У нас тут своя архитектура

08:08 16/07/2015 Наука и техника
Процессор Baikal-T1
Процессор Baikal-T1

Несколько недель назад в новостных сюжетах в очередной раз всплыла тема импортозамещения в самой, пожалуй, современной отрасли микроэлектроники — процессорах. Новый российский процессор Baikal-T1, построенный на ядре MIPS P5600, представила компания «Байкал Электроникс», дочерняя структура известного российского разработчика суперкомпьютеров «Т-Платформы». «Лента.ру» попробовала разобраться, какой процессор можно считать российским и зачем вообще нужен отечественный процессор.

Российская микроэлектронная промышленность — достаточно традиционный объект для шуток (чтобы не сказать издевок) еще с советских времен: выбранный в СССР в 1980-х годах курс на копирование западных образцов фактически привел к краху советской микроэлектроники. Анекдот про микропроцессор, отправленный в адрес заказчика тремя железнодорожными платформами, родился как раз в те годы.

Буквально за день до анонса Baikal-T1 рунет с упоением обсуждал, казалось бы, продолжение анекдота — ноутбук HT-ЭльбрусS, выпускаемый другим отечественным разработчиком процессоров, компанией МЦСТ: эта десятикилограммовая машина при цене 150 тысяч рублей способна работать на одной зарядке аккумулятора «не менее 1 часа». Правда, вскоре выяснилось и то, что модель эта — 2012 года и, главное, относится к классу защищенных ноутбуков, то есть способна выдержать падение на бетон, работу под дождем и другие неприятности. В качестве примера конкурентов HT-ЭльбрусS можно привести 15-дюймовый Getac X500, стоящий более 300 тысяч рублей и способный выдержать электромагнитный импульс ядерного взрыва, и «портативные ПК» немецкой Bit Tradition, одна из моделей которой — Bit-RPC 1522-MIL — весит около 20 килограммов и может похвастаться батареей на 30 минут работы.

Впрочем, наличие конкурентов — еще не ответ на вопрос, нужны ли вообще отечественные процессоры и компьютеры, а также можно ли считать существующие продукты отечественными.

Свои комментарии по российской составляющей устройств дали компании «Байкал Электроникс», МЦСТ и КМ211, а также один из мировых лидеров по разработке современных процессоров — британская компания Imagination Technologies, владеющая процессорной архитектурой MIPS. Все три российские компании занимаются разработкой современных процессоров, хотя и в разных направлениях: МЦСТ целится на рынок рабочих станций и серверов, КМ211 больше ориентирована на применение в системах безопасности и автоматизации, а «Байкал Электроникс» заняла промежуточное положение, представив чип для производительного сетевого оборудования.

Большой путь к маленькому процессору

Разработка современного процессора — длинный и сложный процесс. Начинается он с выбора архитектуры — набора команд, которые данный процессор сможет исполнять. От архитектуры зависит не только производительность процессора, но и его совместимость с программным обеспечением: ПО, выпущенное для одной архитектуры, на другой чаще всего работать не будет.

Последнее обстоятельство обусловило то, что распространенных процессорных архитектур в мире не так много; почти весь рынок поделен между тремя лидерами — Intel x86, ARM и MIPS. Первая уже не одно десятилетие доминирует в настольных ПК и ноутбуках, а две оставшиеся нашли свое призвание в мобильных устройствах и встраиваемых промышленных компьютерах. Интересно, что компании ARM Holdings и Imagination Technologies — разработчики архитектур ARM и MIPS — не выпускают процессоры сами, предпочитая продавать лицензии.

Говоря об архитектурах процессоров, необходимо понимать, что их нельзя напрямую сопоставлять друг с другом — каждая из них обладает своими сильными и слабыми сторонами, определяющими сферу ее применения. Например, на рынок ПК среди разрабатываемых сейчас российских процессоров претендуют только «Эльбрусы», но и они очень сильно отличаются от привычных пользователям процессоров архитектуры x86. Основное назначение «Эльбрусов» — это работа в компьютерах на промышленных и государственных объектах, то есть там, где Windows и Microsoft Office стараются не использовать в любом случае, а потому совместимость с этим ПО не является критичным моментом. Baikal-T1 и вовсе предназначен для сетевого оборудования и систем автоматизации, — сравнивать его с процессорами для ПК столь же нелепо, как грузовой КамАЗ с легковым Mercedes: аудиосистема у второго намного лучше, но в тех задачах, для которых предназначен первый, это роли не играет.

Исполняются команды на ядре процессора — схеме, обеспечивающей все необходимые вычислительные ресурсы. Хотя ядро, поддерживающее конкретную архитектуру, можно создать самостоятельно, чаще всего его тоже покупают у разработчика архитектуры. Но такое ядро — это еще не готовый чип, а всего лишь исходные коды, внешне похожие на исходные коды компьютерной программы.

На следующем этапе ядро «обвешивают» дополнительными периферийными модулями — например, контроллерами USB или Ethernet, если это требуется — добавляют ядро графического процессора, отвечающего за вывод картинки на монитор, и так далее. Часть модулей разрабатывается самостоятельно, часть может быть лицензирована у других компаний — опять в виде исходных кодов.

Предпоследний этап разработки — переход от абстрактных кодов к чертежам конкретного чипа. Для современных процессоров, работающих на частотах до единиц гигагерц, он также весьма нетривиален — в процессе необходимо учитывать огромное количество нюансов и ограничений. По словам Тони Кинг-Смита, исполнительного вице-президента Imagination Technologies, «срок от получения лицензии на ядро до воплощения его в кремнии постоянно сокращается, но все равно в среднем составляет от 9 до 18 месяцев», а сам процесс требует усилий группы высококвалифицированных разработчиков.

И лишь после прохождения всех этих этапов запускается конвейер полупроводниковой фабрики, на выходе которого мы и видим знакомые чипы.

Пятый пункт

Дискуссии о национальной принадлежности процессоров традиционно крутятся вокруг двух фактов. Во-первых, на данный момент в России нет современного полупроводникового производства, а потому выпускаются отечественные процессоры, как правило, на мощностях тайваньской TSMC — одного из крупнейших производителей чипов в мире, не занимающегося собственной разработкой микросхем, а лишь предоставляющего услуги по их выпуску. Во-вторых, многие из процессоров построены на базе архитектуры и ядер, разработанных западными компаниями — например, Baikal-T1 использует ядро MIPS P5600.

Впрочем, в случае с МЦСТ и КМ211 происхождение архитектуры уже не вызывает сомнений — обе компании используют собственные разработки, «Эльбрус» и «Кварк». В случае с МЦСТ иногда возникает небольшая путаница — ей приписывают использование в «Эльбрусах» довольно старой архитектуры SPARC v9, разработанной компанией Sun Microsystems еще в середине 90-х годов; МЦСТ действительно делает и SPARC-процессоры, но это — модели R500 и R1000, а не «Эльбрус».

В противовес подходу МЦСТ, «Байкал Электроникс» предпочитает использовать готовые процессорные ядра: у компании заключены соглашения как с Imagination, так и с ARM Holdings. Такой подход позволяет сконцентрировать ресурсы на выпуске финального продукта — и мировая практика показывает, что он весьма эффективен: ни один из крупных производителей процессоров не пренебрегает лицензированием чужих разработок, и многие из них используют ядра ARM или MIPS.

Однако лицензия на готовое ядро, как уже отмечалось выше, не избавляет компанию от серьезных трудозатрат. В обоих случаях для реализации проекта нужен интеллектуальный ресурс — группа разработчиков с глубоким пониманием архитектуры современных процессоров и принципов проектирования интегральных схем. И в случае с отечественными компаниями этот ресурс создается и поддерживается в России.

При этом необходимо признать, что производство самих чипов в России хоть и присутствует, но по своим возможностям радикально отстает от зарубежных мощностей. Однако в современном мире «бесфабричные компании», занимающиеся только проектированием и продажей микросхем, уже давно составляют подавляющее большинство — так, среди основных производителей процессоров только Intel и Samsung производят свою продукцию сами. Среди их конкурентов одни никогда своими фабриками не обладали, а другие — например, AMD — сознательно перешли к бесфабричной модели, выделив производство в отдельную компанию в рамках оптимизации своей структуры.

Разделение разработки и производства чипов — общемировая тенденция, и ставить их в жесткую зависимость друг от друга неправильно. Хотя хочется надеяться на появление и отечественного современного полупроводникового производства, заслуги разработчиков чипов его отсутствие никак не умаляет.

Вопросы безопасности

Востребованность отечественной замены импортного аналога можно рассматривать с двух точек зрения — с чисто коммерческой и с точки зрения обеспечения безопасности. Если коммерческая составляющая понятна и неспециалисту, то второй аспект является менее очевидным.

С одной стороны, тот факт, что цифровые войны в мире уже идут, оспорить трудно: после откровений Сноудена и информации об успешной атаке на иранскую ядерную инфраструктуру с помощью червя Stuxnet (и неудачной — на КНДР). С другой стороны, до сих пор в основном обсуждается роль в этих атаках программного, но не аппаратного обеспечения.

Для хакеров, в том числе работающих на государство, уязвимости ПО остаются наиболее привлекательными — они обеспечивают максимум возможностей и по проникновению в нужную систему, и по действиям в ней. Тем не менее, современные процессоры настолько сложны и многофункциональны, что в них тоже может найтись место для «закладок», облегчающих работу спецслужб.

Скажем, многие процессоры оснащены генератором псевдослучайных чисел (ГПСЧ), который часто используется различными системами шифрования — и надежность этого кодирования зависит от степени случайности выдаваемой генератором последовательности. Технически возможно внести в чип процессора изменения, делающие последовательность на выходе ГПСЧ предсказуемой, а значит, зашифрованные с его помощью данные — сравнительно легко декодируемыми третьей стороной, знающей про эту особенность конкретного ГПСЧ.

При этом изменения в работу ГПСЧ могут быть внесены как на этапе производства конкретной партии процессоров, так и программно — с помощью недокументированных команд, которые могут быть выполнены, например, невинно выглядящим штатным обновлением какой-либо программы.

Обнаружить подобную закладку в готовом изделии практически невозможно — современный процессор содержит в себе миллиарды транзисторов, и даже просвечивая чип рентгеном, точно определить функции каждого из блоков нереально. Более того, первый тип закладки в некоторых случаях может быть внедрен таким образом, что обнаружить его не удастся даже при рентгеновском анализе блока ГПСЧ.

Это — лишь один пример, но и из него очевидно, что игнорировать возможность аппаратных закладок в тех или иных изделиях электроники было бы наивно. Причем касаться этот вопрос может и государств, и крупных коммерческих компаний — так, недавно выяснилось, что Агентство национальной безопасности США несколько лет следило за Siemens и другими европейскими компаниями.

Конечно, зарубежное производство чипов также представляет определенный фактор риска — однако настолько малый, что им можно пренебречь. Во-первых, как подчеркнули в «Байкал Электроникс», соответствие заказа и финального изделия строго контролируется, а потому внесение изменений на этом этапе невозможно. Во-вторых, внедрение «закладки» осложняется тем, что фабрика не обладает полной документацией на процессор — так что даже поиск в нем нужного блока может оказаться нетривиальной задачей. В-третьих, как отмечают в Imagination Technologies, для контрактного производителя чипов допуск посторонних лиц к данным клиентов — колоссальный репутационный риск.

Планы на будущее

Безопасность на государственном уровне — вопрос, конечно, важный, но в конечном успехе на судьбу разработчика намного сильнее влияет успех его продукции на открытом рынке. На данный момент российские компании представлены на нем крайне слабо — основными потребителями их продукции являются государственные структуры. Впрочем, многие из них надеются, что в ближайшие годы ситуация может поменяться.

Константин Трушкин, представитель компании МЦСТ, видит препятствие в малой серийности изделий и ограниченной поддержке со стороны ПО, однако считает, что компании удастся его преодолеть: «при выходе на объем порядка десяти тысяч изделий можно будет снизить стоимость решений до уровня, доступного не только для организаций, но и для частных лиц». При этом, по его словам, МЦСТ в значительной степени надеется на федеральные целевые программы, которые позволят отечественным разработчикам успешнее конкурировать с иностранными.

Дмитрий Пустов, сотрудник компании КМ211, во многом соглашается с Трушкиным, также считая, что основное препятствие для российских разработчиков — ориентация на мелкосерийное производство вместо массового рынка, в том числе и зарубежного. При этом у КМ211 уже на данный момент основные клиенты — это коммерческие компании, занимающиеся разработкой решений в области промышленной автоматизации и обеспечения безопасности.

Андрей Малафеев, работающий в «Байкал Электроникс», также поддерживает точку зрения о необходимости выхода на мировой рынок — по его словам, производство современной микроэлектроники просто невозможно замкнуть в одной стране. Для Baikal-T1 в качестве приоритетных рассматриваются более полудесятка стран — от ОАЭ до Германии; в дальнейшем для расширения своего присутствия на рынке компания планирует представить процессоры для ПК и мобильных устройств.

В Imagination Technologies дополняют, что для успеха российских разработчиков ключевым является не только факт выхода на мировой рынок, но и подготовка квалифицированных кадров в России. По словам Тони Кинг-Смита, пока в России всего несколько университетов преподают полноценные курсы по разработке интегральных схем, в то время как эти знания должны быть доступны во всех вузах, готовящих специалистов по информатике. Чтобы помочь наладить учебный процесс, недавно Imagination Technologies перевела на русский язык и обеспечила бесплатный доступ к учебнику «Цифровая схемотехника и архитектура компьютера» Дэвида Харриса и Сары Харрис, фактически покрывающему значительную часть университетского курса.

Очевидно, что до безоблачного существования разработчикам российских процессоров пока далеко, — фактически большинство из них лишь в начале пути, выпускают продукцию небольшими партиями для госсектора или под узкоспециализированные коммерческие проекты. Тем не менее рост числа компаний, работающих в этой отрасли, равно как и их стремление выйти на массовый рынок, в том числе международный, позволяет надеяться, что уже через несколько лет об отечественных процессорах будут говорить с куда меньшим скепсисом.

Олег Артамонов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(297):

123 4 567 ... +1
2 +10−8Алексей Грошиков12:16:01
16/07/2015
самые передовые отечественные процессоры на несколько поколений отстают от продукции интел и амд, и даже не могут производиться на Российских заводах из за отсутствия технологий и оборудования
2 +3−1Бен Гроссман12:09:19
16/07/2015
4 +7−3олег погорецький09:38:46
16/07/2015
а если война где производить будут? а если сша надавит на тайвань?
процесор есть и в то же время его нет
По поводу войны очень хорошо сказал Альберт Эйнштейн: "Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но в Четвёртой будут использоваться палки и камни", однако.
2 +2−0Goreg Swan11:29:59
16/07/2015
0 +0−0Роман Панов10:13:24
16/07/2015
Один из Эльбрусов насколько мне известно был сделан на Микроне. Нам Мультиклет они тоже готовы произвести. Скорее всего 90нм они в этом году откатают.
По моим сведениям, они делают контрольную партию на микроне, что гарантирует производство их в России, если что.
1 +2−1Solder Desolder11:42:25
18/07/2015
"выбранный в СССР в 1980-х годах курс на копирование западных образцов фактически привел к краху советской микроэлектроники. Анекдот про микропроцессор, отправленный в адрес заказчика тремя железнодорожными платформами, родился как раз в те годы."
Автор путает теплое с мягким, скорее всего сознательно. Курс на копирование привел к отставанию, лет на 5 - 7, но никак не к краху. К краху привело недофинансирование перед развалом СССР. И анекдот ЦРУшный не имел ничего общего с реальностью. Да, копии, но вполне работоспособные и не отличающиеся по габаритам от оригиналов. А, ну было отличие в 0,04 мм в расстоянии между выводами DIP-корпусов, но оно было в пользу СССР. (:smile:) Сейчас в РФ своими силами даже копий интеловских процов 7-летней давности не сделать, нет технологий.
1 +1−0June Bug11:39:21
18/07/2015
-1 +0−1Solder Desolder11:31:54
18/07/2015
Китайцы сами себе друзья, потому и рады будут продавать с прибылью процы из США в РФ. И никаких санкций в ответ на это США против Китая не предпримет.
Наивняк. Им быстро кислород перекроют тогда по поставкам запчастей для китайских суперкомпьютеров. Китай - вассал США, как и Россия.
1 +1−0June Bug11:36:59
18/07/2015
0 +0−0Жданов Евгений07:44:54
18/07/2015
запрет импорта процессоров ударяет по конкретным продажам Intel и не имеет особого смысла с точки зрения обрушения режима поставь США перед собой такую цель прямо, запрет на операции в части банковского сектора нанес куда больший урон нежели запрет на поставки бытовой электроники
иначе говоря, в отличии от СССР который испытывал товарный дефицит по всему спектру и был слабо интегрирован в западные рынки(точнее почти никак, только в виде обмена ножей и табуреток на жемчуг) с Россией сегодня воюют по рыночным правилам, т.е. блокируют финансовый сектор, а процессы поставок товаров уже изменяются по законам рынка и результирующего эффекта от фин.санкций, сам по себе запрет на поставки бытовых CPU изменил бы структуру конфликта, но в конечном итоге просто привел бы к массе посредников через которые идут товарные потоки(как сегодня идет оборудование для той же нефтянки из США, со скрипом но идет)
ну и потом, у Путина запас прочности очень большой, за те 3-5 лет критического устаревания наличной базы CPU вопрос по замене решить можно, в конце концов ARM показывает все лучший результат и был бы повод стать страной - пионером в массовом переходе с X86 на альтернативную платформу, в общем то полагаю что неочевидность главенства США и из созников на мировом рынке электроники(в отличии от тех же 80-ых годов) просто не даст того явного эффекта на который вы рассчитываете в своем прогнозе и в США это прекрасно понимают, скромный эффект не стоит войны с лоббистами Intel
подковерные торги как альтернативную идею всей текущий заварушки я не рассматриваю, это из другой темы
Ничего он не ударяет. Доля РФ в продажах Intel ничтожна, они даже не заметят. Арм сосет по полной. Могли бы давно сделали аналоги i3-i7, ан нет, не выходит каменный цветок. Никакого запаса у вортикали нет и не было. Чтобы что-то сделать нужны кадры, много хороших кадров среднего звена, а они тикают аж пятки свистят отсюда и власти сами это официально признают. С кем собрался импортозамещение то делать? Чтобы сделать микропроцессор нужна огромная инфраструктура в стране, у нас же вообще ничего нет, кроме кустарщины и попыток сделать всякую фигню на основе лицензированных западных архитектур. Специалисты, прекрасно понимают, что теперь на это потребуется не 5 лет, а 25. Все. Никаких посредников не будет, если закроют границы наглухо. Теперь все легко контролируется, включая потоки в Китае. Мелкие партии могут и просочиться, но необходимые объемы для нормального функционирования современной экономики уже нет. И так по всему спектру оборудования. Речь идет о том, что США на самом деле не нужен этот конфликт, их вполне устраивает, в реальности, политика вортикали. Ресурсы задарма качаются (теперь в 2 раза дешевле чем раньше), все под контролем, психов рядом с российским ржавым ЯО пока нет. И хорошо. Можно дальше править миром, не отвлекая ресурсы на верхнюю вольту с ракетами. Вот о чем речь - это их эта ситуация устраивает больше, чем реально должна патриотов в России.
1 +1−0June Bug11:24:22
18/07/2015
-1 +0−1Solder Desolder07:15:27
18/07/2015
Вы не понимаете, что такое реэкспорт. Китайцы могут покупать процы в США и продавать в РФ, это и будет реэкспорт. И никто не запретит продавать процы в Китай. Ну и остальные пункты Вы не поняли, совершенно. А жаль.
Если введут эмбраго, Китай подчинится как миленький. Или потеряет все. Китай нам не друг, а враг, такой же, как и США, даже хуже.
1 +1−0June Bug01:07:07
18/07/2015
0 +0−0Максим Смирнов22:57:50
17/07/2015
И еще. Не люблю я ура-патриотизма, когда врага недооценивают и норовят закидать шапками. Последующее разочарование может оказаться несовместимо с жизнью.
Но и возгласы "все пропало" меня тоже не радуют. Нет от них ничего, кроме вредного уныния. Уныние -грех, если вы не знали.
Нас ждут изрядные трудности, потому как настуапает время собирать камни, которые мы тут набросали за последние четверть века. Нужно это понимать и быть готовым.
Нам сейчас хорошенько врежут, это уже не изменить. Но от нас зависит, будет ли это очередное испытание, из которого страна выйдет сильнее чем была, или мы согнемся окончательно. Время покажет...
Ничего нам не врежут, у меня всего лишь подчеркивалось, что США с нами(точнее с вортикалью) играют в странную игру, никак не похожую на настоящие санкции и полное экономическое эмбарго. Значит есть резон. А если бы вломили, ваши эльбрусу в лучшем случае на уровне 90нм стали бы делать, т.е. уровень современных атомов. Много можно на атоме наработать? То то же...
1 +1−0June Bug01:05:06
18/07/2015
0 +0−0Станислав Елецкий23:06:02
17/07/2015
Нескромный вопрос: для каких офисных задач не хватает вычислительной мощи процессоров предыдущих поколений?
Для любых современных. Про программирование вообще молчу. Кто писал большие проекты знает, что много мощи не бывает. Именно этому среднему звену обломиться очень сильно. Хотя у меня всего лишь был резонный вопрос - почему США не накладывает эмбарго? Только упускают время.
1 +1−0June Bug22:38:37
17/07/2015
0 +0−0Solder Desolder21:35:48
17/07/2015
Подумайте ещё и о том, что санкции
1) не должны ударять по экономике США.
2) не должны выглядеть направленными против обычного населения РФ. Между прочим, даже в Северную Корею процы поставлять не запрещено.
3) просто не получится соблюсти на практике, например тому же Китаю начхать на санкции, будет реэкспорт процов, вот и всё.
Реэкспорт процов тяжелый бред. Процессоры Intel никогда не делались в Китае, только упаковка в корпуса. И все это делается на заводах, под полным контролем США, никакие левые партии оттуда уйти не могут, даже 1000 штук, не говоря о миллионах, требуемых РФ. Так что достаточно ввести эмбарго на современные решения от Intel/AMD/Ibm и все кранты путиномике. Откат года за два был бы уже солидным, а через 5 лет будет полный пц. При этом естественно запретить делать РФ кристалы на тайване. Иначе, получается, что они, фактически, сами удерживают у власти, так ненавистный им режим. До населения РФ, США нет никакого дела. Достаточно перекрыть кислород поставкам электроники и РФ погрузится в пучину 80х годов прошлого века. Не сразу конечно, но через 3-5 лет уже точно. Ничего своего она за это время принципиально сделать не успеет, у нее не хватит времени. А так получается какая-то странная игра в кошки-мышки. Заигрывание с вортикалью...

У нас был шанс 15 лет назад, мы его просрали, сейчас происходит какая-то странная закулисная возня, торговля чем-то на будущее. Западных элит с вортикалью.
1 +1−0Станислав Елецкий19:32:37
17/07/2015
0 +0−0Станислав Елецкий19:32:28
17/07/2015
Много тонкостей.
Мак (а также Амига, Атари и ряд рабочих станций) изначально использовал очень производительную, продуманную, грамотно спроектированную, расширяемую и популярную архитектуру MC68k, в то время как на PC применялась x86 - архитектура с очень кривой (и менявшейся по ходу дела) системой адресации памяти, для которой любой код приходилось писать заново. А затем переписывать. Процесс выглядел так: dos - одна версия кода, win16 - другая, win32 - третья.
Плюс к тому на Мак изначально была многооконная ОС, поэтому процесса перехода с dos на windows, в ходе которого много программных продуктов отчалило в мир иной, там не было.
То есть реально Мак в борьбе с PC имел огромное преимущество - под Мак разрабатывать было намного проще и программы обычно работали быстрее.
Сравнение работы MsWord на Маке и соременном ему AT386 с Win3.1 - доставляло.
И тем не менее, Мак на MC86k эту битву проиграл.
Из-за низкого тиража развитие MC68k замедлилось. Пришлось переходить на крутой серверный PowerPC, затем на PowerPC 64 - с теми же результатами.
Чтобы не проигрывать PC по производительности, в итоге пришлось ставить тот же пошлый x86.

Резюмирую - Мак использовал более совершенные и более простые для разработчика архитектуры, но костлявая рука рынка задушила их все.
VLIW-архитектура, напротив - кошмар для разработчика. Ибо сложный компилятор = глючный компилятор. Компьютер с процессором такой архитектры будет неконкурентоспособен уже из-за сложности разработки.
Также, VLIW хорош только для определённых задач. К примеру, программы с сильными ветвлениями (как то шахматы) - не для этой архитектуры.

Резюмирую - при попытке конкурировать с Wintel рыночными методами, гипотетическая VLIW-платформа разделит участь MC68k и PPC, но куда быстрее.
1 +4−3June Bug19:21:15
17/07/2015
-1 +7−8Алексей Сулима21:35:24
16/07/2015
Россия третья в мире по разработке ПО. Не думаю, что будет проблема.
Тебе не надо думать, ты не программист и ничего в этом не понимаешь.
1 +2−1June Bug19:19:34
17/07/2015
0 +0−0. .17:49:40
17/07/2015
А будут саботировать, признать врагами народа, семьи сослать в сибирь.
Невозможно из под палки заставить сделать передовой продукт сейчас. Уровни не те, что раньше. Раньше 2-3 человека могли определить развитие отрасли (60 лет назад), теперь только большие и слаженные коллективы, работающие не за баланду, а за интерес и спокойную комфортную жизнь.
1 +1−0George Goroshyn19:17:09
17/07/2015
1 +1−0Жданов Евгений18:43:04
17/07/2015
т.е. заглавный откоряк темы в том что лицензирование ядра и отсутствие собственных производств это как бе нормально и общемировая тенденция
ну а как же упомянутая безопасность мсье? "завтра" КНР по какой то причине скажет гудбай контрактному производству Эльбрусов, а у нас нет литографических машин нужного диапазона и производства подложных схем
и потом, очень хорошо что у сертифицированных ФАПСИ ведомств будет свой CPU, но как быть с широким рынком?
Согласен, совершенно непонятно причем тут импортозамещение?
1 +1−0June Bug19:15:29
17/07/2015
0 +6−6НаКОЛ!12:47:31
16/07/2015
Вот как раз ПО можем написать сами , у нас программисты одни из сильнейших в мире. Уже сколько раз выигрывали соревнования по программированию
Важна не команда, выигрывающая олимипиады, а средний уровень, а по нему мы уже давно слились. А вот вчера и олимпиаду проиграли вчистую международную, впервые, по математике (что гораздо важнее олимпиады по программированию, для системщиков так точно). Ни одной золотой медали. Как бы показательно во что превратилось российское образование:
Ссылка на www.rbc.ru
1 +2−1June Bug19:06:23
17/07/2015
3 +3−0June Bug19:00:30
17/07/2015
Олег человещиче, но аргументы про контроль закладок откровенно слабые. Тайвань = США. Закладки делаются и будут делаться пока процессоры будут травить там. Второе - концептуальные закладки могут быть даже на уровне лицензированных архитектур ядер. И нет никакой гарантии, что наши(вопрос еще, шпиенов хватает везде) квалицифированные разработчики окажутся достаточно квалицифированы, чтобы их обнаружить. Т.е. только проектирование с чистого листа и создание в своей стране на своих технологических мощностях гарантирует отсутствие закладок (если опять же разработчики сами не агенты). Пока что все достаточно печально. Процессоры делаются, по факту, в США. Что и как там травиться боольшой вопрос...
Аргументы больше похожи на самоуспокоение и убаюкивание ваты. Отвлечение внимания от реально напряжных моментов. В таких делах все крайне приниципально. И противная сторона пойдет на все, чтобы получить эти закладки. Сам софт стал настолько сложным, что даже в ядре линукс с открытом кодом периодически находятся хитроумные закладки призванные ослабить безопасность ядра или каких-либо периферийных модулей. Провести аудит кода уже просто нереально - не хватит ни каких ресурсов. Остается только надеяться на авось и на квалификацию проверяющих код хотя бы частично.
1 +1−0Жданов Евгений18:43:04
17/07/2015
т.е. заглавный откоряк темы в том что лицензирование ядра и отсутствие собственных производств это как бе нормально и общемировая тенденция
ну а как же упомянутая безопасность мсье? "завтра" КНР по какой то причине скажет гудбай контрактному производству Эльбрусов, а у нас нет литографических машин нужного диапазона и производства подложных схем
и потом, очень хорошо что у сертифицированных ФАПСИ ведомств будет свой CPU, но как быть с широким рынком?
1 +1−0. .18:13:58
17/07/2015
0 +1−1Алексей Сулима21:46:48
16/07/2015
ВЫ не в курсе, что есть куча мест где требуются защищенные компы? Обычный сертифицированный во ФСТЭКе комп для ВПК и тому подобного как раз стоит 300-400 тысяч, а ведь это по большому счету без всяких гарантий, в отличии от эльбруса.
в курсе. пусть там и будут.
1 +1−0Максим Смирнов13:37:35
17/07/2015
-1 +0−1George Goroshyn13:35:40
17/07/2015
А насчет массовости я не уверен что если иметь фулл стек производство компокоробочек их можно заюзать для вообще чего угодно, тв приставки, игровые консоли, роутеры, серверы бд, Эльбрус это ведь универсальный процессор, школьные ПК, госорганы, оборонка, а там гляди и наторгуют достаточно чтобы удешевить продукт на выходе в широкие массы, лично на мой взгляд единственная проблема - откат + распил бабла, если за этим следить и жестко контроллировать думаю поблем не возникнет
Увы, вы проигнорировали большую чать моих доводов. Борьба с коррупуцией - дело нужное, но сделать дешевый процессор не получится все равно.
1 +1−0Максим Смирнов13:20:04
17/07/2015
-1 +0−1George Goroshyn13:08:24
17/07/2015
Глубже можете суть изложить? Более детально, ато беспредметно получается
Куда уж детальнее? Ну хорошо.
Чтобы процессор (вообще любое изделие) был дешев, его нужно делать много. А для этого нужно сложное оборудование для массового производства. А сложное оборудование содержит много деталей, которые, опять таки, тоже будут дешевы только при изготовлении крупной серии. Ситуация как на советских оборонных заводах, где даже крепеж делают самостоятельно (интеграция) - совершенно ненормальна. Специализация и массовость выпуска - вот основное направление прогресса, а для этого нужно задействовать много людей. Это законы технологии, их нельзя объехать.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь