„ | В СССР правильно делали, что отправляли подобных туда, где им самое место - в психушку. | “ |
9 ноября художник-акционист Петр Павленский облил бензином деревянную дверь центрального подъезда здания ФСБ на Лубянке в Москве и поджег ее. «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе», — объяснил он позже в своем видеоблоге. «Лента.ру» поинтересовалась у художников и искусствоведов, считают ли они акцию Павленского произведением искусства, и где проходит грань дозволенного.
Андрей Шелютто, художник:
Все, что делает художник, должно происходить в специально отведенном для этого месте — галерее, музее или на выставке. Остальное пространство живет по законам, одинаковым для всех. Если ты поджигаешь здание, ты не художник. Ты просто уголовник. На худой конец можно договориться: мол, у меня будет перформанс, пригласить арт-критиков, которые посмотрят на твой поджог и похлопают в ладоши. То, что сделал Павленский, — обычное хулиганство. Другой вопрос — что из этого выйдет? Может быть, его посадят в тюрьму, а выйдет он оттуда мировой знаменитостью. Это самый простой и ровный путь к славе. Честно говоря, многие готовы не то что в тюрьме посидеть, а правую руку отдать за известность. Сидя за решеткой, ты зарабатываешь, допустим, в год миллион в валюте, а не сидя — не зарабатываешь.
Что касается акционизма, то искусство теперь — это не просто картинка на стене. Оно вернулось к тому времени, когда не приходилось объяснять, в чем его польза. Акционизм — это протест против давления на искусство и против его интерпретирования. Если мы говорим о выходе художника в общественное пространство, то в этом нет ничего дурного, все правильно, но тогда ты должен подчиняться общим правилам. Можно делать акции, и не нарушая законодательство, и никому при этом не вредить.
Это дико сложная штука. Бывают вещи абсолютно разные, понятные для всех, яркие и четко спланированные, а бывает, что без специальных знаний не разобраться. Все очень размыто. Вот что делать с Павленским? Посадить? Так ему того и надо. В Италии, например, тех, кто рисует граффити на исторических зданиях, заставляют все это дерьмо счищать. Страшно помогает. Если художник вздумал дверь поджечь, я бы заставил его новую сделать. А то, видите ли, у них теория, что артист не должен к своему произведению прикасаться. А я бы заставил. Другие меры совершенно неэффективны.
Анатолий Осмоловский, художник:
Искусство — это все то, что сохраняет дистанцию между зрителем и созданным визуальным образом. Если она существует, то проект может претендовать на то, чтобы называться произведением искусства. Если нет — то нет. Что под этим подразумевается? Например, если в художественной акции происходит насилие над живым человеком, то никакой дистанции быть не может, потому что мы будем переживать за этого человека и стремиться его спасти. В случае с последней акцией Павленского речь идет о порче государственного имущества, что несколько сокращает такую дистанцию, но не настолько сильно, чтобы отвергать работу как арт-проект. Бывает, что художник нарушает и Уголовный кодекс, да.
Вообще, у акционизма огромная история. К нему можно причислить, например, Диогена, который ходил днем с фонарем, или Василия Блаженного, демонстрировавшего совершенно абсурдное поведение. Современный акционизм продолжает эти традиции.
С одной стороны, я думаю, что в обществе нет никаких проблем в восприятии таких акций. С другой стороны, понятно, что внутренняя ситуация в России ненормальная и атмосферу в стране нужно менять. А еще фантазию надо развивать, это очень полезно. Иметь терпимость, толерантность к непонятным высказываниям. Не отвергать их, а пытаться строить свою картину мира, которая может быть очень многообразной. В мире не все обязательно нужно стремиться понять. Есть вещи, которые понимать не нужно.
Александра Обухова, куратор архива Музея современного искусства «Гараж»:
То, что акция Павленского, — это искусство, у меня не вызывает ни малейшего сомнения, тем более что этот художник давно известен. У акционизма есть свои традиции, не только российские. Современное искусство в своем самовыражении не имеет пределов. Это не традиционная живопись и скульптура — может быть все, что угодно, в том числе и искусство действия. Это просто данность, которую нужно принять.
Другое дело, что мы всегда должны распознавать ту тонкую грань, которая пролегает между искусством и жизнью. Это как раз и является проблемой для современных исследователей. Этические вопросы здесь во многом важнее эстетических. Очень важна контекстуальность отдельной акции. Если современным профессиональным сообществом она распознается как произведение искусства, значит, так и есть. Но и акционизм, безусловно, имеет этические границы. Мы спрашивали художников, что для них грань дозволенного. Они отмечали, что фактор «не навреди» очень важен. Любой вред, к примеру материальный, должен расцениваться по иным законам. Если пострадала дверь, значит мы должны рассматривать потерю этого имущества как побочный фактор арт-проекта, ничего не поделаешь.
Художники — умные, образованные и в значительной степени более моральные люди, чем большинство других. Я не знаю ни одного случая, когда художник навредил бы другому человеку в процессе проведения своей акции. Что касается столкновения с полицией, то все зависит от стратегии автора. Если ему нужно быть услышанным многими людьми и если он выходит на улицу, то подобные столкновения неизбежны.
Людям важно понять, что в современном мире традиционные средства выражения уже давно уступили место новаторским. Зачастую метафоры, которые мы привыкли видеть, скажем, в поэзии, выявляются не через слова или свет, а через действия, например. В любом случае нужно попытаться описать то, что произошло, и представить себе этот образ, сопоставить свои переживания с тем, что говорит о своем произведении сам художник.
Ирина Кулик, куратор интернет-проекта «Современники» Московского музея современного искусства, преподаватель Института проблем современного искусства:
Еще с начала прошлого века искусство исследует, где проходят его собственные границы и может ли оно преодолеть их и воздействовать на реальность. Это мог быть утопический пафос футуристов, и — как следующий шаг, который сделали дадаисты, — отказ от конвенциональной культуры, скомпрометированной Первой мировой войной. Эти эксперименты продолжались на протяжении всего ХХ да и нынешнего веков. В послевоенном акционизме на первый план вышла фигура самого художника — провокатора и мученика, подвергающего испытаниям не только понятие «искусство», но и самого себя, а также публику и общество.
Павленский работает с традицией, идущей от венских акционистов, Криса Бердена, Марины Абрамович. То, чем он занимается, несомненно, искусство, притом отличное. Он создает мощнейшие образы, которые можно назвать метафорическими, аллегорическими и даже плакатными, способные отпечататься в нашем сознании. Он подвергает себя испытаниям — причем это не только физическая боль, но и столкновение с государством, с судебной системой. Это может быть пострашнее телесных увечий. Мало кто из художников сознательно шел на такой риск — венских акционистов задерживали и сажали, но это не было вписано в концепцию их очень эстетских, на самом деле, акций. То, что делает Павленский, — не хулиганство и даже не политический протест в чистом виде, но осознанный художественный жест. Это вопрос к публике, вопрос к обществу — каково в такой ситуации оставаться просто зрителями и не вмешиваться.
Наше общество, со всей очевидностью, к таким вопросам не готово. Тут дело даже не в понимании (образ Павленского — понятный, доходчивый и яркий), а в отсутствии умения или желания сопереживать.
Записала Айгуль Хабибуллина
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
18 +19−1 | Богдан Уманский | 21:24:45 10/11/2015 |
В СССР правильно делали, что отправляли подобных туда, где им самое место - в психушку. |
13 +14−1 | Михаил Проничев | 21:29:34 10/11/2015 |
"Что касается акционизма, то искусство теперь — это не просто картинка на стене". И в этом-то таиться страшная беда для таких "художников"! Старые-то писали холсты, да фрески, пойди и восхитись, идут и восхищаются. А вот эта макака дырку себе зашила и что? Будет теперь ходить по городам и весям и всем показывать или в Лувре раком стоять с десяти до восемнадцати кроме понедельника? Не смешно. А как потомки узнают, что ты великий акционист, когда прибитые тобой яйца давно сгнили, двери гэбнюки себе поменяли, а дырку дурочке пришлось распороть, а то когда ссыт - обрызгивает все вокруг? |
11 +12−1 | Евгений Дроздов | 20:41:30 10/11/2015 |
Зашитая пиписька - это забавно... |
9 +10−1 | Bayar Boorchu | 20:51:46 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Институт ПРОБЛЕМ современного искусства )))))) |
8 +8−0 | Natasha Cushnir | 21:52:31 10/11/2015 |
Если пострадала дверь, значит мы должны рассматривать потерю этого имущества как побочный фактор арт-проекта, ничего не поделаешь. А вот, интересно, можно ли в том же плане рассматривать ну, например, вспоротую сонную артерию госпожи Обуховой. Ну, "Если пострадала артерия, значит мы должны рассматривать потерю этого имущества как побочный фактор арт-проекта, ничего не поделаешь" - так художник видит мир? |
8 +8−0 | Kazimir Almazov | 21:35:12 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Так хоть "творец" сама осознает свою ущербность и по сути призывают обществе лишить их возможность размножаться..Один яйца к брусчатке прибивает...Ждет когда ему пинка дадут...Другая вагину зашивает... |
8 +9−1 | WHIPPET 9999 | 21:18:14 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Бывалоча, тех,кто восторгался всем подряд (на выставке) иногда спрашивали -а вы домой это купите себе? |
7 +8−1 | Sergey Leshkov | 21:53:39 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Ну нынче теория проста. Если гавно навалил алкаш - это хулиганство, если художник - искусство. |
7 +8−1 | Kiryanov Alexey | 21:28:45 10/11/2015 |
Странно у нас действует закон о защите психиатрического здоровья граждан. Здоровых могут замордовать, а тут столько классических кандидатов на помощь и тишина ... |
6 +7−1 | Андрей К | 21:56:19 10/11/2015 |
Либерасты стандартно нахваливают говнецо |
6 +7−1 | Sergey Leshkov | 21:55:23 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Раньше взглянешь на картину и понятно, что это труд и талант. А теперь нужно намазюкать и пусть разбираются. |
5 +5−0 | Dmitry Smirnov | 23:42:10 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Говно, оно и есть говно, даже если его Энди Ворхолл лично высрал и в банки закатал. Что касается поджогов, то есть сомнения. Вот если бы господин полицейский не задержал изможденного человека у пожара, а на глазах изумлённых китайских туристов (ведь это они ж фотографировали дурака с канистрой, не соучастники, да?) напялил бы ушанку и отрубил бы ему ногу, скажем, топором.. ну, например, как бы.. не серьёзно так, шутейно.. то-то было бы зрелище. А кровищщи.. Перформанс такой.. вековой РЕЖИМ рубит дерево свободы. Можно ещё встать с платочком на Красной площади и вытереть по какому нить поводу стыдливую, неполживую слезу.. Хотя.. это было уже, не? Давеча, какие то художники в городе Париже, на камеру такое из калаша нарисовали, но чот Парижане не оценили. Дикари. |
5 +6−1 | WHIPPET 9999 | 21:20:37 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
еще один критерий: искусство не нуждается в агрессивной апологетике. |
5 +6−1 | Kazimir Almazov | 21:06:52 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Так все логично...Что бы себе подобных не рожать... |
4 +4−0 | Клоп Солдат | 21:53:12 10/11/2015 |
Я думаю работяги , что меняли двери на Лубянке после этого "акциониста" , оценили его "художества" более компетентно .... |
4 +5−1 | Клей Плиточный | 21:04:39 10/11/2015 |
Надо было мавзолей поджечь , помощней вышел бы пук . |
3 +3−0 | Алексей Волков | 00:16:25 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
.....а кто-то еще и экскрименты изучает....... работа такая...... |
3 +3−0 | Natasha Cushnir | 23:48:14 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Извините, вмешаюсь как почти искусствовед. Ссать - это для начинающих. Далее идут ступени мастерства, а именно: блевать, срать, сношаться (и это все - про лифт). И только в такой последовательности. Я настаиваю. |
3 +3−0 | Julia Black | 22:34:01 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Сто пудов, размножаться таким не надо! |
3 +3−0 | Georgy Malyshev | 22:25:46 10/11/2015 |
Осмоловский, Осмоловский... А, вспоминил! «Лента.ру»: Карикатура Charlie Hebdo, на которой изображен погибший мальчик, допустима? Анатолий Осмоловский: Она не просто допустима, она необходима! |