«Я, может, тоже против гомосексуальных браков»

00:12 22/07/2015 Россия
Протоиерей Дмитрий Смирнов
Протоиерей Дмитрий Смирнов
Я могу, если интересно. Идея беспоповщины на Руси возникла во времена никоновского раскола в соловках (не помню имени первого попа, смотрите в google). Она не могла не возмутить церковь. Кто тогда будет нести денежку? Но та же самая идея стояла и в протестантском расколе католической церкви с её лютеранством и английском расколе.

В начале июля группа православных активистов во главе с протоиереем Дмитрием Смирновым, жалуясь на шум, ворвалась на концерт в честь 20-летия «Серебряного дождя». В результате инцидента, как утверждают организаторы вечера, пострадали охранник, водитель, ведущий мероприятия Михаил Козырев и еще несколько человек. После произошедшего священник из Санкт-Петербурга Николай Савченко попросил извинения за слова и действия коллег. Сам он в акции не участвовал, но счел необходимым высказаться. За что бывает стыдно священникам? Когда их оскорбляет официальная позиция РПЦ? И есть ли вообще эта официальная позиция? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» отвечают сами священники. Некоторые из них были отстранены от служения за свои высказывания и поступки.

«Главное преступление Православной церкви сегодня»

Дмитрий Свердлов, отстранен от служения

Тому, что высказывания церковных деятелей иногда звучат излишне «громко», может быть несколько объяснений. И суть или характер самих высказываний не всегда тому главная причина. Проповедь Христа или апостола Павла часто были тоже шокирующими для аудитории. В них содержались неприятные или слишком новаторские для респондентов смыслы. Но то, что мы наблюдаем вокруг православной церкви сегодня, мне кажется, мало похоже на приведенные примеры.

Сегодня в публичном пространстве есть определенные дискурсы, которые называют патриотическими, хотя, я думаю, на самом деле они скорее провластные. Обратите внимание: церковные спикеры позволяют себе громкие оценки лишь в том случае, если они находятся в рамках «генеральной линии». В крайнем случае — если они совершенно нейтральны.

Яркий пример тому — отец Всеволод Чаплин. Многие из его высказываний — это информационный шум на злобу дня. Не следует слишком серьезно относиться к тому, к чему он в очередной раз призывает. Сегодня объявлен крестовый поход против абортов или геев. Но если завтра поменяется «политика партии и правительства», он же будет призывать к терпимости и правам человека.

Не стоит, правда, и недооценивать тренды, спущенные в массы церковной администрацией. Высока роль того же Чаплина в легализации агрессии в отношении Алехиной и Толоконниковой, а если вспомнить более свежую историю, то и в отношении отца Андрея Кураева — после того, как последний озвучил «гомопроблемы» в казанской семинарии. Причем постановка самих проблем может быть очень правильной, как в отношении проблемы абортов. Но дух, настроение, с которым эта проблема подается, часто, на мой взгляд, неприемлема. Точнее, неэффективна. Каждый новый пункт повестки дня — это непримиримая борьба не на жизнь, а на смерть. А повестка обновляется чуть ли не каждую неделю. И получается, что аудитория постоянно «заводится» на негативные эмоции, на ненависть, на агрессию в той или иной форме.

Я думаю, что участие официальных церковных спикеров в легализации агрессии как таковой в обществе в последнее время, которое началось с дела «Пусси Райот», — это, скажу жестко, главное преступление православной церкви сегодня. И эта легализация не может не иметь далеко идущих последствий. Если манипуляторы общественным мнением надеются, что им, в том числе с помощью церковных спикеров, удастся локализовать агрессию общества в отношении тех или иных групп — геев, Запада, «бендеровцев» — они ошибаются. Выпущенная на волю или спровоцированная агрессия может неконтролируемо обернуться против кого угодно. И жаль, что этого не понимают церковные деятели, спикеры церкви, которая сама пережила трагические гонения в XX веке.

Вот свежий пример. Новосибирский митрополит инициирует процесс «Тангейзера». Вроде процесс развивается под контролем власти и церковных администраторов. Но буквально через пару месяцев простой неизвестный провинциальный священник в другом регионе направляет в прокуратуру запрос против местного театра и классической постановки по мотивам, кажется, Пушкина. Это дело быстро и тихо замяли, но представьте, если бы нет? Если бы по стране прокатилась волна исков от представителей «православного талибана»?

То же самое с выходкой отца Дмитрия Смирнова. Какими бы благими объяснениями он ни прикрывался, я вижу причину только в одном: в специфической «поповской» вседозволенности. Эта вседозволенность и безответственность вообще свойственна «представителям Бога», есть такое явление профессиональной аберрации. А в данной истории она подкреплена анархическим характером главного героя и, полагаю, его мощным административным ресурсом. Вообразим продолжение истории: духовенство по всей стране, воодушевленное примером столицы, начинает вести себя подобным образом в отношении всего, что духовенству не нравится. А не нравится духовенству многое. И получится, что агрессия, разрешенная в одном случае, «выстреливает» непредсказуемо по всей стране.

И пусть не смущают аудиторию высокие должности церковных спикеров. В церковной традиции административный пост совершенно не гарантирует ни безошибочность точки зрения администратора, ни ее общеобязательность. В семинариях по-прежнему учат, что основателями нескольких еретических движений были патриархи. Хотя сегодняшняя церковная администрация старается присвоить себе право на исключительность в оценках всевозможных явлений, мнение церкви — это все-таки не мнения отцов Всеволода Чаплина и Дмитрия Смирнова.

«Даже со злом ищут способы договориться»

Протоиерей Александр Борисов

Призывы к священной войне с абортами — это явный перехлест. Наше служение состоит в том, чтобы примирять антагонистические группы. Я, может, тоже против гомосексуальных браков, но думаю, что достаточно просто не объявлять их официально разрешенными. Потому что это признак разложения общества. С другой стороны, за нетрадиционной ориентацией стоят некие физиологические особенности организма. Нельзя наказывать за это.

Нужен диалог. И не только здесь. Существует мнение, что добро должно быть с кулаками. Когда дело идет, например, о защите родины, приходится совершать зло, чтобы предотвратить еще большее зло. В других случаях есть более цивилизованные методы. В обществе нужен диалог между группами с разным мировоззрением. Не говоря уже о том, что нам своих врагов надо любить. Это очень трудный процесс, но необходимый.

Думаю, надо конфликтные ситуации решать цивилизованно. Радикальные методы не присущи церкви. Она должна нести некое терпение. Даже в Писании говорится: «Благословляйте гонителей ваших». Там же не сказано их проклинать. Нужно пытаться договориться с теми, кто придерживается других убеждений. Но даже со злом ищут способы договориться — например, с террористами, которые захватили заложников.

Нам заповедуют то, что ненавидеть — грех, надо любить грешников. Иисус молился за тех, кто прибивал его гвоздями к кресту. Жертва молится о своем палаче. Только этим можно преодолеть те греховные явления, которые захватывают наше общество. Каждый просит прощения за свои действия, а не за действия другого. За других трудно отвечать и просить покаяния. Можно лишь оценить сами поступки.

У каждого человека два пути — путь жизни и путь смерти. Зачем выбирать смерть? Ведь что касается фанатиков — это не те люди, кто готов отдать свою жизнь, но те, кто готовы убить не согласных со своей точкой зрения. А убивать можно только в исключительном случае, чтобы защититься от большего зла.

«Церковь выставляют мягкотелым существом, но это не так»

Протоиерей Александр Мартыненко

Определенная часть нашего общества, не просто далекая от церкви, но относящаяся к ней с неким подобием враждебности, привыкла думать, что церковь является полумузейным экспонатом, задача которого — стоять в храмах. А обо всем, что касается текущей жизни, помалкивать. Но церковь — это не здание и не церковноначалие, это часть общества. Причем изрядная часть. Все, что касается жизни общества, так или иначе ее касается.

Церковь выставляют мягкотелым и инертным существом, но это не так. Она обязана разъяснять окружающему миру, как церковному, так и светскому, что есть добро и зло. Помогать ориентироваться в мире. Церковь не лезет в политику. Но злободневные общественные вопросы ее волнуют. Иногда приходится об этом говорить громко и резко. Неправильно пытаться все втиснуть в лекала и мерить по ним церковь. В целом, когда мы говорим о своей позиции по тому или иному вопросу, она может быть в том числе в форме обличения.

Надо понимать, что и когда целесообразно делать с точки зрения морали. С другой стороны, если вспомнить разгромленную выставку «Осторожно, религия», здесь имеет место прямая провокация. Тогда приходится ставить на место, может быть, резкими действиями. В таких случаях сознательно идут на обострение ситуации, чтобы потом выставить церковь в неприглядном виде. А людей, которые отстаивают свою гражданскую позицию, выставить как дебоширов. Перегибы, конечно, не нужны, но они возникают, потому что все мы люди. Надо учиться друг с другом ладить, для этого не нужно никого пытаться оскорбить.

«Это наше информационное поражение»

Диакон Павел Шульженок

Мне кажется, что церковная информационная политика немного неуклюжая. Церковный аппарат еще не разработал какой-то эффективной стратегии, чтобы люди адекватно воспринимали наше мнение и реакцию на эксцессы.

Православные активисты в некоторых случаях перегибают. Тот же Дмитрий Энтео может применить насилие или резко высказаться, но это из-за того, что он человек эмоциональный. Но никто этого не поддерживает, даже он сам. А вот инцидент с отцом Дмитрием Смирновым — это, по сути, наше информационное поражение. Потому что если храм стоит в парке, то считаю, там могут проводиться и другие мероприятия. Согласовывать их проведение напрямую с храмом никто не должен. Если власти одобрили этот концерт, то они должны были позаботиться, чтобы никто никому не мешал. Им и надо предъявлять претензии, а не тем, кто проводил юбилей. Теоретически какие-то силовые акции возможны, если бы со сцены звучало какое-то богохульство или призыв к абортам. Тогда бы я сам это поддержал. Все же ситуация, когда люди силой выясняют отношения, это совершенно ненормально.

В обществе есть определенная антиклерикальная фракция, которая провоцирует. Но с другой стороны — мы сами на эту агрессию реагируем. Нужно, чтобы эта реакция приводила к позитивному результату, а то, что сейчас происходит, — это чистой воды троллинг. Выглядит это так, как будто мы делаем, что хотим, потому что мы можем это делать. А это, естественно, вызывает только большую агрессию.

Нужно донести до людей ту информацию, которой они не получают. К примеру, противники церкви отстаивают точку зрения, что храмы — это просто средство заработка для священнослужителей, а население остается без другой точки зрения. Прибегать к репрессиям по отношению к людям, которые просто не просвещены, — достаточно резкий шаг. Мы пытаемся создать христианское общество, не подготовив для этого почву. Нельзя заставить всех людей жить по христианским ценностям.

Беседовала Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(239):

1 234 ... +1
23 +23−0Сергей Ъ00:57:17
22/07/2015
18 +18−0Konstantin Kolos00:47:55
22/07/2015
Кто сможет мне, верующему человеку, обьяснить зачем мне ходить в церковь и слушать попов? Священное писание я и сам прочитать умею. Или священники к богу ближе чем остальные смертные?
Я могу, если интересно. Идея беспоповщины на Руси возникла во времена никоновского раскола в соловках (не помню имени первого попа, смотрите в google). Она не могла не возмутить церковь. Кто тогда будет нести денежку? Но та же самая идея стояла и в протестантском расколе католической церкви с её лютеранством и английском расколе.
18 +18−0Konstantin Kolos00:47:55
22/07/2015
Кто сможет мне, верующему человеку, обьяснить зачем мне ходить в церковь и слушать попов? Священное писание я и сам прочитать умею. Или священники к богу ближе чем остальные смертные?
17 +20−3Сергей Треугольник07:43:24
22/07/2015
3 +5−2я мы05:35:04
22/07/2015
---Когда дело идет, например, о защите родины, приходится совершать зло, чтобы предотвратить еще большее зло.--- с каких это пор - защита - стала злом. И как можно договорится со злом ?
"Мы пытаемся создать христианское общество, не подготовив для этого почву. Нельзя заставить всех людей жить по христианским ценностям." - а не надо пытаться и заставлять. В обществе большое количество старообрядцев, атеистов и тех, которые после многих лет неприкрытого компромата со стороны РПЦ перестали отождествлять свою внутреннюю веру с христианской.
17 +18−1Jean-Pierre Bourdon01:00:47
22/07/2015
Эти ряженные в византийское платья фрики хоть во что то верят?
16 +17−1Jean-Pierre Bourdon01:02:52
22/07/2015
18 +18−0Konstantin Kolos00:47:55
22/07/2015
Кто сможет мне, верующему человеку, обьяснить зачем мне ходить в церковь и слушать попов? Священное писание я и сам прочитать умею. Или священники к богу ближе чем остальные смертные?
Истинно верующие и не ходят в заведения РПЦ
16 +17−1Сергей Ъ00:42:20
22/07/2015
Меня вообще удивляет такой интерес общественности к вопросу - кто кому куда присунул?
У кого о чём болит, тот о том и говорит!(:sly:)
15 +20−5Roman Ryabtsev02:10:37
22/07/2015
6 +13−7Ахмет Загоев00:28:41
22/07/2015
на кол, демонов!
Абстрагировавшись от шуток про ЗАО РПЦ и т.п., интервью довольно адекватное и беззлобное. За что спасибо г-ну священнику и Ленте. Просто приятно было почитать
14 +20−6Сергей Треугольник08:23:13
22/07/2015
0 +2−2Сергей Треугольник08:15:18
22/07/2015
Христианство с 10 века все пытается, и людей пытает. Впрочем, как и остальные религии. Не представляю, как вообще можно неистово фанатеть от пребывания в подобных сектах.
14 +14−0Vasiliy Popov07:57:42
22/07/2015
-16 +5−21Paul Bouckhta07:52:23
22/07/2015
Несмотря на многочисленные огрехи церкви, несмотря на ее несовершенство, она являлась и является духовным институтом, сплачивающим общество. Сейчас мы пожинаем результаты времен "воинствующего атеизма". Большинство, разглагольствующих здесь неучей, являются разрушителями русского социума. Вы тут, такие атеистические, собрались. Большинство из вас просто дураки, но есть и вредители. Первые, подучите для начала матчасть, а вторых покарает бог, жизнь или карма, как ни назовите, ибо вы осквернены. Я далеко не фанат православной церкви, но это ТРАДИЦИЯ этой Земли, Земли Русской, и все негативное, что вы тут выплескиваете, к вам вернется.
Земля Русская, по вашем выражению, неплохо существовала и без РПЦ некоторое время...несколько тысячелетий так.
14 +14−0Хрюн Моржов07:57:02
22/07/2015
-16 +5−21Paul Bouckhta07:52:23
22/07/2015
Несмотря на многочисленные огрехи церкви, несмотря на ее несовершенство, она являлась и является духовным институтом, сплачивающим общество. Сейчас мы пожинаем результаты времен "воинствующего атеизма". Большинство, разглагольствующих здесь неучей, являются разрушителями русского социума. Вы тут, такие атеистические, собрались. Большинство из вас просто дураки, но есть и вредители. Первые, подучите для начала матчасть, а вторых покарает бог, жизнь или карма, как ни назовите, ибо вы осквернены. Я далеко не фанат православной церкви, но это ТРАДИЦИЯ этой Земли, Земли Русской, и все негативное, что вы тут выплескиваете, к вам вернется.
А вы не в курсе, что русский мужик и до "воинствующего атеизма" не очень-то усердствовал в религиозности?
И что церкви разрушал он же, и с энтузиазмом?
14 +14−0валерий франгулян02:39:56
22/07/2015
В России смутное время,и РПЦ его порождение.Проснется разум-исчезнет РПЦ. Только вот вопрос-дадут ли разуму проснуться чаплины да смирновы,да иже с ними ворье да олигархи?
14 +15−1Максим Иванов01:44:04
22/07/2015
17 +18−1Jean-Pierre Bourdon01:00:47
22/07/2015
Эти ряженные в византийское платья фрики хоть во что то верят?
Верят в то, что бабло всегда побеждает зло.
13 +17−4Сергей Треугольник11:58:16
22/07/2015
-9 +3−12я мы10:21:25
22/07/2015
вы плохо понимаете суть христианства и фанатизма, это разное. объединяет царь властью, религия для иного
Напротив, я очень хорошо в ней разобрался.
Суть любой религии – кабальное управление большими массами людей, а равно огромными благами этих людей, манипулирование обществом и его мнением, а также живой управляемой силой, что прекрасно и абсолютно точно вписывается в любую концепцию построения и развития государства.
Доказывать политизированность любой религии даже и не нужно, нормальному мыслящему человеку все более чем ясно видно. РПЦ превратилась в земельный бизнес, католическая церковь – в рассадник содомии подстать политическому европейскому курсу толерантности и терпимости, ислам – в радикальный почти военный исламизм.
Очень жаль, что огромное количество людей мечутся между конфессиями в поисках «духовного равновесия», отказываясь от семьи и продолжения рода, необходимых благах, позабыв о памяти предков и гармонии с самим собой. Это напоминает больного азартом человека, который мечется от одного автомата к другому в надежде на выигрыш, но мысль «выйти из азартного заведения» его вряд ли посетит.
13 +14−1капитан Немо02:28:10
22/07/2015
17 +18−1Jean-Pierre Bourdon01:00:47
22/07/2015
Эти ряженные в византийское платья фрики хоть во что то верят?
У чиновников от РПЦ, во главе с "табачным" Кириллом (в миру Гундяев), один бог-"Золотой Телец"! Вот ему они служат "верой и правдой".
12 +16−4Fat Karlsson09:27:04
22/07/2015
-11 +3−14Роман Груздев09:07:12
22/07/2015
Почему волнует? Да просто отвращение у большинства людей. Вас бы тоже волновало, если в центре города парад вонючих бомжей провели, потому что вызывают отвращение. (:smile:)
Огромное большинство людей никогда не бывает в центре и не видит ни парадов ни гомиков.

Просто отрицают свои комплексы, латентный гомосексуализм публично, в комментах, приписывая их другим.

В психологии есть даже термин - проекция.

------------------------
И на этом просто играет власть и пропаганда, возбуждая ненависть.
10 +12−2Eiserne Ordnung09:58:17
22/07/2015
-16 +5−21Paul Bouckhta07:52:23
22/07/2015
Несмотря на многочисленные огрехи церкви, несмотря на ее несовершенство, она являлась и является духовным институтом, сплачивающим общество. Сейчас мы пожинаем результаты времен "воинствующего атеизма". Большинство, разглагольствующих здесь неучей, являются разрушителями русского социума. Вы тут, такие атеистические, собрались. Большинство из вас просто дураки, но есть и вредители. Первые, подучите для начала матчасть, а вторых покарает бог, жизнь или карма, как ни назовите, ибо вы осквернены. Я далеко не фанат православной церкви, но это ТРАДИЦИЯ этой Земли, Земли Русской, и все негативное, что вы тут выплескиваете, к вам вернется.
Это ты матчасть подучи: традиционной религией предков на руси было _язычество_, а не этот итальянско-еврейский новодел, которому от роду только-только тыща лет набежала.

Более того - забавно наблюдать совершенно откровенные языческие обряды, совершаемые т.к. "правоверными" со всеми этими чучелами обам и проч. Хорошо ещё куклы вуду не притянули туда же.
10 +10−0Максим Иванов01:42:00
22/07/2015
16 +17−1Сергей Ъ00:42:20
22/07/2015
Меня вообще удивляет такой интерес общественности к вопросу - кто кому куда присунул?
У кого о чём болит, тот о том и говорит!(:sly:)
Что характерно, эта часть общественности наотрез отказывается отвечать на прямой вопрос, почему их данная тематика так волнует)
10 +12−2Сергей Ъ01:40:15
22/07/2015
8 +9−1Сергей Ъ01:04:54
22/07/2015
Что же касается официальной церковной доктрине, то считается что в этом случаи верующий человек может впасть в ересь (под этим можно понимать всё что угодно) и естественно попасть в АД!
Кстати, Путинская статья "О противодействии экстремистской деятельности" на самом деле только немного расширенное объяснение Ереси. По своей сути, это плоть от плоти церковный "закон" об ереси. Коммунисты, как всегда, просто спёрли идею у своих предшественников, единокровных братьев - христиан.
9 +9−0Naborka Pozje12:49:47
22/07/2015
0 +0−0Роман Груздев12:47:26
22/07/2015
Конечно, но я не стремлюсь собрать своих двойников и в угоду своему тщеславию провести парад в центре города.
православные регулярно проводят "парады" в общественных местах в т.ч. в центре города..
9 +9−0Den Zee12:48:13
22/07/2015
0 +0−0Роман Груздев12:47:26
22/07/2015
Конечно, но я не стремлюсь собрать своих двойников и в угоду своему тщеславию провести парад в центре города.
В угоду своему тщеславию, вы вышли на одиночный пикет в коментах ленты :)
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь