«Этого не надо стыдиться»

00:13 11/10/2015 Россия
«Этого не надо стыдиться»

В конце сентября полицейские задержали заведующего хирургическим отделением федерального онкоцентра имени Н.Н. Блохина. По версии следствия, он требовал от родственников пациента 350 тысяч рублей за операцию, которая проводилась по квоте и не предполагала какой-либо дополнительной оплаты. Почему пациенты несут врачам конверты с деньгами? В какой момент простая благодарность превращается в непременное условие? В каких регионах эта практика наиболее распространена и как сами доктора относятся к неформальному поощрению? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики, член экспертного совета при правительстве Российской Федерации Сергей Шишкин.

«Лента.ру»: Бескорыстных врачей не осталось?

Шишкин: В 2002 году 85 процентов врачей говорили, что категорически не одобряют благодарности. И лишь небольшая часть медиков воспринимала их вполне нормально. Прошло буквально семь лет, и ситуация изменилась на противоположную. Доля тех, кто испытывает моральные страдания по этому поводу, сократилась в два раза. Среди медработников распространено убеждение, что если больной сам приносит деньги, этого не надо стыдиться. Неловкость чувствовали врачи, воспитанные во времена СССР. У молодых уже нет моральных мучений. Большинство из них ориентированы на получение адекватных денег от пациента. Это факт.

Что произошло за эти семь лет?

Виноваты низкие доходы. В 2012 году, например, средняя зарплата врача в России составляла 129 процентов от средней зарплаты по экономике. Но в Европе она почти в три раза выше. Наши медики, сравнивая свои доходы с европейскими коллегами и с квалификацией работников других российских отраслей, чувствовали, что им недоплачивают. Кстати, так же было и в советское время. Лучшие профессора получали по тем временам неплохо. Но все равно считали, что их доходы неадекватны их искусству. И поэтому спокойно брали дополнительные деньги у пациентов. Это было в небольшом числе ведущих клиник с самыми лучшими кадрами. А во время переходного периода, когда произошло всеобщее снижение уровня жизни, тенденция распространилась практически на все медучреждения. Врачи воспринимают теневую оплату как компенсацию за то, что недодает государство. Коллег осуждают, только если они вымогают плату: «Сначала заплати, а потом я окажу помощь».

Как теперь принято благодарить — по установленным тарифам или кто сколько даст?

Соцопросы показывают, что в 1990-х годах чаще заранее обговаривался тариф. Сейчас этого не делается. Однако в медучреждениях работает «сарафанное радио». Пациенты сами по своим каналам узнают таксу. То есть выглядит этот конверт как благодарность, но на самом деле сумма известна.

Чем пациент рискует, если не заплатит?

Оказывают меньше внимания, белье не поменяют; лишнюю консультацию, исследование не проведут; хирурга поставят на операцию не самого лучшего. После выписки человека могут занести в черный список. В следующий раз ему будет трудно попасть в это учреждение. Такой больной действительно рискует. Но ситуация очень различается по стране.

В каких регионах врачей благодарят чаще?

В более бедных. Потому что для пациента дешевле лично доктору что-то занести, чем оплачивать через кассу всевозможные коммерческие услуги, которых все больше. И еще заметно, что чем крупнее населенный пункт, тем выше вероятность неформальной оплаты и значительнее разовый платеж. Плюс есть еще регионы с традициями: Северный Кавказ, Юг России. Там больные чаще платят за медпомощь, чем в Сибири или Нечерноземье. Существуют определенные социально-культурные установки. В Западной Европе, например, денег в конвертах практически не бывает. А в Восточной Европе — в Польше, Венгрии, то есть в постсоветских странах, около 10 процентов пациентов это практикуют. Хотя организация здравоохранения и уровень финансирования там приближаются к европейским стандартам. Традиции преодолеть очень сложно.

Получается, что, сколько ни вливай денег в медицину, конверты не исчезнут?

Может, и так. С 1990-х до 2009 года доля плательщиков в здравоохранении постоянно росла. Но когда финансовая ситуация в здравоохранении стала улучшаться, этот процесс остановился. Поликлиники и больницы насытили диагностическим оборудованием. Особенно в Москве. За УЗИ или МРТ платить как раньше в карман доктору не нужно. Это и так доступно. Но плохо то, что с 2013 года количество денег в отрасли сокращается. В 2014 году финансирование здравоохранения в реальном выражении с учетом инфляции уменьшилось на 2 процента. А в 2015-м, по нашим оценкам, денег убавится на 10 процентов. В таких условиях, конечно, опять пойдет рост платежей — и официальных в кассу, и в виде конвертов отдельным специалистам.

Можно назвать самые доходные специальности?

Гинекологи, урологи, хирурги. А вот терапевтам, кардиологам, гастроэнтерологам дают не всегда. Традиционно чаще благодарят «звезд» — врачей, делающих уникальные операции или работающих с нестандартным оборудованием, которого очень мало в стране. Например, те же гамма-ножи. То есть специалисты получают своего рода ренту с доставшихся им ресурсов или технологий.

За что люди доплачивают чаще всего?

Раньше в больницах пациенты покупали лекарства и медицинские изделия: бинты, шприцы, капельницы. Сейчас платят непосредственно врачам и там, где необходим труд младшего медперсонала. Речь идет об уходе за лежачими больными. Вроде бы услугу должны предоставлять бесплатно, но санитарок на всех не хватает. Либо пациенты платят за консультацию конкретного специалиста.

Каков социальный портрет «плательщика»?

Чаще конвертами благодарят люди трудоспособного возраста с нормальным достатком, а также «хроники». Кроме того, с увеличением уровня образования растет и готовность платить за услуги медработников.

Считалось, что расширение легальных коммерческих услуг искоренит конверты. Почему врачи по-прежнему идут на это?

Большинству медиков легальные кассы невыгодны. При такой схеме их зарплата не превышает 25 процентов от стоимости платной услуги. То есть выгоднее работать с пациентом напрямую. К тому же и для больных благодарность в конверте часто обходится дешевле, чем оплата через кассу.

***

«Лента.ру» попросила практикующих врачей рассказать, как они относятся к благодарности в конверте.

Алексей Кащеев, нейрохирург научного центра неврологии РАМН:

Всем давно известно, что государственное здравоохранение построено на неформальных платежах. Их можно условно разделить на взятки и благодарности. Взятки — когда врач требует за то, что положено бесплатно. Аппетиты могут быть совершенно любые: от мелкого до особо крупного вымогательства. Пациент, допустим, знает, что прогноз его заболевания не самый благоприятный, нужна срочная операция. Он ждет. Ничего не происходит. Стучится во все двери. Ему говорят, что его очередь подойдет через год примерно. Пациента вводят в состояние отчаяния, ужаса. Он уже готов на все и согласен заплатить любую сумму. Продает машину, квартиру. Такого быть не должно. Каждая такая история разрушает престиж медицинской профессии, который сейчас и так незаслуженно низок.

Но есть и обычная благодарность. Пациенту никто никаких сумм не называет, условий не выставляет. Врачи работают как обычно. Но если при выписке больной считает нужным и возможным выразить благодарность, ее принимают. В каждом учреждении свои порядки. Давно известно, что размеры неформальных платежей не связаны с достатком человека. Все зависит от его представления о добре и зле. Подмечено, например, что самые неблагодарные пациенты — люди, так или иначе связанные с административными ресурсами. Они считают, что им должны все обеспечить просто из-за их общественного положения. Причем о деньгах речь даже не идет. Хотя бы обычное человеческое «спасибо».

Теневая система возникла не сегодня и не вчера. И государство здесь играет не последнюю роль. Сейчас называют какие-то фантастические суммы официального заработка медиков. Но я уверяю, что в среднем молодой врач в Москве в стандартной клинике официально получает 30-40 тысяч. Поэтому и берут конверты.

Неформальные платежи вредны для всех. Врач становится чрезвычайно уязвимым. Например, таким способом часто устраняют конкурентов, чтобы занять их должности. Что может быть проще? Засылаешь своего человека с деньгами. А он заведомо звонит в полицию и жалуется на вымогательство. С этим надо что-то делать. Идеально было бы развивать нормальную страховую медицину. Но это возможно только при высоких доходах населения. Тогда почему бы не закрепить за пациентами право при желании оплатить врачу услуги неформально, так, как он считает нужным? Врач в свою очередь обязуется вносить эти средства на спецсчет и платить с них налоги. Я думаю, что многие медицинские работники это будут делать, если государство установит нормальный процент. А за взятки ввести меры административного характера. Например, лишать на какое-то время права работать. Я понимаю, что мое предложение — сырое, сделано, чтобы поднять проблему. Но во всяком случае это лучше, чем то, что сейчас происходит. Унизительно, когда врачи вытягивают деньги из пациента. Этим мы обедняем сами себя.

Исмаил Османов, главврач Тушинской детской больницы Москвы:

Я категорически против благодарностей. Если букет цветов, памятный недорогой подарок — может быть. А вот деньги — нет. Что значит: пациенты несут сами? Они не понесут, если не будут думать, что им бесплатно сделают плохо. Допускаю, что может быть где-то в нашей больнице что-то такое происходит. Но ни одного сигнала, ни одной жалобы по этому поводу мы не получали. И за руку никого не ловили. В нашей больнице созданы все условия, чтобы врачи официально имели дополнительный заработок. Если врач получает нелегально, он понимает, чем для него это может закончиться. И у нас многие перестраиваются. Врачам уже не надо подрабатывать в каких-то платных центрах, не нужно тайком затаскивать пациента к себе в кабинет, переживать, что кто-то увидит. Поэтому я считаю, что нужно все это легализовать. Пациент может заплатить, если не имеет страхового полиса, если он хочет попасть к какому-то определенному доктору, хочет профилактически пройти какое-то исследование. Ведь если что-то пошло не так, пациенты чем-то недовольны — как они докажут, что заплатили за это? А так и врач будет доволен, и пациенты будут понимать, что все официально.

Андрей Федорук, заместитель главврача поликлиники номер 3, главный внештатный терапевт Центрального округа Москвы:

В нашем амбулаторном центре такое неприемлемо. Врачи у нас нацелены на качество оказания медпомощи. Это стимулируется зарплатой. Доктора знают, что чем лучше они будут работать, тем больше получат. Все премии оговорены в эффективном контракте. Ежемесячно администрация проводит мониторинг и смотрит, как шел прием, как ведутся карты качества. У нас терапевты получают 120 тысяч рублей в месяц. Необходимость во взятках со стороны пациентов сама собой отпадает. Когда мы принимаем доктора на работу, мы сразу же с ним проводим профилактические беседы на этот счет. Работаем и с посетителями. И наши пациенты знают, что доктор ничего не возьмет: ни цветы, ни поощрительные конверты.

Наталия Букавнева, заместитель главврача по медицинской части детской городской поликлиники номер 7:

Когда врач выпускается из мединститута, он дает клятву Гиппократа. Это подразумевает, что он должен оказать помощь в любом месте, где бы ни находился: на отдыхе, в самолете, в поезде... Если потом кто-то из пациентов приходит и приносит деньги, лично моя позиция: брать их ни в коем случае нельзя. Ведь врач не оказывает какие-то частные услуги. Он работает в госучреждении, получает там стабильную зарплату, пользуется гособорудованием.

Сегодня и так идет девальвация моральных ценностей. Профессия врача перестала быть престижной. Раньше докторов уважали, а сейчас у населения отношение больше потребительское. Если медицинские работники будут принимать благодарности, это еще больше усугубит ситуацию. К тому же каждый, в том числе и доктор, может оказаться в роли пациента. И не хотелось бы думать, сколько и кому ты должен.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(169):

1 2 345 ... +1
4 +5−1Roman Ryabtsev05:55:19
11/10/2015
3 +4−1Призрак Бармалея02:04:32
11/10/2015
И ещё очень жаль, что господин Федорук, из поликлинники номер 3:

Ссылка на www.mosgorzdrav.ru

не раскрыл секрет, каким образом у него в поликлинники терапевты по 120 тыс. получают, при озвученных чуть выше 30-40 тыс. для молодого врача в среднем по Москве.

Откуда деньги, или это опять для 10% врачей, за счёт 5 минут на приём одного пациента...
Ну а что он скажет? У меня такие же нищие доктора, как у всех?

А начмед, когда то бывшая педиатором, ближе к больным, чем к докторам. Наверно хронически присосавшаяся к бюджету и звездящая о клятве Гиппократа. Этой клятвы в стране не существует, это как клятва Российского чиновника.
Платите нормально и наказывайте всех, без исключений, от министра до санитарки, просто работайте, надзорные органы, и будет всем счастье
3 +3−0Милая Мила17:52:32
11/10/2015
5 +5−0Иван Бульцер15:09:12
11/10/2015
Мне часто дарят коньяк. Последнее время, все более дорогой, 20-30 летний.
Прошу вас, мои будущие пациенты, дарите лучше несколько бутылок дешевого, сам я не пью, а дешевые легче продать...
Ха-ха, пачку чая в следующий раз принесут))
3 +4−1Roman Ryabtsev15:58:50
11/10/2015
-3 +0−3- -15:41:30
11/10/2015
где в моих сообщениях Вы нашли слово "профилактически". Сажать строго за содеенное
За содеянное - сажать однозначно. Но всех. Да, и к вопросу о сажающих, как с ними быть и с их избирательностью? Тоже сажать? И тоже всех? Или их не надо, они правое дело делают?
3 +4−1Roman Ryabtsev15:37:50
11/10/2015
-1 +1−2- -15:04:00
11/10/2015
работать, а не е...ь мозги. вымогательство это следствие безнаказанности, а не низкой зарплаты. и зарплаты кстати не везде низкие
Как я хочу увидеть статью: профилактика взяточничества в органах внутренних дел, судах, прокуратуре и силовых ведомствах. С рассуждениями начальника, к примеру, районной прокуратуры о шитье и прочей кройке дел или главного областного судьи с анализом стоимости загородных коттеджей подчиненных и зависимости оных от количества обвинительных приговоров. А то что-то с 2008 года и нашего бессменного генпрокурора с сынишкой-игроманом ничего и слышно не было. А тут в мусоре, нищете копаются, в российской медицине...
3 +5−2Иван Бульцер14:52:41
11/10/2015
-5 +1−6- -14:26:26
11/10/2015
это вы в своем уме?! какое Вы имеете право мне хамить?! Повторяю сажать, сажать и еще раз сажать. Всех не придется. Процентов десять для начала посадить на реальные длительные сроки. Остальные перестанут вымогать.
И что будут делать, по вашим прогнозам, эти "остальные"? Целовать вас в жопу за бесплатно? С чего это вдруг?
3 +3−0Judge14:30:45
11/10/2015
Когда врач выпускается из мединститута, он дает клятву Гиппократа. Это подразумевает, что он должен оказать помощь в любом месте, где бы ни находился: на отдыхе, в самолете, в поезде.---Когда я слышу про клятву Гиппопотаму этому,то точно человек этот её текст не читал.
3 +4−1Иван Бульцер13:42:49
11/10/2015
0 +1−1Sergey Zvikkau08:39:28
11/10/2015
В нашем регионе з/п врачей в 2 раза выше чем у остальных квалифицированных работников на производстве. Сколько им надо?

И ещё, стоимость платных операций я думаю завышена в разы. Скалькулировать её не составит особого труда. И опять, значительная сумма, до 90% составляет квалификация и умение врача. Он (они) сами себе это придумали. Но. На моей работе (техн. специальность) далеко не каждый, даже близкий по профессии сможет выполнить мою работу. С кого мне требовать взятку?
"...С кого требовать взятку?"

С того, кому РЕАЛЬНО НУЖНА ваша работа! :)))
Все-ж просто! Если ты делаешь работу, на которую есть покупатель - ты можешь претендовать на деньги, если твоя работа НАХРЕН НИКОМУ НЕ НУЖНА- найди в себе силы в этом признаться и научись делать что-нибудь более полезное! :))
3 +4−1Иван Бульцер13:13:00
11/10/2015
2 +4−2Izrin Maria13:03:28
11/10/2015
Вообще-то, в нормальных странах это происходит так:
За операцию ОМС платит, скажем, 10 000. Частная больница за ту же операцию берёт от 15 000 и выше.
Я могу дождаться своей очереди через полгода, и сделать операцию в общей больнице - палата на 3 -5 человек, "случайный" доктор, уход на общих основаниях. И ни гроща не платить, кроме ОМС.
Я могу оперироваться на будущей неделе, в частной больнице, у определённого доктора, палата - по выбору (от тех же пятерых соседей, до трёхкомнатного номера с видом на море), могу заказать сиделку, могу заказать любую еду. Доплачу разницу сверх того, что оплатит ОМС.
"Доплачу разницу сверх того, что оплатит ОМС"
Вот-вот! Вот в этой-то детали и весь "дьявол"!
У нас либо ты лечишься по ОМС и доплачиваешь в конверте врачу за квалификацию и внимание, либо ты платишь по Платным Медицинским Услугам за ВСЕ!!!
За шприц, марлю и клизму, положенную тебе по ОМС. Причем примерно в ЧЕТВЕРНОМ размере!
Имею четкие доказательства того, что, например, за альбумин, стоящий в аптеке, к примеру, 2500, пациент через ПМУ заплатит 10000! И так во всем, по последнего шприца!
3 +5−2Азамат Рамазанов13:03:04
11/10/2015
12 +12−0Призрак Бармалея01:55:23
11/10/2015
Брать, не брать - не в том вопрос. Вопрос в том, как построить медицину, в которой у врачей будет, пусть не 3, как в Европе, но хотя бы 2 средних по экономике зарплаты. И что бы на приём одного пациента нормативов в 5 минут при этом не было.
в полиции в нашей тоже зарплату повысили но взятки стали брать больше
3 +5−2Иван Бульцер12:06:54
11/10/2015
3 +6−3Roman Ryabtsev06:01:35
11/10/2015
Тут с брать или не брать власть не определилась, а вы о постройке медицины. Эти могут только развалить, да и то не могут нормально... Как в анекдоте: на конкурсе ...удаков занял второе место. Почему? Да потому что ты ...удак
Прямые расчеты между врачами и пациентами выгодны и врачам и пациентам. И вполне соответствуют рыночным правилам- хороший врач заработает больше, щедрый пациент получит лучшую услугу.
Но это не выгодно всяким сволочным посредникам, начиная от главных врачей и кончая страховыми кампаниями и государством. Еще бы! Обобрали народ с помощью отчислений на ОМС, раздали страховым кампаниям - те, почему-то, считают эти деньги своими и принимают решения - платить врачам или не платить. Причем постфактум, кода работа уже выполнена!
Естественно, все их старания направлены на то,что-бы не платить!
3 +7−4- -06:35:29
11/10/2015
нафига такие публикации? за вымогательство сажать надо. вот и все. посадят человек 10 лет на 15 и сообщить об этом. брать перестанут.
кароче государство виновато.. это он способствует подобному положению вещей
3 +6−3Roman Ryabtsev06:01:35
11/10/2015
12 +12−0Призрак Бармалея01:55:23
11/10/2015
Брать, не брать - не в том вопрос. Вопрос в том, как построить медицину, в которой у врачей будет, пусть не 3, как в Европе, но хотя бы 2 средних по экономике зарплаты. И что бы на приём одного пациента нормативов в 5 минут при этом не было.
Тут с брать или не брать власть не определилась, а вы о постройке медицины. Эти могут только развалить, да и то не могут нормально... Как в анекдоте: на конкурсе ...удаков занял второе место. Почему? Да потому что ты ...удак
3 +4−1Призрак Бармалея02:04:32
11/10/2015
И ещё очень жаль, что господин Федорук, из поликлинники номер 3:

Ссылка на www.mosgorzdrav.ru

не раскрыл секрет, каким образом у него в поликлинники терапевты по 120 тыс. получают, при озвученных чуть выше 30-40 тыс. для молодого врача в среднем по Москве.

Откуда деньги, или это опять для 10% врачей, за счёт 5 минут на приём одного пациента...
2 +3−1Roman Ryabtsev22:15:44
11/10/2015
1 +2−1- -22:00:01
11/10/2015
ну приехали... не извращайте мои слова! Я предлагаю сажать преступников. врач - вымогатель это преступник. и ему место в тюрьме и это без вариантов. А без соблюдения законов порядка не будет.
Я всего лишь пытаюсь убрать из вашей фразы слово "врач"
2 +2−0Roman Ryabtsev21:34:41
11/10/2015
0 +0−0Дмитрий Бурм18:24:15
11/10/2015
Так вот докладываю госпоже Граниной, автору каклостатьи.

Вы госпожа Гранина целенаправлен искажаете ситуацию и более того получается, что врете. Ибо занимаетесь софистикой а именно внесением вранья в логическую цепочку для искажения результата. Вы описываете муниципальную медицину, которая зависит от доходов и богатства региона. И вы ничего не пишете про частную медицину и страховки ДМС. Медицину где есть и клиники 1 категории и стационары и все на свете. Даже фото вы печатаете гонево сознательно.

Вас скоро господа журнализды ловить люди начнут и люстрировать в мусорном баке. Где вам находится собственно и место.

Вот госпожа Гранина, умойтесь от вида частной клиники в глухой провинции и почти в деревне. И по страховкам ДМС никакие конверты не нужны.

Картинка на i11.pixs.ru

Картинка на i10.pixs.ru

Картинка на i11.pixs.ru

Картинка на i11.pixs.ru

Картинка на i11.pixs.ru

Картинка на i11.pixs.ru


А еще ведомости покажите зарплатные персонала. То что в стены и импортное оборудование вы ловко вкладываетесь, это не секрет. Только работает кто на оборудовании? Торгаши из госзакупок?
2 +2−0Roman Ryabtsev19:46:46
11/10/2015
4 +4−0Izrin Maria18:52:41
11/10/2015
Тогда была надежда. Надежда, что постепенно у государства дойдут руки и до зарплат медиков, а не только до зарплат министров и депутатов.
Сейчас уже ясно, что это не "задержка в пути", а преднамеренное решение, "выбор направления".
"Пушки вместо масла." (с)
Да я согласен, я шел в медицину в 90-е годы. Было холодно в ординаторских, не было лекарств, но было лучше, чем сейчас. Наверно, была надежда и азарт. Но у молодых сейчас я этого не наблюдаю. Один депрессняк и злоба, что снизу, от пациентов и СМИ, наверх, что сверху вниз, от всевозможного начальства. А нас пытаются поставить посередине, как прослойку, для решения социальных проблем... Грустно, скоро будет исчезающая профессия, как хороший инженер. Будем иглоукалыванием и травками лечиться, как в Китае, от которого фанатеем. Пс.: в отличии от защитников власти - юных теоретиков имею два десятка знакомых-коллег-китайцев. Вот такую медицину, как в Китае (а точнее ее отсутствие) я могу пожелать всем, кто проклинает российских докторов. Горизонт уже виден...
2 +2−0Izrin Maria19:25:46
11/10/2015
-1 +0−1андрей горбачев16:13:57
11/10/2015
В России испокон веку поп и врач жили подаянием - никаких зарплат не было!
Земство платило заранее обусловленную сумму. Небольшую.
2 +3−1Izrin Maria19:09:51
11/10/2015
0 +1−1- -17:31:37
11/10/2015
речь в теме о врачах. поэтому и сказано, что надо сажать врачей. Я нигде не писал, что нужно только их сажать. ps а чтоб не было зарплаты в 20 тыс. нужно взять и уволится и пойти туда где больше. Вот когда начнете целыми больницами увольняться тогда и будет больше, но это тема отельного разговора.
Для того, что вы предлагаете (уволиться всей больницей) нужно как минимум годовой запас денег на каждого работника.
Финансовую поддержку бастующим оказывает ПРОФСОЮЗ.
В России профсоюзов, действенных, настоящих - нет.
Вопрос со стачкой закрыт.

И не боитесь ли Вы, что "туда, где больше" окажется вне пределов Российской Федерации?
На изучение начального + специального английского уходит как раз месяца три.
Дефицит медперсонада сейчас ВЕЗЬДЕ.
2 +2−0Ан Гела17:54:09
11/10/2015
1 +1−0Ан Гела17:52:37
11/10/2015
Оглянитесь! Пройдитесь по городу из конца в конец! Аптек - НЕ СЧЕСТЬ! Чуть ли не в каждом подъезде! Деревня с населением под 80 тысяч человек и только в радиусе 1 - 10-15 минут неспешное ходьбы, несколько серьезных медцентров!!!! Одна минута, и ты в кабинете врача на первом этаже своего подъезда! 8 минут и на МРТ! 10 минут и ты в МедЦЕНТРЕ с обширнейшим приёмом, еще 8-10 минут и ты в "Семейном докторе"! 10-15 минут, и ты в другом МедЦентре, 8-10 минут и ты пройдешь мимо кабинетов терапевтов, эндокринологов, стоматологов, невропатолов, гинекологов, детских врачей, лабораторий, кабинетов УЗИ и так далее! То есть в радиусе 10 минут неспешной ходьбы, ты можешь получить ЛЮБУЮ медицинскую УСЛУГУ ПЛАТНО! Но не в этом дело! С одной стороны, медики СКУЛЯТ на малые жалования, с другой - НА КАКИЕ ШИШИ оборудованы все эти бесчисленные центры, кабинеты и лаборатории! Кстати, многие АРЕНДУЮТ помещения в жилых домах! Спрашивается на какие ШИШИ всё это? ВОРОВСТВО оборудования? Или Кредиты!
На счет АПТЕК - вообще, ИДИОТИЗМ! Две, три аптеки стена к стене в одним ряд! С чего бы это?
2 +3−1Roman Ryabtsev17:15:26
11/10/2015
-1 +0−1- -17:06:00
11/10/2015
вы это к чему говорите. суть моего первоначального поста не изменится.
За вымогательство надо сажать. Надо сажать всех, а не только медработников, думающих на 24-часовом дежурстве, что они принесут домой своим детям, ибо аванс был неделю назад 5 тысяч и до зарплаты в 20 тысяч еще неделя. И совсем не долларов, как у некоторых...
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь