О Войковской и Войкове

13:25 01/10/2015 Россия
О Войковской и Войкове
да чушь собачья. Всю историю станции не думали о том, кто такой Войков, 25 лет назад побугуртили и теперь не помнят. Кроме христанутых любителей страстотерпцев и тех, кому делать больше нечего. Из-за переименования улицы Подбельского я в прошлом году попал в очень неприятную ситуацию, а это только ...читать полностью

Войковская — почти Войлочная, а жить рядом с войлочной станцией, спускаться в нее при промозглом московском климате уютно и приятно. Родился на Войковской, работаю на Войковской — все это звучит мягко. Интерьеры шестидесятых c голубой плиточкой не столь, конечно, помпезны и дворцовы, как интерьеры тридцатых-пятидесятых, но они милы сердцу сегодняшних пятидесятилетних, выросших, в общем, вдали от залпов и канонад. Никакой Петр Лазаревич Войков, по другим источникам — Пинхус Лазаревич Вайнер здесь не просматривается, никто не вспоминает дылду с вечно мутными от наркотиков и пьянства глазами — сальненького, паясничающего и театрально корчащего рожи, — таким запомнили его современники.

Его имя новая станция получила в 1964 году, потому что в те времена рядом работал чугунолитейный завод имени Войкова. Впрочем, «Войковское» быстро расползлось по окрестности: имя Петра Лазаревича получили и станция метро, и район, и пять проездов. Пришедшая на смену «культу личности» идеологема «возвращения к ленинским моральным нормам» вытащила на белый свет немало пыльных шлемов. Но и эти правильные «старые революционеры» были довольно быстро забыты, и уже в 80-х иные жители района были уверены, что живут на месте бывшего села Войкова.

Петр Лазаревич начал оживать в национальной памяти относительно недавно, четверть века назад, в контексте мероприятий и изысканий, связанных с захоронением останков царской семьи. Тогда и всплыл его портрет, а также пристрастие к короткой фразе: «Расстрелять!» Теперь широко известно, что Петр Лазаревич участвовал в расстреле царской семьи, добивал царевен штыками, стаскивал рубинчик с агонизирующей императрицы, резал тела на куски, потом заливал их серной кислотой. Он лицезрел пенящуюся от кислоты девичью плоть, вдыхал амбре, пристраивал недорастворившийся мизинчик. Список его деяний оказался просторным и доступным — и народ помрачнел.

Но станция и район почему-то не попали в большую волну постсоветских переименований. Почти бесконфликтно произошла в Москве топонимическая десоветизация десятков объектов, в том числе и станций метро. Кампания еще идет: не далее как в прошлом году нашлись деньги и на то, чтобы стереть с карты метро имя Вадима Подбельского — не самого одиозного из «пламенных революционеров». За ним — установление цензуры беспрецедентной жесткости, участие в подавлении Тамбовского и Ярославского крестьянских восстаний, но, право же, рядом с товарищем Войковым он выглядит совсем тускло. Случались ренейминги совсем уж нелепые вроде переименования идеологически нейтрального «Измайловского парка» в военно-патриотическую «Партизанскую» или безликого «Делового центра» — в еще более затертую «Выставочную». А «Войковская» устояла, хотя общественная активность по ее переименованию бушевала и бушует уже давным-давно. Почему же это так насущно?

Нет более надежного закрепление в вечности, чем топонимизация. Имя произносят, катают по языку, повторяют бесконечно: оно — адрес поколений. После революции 1917 года простор для называния улиц и целых городов именами «героев» революции открылся исполинский — сколько было построено городов с нуля, а как выросли старые города — в два, три, четыре раза. Каждому «герою» революции достались не просто полустаночки — новые урбанистические миры. Тысячи улиц, проспектов, площадей, заводов, парков. Такое нам досталось наследие. И что, теперь все разом переименовывать? Даже тогда, когда нет исторического названия, за которое так удобно бывает зацепиться? На месте Астаны — нынешней столицы Казахстана, некогда был Акмолинск — жутковатое место. Акмола — «белая могила», в название не возьмешь. Назвали Астаной, то есть просто «столицей», но это разве лучше чьего-то имени? Кстати, в Москве станцию все-таки назвали «Алма-Атинская», именно этот город сочли знаковым, а не новую Астану. Но с Войковской-то есть масса вариантов: Северно-Западная, Коптево, Глебово, Петербуржская. Так вперед!

Когда общественное мнение поднимает волну и требует переименований, обыватель съеживается и упирается: вы хотите нарушить порядок? Чтобы мы бегали и бумажки переделывали? А Фрунзе чем лучше Войкова? Значит, долой и 1-ю, и 2-ю, и 3-ю, и набережную, и метро? Но Фрунзенская — престижнейшее место, жители Фрунзенскую не отдадут. И Ленинский проспект не отдадут. И улицу Крупской. Значит, избирательно надо? Но разве этический принцип терпит избирательность?

По поводу Войкова — ну совсем уж отморозка — общественное мнение, противоположное обывательскому, демонстрирует удивительно редкое единодушие: это порочит город. Уникальный случай: по одну сторону баррикад встали и РПЦ, и Московская Хельсинкская группа, и «Мемориал», и президентский совет по правам человека, и лидеры фракций ГД (за исключением коммунистов), и студенты МАИ. Людмила Алексеева и Всеволод Чаплин яростно жмут друг другу руки, требуя не просто переименовать, но и распять память этого готического злодея. Направлено и письмо в администрацию президента c шестью тысячами подписей — образцовейший набор: в этом ковчеге каждой твари по паре, и волк там не ест ягненка, а патриот не дубасит либерала.

Но чем дальше идет дискуссия, тем становится очевиднее, что она тупиковая: надо переименовывать все или ничего — очень многие «герои» революции не лучше Войкова, но изменить все нереально и слишком радикально, посеет хаос и нестабильность, в том числе и политическую. Нет такой организационной готовности — не переварит система. Да и тех, кто не хочет озадачиваться, запариваться, тех, кто не любит перемены, всегда больше. Но право ли такое большинство? Должны ли за ними идти политики или наоборот — вести их за собой? При этом важно, что демократия — отнюдь не диктатура большинства, она должна учитывать все спектры мнений. Вот и выходит пат. В июле московские власти были готовы к переименованию, об этом говорил столичный градоначальник. Раз люди хотят — власть исполнит. Теперь Сергей Собянин говорит, что опросы показывают другое — нет, эти же или какие-то другие люди не хотят смены названия. Народ не согласен с населением — парадокс из анекдота, при всей абсурдности часто встречающийся и не дающий действовать. Евгений Соседов — председатель совета Московского областного отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», советник Мединского, несколько дней назад с большой горечью написал в своем блоге: «Я знал, что у нас в стране много противников Николая II и памяти царской семьи, но что у нас столько сторонников и защитников кровавого палача Войкова — даже не ожидал. Люди с пеной у рта защищают этого деятеля…». Да, и некоторые — просто потому, что не хотят перемен.

Но что же делать, если нет формулы действия, если демократическая процедура бессильна, а улица носит имя палача?

В такой ситуации, кажется, не просматривается иного механизма кроме проявления политической воли. Московский градоначальник готов исполнить волю народа, он многократно об этом заявлял, обозначая свою роль как «вторичную» и чисто демократическую. Да, таков механизм демократии: опрос, голосование — директива к действию власти. Но векторы политической воли и воли народной могут не совпадать. Нет ли смысла кому-то рискнуть и вывести из игры мутного джокера Войкова из чисто этических соображений, получив в обмен будущую козырную выборную карту? Ведь именно готовность пойти на риск ради высокой цели мы и ценим в политиках.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(69):

11 +15−4Jerzy16:15:56
01/10/2015
да чушь собачья. Всю историю станции не думали о том, кто такой Войков, 25 лет назад побугуртили и теперь не помнят. Кроме христанутых любителей страстотерпцев и тех, кому делать больше нечего.

Из-за переименования улицы Подбельского я в прошлом году попал в очень неприятную ситуацию, а это только 1 переименование на окраине. А тут следом придется и кропоткинскую менять и прочие. В итоге сотни ошибок, трагедий и прочего.

Отстаньте от историиЮ если завтра коммунисты к власти опять придут - они тоже все менять должны буут?
9 +11−2Иван Иванов15:42:41
01/10/2015
"Он лицезрел пенящуюся от кислоты девичью плоть, вдыхал амбре, пристраивал недорастворившийся мизинчик." Ну и фантазии у дамочки...
А уж про "Деловой центр" и "Выставочную" - это вообще ураган. Это две разные станции, гражданочка.
7 +9−2Дмитрий Козлов16:38:51
01/10/2015
Нет, потому что эта "политическая воля", осуществляемая вопреки воле населения, в итоге начнёт использоваться снова и снова, и далеко не только в таких вот вроде бы однозначных случаях, а как раз в тех, где наша либеральная антисоветская общественность очень любит чтоб была свобода. Хотят люди жить на улице имени палача - пусть живут. Либо убедите их просветительской работой, что это не хорошо, либо идите к чертям со своими переименованиями. Я вот живу в Киеве, и тут как раз имена одних жуликов меняют на имена других, ещё худших. Естественно, население забыть спросили. И всё для того, чтобы через десять лет снова менять. Потому что делать что-то по личной прихоти, наплевав на остальных - это как раз по-войковски.
6 +7−1Степан Хренников00:17:16
02/10/2015
2 +6−4radio11120:21:37
01/10/2015
Вполне возможно, не буду врать - я даже не вникал в вопрос.

Но представьте: к примеру, с 17-го века сохранилась станция им Малюты Скуратова. Садист? Да. Маньяк? Скорей всего. Но - это история. Грозный, опричнина - но история.

Англы ни одного памятника Кромвелю не снесли. А мы - все страдаем насчет переименований.
Этот Войков - не того масштаба фигура.
6 +17−11Алексей Урин15:03:05
01/10/2015
Статейка подленькая. Не являюсь поклонником Войкова, но истина дороже.. Авторша, пытаясь выставить его "отморозком", называет Войкова почему-то Вайнером и использует личностные характеристики (сальный, кривляющийся, дылда и т.д.), неизвестно откуда взятые. Главный "компромат" - участие Войкова в убийство семьи Романовых - взято авторшей из Википедии. Единственным подтверждением участия Войкова в расстреле являются крайне сомнительный рассказ Беседовского - беглого советского дипломата, специализировавшегося на фальсификации советской истории (см. мемуары К.Д.Померанцева). Скорее всего, история про пули, пальцы и кислоту - вымысел этого типа. Никаких других свидетельств нет.
5 +7−2Михаил Коровьев05:38:05
02/10/2015
Комментарий удалён.
Видите-ли в чём проблема - в истории России ублюдки и святые периодически меняются местами... Сначала Николай II был ублюдком (на что тоже были свои основания), а Войков - пламенным героем. Сейчас - Николая канонизировали, а Войкова - демонизировали... И я не поручусь, что лет через 50 он опять будет считаться героем, а мощи Николая не выкинут из Петропавловской крепости...
Поэтому мне кажется, что хватит воевать с покойниками. Вот об этом и говорит то, что в Англии ничего не переименовывают - есть дела и поважнее...
4 +4−0Alexander Rokov06:47:11
02/10/2015
2 +2−0Михаил Коровьев06:18:05
02/10/2015
Да, видите-ли, к сожалению, вся русская история сводится к тому, что одних объявляют слизняками и предателями, а других - палачами и тиранами. Причём, достаточно часто - ОДНОВРЕМЕННО.
Самодержавие рухнуло в России не из-за большевиков или РСДРП, а потому что оно изжило себя. Так-же как изжил себя Советский Союз. Можно сколько угодно ностальгировать и умиляться по поводу как одного, так и другого, но сам факт того что в обоих случаях и особых-то усилий не потребовалось для того чтобы старые режимы ушли - говорит сам за себя.
Самодержавие-то исторически было обречено. А вот парламентаризм, демократию и капитализм большевики в России погубили вопреки цивилизационному процессу. В этом и их историческая вина.
4 +5−1loss less18:09:22
01/10/2015
1 +1−0kmirom17:48:47
01/10/2015
сначала наши яйцеголовые низводят
граждан даже не до обывателей,а до мещан.

потом разделяет "общество" и "обывателей"
(которые в любые времена обычно преобладают
в массе населения).

ох уж эта демшиза...
== потом разделяет "общество" и "обывателей" ==
Ну бывало и попрямолинейнее. "85 или даже 90 процентов населения России - это навоз" (@ Валерия Ильинична Новодворская). Сейчас м-м Латынина перехватила выпавший из руки пассионарии факел ...
3 +3−0Степан Хренников00:19:43
02/10/2015
У нас зачем-то улицу Салтыкова-Щедрина переименовали в Кирочную. Видимо Михаиил Евграфович также был кровавым отморозком.
2 +2−0Алтын Бабаев15:46:00
02/10/2015
2 +3−1kmirom00:04:11
02/10/2015
припомните,болезный,поражение в японской войне.
почти аналогичный маразм во время ПМВ.

и первопричину этого:нежелание юродивого
ограничить свою власть конституцией;
снятие с должности людей,пытающихся
вытащить страну из говна и модернизировать ее.

ключевой роли в свержении царя,кстати,
РСДРП не имела.
это с удовольствием сделали либералы
и его отдельные родственники.
т.к. даже им стало понятно,что
"так жить нельзя",что система себя исчерпала.

Ленина можно во многом обвинить,
НО он имел мужество сменить курс,
когда убедился,что военный коммунизм себя не оправдывает.

подобную гибкость в 20м веке продемонстрировал
пожалуй только Рузвельт,с его Новым курсом.

Сталиным многое было сделано,
но государство было выстроено фанатиками
и для фанатиков.
и когда оные закончились-страна
благополучно развалилась.
Страну развалили зажравшиеся внучки тех фанатиков о которых Вы говорите. Внучки, которые выросли в сытости и достатке и своим заплывшим жиром мозгом не могли осознать факт что войны и голод они не только в книгах и по телевизору... Мораль: хотите вырастить человека - не надо баловать и ограждать ребенка от проблем
2 +2−0Дмитрий Сагайдак09:49:04
02/10/2015
2 +3−1Ярослав Евтихиев16:49:39
01/10/2015
Нужна работа по развенчанию революции. Тут и делать-то нечего. Надо всего-навсего проводить наглядные параллели между революцией красной и революцией оранжевой. Они обе цветные и ничего кроме несчастья и горя народу принести не могут. А менять названия по политическим мотивам нельзя. Люди сами должны захотеть ходить не на Войсковскую, а на какую-то другую. Для этого у них должна быть мотивация думать о высоком. А следовательно должны быть решены базовые социальные задачи. Включая образование. Потребность не возникнет сама по себе. Ее надо сформировать. А навязывать сверху - антинародно и антиисторично.
Параллели между оранжевой революцией с "гринджолами", когда девушки милициантам цветочки на спецсредства цепляли и кровавым разгулом необразованной толпы под предводительством крайне жестоких фанатиков?))) Да, их множество)))
2 +2−0Михаил Коровьев06:18:05
02/10/2015
1 +4−3Константин Родыгин19:46:25
01/10/2015
Дама права. Пусть немного женской фантазии, но факты остаются фактами. Давайте подумаем: что сделал Ленин? Приехал во время войны в пломбированном вагоне. Сверг временное правительство (во время войны!!!), замутил еще одну революцию (во время войны!!!). В итоге отдал Финляндию, Польшу, признал все долги...проиграла Россия война. Хотя победа была близка. За такое во времена 2й мировой просто расстреляли бы. Затем, началась адская пропаганда и промывка мозгов. Ленин вдруг оказался непомерно крут. Теперь в любом городе есть ул. Ленина, площадь и т.п. Проспекты, парки, монументы, скверы... Даже СПб переименовали. А что сделал Ленин? За что его так обожествляют? Разрешил устраивать стачки и забастовки во время войны. Вы представьте, сидит Сталин, а ему говорят: Ленинград бастует, продовольствия нет, так что, милости просим, уходите с поста вождя народа... Это измена Родине! За это расстрел.
Войков - та еще мразь.
Люди живут на улицах Ленина, Войкова, Плеханова, Ломова и прочих уродов, разваливших нашу страну в 1917м, потому что ничего не знают. У дурака же все просто: я не знаю, что сделал этот человек, поэтому фиг с ним. Переименовывать - однозначно. Для бюджета это копейки. А чтобы не было воспринято в штыки - вести просветительскую работу. Надо знать свою историю и своих героев. Понятно, что историю можно замылить, и так посмотреть, и так... Но факты остаются фактами.
Не зря потом агенты Сталина кокнули почти всех революционеров даже в эмиграции. Тогда и спецслужбы работать начали, и страна вверх поперла.
Да, видите-ли, к сожалению, вся русская история сводится к тому, что одних объявляют слизняками и предателями, а других - палачами и тиранами. Причём, достаточно часто - ОДНОВРЕМЕННО.
Самодержавие рухнуло в России не из-за большевиков или РСДРП, а потому что оно изжило себя. Так-же как изжил себя Советский Союз. Можно сколько угодно ностальгировать и умиляться по поводу как одного, так и другого, но сам факт того что в обоих случаях и особых-то усилий не потребовалось для того чтобы старые режимы ушли - говорит сам за себя.
2 +3−1kmirom00:04:11
02/10/2015
1 +4−3Константин Родыгин19:46:25
01/10/2015
Дама права. Пусть немного женской фантазии, но факты остаются фактами. Давайте подумаем: что сделал Ленин? Приехал во время войны в пломбированном вагоне. Сверг временное правительство (во время войны!!!), замутил еще одну революцию (во время войны!!!). В итоге отдал Финляндию, Польшу, признал все долги...проиграла Россия война. Хотя победа была близка. За такое во времена 2й мировой просто расстреляли бы. Затем, началась адская пропаганда и промывка мозгов. Ленин вдруг оказался непомерно крут. Теперь в любом городе есть ул. Ленина, площадь и т.п. Проспекты, парки, монументы, скверы... Даже СПб переименовали. А что сделал Ленин? За что его так обожествляют? Разрешил устраивать стачки и забастовки во время войны. Вы представьте, сидит Сталин, а ему говорят: Ленинград бастует, продовольствия нет, так что, милости просим, уходите с поста вождя народа... Это измена Родине! За это расстрел.
Войков - та еще мразь.
Люди живут на улицах Ленина, Войкова, Плеханова, Ломова и прочих уродов, разваливших нашу страну в 1917м, потому что ничего не знают. У дурака же все просто: я не знаю, что сделал этот человек, поэтому фиг с ним. Переименовывать - однозначно. Для бюджета это копейки. А чтобы не было воспринято в штыки - вести просветительскую работу. Надо знать свою историю и своих героев. Понятно, что историю можно замылить, и так посмотреть, и так... Но факты остаются фактами.
Не зря потом агенты Сталина кокнули почти всех революционеров даже в эмиграции. Тогда и спецслужбы работать начали, и страна вверх поперла.
припомните,болезный,поражение в японской войне.
почти аналогичный маразм во время ПМВ.

и первопричину этого:нежелание юродивого
ограничить свою власть конституцией;
снятие с должности людей,пытающихся
вытащить страну из говна и модернизировать ее.

ключевой роли в свержении царя,кстати,
РСДРП не имела.
это с удовольствием сделали либералы
и его отдельные родственники.
т.к. даже им стало понятно,что
"так жить нельзя",что система себя исчерпала.

Ленина можно во многом обвинить,
НО он имел мужество сменить курс,
когда убедился,что военный коммунизм себя не оправдывает.

подобную гибкость в 20м веке продемонстрировал
пожалуй только Рузвельт,с его Новым курсом.

Сталиным многое было сделано,
но государство было выстроено фанатиками
и для фанатиков.
и когда оные закончились-страна
благополучно развалилась.
2 +2−0ЭТО Я23:56:09
01/10/2015
Всё уже давно вымерено и просчитано - укреплению нынешней власти переименование не поспособствует. Значит индейское жилище вам в рот.
2 +6−4radio11120:21:37
01/10/2015
Комментарий удалён.
Вполне возможно, не буду врать - я даже не вникал в вопрос.

Но представьте: к примеру, с 17-го века сохранилась станция им Малюты Скуратова. Садист? Да. Маньяк? Скорей всего. Но - это история. Грозный, опричнина - но история.

Англы ни одного памятника Кромвелю не снесли. А мы - все страдаем насчет переименований.
2 +2−0Дмитрий Козлов18:56:40
01/10/2015
0 +0−0loss less18:07:53
01/10/2015
== Я вот живу в Киеве, и тут как раз имена одних жуликов меняют на имена других, ещё худших. Естественно, население забыть спросили. ==
Прошу пардону. но пан Кличко лично говорил в эфире 5-го кажется канала на своем суконном украинском, что все переименования - только с согласия "громад". Брехал что ли?
Никаких обсуждений, решение киеврады и всё. Есть ещё дебильный сайт с онлайн опросом, где голосовать может хоть житель Львова, хоть Мариуполя, и там полный одобрямс естественно... Не слушайте что пытается говорить эта боксёрская груша)
2 +5−3loss less18:05:34
01/10/2015
6 +17−11Алексей Урин15:03:05
01/10/2015
Статейка подленькая. Не являюсь поклонником Войкова, но истина дороже.. Авторша, пытаясь выставить его "отморозком", называет Войкова почему-то Вайнером и использует личностные характеристики (сальный, кривляющийся, дылда и т.д.), неизвестно откуда взятые. Главный "компромат" - участие Войкова в убийство семьи Романовых - взято авторшей из Википедии. Единственным подтверждением участия Войкова в расстреле являются крайне сомнительный рассказ Беседовского - беглого советского дипломата, специализировавшегося на фальсификации советской истории (см. мемуары К.Д.Померанцева). Скорее всего, история про пули, пальцы и кислоту - вымысел этого типа. Никаких других свидетельств нет.
Да ясно откуда все взято - с "Википедии". А статейка не столько подленькая, сколько глупенькая, не требуйте слишком многого от не слишком грамотной колумнистки, которой надо регулярно выдавать "на гора". А так "Войков как Войков". Николашка кровавый всяко не лучше. Однако ж его и святым произвели. Спокойней надо к этому относиться ПМСМ. История все сглаживает. Руки прочь от "Койковской".
2 +3−1Ярослав Евтихиев16:49:39
01/10/2015
Нужна работа по развенчанию революции. Тут и делать-то нечего. Надо всего-навсего проводить наглядные параллели между революцией красной и революцией оранжевой. Они обе цветные и ничего кроме несчастья и горя народу принести не могут. А менять названия по политическим мотивам нельзя. Люди сами должны захотеть ходить не на Войсковскую, а на какую-то другую. Для этого у них должна быть мотивация думать о высоком. А следовательно должны быть решены базовые социальные задачи. Включая образование. Потребность не возникнет сама по себе. Ее надо сформировать. А навязывать сверху - антинародно и антиисторично.
2 +10−8Дмитрий Козлов16:40:35
01/10/2015
Комментарий удалён.
Если люди так не считают, то нельзя переименовывать. А то ведь горсовет может решить, что ублюдок - вы, и от вас избавится, несмотря на множество голосов против. Пока кто-то там наверху будет решать, кто ублюдок а кто нет, наплевав на мнение людей, кина на постсоветских просторах не будет.
1 +1−0Михаил Коровьев05:02:06
03/10/2015
0 +0−0Alexander Rokov09:11:35
02/10/2015
Керенский не успел проявить себя, по сути. И вообще был слабоват. Но политическим деятелям той эпохи ещё отдадут должное. Пока-то они вне зоны общественного внимания. Именно из-за того, думаю, что в России совок не изжит.
Не могу похвастаться глубоким знанием истории времени Временного Правительства, но, как мне помнится, Керенский сначала был крайне популярен, а ко времени Корниловского мятежа из-за нерешительности и желания угодить всем стал жалок.
А совок, перефразируя Булгакова, (к сожалению) в головах... И как его можно изжить - я просто не представляю.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь