«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

00:07 14/01/2016 Культура
«Везут Одиссея в телячьем вагоне»

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире Осипа Мандельштама произошел обыск, а самого поэта арестовали. За этим последовала трехлетняя воронежская ссылка, возвращение в Москву, переезд в Калинин, новый арест 2 мая 1938 года и лагерь, из которого Мандельштам уже не вернулся: 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком он погиб. А в июне 1969 года Александр Галич написал песню «Возвращение на Итаку», посвященную Осипу Мандельштаму, в которой детально пересказал события майской ночи 1934 года. 15 января исполняется 125 лет со дня рождения поэта. Накануне этой даты «Лента.ру» публикует комментарий к песне Галича «Возвращение на Итаку».

«Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!»

«…Осип Мандельштам, вероятно, самый лучший поэт двадцатого века, который был в России и писал по-русски. Когда его арестовывали, в доме кроме него находились две женщины — его жена Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая считала его тоже своим учителем и просто великим поэтом. А за стеной в это время у поэта К., он же Кирсанов, запузыривали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой. Ну он, в общем, совершенно тут ни при чем, поскольку он не знал, что у соседей идет арест…» — так комментировал Александр Галич сюжет своей песни «Возвращения на Итаку» (домашний концерт в Минске, 1974).

Видео: Алексей Уклеин / YouTube

Возвращение на Итаку

Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама

И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной,
И некому молвить:
«Из табора улицы темной...»
Мандельштам

Всю ночь за стеной ворковала гитара,
Сосед-прощелыга крутил юбилей,
А два понятых, словно два санитара,
А два понятых, словно два санитара,
Зевая, томились у черных дверей.

И жирные пальцы с неспешной заботой
Кромешной своей занимались работой,
И две королевы глядели в молчаньи,
Как пальцы копались в бумажном мочале,
Как жирно листали за книжкою книжку,
А сам-то король — все бочком да вприпрыжку,
Чтоб взглядом не выдать — не та ли страница,
Чтоб рядом не видеть безглазые лица!

А пальцы искали крамолу, крамолу...
А там, за стеной, все гоняли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, и в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

И глядя, как пальцы шуруют в обивке,
Вольно ж тебе было, он думал, вольно!
Глотай своего якобинства опивки!
Глотай своего якобинства опивки!
Не уксус еще, но уже не вино!

Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля,
Зачем ты ввязался в чужое похмелье?!
На что ты истратил свои золотые?!
И скучно следили за ним понятые...

А две королевы бездарно курили
И тоже казнили себя и корили —
За лень, за небрежный кивок на вокзале,
За все, что ему второпях не сказали...

А пальцы копались, и рвалась бумага...
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона, моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты...»

«...И только и света,
Что в звездной, колючей неправде...»

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!
Но слово останется, слово осталось!
Не к слову, а к сердцу подходит усталость,
И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи!

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона, ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона, ведь это песнь любви без слов...»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Песня была написана Галичем в июне 1969 года и посвящена Осипу Мандельштаму. Она входит в цикл «Литераторские мостки» (1966-1972), названный по имени могильного ряда на Волковом кладбище в Ленинграде и посвященный памяти репрессированных, подвергшихся гонениям властей поэтов и писателей (Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Даниила Хармса). В ней в точности описан обыск квартиры, где жил Мандельштам, и арест поэта.

«Учить щебетать палачей»

В октябре 1933 года, после многочисленных переездов и скитаний по разным адресам Осип и Надежда Мандельштамы наконец получают в Москве отдельную кооперативную квартиру в писательском доме в Нащокинском переулке. Но обретенное относительное благополучие не радует поэта. Ему кажется, что он предал бедствующих и голодающих, вступил в ряды тех, кто служит власти, пишет на рекомендованные темы, выполняет государственный заказ. Об этом стихотворение «Квартира тиха, как бумага…», написанное в ноябре 1933 года:

Квартира тиха, как бумага —
Пустая, без всяких затей —
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.

Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.

Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель
Такую ухлопает моль.

И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.

И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.

К этому же времени относится и знаменитое мандельштамовское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», едва ли ни первая эпиграмма на Сталина:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны —

Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей —

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз,

Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Мандельштам искупает «предательство», фактически обрекая себя на гибель: по свидетельствам современников, поэт прочел стихотворение по меньшей мере полутора десяткам людей. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире был произведен обыск, а самого поэта арестовали. «Мы живем…» стало главным обвинительным материалом в его деле. Впереди были трехлетняя воронежская ссылка, отсутствие работы, безденежье, отчаянье, возвращение в Москву, переезд в Калинин, повторный арест 2 мая 1938 года и последовавший за ним приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей. В начале сентября 1938 года в столыпинском вагоне Мандельштам отправляется в пересыльный лагерь. Ту страшную зиму он пережить не мог. 27 декабря в пересылке на Второй речке под Владивостоком Мандельштам погиб.

«А две королевы бездарно курили»

Источниками песни Александра Галича «Возвращение на Итаку» стали, видимо, слегка различающиеся воспоминания Анны Ахматовой и Надежды Мандельштам:

«Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара. Следователь при мне нашел «Волка» и показал О.Э. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра. Было совсем светло», — пишет Ахматова в «Листках из дневника».

Из «Воспоминаний» Надежды Яковлевны: «Всего их было пятеро — трое агентов и двое понятых. Старший из агентов занялся сундучком с архивом, а двое других — обыском. Наступило утро четырнадцатого мая. Все гости, званые и незваные, ушли. Незваные увели с собой хозяина дома. Мы остались с глазу на глаз с Анной Андреевной, вдвоем в пустой квартире, хранившей следы ночного дебоша. Кажется, мы просто сидели друг против друга и молчали».

Нескольких свидетелей обыска Галич в песню не включает, однако вроде бы незначительный сосед Кирсанов, присутствующий только в ахматовских «Листках из дневника», остается. Не сосед, а его вечно звучащая «Рамона» оказывается крайне важна. В комнате, в которой находятся Мандельштам, Надежда Яковлевна, Анна Ахматова (здесь — «король» и «королевы») и проводящие обыск, она слышится из-за стены, из квартиры празднующего юбилей соседа. Это проникновение «оттуда» постоянно подчеркивается: «всю ночь за стеной ворковала гитара», «а там, за стеной, все гоняли "Рамону"», «и пел за стеной тенорок-бедолага». «Рамона» так явственно и постоянно слышна не только потому, что «стены проклятые тонки». Все участники сцены молчат, и из-за висящего молчания музыка особенно явственна и назойлива.

В «Рамоне» самой по себе нет ничего плохого. Это популярная танцевальная музыка 30-х годов. Но в атмосфере обыска, предчувствия расставания, ожидания ареста и ссылки треньканье гавайской гитары и сладкий, томный мотив становятся нестерпимы. Некоторые строки и вовсе звучат как издевательство: «Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни».

Легкомысленный мотив и незатейливый текст «Рамоны» особенно неуместен в пространстве мандельштамовских смыслов, чужероден ему. Многократное, настойчивое упоминание копающихся в бумагах пальцев в описании процесса обыска («И жирные пальцы с неспешной заботой...»; «…как пальцы копались в бумажном мочале, / Как жирно листали…»; «А пальцы искали крамолу, крамолу...») напоминает о злополучном стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны...», о строке «его толстые пальцы, как черви, жирны...». Мандельштам у Галича называет себя «щелкунчиком-скворцом». Это из стихотворения «Куда как страшно нам с тобой...» (1930) — первого после длительного перерыва, пятилетней стихотворной немоты:

Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,

Да, видно, нельзя никак...

Резче всего «Рамона» контрастирует с прямыми цитатами из стихотворения «Из табора улицы темной…» (1925). Строки его последней строфы (откуда взят и эпиграф к песне) появляются в «Возвращении на Итаку» после каждого кончающегося «Рамоной» четверостишия:

А пальцы искали крамолу, крамолу…
А там, за стеной, все играли «Рамону»:
«Рамона, какой простор вокруг, взгляни,
Рамона, И в целом мире мы одни».

«...А жизнь промелькнет
Театрального капора пеной...»

А пальцы копались, и рвалась бумага…
И пел за стеной тенорок-бедолага:
«Рамона! Моя любовь, мои мечты,
Рамона, везде и всюду только ты…»

«И только и свету,
Что в звездной колючей неправде...»

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов…»

«...И некому, некому,
Некому молвить:
Из табора улицы темной...»

Рифмы «Рамоны» примитивны (взгляни — одни, зов — слов, мечты — ты), в написанном белым стихом стихотворении Мандельштама их нет вовсе, «Рамоне» свойственна слащавая нежность, избыточность восклицательных интонаций, строкам Мандельштама — высокое спокойствие. «Рамона» Галичем действительно поется, мандельштамовские строки произносятся в абсолютной тишине, без гитарного аккомпанемента.

После того как мандельштамовские строки появляются во второй раз, исчезает комната, в которой ведется обыск, и находящиеся в ней герои, и возникает фигура самого автора:

По улице черной, за вороном черным,
За этой каретой, где окна крестом,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Я буду метаться в дозоре почетном,
Пока, обессилев, не рухну пластом!

Рессорная карета возлюбленной, за которой мечется лирический герой, превращается у Галича в арестантский «воронок», увозящий Мандельштама, за которым уже он, автор, будет «метаться в дозоре почетном», — помнить и петь о поэзии, судьбе и смерти поэта (а также о тех, кто в этой смерти виноват). И выраженная в слове («Но слово останется!/ Слово осталось!») память останется, даже когда придется умереть — «слезть с карусели».

Галич по-прежнему говорит образами мандельштамовской лирики:

...И хочешь, не хочешь — слезай с карусели,
И хочешь, не хочешь — конец одиссеи.

Но нас не помчат паруса на Итаку:
В наш век на Итаку везут по этапу,
Везут Одиссея в телячьем вагоне,
Где только и счастья, что нету погони!

Одиссей появляется в стихотворении Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917):

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

Одиссей, который «возвратился, пространством и временем полный», диссонирует с Одиссеем галичевской песни. Тот, кто должен бы вернуться, — никогда не вернется, его время вышло, его «пространство» — телячий вагон. И очевидно, что Итаки-дома у поэта нет, только «халтурное злое жилье». Зато на Итаку-остров — в лагерь на Колыму — его легко отвезут «в телячьем вагоне». В этом вагоне в финале песни снова звучит «Рамона»:

Где, выпив «ханжи», на потеху вагону
Блатарь-одессит распевает «Рамону»:
«Рамона! Ты слышишь ветра нежный зов?
Рамона! Ведь это песнь любви без слов!»

Мелодия, невольно звучавшая издевательством для героев в обыскиваемой комнате, здесь становится издевательством запланированным. Блатарь-одессит явно распевает «Рамону» с полным осознанием ее неуместности и, скорее всего, утрируя манерность мелодии, потому и потешаются окружающие. Тем не менее оказывается, что именно «Рамона» — всепроникающа и вездесуща (о чем, кстати, в ней самой и заявляется: «Рамона! Везде и всюду только ты!»). Для нее всегда находится и исполнитель, и слушатель, будь то сосед поэт за стеной или арестант в вагоне, тогда как «некому молвить: из табора улицы темной». В песне Галича — трижды некому:

...И некому, некому,
Некому молвить:
«Из табора улицы темной...»!

Мария Александрова специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(154):

1 2 345 ... +1
2 +2−0Андрей Никитчук08:06:00
14/01/2016
2 +3−1Matt Smart08:00:42
14/01/2016
Сталин - преступник по мнению тоже многих, но не всех. А вот тут упоротый антисемит неопределенного пола под ником “синее небо“ утверждает, что Мандельштам и Галич - не поэты, а фашисты и русофобы. Богата русская земля и талантами, и придурками, и преступниками, и поэтами. На вкус и цвет товарища нет.
Поэт, русофоб и фашист не взаимоисключающие понятия и к русофобам я бы Мандельштама не относил уж точно... Ну и в целом согласен.
2 +3−1Matt Smart08:00:42
14/01/2016
0 +3−3Андрей Никитчук07:24:09
14/01/2016
Поправочка вышла: Мандельштам и Галич остаются поэтами по мнению многих, Сталин остается преступником только по вашему мнению.
Сталин - преступник по мнению тоже многих, но не всех. А вот тут упоротый антисемит неопределенного пола под ником “синее небо“ утверждает, что Мандельштам и Галич - не поэты, а фашисты и русофобы. Богата русская земля и талантами, и придурками, и преступниками, и поэтами. На вкус и цвет товарища нет.
2 +2−0Украина цэ Россия05:37:22
14/01/2016
1 +2−1sir040405:29:28
14/01/2016
Спасибо автору за прекрасный рассказ о великих людях разных покoлений.
Увы, теперь таких нет - расстреляны, высланы...
Зато в комментариях, как всегда уже, полно ненависти и мусора.
Господа, идите на те ресурсы, где еждневно обмениваются взаимной ненавистью.
Не трогайте то, что выше вашего понимания!
Например, был такой великий человек, его звали Исаак Ильич Шапиро. Это тот, который подписал приказ арестовать и посадить Мандельштама.

Через три месяца проклятый тиран приказал арестовать и расстрелять и этого святого человека тоже.

Так погибал цвет нации.
2 +5−3Украина цэ Россия05:23:09
14/01/2016
0 +4−4Matt Smart05:14:51
14/01/2016
А где вы увидели анальную боль? В собственном анусе? Сочуствую. Обратитесь к проктологу.
Кстати, по теме вашего ника: одним из преступлений Сталина было присоединение бандеровских регионов к монстру Украины (создание этого монстра было преступлением Ленина). Надо было оставить полякам, чтоб они впаривали бандеровцам про Волынскую резню.
Это одна из двух вечных тем, которые постоянно толкают нам правые.

Первая - борьба с "проклятым чypкой сталином", вторая - постоянное стремление отовсюду уйти - из сербии, из галичины, из чечни, из украины, из крыма. Все это делается под заботу о русском человеке ("почему это русские должны гибнуть за каких-то вонючих чypок/сербов/хохлов), а заканчивается тем, что русские уходят из ростовской области, потому что если сегодня ты не можешь защитить свои интересы во Львове, завтра ты не сможешь защитить свои интересы в Москве.
2 +2−0Matt Smart05:18:28
14/01/2016
0 +0−0Украина цэ Россия05:14:08
14/01/2016
Я понял, это типа теста Айзенка на интеллект.
Найди лишнюю фамилию и выкини.
И кто же там лишний? Все по-русски писали. А если антисемитов послушать, так и Пушкин жидомасон. Им, впрочем, все равно, кого выкинуть: читают-то по складам.
2 +3−1Украина цэ Россия04:57:37
14/01/2016
7 +11−4Пушкинд00:40:20
14/01/2016
В половине советских семей есть такие фотографии: фас и профиль.
Вот именно, "зачем ты ввязался в чужое похмелье?"
У меня в семье нету, например, и у большинства нету, а почему - так про то давно Ольшанский сказал:

"А интересны две вещи.
Во-первых, почти никаких физических потомков у настоящих красных и белых в России двадцать первого века не осталось.
Почти вся Россия - это потомки крестьян (сейчас придет комментатор с криком: нет! нет! мой прадедушка был дворянин! ну, был, был, остынь, милый мой), а крестьяне в революцию и гражданскую войну были пока еще скорее объектом, нежели субъектом происходящего, хотя и довольно активным объектом.
Оставшиеся же в России субъекты с двух сторон - были одинаково расстреляны в 1937 году, как красный командир Строд и белый генерал Пепеляев в недавней блестящей книге Леонида Юзефовича.
Те же немногие потомки белых, которых мы знаем, ведут степенную жизнь американских и европейских буржуа.
Ну а те немногие потомки красных, которых мы знаем, машут флагами Украины и кричат: "Пу-тин па-лач!"
Это я все к тому, что мы почти все в той или иной степени - дети советской трансформации русской деревни, и наши симпатии в 1917 году - это дело глубоко умозрительное, конструкция нашего воображения (но от того ничуть не менее увлекательная и живая)."
1 +1−0Сергей Спиридонов11:20:47
15/01/2016
0 +0−0Сергей Спиридонов11:20:20
15/01/2016
Надо придумать премию года под названием «Телячий вагон» и вручать их самым тенденциозным либералам года (или «антисоветчикам» года)!
Открываешь канал «Союз» слушаешь, как везли в «телячьем вагоне». Мой знакомый в прошлом году рассказывал, как его бабушку депортировали с Северного Кавказа в «телячьем вагоне». Галич, Лента.ру. итд итп… Это АКЦЕНТИРОВАНИЕ НА «ТЕЛЯЧЬИХ ВАГОНАХ» уже в печенке сидит! Современной молодёжи, катающейся на «кредитных» Маздах это дико! Даю им ФАКТИЧЕСКУЮ информацию к размышлению(см. следующий п-т):
По официальной переписи ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, перед революцией более половины населения России не умело читать и писать и около половины населения жило в землянках (кроме малонаселённых Сибири, Дальнего Востока …). Не бедные и имеющие лошадей семьи перемещались (в подавляющем большинстве) на деревянных телегах под открытым небом и ветрами. Преступников водили пешком, а чуть раньше ещё и с кандалами. Для того, чтобы переместить железнодорожный вагон из одного конца России в другой конец России нужно времени в разы больше, чем проехать всю Германию или Францию или Великобританию. Значит вагонов надо в разы больше. Умножили? Теперь это умножение ещё раз умножьте на количество населения в СССР, которого в разы больше, чем в упомянутых выше Германии или Великобритании . Умножили? Теперь эту цифру от двух умножений умножьте ещё, но уже в несколько раз! Откуда третье умножение? Война!! И послевоенная разруха. Во время войны (и после) перемещения грузов и людей увеличивается в разы, особенно, если война на твоей территории, а не на территории США и других «союзников». Мои родители жили на станции в Челябинской области. Каждый день сотни вагонов, тысячи пассажиров: военные, гражданские, женщины, дети, узбеки в тюбетейках, военная техника, накрытая брезентом, лошади, верблюды, пшеница…Куда подевались ПАССАЖИРСКИЕ? В большинстве своём это были САНИТАРНЫЕ вагоны, которые перевозили СОТНИ ТЫСЯЧ РАНЕННЫХ. Когда вышел фильм «Баллада о солдате» никто не удивлялся, что главные герои ехали в «телячьем вагоне». Это было нормально для рядового современника (не судимого и не депортированного). Я тоже несколько раз ездил в деревне в кузове грузовика, в котором возили телят. Пора начать писать о том, что людей возили в «телячьих машинах». Это будет ново, сенсационно, и главное «правдиво»!
1 +1−0Matt Smart19:51:49
14/01/2016
-2 +0−2AAA AA15:51:42
14/01/2016
Так вы и есть жид, или пан родом из Польши?
Повторю и вам: Русская культура, в том числе литература, настолько выше всей тупой сталинистской и антисемитской мрази, которая тут набежала, что плевать на них на всех. Великая страна не становится менее великой от того, что подонки в ней тоже живут.
1 +1−0Matt Smart19:48:50
14/01/2016
2 +2−0Вован Михайлович12:00:12
14/01/2016
Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом,
Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, -
Все отсюда берет разбег!

Здесь однажды очнулся я, сын земной,
И в глазах моих свет возник.
Здесь мой первый гром говорил со мной,
И я понял его язык.

Как же странно мне было, мой Отчий Дом,
Когда Некто с пустым лицом
Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том
Я не сыном был, а жильцом.

Угловым жильцом, что копит деньгу -
Расплатиться за хлеб и кров.
Он копит деньгу и всегда в долгу,
И не вырвется из долгов!

- А в сыновней верности в мире сем
Клялись многие - и не раз! -
Так сказал мне Некто с пустым лицом
И прищурил свинцовый глаз.

И добавил:
- А впрочем, слукавь, солги -
Может, вымолишь тишь да гладь!..
Но уж если я должен платить долги,
То зачем же при этом лгать?!

И пускай я гроши наскребу с трудом,
И пускай велика цена -
Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом,
Я с тобой расплачусь сполна!

Но когда под грохот чужих подков
Грянет свет роковой зари -
Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.

Не зови вызволять тебя из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня...
Не зови -
Я и так приду!
Спасибо за стихи! Русская культура, в том числе литература, настолько выше всей тупой сталинистской и антисемитской мрази, которая тут набежала, что плевать на них на всех. Великая страна не становится менее великой от того, что подонки в ней тоже живут.
1 +2−1Пушкинд14:04:28
14/01/2016
-3 +0−3Синее Небо13:51:36
14/01/2016
опять...
я тут причем? я должен восхищаться что ли дерьмом?
У меня то нормально все. Но говно уважать у меня не получится никогда.
А когда вы отучитесь в своей мерзости винить окружающих, это еврейская что ли привычка, мол все виноваты что воров не любят?
это же ты винишь окружающих, что живешь в мерзости!
А евреи виноваты, ясное дело :))
Ладно, мне на тебя время тратить жалко. ты заурядный мизантроп с доступом в интернет
1 +2−1Пушкинд13:39:58
14/01/2016
-2 +0−2Синее Небо13:19:24
14/01/2016
Как будто я не знаю что такое "первоначальное накопления капитала" и как оно происходило по жидовским программам в России.
Куда какой то выродок вроде этого приходил в квартиру с пистолетом и еще 10ю амбалами, убивал владельца заодно беря у него бумагу о дарении собственности. НИКТО не сидит из этого дерьма. Именно это дерьмо в России - успешно. Быдло и выродки. Потомки быдла и выродков.
Это потомки репрессированных выродков гулагов.

Знаешь что даже у Ельцина и Абрамовича были репрессированы за воровство предки? Именно за воровство.
Это "ответка" от дерьма. От бесполезного никчемного дерьма, которое Россию погрузило в каменный век. Сейчас по методологии ООН Россия по уровню жизни находится рядом с Барбадосом. Благодаря этому выродку.

Там НЕТ ни одного "креативного". Там есть быдло, которое ищет талантливых лоюдей чтобы сидеть у них на шее. Финансовая кабала там есть, любимая забав дегенератов.
Они душат население России.
твоя депрессивная и катастрофичная картина мира отражает лишь твое душевное состояние и тот сектор реальности, который ему соответствует.
У меня, к примеру, совсем другие впечатления о том времени.
PS Я не занимался никакой коммерческой деятельностью ни в те годы, ни позже, так как не имею к этому таланта и наклонностей. Впрочем, я и доступа к ресурсам не имел, как бывшие партбонзы заводов, например.
А насчет твоего плевка в историю нашей страны в сторону репрессированных -, как говорится, бог тебе судья
1 +1−0Shelonnik13:05:10
14/01/2016
-3 +2−5Синее Небо12:54:10
14/01/2016
Ты "доказал"?? )))
Ахахаха. Ты пукнул.
Доказать - это факты. Фактов у тебя нет, есть голословные обвинения. Голословно - это когда мнение. Когда дегенерат вроде тебя пытается что то там мямлить.
Тупой не образованный не эрудированный дегенерат.
Ты и способен только тявкать и скулить.
Я доказал, что население в Российской Империи росло быстрее чем в СССР. Ты утверждал обратное - что в СССР рост был "намного выше". Ну кто же ты после этого, подскажи?
1 +2−1Nizami Mamedov11:37:59
14/01/2016
-1 +1−2Украина цэ Россия05:42:01
14/01/2016
Это правда. Еще коллективизация и голод, это у нас в коллективной памяти есть.

Но понимаете, это все неоднозначные чувства.

Мою прабабку с прадедом например раскулачили. Они переехали в город, дали дочке образование, а уже ее дочка - моя мать - была преподавателем университета.

То есть большевики уничтожили элиту российской империи, а на ее место сели сами, но протянули тоже недолго - их всех пустил под нож Сталин в 37, а новую элиту вырастил из наших бабушек и дедушек. Это не всегда было приятно, и Сталин далеко не однозначный человек, но и не карикатурный злодей из страшилок либерастов.
Не хорошо возвеличивать дриСталина - ибо кровь миллинов невинных вопиет.
1 +4−3andrey zlot11:10:09
14/01/2016
-2 +3−5Синее Небо06:52:11
14/01/2016
Да, утверждать что СССР "размножался" благодаря отсталости при высочайших в мире показателях развития может только фашист.
И все только для того, чтобы лгать что "парад уродов" про "баранов, прославляющих мясника".
Ты лжец прикинь. У тебя не то что два с половиной, а любое число, чтобы изобразить выродков и фашистскую погань вроде магдельштама и прочих бородских - людьми.
Все Ваши "великие показатели развития" это миф. Никаких доказательств Вы привести не можете, а то давно бы привели.
Конечно если для Вас использовать труд заключенных это показатель то я молчу..
А у меня есть доказательство ничтожности Сталина. Он погубил 27 миллионов во второй мировой войне. Больше в несколько раз чем немцы.
1 +1−0Андрей Никитчук07:32:43
14/01/2016
-1 +0−1Matt Smart05:57:36
14/01/2016
А я и не говорю, что Сталин опереточный злодей. Кстати то, что он большевиков истребил, скорее его заслуга. И деда моего не репрессировали за то, что он и бабушка помогли выжить раскулаченным “врагам народа“ и их оставшимся детям. И зарабатывал он достаточно, чтобы выучить детей, включая мою мать, в институте. Отец, тоже первый в своей семье, выучился в университете как инвалид войны, после двух ранений на фронте. И грамотным в стране большинство стало при Сталине. Но все это не оправдывает массовые убийства. Это мой сбалансированный взгляд.
Сейчас гадать сложно, но я не могу представить альтернативы для того времени, Расстрелять несколько тысяч чтоб остальные с радостью побежали работать. Страшно представить... Я не плохо знаю историю своей семьи, куда писать за то что репрессировали пра-пра наверно ещё раз пра бабушку в 1796?
1 +1−0duradulova07:25:33
14/01/2016
0 +0−0Alamut Alamut07:24:19
14/01/2016
ни как не могу понять, почему артисты, поэты,писатели, юмористы, считаются эталоном добра и справедливости, а не учителя,инженеры,врачи , рабочие и крестьяне?
и те, и те считаются
1 +2−1Matt Smart07:21:08
14/01/2016
-3 +0−3Синее Небо07:07:47
14/01/2016
Прикрывать "антисемитизмом" свою ложь - тоже типично.
Я говорю о лжи не потому что ее нет. Наоборот. Ты лжец.
И я это доказал фактами.
Что еще? Это не антисемитизм. Это просто изображение лжецу, что он лжец и фашист.
А вам не приходит в голову, что ваши посты как раз подходят под описание, которое вы привели, как пример русофобских стихов. Слава богу, в России таких, как вы, мало, а то до сих пор бы в пещерах жили.
1 +1−0ol oli07:15:29
14/01/2016
у меня деда в 38 расстреляли - твари
1 +3−2Matt Smart06:59:15
14/01/2016
-2 +3−5Синее Небо06:52:11
14/01/2016
Да, утверждать что СССР "размножался" благодаря отсталости при высочайших в мире показателях развития может только фашист.
И все только для того, чтобы лгать что "парад уродов" про "баранов, прославляющих мясника".
Ты лжец прикинь. У тебя не то что два с половиной, а любое число, чтобы изобразить выродков и фашистскую погань вроде магдельштама и прочих бородских - людьми.
Похоже, случай неизлечимый. Сочувствую, но помочь не могу.
1 +2−1Matt Smart06:43:53
14/01/2016
-1 +0−1Синее Небо06:33:29
14/01/2016
Ну вот например типичный фашизм жида

Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.

Се вид Отчества, гравюра.
На лежаке – Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.

Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей – куча на полу.

Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный, – туча…
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.

Мы не читали разных. Просто ты, как и данные выродки - фашист и русофоб.
Повторю: дискутировать с человеком, который уверен, что дважды два - пять с половиной, может только психиатр. Это не моя специальность.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь