«Это ведь душераздирающий символ!»

08:00 16/09/2015 Россия
«Это ведь душераздирающий символ!»
Печаль. Печаль в том, что карикатуры просто не поймет 95% людей. Вообще, в наше время тренд такой пошел - бороться не с причиной проблемы, а с теми, кто ее освещает.

Сатирический журнал Charlie Hebdo, известный своими провокационными материалами, вновь оказался в центре скандала, опубликовав карикатуры с изображением утонувшего сирийского мальчика. На этот раз карикатуристов осудили даже те, кто поддерживал всегда. Их обвиняют в глумлении над смертью ребенка, но авторы рисунков уверены, что публика воспринимает их слишком буквально. «Лента.ру» публикует подборку работ карикатуристов Charlie Hebdo, а также мнения их российских коллег о том, насколько далеко может зайти художник в политической сатире.

«Это трагическое изображение маленького Айлана стало символом бедственного положения мигрантов и беженцев, — говорится в обращении редакции Charlie Hebdo, адресованном СМИ. — Наши работы освещают те же события, что освещаете и вы, журналисты. Это торговля людьми, организованная контрабандистами, бегущие из зоны бедствия нелегальные мигранты и бездействие Европы. Нужно уметь правильно читать посыл этой карикатуры. Charlie Hebdo всегда был на стороне равенства, на стороне нелегалов, всегда боролся против расизма и дискриминации, против несправедливости и злоупотребления властей».

Скандал вызвали две карикатуры. На первой написано: «Доказательство того, что Европа христианская». «Христиане ходят по воде. Мусульманские дети тонут». На второй: «Так близко от цели...» (на рекламном щите: «Скидки! 2 детских меню по цене одного»).

Карикатурист Алексей Меринов

Дело не в том, что рисовать, а как рисовать. Теоретически никаких запретных тем быть не может как для карикатуристов, так и для журналистов. Мне этот стиль, честно говоря, не близок, но это не значит, что он не имеет права на существование. Имеет, и это оплачивается очень высокой ценой. Не хочу накаркать, но я не исключаю, что кто-то попробует отомстить.

Политическая сатира и карикатура не может быть политкорректной, она тогда просто исчезнет. Сатира должна быть злой. Точно так же ты ненавидишь зубного врача, когда он тебе зуб сверлит. Он тиран и деспот. Но он делает работу, которая полезна для будущего.

Я не понимаю, почему все хотят видеть карикатуру политкорректной и смешной. Для меня первичен смысл, а смешная она, злая, циничная, грустная или печальная — это уже другой порядок. Когда я рисовал Березовского, я изображал его с большим носом. Но это не значит, что я антисемит, просто такой Березовский. А, чтобы никого не обидеть, надо рисовать каких-нибудь инопланетян, цветочки, бабочек и червячков. Когда рисуешь политкарикатуру, нужно понимать, что это не очень благодарный путь.

У меня была похожая история в разгар первой чеченской войны, в 1994 году. Министр обороны Павел Грачев в ответ на обвинения либералов и правозащитников в огромных потерях, ответил, что вы не видели, с какими улыбками на устах умирают наши мальчики-бойцы. Я нарисовал поле, усеянное убитыми, среди них стоит человек в генеральской форме, и говорит «Посмотрите, сколько улыбок вокруг». Что тут началось… Меня, естественно, обвинили во всех смертных грехах.

Charlie Hebdo — анархисты, для них нет ничего святого, они за абсолютную свободу. Это многих раздражает, и мне тоже некоторые вещи не нравятся. С другой стороны, я считаю, что это традиция, которая идет от ярмарок, от кукол. Такой вот ярмарочный балаган с его грубым юмором.

У нас сегодня почти вся сатира, особенно политическая, ушла в интернет. Там и фотожабы бесчисленные, и художники там. Карикатура изменилась, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Я сам, честно говоря, устал. Раньше я целыми днями рисовал Черномырдиных, Ельциных, Хасбулатовых — кого угодно, но сейчас мне интересней какие-то ситуации и сюжеты, которые живут дольше, чем один день.

Я сижу в Facebook и публикую там иногда картинки, но уже почти не отвечаю на реплики. Все возбуждены, реагируют истерично. Это из-за Крыма, и из-за войны с Украиной, которой нет. В любых шутках люди видят какие-то намеки. В картинках очень часто ищут то, чего там нет. Но это не просто смешная картинка. Карикатуры надо уметь читать, это далеко не все умеют. Но объяснять свои рисунки — последнее дело. Получается, или читатели не поняли, или ты дурак.

***

Новость о том, что на французском острове Реюньон, в Индийском океане обнаружены обломки малайзийского лайнера, Charlie Hebdo прокомментировал в свойственной ему манере. Заголовок: «Malaysia Airlines: надежда». Подпись: «Найдены фрагменты пилота и стюардессы».

Медийные персонажи первыми попадают в поле зрения карикатуристов. Особенно если они склонны к громким заявлениям и демонстративному поведению. В марте на обложке опубликована карикатура «Путин посылает Депардье на Украину». «Нет химическому оружию», — кричат украинские солдаты.

За несколько часов до террористической атаки на офис редакции в Twitter-аккаунте журнала появилась карикатура на лидера террористической организации «Исламское государство» Абу Бакр аль-Багдади. «Кстати, праздничное пожелание от Аль-Багдади». «И главное, здоровья!» — говорит лидер ИГ.

Карикатурист Сергей Елкин

В последнее время карикатуры стали более злыми. Но каждый карикатурист сам для себя решает, что рисовать. Если говорить о конкретной ситуации с погибшим ребенком, то я бы такое не нарисовал. У меня собственный внутренний редактор сидит и говорит, что этого рисовать не надо. Еще я бы не стал использовать юмор ниже пояса. Что же касается религиозной тематики, то о попах шутили еще в царской России. И сегодня это уместно. Но таких сакральных понятий как пророки, святыни и вера — лучше не касаться.

***

Карикатура периода Sede Vacante перед избранием папы Франциска. «"Голубое лобби" в конклаве». «Ну, как, дым пошел?»

Отрекшемуся от престола папе Бенедикту XVI припомнили все случаи неподобающего поведения священников, которые открылись во время его папства. «Наконец-то свободен!».

Досталось и его преемнику Франциску. Но, видимо, только потому, что карикатуристы Charlie Hebdo не могли пройти мимо латиноамериканских корней папы. «Папа в Рио». «Готов на все чтобы отбарабанить клиентов!».

Карикатурист Сергей Тюнин

Не только французы использовали образ утонувшего мальчика: печатались карикатуры в Турции и Иране, но такую реакцию вызвали именно карикатуры Charlie Hebdo. Причем карикатуры талантливые, обличающие европейское лицемерие по отношению к беженцам. Их ни в коем случае нельзя воспринимать как глумление над умершим ребенком, это ирония над белым христианством, псевдолиберальной европейской общественностью.

Жесткого табу для карикатуристов быть не должно. Если бы речь шла об издевке над этими несчастными людьми, я назвал бы это отвратительным и мерзким. Но я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы использовать символ утонувшего мальчика для высмеивания отношения властей к этой проблеме. Это ведь душераздирающий символ!

Я думаю, что общественность попросту не поняла этой горькой сатиры. С другой стороны, мир стал жестко полярным, противостояние обострилось, и та, и другая сторона использует любой повод в своих интересах. Во многом поэтому люди сейчас чаще обижаются на карикатуры. Но я не могу понять, почему во время Великой Отечественной войны, когда мир был максимально полярным, на карикатуры не обижались и не говорили о том, что нельзя изображать повешенных и убитых.

***

Отсыл к французскому комедийному фильму Intouchables (в российском прокате «1+1») 2011 года. «Не надо высмеивать!»

Так журнал отреагировал на перемирие в Донбассе. «Скука перемирия установилась в Донецке: а не организовать ли нам что-нибудь с карикатуристами?»

Президент России не самый частый гость на страницах журнала. «Путин перерисовывает карту России». «Ой, немного заехал».

А его французский коллега появляется практически в каждом номере Charlie Hebdo. «Я, президент...»

Карикатурист Андрей Бильжо

Рисовать можно на любые темы. Важно, кто рисует, зачем рисует, как рисует, где рисует и кто это смотрит. Нельзя составить кодекс того, что можно говорить, рисовать и писать, а что нельзя. У каждого автора должна быть внутренняя линия, через которую он не будет переступать.

В данном случае, на мой взгляд, художники и редакторы черту переступили. Недопустимо шутить, когда речь идет о смерти, тем более недавней смерти ребенка. Конкретного, реального, несчастного мальчика. К моему великому сожалению, это довольно циничный юмор, который я даже не могу назвать черным, потому что черный юмор в большой степени абстрактный. Разговоры, что это карикатура не про ребенка, не про мусульман, а про лицемерие европейцев — желание оправдаться. Это не про европейцев, а про то, что происходит с этими беженцами.

Но отвечать на рисунки можно только рисунками, словами, обсуждениями, и никак больше. История с расстрелом художников была чудовищной. Вне зависимости от того, что художник нарисовал, как бы плохо он ни поступил — за это нельзя убивать. Пресса должна быть свободной, а дело читателей и зрителей читать либо не читать и говорить, нравится или нет.

В последние годы карикатура переживает период некоторой трансформации. Как вид газетно-журнальной графики она постепенно исчезает, уходит в интернет, и востребованность ее у нынешней публики все меньше. У нас только два-три издания публикуют карикатуры. Также карикатура поглупела, впрочем, как и зрители, которым она адресована. Кому интересен Charlie Hebdo? Тем, кто живет в России, про него рассказывают журналисты после скандалов. До того, как появились карикатуры на пророка Мухаммеда, мы об этом издании ничего не знали.

Из 30 тысяч картинок, которые я нарисовал, большинство до сих пор актуальны. Но сегодня процентов 70 из них не были бы напечатаны. Каждая из картинок в той или иной степени кого-нибудь бы обидела и задела, но раньше все это было опубликовано.

У меня была серия картинок с Герасимом и Муму. Один из комментаторов тогда написал, что Бильжо ненавидит собак и глухонемых, и издевается над русской культурой. Сейчас такой комментарий был бы не один, их были бы десятки и сотни. Причин у этого очень много: и политкорректность, и глупость, и ханжество, и мощная внутренняя и политическая цензура.

***

Карикатуристы Charlie Hebdo прекрасно осознают, что их сатира понятна далеко не всем и не везде. «Можно смеяться надо всем, но не вместе со всеми...»

А еще они готовы использовать в карикатурах образы своих убитых товарищей. «Что мне указать как причину смерти? "Дерьмо человеческое"... или "карикатуру"?»

Светлана Поворазнюк
Александра Федотова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(74):

9 +12−3Иванов Иван09:57:34
16/09/2015
Печаль. Печаль в том, что карикатуры просто не поймет 95% людей. Вообще, в наше время тренд такой пошел - бороться не с причиной проблемы, а с теми, кто ее освещает.
9 +12−3Матрос Батарейкин09:53:32
16/09/2015
Комментарий удалён.
А с теми, из-за кого этот мальчик утонул, что делать?
7 +8−1Иванов Иван15:38:21
16/09/2015
-2 +1−3Irina Vinogradova14:16:33
16/09/2015
Нельзя такие жестокие карикатуры рисовать. Наверное, работники этого Charlie Hebdo и друг друга так карикатурят? Умер родственник, а они рисуют наследника, танцующего на крышке гроба с завещанием в руках? Или у работницы был рак, отняли грудь и они сразу карикатуру - поздравляем с новой грудью или новой вставной челюстью? Наши карикатуристы Кукрыниксы никогда себе такого не позволяли.
Кукрыниксы себе много чего не позволяли. У нас по старой советской традиции можно себе позволить полную свободу самовыражения только по отношению к президенту США...
6 +6−0[email protected]11:20:26
16/09/2015
1 +3−2Специалистка Жанна09:44:38
16/09/2015
для этого достаточно посмотреть фото с утонувшим мальчиком. если это фото никого не тронет, карикатура не поможет.
европа достаточно много делает для мигрантов, в той же франции посмотрите сколько НЕфранцузов, которые не работают
Что они делают? попустительствуют разложению общества, давая вместо удилища рыбу. На долго этого хватит? вспомните чем закончилось для Древнего Рима подобные действия по отношению к своим гражданам? Хлеба и Зрелищ требовали они привыкнув к тунеядству. Разлагаясь, общество потянуло Рим вниз, а вконец ослабленный он был разрушен внешними врагами.
Здесь же все еще хуже.
6 +10−4Putler Kaputt10:38:26
16/09/2015
6 +14−8Иванов Иван10:01:00
16/09/2015
Ну для обезьян с ближнего востока разницы между убийством и карикатурой нет. Я это не осуждаю, только сидите тогда в своей Сирии и мочите там кого хотите. В Европе за свободу слова не убивают.
если муслиму не нравится в европе из за карикатур, всегда можно вернуться обратно в сирию к любимому асаду, или в ирак к ненаглядному халифу багдади. даже проезд оплатят туда (:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)
6 +14−8Иванов Иван10:01:00
16/09/2015
0 +12−12Сувлехим Такац09:27:34
16/09/2015
по логике анархистов из Charlie Hebdo запретов нет, все абсолютно свободны: одни свободно рисуют, другие их свободно расстреливают.
При отсутствии моральных запретов не надо потом плакаться что тебе сделали бо-бо
Ну для обезьян с ближнего востока разницы между убийством и карикатурой нет. Я это не осуждаю, только сидите тогда в своей Сирии и мочите там кого хотите. В Европе за свободу слова не убивают.
6 +8−2[email protected]08:58:49
16/09/2015
Комментарий удалён.
Дело тут не в жестокости я думаю, хотя конечно то что делает европа - жестоко.
В европе никак не определятся с ценностями, т.к. у них есть желание и рыбку съесть и мигрантов не пускать. Объявив себя мегатолерантным обществом и провозглашая свою исключительную праведность, руководители евросоюза срывали популистские бонусы делая на этом свою карьеру. Когда же коснулось конкретных дел, минус к карме от своего населения после наплыва мигрантов стал перевешивать все плюсы собранные до этого, а на попятную уже не пойти - вот и приходится лицемерить.
Но если бы Европа четко сказала - мы не намерены терпеть мигрантов и каждого будем высылать, многие беженцы даже не пытились бы идти в этом направлении, и многие из смертей удалось бы предотвратить.
Именно неопределенность европы в собственных желаниях, обязанностях и возможностях, провоцирует весь тот ужас который сейчас происходит.
5 +5−0Владислав Каверин12:30:51
16/09/2015
6 +6−0[email protected]11:20:26
16/09/2015
Что они делают? попустительствуют разложению общества, давая вместо удилища рыбу. На долго этого хватит? вспомните чем закончилось для Древнего Рима подобные действия по отношению к своим гражданам? Хлеба и Зрелищ требовали они привыкнув к тунеядству. Разлагаясь, общество потянуло Рим вниз, а вконец ослабленный он был разрушен внешними врагами.
Здесь же все еще хуже.
Сравнения с Римом очень уместно, действительно там были так называемые пролетарии (не путать с индустриальными рабочими в терминологии марксистов), безработные и бездоходные граждане, которые были на содержании общества и это растлевало. Рим был вообще еще тем паразитом.
А здесь подобное явление, да еще вовлекающее переселенцев из других стран, людей определённого сорта, очень низкого качества с точки зрения социальной пользы. И если в Америку, Канаду, Австралию преимущественно еду лучшие, наиболее грамотные и трудоспособные и укрепляют тем самым, экономику таких стран, то Европа, как и верно писал об этом Тило Сарацин, кажется хочет самоликвидироваться.
4 +5−1Фидель16:12:20
16/09/2015
Комментарий удалён.
где там СТЕБ?
4 +5−1XEH4PO13:47:12
16/09/2015
0 +4−4Alex Zan12:33:43
16/09/2015
Парни делают очень важную работу. Они отучают верующих от табуированности обсуждения такой темы, как религия. Может быть, делают это слегка неаккуратно (:wonder:), но делают.
может они делают это слегка неадекватно...(:wonder:)
4 +6−2New New11:01:56
16/09/2015
Всё правильно рисуют.

На рисунке то как раз и показано, что войнушку затеяли, беженцы бегут а всем пофигу.

Цинично?
А где вы видели другие карикатуры?
4 +5−1Исраил Лорсанов10:42:52
16/09/2015
Комментарий удалён.
неожиданно рисуют карикатуры на холокост

ребяяята прекратите
4 +5−1Денис Болотов10:41:30
16/09/2015
Молодцы ребята - если что-то делаешь - надо чтобы цепляло. Зато многим больно и стыдно стало глядя на малыша.
4 +7−3Putler Kaputt10:39:59
16/09/2015
0 +2−2Федор Дыня10:13:43
16/09/2015
Куле.. европейские ценности. По ценностям и отмеряно будет... еще... потом...
то ли дело духовные сперпы и духовные скрепостные
4 +4−0Матрос Батарейкин10:05:37
16/09/2015
-1 +1−2Иванов Иван09:59:17
16/09/2015
Кого конкретно вы имеете в виду? Только давайте без этого "европейского лицемерия" и "равнодушия людей"...
Тех, из-за кого эти люди покинули свои дома.
3 +4−1Марат Новиков15:38:17
16/09/2015
0 +3−3Shelonnik13:19:43
16/09/2015
Мир сходит с ума.

Не могу сказать, что карикатуры "Чарли" мне кажутся особо смешными или умными, но они должны иметь право их рисовать. Если кто-то начнет решать, что можно, а что нельзя, все быстро закончится 1984-м.

К этому, собственно, похоже и идет: у нас в России с законами об Интернете, агентах, экстремизме и общим завинчиванием гаек, на Западе, несколько медленнее - с превращающейся в монстра политкорректностью.
какие-то моральные рамки должны существовать - а то мы пришли к миру, где в школах стреляют, стариков бьют, детей насилуют. Извините, но мне это не нравится!
3 +3−0XEH4PO13:37:44
16/09/2015
Комментарий удалён.
Ради европейских пособий мигранты покидают спокойную Турцию, рискуют жизнью, переплывая море на корытах, закономерно тонут. Кто к ним жесток?
2 +2−0XEH4PO13:45:37
16/09/2015
Комментарий удалён.
но... чет не рисуют
2 +3−1Владислав Каверин12:14:42
16/09/2015
6 +8−2[email protected]08:58:49
16/09/2015
Дело тут не в жестокости я думаю, хотя конечно то что делает европа - жестоко.
В европе никак не определятся с ценностями, т.к. у них есть желание и рыбку съесть и мигрантов не пускать. Объявив себя мегатолерантным обществом и провозглашая свою исключительную праведность, руководители евросоюза срывали популистские бонусы делая на этом свою карьеру. Когда же коснулось конкретных дел, минус к карме от своего населения после наплыва мигрантов стал перевешивать все плюсы собранные до этого, а на попятную уже не пойти - вот и приходится лицемерить.
Но если бы Европа четко сказала - мы не намерены терпеть мигрантов и каждого будем высылать, многие беженцы даже не пытились бы идти в этом направлении, и многие из смертей удалось бы предотвратить.
Именно неопределенность европы в собственных желаниях, обязанностях и возможностях, провоцирует весь тот ужас который сейчас происходит.
Да, да, я с вами согласен... Если принимать иммигрантов, давать им вэлфер, то они в эту Европу и устремятся, что и происходит. По моему достаточно снять вэлфер в большинстве стран Европы, как-то: Швеция, Франция, Германия, СК как их количество тут же пойдет на убыль. А если к этому добавить что людей не имеющих гражданство и живущих по виду на жительство за совершение уголовных и гражданских преступлений будут отправлять восвояси, поток бы и вовсе иссяк.
Короче Европейцы сами виноваты, он они же и сами могут исправить ситуацию, ибо пока живут в суверенных странах...
1 +2−1Павел Колобаев02:35:33
17/09/2015
Хорошая статья. Теперь я не злюсь на чарли
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь