«Какое-то издевательство»

00:01 12/08/2015 Россия
«Какое-то издевательство»

В конце мая Владимир Путин поручил правительству разобраться в причинах роста смертности в России в первом квартале 2015 года и доложить о принятых мерах. Это распоряжение президент дал после совещания с членами кабинета министров, на котором и прозвучали неприятные цифры — по сравнению с тем же периодом прошлого года, в России умерло на 23500 человек больше. Глава государства ожидал увидеть отчет правительства до конца июля, но так и не дождался. О том, почему чиновники не торопятся с докладом и насколько хороши дела в российском здравоохранении, «Ленте.ру» рассказал глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

«Лента.ру»: Уж август на дворе, а доклада все нет. Может, проблема надуманная и говорить не о чем?

Сергей Калашников: Проблема действительно существует, и говорить о ней, конечно же, надо. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост смертности очевиден. А вот причины этого не столь очевидны, как думают некоторые чиновники. Винят, в частности, алкоголь. Это было бы понятно, если бы россияне стали больше пить. Но это не так. У нас есть объективные данные, что потребление алкоголя в России снижается.

Что же произошло?

Начнем с того, что хуже стало с лекарственным обеспечением. Лекарства подорожали, доступ к ним затруднился. И в целом медицинское обслуживание ухудшилось. Снизились и доступность, и качество медицинской помощи. И что самое печальное — кризис нашего здравоохранения углубляется. Хотя Минздрав напирает на то, что с каждым днем нам все лучше и лучше. Потому, наверное, и с докладом никто не торопится, поскольку увязать рост смертности с неэффективностью своей работы — все равно что самому себя высечь. Это невозможно.

Неужели поручение президента проигнорируют?

Нет, конечно. Доклад представят. Как всегда с задержкой, но представят. Я что-то слышал о середине августа. Поручение есть поручение. Куда интересней посмотреть, что будет в этом докладе. Я почему-то уверен, что Минздрав не признается в плохой работе. Видимо, на кого-то свалят. Но в том-то и дело, что валить не на кого. Кроме ухудшения медицинского обслуживания, других объективных причин нет. Можно сослаться на то, что граждане переживают стресс в связи с экономическим кризисом и событиями на Украине. Но установить эту взаимосвязь крайне сложно, если она вообще существует. К тому же я думаю, что такие заявления им не позволят сделать по чисто политическим соображениям. Потому что тогда придется выяснять, а кто же в итоге виноват.

Глава Минздрава Скворцова говорила, что эпидемия гриппа повлияла на смертность.

Ну это, знаете, совсем не так. В начале 2015 года никакой критической ситуации с гриппом не было. К тому же объективности ради надо сказать, что Минздрав провел большую работу по вакцинации в 2014 году, и никакой взрывной эпидемии у нас не было. В общем, внятного объяснения, насколько я понимаю, нет. Тут еще важно заметить, что ОНФ уже в третий раз перенес широко анонсированное общее собрание по вопросам медицины. Планировали собраться еще в июне, а теперь на сентябрь перенесли.

Тоже доклада ждут?

Едва ли в Народном фронте подбирают хорошие слова в адрес Минздрава. Но если скажут плохие, то придется принимать какие-то решения. Возможно, и кадровые. Полагаю, сейчас все думают, что же нам делать с Минздравом.

А можно ли с ним вообще что-то сделать?

Можно. И самое главное — известно, что надо делать. Для начала следует честно сказать о проблемах и честно объяснить их причины. А причин не так много. Во-первых, сокращение бюджетного финансирования привело к тому, что чиновники пошли по самому простому пути — оптимизации учреждений здравоохранения. К чему это привело? К увольнению врачей и сокращению лечебных отделений. Если раньше больница или поликлиника была у вас рядом с домом, то теперь надо ехать в другой район. Оптимизация хороша, когда проводится с умом, чтобы сделать учреждения более современными и эффективными в плане оказания услуг. А не в плане экономии средств. У нас же оптимизация закончилась снижением доступности. Те вопросы, которые человек раньше мог решить за один день, теперь отнимают у него неделю, а иногда и больше.

Меньше да лучше не получилось?

Нет. Зарплаты врачей как были низкими, так и остались, несмотря на майские указы президента 2012 года. Привело это к тому, что врачи, работая на две ставки, выполняют свои обязанности не лучшим образом. Эти вопросы надо решать срочно. Бюджетные средства следует тратить с умом. Иначе это выброшенные деньги. Мы сделали упор на высокотехнологичную медицинскую помощь и накупили кучу дорогого оборудования. Но не позаботились о том, чтобы на этой аппаратуре работали грамотные специалисты. Их нет. И это еще одна проблема. Купили импортный томограф, сотрудники фирмы-изготовителя научили специалистов обращаться с ним, и все. Но одно дело нажимать кнопки и получать данные, и совсем другое — интерпретировать полученную информацию и ставить верный диагноз. Требуются соответствующие специалисты, но их подготовкой не озаботились.

Проще говоря, все плохо…

Не все, конечно. Так говорить нельзя. Все же есть у нас грамотные врачи, которые буквально спасают людей, и лечат их, добиваясь очень хороших результатов. Но на этапе профилактики и реабилитации у нас большие проблемы. Вы думаете, почему за границей люди проводят в стационаре три, пять дней и потом долечиваются амбулаторно, а у нас — по две, три недели? А потому, что в стационаре у нас лекарства бесплатные, и там людей действительно лечат. Если же пациента выписать через три дня, то через месяц он снова вернется в больницу с ухудшением. Далеко не все у нас могут себе позволить платные лекарства и реабилитацию. Представьте, каково это — с протезированным коленным суставом ездить каждый день на физиотерапию в поликлинику. А без правильной реабилитации, без санаторно-курортного лечения, которое Минздрав упорно не желает развивать, все самые высокотехнологичные операции пойдут коту под хвост.

Чтобы меньше людей попадало в больницы, надо развивать превентивную медицину, скрининг. Это позволяет на ранних стадиях выявлять заболевания у людей, не имеющих пока клинических симптомов. Неудивительно, что у нас такая смертность от рака, если болезнь обнаруживают уже на третьей, четвертой стадии. В 2014 году Минздрав отчитался, что профилактическими обследованиями охвачено 40 миллионов человек. Грандиозная цифра, но современный скрининг — это не ежегодная флюорография, которой мы гордились 30 лет назад. Обследования должны проводиться по тем направлениям, где у нас наибольшая смертность: сердечно-сосудистые заболевания и онкология.

Но это серьезные и дорогие обследования. Где столько денег-то взять?

Тратить их с умом надо. Огромные деньги выделяются на информатизацию, а единой базы лекарственных средств и единой формы электронного больничного до сих пор нет. Каждый субъект придумывает что-то свое, кто во что горазд, а на информатизации, как мы знаем, деньги очень легко уходят налево. Да и не надо каждого человека тащить на дорогое обследование по полной программе. Следует выявлять группы риска и людей с предрасположенностью. Это совсем не дорого. Этот подход известен еще со времен Семашко и успешно реализован на Кубе, занимающей сейчас по качеству здравоохранения 18 место в классификации ВОЗ. Россия же — на 133-м. Это при том что на Кубе в расчете на человека здравоохранение финансируется в десять раз меньше.

Может, отправить наш Минздрав на Кубу для обмена опытом?

Не надо так далеко ездить. Прекрасный опыт есть в Воронеже и Липецке, где провели интересные эксперименты по выявлению рака простаты. Каждому мужчине, обратившемуся в поликлинику, выдавали анкеты, где его просили ответить на вопросы о наличии симптомов этого заболевания. Потому что с первыми симптомами люди обычно не обращаются к врачу. Порядка 50 процентов сразу отсеивается. При дальнейшей диагностике из этих 50 процентов остается менее трети тех, кому необходимо углубленное обследование или лечение. То есть силы и средства нашего здравоохранения следует не размазывать по всему населению ради отчетности, а направить их именно туда, где это необходимо — на сердечно-сосудистые и онкологию.

Но Вероника Скворцова говорит, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижается.

На бумаге снижается. Я получаю много писем от врачей, сообщающих, что им дано жесткое указание в случае смертельного исхода по сердечно-сосудистым основаниям писать «смерть от естественных причин». От старости, другими словами. Но какие могут быть естественные причины, если люди умирают в 45-60 лет? Это противоестественные причины. Какое-то издевательство над здравым смыслом! Так вот, манипулируя статистикой, Минздрав выполняет взятые на себя обязательства по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В общем, мне очень интересно, что будет в том отчете, особенно в части предлагаемых мер по снижению смертности.

Денег, наверное, попросят…

Это понятно. Но надо же понимать, на что эти деньги пойдут. Ведь даже на те деньги, что выделяются сейчас, можно сделать намного больше, если использовать их эффективно. Но главное, необходимо завершить реформу здравоохранения. А для этого следует понять, какой мы видим национальную модель здравоохранения. У нас медицина бесплатная, как это прописано в Конституции, или нет? А если платная, то за что человек платит? Если за то, что один лежит в палате с телевизором, то ради бога. Но это не имеет никакого отношения к лечению. А если ему предлагают платную операцию сегодня или бесплатную через два года, то это уже совсем другая история. Есть частные медучреждения, но в государственных клиниках, в государственной системе здравоохранения таких вещей быть не должно. Дождемся доклада — посмотрим. Но пока я, к сожалению, не вижу политической воли к изменению ситуации.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(186):

1 ... 456 7 8910+1
0 +0−0Izrin Maria17:05:24
12/08/2015
1 +5−4Vasiliy Popov09:46:41
12/08/2015
Для большинства врачей в провинции вопрос стоит таким образом: работать на одну ставку - жить не на что. работать на две - жить некогда.
"Работать на ставку - есть нечего, работать на две (с четвертью) - есть некогда."
0 +0−0Izrin Maria17:02:23
12/08/2015
4 +5−1Джек Никелсонов08:25:24
12/08/2015
>(За высокую квалификацию в городе Мухосранске - надо платить очень-очень много.)
Типа если заплачу много получу высокую квалификацию врача? Да хер там, преимущественно обращаюсь в платные медцентры, найти там грамотного медкадра такая же лотерея как и в районной поликлинике (один плюс очередей нет и никто лаять не будет в кабинете). Процент грамотных врачей в мухосранске везде примерно одинаков и крайне низок.
Гарантировано получить грамотную медпомощь в неДС можно только одним способом купить билет на самолет в ДС.
Я имела в виду, что тот (государство или частное лицо), кто захочет создать в гор. Мухосранске больницу мирового уровня, будет вынужден платить специалистам намного больше, чем они зарабатывали бы в Нью-Йорке или в Москве.
Пример - в Нигерии при участии израильтян создана клиника на вполне мировом уровне.Там предлагают зарплату в ЧЕТЫРЕ раза выше, чем в Израиле, начальную.
0 +0−0Dmitriy NeoN16:55:23
12/08/2015
0 +0−0Izrin Maria16:51:48
12/08/2015
Для Вас напомню старый анекдот.
Уж не помню кто из "Вождей" объявил социализм построеным, мол, "Мы идём к комунизму!"
Ему кричат: "Жрать нечего!"
А Вождь отвечает: "Придём - всего будет вдоволь, а по дороге кормить не обещали."
ю. корейцы дружат с америкой и потому живут хорошо и сытно !

Удержаться не могу, из собачки съем рагу.(:smile:)
0 +0−0Dmitriy NeoN16:54:24
12/08/2015
1 +1−0Сергей Макаров16:51:51
12/08/2015
Ну уж нет, скорее наш строй в данный момент можно назвать клептократией. Феодализм это когда есть относительно независимые лорды, а у нас наоборот вертикаль власти.
А в у друга США- Саудовской Аравии тогда что? И где гневные демократические вопли?
0 +0−0Izrin Maria16:51:48
12/08/2015
3 +8−5konstantin ***06:00:41
12/08/2015
Как это странно! Страна встала с колен, а проблемы никуда не делись!
Для Вас напомню старый анекдот.
Уж не помню кто из "Вождей" объявил социализм построеным, мол, "Мы идём к комунизму!"
Ему кричат: "Жрать нечего!"
А Вождь отвечает: "Придём - всего будет вдоволь, а по дороге кормить не обещали."
0 +0−0Izrin Maria16:45:42
12/08/2015
1 +1−0Михаил Лисовин12:50:00
12/08/2015
Согласен. Онкологов вообще вешать надо. Гробят людей, еще и обирают.
Не надо онкологов вешать. Надо зайти к нотариусу, заплатить совсем немного, составить документ вроде "объявляю свою волю: в случае обнаружения у меня онкологического заболевания я не хочу получать никакого лечения, кроме как от участкового врача."
Только не забудьте упямянуть мотивы Вашего решения, чтобы его не смогли оспорить в суде. Лучше - религиозные, например: "Считаю онкологию наказанием Божиим, коего все мы, грешные, заслуживаем".
0 +0−0Андрей Швыдкий16:40:01
12/08/2015
0 +0−0Владимир Непутин16:23:09
12/08/2015
>Тупое животное
>Мамку свою тыкай хоть в рот, хоть в жопу, швыдкая тварь,
До чего приятно почитать переписку культурных, интеллигентных людей!
Виноват, погорячился, просто достали "умники" начитаются в интернете всего, а потом мозг сверлят, так и лечились бы в интернете!,если такие умные. Реальных вещей в здравоохранении не знают и умничают. Сам многим пациентам говорю:"идите в облздрав, жалуйтесь!" В ответ: "кто меня туда пустит, я вам все скажу" Вот такие проничевы свое дерьмо на тебя выльют и с чувством гордости, что доктор ишаку поставили на место- трындеть в инете. И эта быдлятина, каждый день, как снежный ком. Вот что бесит . Напрячь извилины даже не пытаются.
0 +0−0Izrin Maria16:39:52
12/08/2015
3 +3−0Сергей Ирхужин12:26:14
12/08/2015
//В США же человек, которому диагностирована опухоль, будет прооперирован в течение ближайших двух дней.//

Я не знаю, как там сейчас после медицинской реформы, но до этого были скандалы когда страховая компания отказывала в лечении онкологии. Так что вы про материальный фактор не забывайте.

Если мы хотим реформировать медицину, то ни в коем случае не следует брать за образец США, где медицина запредельно коммерциализирована и очень дорога по сравнению с остальными западными странами.

//Это к слову о проклятых буржуинах.//

Я и говорю -- буржуины разные.
Так это ж были СКАНДАЛЫ!
0 +0−0Izrin Maria16:28:26
12/08/2015
6 +7−1Сергей Макаров09:59:14
12/08/2015
Вы идеализируете США и их систему здравоохранения. Деньги там есть на лечение далеко не у всех, равно как и страховка. И очень часто именно лечение является причиной банкротств домохозяйств, потому что оплатить из собственного кармана то что страховка не покрывает безумно дорого. Поинтересуйтесь зачем Обаме понадобилось проталкивать реформу здравоохранения (не от того что в ней все прекрасно и далеко не только потому что ему нужны голоса мекциканских эмигрантов на выборах). В целом качество их медицины выше нашего, в вот по ее доступности - тут все не так однозначно.

Угрожающие жизни состояния лечат беслатно и у нас, никто в реанимации не будет просить с вас денег за дефибриляцию. Кстати тут ДТП с раком сравнивать нельзя. ДТП угрожает жизни здесь и сейчас, рак - нет. Методики лечения рака различны как по эффективности, так и по стоимости. В других странах к слову также есть стандарты оказания помощи, которые гарантированы государством и они не заоблачные (выше наших, но все же потолок есть).
Страховка теперь есть у всех. Работа президента Обамы.
За что его, Обаму, многие ругают - он ОБЯЗАЛ!!! свободных людей тратить ИХ деньги на медстраховку, а не на пиво, например.
0 +0−0Андрей Швыдкий16:28:15
12/08/2015
-1 +0−1Михаил Проничев15:59:57
12/08/2015
Мамку свою тыкай хоть в рот, хоть в жопу, швыдкая тварь, а ко мне обращайся на "вы" и почтительным тоном. Клиника получит деньги из ФОМСа, а врачам ничего из этого не достанется? Кто бы стал работать в такой клинике? Уж всяко не Швыдкий укроп.
Вот вот- униженный норовит обидеть еще более униженного- раб, как я и писал!
0 +0−0Борис Руденко16:27:42
12/08/2015
1 +1−0Михаил Лисовин12:50:00
12/08/2015
Согласен. Онкологов вообще вешать надо. Гробят людей, еще и обирают.
Не надо. Лучше с раком бороться.
0 +0−0Izrin Maria16:24:52
12/08/2015
2 +6−4Сергей Макаров09:36:27
12/08/2015
Насчет США это Вы загнули. Никто там не разбежится оперировать бабульку из глуши если у нее нет мед. страховки.
Онкология - бесплатно, и операция и лечение. Даже в США.
0 +0−0Izrin Maria16:23:10
12/08/2015
0 +1−1Nick Gorbunov08:44:21
12/08/2015
в СССР :) И как лечили тогда - знаю. Проверено на себе. И вообще, что тогда, что сейчас, что в глубокой древности - только патологоанатом может поставить точный диагноз. ;)
Сейчас патология всё больше с биопсиями работает: цитологи, генетики, биохимики.
Задача - определить как лучше лечить, а не "от чего умер?".
0 +0−0Владимир Непутин16:23:09
12/08/2015
-1 +0−1Михаил Проничев15:59:57
12/08/2015
Мамку свою тыкай хоть в рот, хоть в жопу, швыдкая тварь, а ко мне обращайся на "вы" и почтительным тоном. Клиника получит деньги из ФОМСа, а врачам ничего из этого не достанется? Кто бы стал работать в такой клинике? Уж всяко не Швыдкий укроп.
>Тупое животное
>Мамку свою тыкай хоть в рот, хоть в жопу, швыдкая тварь,
До чего приятно почитать переписку культурных, интеллигентных людей!
0 +0−0Владимир Непутин16:18:11
12/08/2015
0 +0−0Михаил Проничев16:02:05
12/08/2015
Да вам хоть ссы в глаза, вам все - божья роса! Вам говорят - лысое, вы - нет, бритое. Если вы все знаете заранее, чего дискутировать?
"Правительство собирается запретить импорт 101 типа медицинских изделий — от шприцев до томографов".
Ссылка на www.novayagazeta.ru
0 +0−0Комрад Ветров16:14:26
12/08/2015
Появились лекарства полностью избавляющие от гепатита С без уколов и побочек, в любой стадии. уже индусы, египтяне и китайцы выпускают аналоги. Наши все телятся.
0 +0−0Михаил Проничев16:02:05
12/08/2015
0 +0−0- -15:53:05
12/08/2015
дитятей по-ходу вы прикидываетесь. непосредственно врачам этих денег не видать. так что маловероятно, что без показаний они вам назначат более сложную операцию. Это кстати и для них риск.
Да вам хоть ссы в глаза, вам все - божья роса! Вам говорят - лысое, вы - нет, бритое. Если вы все знаете заранее, чего дискутировать?
0 +0−0- -15:53:05
12/08/2015
0 +0−0Михаил Проничев15:46:44
12/08/2015
Дитятей не прикидывайтесь. Деньги они получили бы из ФОМСа города, где я проживаю. А так как их предложение - дикость, то мне придется искать деньги на платное стентирование. Для меня - все одно вымогательство, для них - тоже, только вымогают они из ФОМСа, а меня все равно вынуждают платить, отказывая в услуге, которую мог бы оплатить для меня ФОМС. Что непонятно?
дитятей по-ходу вы прикидываетесь. непосредственно врачам этих денег не видать. так что маловероятно, что без показаний они вам назначат более сложную операцию. Это кстати и для них риск.
0 +0−0Михаил Проничев15:46:44
12/08/2015
1 +1−0- -11:04:20
12/08/2015
вы чего все на деньги переводите. в чем вымогательство? они у Вас деньги требуют?
Дитятей не прикидывайтесь. Деньги они получили бы из ФОМСа города, где я проживаю. А так как их предложение - дикость, то мне придется искать деньги на платное стентирование. Для меня - все одно вымогательство, для них - тоже, только вымогают они из ФОМСа, а меня все равно вынуждают платить, отказывая в услуге, которую мог бы оплатить для меня ФОМС. Что непонятно?
0 +0−0Татьяна Ковалева15:44:52
12/08/2015
ВСЕ БЕДЫ ОТ ПЕРЕВОДА ЧАСОВ НА ВЕЧНОЗИМНЕЕ ВРЕМЯ! Выросло число ДТП по вечным потемкам вечерами,уставшие люди возвращаются с работы только в темноте!!! Зато рассветы теперь в 3.00 ночи, когда все спят! Поддержите наши петиции: Ссылка на www.change.org И еще одна: Ссылка на www.change.org
1 ... 456 7 8910+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь