Made in USSR

15:47 07/09/2015 Культура
Made in USSR
Пара-тройка фоток тут бы не помешала

Существовал ли советский дизайн? Если существовал, то каким именно он был? Несколько месяцев назад в беседе с одним из бывших сотрудников ВНИИТЭ (НИИ Технической эстетики), я узнал о разговоре, который произошел в одной из лабораторий института.

В марте 1973 года в Москву прибыл дизайнер Раймонд Лоуи, подаривший нам космическую эстетику NASA, лаконичный Lucky strike, разноцветные холодильники. Мало кто знает, что эпохальная фраза Раймонда Лоуи: «Дизайн — это только то, что заставляет чаще звонить ваш кассовый аппарат», была произнесена им именно в Москве в ответ на заявление одного из художников-конструкторов о высоком предназначении дизайна в советском обществе. Этот полуминутный обмен репликами — не что иное, как граница, определяющая разницу подходов. Нам много лет приводили в пример эту цитату как точную формулу предназначения дизайна, который должен приносить деньги, — это его главная функция и миссия. Но ведь у дизайна может быть и другая миссия.

Существует миф о том, что в нашей стране не то чтобы совсем не существовало промышленного дизайна, просто он с опозданием на десяток лет перенимал западные тренды и перерабатывал их на свой манер, тем самым становясь плохой копией западных образцов.

Промышленный дизайн, как и дизайнерская деятельность в целом, тесно связаны с экономической и политической моделью общества. В этом смысле дизайн формируется самой системой государственного устройства. Например, в США в конце пятидесятых годов прошлого века, создавались автомобили подобные Cadillac Сyclone, сверкающие хромом и оснащенные множеством бесполезных, как казалось по тем временам, датчиков и кнопок. В те же годы в Советском Союзе был создан ЗАЗ-965 «Запорожец» — к слову говоря, доступный и простой автомобиль, по дизайну стоящий в одной линии с передовыми европейскими образцами тех лет. Он созвучен итальянскому FIAT 600, спроектированному Данте Джакозо, однако мы не можем говорить о прямом копировании или заимствовании, поскольку два автомобиля — FIAT и ЗАЗ — объединяют только условия, в которых родились эти проекты.

Для советской повседневности Италия — это генеральный секретарь итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, в честь которого был назван один из центров автомобилестроения СССР; FIAT, передавший нам оборудование и технологии; и, наконец, UTITA — фирма, по заказу которой дизайнеры Всесоюзного НИИ технической эстетики создавали оборудование для малых промышленных предприятий. Итальянский дизайн был близок русским по духу, а выдающиеся итальянские дизайнеры считали большой честью работать с советскими партнерами. Томас Мальдонадо, Камилло Оливетти и многие другие специалисты, определившие во многом лицо итальянского дизайна, были очарованы идеями Страны Советов.

Проекты, созданные в 1960-х годах Валентином Ростковым и Владимиром Арямовым, показывают, насколько советский дизайн был тесно связан с мировой проектной культурой. Вбирая лучшее, отечественные дизайнеры разрабатывали проекты, максимально соответствующие специфике нашей страны, советской социальной модели.

В 1958 году было заключено соглашение между США и Советским Союзом о развитии отношений в области культуры и науки, где дизайну была отведена особая роль. Примечательно, что тема проектирования была затронута в дискуссии между Никитой Хрущевым и Ричардом Никсоном. Они обсудили проблему «излишней механизации» труда женщин на кухне в США и нецелесообразность внедрения такой практики в СССР. Лучшие образцы западного дизайна были представлены в парке Сокольники в павильоне «Золотой купол», сооруженного по проекту Ричарда Бакминстера Фуллера, к слову сказать, ярого противника системы «демонстративного потребления» и «неоправданного производства», что делало его проекты особенно привлекательными в глазах советских специалистов.

К 1960 годам Советский Союз достиг пика своего развития. В разгаре хрущевская оттепель, границы открываются, советские граждане получают относительную свободу в доступе к информации. В стране удалось не только создать систему управления в дизайне, не уступающую британской, но и интегрировать в нее весь проектно-производственный цикл. 28 апреля 1962 года было подписано постановление Совета министров СССР №394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». В соответствии с этим документом в 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Советы министров Украины, Армении, Азербайджана, Грузии и Латвии должны были организовать специальные художественно-конструкторские бюро, напрямую подчинявшиеся ВНИИТЭ. Таким образом, система дизайна (художественного конструирования) вошла блоком в новую структуру управления промышленным производством.

В рамках государственной системы управления стало возможным осуществление максимально целостных проектов, в противовес Западу, где большая часть инициативы находилась в руках разных структур, преследующих частные интересы. Западные компании были ограничены в возможностях создания целостных многокомпонентных проектов. Там, где заканчивалось конкретное производство, начиналась terra incognita, пространство, выстраивающееся по другим неизвестным законам. В такой системе дизайнер работал с изолированными объектами, представляя только часть цепочки, связывающей предметы со средой. Сегодня это хорошо видно по специфической застройке мегаполисов, относящейся к первой половине и середине ХХ века. Два совершенно разных подхода к освоению среды: «замкнутый» — развивается на выделенном участке земли, растет вверх, управляется только принципами и идеями заказчика, и «открытый» — связан в единую систему с тканью города, соединен с транспортными артериями, другими зданиями.

Многие проекты в сфере дизайна могли родиться только в СССР — исключительно за счет системы связей между ведомствами, а впоследствии из единой проектной системы.

Так, например, в Москве впервые в мире было организовано комплексное обслуживание пассажиров с последующей их доставкой автобусами-экспрессами непосредственно к трапу самолета, минуя вокзал аэропорта. Наши дизайнеры ввели еще несколько новшеств, вставших в единый ряд переориентации транспортных узлов. Если говорить о более глобальных проектах, то тут много примеров по организации единой линии, связывающей добычу материала, производство, эксплуатации и утилизацию. Это то, что сейчас на западе называют from cradle to grave (от колыбели до могилы), то есть проектирование полных циклов, которое рассматривается как далекая цель для многих крупных компаний. В нашей стране подобные схемы использовались с начала восьмидесятых годов.

Советская система позволила провести колоссальный эксперимент, а именно построить систему дизайна, которая работала в едином ритме со всем государством в условиях командной экономики. Подобных по масштабам проектов не было за всю историю промышленности. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики стал самым крупным проектным учреждением в истории не только нашей страны, но и мира. В рамках института удалось собрать и практиков, способных проектировать, осуществлять контроль над процессом, проводить экспертизу, и теоретиков, занимающихся проблемами проектной культуры, историей и теорией проектной деятельности. Промышленный дизайн СССР превратился в марку, которой по праву гордились создатели ВНИИТЭ.

Дизайн — это, пожалуй, единственная отрасль, которая была наибольшим образом связана с самыми передовыми процессами на Западе. В филиалы института технической эстетики стекалась информация о последних достижениях Италии, Англии, Германии, Японии и других стран. Информационный отдел и библиотека ежемесячно получали десятки зарубежных изданий. Отделы ВНИТЭ до сих пор хранят архивы, где находятся многочисленные письма, приглашения, отчеты о поездках и командировках сотрудников. В свою очередь в нашу страну съезжались зарубежные специалисты в области дизайна со всего мира. В Советском Союзе неоднократно бывали замечательный британский дизайнер и теоретик Миша Блэк, мыслитель от дизайна и создатель эстетики «Ямаха» Кэндзи Экуан, возможно, одна из самых противоречивых фигур в технической мысли ХХ столетия Ричард Бакминстер Фуллер, а также Тапио Вирккала, Поль Шеффер, Томас Мальдонадо, Сигвард Бернадот.

Что привлекало всех этих людей в нашей стране и нашем дизайне? Почему они работали у нас и с нашими специалистами? Вероятно, в Советской России они нашли то, чего не находили у себя — возможность создания целостных проектов, невероятные научные ресурсы, поддержку государства. Система — это то, к чему стремится любая материя, к формированию максимально структурированной и жесткой упорядоченности. Это применимо и к дизайну, в частности, к советскому, который представлял собой, в некотором роде, идеальную, опередившую свое время модель с прочными связями и единой системой управления.

Но что случилось с той проектной культурой, куда исчезла эта глобальная система дизайна?

Вернемся к диалогу между американским и советским дизайнером, с которого начинается этот текст. Рассматривая целеполагание как основной критерий дизайна, мы сталкиваемся с совершенно противоположными ситуациями. В первом случае, целью дизайнерской деятельности является обеспечение максимального числа людей всем необходимым. Если же преследуются такие цели, как увеличение производства, стимулирование сбыта и обеспечение прибыли — это совершенно другой случай. В начале девяностых все профессиональное сообщество отечественных дизайнеров охватила эйфория. «Мы находимся на рубеже открытия нового этапа», «свободная экономика — это новые возможности для дизайна», — говорили все. Однако слом советской проектной структуры стал разрушительным для всей системы дизайна: изменились цели, советская модель проектирования утратила актуальность, рынок не принял ее, а создать новый дизайн без государственной поддержки оказалось практически невозможным.

Сегодня положение дизайна в нашей стране полностью противоположно тому, что было несколько десятилетий назад. Советская модель дизайна, интеграционная модель, при всех ее недостатках, была конкурентоспособной в экономике, социальной сфере, образовании и культуре, что делало ее притягательной для западных специалистов. Но важно понимать, что мы не потеряли дизайн как часть нашей проектной культуры, мы только нарушили цепь связей. Настало время усвоить актуальные тенденции в мировой проектной культуре, как это ни парадоксально, очень сильно напоминающие ту модель, от которой мы отказались более двадцати лет назад.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(24):

1 2+1
7 +7−0Роман Ноздрачев00:28:36
08/09/2015
Пара-тройка фоток тут бы не помешала
3 +4−1Сергей Ъ21:09:56
08/09/2015
7 +7−0Роман Ноздрачев00:28:36
08/09/2015
Пара-тройка фоток тут бы не помешала
Ботинки «прощай молодость» и одеколон «Шипр» вот лицо советского дизайна Ссылка на ussr-kruto.ru
(:joy:)(:smile:)(:cry:)
3 +3−0Andrey11:11:50
08/09/2015
Советский дизайн был это точно, он даже успел сформировать советскую эстетику, но здесь большое НО. Все губила система воплощения идей в материальные объекты. На производствах "улучшали", "рационализировали", "экономили" и в итоге от первоначальной задумки оставался куцый предмет. Хотя некоторые идеи иногда пробивались и воплощались, и тут же становились предметом вожделения. Но в целом с дизайном было уныло и как-то далеко от потребителя. Вспомним наш автопром, все от итальянцев
2 +3−1Маршалл Жуков00:37:42
09/09/2015
-1 +0−1Сергей Ъ21:15:46
08/09/2015
Это скажите спасибо российским жлобам-предпринимателям, рождённым в СССР. В Китае можно закупить и качественные вещи, но чуть подороже. А оболочка будет одинаковой, она с одной формы штампуется.
Батенька, вы айфон хоть раз разбирали? Там внутри тоже жлобство, экономия на мелочах и двусторонний скотч.
2 +2−0Алексей Кириенко16:24:49
08/09/2015
1 +1−0Брат из Зимбабве16:02:24
08/09/2015
Сов. дизайн в основном был упрощённым передиранием зап. образцов, и в статье об этом честно сказано. А то, что придумано в совке, мало кто покупал. Т.ч. если касса не звенела, то и не дизайн.)
Просто подход был другой ... Дело не в отсутствии тяги к эстетике (Этого было полно ) а отсутствии нужды делать выбор между вложением денег в дизайн и вложением в надежность и "юзаблитит" (удобство использования ) .
Старались как могли .

Но часто функциональность и "технологичность" вытесняла и красоту и удобство ... То есть производство иногда путало цели средства и "План по валу " мог стать самоцелью так как премии и почет шли за него, а не за то купит ли кто-то то что производится или нет .

При капитализме есть другая "вилка" деньги ради денег .
Если получиться продать сверх дешёвый яд в красивой упаковке под видом модного сорта мармелада есть шанс что кто-то его продаст..

...Ну пусть не яд но что-то из воды и желатина без сахара запросто !


2 +2−0Алексей Кириенко15:58:15
08/09/2015
3 +3−0Andrey11:11:50
08/09/2015
Советский дизайн был это точно, он даже успел сформировать советскую эстетику, но здесь большое НО. Все губила система воплощения идей в материальные объекты. На производствах "улучшали", "рационализировали", "экономили" и в итоге от первоначальной задумки оставался куцый предмет. Хотя некоторые идеи иногда пробивались и воплощались, и тут же становились предметом вожделения. Но в целом с дизайном было уныло и как-то далеко от потребителя. Вспомним наш автопром, все от итальянцев
А чем это отличается от отличных на вид но не надежных вещей ?
.
Каждый кто чинил почти любые современные наушники поражается мелочным жлобством экономии на проводах креплениях и тд .

Слова "Капитализм " и "Капитальный" несовместимы и вообще похоже антонимы ...
2 +2−0demm4502:44:02
08/09/2015
Комментарий удалён.
В оружии необходимо придерживаться сугубо практической стороны, что и делали в ссср. А если спроектировано добротно, то и красиво само собой. Функциональность красива.
Вспомните что Туполев про самолеты говорил.
1 +1−0Алексей Кириенко17:03:39
08/09/2015
Первое впечатление СТРАННАЯ статья ... Вроде с целью вселить немного заслуженной гордости запрошлое страны и в тоже время уничежение назойливым напоминанием инвалидного "Зпора" и не совсем фиата из Тальяти... Честно говоря ожидал сравнения дизайна в картинок с комментариями объясняющими различие подхода ...
Но увы ! Лозунг "Советский дизайн сегодня снова в моде" тоже нераскрыт (Где в моде ?Почему? )
1 +1−0Максим Глазырин16:05:24
08/09/2015
Зря автор в подзаголовке употребил слово дизайн, читатели скорее всего подумают про эмалированную посуду, зеленые стены и газовую плиту Лысьва. Уместнее слово проектирование.
Немного спутано и туманно, но в целом все верно. Именно проектирование городов с парками, метро, школами это заслуга советского централизованного проектирования, на западе в те годы строили те самые элитные поселки, замкнутые в себе, которые строят сейчас в России наши девелоперы или как их там. Автор мечтает о том, что мы одумаемся и вернемся к истокам, кивает на запад, там ведь к этому пришли, забывает о том, что там к этому пришли крупные компании предварительно сконцентрировав значительные доли рынка, а у нас таких нет, а рассчитывать на государство тут не приходится.
1 +1−0Брат из Зимбабве16:02:24
08/09/2015
Сов. дизайн в основном был упрощённым передиранием зап. образцов, и в статье об этом честно сказано. А то, что придумано в совке, мало кто покупал. Т.ч. если касса не звенела, то и не дизайн.)
1 +1−0Dmitry Smirnov22:40:56
07/09/2015
Прекрасно.
1 +3−2Вася Козлов21:29:04
07/09/2015
В дизайне оружия в СССР преуспели больше других, в сравнении со всем, культурным мировым пространством. Неоспоримый факт.
1 +2−1I. G.17:41:18
07/09/2015
"идем нога в ногу с мировым техническим прогрессом"
Понимающий поймет
0 +0−0Федор Дыня08:54:35
09/09/2015
Очень забавно наблюдать. как "школота" комментирует "советские" темы....

Не говоря уже о профессиональном уровне комментаторов. который в большинстве случаев "оставляЭ")))
0 +1−1Sergii Inkоgnito23:15:25
08/09/2015
Капец! Человек пишет слова советский дизайн и не включает их в кавычки! Интересно для кого этот бред написан? Для подростков не живших и дня в СССР? Или для старых маразматиков, ассоциирующих СССР с устойчивой эрекцией? "Советский дизайн" это не дизайн, а жалкое убожество закомплексованного совка. А все хорошее было украдено, вплоть до промышленного образца - от машин до компьютеров.
0 +0−0Вера Шонова22:12:11
08/09/2015
Хохол- это не нация .Это диагноз.Из -за хохлов прекратится жизнь на планете Земля. Вот посмотрите.Это нация предателей.
0 +0−0Santiago Vo21:37:47
08/09/2015
-1 +0−1Вася Козлов11:06:28
08/09/2015
Советское оружие, как никакое другое узнаваемо и отлично от любого другого и формой и содержанием и по этому по всему миру возникли поклонники и почитатели творчества и таланта наших оружейников, появились целые направления, в Индии и Китае и мн. др. ,к примеру. Мы мальца пропустили поп-арт и всяких меньшинств, так как восстанавливали страну после войны и это отразилось в творчестве оружия, стремление к его 100% функциональности, а не понтам, в 90 нам хотелось именно "красивых фантиков" их не было у нас, но это оказалось во многом, завуалированным говном, хотя бесспорно этот опыт общения с западом, дал огромный толчок развития и понимания эстетики современного мира и ярким примером подтверждения моих слов служил парад 9 мая и мн. др. изыскания в дизайне )
И от SturmGewehr 44 тоже отлично?
0 +0−0Santiago Vo21:26:13
08/09/2015
2 +2−0Алексей Кириенко15:58:15
08/09/2015
А чем это отличается от отличных на вид но не надежных вещей ?
.
Каждый кто чинил почти любые современные наушники поражается мелочным жлобством экономии на проводах креплениях и тд .

Слова "Капитализм " и "Капитальный" несовместимы и вообще похоже антонимы ...
Тем, что наушники наушникам рознь. В СССР были две-три модели наушников и у всех была фиговая пайка и хреновые динамики (не надо мне рассказывать, что было в качестве показухи на ВДНХ). На западе наушники призводили и производят для разных уровней потребителей; есть хорошо выглядящие модели и за 5 дол, есть и за 1500 и выше. Вы будете утверждать, что на них всех стоят плохие провода крепления?
0 +0−0Elena Steriopulo21:24:12
08/09/2015
отличный старт, афтор.
Еще немного - и сможете писать передовицы газеты Правда за 1971 год
0 +1−1Сергей Ъ21:11:47
08/09/2015
Комментарий удалён.
Нате картинки
Ссылка на yandex.ru
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь