«Какое-то издевательство»

00:01 12/08/2015 Россия
«Какое-то издевательство»

В конце мая Владимир Путин поручил правительству разобраться в причинах роста смертности в России в первом квартале 2015 года и доложить о принятых мерах. Это распоряжение президент дал после совещания с членами кабинета министров, на котором и прозвучали неприятные цифры — по сравнению с тем же периодом прошлого года, в России умерло на 23500 человек больше. Глава государства ожидал увидеть отчет правительства до конца июля, но так и не дождался. О том, почему чиновники не торопятся с докладом и насколько хороши дела в российском здравоохранении, «Ленте.ру» рассказал глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

«Лента.ру»: Уж август на дворе, а доклада все нет. Может, проблема надуманная и говорить не о чем?

Сергей Калашников: Проблема действительно существует, и говорить о ней, конечно же, надо. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост смертности очевиден. А вот причины этого не столь очевидны, как думают некоторые чиновники. Винят, в частности, алкоголь. Это было бы понятно, если бы россияне стали больше пить. Но это не так. У нас есть объективные данные, что потребление алкоголя в России снижается.

Что же произошло?

Начнем с того, что хуже стало с лекарственным обеспечением. Лекарства подорожали, доступ к ним затруднился. И в целом медицинское обслуживание ухудшилось. Снизились и доступность, и качество медицинской помощи. И что самое печальное — кризис нашего здравоохранения углубляется. Хотя Минздрав напирает на то, что с каждым днем нам все лучше и лучше. Потому, наверное, и с докладом никто не торопится, поскольку увязать рост смертности с неэффективностью своей работы — все равно что самому себя высечь. Это невозможно.

Неужели поручение президента проигнорируют?

Нет, конечно. Доклад представят. Как всегда с задержкой, но представят. Я что-то слышал о середине августа. Поручение есть поручение. Куда интересней посмотреть, что будет в этом докладе. Я почему-то уверен, что Минздрав не признается в плохой работе. Видимо, на кого-то свалят. Но в том-то и дело, что валить не на кого. Кроме ухудшения медицинского обслуживания, других объективных причин нет. Можно сослаться на то, что граждане переживают стресс в связи с экономическим кризисом и событиями на Украине. Но установить эту взаимосвязь крайне сложно, если она вообще существует. К тому же я думаю, что такие заявления им не позволят сделать по чисто политическим соображениям. Потому что тогда придется выяснять, а кто же в итоге виноват.

Глава Минздрава Скворцова говорила, что эпидемия гриппа повлияла на смертность.

Ну это, знаете, совсем не так. В начале 2015 года никакой критической ситуации с гриппом не было. К тому же объективности ради надо сказать, что Минздрав провел большую работу по вакцинации в 2014 году, и никакой взрывной эпидемии у нас не было. В общем, внятного объяснения, насколько я понимаю, нет. Тут еще важно заметить, что ОНФ уже в третий раз перенес широко анонсированное общее собрание по вопросам медицины. Планировали собраться еще в июне, а теперь на сентябрь перенесли.

Тоже доклада ждут?

Едва ли в Народном фронте подбирают хорошие слова в адрес Минздрава. Но если скажут плохие, то придется принимать какие-то решения. Возможно, и кадровые. Полагаю, сейчас все думают, что же нам делать с Минздравом.

А можно ли с ним вообще что-то сделать?

Можно. И самое главное — известно, что надо делать. Для начала следует честно сказать о проблемах и честно объяснить их причины. А причин не так много. Во-первых, сокращение бюджетного финансирования привело к тому, что чиновники пошли по самому простому пути — оптимизации учреждений здравоохранения. К чему это привело? К увольнению врачей и сокращению лечебных отделений. Если раньше больница или поликлиника была у вас рядом с домом, то теперь надо ехать в другой район. Оптимизация хороша, когда проводится с умом, чтобы сделать учреждения более современными и эффективными в плане оказания услуг. А не в плане экономии средств. У нас же оптимизация закончилась снижением доступности. Те вопросы, которые человек раньше мог решить за один день, теперь отнимают у него неделю, а иногда и больше.

Меньше да лучше не получилось?

Нет. Зарплаты врачей как были низкими, так и остались, несмотря на майские указы президента 2012 года. Привело это к тому, что врачи, работая на две ставки, выполняют свои обязанности не лучшим образом. Эти вопросы надо решать срочно. Бюджетные средства следует тратить с умом. Иначе это выброшенные деньги. Мы сделали упор на высокотехнологичную медицинскую помощь и накупили кучу дорогого оборудования. Но не позаботились о том, чтобы на этой аппаратуре работали грамотные специалисты. Их нет. И это еще одна проблема. Купили импортный томограф, сотрудники фирмы-изготовителя научили специалистов обращаться с ним, и все. Но одно дело нажимать кнопки и получать данные, и совсем другое — интерпретировать полученную информацию и ставить верный диагноз. Требуются соответствующие специалисты, но их подготовкой не озаботились.

Проще говоря, все плохо…

Не все, конечно. Так говорить нельзя. Все же есть у нас грамотные врачи, которые буквально спасают людей, и лечат их, добиваясь очень хороших результатов. Но на этапе профилактики и реабилитации у нас большие проблемы. Вы думаете, почему за границей люди проводят в стационаре три, пять дней и потом долечиваются амбулаторно, а у нас — по две, три недели? А потому, что в стационаре у нас лекарства бесплатные, и там людей действительно лечат. Если же пациента выписать через три дня, то через месяц он снова вернется в больницу с ухудшением. Далеко не все у нас могут себе позволить платные лекарства и реабилитацию. Представьте, каково это — с протезированным коленным суставом ездить каждый день на физиотерапию в поликлинику. А без правильной реабилитации, без санаторно-курортного лечения, которое Минздрав упорно не желает развивать, все самые высокотехнологичные операции пойдут коту под хвост.

Чтобы меньше людей попадало в больницы, надо развивать превентивную медицину, скрининг. Это позволяет на ранних стадиях выявлять заболевания у людей, не имеющих пока клинических симптомов. Неудивительно, что у нас такая смертность от рака, если болезнь обнаруживают уже на третьей, четвертой стадии. В 2014 году Минздрав отчитался, что профилактическими обследованиями охвачено 40 миллионов человек. Грандиозная цифра, но современный скрининг — это не ежегодная флюорография, которой мы гордились 30 лет назад. Обследования должны проводиться по тем направлениям, где у нас наибольшая смертность: сердечно-сосудистые заболевания и онкология.

Но это серьезные и дорогие обследования. Где столько денег-то взять?

Тратить их с умом надо. Огромные деньги выделяются на информатизацию, а единой базы лекарственных средств и единой формы электронного больничного до сих пор нет. Каждый субъект придумывает что-то свое, кто во что горазд, а на информатизации, как мы знаем, деньги очень легко уходят налево. Да и не надо каждого человека тащить на дорогое обследование по полной программе. Следует выявлять группы риска и людей с предрасположенностью. Это совсем не дорого. Этот подход известен еще со времен Семашко и успешно реализован на Кубе, занимающей сейчас по качеству здравоохранения 18 место в классификации ВОЗ. Россия же — на 133-м. Это при том что на Кубе в расчете на человека здравоохранение финансируется в десять раз меньше.

Может, отправить наш Минздрав на Кубу для обмена опытом?

Не надо так далеко ездить. Прекрасный опыт есть в Воронеже и Липецке, где провели интересные эксперименты по выявлению рака простаты. Каждому мужчине, обратившемуся в поликлинику, выдавали анкеты, где его просили ответить на вопросы о наличии симптомов этого заболевания. Потому что с первыми симптомами люди обычно не обращаются к врачу. Порядка 50 процентов сразу отсеивается. При дальнейшей диагностике из этих 50 процентов остается менее трети тех, кому необходимо углубленное обследование или лечение. То есть силы и средства нашего здравоохранения следует не размазывать по всему населению ради отчетности, а направить их именно туда, где это необходимо — на сердечно-сосудистые и онкологию.

Но Вероника Скворцова говорит, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижается.

На бумаге снижается. Я получаю много писем от врачей, сообщающих, что им дано жесткое указание в случае смертельного исхода по сердечно-сосудистым основаниям писать «смерть от естественных причин». От старости, другими словами. Но какие могут быть естественные причины, если люди умирают в 45-60 лет? Это противоестественные причины. Какое-то издевательство над здравым смыслом! Так вот, манипулируя статистикой, Минздрав выполняет взятые на себя обязательства по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В общем, мне очень интересно, что будет в том отчете, особенно в части предлагаемых мер по снижению смертности.

Денег, наверное, попросят…

Это понятно. Но надо же понимать, на что эти деньги пойдут. Ведь даже на те деньги, что выделяются сейчас, можно сделать намного больше, если использовать их эффективно. Но главное, необходимо завершить реформу здравоохранения. А для этого следует понять, какой мы видим национальную модель здравоохранения. У нас медицина бесплатная, как это прописано в Конституции, или нет? А если платная, то за что человек платит? Если за то, что один лежит в палате с телевизором, то ради бога. Но это не имеет никакого отношения к лечению. А если ему предлагают платную операцию сегодня или бесплатную через два года, то это уже совсем другая история. Есть частные медучреждения, но в государственных клиниках, в государственной системе здравоохранения таких вещей быть не должно. Дождемся доклада — посмотрим. Но пока я, к сожалению, не вижу политической воли к изменению ситуации.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(186):

123 4 567 ... +1
1 +1−0Сергей Макаров10:03:07
13/08/2015
1 +1−0Александр Монастыршин20:16:42
12/08/2015
вопрос нужно ставить не что вы предпринимали , а почему это возможно.
ответ прост : потому что такова СИСТЕМА.(напр.конкретно здравоохранения)
1)всё что происходит установленная СИСТЕМОЙ норма.
2)хочешь быть успешным - разберись как работает СИСТЕМА и максимально эффективно её используй- что Вы и сделали- лукаво называя ваш поступок ненормальным
3)СИСТЕМА работает и там где невозможно взять или нечего дать с соответствующей эффективностью
4)СИСТЕМА успешно справляется с любыми жалобами и протестами , откуда к стати и берётся "фуфло" которое стучит касками и имеет миллионы соболезнующих в их беде.
5)наше национальное самосознание уже разъяснило царской СИСТЕМЕ что "такая игра не стоит свеч"

возражения?
Есть возражение. Я не думаю что стоит писать про некую монолитную СИСТЕМУ, она далеко не монолитна, хотя в сознании многих оно так. Есть например хорошие врачи и хорошие (удобные для пациента) мед. учреждения. А есть плохие. И все они часть одной системы.
В большинстве случаев можно повлиять на процесс, но тут придется потратить нервы и время, хотя бы на изучение принципов ее работы системы + на контроль самого процесса (кстати так оно во всех сферах жизни). Вообще много раз приходилось видеть как уже одно только предложение перевести обсуждение проблемы в официальную плоскость (в виде документов с входящими номерами) положительно влияло на настрой гос. служащих. Они ведь конечно часть системы, но у них тоже есть начальники, конкуренты, целевые показатели и т.п.

Если говорить о конкретно жалобе ТС, то она должна быть на кого? На систему в целом? Отнюдь, тут надо разбираться кто виноват в конретной ситуации. И жалобу подавать конкретно на данного человека + его непосредственное руководство. Многим покажется что это поиск стрелочника, но это не так. Это много эффективнее чем борьба с эфемерной "системой".

Нет горячей воды - жалобу на зава отделением например, почему не организовал ее наличие во вверенном ему отделении. Дальнейший перевод стрелок уже внутри учреждения приведет к тому кто станет ответственным. Возможно. А возможно нет, но в следующий раз руководители уже будут пытаться не доводить до жалоб ибо отписываться им тоже неохота, равно как и оправдываться перед своим начальством (мы все помним что они такие же люди с начальниками, конкурентами и т.п.).
1 +1−0Михаил Проничев08:11:26
13/08/2015
2 +2−0Андрей Швыдкий16:07:22
12/08/2015
Тут был в обществе 2 х дам из Екатеринбургского горздрава, пока не выпили- тихие,смирные, затем разговелись: при официален в 45 тыс. у одной квартира в Милане, другой- в Марианских Лазнях. Вот и переводы стрелок. Я с 1985г. врач, зав отделением, к.м.н и т. д. В 2014г. 55 тыс. средняя зарплата- сейчас 32. Это в Областном учреждении. Ваш милый ТФОМС тупо срезал выплаты на 30%. Про гос гарантии что то слышали? Вот и повторюсь- раб вы, предпочитаете тыкать в безответных, а правительство- рыцари в белых одеждах. И на закуску: медицина с 2002 г. сфера услуг. Сколько заплатил- столько получил. Вы же мерседес не пытаетесь по цене лады купить? Почему?
Вы или ребенок, или прикидываетесь непонимающим. Если бы я все эти годы (как вы говорите с 2002 г.) не платил отчисления с зарплаты в ФОМСы и прочие фонды из которых должна финансироваться медицина, я бы ни на что и не претендовал. Но ежели деньги с меня были взяты - изволь за мои деньги предоставить мне услуги, а не тянут еще денег. Предыдущие прожрали, накупили на них квартир в Милане, а я опять плати, плати, плати. Насчет безответных в белых халатах, у нашего главного городского медика - город получает солидные субсидии из бюджета - зарплата 400 тыщ рубликов, у санитарки - 10 тыщ, так кто из нас терпила? Вот врачи и тянут с живого и мертвого, потому что со своего начальничка спросить не могут, ждут, когда пациенты революцию совершат.
1 +1−0Бобров Дмитрий20:47:37
12/08/2015
Интересно, когда все завалится? Все же понимают, что с экраном идет только треп и больше ничего, насколько нас еще хватит?
1 +1−0Александр Монастыршин20:16:42
12/08/2015
2 +2−0Сергей Макаров16:43:58
12/08/2015
Вы что-то предпринимали после того как это случилось? Спрашиваю без поддекста, просто интересно. Жалобы главврачу, департамент, в областной минздрав (письменные) + контроль того как проходит разбирательство? Если нет, то увы. Я когда жена рожала тоже предпочел не сталкиваться с бесплатной медициной и заплатил конкретному врачу за "повышенную заботу", хоть и понимаю что это в корне не нормально.

Это вообще печаль-беда нашего народа, мы привыкли терпеть + не привыкли добиваться справедливости, потому как это долго, муторно и возможно тщетно (типа "игра не стоит свеч"). Мы, русские, уповаем на то что кто-то типа царя должен решить наши проблемы, причем желательно сразу. А если не решает, потерпим, авось следующий царь лучше будет. Таково воспитанное вековой историей наше наицональное сознание.

Однако это надо менять. Только не с помощью фуфла типа стучания каской на болотной площади. А например с помощью изучения механизма как/куда грамотно(!) пожаловаться на такую хрень в больнице + уделять свое время на то чтобы довести жалобу до конца. Чем больше таких реальных (а не кухонных) жалоб, тем лучше станет ситуация со временем. Возможно не быстро, но все же.
вопрос нужно ставить не что вы предпринимали , а почему это возможно.
ответ прост : потому что такова СИСТЕМА.(напр.конкретно здравоохранения)
1)всё что происходит установленная СИСТЕМОЙ норма.
2)хочешь быть успешным - разберись как работает СИСТЕМА и максимально эффективно её используй- что Вы и сделали- лукаво называя ваш поступок ненормальным
3)СИСТЕМА работает и там где невозможно взять или нечего дать с соответствующей эффективностью
4)СИСТЕМА успешно справляется с любыми жалобами и протестами , откуда к стати и берётся "фуфло" которое стучит касками и имеет миллионы соболезнующих в их беде.
5)наше национальное самосознание уже разъяснило царской СИСТЕМЕ что "такая игра не стоит свеч"

возражения?
1 +1−0Джон МакКлейн20:03:57
12/08/2015
Может отпускники на курортах Донбасса умерли от инфарктов?
1 +1−0Izrin Maria18:20:22
12/08/2015
-1 +0−1Dmitriy NeoN17:16:34
12/08/2015
Конечно может. Помощь подразделяется на первую помощь, первую доврачебную, первую врачебную и специализированную медпомощь.

Первую медпомощь может оказывать любой человек без образования, первую доврачебную помощь- средний мед.персонал (медсестра,фельдшер, ветеринар) Первую врачебную должен уметь оказать любой врач а специализированную оказывают лишь в условиях стационара.
До "любого врача" в той деревне, куда меня занёс случай на лето, было 5 километров пешком полями и ещё 30 киломертров на попутной машине.
Я хозяйку нашей хибары не знаю как до шоссе на закорках допёрла.
И совсем уже не понимаю, как она, восьмидесятилетняя, через три недели после операции сумела в одиночку вернуться домой.
1 +1−0Izrin Maria17:56:17
12/08/2015
0 +0−0Dmitriy NeoN16:54:24
12/08/2015
А в у друга США- Саудовской Аравии тогда что? И где гневные демократические вопли?
При абсолютной монархии земля и подданные принадлежат королю. Он заботится о своей собственности, тем более - денег - ж..ой жуй.
И населения этого сравниительно немного.
Плюс пережитки родового строя - большая часть граждан королю дальние, но родсвенники.
И при его, короля, доходах заплатить полмиллиона за лекарство для онкобольного проще, чем объяснять пятиюродному дяде "почему нет".
1 +1−0Стеклобетон17:02:24
12/08/2015
2 +2−0Izrin Maria16:56:19
12/08/2015
На "охранника" где и сколько учат?
И, кстати, профессионалы - охранники зарабатывают намного больше, чем дедок в магазине, который следит, чтобы тележки не растаскивали и до кассы не распивали.
если чел 6 лет в институте отучился, ему все уже должны пожизни?
1 +1−0Сергей Макаров16:51:51
12/08/2015
2 +2−0Izrin Maria16:33:33
12/08/2015
У Вас в России не капитализм.
Ваш строй ближе к феодализму.
Вот при феодализме - точно: врачи - для вельмож и церковных владык, а для народа молитвы и ведьмы.
Ну уж нет, скорее наш строй в данный момент можно назвать клептократией. Феодализм это когда есть относительно независимые лорды, а у нас наоборот вертикаль власти.
1 +1−0Izrin Maria16:38:44
12/08/2015
4 +4−0Бен Гроссман11:11:31
12/08/2015
Да, в РФ произошел переход от социализма, к чему-то непонятному, чем даже затрудняюсь дать определение, и дерьма повылазило тоже прилично, самое страшное, сто правовые нормы у вас остались старыми, а общественные отношения изменились. Платной медицины в РФ официально нет, нет законов и подзаконных актов ее регламентирующих, как в сфере ответственности, так и в финансовом плане. Есть бизнес структуры оказывающие околомедицинские услуги, диагностика, стоматология, пластическая хирургия, прерывание беременности, лечение болезней проистекающих от любви и тд. Ни одна частная клиника ни будет лечить серьезное заболевание, но самое страшное, что все "медработники" в этой частной клинике - совместители из соседней городской больницы, однако.
Почему "саммое страшное" это совместительство?
Предпожу, что Вы тоже озабочены и возмущены тем, что на одну государственную ставку врач не может прокормиться.
Готовьтесь! Старички врачи потихонечку (нет, не на пенсию) вымирают. Молодые, которые сейчас учатся - если чему нибудь научились - за гроши работать не будут.
1 +1−0Максим Шабалин15:16:10
12/08/2015
0 +0−0Tonay Kopna09:31:21
12/08/2015
А Злой Доктор на работе что- ли? Молчит....
А смысл бисер метать...
1 +1−0konstantin ***14:02:24
12/08/2015
0 +0−0vasia pupkin13:57:02
12/08/2015
То есть за дружка и пособника путлера... А надо было - за Ромни.
Да, ты прав! Еще ни при одном президенте Америки , россияне не жили так плохо, как при Обаме! Ну в этот раз исправлюсь! Проголосую как нужно!
1 +1−0Alexey Coostoff13:53:08
12/08/2015
3 +3−0Джек Никелсонов13:27:38
12/08/2015
>Я люблю нашу с вами страну, но из-за качества медицинского обслуживания начинаю задумываться о том, чтобы куда-то уехать.
А любишь-то за что? За то что родился в ней?
Тяжело сказать за что именно. Есть прекрасные люди, есть прекрасные истории, есть прекрасная природа. Есть культурные шаблоны (не все, конечно), которые привычны. В целом на этой территории я чувствую себя дома и уютно, пока жизнь не сталкивает с гос органами. тогда становится не комфортно, неприятно, стыдно и обидно.
1 +1−0Трофим Трофимов13:48:25
12/08/2015
-2 +0−2Джек Никелсонов12:28:31
12/08/2015
Думал сбежать от меня? От меня не убежишь!
А от санитаров Вам удалось убежать.....
Состояние Вашего здоровья убедительно доказывает, что медицина в России в долгу перед пациентами.
1 +1−0Бульдозер На пролом13:23:52
12/08/2015
11 +21−10Olga Golubeva01:01:59
12/08/2015
Ненавижу наших врачей всеми фибрами своей души -вымогатели , крохоборы и обиралы. У моей сестры обнаружили рак 3 степени -обобрали её как липку начиная с анализов - все анализы были платные так как бесплатных анализов на данный момент не было и тд а на операцию не взяли слишком поздно Я живу в самой ужасной стране .....это АД а не жизнь...
В России так по всей стране . Граждани устают от бестолковых посещений врачей различные хитрожопые комбинации по высасыванию денег у посетителей .
1 +1−0Vasiliy Popov13:09:06
12/08/2015
2 +2−0Сергей Ирхужин12:43:51
12/08/2015
К сожалению, это не отдельные эксцессы, а идеалом там и не пахнет. От хорошей жизни медицинскую реформу не затевают. Хотя и она далеко не все проблемы решила.

//Все за свои деньги переживают//

Ну если человек скатывается вниз по социальной лестнице из-за огромных медицинских счетов, надо думать он начнёт переживать и по ночам плохо спать.
Там он скатывается вниз по социальной лестнице из-за счетов, а здесь он катится в могилу. Не знаю что лучше.
1 +1−0Михаил Лисовин12:50:00
12/08/2015
11 +21−10Olga Golubeva01:01:59
12/08/2015
Ненавижу наших врачей всеми фибрами своей души -вымогатели , крохоборы и обиралы. У моей сестры обнаружили рак 3 степени -обобрали её как липку начиная с анализов - все анализы были платные так как бесплатных анализов на данный момент не было и тд а на операцию не взяли слишком поздно Я живу в самой ужасной стране .....это АД а не жизнь...
Согласен. Онкологов вообще вешать надо. Гробят людей, еще и обирают.
1 +1−0Джек Никелсонов12:34:38
12/08/2015
1 +1−0Максим Когут12:19:14
12/08/2015
Люди виноваты, не умирали бы, тога нормальная статистика была бы.
По статистике 100% людей умирает. И люди тут не при чем.
1 +1−0Сергей Ирхужин12:34:04
12/08/2015
1 +1−0Серж Интерн11:08:57
12/08/2015
что они сделали, для народа эти депутаты? Предлагаю, оставить одного клоуна и одного умалишенного, остальных всех разогнать, сразу курс рубля поднимется и укрепиться, остальных на стройку, строить объекты, включая производственные предприятия по справедливым путинским ценам.
Меня больше всего удручают их зарплаты, на фоне средней по России.
1 +1−0Vasiliy Popov12:33:54
12/08/2015
3 +3−0Сергей Ирхужин12:26:14
12/08/2015
//В США же человек, которому диагностирована опухоль, будет прооперирован в течение ближайших двух дней.//

Я не знаю, как там сейчас после медицинской реформы, но до этого были скандалы когда страховая компания отказывала в лечении онкологии. Так что вы про материальный фактор не забывайте.

Если мы хотим реформировать медицину, то ни в коем случае не следует брать за образец США, где медицина запредельно коммерциализирована и очень дорога по сравнению с остальными западными странами.

//Это к слову о проклятых буржуинах.//

Я и говорю -- буржуины разные.
Идеала не бывает, эксцессы везде возможны. Все за свои деньги переживают
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь