Тут ведь вопрос против каких выборов. Когда лугандонское начальство решило свои какие-то дни проводить, да кого допускать кого не допускать само решать, тут да, Порох был против. В Минске решили по Украинскому законодательству, все остальное самодеятельность.
0 +0−0O'Simon BenGadin21:53:51
14/02/2016
1 +2−1Максим Незнайка 7505:04:05
14/02/2016
А в Крыму была агитация за? Хм... в этом не было ни малейшей необходимости
Ну значит не было никакой необходимости ограничивать против проводит.
0 +0−0O'Simon BenGadin21:51:48
14/02/2016
3 +3−0Евгений Петрук04:45:37
14/02/2016
12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ

×××××

Обсуждалось? Согласовывалось?
Когда, где и кем?
Если нет, значит, УКРАИНА не выполнила свои обязательства, связанные с проведением выборов.
Давай сам подумай, Захарченко отказался? Отказался. Значит как минимум попытались согласовать. А ему не хочется, как бы простой народ не относился к Киевским, свои их достали в конец. Вон, у ватного идола Шарика на эту тему роликов как грязи.
0 +0−0O'Simon BenGadin21:49:12
14/02/2016
2 +2−0WHIPPET 32604:44:42
14/02/2016
Ну,приедет Ляшко и будет агитировать (допустим)
и каковы итоги?)
Ну а чего сс.ть-то тогда? Устроил бы Захарченко выборы, победил бы со 146%! Ну или нет. Но ведь даже ты не сомневаешься в его победе. А он ссыт.
0 +0−0O'Simon BenGadin21:47:22
14/02/2016
4 +4−0Максим Незнайка 7504:42:07
14/02/2016
Ну ты же сам его привел, только не весь :)
Так и где там написано в какой конкретно момент должны быть проведены выборы? Нигде в общем то ничего не написано. По моему довольно очевидно, что Украина не будет согласна ни на какие выборы до восстановления контроля над границей, тебе же это очевидно да?
Выборы должны были быть проведены до конца 15го года. Там написано.Но тебе этого не хочеться видеть, как и 23 (или даже 27) наблюдателей от России в ОБСЕ. Так что совсем не очевидно, нет.
0 +0−0Обезьяна Старая и мудрая18:10:05
14/02/2016
Власть боится поднимать многие вопросы, опасаясь гнева националистических добровольческих батальонов. Не будет их бояться только власть, этим националистам подконтрольная. Поэтому, напрасны ожидания, что следующее правительство будет более адекватным.
Бардак будет продолжаться пока радикалы всех мастей не уничтожат друг друга физически.
0 +0−0Добер18:06:46
14/02/2016
0 +0−0Ivan Problemkin13:58:34
14/02/2016
В смысле - с какой целью жители Донбасса пришли в Донбасс? ? ? ? ?
Без смысла. Жители Донбасса там живут. Те кто пришел туда по приказу ТУрчинова с РСЗО, танками и самолетами это каратели. Карают мирных жителей за попытку высказать свое мнение. Причем на западенщине то же самое приветствовали.
0 +0−0Добер18:05:20
14/02/2016
0 +0−0Arthur Zougrov13:54:31
14/02/2016
На какие-какие земли?
Новороссии. ВСУ, вторглось в Новороссию. ГУглите, историческая область на Украине. Как каталония в Испании, или Квебек в Канаде.
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь