«Уезжайте, бросайте все»

00:08 30/11/2015 Россия
Антироссийская демонстрация в Стамбуле 27 ноября 2015
Антироссийская демонстрация в Стамбуле 27 ноября 2015
забавно но во всех рассказах, так и летает между строк "ну дебилы здесь живут... но вы их простите они же не разумные... а вы всегда всех прощали"... чего стоят одни фразы "эрдоган по другому постапить не мог.. это же восток.. если бы он сразу извинился его бы не поняли"... или &...читать полностью

Это самый популярный текст на «Ленте.ру» за 2015 год. Его прочло более миллиона человек, а написала его Анастасия Чеповская. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

Всю прошедшую неделю Турция не сходила с первых полос российских изданий. По мере того как политики двух стран обменивались жесткими заявлениями, нарастал и градус агрессии среди простых граждан. Напряженность в отношениях между Москвой и Анкарой ставит в непростое положение более 100 тысяч наших соотечественников, живущих по ту сторону Черного моря. В основном это женщины, вышедшие замуж за турок. Как повлияло обострение российско-турецких отношений на их жизнь? Изменилось ли отношение к русским у местного населения? Отразятся ли на них наши санкции? Об атмосфере в стране и настроениях среди ее жителей «Ленте.ру» рассказали россиянки, живущие в Турции.

Татьяна Сазонова, Стамбул

Я прилетела в Москву 15 ноября на три дня, а теперь не могу вернуться в Стамбул к ребенку из-за того, что работа турецкого посольства блокирована. Сын учится в школе при консульстве, всю неделю он не ходил на занятия: вокруг здания было неспокойно. Все оцеплено силовиками, стоят водометы.

Положение у русских в Турции сейчас тяжелое. К консульству приходили радикально настроенные турки. Несколько человек, которые кричали, что мы их бомбим, наносим ракетные удары по Турции. Радикализм довольно популярен: те турки, которые всегда были настроены против русскоязычного населения, сейчас еще больше активизировались. После таких событий они чувствуют себя особенно сильными, ненависть сочится отовсюду.

Точно такие же люди, если вы обратили внимание, приходили к посольству Турции в Москве. Тысячу человек нагнали, чтобы показательно все крушить, бить стекла. Но самое страшное — что полиция, которая обязана обеспечивать безопасность, стояла сложа руки и смотрела, как громят посольство. Как будто сотрудники посольства всю эту кашу заварили.

В то же время популярные издания выходят с заголовками «Мы хотим дружбы с Россией». Это при том что еще недавно они же писали, что Москва наносит удары по туркам. В соцсетях тоже запущены очень противоречивые кампании. Много комментариев в поддержку русскоязычного населения. Все это развивается в логике информационной войны, эскалация происходит на фоне острых заявлений политиков с той и другой стороны. Сейчас идет период волнений. Самое неприятное заключается в том, что не были принесены официальные извинения, а Путин отказал Эрдогану во встрече на климатической конференции. Вот это тоже активно муссируется в турецких СМИ — мол, мы пытаемся помириться, а вы не хотите.

Стоит, наверное, сказать о личности Реджепа Тайипа Эрдогана. Надо понимать, что у власти находится авторитарный и очень непростой политик. Это неуравновешенный человек, который принимает решения, поддавшись эмоциям. Я это говорю безо всякого преувеличения. Часто бывало, что потом он пытался дать задний ход, но, как правило, уже мало что можно было исправить. Среди моих знакомых нет людей, которые относятся к нему с уважением.

Думаю, не стоит торопиться с выводами и поддерживать эту общую истерию. Все пока строится на сослагательном наклонении и угрозах. Я очень надеюсь, что мы сможем на этом остановиться, а политики найдут способ сгладить конфликт. Ведь мы уже подошли к критической точке. Нужно помнить о том, что русскоязычного населения в Турции под миллион. По большому счету, мы уже вросли друг в друга. На территории Турции огромное число представительств, много российских семей с детьми.

Мы в полнейшем неведении. За эти дни несколько раз поднималась тема эвакуации русскоязычного населения. Недавно в Стамбуле тестировали систему оповещения о тревоге на случай воздушных ударов. Правда, в моем окружении никто не верит в эскалацию конфликта. Люди замерли в ожидании хороших новостей.

Наталья Павлова, Анталья

Анталья — курортный край, поэтому прежде всего испугались российские туристы. Возле банкоматов большой ажиотаж, особенно у Дениз-банка, который принадлежит Сбербанку. Люди боятся, что перестанут работать карточки, поэтому запасаются наличкой. Что касается живущих в Анталье постоянно, то у нас полная дезориентация.

Соцсети, конечно, нагнетают. Например, на днях там гуляла информация о том, что русских будут ждать подлодки на пляже в Коньяалты. Писали, что нужно взять c собой документы и быть готовыми отчалить. Конечно, это была шутка, но в нее поверили. Более того, началось разбирательство, и автор в итоге оказалась в полиции — турки тонкий юмор не оценили. Комичность ситуации в том, что в ходе этой агрессивной кампании в СМИ турки закошмарили сами себя.

Местные жители все так же улыбаются, не понимая, что теперь делать. Как быть с просевшим туристическим сезоном, как теперь решать конфликты в десятках тысяч смешанных семей. Русская жена — это же не тренд и не мода. Этот брак повышал социальный статус — красивой и умной супругой хвастались. Наши соотечественницы оказались в высших кругах. Как думаете, что сейчас происходит в этих семьях? Там ругают турецкое правительство.

Реакция лидера Турции на сбитый самолет вполне предсказуема, в духе восточных народов. Он не мог поступить по-другому — люди бы не поняли. Тем более для его партии сейчас далеко не самые лучшие времена. Вскоре мы станем свидетелями того, как изощренно работает турецкая дипломатия. Вне всякого сомнения они примут меры по предотвращению конфликта с Россией. Надеюсь, у российских политиков хватит мудрости простить соседа и не поддаваться на провокации, которые только на руку исламистам.

Безусловно, турецкие граждане в России рискуют больше, чем русские в Турции. По стране прокатилась мощная волна очернения Турции и всего, что с ней связано. Одна история с посольством чего стоит. Родители бьются в истерике, говорят нам: «Уезжайте, бросайте все». Эта истерия очень неприятна: по щелчку пальцев все стали друг друга ненавидеть. В этом наша общая с турками черта — мы находимся между Европой и Азией, мы всегда как на вулкане.

Нина Караосманоглу, Анкара

Мы живем в Анкаре с мужем и ребенком. Когда узнали о сбитом самолете, поначалу отказывались верить в то, что это на самом деле произошло. В Анкаре и без того достаточно напряженная атмосфера после недавнего теракта. Я пока не заметила какой-то агрессии или оживления на улицах, но, честно говоря, стараюсь не говорить громко по-русски, чтобы не привлекать внимание. Напряжение именно в нас самих. Из-за возможности теракта знакомые боятся даже участвовать в культурных мероприятиях и посещать места с большим скоплением русскоязычного населения.

Мы изучали СМИ с двух «фронтов», и стоит отметить, что за несколько дней ситуация сильно изменилась. В первый день турки извинялись перед русскоговорящими друзьями за свое правительство, за сбитый самолет. Однако после реакции российской стороны, после новостей о том, что турков задерживают в аэропортах и депортируют, число критиков России начало расти. Сперва печатные издания, пусть и не в открытую, но осуждали действия своего правительства, но ровно до тех пор, пока Россия не приняла строгие меры. Сейчас ситуация меняется в противоположную сторону.

Среди русскоговорящего населения страны — в частности, среди женщин — чувствуется нарастающая паника. Пошли разговоры о том, что нужно держать собранной сумку — чтобы в случае опасности незамедлительно улететь на родину. Мы с большим сожалением узнаем о том, что происходит с турецкими консульствами и посольствами. Каждый такой акт может стать поводом для мести со стороны турок, пострадают наши граждане, возможно, работники посольства и консульств.

В русскоязычных сообществах в соцсетях предлагают написать письмо Путину. Мы не понимаем, как быть. Пока у меня еще нет собранного чемодана, но не исключаю, что скоро и я обзаведусь им. Вот только успеем ли мы улететь до запрета полетов?

Юлия Озгелен, Анталья

Турция для меня — вторая родина, здесь семья, муж. Тут выросли и живут мои дети. Ситуация выбора для меня просто неприемлема. Мы все сейчас переживаем травму в той или иной степени. Хотя я не могу назвать произошедшее шоком — все к тому идет. Нарушение границ российскими самолетами постоянно обсуждалось в новостях, а в оппозиционных изданиях высмеивали правительство за нерешительность.

Все турецкие СМИ транслируют официальную версию властей: был факт нарушения границы, многократные предупреждения пилотов, международное право соблюдено. Все, конечно, обеспокоены ситуацией, но к войне или введению каких-либо мер в отношении России и россиян у нас никто не призывает.

При этом очень беспокоит обилие тревожных новостей из России — о том, как турецких граждан арестовывают, содержат в суровых условиях и депортируют. Мои турецкие знакомые, живущие в России, побаиваются сейчас выходить из дома. Очень надеюсь, что разногласия разрешатся как можно скорее. Больно смотреть, как рушатся многолетние связи. Ситуация раскручивается по спирали, и страшно включать телевизор или заходить в соцсети. Происходящее вне нашего контроля, но пока еще в наших силах сохранить уважение друг к другу.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1196):

1 234 ... +1
167 +189−22Кот V02:45:48
30/11/2015
33 +40−71barsuk01:11:34
30/11/2015
chernilniza
забавно но во всех рассказах, так и летает между строк "ну дебилы здесь живут... но вы их простите они же не разумные... а вы всегда всех прощали"...
чего стоят одни фразы "эрдоган по другому постапить не мог.. это же восток.. если бы он сразу извинился его бы не поняли"... или "в первую очередь пострадают Русские жены турков"... или "здесь по новостям рассказывают что Русские постоянно бомбят Турок" или "эрдоган хочет извиниться но Путин не хочет встречаться".... это что ппля за детский сад??? а собрать конференцию и извиниться перед сотнями корреспондентов всего мира??? а перестать врать в сми???

думаю нет это не та ситуевина... где злые Русские морщят Турок... за это говорит даже то что здравомыслящие Россияне осуждают ту провокацию с камнями у посольства...

Лично у меня и у моего окружения претензий к обычным туркам и работягам нет и быть не может... у меня претензии к турецкой власти... к политикам... к тем дебилам которые нагнетают обстановку внутри Турции... надо то было в первые часы после сбития не орать что Русские бомбят и устраивать истерику с враньем... а просто сказать что произошла ошибка приносим извинения, пилота и ответственных накажем.. пострадавшим возместим.... но где там... турки гордый народ великой османии... они не признают своих ошибок... им проще оболгать оппонента и закидать грязью...

но времена не те... нынче вся правда на ладони... и как вы не срите себе в штаны показывая пальцем на окружающих.... все видят что обоср*лись вы... и чем быстрее турецкий народ это поймет тем быстрее все уладится...
64 +74−10Надежда Светлакова09:24:56
30/11/2015
167 +189−22Кот V02:45:48
30/11/2015
забавно но во всех рассказах, так и летает между строк "ну дебилы здесь живут... но вы их простите они же не разумные... а вы всегда всех прощали"...
чего стоят одни фразы "эрдоган по другому постапить не мог.. это же восток.. если бы он сразу извинился его бы не поняли"... или "в первую очередь пострадают Русские жены турков"... или "здесь по новостям рассказывают что Русские постоянно бомбят Турок" или "эрдоган хочет извиниться но Путин не хочет встречаться".... это что ппля за детский сад??? а собрать конференцию и извиниться перед сотнями корреспондентов всего мира??? а перестать врать в сми???

думаю нет это не та ситуевина... где злые Русские морщят Турок... за это говорит даже то что здравомыслящие Россияне осуждают ту провокацию с камнями у посольства...

Лично у меня и у моего окружения претензий к обычным туркам и работягам нет и быть не может... у меня претензии к турецкой власти... к политикам... к тем дебилам которые нагнетают обстановку внутри Турции... надо то было в первые часы после сбития не орать что Русские бомбят и устраивать истерику с враньем... а просто сказать что произошла ошибка приносим извинения, пилота и ответственных накажем.. пострадавшим возместим.... но где там... турки гордый народ великой османии... они не признают своих ошибок... им проще оболгать оппонента и закидать грязью...

но времена не те... нынче вся правда на ладони... и как вы не срите себе в штаны показывая пальцем на окружающих.... все видят что обоср*лись вы... и чем быстрее турецкий народ это поймет тем быстрее все уладится...
Нефиг было за турок замуж выходить. Дуры какие-то. Все повыпендриваться хочется. Повыпендривались? Теперь сами расхлебывайте. Чужая страна всегда будет для вас ЧУЖОЙ!
54 +61−7Александр Ермаков06:22:15
30/11/2015
33 +40−71barsuk01:11:34
30/11/2015
chernilniza
небуй делать вам в России, свалили, вот и тусуйтесь на своей второй Родине
52 +65−13Андрей Кожадей00:41:41
30/11/2015
Комментарий удалён.
Эх, лента. Правильный URL должен быть такой:
Ссылка на lenta.ru
48 +74−26Кот V03:08:19
30/11/2015
Комментарий удалён.
клоун...
бедность это у вас в каклянди... а у меня конечно сейчас доход в баксах с $3к до $1,5к упал... но накормить своего эскалейда и содержать дом в черте города в 400кв.м. я пока еще могу...
43 +48−5Danila Volodarskey02:32:35
30/11/2015
-7 +18−25Некто Лукас01:57:50
30/11/2015
соглашусь. Да и вообще эта анти-турецкая истерия достигает нелогичных масштабов. Когда это начинает переноситься на народы, это уже перебор. Тем более Турция стремится к диалогу.
В каком месте Турция стремится к разговору, и что это за разговор такой? "Сбивали, сбиваем, будем сбивать?" и "Мы уверены, что это не повлияет на отношения с Россией"? "Мы вам в лицо харкали, но вы ничего там, утретесь"?
41 +44−3Павел Будяну07:58:24
30/11/2015
167 +189−22Кот V02:45:48
30/11/2015
забавно но во всех рассказах, так и летает между строк "ну дебилы здесь живут... но вы их простите они же не разумные... а вы всегда всех прощали"...
чего стоят одни фразы "эрдоган по другому постапить не мог.. это же восток.. если бы он сразу извинился его бы не поняли"... или "в первую очередь пострадают Русские жены турков"... или "здесь по новостям рассказывают что Русские постоянно бомбят Турок" или "эрдоган хочет извиниться но Путин не хочет встречаться".... это что ппля за детский сад??? а собрать конференцию и извиниться перед сотнями корреспондентов всего мира??? а перестать врать в сми???

думаю нет это не та ситуевина... где злые Русские морщят Турок... за это говорит даже то что здравомыслящие Россияне осуждают ту провокацию с камнями у посольства...

Лично у меня и у моего окружения претензий к обычным туркам и работягам нет и быть не может... у меня претензии к турецкой власти... к политикам... к тем дебилам которые нагнетают обстановку внутри Турции... надо то было в первые часы после сбития не орать что Русские бомбят и устраивать истерику с враньем... а просто сказать что произошла ошибка приносим извинения, пилота и ответственных накажем.. пострадавшим возместим.... но где там... турки гордый народ великой османии... они не признают своих ошибок... им проще оболгать оппонента и закидать грязью...

но времена не те... нынче вся правда на ладони... и как вы не срите себе в штаны показывая пальцем на окружающих.... все видят что обоср*лись вы... и чем быстрее турецкий народ это поймет тем быстрее все уладится...
ты не понимаешь.есть такая фигня как нлп. так называемое тихое влияние. правила нлп.так вот все эти"эрдаган не мог", "люди не хотят собираться с русскими из за терактов", "самолеты русских часто нарушают границу", и "очагом напряженности являемся мы сами руссские" именно эти слова являются главными в статье все остальное просто для объема и замаскировывания ключевых слов. классическая техника нлп составляется текст в него вписывают нужные слова. большинство людей этого даже не заметит и их подсознание схавает эту дэзу. а там и до сочуствия туркам не далеко.
39 +55−16Konstantin Ivanov00:20:48
30/11/2015
На хрена русским женщинам за тюрок выходить ёпнутые
37 +41−4Sam Johns10:44:08
30/11/2015
167 +189−22Кот V02:45:48
30/11/2015
забавно но во всех рассказах, так и летает между строк "ну дебилы здесь живут... но вы их простите они же не разумные... а вы всегда всех прощали"...
чего стоят одни фразы "эрдоган по другому постапить не мог.. это же восток.. если бы он сразу извинился его бы не поняли"... или "в первую очередь пострадают Русские жены турков"... или "здесь по новостям рассказывают что Русские постоянно бомбят Турок" или "эрдоган хочет извиниться но Путин не хочет встречаться".... это что ппля за детский сад??? а собрать конференцию и извиниться перед сотнями корреспондентов всего мира??? а перестать врать в сми???

думаю нет это не та ситуевина... где злые Русские морщят Турок... за это говорит даже то что здравомыслящие Россияне осуждают ту провокацию с камнями у посольства...

Лично у меня и у моего окружения претензий к обычным туркам и работягам нет и быть не может... у меня претензии к турецкой власти... к политикам... к тем дебилам которые нагнетают обстановку внутри Турции... надо то было в первые часы после сбития не орать что Русские бомбят и устраивать истерику с враньем... а просто сказать что произошла ошибка приносим извинения, пилота и ответственных накажем.. пострадавшим возместим.... но где там... турки гордый народ великой османии... они не признают своих ошибок... им проще оболгать оппонента и закидать грязью...

но времена не те... нынче вся правда на ладони... и как вы не срите себе в штаны показывая пальцем на окружающих.... все видят что обоср*лись вы... и чем быстрее турецкий народ это поймет тем быстрее все уладится...
"Вскоре мы станем свидетелями того, как изощренно работает турецкая дипломатия." ---- это в смысле как и в 1915 году с Армянами "дипломировали"? Открою простую истину : в Турции, действует закон силы и лизания жоп. То есть армян можно было вырезать, так как их было меньше, и не было, сами понимаете С-400. Сейчас не 1915, а 2015 и есть С-400. А это сила, так что механизм лизания ж&$ы уже запущен. Конечно, есть турки которые ещё выпендриваются: их два типа. Первый это те которые считают что Сила это НАТО и соответственно, ж&$@ надо лизать Западу, а не северному соседу и второй тип: это те, которые живут прошлом и думают, что Османская Империя ещё существует, то биш они сами сила и ж$&п лизать вообще не надо никому. Если бы Россия была бы маленькой страной - уже бы была бы ещё одна резня как в 1915. А тут нужно считаться с силой. Так что язычки готовьте турки, язычки. Кому-то все равно придётся лизать, так как вашей Империи уже, увы не существует.
37 +41−4Алекс К05:20:32
30/11/2015
-7 +18−25Некто Лукас01:57:50
30/11/2015
соглашусь. Да и вообще эта анти-турецкая истерия достигает нелогичных масштабов. Когда это начинает переноситься на народы, это уже перебор. Тем более Турция стремится к диалогу.
"Турция стремится к диалогу"
Не видно, что Турция стремится к диалогу. Выше правильно написали - разговор с турками был бы совсем иным, если б они сразу признали, что сбили самолет над Сирией, а не над Турцией, сказали б, что признаем вину, виноватых накажем, стоимость самолета компенсируем, родственникам погибшего выплатим денежную сумму.
Тогда бы все было иначе. Но Главтурок полез в бутылку и получил то, что должен был - санкции, ущерб от которых для Турции будет больше, чем если бы мы тоже сбили их самолет. А теперь он, почуяв, что дело приняло плохой оборот, вдобавок НАТО сказало ему разбираться с Москвой самому, залебезил. Нет уж, теперь пусть выпьет до дна.
Эти санкции не против рядовых турок, они против государства Турция. А то, что они бьют и по рядовым туркам - так Запад, вводя санкции против России, тоже не озаботился тем, что они ударили и по рядовым россиянам.

А что касается этих женщин - сами виноваты, надо было думать, прежде чем выходить замуж в другую страну. Если им нравится роль вещи, которой "гордятся и хвастаются" - это их выбор.

Тем более, всем понятно, почему турки сбили самолет - мы ударили их по самому чувствительному месту - по кошельку, фактически перекрыв поток дешевой нефти, которую сын Главтурка покупал у ИГ.
35 +37−2Борис Попов11:24:22
30/11/2015
Комментарий удалён.
изменить своей нации, своей религии...
басурманина черно*пого выбрать ради денег - этих женщин нужно розгами сечь за бл*ство
35 +41−6Любовь Усова05:31:30
30/11/2015
Комментарий удалён.
Там хватает Оксан и Ганночек
33 +40−71barsuk01:11:34
30/11/2015
52 +65−13Андрей Кожадей00:41:41
30/11/2015
Эх, лента. Правильный URL должен быть такой:
Ссылка на lenta.ru
chernilniza
28 +30−2николай денисов11:58:40
30/11/2015
-35 +10−45Tanya Franchyk09:49:48
30/11/2015
да, слаб в секасе русский мужик против турка) вот и едут женщины за любовью в другие края, дома-то не с кем и негде- нищета и пьянь
Вы не за любовью едете, вы за секасом едете, а это несколько другое. Да и мужиков вы скорее всего не там искали. Стоя по ночам на обочине приличного мужика не найдешь. Приличные мужики в приличных местах обитают, но вам туда ходу нет.
27 +31−4Юрий Устинов03:23:09
30/11/2015
Комментарий удалён.
они выходят за турок замуж чтоб не работать и жить хорошо. рожают уже не русских. кровь смешивается. раз решили там однажды жить - пусть там и живут. как то странно, петух клюнул - сразу в Россию. когда уезжали, не думали ни о чем.
27 +43−16tuggarin garik03:21:16
30/11/2015
48 +74−26Кот V03:08:19
30/11/2015
клоун...
бедность это у вас в каклянди... а у меня конечно сейчас доход в баксах с $3к до $1,5к упал... но накормить своего эскалейда и содержать дом в черте города в 400кв.м. я пока еще могу...
Везет тебе... у меня сейчас около 800$ (50тыс.р.) но как то напрягать стало, маловато блин, но всяко больше хохлов получаю.
23 +24−1Роман Груздев05:35:04
30/11/2015
17 +32−15wlad semenov01:44:56
30/11/2015
народ, который начинает сраться с другим народом из-за действий/мнений их политиков очень быстро становится похожим на каклов. Не стоит переносить ссору на народы.
Политики тоже часть народа, а народ разозлил такой инцидент со сбитым самолетом. Вполне естественно он перенесся на и на обычных граждан. Здесь не в Путине дело, а в Эрдогане, именно он должен был принести извинения за "ошибку", но он еще больше настропалил, объявив, так и надо, будем сбивать и дальше. Путин то что? Ему нужно извиняться?
23 +32−9алехандро вастес01:52:44
30/11/2015
Комментарий удалён.
Чот я не понял..
"Безусловно, турецкие граждане в России рискуют больше, чем русские в Турции."

А чего ж тогда стока кипеша?? ну и живите дальше со своими турками в своей Турции!! Чего бросились детей вывозить и письма Путину писать?? Тупые пиzдёнки сами себе противоречат??
22 +27−5Alex Azarov10:29:02
30/11/2015
-28 +10−38Ivan Pomidorov10:15:58
30/11/2015
вот только не нужно путать русскоговорящих с русскими, все ненавидят именно русских и именно по национальному признаку. помню как то ситуацию, в дин из дней в Турции была плохая погода, так русотуристо естественно все попёрли в бар отбивать олинклюзив, короче все остальные туристы снимали это действо на видео, но с безопасного расстояния.теперь слава богу можно спокойно отдохнуть в Турции и Египте
не отдыхайте в помойках и будет вам счастье...
22 +35−13Никто 00:23:08
30/11/2015
Да кому интересна судьба этих чернильниц? Вышла замуж за турка - отказалась от Родины.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь