„ | . .: Собственно на фильм и не собирался. Но какого лешего навязываются такие никчемные запреты, что аж засмердило от минкульта тухлым совком. | “ |
Минкульт отказал в выдаче прокатного удостоверения фильму Гаспара Ноэ «Любовь», усмотрев в этой откровенной, лишенной застенчивости мелодраме о романе американского студента режиссерского факультета и парижской художницы настоящую порнографию. «Лента.ру» объясняет, почему это решение граничит с абсурдом и лишает русского зрителя одного из главных фильмов года.
В российский прокат выходило немало фильмов с откровенными — и даже порнографическими (если понимать порнографию как демонстрацию возбужденных гениталий) — сценами. «Сексуальные хроники французской семьи», «Девять песен», даже совсем недавняя «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Такой реакции, как на «Любовь» Гаспара Ноэ, возможно, лучший фильм Каннского фестиваля этого года, впрочем, не возникало — возрастной ценз «18+» отсекал несовершеннолетнюю аудиторию, а тех взрослых зрителей, кого вид чужих гениталий смущает, насильно в кинотеатр никто и не тащил. Что же напугало Минкульт именно в «Любви» — которую приснопамятный депутат Милонов уже ухитрился в очередном своем абсурдистском выступлении сравнить с «Майн кампф»?
Да, в фильме Ноэ действительно показывают соитие — его влюбленные герои занимаются сексом часто, беззастенчиво, самозабвенно. В спальне, туалете ночного клуба, подворотне, на улице, среди тел свингеров в соответствующем заведении. С помощью рук, ртов, с привлечением юной соседки-блондинки (факт, который и станет началом конца их бурного романа). А Ноэ, режиссер, в принципе менее стыдливый, чем многие коллеги, отказывается по-ханжески отворачивать в сторону камеру — иначе влюбленность его персонажей, строящаяся на запредельной физической близости и неудержимом взаимном притяжении лишится своей базы, настоящей первоосновы. Откровенна ли «Любовь»? Безусловно. Порнографична ли она? Решительно нет.
Порнография строго функциональна — ее задача и смысл заключаются в том, чтобы вызывать сексуальное возбуждение. «Любовь» вряд ли способна возбудить что-то, кроме сопереживания молодому дураку-герою, ухитрившемуся потерять чувство небанальной, подлинной мощи. Или кроме узнавания в его идиотских ошибках собственных косяков юности — если, конечно, таковые у зрителя были. Если же нет — то такой зритель, по-хорошему, и не жил. Но и такой неопытный зритель, скорее всего, испытает лишь брезгливость — в которой ничего запретного, конечно же, нет.
Зачем Ноэ нужны откровенные сексуальные сцены, если он не стремится никого возбудить? Затем же, зачем он снимает «Любовь» в 3D. Его намерения в какой-то момент ироничным авторским решением («Любовь» вообще полна самоиронии и не стесняется подшучивать как над персонажами, так и над собственным режиссером) озвучивает главный герой, мечтающий о кинокарьере Мерфи: «Я хочу снять честное, полное крови, слез и спермы кино о любви». Сам Мерфи вместо воплощения режиссерских амбиций ударится в наркотики, самокопание и отцовство. Но Гаспар Ноэ его мечту действительно осуществляет — этот фильм добавляет к слезам и сперме едкий юмор и в самом деле получается честным фильмом о любви. Не скрывающим, что современная (хотя почему только современная? люди всегда были одержимы сексом) любовь не только немыслима, но и невозможна без постельных сцен.
Важно также заметить, что не стесняясь вида гениталий и создавая с помощью 3D эффект погружения в воспаленное, страдающее сознание героя, Ноэ еще и снял один из самых новаторских фильмов года. Ничего мощнее по силе воздействия — и точнее по соответствию авторских амбиций использованным методам — на Каннском фестивале этого года, главной ярмарке передового кино, не показывали. Лишив российских зрителей «Любви», Минкульт еще и лишил их возможности увидеть, насколько близко усилиями Ноэ кинематограф подошел к осуществлению мечты о передаче такого неуловимого, так тяжело вербализуемого чувства, как любовь. Да, этот фильм наверняка в какой-то момент появится в интернете — но уже без 3D и без эффекта универсальной силы, которую дает только большой экран.
Неужели все дело в одних только эрегированных мужских гениталиях? Таковых было предостаточно и в той же «Нимфоманке». Скорее всего, министра Мединского (или кто там в Минкульте сейчас отвечает за подобные решения) смутила прямота, бескомпромиссная смелость фильма, который не видит ничего возмутительного в том, чем люди занимаются куда чаще многого другого, цензоров не смущающего (включая убийства, ограбления, психологические манипуляции и прочие страсти). Там, где фон Триер ерничает, выставляя женское сексуальное желание поводом для очередной мизантропской сатиры, Ноэ в лоб сообщает: нет проявления чувств более искреннего и менее подверженного условностям, фальши и заблуждениям, чем секс.
Более того, если по-хорошему, все постельные сцены в «Любви» разворачиваются в сознании главного героя, мучительно прокручивающего в голове утраченную главную любовь в своей жизни. То же самое в свое время делал «Бурый кролик» Винсента Галло, где несимулированный минет оказывался самым живым, самым сильным воспоминанием потерявшего возлюбленную героя Галло. Что останется в памяти после потери любви в первую очередь? Ноэ и Галло считают, что далеко не прогулки под ручку под луной и романтические ужины. Дело каждого зрителя их фильмов — честно для себя решить, что именно память сохранит о твоих собственных канувших в прошлое любовных отношениях. Для этого, однако, надо это кино посмотреть — чего Минкульт как раз сделать и не дает. Запрещая «Любовь», Мединский и его подчиненные запрещают не порно и не аморалку. Нет, они тем самым накладывают вето на право и свободу быть честным с самим собой — и не стесняться в этом диалоге выражений. Худший из возможных запретов — который доказывает, что если цензура боится правды, то этот страх распространяется даже на правду чувств.
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
18 +22−4 | . . | 00:57:35 19/09/2015 |
Собственно на фильм и не собирался. Но какого лешего навязываются такие никчемные запреты, что аж засмердило от минкульта тухлым совком. |
13 +16−3 | Американский посудомойщик | 00:24:13 19/09/2015 |
Нет лучшей рекламы для фильма, чем его политический запрет. |
12 +13−1 | Серега Печорин | 17:08:41 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
За тем, что они ущемляют права своих жертв, а фильм ни чьи права не ущемляет - кто хочет посмотрит, кто не хочет не посмотрит. Странно, что вы даже таких простых вещей не понимаете. |
10 +14−4 | Lemmy Lemmy | 10:27:53 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Затем, что мудинский медак. |
10 +13−3 | Денис Шермазанов | 10:09:59 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Ну так не все в стране мазохисты, которым нравятся, когда им что-то запрещают. Понятно что 90% срать хотели на этот фильм, а из оставшихся 10% пошел бы только 1%. И что? На хер запрещать этому 1%, пусть идут и смотрят. А тут - распиарили фильм, но показывать запретили. В итоге посмотрят в 3 раза больше людей, чисто из интереса. |
10 +11−1 | swarley | 08:38:08 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
тебя смущает х уй на большом экране? тут, я думаю необязательно быть Фрейдом... |
10 +11−1 | Sergey Pleshkov | 08:37:02 19/09/2015 |
Верно подмечено, что на убийства на экране Минкульт в лице Мединского внимания не обращает и позволяет эту гадость показывать нам без купюр, а вот на то, что люди обожают делать более всего на свете - на секс между мужчиной и женщиной, господин Мединский почему-то обратил очень пристальное внимание, хотя и сам погряз в грязном сексе со своими подчинёнными. |
10 +10−0 | Сергей Черных | 08:28:05 19/09/2015 |
Блин я не смотрел, а Милонов уже, за что интересно ему зарплату платят? |
9 +15−6 | Николай Денисов | 01:52:08 19/09/2015 |
А где там любовь собственно? Дикая, животная страсть- да, присутствует. Неуемный секс в разных общественных местах - тоже. Нет только любви. Поменяйте название фильма и выпускайте на кассетах- разойдется как горячие пирожки! |
8 +8−0 | Гена Шмидт | 11:27:20 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Вы не представляете насколько полезно человеку иногда видеть мерзость. Лучше на экране, чем в собственной жизни. Добро и зло две стороны одной медали. Запретите зло снаружи и оно поселится у вас в душе. |
8 +14−6 | Денис Шермазанов | 09:58:14 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Могли бы короче. Предлагаю такой вариант: "Всё что не укладывается в мою маленькую голову надо запретить и не пущать. И запретить не только мне, а всем. А то ходят тут эстеты вшивые, говорят, тупой я и до фильма не дорос, видят среди хуёв какое-то искусство, извращенцы проклятые. Вот снял бы режиссёр что-то как "С лёгким паром", или "Ивана Васильевича", вот было бы здорово, по нашему, кино для всех, смяшное, с юморком. А он не снял - значит говно режиссёр, грош ему цена." |
7 +8−1 | Гена Шмидт | 11:20:21 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Нет. Её смущает то, что другие рассматривают х@й на большом экране. |
6 +7−1 | Гена Шмидт | 11:15:22 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
А причём тут вообще Мединский? Он лишь послушный инструмент. Ведь есть кое-кто, кто его на этом посту держит. Значит выгоден. |
5 +5−0 | Гена Шмидт | 11:35:23 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Фильм не о секасе. Кто-то на картине видит утро в сосновом лесу, а кто-то медведей ползающих по брёвнам. |
5 +8−3 | Денис Шермазанов | 10:05:56 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
А от Мединского давно смердит протухшим совком, ещё с тех пор как он утверждал, что в истории не важна истина, а важно насаждать патриотизмЪ. |
5 +7−2 | Денис Шермазанов | 09:51:35 19/09/2015 |
Этот текст для горстки людей, которые хотят сами решать, что им смотреть. Но у остальных есть огромное желание, чтобы за них решили что морально, а что нет, что правильно, а что нет. Но убогим мало чтобы решили за них, они хотят чтобы любой кто выбивается из их строя был поставлен на место. Смотреть только "правильные" фильмы. Слушать только "правильные" речи. Показывать только "правильные" выставки. Голосовать только за "правильных" кандидатов. Что власть сказала, то и правильно. Не смотря на то, что чиновников ненавидят за воровство им отдают право решать, что для народа морально. При этом ориентир - мораль старой деревенской бабки. |
4 +6−2 | Владимир Борисов | 11:39:54 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Сказано было обобщенно, и я попросил конкретики. Пока же видно, что мои оппоненты нaхaмили в ответ на вежливые и аргументированные комментарии статьи с моей стороны. Не самая лучшая реклама сторонникам "свободы." |
4 +4−0 | Lemmy Lemmy | 10:27:14 19/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Речь не об этом. |
4 +6−2 | Евгений Огий | 01:42:52 19/09/2015 |
Если такой же бред как 9 песен, то нефиг им и время в залах занимать. А уж Бурый кролик...нафиг такое вообще снимать, чтобы посмотреть как Хлоя Совеньи героически делает минет своему мужу в реальной жизни? А потом плачет, что народ не оценил. Что-то у меня есть чувство, что данный фильмец далеко не "Мечтатели" по художественной ценности. И чего это вдруг 3D зрители не увидят. До кризиса 3д телеков народ успел уже прикупить. |
3 +4−1 | Владимир Сычев | 18:17:06 19/09/2015 |
Мне лично глубоко наплевать на каких то там мединских и прочих , если очень надо будет посмотрим любой фильм , в том числе и этот , не вижу проблем... |