«Многие едут в Москву ради красного террора»

08:00 03/11/2015 Путешествия
Феликс Мальцев с одним из туристов
Феликс Мальцев с одним из туристов
В любом случае человека, постоянно спрашивающего "а этот памятник еврею ?" умным никак не назовёшь.

В середине октября британское издание The Guardian опубликовало список десяти лучших гидов мира. Одним из них признан российский экскурсовод Феликс Мальцев, который знакомит иностранных туристов с достопримечательностями нашей страны с 1993 года. Он рассказал «Ленте.ру» о привлекательности красного террора, еврейской Москве, человекообразных обезьянах и туристической сволочи. Эту статью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

«Лента.ру»: В 90-е к нам ехали туристы?

Мальцев: Очень смешно, но даже в 1993 году, когда в Москве постреливали из танков, туристов в столице было больше, чем сейчас. Я имею в виду путешественников из западных стран. Китайцев тогда у нас не было, а сейчас ими забита вся Москва. Но англоязычных туристов приезжало больше. Хотя, возможно, я неправильно интерпретирую: тогда просто было немного турфирм, работающих с иностранцами, на этом рынке было свободней. Но, по крайней мере, мы тогда зарабатывали намного больше, чем сейчас.

Как за это время поменялся интерес иностранцев к нашей стране?

Тогда были такие приверженцы «экзотического туризма» — медведь, балалайка. Они приезжали подивиться тому, что в России, оказывается, живут не человекообразные обезьяны. Но их было все же очень мало. У меня есть такая замечательная цифра: за 22 года работы мне попалось всего четыре сволочи. Это гениальный процент. При этом каждый из них был сволочью по-своему. Два мужика и две бабы — полный гендерный баланс. Двое из них приехали из США, один из Индии и одна из Израиля. Но всего четверо за 22 года — так что, можно сказать, к нам в большинстве своем едут хорошие люди.

Интересы бизнесменов поменялись очень сильно. Тогда они ехали в Россию с большим оптимизмом, и это продолжалось до 2004-2005 года. Сейчас в основном с большим скепсисом, кроме разве что нефтяников и газовиков — они считают, что по-прежнему все в порядке.

Среди обычных туристов сейчас уже почти нет совсем наивных людей, ничего не знающих о нашей стране.

Но в целом, если не считать последних двух лет, Россия всегда была очень дорогим туристическим направлением. Наши отели, на мой взгляд, очень нечестны в плане ценообразования. И поэтому, как правило, туристы приезжают в Москву всего на два дня либо берут стандартный пакет по два дня в обеих столицах. А на это время что-то оригинальное очень сложно придумать, так что маршруты и вопросы получаются весьма стандартными.

Всегда одно и то же?

Бывают, конечно, исключительные клиенты. В начале двухтысячных я водил американского миллиардера, очень образованного и веселого дядьку лет шестидесяти. У нас с ним был огромный тур — Петербург, Великий Новгород, Золотое кольцо и, естественно, Москва.

Бывают просто нестандартные туристы. В этом году мне запомнился директор лондонской филармонии. Я его возил в Клин — в дом-музей Чайковского.

Вы сказали, что сейчас туристов в Москве стало меньше, чем даже 20 лет назад. Можете пояснить?

Парадоксально, но их действительно меньше. Можно сравнить, например, с тем, что было года три назад — до Крыма. Тем летом в месяц я работал дней по 28, а сейчас — по три-четыре.

То есть относительная ценовая доступность Москвы и России не увеличили спрос?

Нет, свою роль сыграли политические факторы. Есть, конечно, люди, которым на это плевать, но их мало.

Как вы пришли в профессию?

После окончания вуза я преподавал иностранным студентам русский язык и литературу. Мы с ними были практически одного возраста, и я очень хорошо понимал, как им скучно сидеть в четырех стенах по шесть-восемь часов. Через какое-то время я начал их выводить наружу. Поначалу это были короткие походы — например, в Третьяковку. Потом мы вошли во вкус и, скажем, после прочтения «Мастера и Маргариты» захотели пройти по всем упоминаемым в книге адресам. Кстати, та экскурсия была единственной в моей практике, когда мы обошли все булгаковские места. Это заняло девять часов.

У меня и сейчас есть экскурсия по «Мастеру и Маргарите», она идет четыре часа, но и это, в общем-то, тоже сложно.

Где вы преподавали?

Это был Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, сейчас это МИИТ. Но к транспорту моя работа никакого отношения не имела, я занимался исключительно иностранными студентами. Позже мы с ними, кстати, выезжали в Ленинград, который тогда еще так назывался, в Новгород, в Киев, в Таллин, ездили по Золотому кольцу.

Это была ваша личная инициатива?

Абсолютно. Было смешно, когда проректор МИИТа провел опрос среди иностранных студентов и попросил назвать любимого преподавателя: они назвали меня. При этом меня постоянно ругала завкафедрой за то, что я нарушаю методику, что я с ними панибратствую, а этого категорически нельзя допускать. Это было весело. Однако к 1993 году эта старая коммунистка — заведующая кафедрой — меня так достала, что я ушел и полностью посвятил себя туристическому бизнесу.

Как вы формируете темы экскурсий?

У меня их около двухсот. Какие-то из них я вожу постоянно, а какие-то раз в пять лет. Большая часть тем появляется из-за спроса и в общем-то очень органично — Кремль, Третьяковка и прочее. Периодически либо мне, либо начальству в голову приходит какая-то новая тема и, как правило, это кого-нибудь привлекает. А третий случай — это запросы клиентов, которые они формулируют еще перед поездкой.

Так, например, появилась тема «Еврейская Москва». И это одно из направлений, по которому спад числа туристов не так ощущается. Это потомки тех, кто покинул Россию в 1903 году, во времена Кишиневского погрома. Теперь их внуки и правнуки ездят к нам с ностальгическими турами.

А те, чьи предки переехали за границу позже?

Они, как правило, знают русский язык, им знакома наша культура, и они не нуждаются в англоязычных гидах. Хотя бывают случаи, когда родители, покинувшие нашу страну в 70-е годы прошлого века, привозят своих детей, которым легче воспринимать английский язык.

Какие экскурсии самые популярные?

Кремль с Оружейной палатой. У многих этим знакомство с Москвой и заканчивается. Ну, еще Красная площадь. Следующая по популярности — Третьяковка, а вот Пушкинский музей интересует иностранцев меньше. Достаточно популярна и такая тема как «Сталинская Москва».

Красный террор?

Да, многие как раз ради этого идут на экскурсию. При этом она не столько политическая, сколько историко-культурологическая. Самому «красному террору» из трех часов я посвящаю всего 15 минут — когда мы прогуливаемся между зданиями бывшего КГБ.

Что больше интересно туристам — история или то, как мы живем сейчас?

Они очень разные, и общего ответа здесь дать нельзя. Давайте я вам расскажу историю про одну из сволочей, о которых уже упоминал.

Приехала большая еврейская компания из Израиля, которой заправляла дама лет семидесяти, очень властная и напористая. Экскурсия была автобусная и проходила поздно вечером, когда видна только подсветка. Причем они не заказывали еврейского тура, а просто хотели покататься по ночной Москве.

— Вот памятник Ленину, — говорю я.
— Это был еврей? — она мне.
— Нет, — отвечаю я.
— Нам это неинтересно, — говорит дама. Причем всегда она отвечала за всю группу.

Едем дальше. Я говорю: «Вот Маяковский» — история повторяется.

— Хорошо, — говорю, — если вам нужен еврей, то в этом доме жил великий русский, но он же еврейский поэт Мандельштам.
— Кто он был? Поэт? Не бизнесмен? Нам это неинтересно, — говорит она.

Так продолжалось часа полтора. И в какой-то момент она говорит: «Повезите нас в "Афимолл"». А тогда его только открыли, и я вообще о его существовании не знал, о чем ей честно и сказал.

— Вы не знаете «Афимол»?! Это самый большой в вашей стране торговый комплекс, принадлежащий еврею! Вы очень, очень, очень плохой гид!

Теперь я, конечно, воспринимаю это со смехом, но тогда это был ужас.

The Guardian вас включил в список лучших гидов. Это что-то для вас значит?

Первые несколько часов я вообще ничего не испытывал. Потом, по мере того, как лавина звонков и СМС с поздравлениями росла, меня начало одолевать злорадство. Оно заключалось в том, что мне неоднократно в «Ассоциации гидов-переводчиков», где все экскурсоводы обязаны периодически проходить обучение для подтверждения лицензии, говорили, что я плохой гид. Что я человек, который не создан для этой профессии. И мое очень субъективное мнение, что те, кто профессионально учится быть гидом, хорошими экскурсоводами просто никогда не станут, потому что там учат совсем не тому.

Какие заблуждения о нашей стране есть у иностранцев?

Иногда я задаю этот вопрос в конце своих экскурсий. Первое, что они отмечают, — Москва гораздо чище, ярче и веселее, чем им думалось. Причем такие оценки они дают с 1997 года, когда праздновалось 850-летие Москвы, и в городской жизни наступил какой-то перелом. Они отмечают, что город гораздо безопасней, чем им представлялось. Многие говорят, что Красная площадь намного больше, чем им казалось. Но особенно европейцев удивляют широкие улицы.

Главная же их претензия в том, что в Москве очень мало людей говорит по-английски и отсутствует сколько-нибудь внятная навигация.

Мне казалось, что молодежь сейчас поголовно говорит по-английски.

Молодежь не говорит, она читает и пишет по-английски. Интернет ведь говорить не учит. Вроде бы и в школе все язык учили, но в своей массе люди стесняются говорить по-английски, боятся, что их просто не поймут.

Российские туристы могут как-то попасть к вам на экскурсии?

Это вопрос не ко мне, а к моим работодателям — Patriarshy Dom Tours. В последние годы мы стали работать с корпоративными российскими клиентами, очень давно мы работаем со школами, водим детишек на экскурсии. Самый простой путь — это присоединиться к плановой экскурсии, анонсы которых вывешиваются где-то за месяц. Нужно понимать, что такие экскурсии идут на английском, даже если там будет всего один иностранец. Конечно, если их в группе не будет, я проведу ее на русском.

Беседовал Тимур Юсупов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(89):

1 234 ... +1
8 +9−1TaijiquanGaoshou09:51:23
03/11/2015
-6 +0−6Пушкинд09:39:49
03/11/2015
конечно.легко и приятно обьявить кого-то сволочью, потому что он(а) вызвал(а) у тебя чувство профессиональной несостоятельности.
Этот отвлекает от самолюбования, что реально бесит
В любом случае человека, постоянно спрашивающего "а этот памятник еврею ?" умным никак не назовёшь.
7 +7−0TaijiquanGaoshou09:28:17
03/11/2015
-5 +0−5Пушкинд09:16:42
03/11/2015
Хороший гид сначала выясняет, что нужно его нанимателям, а потом уже обьявляет их сволочами..
Сволочь остаётся сволочью вне зависимости от того, что ему или ей нужно.
5 +5−0Петр Егоров11:25:40
03/11/2015
1 +1−0Петр Егоров11:21:36
03/11/2015
Врача и гида нельзя ставить на одну доску потому, что таково обычное право, писанное право и здравый смысл.
Врачу и адвокату ты сообщаешь некоторые сведения заведомо будучи уверен в том, что они не будут разглашены. Экскурсоводу ты не сообщаешь ничего. Но! Если ты ведешь себя неподобающим образом в общественном месте, ты не в праве рассчитывать на то, что про это не будет ходить анекдотов.
5 +5−0Yury Palkin11:01:10
03/11/2015
-5 +0−5Пушкинд09:16:42
03/11/2015
Хороший гид сначала выясняет, что нужно его нанимателям, а потом уже обьявляет их сволочами..
"Этот гид, он не еврей что ли?! Тогда нам неинтересно"
4 +4−0Семен Петров10:59:55
03/11/2015
-4 +2−6Пушкинд09:41:30
03/11/2015
Да, поэтому очень смешно смотреть на россиян, которые мекают и бекают в чужой стране (куда они приехали не по принуждению, кстати). а когда их не понимают, повторяют снова, но громче
А мне смешно смотреть на иностранцев в России которые бекают и мекают, зная в лучшем случае пару слов из русского языка.
4 +6−2TaijiquanGaoshou09:24:50
03/11/2015
Да, в этом основное отличие западных говнюков от всех остальных.
"Почему здесь так мало говорят на моём языке" ? Меня тоже англоязычные спрашивали, почему в России на всех ресторанах написано "ПЕКТОПАХ" ? Они не в силах даже представить себе, что где-то в мире люди не пользуются латиницей.
3 +4−1андрей горбачев11:21:44
03/11/2015
-7 +1−8русский звучит позорно08:45:50
03/11/2015
В москву никто не едет. какой же турист поедет в Мекку туризма чечню?
Ага,в Москву никто не едет,все едут в Киев!))) А тебя видимо чеченцы сильно напугали,а позорник!?
3 +4−1Петр Егоров11:19:58
03/11/2015
-4 +0−4Пушкинд11:16:19
03/11/2015
А почему нельзя ставить на одну доску врача или адвоката и гида? Чем отличается этика врача, от этики гида, если не касаться медицинских аспектов общения, а брать в расчет только межличностные. Много ли вы видите врачей или адвокатов, которые жалуются прессе на своих клиентов? То-то.
Про слоновье говно, простите, не понял намека. Пишите проще, не стесняйтесь
Была рассказана история про еврейку, которая ездит по миру с целью осмотреть все торговые центры, построенные евреями. Учитывая то, что если ты видел один из них - ты видел их все, такое поведение - утонченное хамство. Я лично - возмущен.
3 +3−0Собака Чжаочжоу11:13:16
03/11/2015
Комментарий удалён.
В Китае очень мало людей говорит по-английски, даже если брать крупные города вроде Пекина. И среди этой небольшой группы людей очень немногих можно понять на слух.
3 +3−0TaijiquanGaoshou11:13:04
03/11/2015
Комментарий удалён.
Не надо сочинять, в Китае только Гонконг говорит по-английски.
На английском говорит весь мир ? Бред. Поезжайте в Южную Америку. Там весь континент либо испано- либо португалоязычный.
3 +4−1Сергей Черных08:35:23
03/11/2015
Познавательно, спасибо.
2 +2−0Dmitriy S11:26:50
03/11/2015
Сказал бы правду, что платили преподавателям копейки и я ушел в турбизнес, где зарплата и чаевые от богатых клиентов в уе. Включил пафос про травлю старой коммунистки и как плохо стало жить после Крыма. Плюнуть и растереть, короче.
2 +2−0андрей горбачев11:24:58
03/11/2015
Мне вот интересно,а с какого бодуна ,живя в России,я должен обязательно учить английский? А англичанин,живя в Англии,почему не учит русский!?
2 +3−1Петр Егоров11:10:41
03/11/2015
-2 +0−2Пушкинд11:03:28
03/11/2015
Экскурсовод выступает под своим именем и фамилией. Он подставляется. Я к такому экскурсоводу (врачу, тренеру, водителю такси) своего друга не отправлю.
Вообще, пол-статьи - реклама услуг гида, в которой содержательность надо искать с пинцетом вруках
Вы не ставьте на одну доску врача, адвоката и экскурсовода - это смищно. И, если посмотреть на ситуацию под другим углом - вы пытаетесь прикрыть носовым платочком большую кучу слоновьего говна, но так сильно тянете за углы, что у вас посередине рвется.
2 +3−1Петр Егоров10:41:18
03/11/2015
-5 +0−5Пушкинд09:16:42
03/11/2015
Хороший гид сначала выясняет, что нужно его нанимателям, а потом уже обьявляет их сволочами..
"Причем они не заказывали еврейского тура, а просто хотели покататься по ночной Москве." - он так и сделал.
2 +4−2TaijiquanGaoshou09:52:56
03/11/2015
-4 +2−6Пушкинд09:41:30
03/11/2015
Да, поэтому очень смешно смотреть на россиян, которые мекают и бекают в чужой стране (куда они приехали не по принуждению, кстати). а когда их не понимают, повторяют снова, но громче
В чужой стране мекают и бекают все. Поезжайте в Китай или даже в Японию. Почему все должны обязательно говорить на английском ?
А говорить громче -- тут американцев и приглашать не надо. Они так орут, будто разговаривают с другим городом.
1 +1−0Талос Владлен14:53:23
03/11/2015
"отсутствует сколько-нибудь внятная навигация."

Больше всего бесит отсутствие табличек на домах с номерами и названиями улиц. За такое вообще уже пора канделябрами по лицу.
1 +1−0Петр Егоров13:21:22
03/11/2015
-3 +0−3Пушкинд13:06:29
03/11/2015
справедливо замечено.
однако, это не мною придуманные правила, а этические принципы.
когда люди их нарушают, всегда стоит подумать, почему он это делают. часто пилоты или кто-то еще рассказывают негативные или смешные истории про своих клиентов из-за чувства профессиональной усталости, неудовлетворенности, разочарования.
такой выход из ситуации приводит к конфликтам, иногда к искам, вредит репутации (особенно, если человек выступает не анонимно, как в нашем случае).
Решение этого конфликта совсем иное.
Вспоминается история про врача-гинеколога из Англии, который в своем ЖЖ высмеял грязные пятки своих клиенток. Он потерял работу в той частной клинике и пару месяцев медицинская общественность обсуждала его поступок и дискутировала на тему уважения к клиенту и к себе, как профессионалу..
Единственное, в чем я ну согласен, чтоли, слово "сволочь" - оно лишнее. История, рассказанная без этой оценки - сама по себе не содержит состава (преступления)
1 +1−0Петр Егоров13:16:45
03/11/2015
Комментарий удалён.
Следует обуздывать свои инстинкты. В том числе следить за тем, что требует твой мОск.
1 +1−0earl grey12:52:19
03/11/2015
-5 +0−5Пушкинд09:16:42
03/11/2015
Хороший гид сначала выясняет, что нужно его нанимателям, а потом уже обьявляет их сволочами..
Одним из лучших гидов Мальцева признали как раз потому, возможно, что он не боится сволочь называть сволочью.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь