Женщины за многоженство

00:07 08/12/2015 Наука и техника
Во многих странах Африки полигамия считается нормой
Во многих странах Африки полигамия считается нормой
коров-то достаточно за душой?

Многоженство в современном мире — одна из самых волнующих тем, причем для обоих полов. Споры в судах и парламентах, приложения для поиска второй жены и новости о скандальных браках заполняют первые полосы СМИ. Однако эти дискуссии идут главным образом в странах западного (или христианского) мира, которым эта практика исторически чужда. А как работает многоженство там, где оно включено в сбалансированную социально-экономическую систему? Какую пользу оно приносит мужчинам, женщинам и обществу в целом? Насколько справедлива критика полигамии с позиций защиты прав женщин? Об этом рассказывает Анна Зелькина, научный сотрудник Школы изучения стран Азии и Африки при Лондонском университете.

Понять многоженство

В отношении полигамии существует масса околонаучных теорий. Одна утверждает, что полигамия необходима, чтобы удовлетворить естественные биологические и психологические потребности мужчин, которые постоянно ищут новых сексуальных партнеров. Априори считается, что единственная форма полигамии — это многоженство, однако это не так. Существует еще и полиандрия, система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные.

Согласно другой точке зрения, институт многоженства отождествляется с ущемлением прав и свобод женщин. Поскольку полигамия распространена во многих мусульманских обществах, ее существование объясняется особенностями исламской идеологии, которая закрепляет зависимое положение женщины в семье и обществе. До сих пор многие западные исследователи и представители международных правозащитных и неправительственных организаций отождествляют полигамию с социальной несправедливостью и нарушением прав женщин. Однако эта связь не абсолютна: до недавнего времени в европейском обществе, официально не допускавшем многоженства, женщина была в полной зависимости от мужчин — сначала от отца, а потом от мужа, брата или взрослого сына — и не имела никаких имущественных и юридических прав.

Распространенность полигамии в Африке, как правило, объясняется «примитивностью» местных племен и воспринимается как одно из проявлений их «дикости». Отождествление в сознании европейца полигамии с доисторическим варварством восходит к работам этнографа середины XIX века Льюиса Моргана, публикации которого легли в основу знаменитой работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Первые путешественники, колонизаторы и миссионеры, оказавшиеся в Африке, отмечали, что полигамия — повсеместное явление, и считали ее искоренение частью своей «цивилизаторской» миссии. В результате вопрос многоженства приобрел идеологический, а затем острый политический характер и стал чуть ли не мерилом успеха модернизации и социально-политического развития в различных африканских странах. Попытки политиков завуалировать полигамию (чтобы повысить «рейтинг» своих стран) ведут не к исчезновению этого явления, а к его видоизменению, при этом, как правило, именно женщины оказываются в наиболее уязвимом положении. Длительное существование полигамии в традиционных обществах выработало механизмы поддержания равновесия не только между полами, но и между разными возрастными и статусными группами, а нарушение этого баланса часто приводит к тому, что страдают наименее защищенные члены общества — прежде всего женщины.

Во время своего путешествия по Танзании я впервые столкнулась с «неолитическими» племенами, у которых семейные отношения сохранились на уровне, отождествляемом с первобытно-общинным. В глобализирующемся мире последние островки культурной обособленности подвергаются быстрой эрозии и меняются буквально на глазах; традиции, существовавшие на протяжении тысяч поколений, видоизменяются и теряют свою устойчивость.

Ислам и скотоводы

Объединенная Республика Танзания состоит из двух обособленных географических и культурно-исторических территорий: континентальной части (бывшая Танганьика) и острова Занзибар. Хотя обе части признают общую конституцию, 99 процентов населения Занзибара исповедуют ислам, остров имеет свое законодательство, основанное на шариате. Вопросы семейного права рассматриваются в местных кадиятах (религиозных судах), которые в соответствии с исламскими законами признают полигамию. Разрешение иметь четырех жен оговорено в шариате условием, что мужчина должен материально обеспечивать всех жен и их детей одинаково, а также относиться к ним с равным вниманием. Несмотря на это требование и на то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод и гарантировавший ее экономические права, в реальной жизни женщины в семье находятся в строгом подчинении мужчинам и фактически существуют вне секулярного законодательства республики.

В отличие от Занзибара точных данных о религиозной картине континентальной Танзании нет: с 1967 года правительство запретило вносить параграф о вероисповедании в переписи и опросники. В конце 1960-х примерно треть населения исповедовала ислам, треть — христианство и треть — традиционные африканские религии. С тех пор под воздействием христианских и мусульманских миссионеров ситуация, безусловно, изменилась, но чтобы понять, какова она сейчас, необходимо специальное исследование.

Проводить исследования в Танзании непросто прежде всего из-за исключительной этнолингвистической пестроты населения. Здесь проживает 125 разных этносов, говорящих на более чем ста языках четырех африканских лингвистических групп, не считая европейских переселенцев и китайской общины. Помимо этого на уклад жизни и семейные отношения танзанийцев влияют и условия их жизни.

Масаи — наиболее многочисленная этническая группа, проживающая на территории северной и центральной Танзании и южной Кении. Это одно из самых архаичных племен, сохранившее патриархальные отношения и традиционный образ жизни полукочевых скотоводов. На примере масаев можно понять, почему полигамная семья является наиболее оптимальным социально-экономическим институтом, необходимым для физического выживания каждого члена такого общества.

Масаи никогда не практиковали земледелие, а религия запрещает им убивать диких животных, поэтому основная их еда — молоко и кровь коров, по особым случаям — мясо коров или овец. Неудивительно, что благосостояние и статус каждого члена общества и всей семьи в целом зависит от количества коров; до сих пор коровы являются основным, если не единственным мерилом богатства и социального положения.

Многоженство вместо разводов

Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие. Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают «ходить с коровами» с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество «воинов» и «пастухов» определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи. Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и приумножить это богатство.

Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам. Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов). Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.

Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует. Каждый выполняет свои функции, имеет свои обязанности и свои права. В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел — от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.

Брак у масаев, как и все остальные ритуалы, «скрепляется» коровами: во время свадьбы семья жениха передает семье невесты заранее оговоренное число коров, а семья невесты дарит жениху определенное число коров в качестве приданного. В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.

Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец. Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода.

Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями. Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен — однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа.

Ошибка миссионеров

Колонизация Африки сопровождалась активной миссионерской деятельностью, и полигамия стала краеугольным камнем при христианизации местных племен. Христианские церкви рассматривают полигамию как один из наиболее пагубных пороков и требуют от мужчин перед крещением выбрать одну жену и развестись с другими.

Существует немало историй, которые демонстрируют, насколько эти требования оказались неприемлемы не только для мужчин, но и для женщин. По рассказам миссионера, старейшина одного из племен, принявший христианство, решил строго следовать требованиям новой веры и обратился к своим пяти женам с предложением решить, какая из них останется с ним, а какие получат развод. Возмущенные таким предложением жены ушли от него, а сам старейшина, несмотря на свой бывший статус и богатство (он имел 800 коров), стал изгоем общества, всеми отверженным и презираемым.

Среди танзанийцев бытовало мнение, что христианские миссионеры «спасают душу, но губят общество». А первый танзанийский доктор теологии посвятил свою диссертацию совместимости африканской полигамии и христианской доктрины. Его проповеди были с энтузиазмом встречены новообращенными танзанийскими христианами, но далеко не все из них, крестившись, отказались от многоженства.

Согласно последним статистическим данным, в Танзании 25 процентов женщин находится в полигамном браке, причем процент таких браков за последние 25 лет уменьшился всего на 2,5 процента. Семейное право до сих пор рассматривается в рамках «обычного» права, а закон о браке (Law of Marriage Act) в Танзании официально закрепляет институт многоженства.

Женщины защищают многоженство

О полигамии в Танзании идут жаркие споры. Некоторые активисты выступают против института полигамии как такового, приравнивая многоженство к дискриминации женщин и ссылаясь на то, что правительство Танзании ратифицировало в 1979 году Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, и требуют юридически запретить полигамию.

Другие, наоборот, считают, что надо принять полигамию как факт семейных отношений, но пересмотреть законодательство о семейной жизни и разводах, чтобы законодательно закрепить равные права всех жен в полигамной семье. Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.

Интересно, что среди тех, кто поддерживает полигамию, немало женщин: они считают, что этот вид семьи отвечает их интересам в не меньшей степени, чем интересам мужчин. Возникает вопрос, почему они не видят в многоженстве ущемления своих прав? Обычное право защищало интересы женщин: предотвращало разводы, определяло экономическую ответственность мужчины за каждую из жен, распределяло ответственность за экономическую деятельность в семье между всеми женщинами поровну, определяло степень автономности и права каждой женщины в семье.

Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.

Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».

Анна Зелькина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(403):

1 234 ... +1
26 +26−0Марк Короневский00:51:40
08/12/2015
2 +3−1Полуночный Кромбах00:48:03
08/12/2015
я бы себе завел много жен
коров-то достаточно за душой?
21 +22−1Antikakel Antikakelov02:25:31
08/12/2015
6 +12−6Slava Sinichkin00:18:27
08/12/2015
Кадырову?
Даже тема сисег частично раскрыта
18 +18−0muxacc00:17:01
08/12/2015
Даёшь больше тёток хороших и разных
17 +19−2Дмитрий Волков10:19:11
08/12/2015
2 +8−6Vadim Bazyak06:38:47
08/12/2015
Да все просто. Характер семейных отношений определяется экономическим укладом общества. Полигамия там, где экономика слабая, высоко социальное неравенство и многие мужчины элементарно не могут потянуть содержание семьи. Поэтому женщины скапливаются у тех мужчин, у кого материальных благ больше и которые могут просодержать своих жен.

Это чистый рынок.

У вас же не вызывает возмущения почему богатый покупает себе много автомобилей, домов и пр. предметов, а бедный не имеет ни одного. То же самое и с семейными отношениями.
Если в примитивных и бедных обществах ввести строгую моногамию, это означает полнейшую нищету и гибель многих таких моногамных семей, т.к. значительная их часть экономически несостоятельна.

Насчет полиандрии - это тоже элемент приспособления к тяжелым условиям существования и бедности. Но другой путь адаптации к этим условиям - чтобы просодержать одну семью и детей, рожденных в ней, мужчины вскладчину содержат одну женщину в семье, т.к. в одиночку значительная часть мужчин её просто не потянет.

т.е. по сути в мире три подхода к семье:
1. Один богатый и успешный мужчина содержит 4 женщины, а трое мужчин остаются неженатыми (такие мужчины идут в армию, погибают от бедности либо просто так до конца жизни и живут бедно и безбрачно).
2. Одну женщину и ее потомство содержат в складчину несколько мужчин. а женщины, на которых "мужей" не хватило живут на подхвате в своих семьях до конца жизни или просто потом тоже становятся женами.
3. Один мужчина - одна женщина. Но тогда ряд семей оказываются чрезвычайно бедными. Экономические блага расходуются неэффективно, т.к. у богатого мужчины всего одна женщина, хотя он мог бы просодержать многих, и буденого мужчины одна женщины, хотя он даже ее оджну не может просодержать.

Как видим при чисто рыночном подходе (который, как известно, является наилучшим распределителем ресурсов) многоженство или многомужество неизбежно.
Всё красиво на бумаге, а по жизни - ни фига.
"1. Один богатый и успешный мужчина содержит 4 женщины, а трое мужчин остаются неженатыми (такие мужчины идут в армию, погибают от бедности либо просто так до конца жизни и живут бедно и безбрачно)."
Вот это одна из основных причин радикальности и агрессивности мусульманского мира. Сексуальная невыплеснутая энергия сублимируется в высочайшую агрессию, религиозность и нетерпимость.
11 +12−1John Doe03:56:43
08/12/2015
7 +10−3papa smurf02:40:59
08/12/2015
Многожёнство на самом деле выгодно именно женщинам.

Дело в том, что по биологическим причинам среди мужчин гораздо сильней дифференциация по пригодности к браку и продолжению рода, чем среди женщин. Т.е. среди мужчин есть явно выраженные лидеры, "завидным женихи", но много и аутсайдеров, которых природа хотела бы исключить из процесса размножения. Женщины же распределены более "ровно", и большинство из них вполне пригодно к семейной жизни и продолжению рода.

В результате " завидным женихов" всегда меньше, чем "нормальных невест". На всех женщин нормальных партнёров не хватает. Поэтому в моногамном обществе многие женщины оказываются перед выбором: либо быть единственной женой у козла-аутсайдера, либо быть любовницей женатого мужчины-лидера (что в той или иной степени унизительно для неё), либо оставаться одной.

В случае полигамии у женщины появляется ещё одна опция: стать второй (или последующей) женой у мужчины-лидера. И если социум, будучи полигамным, нормально к этому относится, многие женщины предпочтитут именно этот вариант.

Для мужчин же полигамия не слишком выгодна. Ведь если имеющие высокий статус мужчины имеют по нескольку жён, то внизу пирамиды появляется дефицит женщин.
как только внизу пирамиды появляется дефицит женщин, возникает игил. мужчинам-лидерам притом часто в следствие этого секир башка.
8 +10−2Bwana Biruk01:07:03
08/12/2015
Тут "спец" на одной Танзании и мусульманских хочет представить всю Африку. Да в Африке разнообразие намного шире чем в Европе. Много народов с моногамией еще до колонизациии. А у народности Химба (Намибия-Ангола) так женщина имеет столько прав что европейки в 19 и даже 20м веке не имели. Они всегда могли уйдти (развестись) забрав детей или к другому мужчине ,если муж не выполнял свои обязанности в семье. При полной поддержке общины и старейшин. А у народа Ашанти в Гане уважительное отношение к девушке как будущей матери и носителя доброты ,воспитывалось с детства и воспитывается сейчас но без всякого европейского агрессивного соперничества полов в виде феминизма. Почему то всегда выискивают только плохое в Африке ,а там учиться надо тому что европейцы давно растеряли и морально мучаются.
7 +7−0Максим Смирнов10:37:15
08/12/2015
2 +3−1Дмитрий Кривенков10:36:30
08/12/2015
На поколение 20-30 летних на 3 мужчины приходится 2 женщины.

Это не большой дефицит?
Большой. Но при полигамии еще больше. Ведь нужно не среднюю температуру по больнице считать, а процент обездоленных мужчин.
7 +8−1Максим Смирнов10:35:18
08/12/2015
4 +6−2Дмитрий Кривенков10:34:21
08/12/2015
Тогда самыми агрессивными, религиозными и нетерпимыми должны быть китайцы.

У них на 100 млн. больше молодых мужчин, чем женщин
Вот как раз не должны. Даже у китайцев дефицит женщин не так велик, как при полигамии.
7 +7−0Максим Смирнов07:31:04
08/12/2015
Итак, повторим:
Женщин и мужчин рождается приблизительно поровну.
При полигамии женщин на нижних этажах не хватает.
Последствия: половая истерия, экстремизм, терроризм.

У богатых при полигамии рождается больше детей, социальная пирамида начинает расти сверху вниз.
Последствия:
1. Закупоривание социальных лифтов.
2. Рост некомпетентности и ухудшение качества управления.
3. Разрушение поля доверия в обществе (из нижних слоев в верхние нельзя попасть,а вот провалиться вниз - всегда пожалуйста, люди становятся врагами друг другу)
4. Чудовищная коррупция и социальное неравенство
5. Сокращение инвестиций (ведь капитал дробится среди множества детей).

Так как общество сильно расслаивается, то родители женщины просто не имеют выбора: попасть в верхний слой можно только если выйти замуж правильно.
Последствия:
1. Бесправность женщин, превращение их в товар.
2. Поздние сроки начала половой жизни для большинства мужчин.

В итоге имеем типичную мусульманскую страну, где постоянно война, нищета, ненависть, изуверские культы.
Оно нам надо?
7 +10−3papa smurf02:40:59
08/12/2015
Многожёнство на самом деле выгодно именно женщинам.

Дело в том, что по биологическим причинам среди мужчин гораздо сильней дифференциация по пригодности к браку и продолжению рода, чем среди женщин. Т.е. среди мужчин есть явно выраженные лидеры, "завидным женихи", но много и аутсайдеров, которых природа хотела бы исключить из процесса размножения. Женщины же распределены более "ровно", и большинство из них вполне пригодно к семейной жизни и продолжению рода.

В результате " завидным женихов" всегда меньше, чем "нормальных невест". На всех женщин нормальных партнёров не хватает. Поэтому в моногамном обществе многие женщины оказываются перед выбором: либо быть единственной женой у козла-аутсайдера, либо быть любовницей женатого мужчины-лидера (что в той или иной степени унизительно для неё), либо оставаться одной.

В случае полигамии у женщины появляется ещё одна опция: стать второй (или последующей) женой у мужчины-лидера. И если социум, будучи полигамным, нормально к этому относится, многие женщины предпочтитут именно этот вариант.

Для мужчин же полигамия не слишком выгодна. Ведь если имеющие высокий статус мужчины имеют по нескольку жён, то внизу пирамиды появляется дефицит женщин.
7 +7−0Степан Хренников00:33:16
08/12/2015
Был бы я султан - был бы холостой!
6 +7−1Дамир Абаев08:50:13
08/12/2015
0 +9−9Илья Муромец04:37:52
08/12/2015
Как что? Готовится к вступлению в Еврогейсоюз! ТАЛЕРАНТИТСЯ меж собой............................
Тех, которые на самой первой фотке я бы оплодотворил, а остальных масаек - нафиг. И полигамию нафиг. Тратиться еще на содержание стольких баб. Надоела старая - развелся, взял молодую - это проще.
6 +6−0Michael EstrinOne03:07:08
08/12/2015
Анна Зелькина пишет: " Несмотря на .. то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод.."

Да неужели?? Ислам возник в 7 веке нашей эры как интерпретация иудео-христианских текстов. Соответственно и право на развод надо искать там же, в первоисточниках. И естественно находим его в Торе, где такое право прописано.

Ссылка на pravo.israelinfo.co.il
6 +12−6Slava Sinichkin00:18:27
08/12/2015
18 +18−0muxacc00:17:01
08/12/2015
Даёшь больше тёток хороших и разных
Кадырову?
5 +5−0Максим Смирнов11:02:32
08/12/2015
0 +1−1Vadim Bazyak10:44:55
08/12/2015
так поэтому я и написал, куда этих "лишних" мужчин раньше направляли. Сейчас гораздо проще. многие и не хотят жен и детей. Будут задрачиваться в компьютерные игры да ходить по проституткам. или использовать свою правую руку и порнофильмы.

Никто ж не предлагает полностью исламскую модель применять
Вы судите по себе. А большинство мужчин хотят женщин, и даже задроты живут половой жизнью. Так что ваше предложение всех направит в армию без развязывания войн является бессмысленным.
5 +5−0N V09:10:37
08/12/2015
4 +4−0Дмитрий Ка (KotGaf)08:32:14
08/12/2015
Сисьге на лентаче... что творится-то!
Тема сисек зачётно раскрыта!
5 +6−1Vadim Bazyak07:38:12
08/12/2015
3 +3−0Ilya Sv02:11:20
08/12/2015
зачем надувную? просто послать на войну, как саудиты давно и делают )
так человечество всю свою историю и жило до внедрения христианства
5 +5−0TaijiquanGaoshou05:31:16
08/12/2015
6 +6−0Michael EstrinOne03:07:08
08/12/2015
Анна Зелькина пишет: " Несмотря на .. то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод.."

Да неужели?? Ислам возник в 7 веке нашей эры как интерпретация иудео-христианских текстов. Соответственно и право на развод надо искать там же, в первоисточниках. И естественно находим его в Торе, где такое право прописано.

Ссылка на pravo.israelinfo.co.il
Таки в Законах Хаммурапи тоже прописано право развод.
А эти законы древнее Талмуда. Шоби я так жил.
5 +5−0Bwana Biruk01:11:07
08/12/2015
0 +3−3Злой Йожик00:40:31
08/12/2015
многожёнство для бояр государевых должно быть.
"Боярам" и вашу жену , а вам надувную или кулакову )))
4 +6−2Дмитрий Кривенков10:34:21
08/12/2015
17 +19−2Дмитрий Волков10:19:11
08/12/2015
Всё красиво на бумаге, а по жизни - ни фига.
"1. Один богатый и успешный мужчина содержит 4 женщины, а трое мужчин остаются неженатыми (такие мужчины идут в армию, погибают от бедности либо просто так до конца жизни и живут бедно и безбрачно)."
Вот это одна из основных причин радикальности и агрессивности мусульманского мира. Сексуальная невыплеснутая энергия сублимируется в высочайшую агрессию, религиозность и нетерпимость.
Тогда самыми агрессивными, религиозными и нетерпимыми должны быть китайцы.

У них на 100 млн. больше молодых мужчин, чем женщин
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь