«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

00:07 14/01/2016 Культура
«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире Осипа Мандельштама произошел обыск, а самого поэта арестовали. За этим последовала трехлетняя воронежская ссылка, возвращение в Москву, переезд в Калинин, новый арест 2 мая 1938 года и лагерь, из которого Мандельштам уже не вернулся: 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком он погиб. А в июне 1969 года Александр Галич написал песню «Возвращение на Итаку», посвященную Осипу Мандельштаму, в которой детально пересказал события майской ночи 1934 года. 15 января исполняется 125 лет со дня рождения поэта. Накануне этой даты «Лента.ру» публикует комментарий к песне Галича «Возвращение на Итаку».

«Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!»

«…Осип Мандельштам, вероятно, самый лучший поэт двадцатого века, который был в России и писал по-русски. Когда его арестовывали, в доме кроме него находились две женщины — его жена Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая считала его тоже своим учителем и просто великим поэтом. А за стеной в это время у поэта К., он же Кирсанов, запузыривали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой. Ну он, в общем, совершенно тут ни при чем, поскольку он не знал, что у соседей идет арест…» — так комментировал Александр Галич сюжет своей песни «Возвращения на Итаку» (домашний концерт в Минске, 1974).

Видео: Алексей Уклеин / YouTube

Возвращение на Итаку

Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама

И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной,
И некому молвить:
«Из табора улицы темной...»
Мандельштам

Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед-прощелыга крутил юбилей,
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.

И жирные пальцы с неспешной заботой
Кромешной своей занимались работой,
И две королевы глядели в молчаньи,
Как пальцы копались в бумажном мочале,
Как жирно листали за книжкою книжку,
А сам-то король — все бочком да вприпрыжку,
Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица!

А пальцы искали крамолу, крамолу...
А там, за стеной, все гоняли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, и в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

И глядя, как пальцы шуруют в обивке,
Вольно ж тебе было, он думал, вольно!
Глотай своего якобинства опивки!
Глотай своего якобинства опивки!
Не уксус еще, но уже не вино!

Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!
На что ты истратил свои золотые?!
И скучно следили за ним понятые...

А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили —
За лень, за небрежный кивок на вокзале,
За все, что ему второпях не сказали...

А пальцы копались, и рвалась бумага...
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона, моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты...»

«...И только и света,
Что в звездной, колючей неправде...»

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!
Но слово останется, слово осталось!
Не к слову, а к сердцу подходит усталость,
И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи!

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона, ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона, ведь это песнь любви без слов...»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Песня была написана Галичем в июне 1969 года и посвящена Осипу Мандельштаму. Она входит в цикл «Литераторские мостки» (1966-1972), названный по имени могильного ряда на Волковом кладбище в Ленинграде и посвященный памяти репрессированных, подвергшихся гонениям властей поэтов и писателей (Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Даниила Хармса). В ней в точности описан обыск квартиры, где жил Мандельштам, и арест поэта.

«Учить щебетать палачей»

В октябре 1933 года, после многочисленных переездов и скитаний по разным адресам Осип и Надежда Мандельштамы наконец получают в Москве отдельную кооперативную квартиру в писательском доме в Нащокинском переулке. Но обретенное относительное благополучие не радует поэта. Ему кажется, что он предал бедствующих и голодающих, вступил в ряды тех, кто служит власти, пишет на рекомендованные темы, выполняет государственный заказ. Об этом стихотворение «Квартира тиха, как бумага…», написанное в ноябре 1933 года:

Квартира тиха, как бумага —
Пустая, без всяких затей —
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.

Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.

Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель
Такую ухлопает моль.

И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.

И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.

К этому же времени относится и знаменитое мандельштамовское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», едва ли ни первая эпиграмма на Сталина:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны —

Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей —

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз,

Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Мандельштам искупает «предательство», фактически обрекая себя на гибель: по свидетельствам современников, поэт прочел стихотворение по меньшей мере полутора десяткам людей. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире был произведен обыск, а самого поэта арестовали. «Мы живем…» стало главным обвинительным материалом в его деле. Впереди были трехлетняя воронежская ссылка, отсутствие работы, безденежье, отчаянье, возвращение в Москву, переезд в Калинин, повторный арест 2 мая 1938 года и последовавший за ним приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей. В начале сентября 1938 года в столыпинском вагоне Мандельштам отправляется в пересыльный лагерь. Ту страшную зиму он пережить не мог. 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком Мандельштам погиб.

«А две королевы бездарно курили»

Источниками песни Александра Галича «Возвращение на Итаку» стали, видимо, слегка различающиеся воспоминания Анны Ахматовой и Надежды Мандельштам:

«Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара. Следователь при мне нашел «Волка» и показал О.Э. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра. Было совсем светло», — пишет Ахматова в «Листках из дневника».

Из «Воспоминаний» Надежды Яковлевны: «Всего их было пятеро — трое агентов и двое понятых. Старший из агентов занялся сундучком с архивом, а двое других — обыском. Наступило утро четырнадцатого мая. Все гости, званые и незваные, ушли. Незваные увели с собой хозяина дома. Мы остались с глазу на глаз с Анной Андреевной, вдвоем в пустой квартире, хранившей следы ночного дебоша. Кажется, мы просто сидели друг против друга и молчали».

Нескольких свидетелей обыска Галич в песню не включает, однако вроде бы незначительный сосед Кирсанов, присутствующий только в ахматовских «Листках из дневника», остается. Не сосед, а его вечно звучащая «Рамона» оказывается крайне важна. В комнате, в которой находятся Мандельштам, Надежда Яковлевна, Анна Ахматова (здесь — «король» и «королевы») и проводящие обыск, она слышится из-за стены, из квартиры празднующего юбилей соседа. Это проникновение «оттуда» постоянно подчеркивается: «всю ночь за стеной ворковала гитара», «а там, за стеной, все гоняли "Рамону"», «и пел за стеной тенорок-бедолага». «Рамона» так явственно и постоянно слышна не только потому, что «стены проклятые тонки». Все участники сцены молчат, и из-за висящего молчания музыка особенно явственна и назойлива.

В «Рамоне» самой по себе нет ничего плохого. Это популярная танцевальная музыка 30-х годов. Но в атмосфере обыска, предчувствия расставания, ожидания ареста и ссылки треньканье гавайской гитары и сладкий, томный мотив становятся нестерпимы. Некоторые строки и вовсе звучат как издевательство: «Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни».

Легкомысленный мотив и незатейливый текст «Рамоны» особенно неуместен в пространстве мандельштамовских смыслов, чужероден ему. Многократное, настойчивое упоминание копающихся в бумагах пальцев в описании процесса обыска («И жирные пальцы с неспешной заботой...»; «…как пальцы копались в бумажном мочале, / Как жирно листали…»; «А пальцы искали крамолу, крамолу...») напоминает о злополучном стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны...», о строке «его толстые пальцы, как черви, жирны...». Мандельштам у Галича называет себя «щелкунчиком-скворцом». Это из стихотворения «Куда как страшно нам с тобой...» (1930) — первого после длительного перерыва, пятилетней стихотворной немоты:

Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,

Да, видно, нельзя никак...

Резче всего «Рамона» контрастирует с прямыми цитатами из стихотворения «Из табора улицы темной…» (1925). Строки его последней строфы (откуда взят и эпиграф к песне) появляются в «Возвращении на Итаку» после каждого кончающегося «Рамоной» четверостишия:

А пальцы искали крамолу, крамолу…
А там, за стеной, все играли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, И в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

А пальцы копались, и рвалась бумага…
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона! Моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты…»

«И только и свету,
Что в звездной колючей неправде...»

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов…»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Рифмы «Рамоны» примитивны (взгляни — одни, зов — слов, мечты — ты), в написанном белым стихом стихотворении Мандельштама их нет вовсе, «Рамоне» свойственна слащавая нежность, избыточность восклицательных интонаций, строкам Мандельштама — высокое спокойствие. «Рамона» Галичем действительно поется, мандельштамовские строки произносятся в абсолютной тишине, без гитарного аккомпанемента.

После того как мандельштамовские строки появляются во второй раз, исчезает комната, в которой ведется обыск, и находящиеся в ней герои, и возникает фигура самого автора:

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!

Рессорная карета возлюбленной, за которой мечется лирический герой, превращается у Галича в арестантский «воронок», увозящий Мандельштама, за которым уже он, автор, будет «метаться в дозоре почетном», — помнить и петь о поэзии, судьбе и смерти поэта (а также о тех, кто в этой смерти виноват). И выраженная в слове («Но слово останется!/ Слово осталось!») память останется, даже когда придется умереть — «слезть с карусели».

Галич по-прежнему говорит образами мандельштамовской лирики:

...И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи.

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Одиссей появляется в стихотворении Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917):

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

Одиссей, который «возвратился, пространством и временем полный», диссонирует с Одиссеем галичевской песни. Тот, кто должен бы вернуться, — никогда не вернется, его время вышло, его «пространство» — телячий вагон. И очевидно, что Итаки-дома у поэта нет, только «халтурное злое жилье». Зато на Итаку-остров — в лагерь на Колыму — его легко отвезут «в телячьем вагоне». В этом вагоне в финале песни снова звучит «Рамона»:

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов!»

Мелодия, невольно звучавшая издевательством для героев в обыскиваемой комнате, здесь становится издевательством запланированным. Блатарь-одессит явно распевает «Рамону» с полным осознанием ее неуместности и, скорее всего, утрируя манерность мелодии, потому и потешаются окружающие. Тем не менее оказывается, что именно «Рамона» — всепроникающа и вездесуща (о чем, кстати, в ней самой и заявляется: «Рамона! Везде и всюду только ты!»). Для нее всегда находится и исполнитель, и слушатель, будь то сосед поэт за стеной или арестант в вагоне, тогда как «некому молвить: из табора улицы темной». В песне Галича — трижды некому:

...И некому, некому,
Некому молвить:
«Из табора улицы темной...»!

Мария Александрова специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(154):

12 3 456 ... +1
1 +4−3Matt Smart06:41:38
14/01/2016
0 +6−6Синее Небо06:34:57
14/01/2016
Меня не интересуют твои мифы. Я тебе сказал реальность супротив которой ты лгал о Нигерии.
Развалили все бродские, мандельштамы и прочая дегенеративная бесполезная погань, считающая свое личное уродство и его выражение важнее русского народа и России.
Извините, но дискутировать с человеком, который уверен, что дважды два - пять с половиной, может только психиатр. Это не моя специальность.
1 +1−0Matt Smart06:11:56
14/01/2016
-3 +0−3Синее Небо05:23:54
14/01/2016
Столько ненависти к России как у них не было даже у Гитлера.
Мы, похоже, читали разных Мандельштама, Галича, Пастернака, и Бродского. У тех, которых я читал, ясно видна любовь к своей стране и боль за нее.
1 +1−0Matt Smart06:08:08
14/01/2016
-1 +0−1Украина цэ Россия05:27:45
14/01/2016
Лишний там очевидный Галич. Несоизмерим ни по масштабу таланта, ни по тому, с какой поспешностью сбежал.

Я сомневаюсь, что он особо любил Россиющку. Я думаю, он любил себя в роли борца с режимом, при этом живя уже в те времена, когда режим никого особо не трогал.
Так и Пастернак, как поэт, не дотягивает до Мандельштама и Бродского. А Галич писал не стихи, а песни, и это совсем другое (чего Высоцкий упорно не хотел понять). И убило Галича, кстати, скорее всего ЦРУ, с помощью “дефектного“ магнитофона (в норме они просто не работают, а не током бьют насмерть), после того, как он шухер навел в гадюшнике на радио “Свобода“. А песни он писал хорошие, скорее с любовью к стране, чем к себе. Те, кто себя любил больше страны, всегда вовремя меняли портреты и процветали. И сейчас живут припеваючи, вместо парткома в церковь шастают.
1 +2−1sir040405:29:28
14/01/2016
Спасибо автору за прекрасный рассказ о великих людях разных покoлений.
Увы, теперь таких нет - расстреляны, высланы...
Зато в комментариях, как всегда уже, полно ненависти и мусора.
Господа, идите на те ресурсы, где еждневно обмениваются взаимной ненавистью.
Не трогайте то, что выше вашего понимания!
1 +2−1Matt Smart05:09:15
14/01/2016
-4 +1−5Синее Небо02:48:54
14/01/2016
Тупорылое говно пишет о тупорылом говне.
Кому нужны выродки?
Кстати, Мандельштам, Галич, Пастернак, и Бродский - русские поэты, что бы ни говорили антисемиты и сионисты.
1 +7−6Matt Smart05:04:23
14/01/2016
Комментарий удалён.
Ошибочка вышла: не по теме. Мандельштам и Галич остаются поэтами, а Сталин остается преступником при любой цене нефти, любом мнении Госдепа, и любом президенте США или других стран.
0 +0−0Matt Smart19:55:17
16/01/2016
0 +0−0Sergey Yakovlev05:05:18
16/01/2016
Как запел! Заслушаться можно!
Но с памятью у меня, пока ещё, всё в порядке и я ПРЕКРАСНО помню как совсем недавно этот Matt Smart блевал при одном упоминании о России. Никто Не Забыт, Ничто Не Забыто!
Пой, ласточка, пой...

Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ввести вступительный взнос для желающих вернуться в Россию! Порядка мегабакса. Как в США и Англии!!
Эй, шибко умный Матт, у вас такие деньги есть? Нет? Ну так забудьте русский язык! Китайский учите. Вдруг в Китай на "беженство" подать захочется...
Хоть вы меня явно с кем-то путаете, спорить с вами я не намерен, поскольку ваше мнение меня не интересует. Уж не знаю, откуда у вас такой суровый комплекс. Какой-то образованный, или еврей, или образованный еврей, у вас бабу отбил, или еще что.
Посыплю соль на вашу рану: я гражданин России и никогда “беженцем“ не был, хоть живу и работаю не в России. К счастью для России у дураков нет на нее монополии.
0 +0−0Sergey Yakovlev05:47:30
16/01/2016
0 +1−1Виктор Баулин12:01:22
14/01/2016
Странно как то .Надо было бы упомянуть о застольях у Сталина ,об отдыхе в Крыму и игре в теннис с Ежовым , а потом такая неблагодарность к кормильцу .Надо чувствовать себя очень защищённым ,что бы писать про "жирные пальцы". В старые добрые времена это считалось оскорблением и за это вызывали на дуэль .А сейчас это выдаётся за подвиг .
Гуманитарии - дети природы. Захотелось посрать - он садится и СРЁТ. Потом это называют "поэтическим вдохновением".
0 +0−0Sergey Yakovlev05:40:29
16/01/2016
0 +0−0Shelonnik11:39:07
14/01/2016
Отличный разбор, спасибо!

Мандельштам, может, все же не самый лучший поэт России 20 века (это уже вкусовые пристрастия Галича, Блок, Маяковский, Гумилев, Ахматова и Цветаева минимум не хуже), но в числе лучших точно.

Лисицо-лев, акмеист и просто талантище. В 19 веке - пуля на дуэли, в 20 - телячий вагон. Судьба поэта в России.
Этт точно!!
Маяковский - натуральная ГЛЫБА на уровне прочих булыжников и камушков!!
0 +0−0Sergey Yakovlev05:05:18
16/01/2016
0 +0−0Matt Smart18:32:48
15/01/2016
Должен вас огорчить - глупость не лечится. Дураков в России много, как и везде.
Своей национальностью, религией, цветом кожи, или полом гордятся только ничтожества, которым больше нечем гордиться. Как в любой стране, величие России стоит на достижениях умных и талантливых, а высеры идиотов поток времени смывает бесследно. Примите мои соболезнования.
Как запел! Заслушаться можно!
Но с памятью у меня, пока ещё, всё в порядке и я ПРЕКРАСНО помню как совсем недавно этот Matt Smart блевал при одном упоминании о России. Никто Не Забыт, Ничто Не Забыто!
Пой, ласточка, пой...

Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ввести вступительный взнос для желающих вернуться в Россию! Порядка мегабакса. Как в США и Англии!!
Эй, шибко умный Матт, у вас такие деньги есть? Нет? Ну так забудьте русский язык! Китайский учите. Вдруг в Китай на "беженство" подать захочется...
0 +0−0Matt Smart18:32:48
15/01/2016
-1 +0−1Sergey Yakovlev09:54:13
15/01/2016
Надо же! Американский эмигрант-еврей, который совсем недавно люто ненавидел всё советское и российское вдруг запел о "величии русской культуры"!
Господа евреи, назад в Россию вам вернуться уже непросто будет!!!
Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ввести денежный барьер для желающих получить российское гражданство. Особенно для "беженцев" !!! Да и для прочих евреев - как в Англии и США...
Должен вас огорчить - глупость не лечится. Дураков в России много, как и везде.
Своей национальностью, религией, цветом кожи, или полом гордятся только ничтожества, которым больше нечем гордиться. Как в любой стране, величие России стоит на достижениях умных и талантливых, а высеры идиотов поток времени смывает бесследно. Примите мои соболезнования.
0 +0−0zelenskiy17:36:13
15/01/2016
0 +4−4andrey zlot11:06:17
14/01/2016
дегенеративная бесполезная погань, считающая свое личное уродство и его выражение важнее русского народа и России.
-------------
Не будет Россия сильным государством пока ее народ не будет жить в благополучии. А в неблагополучии народа виноваты вожди. Уничтожение своего народа Сталиным ничем нельзя оправдать. А лично Вы поймете это когда власть держащие расстреляют Вас или близких Вам людей. Надеюсь это не случится , но раз Вам наплевать на других людей значит мне наплевать и на вас.
"А в неблагополучии народа виноваты вожди."

Странно, а в США, например, свято верят в селф-мэйд людей, что все в в твоих руках и ты должен делать себя сам.

Что еще за дегенеративный паразитизм - мол, я тут кверху брюхом полежу, пока к-то-то мне сладкую жизнь не построит?
0 +0−0zelenskiy17:34:27
15/01/2016
"Осип Мандельштам, вероятно, самый лучший поэт двадцатого века"

Как-то у меня с этим "лучшим" Мандельштампом все же не пошло - от его рифм "грачи, как обугленные груши", или "лягушкой застыл телефон", живенько так вспоминается фельетон Зощенко "Разная правда".

"Но вот если у поэтa мозги нaбекрень и он ловлю дров не берется отличить от зaкaтa, - вот тогдa читaтель впрaве воскликнуть: "Ай, не нaдо нaм тaкого поэтического зрения!"
0 +1−1AAA AA16:00:17
15/01/2016
0 +0−0Sergey Yakovlev09:38:53
15/01/2016
А в какой стране доносы не поощряются? В России всяко меньше чем в "цивилизованных" странах.
Так то не донос, а гражданский долг!
0 +0−0AAA AA15:58:06
15/01/2016
0 +0−0Sergey Yakovlev09:40:59
15/01/2016
А на *** ты мне нужен? Тянись куда подальше!!!
Зачем, если вы уже там!
0 +0−0Максим Б15:33:45
15/01/2016
Как поэт - он слабый.

не сравнится с Есениным и Цоем.

отчего столько шума и памятников?

сотни поэтов погибли в то время.
0 +0−0Украина цэ Россия14:52:23
15/01/2016
0 +0−0Nat Sobolek04:18:25
15/01/2016
Big words, no meaning. Несчастное существо. Жаль вас.
Когда лоху нечего сказать, он начинает тебя жалеть. Научным языком это называется "ресантимент".

Ссылка на lurkmore.to
0 +0−0Сергей Спиридонов11:20:20
15/01/2016
Надо придумать премию года под названием «Телячий вагон» и вручать их самым тенденциозным либералам года (или «антисоветчикам» года)!
Открываешь канал «Союз» слушаешь, как везли в «телячьем вагоне». Мой знакомый в прошлом году рассказывал, как его бабушку депортировали с Северного Кавказа в «телячьем вагоне». Галич, Лента.ру. итд итп… Это АКЦЕНТИРОВАНИЕ НА «ТЕЛЯЧЬИХ ВАГОНАХ» уже в печенке сидит! Современной молодёжи, катающейся на «кредитных» Маздах это дико! Даю им ФАКТИЧЕСКУЮ информацию к размышлению(см. следующий п-т):
0 +0−0Sergey Yakovlev09:40:59
15/01/2016
-2 +0−2AAA AA17:18:57
14/01/2016
Ну не надо так убиваться и приводить свои фантазии. Будьте проще и люди к вам потянутся
А на *** ты мне нужен? Тянись куда подальше!!!
0 +0−0Sergey Yakovlev09:38:53
15/01/2016
0 +1−1александр корецкий08:44:59
15/01/2016
Где донос поощряется, там не будет недостатка в виновных.
А в какой стране доносы не поощряются? В России всяко меньше чем в "цивилизованных" странах.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь