В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире Осипа Мандельштама произошел обыск, а самого поэта арестовали. За этим последовала трехлетняя воронежская ссылка, возвращение в Москву, переезд в Калинин, новый арест 2 мая 1938 года и лагерь, из которого Мандельштам уже не вернулся: 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком он погиб. А в июне 1969 года Александр Галич написал песню «Возвращение на Итаку», посвященную Осипу Мандельштаму, в которой детально пересказал события майской ночи 1934 года. 15 января исполняется 125 лет со дня рождения поэта. Накануне этой даты «Лента.ру» публикует комментарий к песне Галича «Возвращение на Итаку».
«Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!»«…Осип Мандельштам, вероятно, самый лучший поэт двадцатого века, который был в России и писал по-русски. Когда его арестовывали, в доме кроме него находились две женщины — его жена Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая считала его тоже своим учителем и просто великим поэтом. А за стеной в это время у поэта К., он же Кирсанов, запузыривали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой. Ну он, в общем, совершенно тут ни при чем, поскольку он не знал, что у соседей идет арест…» — так комментировал Александр Галич сюжет своей песни «Возвращения на Итаку» (домашний концерт в Минске, 1974).
Возвращение на Итаку
Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама
И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной,
И некому молвить:
«Из табора улицы темной...»
Мандельштам
Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед-прощелыга крутил юбилей,
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.
И жирные пальцы с неспешной заботой
Кромешной своей занимались работой,
И две королевы глядели в молчаньи,
Как пальцы копались в бумажном мочале,
Как жирно листали за книжкою книжку,
А сам-то король — все бочком да вприпрыжку,
Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица!
А пальцы искали крамолу, крамолу...
А там, за стеной, все гоняли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, и в целом мире мы одни».
«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»
И глядя, как пальцы шуруют в обивке,
Вольно ж тебе было, он думал, вольно!
Глотай своего якобинства опивки!
Глотай своего якобинства опивки!
Не уксус еще, но уже не вино!
Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!
На что ты истратил свои золотые?!
И скучно следили за ним понятые...
А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили —
За лень, за небрежный кивок на вокзале,
За все, что ему второпях не сказали...
А пальцы копались, и рвалась бумага...
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона, моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты...»
«...И только и света,
Что в звездной, колючей неправде...»
По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!
Но слово останется, слово осталось!
Не к слову, а к сердцу подходит усталость,
И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи!
Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!
Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона, ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона, ведь это песнь любви без слов...»
«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»
Песня была написана Галичем в июне 1969 года и посвящена Осипу Мандельштаму. Она входит в цикл «Литераторские мостки» (1966-1972), названный по имени могильного ряда на Волковом кладбище в Ленинграде и посвященный памяти репрессированных, подвергшихся гонениям властей поэтов и писателей (Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Даниила Хармса). В ней в точности описан обыск квартиры, где жил Мандельштам, и арест поэта.
«Учить щебетать палачей»В октябре 1933 года, после многочисленных переездов и скитаний по разным адресам Осип и Надежда Мандельштамы наконец получают в Москве отдельную кооперативную квартиру в писательском доме в Нащокинском переулке. Но обретенное относительное благополучие не радует поэта. Ему кажется, что он предал бедствующих и голодающих, вступил в ряды тех, кто служит власти, пишет на рекомендованные темы, выполняет государственный заказ. Об этом стихотворение «Квартира тиха, как бумага…», написанное в ноябре 1933 года:
Квартира тиха, как бумага —
Пустая, без всяких затей —
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель
Такую ухлопает моль.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.
К этому же времени относится и знаменитое мандельштамовское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», едва ли ни первая эпиграмма на Сталина:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны —
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей —
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз,
Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.
Мандельштам искупает «предательство», фактически обрекая себя на гибель: по свидетельствам современников, поэт прочел стихотворение по меньшей мере полутора десяткам людей. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире был произведен обыск, а самого поэта арестовали. «Мы живем…» стало главным обвинительным материалом в его деле. Впереди были трехлетняя воронежская ссылка, отсутствие работы, безденежье, отчаянье, возвращение в Москву, переезд в Калинин, повторный арест 2 мая 1938 года и последовавший за ним приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей. В начале сентября 1938 года в столыпинском вагоне Мандельштам отправляется в пересыльный лагерь. Ту страшную зиму он пережить не мог. 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком Мандельштам погиб.
«А две королевы бездарно курили»Источниками песни Александра Галича «Возвращение на Итаку» стали, видимо, слегка различающиеся воспоминания Анны Ахматовой и Надежды Мандельштам:
«Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара. Следователь при мне нашел «Волка» и показал О.Э. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра. Было совсем светло», — пишет Ахматова в «Листках из дневника».
Из «Воспоминаний» Надежды Яковлевны: «Всего их было пятеро — трое агентов и двое понятых. Старший из агентов занялся сундучком с архивом, а двое других — обыском. Наступило утро четырнадцатого мая. Все гости, званые и незваные, ушли. Незваные увели с собой хозяина дома. Мы остались с глазу на глаз с Анной Андреевной, вдвоем в пустой квартире, хранившей следы ночного дебоша. Кажется, мы просто сидели друг против друга и молчали».
Нескольких свидетелей обыска Галич в песню не включает, однако вроде бы незначительный сосед Кирсанов, присутствующий только в ахматовских «Листках из дневника», остается. Не сосед, а его вечно звучащая «Рамона» оказывается крайне важна. В комнате, в которой находятся Мандельштам, Надежда Яковлевна, Анна Ахматова (здесь — «король» и «королевы») и проводящие обыск, она слышится из-за стены, из квартиры празднующего юбилей соседа. Это проникновение «оттуда» постоянно подчеркивается: «всю ночь за стеной ворковала гитара», «а там, за стеной, все гоняли "Рамону"», «и пел за стеной тенорок-бедолага». «Рамона» так явственно и постоянно слышна не только потому, что «стены проклятые тонки». Все участники сцены молчат, и из-за висящего молчания музыка особенно явственна и назойлива.
В «Рамоне» самой по себе нет ничего плохого. Это популярная танцевальная музыка 30-х годов. Но в атмосфере обыска, предчувствия расставания, ожидания ареста и ссылки треньканье гавайской гитары и сладкий, томный мотив становятся нестерпимы. Некоторые строки и вовсе звучат как издевательство: «Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни».
Легкомысленный мотив и незатейливый текст «Рамоны» особенно неуместен в пространстве мандельштамовских смыслов, чужероден ему. Многократное, настойчивое упоминание копающихся в бумагах пальцев в описании процесса обыска («И жирные пальцы с неспешной заботой...»; «…как пальцы копались в бумажном мочале, / Как жирно листали…»; «А пальцы искали крамолу, крамолу...») напоминает о злополучном стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны...», о строке «его толстые пальцы, как черви, жирны...». Мандельштам у Галича называет себя «щелкунчиком-скворцом». Это из стихотворения «Куда как страшно нам с тобой...» (1930) — первого после длительного перерыва, пятилетней стихотворной немоты:
Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!
Ох, как крошится наш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!
А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,
Да, видно, нельзя никак...
Резче всего «Рамона» контрастирует с прямыми цитатами из стихотворения «Из табора улицы темной…» (1925). Строки его последней строфы (откуда взят и эпиграф к песне) появляются в «Возвращении на Итаку» после каждого кончающегося «Рамоной» четверостишия:
А пальцы искали крамолу, крамолу…
А там, за стеной, все играли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, И в целом мире мы одни».
«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»
А пальцы копались, и рвалась бумага…
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона! Моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты…»
«И только и свету,
Что в звездной колючей неправде...»
Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов…»
«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»
Рифмы «Рамоны» примитивны (взгляни — одни, зов — слов, мечты — ты), в написанном белым стихом стихотворении Мандельштама их нет вовсе, «Рамоне» свойственна слащавая нежность, избыточность восклицательных интонаций, строкам Мандельштама — высокое спокойствие. «Рамона» Галичем действительно поется, мандельштамовские строки произносятся в абсолютной тишине, без гитарного аккомпанемента.
После того как мандельштамовские строки появляются во второй раз, исчезает комната, в которой ведется обыск, и находящиеся в ней герои, и возникает фигура самого автора:
По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!
Рессорная карета возлюбленной, за которой мечется лирический герой, превращается у Галича в арестантский «воронок», увозящий Мандельштама, за которым уже он, автор, будет «метаться в дозоре почетном», — помнить и петь о поэзии, судьбе и смерти поэта (а также о тех, кто в этой смерти виноват). И выраженная в слове («Но слово останется!/ Слово осталось!») память останется, даже когда придется умереть — «слезть с карусели».
Галич по-прежнему говорит образами мандельштамовской лирики:
...И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи.
Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!
Одиссей появляется в стихотворении Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917):
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.
Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
Одиссей, который «возвратился, пространством и временем полный», диссонирует с Одиссеем галичевской песни. Тот, кто должен бы вернуться, — никогда не вернется, его время вышло, его «пространство» — телячий вагон. И очевидно, что Итаки-дома у поэта нет, только «халтурное злое жилье». Зато на Итаку-остров — в лагерь на Колыму — его легко отвезут «в телячьем вагоне». В этом вагоне в финале песни снова звучит «Рамона»:
Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов!»
Мелодия, невольно звучавшая издевательством для героев в обыскиваемой комнате, здесь становится издевательством запланированным. Блатарь-одессит явно распевает «Рамону» с полным осознанием ее неуместности и, скорее всего, утрируя манерность мелодии, потому и потешаются окружающие. Тем не менее оказывается, что именно «Рамона» — всепроникающа и вездесуща (о чем, кстати, в ней самой и заявляется: «Рамона! Везде и всюду только ты!»). Для нее всегда находится и исполнитель, и слушатель, будь то сосед поэт за стеной или арестант в вагоне, тогда как «некому молвить: из табора улицы темной». В песне Галича — трижды некому:
...И некому, некому,
Некому молвить:
«Из табора улицы темной...»!
Мария Александрова специально для «Ленты.ру»
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
-2 +0−2 | Синее Небо | 15:15:23 14/01/2016 |
Вообще забавно. В тему посвященную жидам и жидофашистам набегают жиды и жидофашисты. Творчество выродков и дерьма не оставляет равнодушными выродков и дерьмо. |
-2 +0−2 | Лидия Зубова | 14:26:08 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Ну где уж нам жида понять. Гитлер считал вас самой неполноценной частью общества, оно и видно по твоим дебильным комментариям с претензией на превосходство. |
-2 +0−2 | Лидия Зубова | 14:19:17 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Он, скорее всего, из тех недобитков, которые состоят в организации "Память", которая всё время скулит о каких-то там "невинно пострадавших от сталинских репрессий" Недавно они вышли на свой митинг под лозунгом "Гитлер - жертва Сталина. Сталин довёл Гитлера до самоубийства". |
-2 +0−2 | Лидия Зубова | 14:14:49 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Всё уже давно доказано и все точки над i поставлены не тобой, фашистом, а самой жизнью. Воняй дальше. |
-2 +0−2 | Синее Небо | 14:05:58 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Лидия Зубова, почему вы стерли свой пост, он очень забавен Дело в том, мадам, что "не лечь" под власть возможно только имея армию. Иначе каждый Гитлер вас положит и отправит в концлагерь. И не спросит ваше мнение. Кто вы, что вы думаете, почему у вас тупорылость на генетическом уровне воспитана. А для того, чтобы побеждать - над быть великим человеком. Другие не побеждают. Не сидят в окопах, не ходят в обнимку со смертью. Как вы например. Ваш предок сидел в Биробиджане, читал тору, был выродком и дерьмом, боровшимся с властью за кусочек похлебки. Туда вам и дорога. И это единственная причина, по которой генетическая проститутка, ищущая под кого лечь "подороже" называет великих людей "амебами"? Это зависть мадам. Акститесь и покайтесь. |
-2 +0−2 | Лидия Зубова | 13:55:45 14/01/2016 |
Везут жида туда, куда он заслужил. |
-2 +0−2 | Синее Небо | 13:19:24 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Как будто я не знаю что такое "первоначальное накопления капитала" и как оно происходило по жидовским программам в России. Куда какой то выродок вроде этого приходил в квартиру с пистолетом и еще 10ю амбалами, убивал владельца заодно беря у него бумагу о дарении собственности. НИКТО не сидит из этого дерьма. Именно это дерьмо в России - успешно. Быдло и выродки. Потомки быдла и выродков. Это потомки репрессированных выродков гулагов. Знаешь что даже у Ельцина и Абрамовича были репрессированы за воровство предки? Именно за воровство. Это "ответка" от дерьма. От бесполезного никчемного дерьма, которое Россию погрузило в каменный век. Сейчас по методологии ООН Россия по уровню жизни находится рядом с Барбадосом. Благодаря этому выродку. Там НЕТ ни одного "креативного". Там есть быдло, которое ищет талантливых лоюдей чтобы сидеть у них на шее. Финансовая кабала там есть, любимая забав дегенератов. Они душат население России. |
-2 +0−2 | Синее Небо | 13:07:46 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Ты хоть как назови, это государственное планирование с использованием бюджета. Понимаешь, суть в том, что без 5-летних планов и государственного планирования Япония не способна достигать того же. Частной инициативой. Что значит "государство стимулирует"? В СССР точно тоже самое происходило. За исключением одной детали - при Сталине прибыль предприятия распределялась между теми, кто на нем трудится. После Сталина - феодалы стали отнимать прибыль. А в Японии прибыль забирает собственник. И все. Здесь разница в том, например, что ТЫ ничего подобного достичь не сможешь. Например удвоения экспорта в рыбной отрасли. И твоя экономика. А с помощью 5-летнего плана Япония смогла в 2010 году. Планированием занимается государственный аппарат. Деньги распределяет государственный аппарат. И хоть ты лопни баран - это планирование. |
-2 +2−4 | Shelonnik | 11:43:13 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Возлагать на Сталина жертвы войны, развязанной немцами - это уже явный перебор. Конечно, Сталин виноват в провальном начале войны, но именно его параноидальное желание развить тяжелую промышленность дало России шанс победить лучшую военную машину мира. Это факт. Что, конечно, никак не отменяет преступления Сталина. |
-2 +0−2 | Синее Небо | 06:57:40 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Обвинять в собственном приеме лжи других - типичная привычка жидов. |
-2 +3−5 | Синее Небо | 06:52:11 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Да, утверждать что СССР "размножался" благодаря отсталости при высочайших в мире показателях развития может только фашист. И все только для того, чтобы лгать что "парад уродов" про "баранов, прославляющих мясника". Ты лжец прикинь. У тебя не то что два с половиной, а любое число, чтобы изобразить выродков и фашистскую погань вроде магдельштама и прочих бородских - людьми. |
-3 +0−3 | Лидия Зубова | 19:28:08 14/01/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Жиды, конечно, не хотят. До сих пор помнят пейсатые, как Сталин им хвост прищемил. Обычным честным людям Сталина бояться нечего. |
-3 +0−3 | AAA AA | 17:20:31 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Не волнуйтесь, за вашего деда отомстили, рейхстаг взяли. |
-3 +0−3 | Лидия Зубова | 14:12:08 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Сталин не народ уничтожал, а его отребьё и это его оправдывает. Давно известно, где распространяет своё зловоние антикоммунизм, там всегда неподалёку за углом стоит фашизм. |
-3 +0−3 | Синее Небо | 13:51:36 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
опять... я тут причем? я должен восхищаться что ли дерьмом? У меня то нормально все. Но говно уважать у меня не получится никогда. А когда вы отучитесь в своей мерзости винить окружающих, это еврейская что ли привычка, мол все виноваты что воров не любят? |
-3 +2−5 | Синее Небо | 12:54:10 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Ты "доказал"?? ))) Ахахаха. Ты пукнул. Доказать - это факты. Фактов у тебя нет, есть голословные обвинения. Голословно - это когда мнение. Когда дегенерат вроде тебя пытается что то там мямлить. Тупой не образованный не эрудированный дегенерат. Ты и способен только тявкать и скулить. |
-3 +0−3 | Синее Небо | 12:49:32 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Дегенератик, хочешь почитать статью о государственном управлении 5-летним планом в Японии от доктора наук РАН? Куда ты лезешь то без мозга "рассуждать"? |
-3 +0−3 | Синее Небо | 12:32:11 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Хотите увидеть перед своим носом АК47 как вы достигали благополучия в 90е - "отнять у миллионов и сожрать в одно рыло"? Увидишь. Вас истребл9ть выродков будут в России причем не так уже и долго осталось. И это не фашизм, а просто защита населения от бесполезного кала, который живет как бомжи, распродавая Россию. На опохмел. Ты упеешен? Ты довел страну до распродажи. Ты бомжара всего лишь, которая надела на себя шмотки, чтобы выглядеть "как там". Как ты мечтал. Ты выглядишь. И только. А что ты можешь то? Трындеть и распродавать? ))) Ты ничтожество чудик ))) |
-3 +1−4 | Синее Небо | 12:21:02 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Младенческая смертность в РИ была до 50% в отдельных губерниях. "По данным за 1908-1910 гг. количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 3/5 общего числа умерших. Особенно высокой была смертность детей в грудном возрасте" (Рашин "Население России за 100 лет. 1811-1913гг."). До 1 года умирало по 25 из 100 младенцев. Это ОФИЦИАЛЬНО. Просто при большевиках появилась медицина, образование, культура и самое главное - достаток, достоинство и развитие в разгромленной выродками России. |
-3 +1−4 | Синее Небо | 12:16:49 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Насколько известно СССР воевал с фашистской Германией, а не со Сталиным. Ты фашист покруче Геббельса судя по всему. Ты осознаешь разницу между работой Сталина по "освобождению СССР от оккупации", "освобождению концлагерей", "освобождению миллионов пленных" которых уничтожали на принудительных работах в Германии и "Уничтожением"? Тебя воспитывали в семье выродков-фашистов, репрессированных при Сталине за воровство, внутреннюю погань, помощь нацистам, карательные операции в СССР? Ты че несешь выродок? |