«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

00:07 14/01/2016 Культура
«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире Осипа Мандельштама произошел обыск, а самого поэта арестовали. За этим последовала трехлетняя воронежская ссылка, возвращение в Москву, переезд в Калинин, новый арест 2 мая 1938 года и лагерь, из которого Мандельштам уже не вернулся: 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком он погиб. А в июне 1969 года Александр Галич написал песню «Возвращение на Итаку», посвященную Осипу Мандельштаму, в которой детально пересказал события майской ночи 1934 года. 15 января исполняется 125 лет со дня рождения поэта. Накануне этой даты «Лента.ру» публикует комментарий к песне Галича «Возвращение на Итаку».

«Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!»

«…Осип Мандельштам, вероятно, самый лучший поэт двадцатого века, который был в России и писал по-русски. Когда его арестовывали, в доме кроме него находились две женщины — его жена Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая считала его тоже своим учителем и просто великим поэтом. А за стеной в это время у поэта К., он же Кирсанов, запузыривали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой. Ну он, в общем, совершенно тут ни при чем, поскольку он не знал, что у соседей идет арест…» — так комментировал Александр Галич сюжет своей песни «Возвращения на Итаку» (домашний концерт в Минске, 1974).

Видео: Алексей Уклеин / YouTube

Возвращение на Итаку

Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама

И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной,
И некому молвить:
«Из табора улицы темной...»
Мандельштам

Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед-прощелыга крутил юбилей,
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.

И жирные пальцы с неспешной заботой
Кромешной своей занимались работой,
И две королевы глядели в молчаньи,
Как пальцы копались в бумажном мочале,
Как жирно листали за книжкою книжку,
А сам-то король — все бочком да вприпрыжку,
Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица!

А пальцы искали крамолу, крамолу...
А там, за стеной, все гоняли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, и в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

И глядя, как пальцы шуруют в обивке,
Вольно ж тебе было, он думал, вольно!
Глотай своего якобинства опивки!
Глотай своего якобинства опивки!
Не уксус еще, но уже не вино!

Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!
На что ты истратил свои золотые?!
И скучно следили за ним понятые...

А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили —
За лень, за небрежный кивок на вокзале,
За все, что ему второпях не сказали...

А пальцы копались, и рвалась бумага...
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона, моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты...»

«...И только и света,
Что в звездной, колючей неправде...»

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!
Но слово останется, слово осталось!
Не к слову, а к сердцу подходит усталость,
И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи!

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона, ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона, ведь это песнь любви без слов...»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Песня была написана Галичем в июне 1969 года и посвящена Осипу Мандельштаму. Она входит в цикл «Литераторские мостки» (1966-1972), названный по имени могильного ряда на Волковом кладбище в Ленинграде и посвященный памяти репрессированных, подвергшихся гонениям властей поэтов и писателей (Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Даниила Хармса). В ней в точности описан обыск квартиры, где жил Мандельштам, и арест поэта.

«Учить щебетать палачей»

В октябре 1933 года, после многочисленных переездов и скитаний по разным адресам Осип и Надежда Мандельштамы наконец получают в Москве отдельную кооперативную квартиру в писательском доме в Нащокинском переулке. Но обретенное относительное благополучие не радует поэта. Ему кажется, что он предал бедствующих и голодающих, вступил в ряды тех, кто служит власти, пишет на рекомендованные темы, выполняет государственный заказ. Об этом стихотворение «Квартира тиха, как бумага…», написанное в ноябре 1933 года:

Квартира тиха, как бумага —
Пустая, без всяких затей —
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.

Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.

Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель
Такую ухлопает моль.

И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.

И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.

К этому же времени относится и знаменитое мандельштамовское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», едва ли ни первая эпиграмма на Сталина:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны —

Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей —

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз,

Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Мандельштам искупает «предательство», фактически обрекая себя на гибель: по свидетельствам современников, поэт прочел стихотворение по меньшей мере полутора десяткам людей. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире был произведен обыск, а самого поэта арестовали. «Мы живем…» стало главным обвинительным материалом в его деле. Впереди были трехлетняя воронежская ссылка, отсутствие работы, безденежье, отчаянье, возвращение в Москву, переезд в Калинин, повторный арест 2 мая 1938 года и последовавший за ним приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей. В начале сентября 1938 года в столыпинском вагоне Мандельштам отправляется в пересыльный лагерь. Ту страшную зиму он пережить не мог. 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком Мандельштам погиб.

«А две королевы бездарно курили»

Источниками песни Александра Галича «Возвращение на Итаку» стали, видимо, слегка различающиеся воспоминания Анны Ахматовой и Надежды Мандельштам:

«Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара. Следователь при мне нашел «Волка» и показал О.Э. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра. Было совсем светло», — пишет Ахматова в «Листках из дневника».

Из «Воспоминаний» Надежды Яковлевны: «Всего их было пятеро — трое агентов и двое понятых. Старший из агентов занялся сундучком с архивом, а двое других — обыском. Наступило утро четырнадцатого мая. Все гости, званые и незваные, ушли. Незваные увели с собой хозяина дома. Мы остались с глазу на глаз с Анной Андреевной, вдвоем в пустой квартире, хранившей следы ночного дебоша. Кажется, мы просто сидели друг против друга и молчали».

Нескольких свидетелей обыска Галич в песню не включает, однако вроде бы незначительный сосед Кирсанов, присутствующий только в ахматовских «Листках из дневника», остается. Не сосед, а его вечно звучащая «Рамона» оказывается крайне важна. В комнате, в которой находятся Мандельштам, Надежда Яковлевна, Анна Ахматова (здесь — «король» и «королевы») и проводящие обыск, она слышится из-за стены, из квартиры празднующего юбилей соседа. Это проникновение «оттуда» постоянно подчеркивается: «всю ночь за стеной ворковала гитара», «а там, за стеной, все гоняли "Рамону"», «и пел за стеной тенорок-бедолага». «Рамона» так явственно и постоянно слышна не только потому, что «стены проклятые тонки». Все участники сцены молчат, и из-за висящего молчания музыка особенно явственна и назойлива.

В «Рамоне» самой по себе нет ничего плохого. Это популярная танцевальная музыка 30-х годов. Но в атмосфере обыска, предчувствия расставания, ожидания ареста и ссылки треньканье гавайской гитары и сладкий, томный мотив становятся нестерпимы. Некоторые строки и вовсе звучат как издевательство: «Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни».

Легкомысленный мотив и незатейливый текст «Рамоны» особенно неуместен в пространстве мандельштамовских смыслов, чужероден ему. Многократное, настойчивое упоминание копающихся в бумагах пальцев в описании процесса обыска («И жирные пальцы с неспешной заботой...»; «…как пальцы копались в бумажном мочале, / Как жирно листали…»; «А пальцы искали крамолу, крамолу...») напоминает о злополучном стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны...», о строке «его толстые пальцы, как черви, жирны...». Мандельштам у Галича называет себя «щелкунчиком-скворцом». Это из стихотворения «Куда как страшно нам с тобой...» (1930) — первого после длительного перерыва, пятилетней стихотворной немоты:

Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,

Да, видно, нельзя никак...

Резче всего «Рамона» контрастирует с прямыми цитатами из стихотворения «Из табора улицы темной…» (1925). Строки его последней строфы (откуда взят и эпиграф к песне) появляются в «Возвращении на Итаку» после каждого кончающегося «Рамоной» четверостишия:

А пальцы искали крамолу, крамолу…
А там, за стеной, все играли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, И в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

А пальцы копались, и рвалась бумага…
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона! Моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты…»

«И только и свету,
Что в звездной колючей неправде...»

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов…»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Рифмы «Рамоны» примитивны (взгляни — одни, зов — слов, мечты — ты), в написанном белым стихом стихотворении Мандельштама их нет вовсе, «Рамоне» свойственна слащавая нежность, избыточность восклицательных интонаций, строкам Мандельштама — высокое спокойствие. «Рамона» Галичем действительно поется, мандельштамовские строки произносятся в абсолютной тишине, без гитарного аккомпанемента.

После того как мандельштамовские строки появляются во второй раз, исчезает комната, в которой ведется обыск, и находящиеся в ней герои, и возникает фигура самого автора:

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!

Рессорная карета возлюбленной, за которой мечется лирический герой, превращается у Галича в арестантский «воронок», увозящий Мандельштама, за которым уже он, автор, будет «метаться в дозоре почетном», — помнить и петь о поэзии, судьбе и смерти поэта (а также о тех, кто в этой смерти виноват). И выраженная в слове («Но слово останется!/ Слово осталось!») память останется, даже когда придется умереть — «слезть с карусели».

Галич по-прежнему говорит образами мандельштамовской лирики:

...И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи.

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Одиссей появляется в стихотворении Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917):

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

Одиссей, который «возвратился, пространством и временем полный», диссонирует с Одиссеем галичевской песни. Тот, кто должен бы вернуться, — никогда не вернется, его время вышло, его «пространство» — телячий вагон. И очевидно, что Итаки-дома у поэта нет, только «халтурное злое жилье». Зато на Итаку-остров — в лагерь на Колыму — его легко отвезут «в телячьем вагоне». В этом вагоне в финале песни снова звучит «Рамона»:

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов!»

Мелодия, невольно звучавшая издевательством для героев в обыскиваемой комнате, здесь становится издевательством запланированным. Блатарь-одессит явно распевает «Рамону» с полным осознанием ее неуместности и, скорее всего, утрируя манерность мелодии, потому и потешаются окружающие. Тем не менее оказывается, что именно «Рамона» — всепроникающа и вездесуща (о чем, кстати, в ней самой и заявляется: «Рамона! Везде и всюду только ты!»). Для нее всегда находится и исполнитель, и слушатель, будь то сосед поэт за стеной или арестант в вагоне, тогда как «некому молвить: из табора улицы темной». В песне Галича — трижды некому:

...И некому, некому,
Некому молвить:
«Из табора улицы темной...»!

Мария Александрова специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(154):

1 ... 345 6 78+1
-1 +0−1sir040406:03:28
14/01/2016
3 +3−0Украина цэ Россия05:51:37
14/01/2016
Эти мечтатели устроили в 20 году террор не хуже, чем иосиф виссарионович им устроил в 37.
Согласен, но это было не для личных выгод, а ради одной из ядовитых идей.
До сих по мир никак не может
жить по пpостому закону - «Не делай другим того, чего не желаешь себе»
До сих пор полно ядовитых идей, на Западе и на Востоке.
Мир никогда больше не вернётся в наивные времена.
А чем всё это скоро глобально кончится при данном уровне ненависти и глупоcти, гадать не приходится.
-1 +0−1Matt Smart05:57:36
14/01/2016
-1 +1−2Украина цэ Россия05:42:01
14/01/2016
Это правда. Еще коллективизация и голод, это у нас в коллективной памяти есть.

Но понимаете, это все неоднозначные чувства.

Мою прабабку с прадедом например раскулачили. Они переехали в город, дали дочке образование, а уже ее дочка - моя мать - была преподавателем университета.

То есть большевики уничтожили элиту российской империи, а на ее место сели сами, но протянули тоже недолго - их всех пустил под нож Сталин в 37, а новую элиту вырастил из наших бабушек и дедушек. Это не всегда было приятно, и Сталин далеко не однозначный человек, но и не карикатурный злодей из страшилок либерастов.
А я и не говорю, что Сталин опереточный злодей. Кстати то, что он большевиков истребил, скорее его заслуга. И деда моего не репрессировали за то, что он и бабушка помогли выжить раскулаченным “врагам народа“ и их оставшимся детям. И зарабатывал он достаточно, чтобы выучить детей, включая мою мать, в институте. Отец, тоже первый в своей семье, выучился в университете как инвалид войны, после двух ранений на фронте. И грамотным в стране большинство стало при Сталине. Но все это не оправдывает массовые убийства. Это мой сбалансированный взгляд.
-1 +0−1sir040405:49:57
14/01/2016
2 +2−0Украина цэ Россия05:37:22
14/01/2016
Например, был такой великий человек, его звали Исаак Ильич Шапиро. Это тот, который подписал приказ арестовать и посадить Мандельштама.

Через три месяца проклятый тиран приказал арестовать и расстрелять и этого святого человека тоже.

Так погибал цвет нации.
Какая разница, Шапиро, Иванов или Иваненко?
Они были большевиками, отказавшимися от меньшего (нации, вероисповедования, места в обществе) ради бОльшего - идеи всеобщего равенства, прoгресса путём революции.
Как и всякая Утопия, это кончилось крахом и уничтожением мечтателей.
-1 +1−2Украина цэ Россия05:42:01
14/01/2016
6 +7−1Matt Smart05:32:47
14/01/2016
Отчасти вы правы, но крестьянское происхождение ничего не гарантирует: вспомните раскулачивание. У меня, например, репрессированных в семье нет, но двоюродного деда раскулачили, причем зимой, и выбросили на улицу с четырьмя маленькими детьми. Выжили двое, и то только благодаря моему деду и бабушке. Кстати, те двое умерших детей ни в какой статистике не значатся: их же не ссылали, не репрессировали, а просто выбросили в снег в соответствии с “революционным правосознанием масс“.
Это правда. Еще коллективизация и голод, это у нас в коллективной памяти есть.

Но понимаете, это все неоднозначные чувства.

Мою прабабку с прадедом например раскулачили. Они переехали в город, дали дочке образование, а уже ее дочка - моя мать - была преподавателем университета.

То есть большевики уничтожили элиту российской империи, а на ее место сели сами, но протянули тоже недолго - их всех пустил под нож Сталин в 37, а новую элиту вырастил из наших бабушек и дедушек. Это не всегда было приятно, и Сталин далеко не однозначный человек, но и не карикатурный злодей из страшилок либерастов.
-1 +0−1Украина цэ Россия05:27:45
14/01/2016
2 +2−0Matt Smart05:18:28
14/01/2016
И кто же там лишний? Все по-русски писали. А если антисемитов послушать, так и Пушкин жидомасон. Им, впрочем, все равно, кого выкинуть: читают-то по складам.
Лишний там очевидный Галич. Несоизмерим ни по масштабу таланта, ни по тому, с какой поспешностью сбежал.

Я сомневаюсь, что он особо любил Россиющку. Я думаю, он любил себя в роли борца с режимом, при этом живя уже в те времена, когда режим никого особо не трогал.
-2 +0−2Лидия Зубова19:56:29
14/01/2016
0 +6−6Украина цэ Россия05:07:33
14/01/2016
Судя по твоему комменту Сталин в основном остается источником твоей анальной боли.
Это точно. Всю ветку засрал. Прёт и прёт на Сталина. Когда говно осуждает великого человека, оно кажется самому себе более значительным. Комплекс неполноценности.
-2 +0−2Синее Небо19:43:49
14/01/2016
2 +2−0Shelonnik19:40:55
14/01/2016
Судя по твоим постам, ты душевнобольной. Поэтому прощаю. Но в реале б не сдержался, морду набил. Все, пошел нах уй, моральный урод
Ты мне? Ты потомок выродков? В.би себя наедине говна кусок. Не забудь помолиться своему гитлеру погань говна.
-2 +0−2Синее Небо19:42:37
14/01/2016
0 +0−0Shelonnik19:35:12
14/01/2016
Я тебе еще раз говорю - вот данные за 17 лет. Других нет. Дай мне данные по СССР за любые 17 лет. ЛЮБЫЕ, Карл. Только не забудь сделать поправку на численность населения, мой дорогой математический дебил)))
Если ты не понимаешь элементарных вещей - это твои проблемы.
Кстати, в этот период территории присоединяли. 8 территорий от дальнего востока до части польши и турции. Ты пробовал их численность вычесть из "прироста"?
Или просто профессионал в статистике?
-2 +0−2Лидия Зубова19:39:35
14/01/2016
Везут именно туда, где ему самое место.
-2 +0−2Синее Небо19:37:00
14/01/2016
0 +0−0Shelonnik19:32:34
14/01/2016
Неа, сталиноид. Главное отличие частной инициативы от государственной - это конкуренция и эффективность. Послевоенная Япония развивалсь быстрее СССР, да и итоги развития сильно разные: СССР сдох, Япония - по-прежнему успешная страна и локомотив Азии.

Насчет колхозов-миллионеров и распреления прибыли втирай своим детям - у меня мама и бабушка из колхоза, знаю и про то, как грабили и уничтожали крестьян при коллективизации, и сколько давали ограбленным за "трудодни", и как рвали жилы в войну, из первых рук.
Я тебе по моему объяснил, что при Сталине доходы зависели от выработки продукции, т.е. труда. Не было единой тарифной сетки оплаты, введенной при Хрущеве.
Это и было стимулирование.
Только не было посредника между рабочим и его доходом - собственника. Это и есть причина уважение к тому времени.
У тебя никто никогда не работал в колхозах трепло. Ты потомок воров.
-2 +0−2Лидия Зубова19:32:52
14/01/2016
4 +6−2Matt Smart06:20:03
14/01/2016
Да, образование либерасты развалили, в СССР (где я и учился, от детсада до аспирантуры) оно было лучше. А с наукой и техникой коммунисты просрали многие возможности еще до либерастов. Достаточно вспомнить “буржуазные лженауки“ генетику и кибернетику, на которых и стоит рывок последних 50 лет.
Ах, как много коммунисты потеряли, не взяв тебя в советники. Учился бесплатно, свинья неблагодарная, и все вам жидам мало, все вас коммунисты обижали, воровать не давали.
-2 +0−2Синее Небо19:26:45
14/01/2016
2 +2−0Shelonnik19:24:57
14/01/2016
Чувак, я взял промежуток, по которому можно дать более-менее достоверную статистику. Т. е. сделал максимально корректное срнавнение.

Мне даже интересно, как ты определял рост численности населения Империи за весь 19 век, например, если данные косвенные и очень прибилизительны?
Представь себе, за 50 лет с 17 года я смогу найти такой, где была выше рождаемость. Например за три года. Это просто надо вникать в цифры.
Среднее за 50 лет, и за 3 года - это несравнимые промежутки для статистики.
-2 +0−2Синее Небо19:25:14
14/01/2016
2 +3−1Matt Smart08:00:42
14/01/2016
Сталин - преступник по мнению тоже многих, но не всех. А вот тут упоротый антисемит неопределенного пола под ником “синее небо“ утверждает, что Мандельштам и Галич - не поэты, а фашисты и русофобы. Богата русская земля и талантами, и придурками, и преступниками, и поэтами. На вкус и цвет товарища нет.
Ты и сам фашист, гадишь на русский народ. И Мандельштам со своим рылом свиньи гадил.
-2 +0−2Синее Небо19:22:03
14/01/2016
2 +2−0Shelonnik19:13:28
14/01/2016
Чувак, ты больной. Если ты не можешь понять разницу между директивным планированием в советской экономической модели и индикативным - в коропративно-капиталистической, (каковой была и есть экономика Японии), то куда ты лезешь в калашный ряд?

Именно частной инициативой все и достигнуто в Японии - почитай хоть про создание корпорации Сони, госаппарат только помогал, да и то в омновном в начале, когда частный бизнес не мог занять денег у банков. В отличие от Совка, где вся промышленность была государственной - что его и сгубило: вечно подстегивать эффективность репрессиями было невозможно, а как только пуля в затылок за грехи реальные или мнимые перестала быть вероятной перспективой (от репрессий устали даже верхи), стимулов рвать пупок на работе в СССР для б-ва людей не осталось.
Мутант у тебя понимание на уровне дегенерата.
отличие "частной инициативы" от общественного производства только в том, кто получит большую долю в прибыли, и за чей счет и на чьи деньги произойдет развитие.
Планирование - это совершенно иная область. И для того, чтобы внедрять 5-летки японцы ЕЗДИЛИ В СССР ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ.
Это бл. напиши себе на лбу - планирование государственным аппаратом и выделяемых средств, как в плановой экономике, и планирование на 100% необходимого полученног результата от "инвестиций", что полностью тоже соответствует плановой экономике.
Ты даже не слышал, что при Сталине были колхозы-миллионеры, что предприятия САМИ распределяли свою прибыль, а зарплат - не было, были доходы, у всех разные. У тебя НОЛЬ знаний чудак. Просто смирись.
-2 +0−2AAA AA17:18:57
14/01/2016
0 +0−0Sergey Yakovlev10:20:02
14/01/2016
"Не для личных выгод"...

Гы-гы-гы. Почитайте воспоминания "комиссаров", как они пьянели от власти над великороссами, как трахали гимназисток, как убивали на месте за малейшее неповиновение. Как это у Багрицкого: "чтоб звёздами сыпалась кровь человечья!"...
После смерти Якова Свердлова ( Ешуа-Соломон Мовшевич) на складе коменданта Кремля обнаружен личный сейф Свердлова, который не вскрывался все 16 лет, прошедшие с его смерти. Там оказались золотые монеты царской чеканки на астрономическую сумму (108 525 рублей), свыше семисот золотых изделий с драгоценными камнями, множество бланков паспортов и заполненных паспортов на имя самого Свердлова и никому не известных лиц, облигации царского времени и пр.[29]
Ну не надо так убиваться и приводить свои фантазии. Будьте проще и люди к вам потянутся
-2 +0−2AAA AA15:51:42
14/01/2016
0 +1−1Matt Smart07:01:25
14/01/2016
У антисемитов все жиды, даже другие антисемиты. Галоперидол санитары не пробовали? А зря...
Так вы и есть жид, или пан родом из Польши?
-2 +0−2AAA AA15:47:40
14/01/2016
1 +2−1Nizami Mamedov11:37:59
14/01/2016
Не хорошо возвеличивать дриСталина - ибо кровь миллинов невинных вопиет.
Вам, как поклоняющемуся шайтану, виднее кто там вопиет и кому
-2 +0−2AAA AA15:46:01
14/01/2016
-1 +0−1Matt Smart05:57:36
14/01/2016
А я и не говорю, что Сталин опереточный злодей. Кстати то, что он большевиков истребил, скорее его заслуга. И деда моего не репрессировали за то, что он и бабушка помогли выжить раскулаченным “врагам народа“ и их оставшимся детям. И зарабатывал он достаточно, чтобы выучить детей, включая мою мать, в институте. Отец, тоже первый в своей семье, выучился в университете как инвалид войны, после двух ранений на фронте. И грамотным в стране большинство стало при Сталине. Но все это не оправдывает массовые убийства. Это мой сбалансированный взгляд.
А шо за массовые убийства и почему тогда вы живы?
-2 +0−2AAA AA15:45:19
14/01/2016
-1 +1−2Украина цэ Россия05:42:01
14/01/2016
Это правда. Еще коллективизация и голод, это у нас в коллективной памяти есть.

Но понимаете, это все неоднозначные чувства.

Мою прабабку с прадедом например раскулачили. Они переехали в город, дали дочке образование, а уже ее дочка - моя мать - была преподавателем университета.

То есть большевики уничтожили элиту российской империи, а на ее место сели сами, но протянули тоже недолго - их всех пустил под нож Сталин в 37, а новую элиту вырастил из наших бабушек и дедушек. Это не всегда было приятно, и Сталин далеко не однозначный человек, но и не карикатурный злодей из страшилок либерастов.
А откуда коллективная память у селюка из под Львова о коллективизации и голоде 30-ых в СССР?
-2 +0−2AAA AA15:44:12
14/01/2016
6 +7−1Matt Smart05:32:47
14/01/2016
Отчасти вы правы, но крестьянское происхождение ничего не гарантирует: вспомните раскулачивание. У меня, например, репрессированных в семье нет, но двоюродного деда раскулачили, причем зимой, и выбросили на улицу с четырьмя маленькими детьми. Выжили двое, и то только благодаря моему деду и бабушке. Кстати, те двое умерших детей ни в какой статистике не значатся: их же не ссылали, не репрессировали, а просто выбросили в снег в соответствии с “революционным правосознанием масс“.
А вот и очевидцы из Лэнгли подтянулись ))
1 ... 345 6 78+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь