Эх, залётные!

11:11 25/06/2015 Бизнес
Эх, залётные!
Ага, а что делать со стыковочными рейсами? Сейчас добрая половина внутренних рейсов завязана на Москву. Например что бы улететь из Иркутска в Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Сочи, Геленджик и т.д. нужно совершить пересадку в Москве, при этом время ожидания в Москве колеблется от 3 до 6 часов (...читать полностью

Минтранс внял просьбам некоторых отечественных авиакомпаний, разработав и опубликовав для обсуждения законопроект о внедрении в России овербукинга при реализации авиабилетов. Это позволит авиаперевозчикам официально продавать больше мест, чем есть в салоне самолета. «Лишним» пассажирам предложат денежную компенсацию, альтернативный рейс или место в бизнес-классе другого борта. Внедрение овербукинга позволит увеличить загрузку авиакомпаний и, соответственно, принесет им дополнительный доход, который на некоторых направлениях будет достигать пяти-семи процентов от выручки. Эксперты признают идею логичной на фоне убытков авиаперевозчиков, но указывают на необходимость доработки документа.

«Лишние» люди помогут авиаторам

Министерство транспорта России на днях опубликовало для обсуждения законопроект, разрешающий авиакомпаниям продавать на рейсы количество билетов, превышающее число мест в самолете (овербукинг). Новый порядок предполагают ввести со второго квартала 2016 года.

Проработать вопрос внедрения системы, успешно действующей за рубежом, в частности в США и Европе, премьер-министр Дмитрий Медведев поручал еще в феврале. Вопрос обсуждался наряду с обнулением НДС на внутренние рейсы и расширением субсидируемых маршрутов. В апреле тему овербукинга вновь поднял глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.

В Минтрансе изначально отнеслись к инициативе настороженно: посчитали, что только при достойной компенсации на европейском уровне (200 евро) система будет работать на благо не только авиакомпаний, но и пассажиров. Однако настоятельные просьбы авиаперевозчиков и снижение спроса на зарубежные авиаперелеты, видимо, заставили чиновников изменить свою точку зрения.

В текущих условиях овербукинг может позволить отечественным авиакомпаниям, пострадавшим от значительного падения наиболее прибыльных международных авиаперевозок, поправить свое положение. Из данных Росавиации за пять месяцев 2015 года следует, что почти пятая часть пассажиров (18 процентов) отказались от полетов в дальнее зарубежье, пассажиропоток на этих рейсах упал до 10,9 миллиона человек. Убытки российских авиакомпаний исчисляются миллиардами, и субсидирования внутрироссийских маршрутов и снижения НДС недостаточно для того, чтобы вернуть им финансовую устойчивость. Эксперты отмечают, что грядущий «высокий» сезон перевозок не сулит авиаперевозчикам баснословных денег и осенью-зимой можно ждать ухудшения их положения из-за нехватки оборотных средств.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что авиакомпании на использовании овербукинга могут дополнительно получить пять-семь процентов выручки. «Правда, это актуально не для всех рейсов всех авиакомпаний. Где-то он будет работать, где-то нет. Большее количество выручки за счет овербукинга перевозчики смогут собрать на высокочастотных рейсах», — добавляет эксперт.

Имидж — ничто?

«Аэрофлот» и ряд других авиакомпаний («ЮТэйр» и S7), поддерживающих инициативу появления в России овербукинга, поясняют, что система в том или ином виде уже работает. Часть пассажиров сдает билеты на рейс слишком поздно, что не позволяет их перепродать.

За рубежом практика так называемого перебронирования работает годами и для потребителя уже привычна. В России к ней, как и ко всему новому, относятся с опаской — прежде всего из-за разного уровня доверия к авиакомпаниям.

«В России перепродажа большего числа билетов, чем кресел в самолете, существует негласно и достаточно распространена, при этом сейчас российские пассажиры не защищены законом и не имеют возможности рассчитывать на компенсацию», — поясняют в «Аэрофлоте». И если крупные авиакомпании стараются компенсировать вынужденные неудобства, то у небольших региональных перевозчиков такая возможность есть далеко не всегда.

За рубежом пассажиры таких ситуаций не опасаются, поскольку уверены, что получат хорошую компенсацию. Например, в одной из иностранных авиакомпаний пассажиров уведомляют за несколько дней до рейса, что билетов продано больше, чем имеется мест. Затем авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе — к примеру, на день — и организует ему полет на следующем рейсе. В результате и авиакомпания, и пассажир остаются при своих.

Кроме того, пассажиру в случае овербукинга в зависимости от обстоятельств могут предложить на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий перелет. В «Аэрофлоте» отмечают, что стремиться минимизировать количество не вылетевших пассажиров заинтересованы сами авиакомпании, поскольку компенсация — это большие затраты для перевозчика.

Авиакомпании считают приемлемым уровень перебронирования в 10-15 процентов — именно столько пассажиров, по их данным, не являются на рейс. При этом овербукинг актуален для авиакомпаний, выполняющих преимущественно регулярные рейсы, так как чартерные перевозчики работают по блок-местам с туроператорами, которые управляют загрузкой рейсов. На чартерах неявившихся пассажиров всегда меньше, поскольку люди приобретают турпакеты. Поэтому именно для перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки, овербукинг станет своеобразной дополнительной опцией, которая даст перевозчикам возможность более эффективно управлять продажами. В результате рост доходов авиакомпаний приведет к снижению стоимости авиаперевозок и стоимости билетов.

Против введения овербукинга выступает авиакомпания «Трансаэро», которая опасается, что обида «лишних» пассажиров ударит по имиджу авиакомпаний. «А я вот хочу знать, какие авиакомпании инициируют разрешение овербукинга? Чтобы знать, на какие не покупать билеты», — категорична в своем Twitter гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова.

Дьявол в деталях

Полезность самой по себе инициативы овербукинга у экспертов возражений не вызывает. Почему бы не поддержать отечественных авиаперевозчиков в кризисной ситуации? «У российских авиакомпаний средняя загрузка 72 процента (в хорошие годы была 74-75). То есть более чем пятая часть кресел пустует, на каждый рейс не приходит в среднем около 15 человек», — говорит директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Продажа большего числа билетов на рейс, по его данным, позволит повысить загрузку рейсов с коэффициента 0,72 до 0,78, а значение 0,8 (80 процентов кресел занято) — вообще недосягаемая величина. «Я сам попадал несколько раз под овербукинг и прекрасно себя чувствовал. А если ушами не хлопать и зарегистрироваться на рейс онлайн заранее, то вообще не будет никаких проблем», — добавляет он.

Но есть нюансы, которые нужно продумать и детально проработать, чтобы соблюсти баланс интересов. «С одной стороны он (законопроект Минтранса), прост «как три копейки», но с другой — не отличается конкретикой. Проект документа, по сути, лишь расширяет овербукингом перечень причин, по которым авиакомпания может отказать пассажиру в перевозке, в довесок к безопасности полетов и требованию госорганов», — говорит Пантелеев.

Партнер группы компаний vvCube Вадим Ткаченко обращает внимание, что помимо принятия законопроекта потребуется изменение и другой нормативной базы. «Воздушный кодекс сегодня не предусматривает изменений условий договора перевозки пассажира в том смысле, который заложен в принципе овербукинга. Гражданский кодекс также чинит препятствия, в частности — статья 795 ГК, которая предусматривает ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира», — отмечает он. Юрист добавляет, что проблема связана и со спецификой географического положения России, дальности внутренних перелетов и их частоты — не всегда у пассажира есть приемлемая альтернатива «упущенному» рейсу, а уставы некоторых авиакомпаний прямо запрещают овербукинг. И добавляет, что в США, где зародился овербукинг, такие проблемы исключены: законодательство и практика применения овербукинга достигли сбалансированности интересов перевозчика и пассажира, поэтому нет конфликтов из-за того, что кто-то не улетел.

В любом случае, подчеркивает Пантелеев, законопроект Минтранса предусматривает, что авиакомпания обязана предложить альтернативный вариант перевозки: например, следующим рейсом или рейсом своего партнера. Пассажир либо пользуется альтернативным рейсом и получает компенсацию, либо компенсацию и деньги за билет, если другой рейс его не устраивает. Но размер или формула для расчета компенсации в законопроекте не указаны, а значит, на данном этапе документ «подобен коту в мешке», полагает он.

Введение понятного порядка высокой компенсации за отказ в перевозке по аналогии с США и странами Евросоюза поддерживают и сами авиакомпании — инициаторы внедрения овербукинга. Успешный зарубежный опыт применения системы и то, что проект разработанного Минтрансом документа будет дорабатываться после общественного обсуждения, позволяет надеяться, что окончательный закон будет отвечать интересам пассажиров.

Александр Волобуев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(26):

1 2+1
9 +9−0Pavel Chimitov11:37:59
25/06/2015
Ага, а что делать со стыковочными рейсами? Сейчас добрая половина внутренних рейсов завязана на Москву.
Например что бы улететь из Иркутска в Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Сочи, Геленджик и т.д. нужно совершить пересадку в Москве, при этом время ожидания в Москве колеблется от 3 до 6 часов (в среднем), а вот рейсы Иркутск - Москва совершаются раз в сутки. И выходит что из за овербукинга я могу потерять больше суток. И при этом совсем не понятно, будет ли являться мое застревание в Иркутске по вине кампании за уважительную причину, почему я опоздал на стыковочный рейс, т.к. рейсы разные и на руках обычно два посадочных (на котором кстати тоже не факт что не влипну в от же овербукинг ... т.к. заранее регистрироваться на стыковочные рейсы физически невозможно, а физически я буду регистрироваться последним, после москвичей)
5 +5−0Иван Неретин11:55:46
25/06/2015
"Волобуев, вот ваш меч."
Ну в общем понятно, во что это выльется у нас: вместо компенсации хрен, человека внезапно посылают кантоваться лишние сутки где хочешь - пофиг что стыковочный рейс, что у него, может, денег в обрез, что его на работе и дома ждут. Русский сервис, бессмысленный и беспощадный.
3 +3−01barsuk11:39:14
25/06/2015
Вот представим что семья мама, папа и двое детей летят куда-нибудь и в овербукинг попадёт один из членов семь... Представили?
2 +2−0Jerzy13:40:20
25/06/2015
3 +3−01barsuk11:39:14
25/06/2015
Вот представим что семья мама, папа и двое детей летят куда-нибудь и в овербукинг попадёт один из членов семь... Представили?
не попадет. он не автоматически происходит
2 +2−0anton R.13:09:26
25/06/2015
9 +9−0Pavel Chimitov11:37:59
25/06/2015
Ага, а что делать со стыковочными рейсами? Сейчас добрая половина внутренних рейсов завязана на Москву.
Например что бы улететь из Иркутска в Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Сочи, Геленджик и т.д. нужно совершить пересадку в Москве, при этом время ожидания в Москве колеблется от 3 до 6 часов (в среднем), а вот рейсы Иркутск - Москва совершаются раз в сутки. И выходит что из за овербукинга я могу потерять больше суток. И при этом совсем не понятно, будет ли являться мое застревание в Иркутске по вине кампании за уважительную причину, почему я опоздал на стыковочный рейс, т.к. рейсы разные и на руках обычно два посадочных (на котором кстати тоже не факт что не влипну в от же овербукинг ... т.к. заранее регистрироваться на стыковочные рейсы физически невозможно, а физически я буду регистрироваться последним, после москвичей)
если, я повторю, ЕСЛИ система работает нормально, то проблем обычно нет: за 2-3 часа до вылета авиакомпания ищет тех, кто добровольно согласен взять компенсацию и подождать. Транзитные пассажиры под это дело обычно не попадают, их авиакомпания видит и учитывает.
у меня в париже было так: за час да вылета обратилась работнитца авиакомпании и преложила компенсацию в 200 еу, если я соглашусь лететь на 2 часа позже. Самое смешное, что в конце мест всё-таки оказалось достаточно (кто-то не пришел) и я улетел своим рейсом + 200 еу в кармане.

весь вопрос в том, как это будет реализовано в России...
2 +2−0Pavel Chimitov11:41:53
25/06/2015
9 +9−0Pavel Chimitov11:37:59
25/06/2015
Ага, а что делать со стыковочными рейсами? Сейчас добрая половина внутренних рейсов завязана на Москву.
Например что бы улететь из Иркутска в Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Сочи, Геленджик и т.д. нужно совершить пересадку в Москве, при этом время ожидания в Москве колеблется от 3 до 6 часов (в среднем), а вот рейсы Иркутск - Москва совершаются раз в сутки. И выходит что из за овербукинга я могу потерять больше суток. И при этом совсем не понятно, будет ли являться мое застревание в Иркутске по вине кампании за уважительную причину, почему я опоздал на стыковочный рейс, т.к. рейсы разные и на руках обычно два посадочных (на котором кстати тоже не факт что не влипну в от же овербукинг ... т.к. заранее регистрироваться на стыковочные рейсы физически невозможно, а физически я буду регистрироваться последним, после москвичей)
и кстати скорее всего эти "опоздавшие" как раз таки транзитники. Например в Иркутске часто туман и рейс может задержаться на несколько часов, что означает что я не успею на стыковочный рейс и автоматически попадаю в те 15 % не явившихся на рейс (регистрация обычно в транзитных аэропортах не проходится).
1 +1−0Алла Дружба05:20:43
26/06/2015
0 +0−0Bash-Na-Bash Srepetuev14:20:39
25/06/2015
Согласен, здравая в общем идея. Я в своей жизни ДВАЖДЫ ехал\летел в абсолютно пустом поезде и летел один в пустом самолете! Это был один из последних поездов Москва-Грозный перед началом 1-й чеченской войны (нет, конечно в плацкарт по ходу движения какие-то люди подсаживались на пару остановок, по два-три человека, но в купейном вагоне от Москвы и до Гудермеса я ехал абсолютно ОДИН (тогда поезд уже не заезжал в Грозный)), а в новый год летел на самолете из Грозного в Тюмень тоже абсолютно один (не считая экипажа) в 1985г. Это-же какая безумная трата ресурсов!
А попробуйте из Нового Уренгой улететь в Салехард. Билетов никогда нет. Купить надо заранее. Лететь 30 минут, билет стоит в 2 раза дороже чем слетать на Москву. Продадут в 2 раза больше билетов на самолёт и что? На севере люди работают и у них встречи, дела суды и многое что требует обязательного присутствия. А улететь не будет возможности. Что за ерунда. как планировать. Люди же не государство, что без планов жить. Люди заранее планируют, а авиакомпании решили что планы людей не имеют значения- имеет значение только обогащение компаний. А они и так не плохо живут.
1 +1−0Илья Муромец18:25:58
25/06/2015
А теперь самое смешное! Стоимость билета рассчитывается из 50% заполнения салона! То есть каждый пассажир оплачивает ДВА места!!!!! И при этом заполнении рейс ЭКОНОМИЧЕСКИ выгоден!!!!! Всё что с выше-сверх прибыль......
1 +2−1Jerzy13:40:00
25/06/2015
2 +2−0anton R.13:09:26
25/06/2015
если, я повторю, ЕСЛИ система работает нормально, то проблем обычно нет: за 2-3 часа до вылета авиакомпания ищет тех, кто добровольно согласен взять компенсацию и подождать. Транзитные пассажиры под это дело обычно не попадают, их авиакомпания видит и учитывает.
у меня в париже было так: за час да вылета обратилась работнитца авиакомпании и преложила компенсацию в 200 еу, если я соглашусь лететь на 2 часа позже. Самое смешное, что в конце мест всё-таки оказалось достаточно (кто-то не пришел) и я улетел своим рейсом + 200 еу в кармане.

весь вопрос в том, как это будет реализовано в России...
очень, очень ху**о будет организовано
1 +1−0Никита Замятин12:10:48
25/06/2015
5 +5−0Иван Неретин11:55:46
25/06/2015
"Волобуев, вот ваш меч."
Ну в общем понятно, во что это выльется у нас: вместо компенсации хрен, человека внезапно посылают кантоваться лишние сутки где хочешь - пофиг что стыковочный рейс, что у него, может, денег в обрез, что его на работе и дома ждут. Русский сервис, бессмысленный и беспощадный.
Полностью согласен. Наши люди любую хорошую идею изгадят.
1 +1−0Yuri Pozdnyakov11:56:34
25/06/2015
Да, как-то вопрос компенсации от авиакомпании вскользь упомянут. И слово "стараются компенсировать" овербукинг может закончится тем что будут совать в зубы положенные 500-600 едовых рублей компенсации за более чем 4х часовую задержку и досвидос до следующего рейса. Который может быть часов через 8-12. Я так в Осло 7 часов дополнительно сидел, и АЭРОФЛОТ дал денег ровно на сендвич с колой. И кроме как с ресепшионисткой АФЛ общаться было не с кем.
0 +0−0anton R.20:53:06
26/06/2015
0 +0−0Алла Дружба05:13:36
26/06/2015
А если система не работает правильно?
Тогда авиакомпания теряет репутацию и, в условиях конкуренции, клиентов. Если конкуренции нет, то страдают пассажиры и получается совок.
0 +0−0Иван Иванов17:39:10
26/06/2015
Купил билет и тебя за собственные деньги будут посылать куда подальше на основе закона.
0 +0−0Алла Дружба05:22:56
26/06/2015
0 +0−0Призрак Бармалея19:27:51
25/06/2015
В России надо организовывать с двумя типами билетов - с гарантированными, чуть дороже, и с обычными, по которым может быть овербукинг. Что бы авиакомпании знали, кому звонить с предложениями перекантоваться смысла не имеет, и что бы если так совпадёт что всем в самолёте надо улететь до зарезу - лишних людей не оказалось бы, потому что у авиакомпании в билетном софте сработал ты светофор что гарантированных билетов продано на полный самолёт и дальше химичить уже нельзя.
Надо гарантированные оставить в старой цен, а с овербукингом в два раза ниже. что то вы всё о повышении, а почему не о понижении надо вести речь. Они и без вас цены повысят и не раз за год.
0 +0−0Алла Дружба05:13:36
26/06/2015
2 +2−0anton R.13:09:26
25/06/2015
если, я повторю, ЕСЛИ система работает нормально, то проблем обычно нет: за 2-3 часа до вылета авиакомпания ищет тех, кто добровольно согласен взять компенсацию и подождать. Транзитные пассажиры под это дело обычно не попадают, их авиакомпания видит и учитывает.
у меня в париже было так: за час да вылета обратилась работнитца авиакомпании и преложила компенсацию в 200 еу, если я соглашусь лететь на 2 часа позже. Самое смешное, что в конце мест всё-таки оказалось достаточно (кто-то не пришел) и я улетел своим рейсом + 200 еу в кармане.

весь вопрос в том, как это будет реализовано в России...
А если система не работает правильно?
0 +0−0Алла Дружба05:11:54
26/06/2015
Зачем это? Во первых ввели билеты,которые нельзя сдать- это раз. Во вторых надо отменить бронь администраций разного уровня. Эту бронь можно только перед самым вылетом купить. Если человек не приходит, ему и деньги не возвращаются, чего нас за идиотов считать. У нас в стране хотят всё за счёт простых людей решать.Если только введут эту хрень наши простые граждане вообще не смогут вылететь из отдаленных городов. Будут только блатники летать. Что за мерзость творится.
0 +0−0Pavel Chimitov03:39:25
26/06/2015
0 +0−0Призрак Бармалея19:21:56
25/06/2015
Ну так билеты должны делится на две категории - гарантированные и те, по которым может быть овербукинг, гарантированные чуть (5% ) допустим, дороже.

Те у кого стыковочные рейсы и важные встречи - берут гарантированные, те кто летит в конечный пункт сразу, имеет свободное время, любит сэкономить или любит рискнуть - берут билеты по которым может быть овербукинг.
Это будет дублирование уже существующей системы с "возратными " и "невозвратными " билетами
0 +0−0Андрей Воробьев20:55:47
25/06/2015
Похоже, что его уже ввели.
Мой коллега буквально вчера рассказывал, что в начале июня они с женой летели (в Крым). Им, правда, сначала мурыжили голову техническими причинами, предлагали пересесть на рейс в 21:00, они отказались (им еще до Евпатории добираться). Тогда им предложили гостиницу с бесплатным ужином, завтраком, сауной и бассейнам, и рейс в 6:00 бизнесом. Они согласились, и говорят, что всегда согласны так летать )))
0 +0−0Призрак Бармалея19:27:51
25/06/2015
2 +2−0anton R.13:09:26
25/06/2015
если, я повторю, ЕСЛИ система работает нормально, то проблем обычно нет: за 2-3 часа до вылета авиакомпания ищет тех, кто добровольно согласен взять компенсацию и подождать. Транзитные пассажиры под это дело обычно не попадают, их авиакомпания видит и учитывает.
у меня в париже было так: за час да вылета обратилась работнитца авиакомпании и преложила компенсацию в 200 еу, если я соглашусь лететь на 2 часа позже. Самое смешное, что в конце мест всё-таки оказалось достаточно (кто-то не пришел) и я улетел своим рейсом + 200 еу в кармане.

весь вопрос в том, как это будет реализовано в России...
В России надо организовывать с двумя типами билетов - с гарантированными, чуть дороже, и с обычными, по которым может быть овербукинг. Что бы авиакомпании знали, кому звонить с предложениями перекантоваться смысла не имеет, и что бы если так совпадёт что всем в самолёте надо улететь до зарезу - лишних людей не оказалось бы, потому что у авиакомпании в билетном софте сработал ты светофор что гарантированных билетов продано на полный самолёт и дальше химичить уже нельзя.
0 +0−0Призрак Бармалея19:21:56
25/06/2015
9 +9−0Pavel Chimitov11:37:59
25/06/2015
Ага, а что делать со стыковочными рейсами? Сейчас добрая половина внутренних рейсов завязана на Москву.
Например что бы улететь из Иркутска в Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Сочи, Геленджик и т.д. нужно совершить пересадку в Москве, при этом время ожидания в Москве колеблется от 3 до 6 часов (в среднем), а вот рейсы Иркутск - Москва совершаются раз в сутки. И выходит что из за овербукинга я могу потерять больше суток. И при этом совсем не понятно, будет ли являться мое застревание в Иркутске по вине кампании за уважительную причину, почему я опоздал на стыковочный рейс, т.к. рейсы разные и на руках обычно два посадочных (на котором кстати тоже не факт что не влипну в от же овербукинг ... т.к. заранее регистрироваться на стыковочные рейсы физически невозможно, а физически я буду регистрироваться последним, после москвичей)
Ну так билеты должны делится на две категории - гарантированные и те, по которым может быть овербукинг, гарантированные чуть (5% ) допустим, дороже.

Те у кого стыковочные рейсы и важные встречи - берут гарантированные, те кто летит в конечный пункт сразу, имеет свободное время, любит сэкономить или любит рискнуть - берут билеты по которым может быть овербукинг.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь