Назвать лопату лопатой

14:50 20/08/2015 Россия
Назвать лопату лопатой

Произошедший на прошлой неделе эпизод с сестрой Натальи Водяновой — 27-летнюю Оксану Кусакину, страдающую аутизмом, бездушные владельцы кафе в Нижнем Новгороде попытались выставить прочь — всколыхнул не только общественное мнение, привычно расколовшееся на тех, кто «за», и тех, кто «против», но и море языковой реальности. Под угрозой оказалось само слово «болезнь» — древнее, с отчетливо просматриваемым праславянским корнем «боль». Волну запустила сама Наталья:

— Уважаемые журналисты, я хочу призвать вас не забывать о журналистской этике и не называть аутизм и ДЦП болезнями. Это особенности или нарушения развития, но ни в коем случае не болезнь. Это мировой и российский стандарт терминологии. Также неправильно называть человека с аутизмом аутистом. Это все равно, что называть человека в очках очкариком, а человека низкого роста коротышкой. У нас у всех свои особенности, мы все разные, но это не значит, что мы больные.

Все правильно: «коротышка» — это хрестоматийный пример политнекорректности, спичрайтеры не зря съели свой хлеб. Говорить надо «человек, преодолевающий трудности из-за своих вертикальных пропорций». Для нас звучит дико, как и многие шедевры этой идеологии. Призывы к вербальной политкорректности в России очень часто выглядят как эпигонство, но эпигонство не безвредное, а убивающее, в силу языковой несостоятельности, всякое сочувствие. Важно, что эта фраза, этот призыв был обращен именно к журналистам, без сомнения занявшим самую сочувственную позицию по отношению к Оксане. Говоря «болезнь», они называли, а не обзывали.

Страшный удар будет нанесен по русской культуре сочувствия, если перлы политкорректности войдут в язык. Если «безумный» и «сумасшедший», как и психически больной, начнут уважительно именоваться «лицом с психиатрическим опытом». Если алкоголика и пьяницу (слово почти нежное), а заодно и наркомана начнут называть «химически недомогающими». Еще хуже недавняя лингвистическая находка политкорректоров — нейроатипичные люди. Мы — нейротипичные, а она — наоборот. Что-то в этом есть совсем ужасное, необратимо геббельсовское.

Но растеряем мы, если выучим эти слова, не только сочувствие, а в каком-то смысле и человеческий облик. В мире победившей политкорректности людей не принято оценивать, говорить «вор», «злодей», «лжец». Для всего этого существует универсально корректное слово «другой». Поджарить «другого» на электрическом стуле — пожалуйста, а брякнуть в лицо «душегуб ты» — ни-ни-ни. Никакого осуждения, просто ты альтернативный и все. Логически не подкопаешься, по-человечески — скверно. Разделение, различение не есть неравенство, это важнейший элемент морали, без которого «другие» и «атипичные» зададут свою норму, добьются неравенства, но только в свою пользу.

Совершенно неправильно изгонять слова «инвалид», «старый» (надо: «некоторого или четвертого возраста»), «эмигрант» (надо: «приезжий»), «негр», в Германии зачем-то дискриминировали слово «цыгане» (надо: Roma und Sinti), то есть именование целого народа.

Досадно, что нельзя, некорректно предпочитать красивое уродливому — это лукизм или face fascism. Нельзя называть богатого богатым, а надо — «лучше зарабатывающий». Вместо poor и needy со значениями «бедный» и «нуждающийся» надо говорить deprived — «обездоленный» или лучше — underprivileged («недопривилегированный»), вместо слова «безработный» — «не получающий зарплаты» (unwaged). Особенная честь в этом птичьем языке досталась бомжу, роющемуся в помойке, — bin man. Он теперь «собиратель вещей, от которых отказались» — refuse collectors. Никаких чувств, никакого душевного движения. Именование через процедуру, функцию, вторичный формальный признак.

Но чем же плох «инвалид», как, впрочем, и все остальные слова? В каком горячечном бреду явилась идея запрещать их? Дом инвалидов в Париже — заведение в высшей степени благородное и почетное. Les Invalides (Дом инвалидов, государственный дом призрения) для заслуженных ветеранов войны начал строить еще Людовик XIV, а Наполеон I именно там впервые вручил офицерам ордена Почетного легиона. Значит, существенно не слово (латинское, породистое), а то, что создано обществом вокруг него?

Вся эта цензура, предписывающая называть дворника «экологическим оператором», а пожарного — «менеджером пожарного подразделения», начала формироваться в США лет 40 назад. Принято возводить это направление политической мысли к утонченным спорам философов и лингвистов о связи речи и мышления, а именно — к концепции лингвистической относительности Сепира и Уорфа, согласно которой язык определяет мышление и способ познания жизни. Некоторое зерно тут есть, но от него до запрета конкретных пристойных слов мостик перебросить крайне сложно. Есть здесь и своя прагматика, конкретный смысл.

60-е годы вывели на сцену массу, так сказать, ущемленных меньшинств — от домохозяек до хиппи. Революция 1968 года мощно повлияла на умы — надо было предоставлять новые права и новые возможности «другим», нон-конформистам, левакам, сексменьшинствам. Все эти социальные группы мастерски разглядели специалисты по выборным технологиям, набиравшим силу именно в это время: многочисленные дискриминируемые «меньшинства» — инвалиды, ветераны, геи, представители других рас, легальные иммигранты, безработные, домохозяйки — оказались «интересным» электоральным ресурсом. Маховик начал раскручиваться. Новая идеология, новая политика, новые слова. Там получилось — и пандусы есть, и образование для инвалидов, и трудоустройство, и коляски на загляденье, и льгот куча, и с работы не уволишь. Но у нас — другой космос, другое гуманитарное время. Мы только подходим — после десятилетий выживания — к задачам интеграции инвалидов в общество, только пристреливаемся, на ходу осваивая базовые технологии, и западные кальки ложатся на почти голое поле. Они не охраняют достоинство инвалида, а формируют ощущение ложной исключительности, неполезное ни для самого инвалида, ни для его родных, ни для общества.

Вот нам объясняют, что для 27-летней Оксаны, страдающей аутизмом, оказывается обидным слово «болезнь». При этом ускользает, что обидеть — это вызвать чувство обиды, а не сказать обидное слово. Если нет обиды, то нет и обидчика, так устроен наш язык и наше сознание. Танго в этом случае танцуют двое. Один режиссер другого назвал кретином, а тот расслышал «Тарантино» и счел за комплимент. Все. Чтобы знать, обижает ли Оксану слово «аутизм», нужно ее спросить. Если нет, если она не поймет вопроса — значит, нет тут обиды, для нее конкретно нет.

Простые люди, шашлычники, палаточники, не имеют ничего общего с Людовиком или Наполеоном, у них совершенно другие возможности действия. Они обижают или помогают, жалеют или клянут. Завтра высокой культурой они не обзаведутся, что с ними ни делай. Понятно, что воспитанные не обидят и так, им уж совсем незачем запрещать нормальные слова — интеллигент Женя Лукашин из «Иронии судьбы» назвал пресловутую заливную рыбу гадостью только в состоянии сильного подпития, а иначе, наоборот, хвалил бы, боясь обидеть хозяйку. Весь этот шабаш с гуманистическими запретами адресован не «культурным» людям, которые знают, что такое предупредительность и такт. Он адресован именно тем, кто ведет себя импульсивно, гневается не стесняясь, для кого другой — в первую очередь раздражитель.

Но репрессия языковых практик в России, в отличие от Европы или США, на мой взгляд, ничего не даст: лапоть, брезгующий инвалидом, так выскажется про «особенности развития», что будет не просто обидно, а сокрушительно невыносимо. Чувство выход найдет, способ обнаружится. Надо, чтобы не было этого чувства.

Главное, что есть у человека русской культуры, — добрый нрав, сострадание, сердобольность, способность к сопереживанию. Вот на что должна быть ставка. Уличительная политкорректность исходит из того, что человек обязательно будет оскорблять слабого: не прямо, так скрыто. Но это не так: сочувствующий не обидит. Да, желание иногда отдать последнее прекрасно соседствует с хамством и бессердечием, так уж устроен человек. Но если замутить разум политкорректной эпигонской «феней» — все, пиши пропало. И не нужно фантазировать, что жалость в данном случае унижает. Жалость не унижает. Она не исключает ни уважения к личности, ни признания ее прав, в каком бы теле и с каким бы интеллектуальным ресурсом ни случилось этой личности жить. В России доступная среда, и инклюзивное образование, и разная прочая толерантность вырастут не из насилия над языком и не из директивно испытываемого пиетета к «солнечным детям», но из старинных «жалости и милости», из понимания, как хрупка, как мгновенна грань между здоровьем и нездоровьем, и, конечно же, из просвещения. Природа беспощадна, а человек — нет.

Вот поэтому нам и нужно беречь слова, которые могут причинить боль и вызвать отвращение.

Помойка должна называться помойкой, а не парком для захоронения отходов, война — войной, а не конфликтом, убитые и раненые — именно так, а не сопутствующими потерями, и тюремный надзиратель должен называться по старинке, как у Достоевского. Для того, чтобы мы не разучились видеть драму и остроту жизни.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(62):

0 +0−0nymbo pseudo19:24:46
20/08/2015
-3 +0−3Natalia Vasilyeva18:50:00
20/08/2015
Это китайский взгляд на вещи. Но лучше вечный мир до первой драки, которую всячески стараются предотвратить в том числе и вежливостью, и приличием, чем вечная драка от души.
Остап Ступка: "В "Последнем герое" лег спать – а через 41 минуту тебя уже съели!"
0 +1−1Хрюн Моржов18:25:50
20/08/2015
Комментарий удалён.
А я тигров давно не наблюдал в естественной среде обитания.

Приезжайте в Россию, кто вам не велит?
0 +0−0Natalia Vasilyeva17:24:57
20/08/2015
0 +1−1Хрюн Моржов17:11:56
20/08/2015
Ко мне-то у вас какие счёты? Я всех калек должен облагодетельствовать, или что?

Русский народ очень разный, даже географически, поэтому давайте не будем делать глобальных обобщений, жалостливый он или не жалостливый, окей?
Это не имеет прямого отношения к слову "калека". Слово-то, кстати, в значительной мере устаревшее и даже диалектное, употребляется в разговорной речи очень нечасто.
К вам у меня никаких счетов нет. Просто я продолжила вашу мысль о нейтральности этого слова. Стилистически оно нейтрально и архаично, а психологически нет.
0 +1−1Хрюн Моржов17:11:56
20/08/2015
0 +1−1Natalia Vasilyeva16:55:37
20/08/2015
Слово "калека" стилистически совершенно нейтрально.
Это слово, как всем понятно, означает "искалеченный", то есть лишенный полноценной формы, неполноценный. Русский сердобольный народ жалостлив и любит смаковать свою жалость к неполноценным, не задумываясь, каково этим "калекам" от его жалости. Не лучше ли вместо сердобольности и жаления просто создать этим людям условия, где они смогут полноценно жить в силу своих возможностей?
Ко мне-то у вас какие счёты? Я всех калек должен облагодетельствовать, или что?

Русский народ очень разный, даже географически, поэтому давайте не будем делать глобальных обобщений, жалостливый он или не жалостливый, окей?
Это не имеет прямого отношения к слову "калека". Слово-то, кстати, в значительной мере устаревшее и даже диалектное, употребляется в разговорной речи очень нечасто.
0 +0−0Natalia Vasilyeva17:11:16
20/08/2015
3 +3−0Хрюн Моржов17:03:55
20/08/2015
Совершенно верно излагаете.
Вот и они пусть смирятся, когда мы не хотим называть инвалида "человеком с ограниченными возможностями", хотя бы из соображений экономии слов.
А что они, то есть, западные люди, вам что-то приказывают? Как говорить диктуют? Что-то я в этом сомневаюсь. Они и русского языка-то не знают в большинстве своем. Скорее всего, это и есть механический перенос на русскую почву других реалий. И осуществляют его не извне, а изнутри.
0 +2−2Polina Slavskaya17:09:49
20/08/2015
Интересно, что сердобольность, которой обладают все люди говорящие по-русски, не мешает им выгонять больных (от слова боль) людей из кафе, церквей, из школ и детсадов. А лицемерные и бессердечные Европейцы и Американы помогают и реабилитируют своих "людей с особенностями."
0 +0−0Natalia Vasilyeva17:06:03
20/08/2015
5 +5−0Дмитрий Калиниченко16:42:51
20/08/2015
Проблема в том, что за неполиткорректное высказывание могут посадить, и сажают. Т.ч. цензуры здесь больше чем вежливости.
Не знаю про такие случаи, каюсь. Знаю, что если политик публично выразится неполиткорректно, то приносит извинения. Но политическая карьера при этом может пострадать. В публичности так.
0 +1−1Украина цэ Россия16:56:18
20/08/2015
Комментарий удалён.
жидку бомбануло.
0 +1−1Natalia Vasilyeva16:55:37
20/08/2015
7 +8−1Хрюн Моржов16:29:24
20/08/2015
Слово "калека" стилистически совершенно нейтрально. Если вы этого не понимаете, Водянова или кто-то ещё, если вам оно кажется оскорбительным, то почему миллионы других людей должны с вами согласиться?
Так что да, смысл в этом. Водянова отвыкла от России, ей режет слух, но все остальные должны по её команде перековаться, так?
Слово "калека" стилистически совершенно нейтрально.
Это слово, как всем понятно, означает "искалеченный", то есть лишенный полноценной формы, неполноценный. Русский сердобольный народ жалостлив и любит смаковать свою жалость к неполноценным, не задумываясь, каково этим "калекам" от его жалости. Не лучше ли вместо сердобольности и жаления просто создать этим людям условия, где они смогут полноценно жить в силу своих возможностей?
0 +0−0Дмитрий Калиниченко16:51:41
20/08/2015
Интересно и актуально, спасибо. Хотя, ИМХО, автору не стоит ввязываться в дискуссии, касающиеся его произведения, тем более в интернете, тем более выдавая себя за другого человека)
0 +0−0Иван Бронебоев16:27:56
20/08/2015
Комментарий удалён.
Иуда, ради гнёздышка грача, залезь-ка почитай в словарь статью на слово "термин".
0 +1−1Хрюн Моржов16:13:24
20/08/2015
Комментарий удалён.
Я не хуже тебя знаю, что есть что в английском, успокойся.
А вот ты не знаешь, откуда берёт исток политкорректность, и как, в частности, слышится английском уху слово "негр", хоть по-английски произнесённое, хоть по-русски.
Да и читать-то не умеешь, как видно.
0 +5−5Elena Steriopulo15:22:14
20/08/2015
надо поработать над стилем.
Долго, нудно, многословно(с)
-1 +0−1A. Zorin05:42:34
21/08/2015
"Помойка должна называться помойкой..."
Водянова просто обратилась к журналистам, как виртуозам слова, быть добрее, гуманнее к тем, кто не может себя защитить. Ведь слово - это оружие, которое моет ранить и даже убить. И не надо здесь искать чуть ли не посягательство на свободу слова. Это называется - притягивать муде к бороде.
Похоже что помойка - пока только во рту и мозгах автора этой статьи, которая вызает те же ощущения.
-1 +0−1Ursula Largus05:21:26
21/08/2015
3 +3−0Pety Petin17:56:45
20/08/2015
к концепции лингвистической относительности Сепира и Уорфа, согласно которой язык определяет мышление и способ познания жизни.

Это правильно, но причём тут переназначение значения слова, или описание объекта более мягко либо более жёстко чем обычно принято. Дело на мой взгляд не в словесной эквилибристике, хотя это и интересно, с точки зрения умения управления своею речью, а дело в умении управлять своим поведением и эмоциями. Т.е. если говорить о толерантности то это умение относиться и действовать исходя из это принципа в отношении объекта или это переназначить значения слова, либо дать другие определения(возможно более точные) чему либо вызывающему конфликт, нетерпимое отношение. Ведь уточнение слова(переназначение смыслового значения) не решает общую проблему поведения в раздражённом или возбуждённом состоянии. Это задача для каждого человека, не столько общественная проблема.
Давая чему-либо название, человек прилагает к нему и устоявшийся шаблон чувств и действий. Называя кого-то врагом, соответственно испытываешь напряжение и готовишься защищаться или нападать.
Погибли бойцы подразделения или ликвидировано бандформирование - совершенно разные чувства вызывает одно и то же событие.
Инвалид - требующий помощи, социально незащищенный.
"С особенностями развития" - тут еще наполнять и наполнять. Но сначала должен появиться смысл, а не наоборот.
С неграми понятно, ниггер - раб, рабство отменили, люди добились равных прав и потребовали эти права запечатать в новом слове, чтобы отличаться от ниггеров.
Чем отношение к "альтернативно развитым" должно отличаться от отношения к инвалидам? Просто заменив слово отношение не изменить, тут Вы правы.
-1 +0−1nymbo pseudo18:13:09
20/08/2015
6 +7−1Хрюн Моржов15:57:39
20/08/2015
К всему сказанному следует добавить, что в русском устоявшиеся варваризмы звучат совсем по-другому, нежели в языке оригинала. Например, "негр" никак не связан с английским nigger. Поэтому, нечего механически переносить зарубежные языковые практики на нашу почву. Они будут восприниматься как комичные - напоминая нечто вроде "альтернативно одарённый".
А вот при переводе с русского на английский уже можно требовать осторожности в выражениях.
Витиевато высказался. Ты, наверно, не Хрюн Моржов,
а Дик Пигов(:smile:)
-1 +0−1Хрюн Моржов17:12:48
20/08/2015
Комментарий удалён.
А они обижаются?
-1 +4−5Natalia Vasilyeva16:02:36
20/08/2015
Не просто долго, нудно, многословно, а еще и намешано всего в кучу: русский язык, английские слова, неудобоваримые переводы этих английских слов, критика за них американской политкорректности, которая есть просто социальная и политическая вежливость и больше ничего, русская сердобольность, допускающая хамство и грубость, потому что так уж устроен всякий человек, необходимость навешивать ярлыки, потому что без них никак не обойтись в русском сердобольном мире и так далее и тому подобное.
-2 +0−2Natalia Vasilyeva16:49:18
20/08/2015
Комментарий удалён.
Ну, конечно, разве можно признаться, да, это я, авторша. Никто и не надеялся, но тем не менее, это вы, дорогуша. Мои познания в русском языке и прочей лингвистике подтверждены давным-давно дипломом соответствующего факультета МГУ. А вот вы явно диалектике учились не по Гегелю. Вы по стенгазетам эксперт.
-3 +0−3Natalia Vasilyeva18:50:00
20/08/2015
3 +3−0nymbo pseudo18:03:03
20/08/2015
Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобие правды и начало всякого беспорядка.
Лао Цзы
Вечный мир — до первой драки.
Это китайский взгляд на вещи. Но лучше вечный мир до первой драки, которую всячески стараются предотвратить в том числе и вежливостью, и приличием, чем вечная драка от души.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь