«Считаю, что зря прожил жизнь»

00:24 02/02/2016 Россия
Виталий Калоев
Виталий Калоев
Он хотел ему помочь салат на кухне порезать, а швейцарец его даже в дом не пригласил, так в цивилизованных странах не делается.

В 2002 году в авиакатастрофе над Боденским озером Виталий Калоев потерял семью. Из-за ошибки сотрудника авиадиспетчерской компании Skyguide столкнулись два самолета, погиб 71 человек, в том числе жена и двое детей Калоева. Спустя 478 дней он убил авиадиспетчера Питера Нильсена и следующие четыре года провел в швейцарской тюрьме. Спустя 13 лет о тех событиях в США сняли фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Это драма о человеке, чья жизнь в одночасье разрушилась. Прототип героя Шварценеггера крайне редко общается с журналистами, но Виталий Калоев нашел время, чтобы встретиться с корреспондентом «Ленты.ру» и рассказать о своей судьбе.

Теперь свободного времени у него станет больше. Недавно он отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

«Виталий Константинович Калоев, о чьей судьбе известно на всех континентах земного шара, удостоен медали “Во Славу Осетии”, — сообщает сайт министерства строительства и архитектуры республики. — В день своего 60-летия он получил эту высшую награду из рук заместителя председателя правительства республики Северная Осетия-Алания Джанаева Бориса Борисовича».

Новости из Голливуда и Владикавказа пришли во второй половине января с разницей менее двух недель. «Фильм основан на реальных событиях: авиакатастрофа в июле 2002 года и то, что произошло через 478 дней», — указывает профильный сайт imdb.com. В авиакатастрофе погибли жена Виталия Светлана и их дети — одиннадцатилетний Константин и четырехлетняя Диана. Все они летели к главе семьи в Испанию, где Калоев проектировал дома. А 22 февраля 2004 года его попытка поговорить с сотрудником авиадиспетчерской компании Skyguide Петером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

«Я постучал. Нильсен вышел, — рассказывал Калоев репортерам "Комсомольской правды" в марте 2005 года. — Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели. И там понеслось».

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно — в ноябре 2008 года.

Во Владикавказе замминистра Калоев вел федеральные и международные проекты: телебашня на Лысой горе — красивая, с канатной дорогой, крутящейся смотровой площадкой и рестораном — и Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера. Оба объекта прошли все формальности — остается ждать финансирования. Башня, видимо, нужнее: нынешней телевизионной вышке Северной Осетии около полувека, состояние соответствует. Зато центр — необычнее: несколько залов, амфитеатр, школа для одаренных детей. «Очень сложный в техническом плане проект — линейные расчеты, нелинейные расчеты, каждый элемент в отдельности и все сооружение в целом», — оценивает творчество коллег Фостера замминистра в отставке.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело — это уже второй вопрос». Развернутых суждений о том, что не зависит от него, Виталий избегает. Фильм «478» — не исключение. Арнольда Шварценеггера Калоев, в принципе, ценит за роли «больших, добрых мужиков». При этом прототип уверен: Шварценеггер (в фильме — Виктор) сыграет то, что написано в сценарии, от которого Виталий ничего хорошего не ждет. «Если бы это было на бытовом уровне — один вопрос. Но тут Голливуд, политика, идеология, отношения с Россией», — говорит он.

Главное, о чем просит Виталий: не надо показывать, что он куда-то бежал, — как в европейском фильме по тому же сюжету. «Открыто пришел, открыто ушел, ни от кого не прятался. Все в материалах дела есть, все отражено».

Авторы голливудского фильма уверяют, что в роли Виталия Шварценеггер раскроется по-новому — не как «последний герой экшена», а в качестве чисто драматического артиста. Собственно, если следовать реальным событиям, по-другому и не получится. «В десять утра я был на месте трагедии, — свидетельствует Калоев. — Увидел все эти тела — в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».

На вопрос «может, больше себе надо прощать?» прямого ответа нет. Есть размышление о том, что принесло Виталию Калоеву известность «на всех континентах земного шара»: «Если человек на что-то пошел ради близких и родных — жалеть об этом потом нельзя. И себя жалеть нельзя. Пожалеешь себя на полсекунды — пойдешь вниз, опустишься. Особенно, когда сидишь: торопиться некуда, общения нет, в голову всякие мысли лезут — и такие, и такие, и такие. Не дай бог себя жалеть». О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал еще восемь лет назад: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Кажется, более всего Калоев жалеет немецких волонтеров и полицейских из лета 2002 года: «У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах — они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать — кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

Немцы, по словам Виталия, «вообще очень душевные люди, простые». «Я как заикнулся, что хотел бы на месте, где моя девочка упала, памятник поставить, — моментально одна немецкая женщина стала помогать, начала сбор средств», — говорит Калоев. И тут же возвращается к дням поиска: «Я руки на землю положил — пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле — или улетела куда. Повел руками — какие-то шероховатости. Стал доставать — бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник — с разорванной ниткой бус».

Виталий Калоев пытается вспомнить всех, кто помогал ему. Получается не вполне: «Очень много ребят отовсюду давали деньги, к примеру, моему старшему брату Юрию — чтобы он лишний раз приехал в Швейцарию, навестил меня». Два года в камеру к Калоеву каждый месяц присылали «сотню местных денег в конверте, на сигареты»; на конверте — буква W, тайну которой благодарный адресат хочет узнать до сих пор. Специальная благодарность — естественно, Таймуразу Мамсурову, главе Северной Осетии в то время: «Назначил в министерство здесь, помогал там. Не побояться приехать, как считалось, к уголовнику, убийце на суд в Цюрих, чтобы поддержать, для руководителя такого ранга — дорогого стоило». Особая признательность — Аману Тулееву, губернатору Кемеровской области: «Он три или четыре раза просто давал денег, часть своей зарплаты. И в Москве тоже дал, чтобы я чуть-чуть приоделся».

И письма, напоминает Калоев, шли отовсюду — из России, Европы, Канады и Австралии. «Даже из самой Швейцарии я получил два письма: авторы очень извинялись передо мной за то, что произошло. Когда меня освобождали, сказали, что я могу взять с собой 15 килограмм. Перебрал письма, убрал конверты — все равно одной почты больше двадцати кило. Посмотрели, сказали: “Ладно, бери и почту, и вещи”».

«Швейцарцы депортировали Калоева тихо и незаметно. Так же должна была действовать и российская сторона. Вместо этого — безобразное антиправовое шоу», — оценил торжественную встречу швейцарского заключенного в Домодедово генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский, ныне советник министра внутренних дел РФ. У противников героизации Калоева особый протест вызвало заявление движения «Наши»: «Калоев оказался… Человеком с большой буквы. И оказался наказан и унижен за всю страну… Если бы таких, как Калоев, было хотя бы немного больше, отношение к России было бы совсем другим. Во всем мире».

«Я прилетел, не ожидал, что меня в Москве так тепло встретят. Может быть, это и лишним было — но в любом случае приятно», — говорит Виталий Калоев восемь лет спустя.

«Научить жить после этого нельзя, — уверяет он, когда речь заходит о родственниках погибших в авиакатастрофе над Синаем. — Боль, может быть, притупилась чуть-чуть — но она не проходит. Загнать себя работой можно, работать надо — на работе человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать — плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям».

Прием по личным вопросам у замминистра Калоева, естественно, практически не прекращался все восемь лет: национальная традиция плюс статус знаменитого земляка. Попросить денег на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную, — перечисляет Виталий. — Знаю ведь и министров-коллег, и их замов — обращаешься к ним. Получалось не всегда, но что-то выходило. Процентов на сорок-пятьдесят». Меньше всего отказывали школам, откуда приходили за новыми окнами либо за капремонтом. Или же вовсе за лекцией от заместителя министра — «для старшеклассников, о том, какие принципы должны быть в жизни человека».

Отдельной строкой — звонки Калоеву из колоний. «Откуда они узнавали мой телефон, я не знаю. “Не можешь ли сигарет прислать?” — конечно, пришлю. Был человек по фамилии Кузнецов, узбека одним ударом в Питере свалил, когда тот к его сыну стал приставать. Организовали телемост, я выступил в его поддержку».

Сейчас больше всего Виталий хочет, чтобы его оставили в покое: «Частным человеком хочу прожить — всё, даже на работу не хожу». Во-первых, сердце: шунтирование. Во-вторых, Виталий в прошлом году женился, через тринадцать лет после трагедии. Единственное, чего он хотел бы «из публичного» — приехать на День Победы в Москву, влиться в «Бессмертный полк» с портретом отца: Константин Калоев, артиллерист.

«Меня много провоцировали на тему, чем отличается, к примеру, Башкирия, откуда большинство погибших в том самолете, от Осетии, Осетия — от центральной России, — говорит Виталий. — Имели в виду, конечно же, вывести на разговоры о кровной мести и тому подобных вещах. Я всегда отвечал так: абсолютно ничем не отличается, потому что мы все россияне. Человек, который любит свою семью, своих детей, сделает для них все. Таких, как я, в России много наберется. Если бы я не поехал и до конца не прошел этот путь — я ведь хотел просто говорить с ним, принять извинения — то после смерти мне не было бы места рядом с моей семьей. Я не хотел бы, чтобы меня похоронили рядом с ними. Я был бы этого недостоин. А для них мы и так все — русские. Непонятные, страшные русские».

Юрий Васильев (Владикавказ — Москва)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(145):

1 234 ... +1
22 +23−1Epic Troll01:56:55
02/02/2016
16 +25−9Степан Хренников01:20:30
02/02/2016
Пришел поговорить. Не зная языка, но с ножом.
Он хотел ему помочь салат на кухне порезать, а швейцарец его даже в дом не пригласил, так в цивилизованных странах не делается.
22 +25−3Михаил Кузнецов00:43:20
02/02/2016
да это трагедия
17 +18−1Epic Troll00:54:47
02/02/2016
Шварценеггер - примерный семьянин, ему эта роль в самый раз.
16 +25−9Степан Хренников01:20:30
02/02/2016
Пришел поговорить. Не зная языка, но с ножом.
13 +15−2Степан Хренников01:44:18
02/02/2016
12 +14−2Leo Lf01:31:56
02/02/2016
если он герой? то что? родные других жертв трусы?
никого не убили?
нет тут героизма. одна тоска
просто человеческая трагедия
он убийца, но я его судить не могу.
получи диспетчер срок 4-5 лет
возможно, это казалось бы возмездием
Диспетчер, по вашему, смотрел на сближающиеся точки на радаре и безумно хохотал? Почитайте хотя бы на вики про эту трагедию. Диспетчер - такая же жертва, как и все остальные.
12 +13−1Призрак Бармалея02:19:20
02/02/2016
3 +15−12Владимир Путин01:28:59
02/02/2016
Виноваты швейцарцы вернее их скайгайд и диспетчер умышленно или нет но по его вине столько детишек погибло. Сволочь даже не извинился перед россиянином! Не человек что ли! Да ты ему в ноги должен был упасть там на пороге дома.
Вы больной ? Нафига диспетчеру "умышленно" сводить самолёты ?
12 +14−2Leo Lf01:31:56
02/02/2016
если он герой? то что? родные других жертв трусы?
никого не убили?
нет тут героизма. одна тоска
просто человеческая трагедия
он убийца, но я его судить не могу.
получи диспетчер срок 4-5 лет
возможно, это казалось бы возмездием
12 +17−5Владимир Путин01:25:50
02/02/2016
Спасибо казахам за Амана Гумировича Тулеева лучшего губернатора России 2015 года в Национальном Рейтинге Губернаторов России! Хорошего достойного сына воспитали! Всегда знал что вы мудрый народ чуткий к чужой боли! Виталию - живи и помни о родных,за них не переживай они в лучшем мире чем мы.
11 +16−5Leo Lf02:01:03
02/02/2016
13 +15−2Степан Хренников01:44:18
02/02/2016
Диспетчер, по вашему, смотрел на сближающиеся точки на радаре и безумно хохотал? Почитайте хотя бы на вики про эту трагедию. Диспетчер - такая же жертва, как и все остальные.
по-моему, диспетчер не хохотал
но делал свое дело плохо и безответственно.
и суд поступил безответственно мягко.
я, вобще-то западник, но думаю,
если бы это были немецкие дети,
решение суда было бы другим.
и давление на суд было бы организовано
по крайней мере, в прессе и в общественном мнении
»диспетчер –такая же жертва» — согласен.
только жертвой его сделал не суд, а калоев
когда суд бездействует, его функции берут на себя люди
поэтому я калоева не могу судить.
9 +10−1New New09:20:29
02/02/2016
-23 +19−42Глеб Датлоу00:56:05
02/02/2016
Калоев - аморальный тип, и сегодня врёт, и дальше всем будет врать , так и помрёт во лжи.. а следствие установило, что выслеживал он диспетчера у его дома, не поговорить, конечно, а только затем чтобы убить.. и заранее ножичек наточил и
на суде признал, что убил, заранее спланировав все свои действия.
...
Короче , прав калоев, жизнь он прожил как ничтожество , и убил не за других и не за своих детей , а только из своего эгоизма ему было обидно и хотел решить этим убийством только свои проблемы..
настоящий кавказец своя жизнь и свои горести личные превыше сотен жизней других, и потом надо максимально изворачиваться и дурачком прикидываться , и любыми любыми способами пытаться избежать наказания ...
кауказец настоящий, просто герой всего региона витя мститель
Согласен, убил, и что характерно лучше ему от этого не стало. Просто чьих-то детей сделал сиротами.
9 +11−2Nemo05:46:30
02/02/2016
Они бы ещё фильм о несчастном Басаеве сняли. Калоев убийца, в штатах получил бы пожизненный срок в лучшем случае или электрический стул через 15 лет слушаний во всех инстанциях. Пусть скажут спасибо либеральной Европе.
9 +9−0Алексей Грошиков01:34:44
02/02/2016
убивать не хорошо как и диспетчерам так и другим людям...
8 +9−1Призрак Бармалея02:42:03
02/02/2016
0 +2−2Иван Михайлов02:35:31
02/02/2016
Нечаянно?
Гм, в результате принципиальных нарушений безопасной проводки самолётов компанией Sky Guard.

Диспетчер был частью этой системы и, вообщем-то, был обязан в какой-то момент сказать: " я не могу обслуживать самолёты в таких условиях, так как эти условия провоцируют катастрофу". Но, естественно, он этого не сделал, и продолжал работать, пока катастрофа не произошла, в том числе и в результате его ошибок, но эти ошибки были спровоцированны именно самой дефектной системой.

Но при этом, он естественно, не хотел что бы самолёты столкнулись и уж тем более не имел такого умысла, умысёл у него был успешно закончить работу в тот день и поехать домой, к семье, отдыхать.
7 +7−0Хузин Павел09:18:03
02/02/2016
3 +10−7Rubitel Matki01:45:40
02/02/2016
"Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели."

Да, нехорошо быть "арийским юберменшем", свысока относящимся к "варварам с Востока"... Даже на своих ошибках не учатся...
какой свысока? если бы вы случайно, по собственной оплошности убили 100 человек, вы бы смогли смотреть на их фотографии?
может быть ему просто было больно и совсеть мучала, ни с кем не хотел общатся
а Калоев решил что он "дерзкий".
Я не оправдываю диспетчера, но история очень мутная. И с фига ли он пришел с ножом чтоб просто поговорить? Не вяжется как-то
Калоеву тоже оправдания нет, взял грех на душу
7 +8−1Степан Хренников02:22:41
02/02/2016
-4 +2−6Призрак Бармалея02:17:33
02/02/2016
Ну фотографии он ему сумел показать, даже не зная языка. И даже если он планировал убить диспетчера - что это меняет в целом ?
Умышленное убийство отличается от убийства в состоянии аффекта.
6 +7−1Bu Bu11:20:11
02/02/2016
".. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы... удостоен Медали “Во Славу Осетии”,..."

Прости господи, великая трагедия, врагу не пожелаешь такого. Потерять детей, жену... Это больше, чем страшно.

Но за что он был назначен на высокий пост и удостоен звания героя?! За убийство? За то, что "отомстил" за свою семью?
У человека трагедия, а твари у власти даже на этом решили пропиариццца?

А еще больше, чем властные твари, удивляет электорат, бегающий с плакатами и выражаюший горячий одобрямс.
6 +6−0Алексей Журавлев10:18:31
02/02/2016
Только в нашем зазеркалье убийцам героев дают
6 +8−2Sergei Hudozhnin05:49:07
02/02/2016
Занятные нынче времена настали, газета берет интервью у убийцы, которому повезло так мало заплатить за свою ошибку. И в интервью этом так неосторожно для быдла на блюдечке вырисовывается образ мученика.
Мучеником он конечно был.
До своего "поступка".
После он стал обычным преступником.
Был бы образованным, знал бы, что месть боль не унимает. А если такая месть уняла его боль, значит это и не боль была, а так. Фу таким быть.
6 +10−4Сириус Б05:39:59
02/02/2016
У меня мать русская, а отец осетин. Ему его родители сказали бросить нас с матерью, потому что мать русская, а я русский выродок. И он бросил. Вот такие дела. А ещё называются православными. Себя считаю русским и только русским. И для себя давно решил кто такие осетины. Уверен, что точно такие же и армяне с грузинами. За редчайших исключением, может быть. А ведь русские спасли эти народы от уничтожения со стороны мусульман. Калоеву не верю, что он говорит правду о том, как проходил разговор между ним и диспетчером. Смахивает на туфту. Но сам поступок его уважаю.
5 +6−1Призрак Бармалея08:33:39
02/02/2016
-6 +2−8Гера Геров07:01:25
02/02/2016
Мразь этот калоев. Хорошие люди умирают, а выродки вроде него живут.
Ага, пилот дискоунтера Люфтганзы, недавно специально убивший полный самолёт пассажиров во Франции - хороший человек.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь