«Хорошие отношения России и США — это ненормально»

05:59 16/12/2015 Мир
«Хорошие отношения России и США — это ненормально»
Сушенцов болеет за Рубио ( ?! ) - этого кандидата неоконов: "....Если я стану президентом, то буду относиться к нему (президенту Путину) как гангстеру и убийце, кем он и является..." (“Under my administration, there will be no pleading for meetings with Vladimir Putin. He will be treated as the gangster and thug that he is. And yes, I stand by that phrasing.”) И это спец по внешней политике?

Официально президентская гонка в США стартует 1 февраля. Но фактически она давно уже идет и даже преподнесла несколько сюрпризов. Например, Джеб Буш, считавшийся фаворитом, оказался аутсайдером, а лидирует в борьбе за номинацию от Республиканской партии эксцентричный миллиардер Дональд Трамп. О том, каковы шансы основных кандидатов от республиканцев и демократов, и о том, что победа каждого из них означала бы для диалога Москвы и Вашингтона, «Лента.ру» побеседовала с руководителем агентства «Внешняя политика», программным директором клуба «Валдай» Андреем Сушенцовым.

«Лента.ру»: По данным социологов, Дональд Трамп заметно опережает других потенциальных кандидатов от Республиканской партии. Однако многие эксперты сомневаются, что в итоге именно его номинируют от «слонов». И уж совсем мало кто верит в то, что Трамп сможет стать президентом. Почему так?

Сушенцов: Действительно, сейчас Трамп обгоняет всех соперников по Республиканской партии минимум на 15 процентов. Его кумулятивный рейтинг, обобщающий данные всех социсследований, — 30,5 процента. Рейтинг ближайшего преследователя Трампа, Теда Круза, — 15 процентов. Но Трамп — это совершенно несистемный игрок. Крайне маловероятно, что его поддержит республиканский истеблишмент. Он сумел поссориться почти со всеми ключевыми фигурами партии. Фонд его кампании получает меньше всего пожертвований. Популярность Трампа связана с его вызывающим поведением: он говорит такое, что до него произнести никто не решался. Его постоянно сопровождают скандалы, но Трамп не «включает заднюю» и твердит, что во всем был прав. Это вызывает одобрение значительной части ядра республиканского электората, составляемого населением срединной Америки, а не жителями мегаполисов западного и восточного побережий.

Выходит, то, что Трамп — не кандидат от истеблишмента — не только его проблема, но и преимущество. Он не зависит от мнения руководства партии, и он не зависит от партийной кассы, поскольку владеет многомиллиардным состоянием. Впрочем, пока он даже не начал тратить деньги на свою предвыборную кампанию, поскольку и так не сходит с передовиц главных газет Соединенных Штатов.

Это правда. Он даже бахвалится, говоря: «Смотрите, как эффективно я веду кампанию — пожертвований мало, своих денег не трачу, но поддержку общественную имею! Если я стану президентом, то у нас в стране все будет так же хорошо организовано». Однако надо учитывать, что пока республиканский истеблишмент не выступал против Трампа. Если партия решит, что его надо топить, динамика будет совершенно иной, тональность публикаций в прессе изменится, и Трамп моментально превратится в изгоя. Думаю, именно это и произойдет ближе к моменту выбора номинанта от республиканцев.

А есть ли у Трампа какая-то политическая программа или ему пока достаточно одних громких популистских заявлений?

Его стратегия сегодня — привлекать внимание безответственными обещаниями. Если у него появится шанс претворить их в жизнь, то Трамп окажется в сложном положении. Он не сможет ни закрыть для мусульман въезд в США, ни запретить миграцию из Мексики. Он даже не сможет сдержать обещания, касающиеся сокращения госфинансирования в области здравоохранения. И в сфере внешней политики Трамп тоже будет очень ограничен. Он же говорил, что надо не мешать России воевать в Сирии, называл сделку с Ираном катастрофой и так далее. Все это крайне безответственно. Думаю, что из-за своего буйного нрава он столкнется во внешней политике с той же проблемой, что и во внутренней — быстро перессорится со всеми, кого сегодня считает потенциальными партнерами. И с Владимиром Путиным он взаимопонимания не найдет. Наши политики исходят из того, что международные отношения строятся по правилам, которые необходимо соблюдать. А Трамп исходит из принципа «правила — это я».

Но при этом у Трампа есть ясное понимание того, куда сейчас смещается центр мировой политики. Он постоянно говорит о Китае…

Его тактика такова, что он делает акцент на главных стереотипах общественного сознания. Сейчас, помимо Китая, это «Исламское государство» (ИГ, группировка запрещена в России —прим. «Ленты.ру»). Причем в одном из трамповских роликов была сделана нарезка из чередующихся кадров с ИГ и Обамой. Это видео призвано создать у зрителя впечатление, что ИГ — это страшная угроза, Обама на нее реагирует слабо, а Трамп — именно тот человек, который нужен для борьбы с террористами. То же самое с Китаем. Да, Трамп действительно много говорит об этой стране. Но в его дискурсе Китай играет ту же роль, что и ИГ — это повод покритиковать Обаму. Дескать, Трамп сможет вести диалог с Пекином гораздо успешнее, чем нынешний президент, сумеет принудить китайцев выполнять условия США.

А может ли так получиться, что Трамп наберет себе в команду толковых советников и аналитиков, и те смогут корректировать его внешнеполитический курс?

Боюсь, что это исключено. У республиканцев есть набор советников по внешней политике, который переходит, так сказать, по наследству. Как только политик получает номинацию, вокруг него собираются консультанты, знакомые нам уже по команде как Джорджа Буша-младшего, так и Буша-старшего. Но представить себе Трампа, прислушивающегося к чьим-то советам и играющего по правилам, я не могу.

Раз уж Трамп такой неуправляемый, то насколько вероятно, что, если его не номинируют от партии, он пойдет на выборы как самовыдвиженец?

Сто процентов.

И он оттянет голоса у республиканского кандидата, обеспечив победу демократам?

Скорее всего, именно так и будет.

Хорошо. Если не Трамп, то кто мог бы представлять республиканцев на выборах?

По кумулятивному рейтингу Тед Круз сейчас идет вторым номером среди республиканцев. Это крайне примечательная фигура, но и крайне проблемная. Если посмотреть его выступления на дебатах Республиканской партии, то нельзя не заметить, насколько он выделяется на общем фоне своей невероятной идеологизированностью. Его политическая негибкость — довольно тревожный знак. Люди такого склада обычно не склонны к компромиссам на переговорах, не готовы ради выработки взаимоприемлемого решения идти на уступки. При этом на фоне остальных республиканских кандидатов Круз выглядит очень мотивированным и дисциплинированным.

Многие эксперты — что в России, что в США — считают самым перспективным политиком-республиканцем Марко Рубио. Мол, если он сейчас и не будет номинирован, то со временем обязательно придет к успеху. Чем он заслужил столь лестные оценки?

Я согласен с тем, что это очень перспективный политик. Если не на этих выборах, то на следующих он проявит себя как одна из главных движущих сил Республиканской партии. Про Рубио говорят, что он очень спешит, — будучи одним из самых молодых сенаторов, он уже сделал неплохую заявку на пост главы государства. В своих последних выступлениях он очень напоминает Обаму времен кампании 2008 года. А еще он в большей степени, чем остальные республиканские кандидаты, производит впечатление человека, понимающего, что такое Америка. Адресат его месседжа — простой американец. При этом Рубио — олицетворение американской мечты: сын эмигрантов, всего добился сам, молодой, хорошо выглядит, и отец четверых детей. Немаловажно и то, что он — потомок выходцев с Кубы. Благодаря этому, с одной стороны, он нравится поборникам консервативных ценностей, с другой стороны — его могут поддержать те, кто сочувствует меньшинствам.

Иначе говоря, он не вызывает отторжения у испаноязычных избирателей, хотя традиционно они, как и прочие меньшинства, составляют электорат демократов.

Это так. Поэтому, несмотря на его молодость и неопытность, республиканский истеблишмент готов делать ставку на Рубио. Для партии как организма важна победа на выборах, а не текущие рейтинги. Сейчас «слоны» добились исторического максимума: большинство губернаторов — республиканцы, большинство мэров — республиканцы, большинство мест в обеих палатах Конгресса занимают республиканцы. Получить еще и своего президента — это их заветная цель, ради чего партия готова потопить Трампа.

Возможно, сейчас «слоны» находятся в зените, и в будущем им уже не удастся добиться подобного расклада сил. Чтобы получить номинацию внутри партии, кандидаты вынуждены делать все более резкие заявления, все более «праветь». Но именно это способно отпугнуть от политика колеблющуюся часть электората.

Такая проблема существует. По всем опросам, если в финале сходятся Трамп и Клинтон, Хиллари с легкостью выигрывает. Большинство избирателей готовы поддержать кого угодно, лишь бы Трамп не стал президентом. Надеюсь, Трамп сам это осознает и как бизнесмен подойдет к данному вопросу расчетливо. Думаю, он может заключить сделку с руководством партии, публично выразив поддержку другому республиканскому кандидату. Представляете, как эффектно выглядело бы, если Трамп вышел и сказал: «Рубио — молодец, я его во всем поддерживаю и забудьте все, что я раньше говорил о нем».

Еще полгода назад почти ни у кого не было сомнений, что в 2016-м за президентское кресло поборются Хиллари Клинтон и Джеб Буш. Джеб — умный парень, политическую карьеру прочили ему, а не его брату Джорджу, у Джеба есть успешный управленческий опыт (он был губернатором Флориды), и он женат на мексиканке, что делает его потенциально привлекательным для испаноговорящих избирателей. Но у Джеба низкий рейтинг и, в общем-то, крайне мало шансов на номинацию. В чем причина его неудач?

У него еще и серьезный избирательный фонд, куда сделали пожертвования главные лица республиканского истеблишмента, а также отличная команда советников. На него делались грандиозные ставки, но сам он оказался грандиозным разочарованием. В беседах с представителями республиканской верхушки это разочарование очень чувствуется. Причина в том, что Джеб — совсем слабый полемист. В острых дискуссиях он не может поймать волну, выглядит бледно, неубедительно и в итоге проигрывает даже менее опытным политикам, вроде того же Рубио. Рядовой американец, видя это, понимает, что человек, не способный постоять за себя, не сможет защитить и его интересы. Никакими деньгами эту проблему не решить.

Закончили со «слонами», переходим к «ослам». Каковы шансы на победу у Хиллари Клинтон?

Близки к ста процентам. Хиллари очень расчетливо играет в долгую. Ее кампания фокусируется не на конкурентах по Демократической партии, а на республиканских кандидатах. Но у Клинтон есть ряд серьезных проблем, решить которые ей никак не удается. Например, у нее нет контакта с рядовым американцем. Она — представитель элиты, она — кандидат истеблишмента, и при этом она — человек, с кем ассоциируются все неприятности, идущие из Вашингтона. Она давно в политике, и многие ошибки и неудачи, последствия которых американцы ощущают на себе, связываются с ее именем. Причем, если Барак Обама был олицетворением надежд на перемены к лучшему, то у Хиллари нет и этого козыря. Поэтому ее штаб делает ставку на то, что выделяет Клинтон и выглядит ее преимуществом, то есть акцентирует внимание на том, что она —женщина.

Вы сказали, что в рамках своей кампании Клинтон полемизирует не столько с другими демократами, сколько с республиканцами. Она критикует кого-то конкретно?

Она позиционирует себя как антипода Трампа. Если тот считает, что мусульманам надо закрыть въезд в США, то Клинтон тут же заявляет, что в Штатах живут три миллиона последователей ислама, вводить запрет на въезд представителей этой религии нельзя и вообще Америка — это страна равных возможностей. Но эти ее шаги очень предсказуемы. Не исключено, что электорат устанет от этого. Худший вариант — как раз борьба за президентское кресло между Бушем и Клинтон. Если бы американцам пришлось выбирать между ними, то выборы бы стали наименее посещаемыми за всю историю США, поскольку разочарование от того, что система не может породить новых политиков, было бы очень сильным.

Может быть, тогда демократам стоит номинировать Берни Сандерса? От него точно еще устать не успели. К тому же этот политик всех удивил — его рейтинг гораздо выше, чем можно было бы предположить.

Его платформа тоже достаточно предсказуема — он критикует американский политический мейнстрим. Это такое переиздание тезисов Обамы, но под другим соусом. Сандерс не стесняется называть себя социалистом и выступает за увеличение госрасходов, за расширение обамовской реформы здравоохранения и говорит, что главная проблема США сегодня — это неравенство. Все это действительно обеспечило ему, к удивлению аналитиков, неплохой рейтинг — около 30 процентов (для сравнения, у Клинтон — около 50). Но не думаю, что он сам всерьез думает стать кандидатом от демократов. Для Сандерса важнее привлечь внимание к проблемам, которые он считает важнейшими. Американцам нравится, что Сандерс режет правду-матку, но на прямой вопрос «хотите ли вы видеть его главой государства» они отвечают отрицательно.

Последний вопрос: избрание кого-то из тех политиков, кого мы обсудили, сулит что-то хорошее для американо-российских отношений?

Избрание каждого из этих политиков в принципе не сулит нам ничего хорошего. Поэтому я бы сформулировал вопрос иначе: победа кого из них — наименее плохая новость для Москвы. Исходя из этой логики, худшими вариантами выглядят трое кандидатов — Трамп, Круз и Клинтон. Трамп — потому что он не готов играть по правилам и искать компромиссы. Скорее всего, он сначала попробует наладить отношения с Москвой, но когда поймет, что проблемы очень значительные, разочаруется и заявит, что русские плохие и дел с ними он иметь не хочет. Круз настолько негибкий, что с ним просто не о чем будет разговаривать. То есть он сразу выступит с позиций, которые для нас неприемлемы. Что касается Клинтон, то она человек очень стойких убеждений в том, что касается личных отношений между людьми. Если она кого-то считает своим личным врагом, то уже не способна преодолеть это чувство ради соображений прагматизма. А мы знаем, что она допускала резкие и даже оскорбительные высказывания в адрес российского руководства.

Правда, надо учитывать, что хорошие отношения России и США — это ненормально. Для этого просто нет объективных оснований. Товарооборот между странами минимальный, нет крупных инвестиционных проектов, нет лоббистских групп, которые пострадают, если отношения деградируют. Поэтому реалистичная задача — не сделать отношения хорошими, а сделать их конструктивными, предсказуемыми и учитывающими взаимные интересы. Если в США появится президент, готовый к диалогу на этих условиях, то мы сможем выйти из нынешнего состояния.

Так что, будем болеть за Рубио?

Да, это, пожалуй, наименее плохой для нас вариант.

Беседовал Артем А. Кобзев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(83):

1 234 ... +1
10 +10−0Victor Titov12:06:16
16/12/2015
Сушенцов болеет за Рубио ( ?! ) - этого кандидата неоконов: "....Если я стану президентом, то буду относиться к нему (президенту Путину) как гангстеру и убийце, кем он и является..." (“Under my administration, there will be no pleading for meetings with Vladimir Putin. He will be treated as the gangster and thug that he is. And yes, I stand by that phrasing.”) И это спец по внешней политике?
10 +11−1Никодим Бондарь10:36:26
16/12/2015
2 +2−0Евгений Петрук09:27:03
16/12/2015
Это кем?
он в теме всемирного заговора. Не мешайте ему оргазмировать.
9 +11−2Андрей Степанов09:39:04
16/12/2015
-6 +3−9Sergei Smolovich08:52:20
16/12/2015
Хорошие отношения России и США — это ненормально...
...а хорошие отношения России и Сев. Кореи, Китая, Венесуэллы, и Бразилии — это нормальней не придумаешь! ♿

"ДРУГ" - "Диктаторский Российско-Уругвайский Гадюшник" ?
Северная Корея и Китай - наши соседи, с Китаем к тому же большой товарооборот. Венесуэла закупает наше оружие. США почти не покупает наших товаров, и имеет только морскую границу с нами. Мы действительно имеем мало точек соприкосновений с этой страной.
8 +10−2Nick Chechoff11:59:35
16/12/2015
Что за бред про гадкого Трампа, "который не готов играть по правилам и искать компромиссы". Зачем нам транслировать пропаганду амер партийных боссов, которые до диареи бояться успехов Трампа? Трамп бизнесмен, еще и из строительного бизнеса - это его натура договаривать и заключать сделки.
Господин Сушенцов не перепутал - с чьих позиций он должен рассматривать кандидатов? Нет, не с позиций выгоды для партийной бюрократии США - а с позиции интересов РФ. А то печалька "республиканцев есть набор советников по внешней политике, который переходит по наследству" - а гадкий Трамп их не возьмет. А то они такие хорошие - так ненавидят Россию, такие милитаристы - лапочки просто.
7 +8−1Nick Chechoff12:12:04
16/12/2015
-3 +3−6юань китайский12:06:52
16/12/2015
американские политики это профи а русские вчерашние бандиты с совковым менталитетом разницу всем видно
уймись хахол ?
4 +6−2Дмитрий Вальронд12:18:57
16/12/2015
-2 +2−4юань китайский12:05:08
16/12/2015
правила?? русские не соблюдают правила пример с украиной
Это какие правила должен соблюдать кредитор с должником, который в наглую не выполняет свои обязательства? Скажи спасибо, что еще не принято решения после 20 числа арестовать все активы ураины на территории России.
4 +5−1Nick Chechoff12:11:24
16/12/2015
3 +5−2Дмитрий Вальронд12:04:27
16/12/2015
Тов. Сушенцов, член ассоциации международных исследований пиндостана. Что ему на почту скинули, то он и озвучил.
вот примерно так я тоже подумал
3 +3−0October25th21:00:44
16/12/2015
Сушенцов просто идиот, либо решил легкого бабла срубить не понимая совершенно о чем говорит.
После "Если партия решит, что его надо топить, динамика будет совершенно иной, тональность публикаций в прессе изменится, и Трамп моментально превратится в изгоя. " это "интервью" можно дальше не читать.
Трампа топят и партия, и пресса с самого первого дня его компании шесть месяцев назад, от этого его рейтинги только растут.

Поддержка у него на "побережьях" на уровне 40-50% в отличие от "срединной Америки"

и прочий маразм про глупость бизнесмена с 10-ти миллиардной международной компанией тоже читать бессмысленно.

Рубио лучший вариант для России? Ржал как не в себя. Рубио из ястребов, которые предлагают сбивать российские самолеты в Сирии. Трамп с первых дней предлагал Европе разбираться с Украиной и не мешать России бомбить исламистов в Сирии. Цушенцов хочет Рубио? ну-ну.
3 +5−2Дмитрий Вальронд12:04:27
16/12/2015
8 +10−2Nick Chechoff11:59:35
16/12/2015
Что за бред про гадкого Трампа, "который не готов играть по правилам и искать компромиссы". Зачем нам транслировать пропаганду амер партийных боссов, которые до диареи бояться успехов Трампа? Трамп бизнесмен, еще и из строительного бизнеса - это его натура договаривать и заключать сделки.
Господин Сушенцов не перепутал - с чьих позиций он должен рассматривать кандидатов? Нет, не с позиций выгоды для партийной бюрократии США - а с позиции интересов РФ. А то печалька "республиканцев есть набор советников по внешней политике, который переходит по наследству" - а гадкий Трамп их не возьмет. А то они такие хорошие - так ненавидят Россию, такие милитаристы - лапочки просто.
Тов. Сушенцов, член ассоциации международных исследований пиндостана. Что ему на почту скинули, то он и озвучил.
3 +4−1Дмитрий Вальронд12:00:15
16/12/2015
Чтот сомневаюсь, что у Трампа толковых аналитиков нет.
3 +5−2Alexandr Golubev10:48:21
16/12/2015
-6 +3−9Sergei Smolovich08:52:20
16/12/2015
Хорошие отношения России и США — это ненормально...
...а хорошие отношения России и Сев. Кореи, Китая, Венесуэллы, и Бразилии — это нормальней не придумаешь! ♿

"ДРУГ" - "Диктаторский Российско-Уругвайский Гадюшник" ?
У США никогда не было и не будет друзей. Хорошие отношения с США, это слушаться США. У нас уже были эти хорошие отношения при Горбачеве, Ельцине. Сыты по горло!
2 +2−0Хрюн Моржов21:07:47
17/12/2015
0 +1−1Дмитрий Шерстнёв15:41:43
17/12/2015
Экономический подъем у самого большого должника в мире? Им нужна война и это понятно тем, кто не работает на американское правительство в России как ты
Я работаю на американское правительство? Ты упоротый?
2 +2−0John Johnson05:14:20
17/12/2015
-1 +0−1Türksoy Altay15:51:42
16/12/2015
Ну вот. Испортили рейтинг Рубио, назвав его чуть ли не прорусским кандидатом. Теперь пиндосы будут голосовать против него. Надо былоговорить тщательнее...
У американцев нет негатива по отношению к русским. Интерес к России на одном уровне с Камбоджей.
2 +3−1Nop Nop17:12:21
16/12/2015
10 +10−0Victor Titov12:06:16
16/12/2015
Сушенцов болеет за Рубио ( ?! ) - этого кандидата неоконов: "....Если я стану президентом, то буду относиться к нему (президенту Путину) как гангстеру и убийце, кем он и является..." (“Under my administration, there will be no pleading for meetings with Vladimir Putin. He will be treated as the gangster and thug that he is. And yes, I stand by that phrasing.”) И это спец по внешней политике?
Про гангстера - это такая пропагандистская фишка в США. Когда меня там таксист спросил "Когда же наконец русские смогут избавиться от этого мафиози?", я слегка поднапрягся, но потом сделал поправку на местность и быстро сообразил, что речь идёт о Путине. Тогда я спросил таксиста, знает ли он, кто на втором месте по популярности после Путина? Он спросил, кто? Я ответил - коммунисты. В итоге у таксиста чуть не случился сердечный приступ. Не надо было с ним так...
2 +3−1Stan Stap15:16:32
16/12/2015
Туповато.Выдает желаемое за действительное.Все не так просто.Взгляд явно издалека.В реале даже на побережье.по крайней мере на восточном Трампа с каждым днем поддерживает все больше народу.И по мнению местных мидиа (а они на 99 процентов либеральные) Трамп единственный из республиканцев кто может победитж Хилари.И не просто может победить виртуально,а может реально .
2 +6−4юань китайский12:09:26
16/12/2015
3 +5−2Alexandr Golubev10:48:21
16/12/2015
У США никогда не было и не будет друзей. Хорошие отношения с США, это слушаться США. У нас уже были эти хорошие отношения при Горбачеве, Ельцине. Сыты по горло!
так россия и сша не равны это китай может претендовать на особое отношение к себе как равному но не россия . россия это региональная державка бензоколонка мира и россия сама в этом виновата
2 +2−0Евгений Петрук09:27:03
16/12/2015
-1 +2−3Fikrat Gadjiev07:17:14
16/12/2015
Теми же, кто назначил президентом первого темнокожего.
Это кем?
2 +3−1Oleg Tatarinov09:25:40
16/12/2015
Я голосую за Ждона Керри, евери биенг воуд траст зе кеар, то бе континьюд анд форева, и за места в управлении для Хиллари. А вообще, я люблю Джессику Псаки потому что она рыжая.
1 +1−0Антон Петров10:51:28
17/12/2015
-2 +2−4юань китайский12:05:08
16/12/2015
правила?? русские не соблюдают правила пример с украиной
Какие правила русские не соблюдают по отношению к русским на Украине :-) Украина - это тоже русские (разбавленные поляцкими и прочими выкидышами). Крым был русский, вы сами его оттолкнули от себя и жалуетесь. Будапештский меморандум ? Так его даже ваши пиндосы отказались ратифицировать. Можете такими "правилами" подтереться. А ваши хозяева, пиндосы, подтёрлись всеми правилами в Косово, так что не надо поддерживать разрушителей правил и будет вам счастье, нерусские расовые украинские мутанты :-)
1 +1−0John Johnson05:08:01
17/12/2015
3 +5−2Alexandr Golubev10:48:21
16/12/2015
У США никогда не было и не будет друзей. Хорошие отношения с США, это слушаться США. У нас уже были эти хорошие отношения при Горбачеве, Ельцине. Сыты по горло!
А первые 2 срока Путина? Или ты забыл как он с Бушем обнимался постоянно?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь