„ | ещё один дебил | “ |
Меня интересует мнение тридцатилетних. Они находятся в таком культурном зазоре, что это всегда любопытно — детство в СССР, юность и взросление в новой кап-России. На сломе многое пролетело мимо их ушей. Спрашиваю подряд всех друзей и подруг этого возраста: «Кто для вас Высоцкий?»
— Актер, я его помню по фильмам и по телесъемкам спектаклей, — «Ромео и Джулетта»…. Нет, о — «Гамлет». Точно! И, конечно, «Скала», кино. А, нет — «Вертикаль» оно называлось.
— Высоцкий? Так я родилась позже, чем он умер. Что я могу про него помнить?
— «Канатчикова дача», прикольная песенка про психов. Вот остальное — какое-то каэспе.
Люди, выросшие в 70-е, конечно, сказали бы по-другому. Потому что «высоцкий» для них был больше, чем Высоцкий. Он вообще был тогда — и довольно долго, до самой смерти — больше чем реальность. Конечно, убогость и ограниченность культурной реальности тех годов хоть из кого сделает «больше чем Биг-Бен», при каком-то наборе талантов.
Куда ни придешь в те годы, везде люди слушают Высоцкого, цитируют Высоцкого, поют под расстроенную гитару Высоцкого. Он заполнял собой какое-то огромное количество культурных страт, которых недодали обществу. Официальная культура с ее невыносимым пафосом — с одной стороны, и Высоцкий — с другой, со своим пафосом под видом отсутствия пафоса. Но он же дал всем этим безъязыким людям слово, чтобы не корчились в муках. Вот все эти «простые» люди, которые тяжело и много работали от Алушты до Авачи в совершенно диких условиях, — они хотя бы понимали, что все не зря, когда узнавали себя в песнях Высоцкого.
Такая проекция структурировала какие-то группы внутри общества, создавала мифологию: «про альпинистов», «про моряков», «про наших крепких парней и настоящую дружбу», и чтобы про геологов, конечно, и романтику. Но чтобы не КСП. И вроде не блатняк. И вроде не клезмер. И мифы про самого Высоцкого: «он червонец мотал, я его на Экибастузе видал», «а он из наших, из геологов, мы с ним вместе в экспедиции ходили» и прочая смешная чушь. Двойственность самого Высоцкого как раз и отражена в мифах и в его позиционировании на тогдашней сцене.
Для многих его тогдашних поклонников, для которых он — запрещенный певец, за записи которого, наверное, можно пострадать, певец простого народа, то ли подпольный, то ли нет, то ли с зоны, то ли «с Адессы», реальность жизни Высоцкого могла бы оказаться непереносимой. И не зэк он, и не блатной, и не геолог, и не ветеран Брестской крепости, а московский избалованный актер, работающий в модном театре, поездки за границу, гонорары в 3000 процентов от месячной зарплаты геолога, иномарки, жена француженка (ну, сегодня это уже все более-менее поняли, но в 70-х это были сплошь мифы про него), и еврей впридачу.
Можно представить, как плавится мозг у мыслящих посконно и домотканно. То есть Высоцкий как генератор мифов — это отдельный феномен. И мифы не могли не генерировать его. Когда непонятно, где сказка, а где просто вранье. Но что такого? Официальное искусство — вранье, неофициальное — мифология. А сам Высоцкий, который в качестве актера — абсолютно официальный советский продукт, причем не лучшего класса, а в качестве певца и сочинителя текстов — огромный андеграундный пласт культуры, — вот где драматургия. Возможно, так получилось случайно. Хотя бы потому, что никто другой своими словами так не совпадал ни с обычными людьми, ни с академиками, ни с «богэмой», ни с трактористами.
Альтернативные каналы распространения культуры в позднесоветскую эпоху — Высоцкий и рок. Молодежь делилась на тех, кто «Beatles-RollingStones» и кто «Высоцкий». И этот раздел оказался покрепче линии Маннергейма. Для тех, кто влюбился в Beatles, Высоцкий был слишком low-fi, слишком здесь и отсюда. Даже зануда Bob Dylan выглядел рядом с ним приемлемо. Высоцкий и Beatles как мотивация развития альтернативных каналов передачи информации — налетай на темку.
Мне не нравились мои подростки-ровесники, которые слушали Высоцкого. Это казалось мне фальшивым. Ну, что они могли понимать в страданиях девушки из Нагасаки, или в «яякистребитель». Отличная песня, кстати. Но потом только, став постарше, я понял, что не слова слушали. Слушали честный посыл. Совсем не такой, как по телевизору. Энергетику ловили.
То же самое, что заставляло нас цепенеть от голосов Джона-Пола-Джорджа. Ну, не слова же на самом деле слушать.
Каждый в Высоцком находит свое — банальная фраза, как банальна популярность его хитов про баньку и «кони привередливые». Но в массе его текстов есть удивительные находки, которые позволяют многим вполне приличным людям считать его поэтом. Или что у них есть еще там?
Логично изменилось место В. Высоцкого — его стало мало, и будет еще меньше. Новые командиры вряд ли настолько романтичны, геологи разве что. Но от костра и тушенки уже тошнит, а тут еще и этот Владимир Семеныч.
Разнообразие музкультуры — первый враг барда. Рассеянное внимание аудитории. Sic transit gloria mundi, не успев состояться. Потому что тогда был «гнусный совок»? Да нет — от него он вполне все получил, правда, каким-то хитро выкрученным способом. Потому что ограничен потенциал этой баньки с конями? Может быть. Впрочем, есть еще одно объяснение: нашего кумира враги подсадили на наркоту. На этом и завершим наши штудии феномена Владимира Семеновича.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
14 +16−2 | Alan Harrods | 11:57:49 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
ещё один дебил |
13 +13−0 | Кирилл Сироткин | 16:51:20 26/07/2015 |
дрянь статейка |
11 +12−1 | Капитан Немо | 17:05:12 26/07/2015 |
"Мне не нравились мои подростки-ровесники, которые слушали Высоцкого" В принципе, дальше можно было и не писАть. |
11 +11−0 | Ольга Акимова | 13:54:22 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
О том, что кажный могет печь штрудели по свому вкусу, в смысле - "вершить штудии феноменов", как ему представляется, но в приличном месте, а мне казалось, что Лента есть приличное место, дурную стряпню гостям не предлагают, в смысле - публиковать неадекватное полярное мнение о великом советском русском поэте, особенно в дни его памяти, хоть бы и старательно выписанное мнение, не есть хорошо, в смысле - это омерзительно. |
11 +12−1 | Ольга Акимова | 12:53:13 26/07/2015 |
Боже, какая мерзость! Лента, мне стыдно за вас. |
10 +10−0 | Денис Молявин | 20:09:02 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
нет, он про тебя. Взрослей. |
9 +9−0 | murmurant murmurant | 21:53:08 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Пушкин нам не рассказал про «коней привередливых», не рассказал про «дом не семи ветрах, в котором образа и те перекошены и, что всегда так живём,-век на щавеле, скисли душами, опрыщавели...» Высоцкий не претендовал на тоталитарность своей персоны, он давал своё видение той ситуации, в которой существовал через свои песни. Не соглашусь с автором, что был раздел поклонников,-The Beatles и Владимир Семёныч уживались в умах моего поколения вместе с Песнярами и Deep Purple и другими Creedence-ами )) |
9 +9−0 | Халиф Аль-Багдади | 19:12:16 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
"Мне не нравились мои подростки-ровесники, которые слушали Высоцкого".... Афттар Мальцев наверняка из семьи партийно-номенклатурной сволоты, которые растили из своих детей будущих ходорковских и прочих уже комсючной сволоты. Вот поэтому и не нравились ровесники, понимающие о чём поёт Высоцкий. |
9 +10−1 | Александр Иркутск | 17:11:20 26/07/2015 |
Высоцкий надолго в умах людей. Поэт - единственный в своём роде. Легенда,но не миф. |
9 +12−3 | Alan Harrods | 11:57:23 26/07/2015 |
Господин Мальцев, вы сами то из себя представляете хоть что нибудь, чтобы говорить что Высоцкий -- "советский продукт не самого лучшего класса"? Прежде чем писать такую чушь, извольте достичь чего то большего, чем просто родиться и научиться нажимать кнопочки на клавиатуре. |
8 +8−0 | Ольга Акимова | 22:38:15 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Я поняла, Вы просто плохо знакомы с творчеством Владимира Семеновича и с нашей историей. Понимаете, "натаскать" на него, в отличие от уважаемого Александра Сергеевича, никто не мог. О Высоцким можно было только по-случаю узнать и полюбить его песни и стихи. Или не полюбить. Не буду от Вас скрывать более, что я не люблю Пушкина так, как Лермонтова и Тютчева. А уж как меня (нас) на Пушкина "натаскивали"! Начните с Тот, который не стрелял Ссылка на www.moskva.fm Песня о воздушном бое Ссылка на www.moskva.fm Песенка о переселении душ Ссылка на www.moskva.fm |
8 +8−0 | Стас Немо | 21:43:31 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Вы, как я понял, эксперт ? А ну-ка, сбацайте чего нибудь |
8 +8−0 | Ольга Акимова | 21:37:46 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Что значит отдает? )) Это известнейшие шуточные песни. Вы не слышали? )) Как можно сравнивать зеленое с красным, горькое с соленым, левое с правым, печенье со штруделем, Пушкина с Маяковским? Россия богата великими поэтами - у каждого свои голос и звучание, а каждому стихотворению - свое место, время и НАСТРОЕНИЕ читателя. Как-то я ранее не задумывалась о нравственности самих поэтов, но первое, что пришло в голову сейчас: Маяковский нравственнее Пушкина. Впрочем. возможно, я заблуждаюсь. Твердо уверена в одном: копаться в чужом белье (чужой нравственности) неприлично, особенно в белье умерших - немного смахивает на мародерство. В любом случае, поэзия - Божий дар, а Вы пытаетесь превратить ее в яичницу. Даже не буду спрашивать - зачем. Время такое. |
8 +8−0 | Nikolay Musatkin | 21:22:55 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Господин Бубука, мы поняли, что для вас единственный авторитет - ваш собственный пупок. Вот и занимайтесь автомедитацией и не навязывайте своего "божественного и неоспоримого" мнения другим. Я застал и Брежнева и Хрущёва и помню, что в 60-70-е Высоцкого пела вся страна. Назовите ка нынешнего певца, песни которого поют всей страной. Может Пугачёва? Кстати чей она продукт? Из какой эпохи? |
8 +8−0 | Alexandr Apushkin | 21:08:25 26/07/2015 |
Когда прочел фразу "конечно, убогость и ограниченность культурной реальности тех годов", сразу понял, что читать дальше незачем. прочел однако. Имхо: мнение автора - начиная со "стены" между роком и Высоцким, и заканчивая всем остальным, в статье написанным, - настолько частное, индивидуальное, что его стоит просто не заметить и позабыть. |
8 +8−0 | Стас Немо | 20:59:19 26/07/2015 |
Автор статьи так ничего и не понял. Чтож, журналистика далеко не всегда делается талантами |
8 +8−0 | Денис Молявин | 20:50:40 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Взрослей - это не действие, это процесс. Быстро не получится. Но, со временем, поумнеешь. Пока ты даже МНЕНИЕ по Высокому иметь не можешь, мозг жидкий пока. |
8 +8−0 | Денис Молявин | 20:11:16 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Да никакого. Хотелось подnасрать, а тут такая возможность. |
7 +7−0 | Екатерина Кропивницкая | 09:29:06 27/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Да всем пофиг, какое у него было поведение. Это все в прошлом, остались только его песни. Которые до сих пор слушают и знают. Если вы ставите в пример тут Пушкина - то он тоже был редкий раздолбай и бл ядун, тоже так себе моральный авторитет, не считаете? |
7 +7−0 | Ольга Акимова | 23:35:28 26/07/2015 | ||||||
| ||||||||
Вот еще подборка: Я не люблю, Поэты и кликуши и др. /> Таварисч Пауль! А Вы куда-таки пишите: в Дорогую передачу или Спортлото? )) Хотя без разницы. )) Спасибо Вам, послушала любимые песни. Спокойной ночи. |