Если завтра Рунет

00:03 12/02/2016 Интернет и СМИ
Если завтра Рунет
Властям не верю ни на грош. Это попытки поставить под свой контроль, а в один день и изолировать Россию от мира

В России планируется повысить устойчивость Рунета к внешним атакам. Это позволит российскому сегменту сети продолжить работу в случае отключения от мирового интернета. «Лента.ру» выяснила, насколько велика реальная угроза изоляции Рунета и какие цели на самом деле преследует государство.

Чего хотят власти

В первую очередь правительство хочет получить гарантию устойчивой работы российского интернета. Для этого Минкомсвязи разработало законопроект о государственном контроле над интернет-трафиком на территории России. Об этом стало известно в четверг, 11 февраля. «Ленте.ру» эту информацию в министерстве прокомментировать отказались.

В законопроекте рассказывается, как обеспечить стабильную работу Рунета в случае агрессии извне, а также предлагается собрать полную информацию об устройстве отечественного сегмента сети и основных маршрутах интернет-трафика на территории страны. В частности, планируется создать систему мониторинга российского и трансграничного трафика и, по сути, подготовить базу для превращения Рунета в независимую внутреннюю сеть.

Когда о проблеме заговорили впервые

В июле 2014 года в России прошли учения по проверке устойчивой работы Рунета. Минкомсвязи совместно с ФСБ, министерством обороны и операторами связи попытались выяснить, можно ли отключить российский интернет извне. Согласно сценарию, отключение происходило в результате «злонамеренных действий» правительства США, корпорации ICANN и американских магистральных провайдеров AT&T, Level3 и Sprint. Все результаты затем были переданы в Совет безопасности РФ.

Многочисленные источники утверждали, что итоги учений вызвали опасения у спецслужб. Поэтому вопрос стабильной работы Рунета обсудили на закрытом заседании Совета безопасности в октябре 2014 года. По его результатам министр связи Николай Никифоров заявил, что в России необходимо создать элементы дублирующей инфраструктуры интернета. Это позволило бы обеспечить независимость и стабильность работы Рунета в любых условиях, но никаких технических ограничений для пользователей или отключений от глобальной сети при этом не планировалось.

В чем власти видят угрозу

По мнению государства, в данный момент Рунет неустойчив к серьезным внешним атакам или неожиданному отключению от глобальной сети. Например, все российские IP-адреса — уникальные адреса устройств в сети — выдает расположенная в Голландии организация RIPE NCC. Она распределяет IP-адреса по Европе, России и Ближнему Востоку. На основе ее базы данных российские операторы строят маршруты трафика. Если с этой базой данных что-то случится, то отечественный сегмент сети некоторое время не сможет работать.

Беспокойство у властей вызывают и серверы DNS, ответственные за корректную работу ресурсов зоны .ru и .рф. Некоторые из серверов расположены не в России, так что в случае внешнего воздействия многие сайты либо станут грузиться в разы медленнее, либо вовсе окажутся недоступны.

К тому же государство не до конца понимает, как функционирует сам Рунет. В прошлом сеть развивалась весьма хаотично, и поэтому в ее устройстве не так просто разобраться. На сегодня неизвестно даже точное число трансграничных каналов передачи данных. Хотя на организацию зарубежного канала компании должны получить разрешение ФСБ, в России существуют «серые» точки обмена трафиком, которые никто не контролирует.

Что предлагает Минкомсвязи

В первую очередь министерство хочет создать государственную систему мониторинга системы DNS и IP-адресов. Это позволит отслеживать корректность работы Рунета и определять основные маршруты движения трафика. С помощью этой информации можно будет построить резервные каналы, которые улучшат связность сети.

Также планируется внедрить резервный реестр российских IP-адресов, что гарантирует стабильность работы российского интернета в случае проблем с доступом к базе RIPE NCC.

Наконец, законопроект позволит четче контролировать трансграничные каналы связи. Обмениваться международным трафиком смогут только имеющие лицензию ФСБ операторы. «Серым» каналам придется либо прекратить работу, либо выполнять российские законы. Например, устанавливать системы СОРМ, которые обеспечивают доступ спецслужб к пересылаемым данным.

Рунет станет куда менее уязвим в случае массовых атак. А после отключения извне все российские сайты в зонах .ru и .рф продолжат работу в штатном режиме.

Как эти меры скажутся на приватности данных пользователей

Формально — никак. Все крупные операторы уже установили систему СОРМ, и государство имеет возможность отслеживать передаваемую ими информацию.

Что случится, если Россию все же отключат от мировой сети

Российские пользователи разом не лишатся доступа к западным сайтам и смогут еще некоторое время посещать их благодаря наличию кеша данных на серверах. По той же причине за рубежом будут доступны российские сайты. Затем информация на серверах заменится новыми данными, и тогда все отечественные ресурсы будут работать на территории России, но станут недоступны за ее пределами. В свою очередь российские пользователи не смогут заходить на иностранные сайты.

Могут ли российские власти изолировать Рунет

Теоретически, да. Для отечественных пользователей это также обернется потерей доступа к иностранным ресурсам, а в остальном мире не смогут посещать наши сайты. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в четверг, 11 февраля, уже заявил, что в России не обсуждается вопрос о полном контроле за интернетом. «Такая большая страна, как Россия, должна обладать своим потенциалом, чтобы компенсировать возможные недружественные шаги, направленные на то, чтобы вывести из строя целые сегменты сети. Работы, конечно, в этой связи ведутся, такие задачи ставились. И трактовать это как полный контроль над интернетом, наверное, было бы неверным», — подчеркнул он.

Велик ли шанс, что Россия все же лишится доступа к мировой сети

Возможное отключение России от мирового интернета крайне маловероятно, поскольку вся сеть децентрализована и не имеет единого органа управления. Для изоляции российского интернета потребуется согласие магистральных провайдеров, RIPE NCC и корпорации ICANN, управляющей доменными именами и IP-адресами. Все подобные решения в ICANN предварительно обсуждаются с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов, в том числе и с российскими экспертами.

Российские власти тоже не планируют ограничивать доступ к мировой сети. Еще в 2014 году президент Владимир Путин отмечал, что правительство не будет «ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль и огосударствлять интернет».

Существует ли резервная система работы интернета в других странах

Да, дублирующую инфраструктуру своего сегмента сети создали в Китае. Более того, DNS там контролируется государственной системой онлайн-фильтров «Золотой щит», также известной как «Великий китайский фаервол». Ее разрабатывали более пяти лет, а с 2003 года она была введена в эксплуатацию на всей территории Китая за исключением Гонконга и Макао. С помощью системы серверов, установленных на трансграничных каналах связи, в КНР фильтруется абсолютно весь интернет-трафик. Многочисленные цензоры также следят за публикуемой в сети информацией и оперативно удаляют ряд записей или блокируют доступ.

Владимир Тодоров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(49):

1 23+1
18 +18−0Andrey Ivanov03:13:37
12/02/2016
Властям не верю ни на грош. Это попытки поставить под свой контроль, а в один день и изолировать Россию от мира
18 +20−2Aha01:02:50
12/02/2016
Кто собирается отключать Россию от мирового интернета? какой бред. Так и скажите, что власть боится начала революции, майдана, протестных движений и организации людей в проетестные группы и координации своих действий.
Чтобы в интернете было только, то что разрешено партией
15 +16−1Зелебобер Кандибобер04:24:54
12/02/2016
Нет, государство не хочет отнимать у вас доступ к интернету, оно просто хочет вас защитить, понимаете? В Северной Корее, вот, например, даже от мобильных телефонов защищает государство граждан.
14 +18−4Alex Barinov00:59:26
12/02/2016
Комментарий удалён.
Паразиты готовят себе возможность щелкнуть выключателем. Надеюсь у них, у их детей и родителей раньше сердечко щелкнет...
12 +12−0Александр Безус07:20:29
12/02/2016
Вот зайдешь как-нибудь в итернет, а сборная России выиграла Чемпионат Мира по футболу, российская экономика самая устойчивая, а наши суды самые гуманные суды в мире.
11 +11−0Dutch Bird06:07:43
12/02/2016
>Еще в 2014 году президент Владимир Путин отмечал, что правительство не будет «ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль и огосударствлять интернет».

#этонемы #ихтамнет
11 +11−0Alexei Dubrovin01:10:23
12/02/2016
как у них всё красиво звучит... а на деле будет фигня, как мы сейчас с каждой флешки в телефон платим михалкову
9 +11−2Александ Сидров08:49:37
12/02/2016
Комментарий удалён.
"Российские пользователи разом не лишатся доступа к западным сайтам и смогут еще некоторое время посещать их благодаря наличию кэша данных на серверах. "

Сразу видно, что как авторы законопроекта, так и сотрудники гебельс-путинской ленты.ру вообще не понимают, как работает интернет.
9 +10−1Yuri Pozdnyakov01:05:40
12/02/2016
Ага, с учетом того, что серверы с данными всех крупных российских компаний находятся зарубежом (никто не любит маски-шоу с торжественным изъятием серверов и остановки всей деятельности), я с интересом буду смотреть на процесс изоляции
7 +9−2Dutch Bird06:10:04
12/02/2016
18 +20−2Aha01:02:50
12/02/2016
Кто собирается отключать Россию от мирового интернета? какой бред. Так и скажите, что власть боится начала революции, майдана, протестных движений и организации людей в проетестные группы и координации своих действий.
Чтобы в интернете было только, то что разрешено партией
Цензура по образцу Китая и Бирмы. DPI, аппаратный фаервол, вот это все.
6 +6−0Панкратов Владимир11:14:09
12/02/2016
9 +11−2Александ Сидров08:49:37
12/02/2016
"Российские пользователи разом не лишатся доступа к западным сайтам и смогут еще некоторое время посещать их благодаря наличию кэша данных на серверах. "

Сразу видно, что как авторы законопроекта, так и сотрудники гебельс-путинской ленты.ру вообще не понимают, как работает интернет.
Присутствует постоянное желание проникнуть в интернет,что-нибудь подкрутить,нанести ущерб, ,вред.Заодно ещё и Закон приняли о всеобщем склирозе.
6 +7−1Игорь Кулешов10:24:16
12/02/2016
Комментарий удалён.
срет
6 +6−0ak27drone05:49:16
12/02/2016
15 +16−1Зелебобер Кандибобер04:24:54
12/02/2016
Нет, государство не хочет отнимать у вас доступ к интернету, оно просто хочет вас защитить, понимаете? В Северной Корее, вот, например, даже от мобильных телефонов защищает государство граждан.
В странах с высоким уровнем жизни растет количество самоубийств. Так что, лишая нас благополучия, они, героически и самоотверженно, рискуя свободой и репутацией спасают нас от суицида!
4 +4−0Алексей Грошиков12:46:33
12/02/2016
11 +11−0Dutch Bird06:07:43
12/02/2016
>Еще в 2014 году президент Владимир Путин отмечал, что правительство не будет «ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль и огосударствлять интернет».

#этонемы #ихтамнет
он много пустых слов говорил....
3 +4−1Alexey Checkin13:00:07
12/02/2016
Комментарий удалён.
работает
3 +3−0konstantin ***09:38:38
12/02/2016
Даешь Чебурнет!
2 +2−0Виктор Русский №218:05:08
12/02/2016
Правящее ворье только об этом и мечтает, только вот не получится ничего, страна воров она и есть страна воров, полностью отключить могут но только не контролировать
2 +3−1Мих Пух14:59:42
12/02/2016
0 +0−0Добер12:13:37
12/02/2016
российская на аварийный случай. различия будут только в случае отключения интернета от рунета, например в случае массированной кибератаки.
массированной кибер атаки на ЧТО????
2 +3−1Dart Scarsson12:07:38
12/02/2016
-6 +3−9Saint Mike09:37:11
12/02/2016
"Кто собирается отключать Россию от мирового интернета?"
Те же, кто собирался отключить от SWIFT.
От SWIFT кого-то может отключить только SWIFT, к слову
2 +3−1Юрий Белый11:07:41
12/02/2016
-6 +3−9Saint Mike09:37:11
12/02/2016
"Кто собирается отключать Россию от мирового интернета?"
Те же, кто собирался отключить от SWIFT.
А что, такие заявления были? Типа какой-нибудь официальный представитель от ICANN скажет "В качестве санкций мы отключим Россию от Интернет"?
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь