Бьют по паспорту

12:54 29/07/2015 Бывший СССР
Бьют по паспорту
Россияне, безусловно, будут рады отказаться от индексирования пенсий в пользу персионеров Донбасса.

Во вторник, 28 июля, глава Луганской республики Игорь Плотницкий выступил с неожиданным заявлением о переговорах по одному щепетильному вопросу — праве получения российских паспортов гражданами самоопределившихся частей Донбасса. Эта новость, несмотря на свою принципиальность, не вызвала сколько-нибудь значимой реакции со стороны официальных лиц Москвы, Киева и Брюсселя, что само по себе можно считать очень важным сигналом. «Лента.ру» попыталась разобраться, с чем может быть связано выступление Плотницкого и на чем оно основано.

Доступ в мир

Руководители Луганской и Донецкой республик регулярно обращаются к Москве с просьбой выдать российские документы жителям новых государственных образований Донбасса. И дело тут не только в символической переориентации Донбасса с Украины на Россию. Превращение граждан этой территории в «дорогих россиян» дает республикам целый ряд бонусов.

В первую очередь это касается социальной политики. Понятно, что украинские документы (от паспортов до свидетельств о смерти) в самопровозглашенных республиках выдавать крайне затруднительно. Да, руководство ЛДНР может ввести собственные документы, удостоверяющие личность (что, кстати, и пытается делать Донецкая республика), однако их признает разве что сосед по проекту самоопределения Донбасса. А российское гражданство даст необходимую республикам широту для маневра — позволит гражданам непризнанных республик жить в легальном пространстве, выезжать за пределы территории конфликта, отправлять детей учиться в российские вузы.

Помимо этого, паспортизация населения поможет обойти введенную Киевом экономическую блокаду, что в условиях фактической войны крайне важно для руководства республик. Принявшие российское гражданство люди получат право на выплату пособий и пенсий из российского бюджета, а также без проблем смогут трудоустроиться в России. Кроме того, посредством этого нехитрого механизма для граждан ЛДНР решается проблема получения виз (которые, по понятным причинам, жители Донбасса вряд ли смогут получить в посольствах и консульствах на Украине).

Немало дают российские паспорта руководству республик и в вопросах безопасности. Конституция возлагает на Москву обязанность защищать своих граждан, а о том, как это умеет делать Россия, можно поинтересоваться у нынешнего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, пережившего немало неприятных минут в августе 2008 года.

Все вышесказанное совсем не означает, что тотальная паспортизация региона — для России безусловное благо. Пока понятно только одно — это в большей степени политическая инициатива. Если же рассматривать данный вопрос в практической плоскости, возникает ряд вопросов, на которые ответа пока нет (редакция «Ленты.ру» связалась с пресс-службой Федеральной миграционной службы, однако на момент публикации статьи ответа от ведомства не последовало). Например, мало кто может сказать, как отразится тотальная паспортизация самоопределившейся части Донбасса на экономике приграничных российских регионов. Да и на федеральном уровне — приток такого большого количества (порядка 3,5 миллионов) новых граждан неизбежно отразится на бюджетных показателях. Но даже если предположить, что власти к этому готовы и абстрагироваться от нынешних финансово-экономических проблем российской экономики, остается немало исключительно прикладных вопросов.

Не совсем, в частности, понятно, каким образом будет осуществляться контроль. Кто способен ответить, при помощи каких механизмов можно будет проверить информацию о новых гражданах. Особенно в условиях конфронтации с Киевом, который инициативу воспримет в штыки, хотя Украина очевидным образом пытается вернуть в орбиту своего влияния именно утерянную в результате самоопределения территорию, но не людей. Кроме того, вооруженные стычки внутри Донецкой и Луганской республик указывают на невероятное количество очевидно криминальных элементов, проникших даже в руководство ЛДНР. Что поделать — становление государственности с оружием в руках во все времена привлекало авантюристов всех мастей и откровенных уголовников. И если все они получат российские паспорта, перед властями встанет во весь рост проблема безопасности.

Аннексии не будет

На Украине информация о возможной паспортизации была встречена с тревогой. Первые лица предпочитают отмалчиваться, а депутаты вовсю говорят о «ползучей российской аннексии».

«Это было бы с одной стороны признаком аннексии Россией Донбасса, а с другой — свидетельством того, что минские соглашения, подписанные в феврале, не больше, чем бумага», — отметил депутат Верховной Рады Юрий Шухевич.

Первое утверждение, мягко говоря, неверно. Выдача паспортов в ДНР и ЛНР (если она произойдет) будет не единственной в своем роде паспортизацией территорий вне российских границ. Российские паспорта выдавались в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. И это не приводило к присоединению к России, хотя граждане этих республик мечтали о таком варианте (особенно в Южной Осетии и Приднестровье). Москва четко сохраняла статус-кво, объясняя паспортизацию исключительно гуманитарными моментами. Иные государства, паспортизирующие граждан другой страны (например Румыния, выдающая паспорта гражданам Молдавии) не столь уважительно относится к чужому суверенитету. В Бухаресте регулярно поднимают вопрос о присоединении Молдавии, а не так давно заседающие в конституционном суде Молдавии новоявленные граждане Румынии отменили молдавский язык, назвав его румынским.

А вот второе обвинение — ключ к пониманию причин появления информации о паспортизации. Этот процесс будет означать отказ России от минских соглашений (и соответственно, реинтеграции ЛДНР в состав Украины на приемлемых для всех сторон условиях) с последующим переходом к «плану Б» — замороженному конфликту и созданию на пространстве «проекта Новороссия» «большого Приднестровья». Формально, конечно, для Киева ничего не меняется. Украина и без того не признает двойного гражданства и будет рассматривать получивших российское подданство жителей Донбасса своими гражданами до тех пор, пока глава государства не подпишет соответствующий указ о лишении этих людей украинского гражданства. Однако фактически паспортизация приведет к полной переориентации самопровозглашенных республик на Россию и постепенному отрыву этих территорий от украинского правового, социального, политического, культурного и экономического пространств. И с каждым последующим годом реинтеграция в состав Украины будет становиться все более проблематичной — пример Абхазии и Южной Осетии весьма нагляден.

Именно поэтому российские власти отмалчиваются и никак не комментируют слухи по существу, отдав это дело на откуп «патриотическим» экспертам, в целом поддержавшим идею паспортизации.

«Это абсолютно оправданная мера в нынешних условиях, когда Украина ввела полную экономическую, политическую и финансовую блокаду Донбасса. Это вопрос выживания региона. Я полностью поддерживаю этот процесс. Это — часть русского мира, который мы должны защитить на Донбассе», — говорит российский военный эксперт Игорь Коротченко.

Для многих российских экспертов и тех, кто поддерживает инициативу паспортизации, минские соглашения уже даже не стоят бумаги, на которой они написаны. И, по сути, они правы — Петр Порошенко сделал все, чтобы похоронить достигнутые договоренности, а принятые без согласования с ополченцами поправки в конституцию, нарушившие одно из ключевых положений «Минска-2», делают реанимацию процесса практически нереальной.

Однако в Кремле куда более осторожны, поэтому не спешат делать поспешных заявлений и выводов о минском протоколе. Москва все еще рассчитывает на благоразумие «западных партнеров», которые могли бы вынудить украинского лидера вернуться к выполнению февральских договоренностей. В конце концов, возобновление боевых действий или же срыв минского процесса не в интересах США (где в настоящее время проходят праймериз и президенту Бараку Обаме совершенно не нужны никакие «проверки на решительность Белого дома») и Европы (которая понимает, что конфликт с Россией зашел слишком далеко).

А самое главное, в Кремле осознают: первого, кто четко заявит о кончине «Минска» — первым же и обвинят в «смерти пациента». И любое официальное заявление Москвы о запуске паспортизации Донбасса будет воспринято именно как срыв минских соглашений со всеми вытекающими отсюда последствиями. Соответственно, Москва, по всей видимости, приняла единственно возможное в данной ситуации решение — вести переговоры, дожидаясь неизбежного срыва минского процесса со стороны официального Киева (например, в конце года украинские власти вполне могут провалить по срокам конституционную реформу). Этот провал будет зафиксирован, предъявлен всем партнерам как доказательство неадекватной позиции Украины и только после этого Россия получит формальную возможность запустить паспортизацию, объясняя ее гуманитарными соображениями и называя процесс вынужденным на фоне отказа Киева от мирной реинтеграции Донбасса.

Однако по состоянию на нынешний момент Кремлю выгодно просто поддерживать слухи о вероятности этого шага, который может быть воспринят как сигнал Украине и Западу о том, что Москву крайне не устраивает подход «партнеров» к реализации минских соглашений.

Геворг Мирзаян

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(482):

1 234 ... +1
23 +48−25Слушай Сюда13:04:48
29/07/2015
3 +22−19Rustam Ivanovich13:01:50
29/07/2015
50 оттенков каклоболи.
Россияне, безусловно, будут рады отказаться от индексирования пенсий в пользу персионеров Донбасса.
19 +41−22Слушай Сюда13:05:52
29/07/2015
23 +48−25Слушай Сюда13:04:48
29/07/2015
Россияне, безусловно, будут рады отказаться от индексирования пенсий в пользу персионеров Донбасса.
Хорошо, что а России такой безразмерный бюджет, что хватает и на медицину, и на достойные пенсии, и на крым с Донбассом.
11 +16−5Serge15:31:23
29/07/2015
0 +6−6Сантехник Иванович15:27:37
29/07/2015
Для тебя никогда- это скоро.
Массовая эмиграция украинских ватников в Россию - привела к значительному повышению среднего уровня интеллекта в обоих странах...
9 +12−3Сергей Степанов14:47:09
29/07/2015
-11 +9−20Украина цэ Россия13:14:10
29/07/2015
Хватает.

Хохлам вот не хватало даже второй язык государственным сделать, а русским и на Крым с Донбассом хватит.
Ты бы хоть один должным образом выучил!
8 +9−1Сергей Степанов16:06:47
29/07/2015
-7 +3−10Украина цэ Россия15:49:36
29/07/2015
За меня не волнуйся. В отличие от хохлов, с тремя классами школы при коровнике, мне хватает ума знать английский с немецким.

И что характерно, как раз хохлы ни одного европейского языка не знают. Они видимо надеются, что когда они вступят в ЕС – все немцы срочно побегут в школу учить украинский.
Ты со всеми хохлами лично знаком?Английским и немецким в Украине никого не удивишь. У меня племянник начал учить английский раньше, чем в школу пошёл!
8 +16−8Муму Герасимовна15:16:39
29/07/2015
-10 +12−22Олег Фомин14:58:32
29/07/2015
Чтобы там не голосили провокаторы, но мне лучше будет, если чуть попозже проиндексируют пенсию, но я буду знать, что мы защитили наших на Донбассе!
"Попозже" в нынешних реалиях означает никогда.
8 +11−3Holy Spirit13:50:18
29/07/2015
0 +1−1Максим Незнайка13:30:59
29/07/2015
почему то при интеграции все говорят только про пенсионеров. Но там ведь еще и работающие люди есть. Говорить о повышении нагрузки на бюджет можно только если соотношение неработоспоосбных граждан на Донбассе к работающим - существенно выше, чем в РФ. Допустим условно если в России на 5 работающих - 5 социальных (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.), а на Донбассе 3 работающих на 7 - тогда да, нагрузка повысится.
Мне как россиянину нафиг эти беженцы и повстанцы здесь не нужны!

Пусть там с Киевом договариваются.

Или едут в РФ с условием постоянного проживания в Вост. Сибири от 10 лет.
8 +9−1Игорь Семенов13:39:12
29/07/2015
4 +8−4Семен Петров13:30:52
29/07/2015
Ну как там Крым, прилично пополнил государственную казну?
И это лишнее. Хватило бы купить Севастополь у Януковича. Он бы продал. Или арендовать на 100 лет. Нет же, ума не хватило.
8 +13−5Макс Хмелько13:24:52
29/07/2015
дадада, давайте ещё пара лимонов голодранцев-пиявок с Донбасса на содержание возьмём, кули ведь бабло девать уже некуда
7 +14−7Алексей Грошиков15:41:17
29/07/2015
-10 +12−22Олег Фомин14:58:32
29/07/2015
Чтобы там не голосили провокаторы, но мне лучше будет, если чуть попозже проиндексируют пенсию, но я буду знать, что мы защитили наших на Донбассе!
так ещё знай что твои дети и внуки вообще не получат пенсию НИКОГДА и именно из за Крыма и Донбаса
7 +12−5Сергей Степанов14:45:02
29/07/2015
-6 +2−8Вася Пупкин14:07:14
29/07/2015
Я ёрничество не комментирую.
Очередная мЕрзояновская статья, оторваная от реальности. О людях автор как-то позабыл.

Россия, дай денег Плотницкому на липосакцию, а Захарченко на новую тельняшку и золотые зубы!
7 +8−1Игорь Семенов13:44:43
29/07/2015
-4 +1−5Максим Незнайка13:42:26
29/07/2015
Ну и что теперь? По каждому вопросу с тобой необходимо персонально косультироваться чтоли?
А почему бы и нет? Давайте проведем референдум. Я думаю, что я не один такой.
7 +12−5Andrey Ivanov13:25:51
29/07/2015
Не надо им паспортов РФ. Какого куя наши налогоплательщики и пенсионеры этих бездельников должны кормить.
7 +9−2Vitaliy13:20:54
29/07/2015
развод для новоросских лохов
6 +10−4Муму Герасимовна16:10:35
29/07/2015
0 +6−6Сантехник Иванович15:27:37
29/07/2015
Для тебя никогда- это скоро.
Для меня очень показательно, что минфин РФ с апреля не обновляет статистику на своём сайте. Стесняется наверное.
6 +6−0Муму Герасимовна15:22:25
29/07/2015
-2 +5−7Алексей Сулима14:10:14
29/07/2015
Ессно. вы готовы отказаться от всего, что бы убивать новороссов, мы готовы отказаться от индексации пенсий, что бы новороссы жили.
А ты у нас пенсионер чтоле, чтобы говорить готов ли ты отказаться от индексации пенсий?
6 +6−0Сергей Степанов15:18:33
29/07/2015
-2 +1−3Алексей Сулима14:59:53
29/07/2015
И украину они полюбят))))
А кто тебе сказал, что жители Донбасса, в большинстве своём , не любят Украину? Если я не поддерживаю политику Путина, то это не значит, что я ненавижу Россию!
6 +9−3Игорь Семенов13:47:19
29/07/2015
-7 +2−9Максим Незнайка13:41:24
29/07/2015
Ну как признали, так и передумали. Жизнь изменчивая штука. Границы переписывались тысячи раз, это нормально
Бандитская логика. Слово дал - слово забрал. Фуфлыжник.
6 +7−1Игорь Семенов13:40:00
29/07/2015
-4 +0−4Максим Незнайка13:34:16
29/07/2015
ну не все же могут уехать в РФ
И чем я могу в этом случае помочь? Из Таджикистана тоже не все могут приехать.
6 +7−1Viacheslav Yakubenko13:31:18
29/07/2015
Да ладно!
Россия кинула всю эту новороссию на расправу хунте.
Крым провел референдум о присоединении к России - вошел в Россию.
Донбасс провел референдум о присоединении к России - вошел в войну без конца и края
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь