«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

00:07 14/01/2016 Культура
«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире Осипа Мандельштама произошел обыск, а самого поэта арестовали. За этим последовала трехлетняя воронежская ссылка, возвращение в Москву, переезд в Калинин, новый арест 2 мая 1938 года и лагерь, из которого Мандельштам уже не вернулся: 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком он погиб. А в июне 1969 года Александр Галич написал песню «Возвращение на Итаку», посвященную Осипу Мандельштаму, в которой детально пересказал события майской ночи 1934 года. 15 января исполняется 125 лет со дня рождения поэта. Накануне этой даты «Лента.ру» публикует комментарий к песне Галича «Возвращение на Итаку».

«Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!»

«…Осип Мандельштам, вероятно, самый лучший поэт двадцатого века, который был в России и писал по-русски. Когда его арестовывали, в доме кроме него находились две женщины — его жена Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая считала его тоже своим учителем и просто великим поэтом. А за стеной в это время у поэта К., он же Кирсанов, запузыривали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой. Ну он, в общем, совершенно тут ни при чем, поскольку он не знал, что у соседей идет арест…» — так комментировал Александр Галич сюжет своей песни «Возвращения на Итаку» (домашний концерт в Минске, 1974).

Видео: Алексей Уклеин / YouTube

Возвращение на Итаку

Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама

И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной,
И некому молвить:
«Из табора улицы темной...»
Мандельштам

Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед-прощелыга крутил юбилей,
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.

И жирные пальцы с неспешной заботой
Кромешной своей занимались работой,
И две королевы глядели в молчаньи,
Как пальцы копались в бумажном мочале,
Как жирно листали за книжкою книжку,
А сам-то король — все бочком да вприпрыжку,
Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица!

А пальцы искали крамолу, крамолу...
А там, за стеной, все гоняли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, и в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

И глядя, как пальцы шуруют в обивке,
Вольно ж тебе было, он думал, вольно!
Глотай своего якобинства опивки!
Глотай своего якобинства опивки!
Не уксус еще, но уже не вино!

Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!
На что ты истратил свои золотые?!
И скучно следили за ним понятые...

А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили —
За лень, за небрежный кивок на вокзале,
За все, что ему второпях не сказали...

А пальцы копались, и рвалась бумага...
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона, моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты...»

«...И только и света,
Что в звездной, колючей неправде...»

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!
Но слово останется, слово осталось!
Не к слову, а к сердцу подходит усталость,
И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи!

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона, ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона, ведь это песнь любви без слов...»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Песня была написана Галичем в июне 1969 года и посвящена Осипу Мандельштаму. Она входит в цикл «Литераторские мостки» (1966-1972), названный по имени могильного ряда на Волковом кладбище в Ленинграде и посвященный памяти репрессированных, подвергшихся гонениям властей поэтов и писателей (Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Даниила Хармса). В ней в точности описан обыск квартиры, где жил Мандельштам, и арест поэта.

«Учить щебетать палачей»

В октябре 1933 года, после многочисленных переездов и скитаний по разным адресам Осип и Надежда Мандельштамы наконец получают в Москве отдельную кооперативную квартиру в писательском доме в Нащокинском переулке. Но обретенное относительное благополучие не радует поэта. Ему кажется, что он предал бедствующих и голодающих, вступил в ряды тех, кто служит власти, пишет на рекомендованные темы, выполняет государственный заказ. Об этом стихотворение «Квартира тиха, как бумага…», написанное в ноябре 1933 года:

Квартира тиха, как бумага —
Пустая, без всяких затей —
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.

Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.

Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель
Такую ухлопает моль.

И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.

И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.

К этому же времени относится и знаменитое мандельштамовское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», едва ли ни первая эпиграмма на Сталина:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны —

Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей —

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз,

Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Мандельштам искупает «предательство», фактически обрекая себя на гибель: по свидетельствам современников, поэт прочел стихотворение по меньшей мере полутора десяткам людей. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире был произведен обыск, а самого поэта арестовали. «Мы живем…» стало главным обвинительным материалом в его деле. Впереди были трехлетняя воронежская ссылка, отсутствие работы, безденежье, отчаянье, возвращение в Москву, переезд в Калинин, повторный арест 2 мая 1938 года и последовавший за ним приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей. В начале сентября 1938 года в столыпинском вагоне Мандельштам отправляется в пересыльный лагерь. Ту страшную зиму он пережить не мог. 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком Мандельштам погиб.

«А две королевы бездарно курили»

Источниками песни Александра Галича «Возвращение на Итаку» стали, видимо, слегка различающиеся воспоминания Анны Ахматовой и Надежды Мандельштам:

«Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара. Следователь при мне нашел «Волка» и показал О.Э. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра. Было совсем светло», — пишет Ахматова в «Листках из дневника».

Из «Воспоминаний» Надежды Яковлевны: «Всего их было пятеро — трое агентов и двое понятых. Старший из агентов занялся сундучком с архивом, а двое других — обыском. Наступило утро четырнадцатого мая. Все гости, званые и незваные, ушли. Незваные увели с собой хозяина дома. Мы остались с глазу на глаз с Анной Андреевной, вдвоем в пустой квартире, хранившей следы ночного дебоша. Кажется, мы просто сидели друг против друга и молчали».

Нескольких свидетелей обыска Галич в песню не включает, однако вроде бы незначительный сосед Кирсанов, присутствующий только в ахматовских «Листках из дневника», остается. Не сосед, а его вечно звучащая «Рамона» оказывается крайне важна. В комнате, в которой находятся Мандельштам, Надежда Яковлевна, Анна Ахматова (здесь — «король» и «королевы») и проводящие обыск, она слышится из-за стены, из квартиры празднующего юбилей соседа. Это проникновение «оттуда» постоянно подчеркивается: «всю ночь за стеной ворковала гитара», «а там, за стеной, все гоняли "Рамону"», «и пел за стеной тенорок-бедолага». «Рамона» так явственно и постоянно слышна не только потому, что «стены проклятые тонки». Все участники сцены молчат, и из-за висящего молчания музыка особенно явственна и назойлива.

В «Рамоне» самой по себе нет ничего плохого. Это популярная танцевальная музыка 30-х годов. Но в атмосфере обыска, предчувствия расставания, ожидания ареста и ссылки треньканье гавайской гитары и сладкий, томный мотив становятся нестерпимы. Некоторые строки и вовсе звучат как издевательство: «Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни».

Легкомысленный мотив и незатейливый текст «Рамоны» особенно неуместен в пространстве мандельштамовских смыслов, чужероден ему. Многократное, настойчивое упоминание копающихся в бумагах пальцев в описании процесса обыска («И жирные пальцы с неспешной заботой...»; «…как пальцы копались в бумажном мочале, / Как жирно листали…»; «А пальцы искали крамолу, крамолу...») напоминает о злополучном стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны...», о строке «его толстые пальцы, как черви, жирны...». Мандельштам у Галича называет себя «щелкунчиком-скворцом». Это из стихотворения «Куда как страшно нам с тобой...» (1930) — первого после длительного перерыва, пятилетней стихотворной немоты:

Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,

Да, видно, нельзя никак...

Резче всего «Рамона» контрастирует с прямыми цитатами из стихотворения «Из табора улицы темной…» (1925). Строки его последней строфы (откуда взят и эпиграф к песне) появляются в «Возвращении на Итаку» после каждого кончающегося «Рамоной» четверостишия:

А пальцы искали крамолу, крамолу…
А там, за стеной, все играли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, И в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

А пальцы копались, и рвалась бумага…
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона! Моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты…»

«И только и свету,
Что в звездной колючей неправде...»

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов…»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Рифмы «Рамоны» примитивны (взгляни — одни, зов — слов, мечты — ты), в написанном белым стихом стихотворении Мандельштама их нет вовсе, «Рамоне» свойственна слащавая нежность, избыточность восклицательных интонаций, строкам Мандельштама — высокое спокойствие. «Рамона» Галичем действительно поется, мандельштамовские строки произносятся в абсолютной тишине, без гитарного аккомпанемента.

После того как мандельштамовские строки появляются во второй раз, исчезает комната, в которой ведется обыск, и находящиеся в ней герои, и возникает фигура самого автора:

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!

Рессорная карета возлюбленной, за которой мечется лирический герой, превращается у Галича в арестантский «воронок», увозящий Мандельштама, за которым уже он, автор, будет «метаться в дозоре почетном», — помнить и петь о поэзии, судьбе и смерти поэта (а также о тех, кто в этой смерти виноват). И выраженная в слове («Но слово останется!/ Слово осталось!») память останется, даже когда придется умереть — «слезть с карусели».

Галич по-прежнему говорит образами мандельштамовской лирики:

...И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи.

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Одиссей появляется в стихотворении Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917):

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

Одиссей, который «возвратился, пространством и временем полный», диссонирует с Одиссеем галичевской песни. Тот, кто должен бы вернуться, — никогда не вернется, его время вышло, его «пространство» — телячий вагон. И очевидно, что Итаки-дома у поэта нет, только «халтурное злое жилье». Зато на Итаку-остров — в лагерь на Колыму — его легко отвезут «в телячьем вагоне». В этом вагоне в финале песни снова звучит «Рамона»:

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов!»

Мелодия, невольно звучавшая издевательством для героев в обыскиваемой комнате, здесь становится издевательством запланированным. Блатарь-одессит явно распевает «Рамону» с полным осознанием ее неуместности и, скорее всего, утрируя манерность мелодии, потому и потешаются окружающие. Тем не менее оказывается, что именно «Рамона» — всепроникающа и вездесуща (о чем, кстати, в ней самой и заявляется: «Рамона! Везде и всюду только ты!»). Для нее всегда находится и исполнитель, и слушатель, будь то сосед поэт за стеной или арестант в вагоне, тогда как «некому молвить: из табора улицы темной». В песне Галича — трижды некому:

...И некому, некому,
Некому молвить:
«Из табора улицы темной...»!

Мария Александрова специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(154):

123 4 567 ... +1
0 +1−1александр корецкий08:44:59
15/01/2016
-3 +0−3Sergey Yakovlev11:04:48
14/01/2016
" артисты, поэты,писатели, юмористы", как и прочие гуманитарии, как и всякая богема, - стандарт гнусности и продажности. Именно ОНИ с неимоверным усердием и энтузиазмом писали, пишут и БУДУТ писать доносы друг на друга и дристать поносом НА ВСЕХ чиновников!
Эталоном добра и справедливости они только среди восторженных дамочек считаются!
Пастернака и Мандельштама именно СВОИ СОБРАТЬЯ по цеху уничтожили. Как и Маяковского, как и Есенина...
Бедные пацаны из НКВД в то время зверели от обилия доносов всяких "писателей" и "поэтов" друг на друга! Тогда проще было упечь кого-то в лагерь чем разбираться в потоке взаимного дерьма "почитателей искусства"!..
Где донос поощряется, там не будет недостатка в виновных.
0 +0−0александр корецкий08:18:10
15/01/2016
1 +4−3andrey zlot11:10:09
14/01/2016
Все Ваши "великие показатели развития" это миф. Никаких доказательств Вы привести не можете, а то давно бы привели.
Конечно если для Вас использовать труд заключенных это показатель то я молчу..
А у меня есть доказательство ничтожности Сталина. Он погубил 27 миллионов во второй мировой войне. Больше в несколько раз чем немцы.
"Великие показатели развития". Ни одна пятилетка, так же, как ни одна семилетка не были выполнены!
0 +0−0Nat Sobolek04:18:25
15/01/2016
-1 +0−1Украина цэ Россия15:35:17
14/01/2016
Что есть зло и что есть добро, в таком ультимативном тоне, ты своим деткам будешь рассказывать.

Я думаю, они в достаточной степени глупы - все в тебя - чтобы этот ультимативный тон принять, и слова твои пустые тоже принять на веру, не проверяя.

А в кругу думающих людей принято обсуждать все, что им хочется, и упоминать все, что им хочется, и ты, со своими командами - то упоминайте, это не упоминайте - идешь прямиком в жопу.

Там тебе самое место.
Big words, no meaning. Несчастное существо. Жаль вас.
0 +0−0Shelonnik19:35:12
14/01/2016
-2 +0−2Синее Небо19:26:45
14/01/2016
Представь себе, за 50 лет с 17 года я смогу найти такой, где была выше рождаемость. Например за три года. Это просто надо вникать в цифры.
Среднее за 50 лет, и за 3 года - это несравнимые промежутки для статистики.
Я тебе еще раз говорю - вот данные за 17 лет. Других нет. Дай мне данные по СССР за любые 17 лет. ЛЮБЫЕ, Карл. Только не забудь сделать поправку на численность населения, мой дорогой математический дебил)))
0 +0−0Shelonnik19:32:34
14/01/2016
-2 +0−2Синее Небо19:22:03
14/01/2016
Мутант у тебя понимание на уровне дегенерата.
отличие "частной инициативы" от общественного производства только в том, кто получит большую долю в прибыли, и за чей счет и на чьи деньги произойдет развитие.
Планирование - это совершенно иная область. И для того, чтобы внедрять 5-летки японцы ЕЗДИЛИ В СССР ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ.
Это бл. напиши себе на лбу - планирование государственным аппаратом и выделяемых средств, как в плановой экономике, и планирование на 100% необходимого полученног результата от "инвестиций", что полностью тоже соответствует плановой экономике.
Ты даже не слышал, что при Сталине были колхозы-миллионеры, что предприятия САМИ распределяли свою прибыль, а зарплат - не было, были доходы, у всех разные. У тебя НОЛЬ знаний чудак. Просто смирись.
Неа, сталиноид. Главное отличие частной инициативы от государственной - это конкуренция и эффективность. Послевоенная Япония развивалсь быстрее СССР, да и итоги развития сильно разные: СССР сдох, Япония - по-прежнему успешная страна и локомотив Азии.

Насчет колхозов-миллионеров и распреления прибыли втирай своим детям - у меня мама и бабушка из колхоза, знаю и про то, как грабили и уничтожали крестьян при коллективизации, и сколько давали ограбленным за "трудодни", и как рвали жилы в войну, из первых рук.
0 +0−0Украина цэ Россия19:14:57
14/01/2016
4 +6−2Matt Smart06:20:03
14/01/2016
Да, образование либерасты развалили, в СССР (где я и учился, от детсада до аспирантуры) оно было лучше. А с наукой и техникой коммунисты просрали многие возможности еще до либерастов. Достаточно вспомнить “буржуазные лженауки“ генетику и кибернетику, на которых и стоит рывок последних 50 лет.
Ой, да ладно. Мой отец был программистом в СССР.

Вспомнили бы еще, что там при царе горохе было. В 50 еще запрещали кибернетику, а в 60 уже в вузах учили.
0 +0−0Украина цэ Россия15:38:45
14/01/2016
Комментарий удалён.
Хороши хозяева, которым каждого второго на скорую встречу с господом яхве отправили.

Слава богу, что мы не хозяева. Упаси нас бог от такого хозяйствования.
0 +0−0Синее Небо15:30:43
14/01/2016
Комментарий удалён.
Какой наивный парамоша ))))
Набежал? )))
0 +1−1Виктор Баулин12:01:22
14/01/2016
Странно как то .Надо было бы упомянуть о застольях у Сталина ,об отдыхе в Крыму и игре в теннис с Ежовым , а потом такая неблагодарность к кормильцу .Надо чувствовать себя очень защищённым ,что бы писать про "жирные пальцы". В старые добрые времена это считалось оскорблением и за это вызывали на дуэль .А сейчас это выдаётся за подвиг .
0 +0−0Shelonnik11:39:07
14/01/2016
Отличный разбор, спасибо!

Мандельштам, может, все же не самый лучший поэт России 20 века (это уже вкусовые пристрастия Галича, Блок, Маяковский, Гумилев, Ахматова и Цветаева минимум не хуже), но в числе лучших точно.

Лисицо-лев, акмеист и просто талантище. В 19 веке - пуля на дуэли, в 20 - телячий вагон. Судьба поэта в России.
0 +1−1Юрий Рудометов11:38:56
14/01/2016
когда служил ,сопровождали секретню грузы по ЖД . Караул находился в вагонах "пульман" тоже можно назвать "телячим" одна буржуйка и нары из досок.Ехали зимой неделю. Привыкали и не плакали.
0 +4−4andrey zlot11:06:17
14/01/2016
0 +6−6Синее Небо06:34:57
14/01/2016
Меня не интересуют твои мифы. Я тебе сказал реальность супротив которой ты лгал о Нигерии.
Развалили все бродские, мандельштамы и прочая дегенеративная бесполезная погань, считающая свое личное уродство и его выражение важнее русского народа и России.
дегенеративная бесполезная погань, считающая свое личное уродство и его выражение важнее русского народа и России.
-------------
Не будет Россия сильным государством пока ее народ не будет жить в благополучии. А в неблагополучии народа виноваты вожди. Уничтожение своего народа Сталиным ничем нельзя оправдать. А лично Вы поймете это когда власть держащие расстреляют Вас или близких Вам людей. Надеюсь это не случится , но раз Вам наплевать на других людей значит мне наплевать и на вас.
0 +1−1Ярослав Алимов10:23:38
14/01/2016
7 +11−4Пушкинд00:40:20
14/01/2016
В половине советских семей есть такие фотографии: фас и профиль.
Вот именно, "зачем ты ввязался в чужое похмелье?"
>В половине советских семей есть такие фотографии: фас и профиль<
Расхожий штампик не имеющий отношения к реальности. Иными словами - чушь, страшилка младореформаторская, от менделей штампик :)
0 +0−0Sergey Yakovlev10:20:02
14/01/2016
-1 +0−1sir040406:03:28
14/01/2016
Согласен, но это было не для личных выгод, а ради одной из ядовитых идей.
До сих по мир никак не может
жить по пpостому закону - «Не делай другим того, чего не желаешь себе»
До сих пор полно ядовитых идей, на Западе и на Востоке.
Мир никогда больше не вернётся в наивные времена.
А чем всё это скоро глобально кончится при данном уровне ненависти и глупоcти, гадать не приходится.
"Не для личных выгод"...

Гы-гы-гы. Почитайте воспоминания "комиссаров", как они пьянели от власти над великороссами, как трахали гимназисток, как убивали на месте за малейшее неповиновение. Как это у Багрицкого: "чтоб звёздами сыпалась кровь человечья!"...
После смерти Якова Свердлова ( Ешуа-Соломон Мовшевич) на складе коменданта Кремля обнаружен личный сейф Свердлова, который не вскрывался все 16 лет, прошедшие с его смерти. Там оказались золотые монеты царской чеканки на астрономическую сумму (108 525 рублей), свыше семисот золотых изделий с драгоценными камнями, множество бланков паспортов и заполненных паспортов на имя самого Свердлова и никому не известных лиц, облигации царского времени и пр.[29]
0 +1−1Yurik Yurikovich10:17:37
14/01/2016
всё хорошо.. вернее всё плохо конечно с Мандельштампом. Но статья блин... её надо заунывным голосом читать как у какого-то(забыл к счастью как его зовут) картавого ведущего передачи о поэтах.
Нудятина и повторы. Ощущение, что автор был отличником в школе по сочинениям, где требовалось написать много воды о банальной ситуации
0 +0−0Robert Hayes09:54:14
14/01/2016
If you want to learn how to trade, just Google Superior Trading System. They can help you how to trade and learn the best strategy and method in trading available.
0 +0−0Alamut Alamut07:24:19
14/01/2016
ни как не могу понять, почему артисты, поэты,писатели, юмористы, считаются эталоном добра и справедливости, а не учителя,инженеры,врачи , рабочие и крестьяне?
0 +3−3Андрей Никитчук07:24:09
14/01/2016
1 +7−6Matt Smart05:04:23
14/01/2016
Ошибочка вышла: не по теме. Мандельштам и Галич остаются поэтами, а Сталин остается преступником при любой цене нефти, любом мнении Госдепа, и любом президенте США или других стран.
Поправочка вышла: Мандельштам и Галич остаются поэтами по мнению многих, Сталин остается преступником только по вашему мнению.
0 +1−1Matt Smart07:01:25
14/01/2016
-2 +0−2Синее Небо06:57:40
14/01/2016
Обвинять в собственном приеме лжи других - типичная привычка жидов.
У антисемитов все жиды, даже другие антисемиты. Галоперидол санитары не пробовали? А зря...
0 +6−6Синее Небо06:34:57
14/01/2016
4 +6−2Matt Smart06:20:03
14/01/2016
Да, образование либерасты развалили, в СССР (где я и учился, от детсада до аспирантуры) оно было лучше. А с наукой и техникой коммунисты просрали многие возможности еще до либерастов. Достаточно вспомнить “буржуазные лженауки“ генетику и кибернетику, на которых и стоит рывок последних 50 лет.
Меня не интересуют твои мифы. Я тебе сказал реальность супротив которой ты лгал о Нигерии.
Развалили все бродские, мандельштамы и прочая дегенеративная бесполезная погань, считающая свое личное уродство и его выражение важнее русского народа и России.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь