„ | Не знаю. Я и книгу читал, и сериал смотрел. Классно и то и то. Просто как 2 разные немного истории.
А насчёт пустой траты времени - вообще человеческая жизнь вся из этого состоит. У меня друзья кто в гараже часами торчит, железяки протирая по 100 раз, кто рыбу ловит днями и ночами (ни один хер никт...читать полностью | “ |
«Игра престолов» ушла на перерыв между пятым и шестым сезонами, вновь прикончив одного из центральных персонажей — и вновь поставив перед зрителями все те же сакраментальные вопросы. Почему нас продолжает шокировать беспощадность авторов? Почему мы продолжаем смотреть сериал, раз за разом разбивающий нам сердце? На чем он на самом деле держится?
«Шокирующая» смерть в финале пятого сезона больше всего шокировала тем, как буднично, впроброс была подана (никакого катарсиса) — особенно на фоне предыдущих, эмоционально перенасыщенных событий того же эпизода, от провала одной королевской завязки до символического воскрешения Теона Грэйджоя. За пятьдесят серий и несколько действительно парадоксальных убийств смерть в руках Джорджа Мартина и сценаристов сериала Бениоффа и Уайсса, кажется, окончательно превратилась из инструмента шоковой терапии в еще одну постоянную краску в палитре, не ударный, но рядовой драматургический прием. Более того, гибель в «Игре престолов» уже не всегда фатальна, окончательна: и речь даже не только об идущих второй день спорах о возможности возвращения нового покойника, а еще и том, что восстают из мертвых здесь и правда все чаще и чаще. Зима все-таки близко.
С легкостью обрывая часто по несколько лет тянувшиеся сюжетные линии, создатели «Игры престолов» все сильнее намекают, что подлинный сюжет и основные идеи этого сериала могут раскрываться только общей панорамой. Показательно, например, что вторая половина пятого сезона состоит из эпизодов, как одеяло сотканных из обрывков историй четырех-пяти отдельных персонажей, ни одна из которых не получает приоритета. Строго говоря, большей картиной этот сериал почти одержим — и все чаще говорит о ней вслух, то в планах мечтающей «сломать колесо» престольных интриг Дейенерис, то в страхе наступления глобальной катастрофы, Долгой зимы, которая может добраться и до южного Дорна, и до простирающегося за Узким морем Эссоса. Вычленять смыслы из большей картины в этом контексте, за два-три года до завершения сериала — занятие почти бессмысленное, но некоторые темы игнорировать невозможно. Так и постепенное, растягивающееся на пятьдесят эпизодов размывание статуса смерти, ее эмоциональная девальвация оказывается чуть ли не магистральным сюжетом.
В первом сезоне смерть праведника Неда Старка была действительным шоком, вторжением хаоса во вроде бы устойчивую систему. Погибал наиболее подходящий на роль протагониста герой — и с его гибелью вдруг изменился жанр, регистр всего сериала. Из драмы дворцовых интриг в условном Средневековье, «Борджиа» на стероидах, сериал постепенно превращался в апокалиптический эпос о гибели цивилизации. Медленно, через кровавое, садистское предательство, подрыв договора в серии «Красная свадьба», баталии на Стене в четвертом сезоне и один раздавленный череп, смерть стала в «Игре престолов» банальнее. В первых четырех сезонах сексом в кадре занимались все же чаще, чем убивали — и тем хлеще были убийства. Но в пятом сезоне мир Семи Королевств затрясло так, что Эрос немедленно уступил место Танатосу — а смерть шокировала все меньше.
По ходу пятого сезона даже массовка гибла будничнее. В Миэрине массовая резня стала константой распорядка дня. Солдаты бесконечных войн раньше умирали с хрипом, на глазах у зрителя — жертвы побоища при Уинтерфелле из последней серии усеяли поле боя трупами за кадром, бесславно. Тот, кто массово умирал пару эпизодов назад при Хардхоме, тут же поднялся и пополнил армию упырей. Насильственная смерть из преступления превратилась в норму, элемент порядка вещей в первую очередь для персонажей. Размывание отношения к ней, привыкание (а мы все уже давно привыкли к кровожадности этого сериала) — одна из ключевых примет краха мира по Мартину. Никого не удивляет даже, что и задница на Железном троне меняется раз в сезон.
Фокус в том, что смерть, в драматургическом плане превратившись из восклицательного знака в запятую, пережила в «Игре престолов» и смысловую метаморфозу. Каждая новая гибель (включая символическую — утрату репутации или невинности) добавляет новую поправку в кодекс выживания в Вестеросе, парадоксальную моральную систему сериала. В пятом сезоне некоторые из этих поправок звучат так: не возомни себя орудием судьбы и высшего замысла; не верь в собственную исключительность (и неприкосновенность); не вступай ради сиюминутной выгоды в союз с силами хаоса. Самыми живучими в таких апокалиптических условиях оказываются персонажи, осознанно предпочитающие геройству и игре престолов роль наблюдателя, от Сэма Тарли («Хоть кому-то от конца света хорошо») до Тириона.
Бениофф и Уайсс, все чаще фатально сталкивая героев с судьбой (неслучайно и апокалипсис, погубивший предыдущую большую цивилизацию в мире Мартина, называется просто Роком), выводят свой сериал на территорию большой, архаичной по мрачности трагедии. В ней, как известно, никто, кроме античного хора, не уходил живым — так что надеяться на то, что колесо насилия сломается, не приходится. В этой идее «Игра престолов», конечно, как любое большое произведение искусства, вполне отражает свое время. Тем не менее совсем безнадежной эту пляску смерти, а не сериал, пока объявлять рано — вдруг через пару сезонов хор, массовка, наконец, возьмет дело в свои руки. С помощью карлика, драконов, ну и тех несчастных, кто еще останется в живых, хоть и завидуя мертвым.
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
14 +14−0 | Дмитрий Волков | 12:20:02 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Не знаю. Я и книгу читал, и сериал смотрел. Классно и то и то. Просто как 2 разные немного истории. А насчёт пустой траты времени - вообще человеческая жизнь вся из этого состоит. У меня друзья кто в гараже часами торчит, железяки протирая по 100 раз, кто рыбу ловит днями и ночами (ни один хер никто её не жрёт), соседка по квартире, вон, по телефону трещать может часа 3-4 ни о чём. Кто то на природу созерцает. Кто то трах...ся как кролики днями и ночами. Вся эта дрянь ни капли ни больше имеет смысла, чем чтение книг/просмотра "ящика". |
8 +9−1 | Муму Герасимовна | 11:30:21 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Средневековье тоже было "многовековой цивилизацией". |
8 +8−0 | Муму Герасимовна | 11:27:48 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
И да, там много отсылок к войне алой и белой роз, в результате которой живщие на севере у стены йорки (старки) и на западе ланкастеры (ланнистеры) резали друг друга за право сесть на трон. Резать друг друга всегда было нормой для описываемого мира и не приводило к концу света, хотя современнникам наверняка казалось иначе. |
8 +10−2 | rudenko rudenko | 10:59:40 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
А что, "жопа на троне" лучше? |
8 +11−3 | Евгений Сергаев | 10:23:39 17/06/2015 |
1. Автору статьи не мешало бы для начала ознакомиться с русским переводом названий и имен. Чтобы фанатов книг не смущать. 2. Поскольку идея у статьи одна - будничная смерть малых и великих как признак рока и заката цивилизации - статья уместилась бы в абзац. Воду льете на чужую мельницу. За косяки и плохой стиль, некоего Дениса Рузаева следует высечь розгами и заставить прочитать все тома Джорджа Мартина. |
6 +7−1 | radio111 | 13:30:04 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Мыши плакались, кололись, но... |
6 +6−0 | Муму Герасимовна | 11:24:26 17/06/2015 |
Потому что мартин брал за образец средневековье и вообще кагбе с претензией на реалистичность. А хэппиенды случаются исключительно в сказках. |
5 +8−3 | Василий Вольф | 10:37:18 17/06/2015 |
IMHO Лента не место для формулировки "задница на троне" |
4 +5−1 | Степанов Дмитрий | 15:09:33 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Верно подмечено )))) Вообще книга тем и подкупает, что нет ни плохих, ни хороших. Каждый носится со своей правдой. И нет неприкасаемых. Этого добро после уже наелись. Нормальный хардкор средневековый, плюс фэнтези. Мартин хоть и стоит на краю чернухи, но в неё не скатывается. Мясо не смакуется. Убийство просто убийство, блуд просто блуд. |
4 +4−0 | Дмитрий Попов | 13:38:18 17/06/2015 |
Почему убивают центральных персонажей в супер-баяне дядюшки Мартина понятно, только тем кто её читал. Сериал получился неплохой, но в нем утеряна суть, очевидная в книге - перед смертью все равны, что герои что чернь. Это и есть главное новшество сего произведения, кому-то видимо пока не ясно, судя по статье. |
4 +4−0 | дядя Гриша | 13:29:34 17/06/2015 |
Как раз такая ломка литературных шаблонов и привлекает зрителей. Это намного интересней, чем переживать за благородного героя, который, с вероятность чуть больше, чем 100%, к концу произведения победит зло и счастливый, хотя и легко раненный, прижмёт к груди любимую на фоне морского заката. |
4 +4−0 | Yurich Trof | 10:55:57 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Ну начнем с того, что тот же камрад Гоблин переводит имена по-разному. На России-2 Алексей Попов, коментатор Ф1, вообще проводил в сети голосование, как произносить Manor Marussia, чтобы слух банально не резало. Или взять самое распространенное у переводчиков: как читать латиноамериканские X и J? Хотя в сущности, что с сериалами, что с трансляциями, я лично предпочитаю тот прононс, который идет в оригинале. |
4 +4−0 | Манул | 10:50:53 17/06/2015 |
Ради лулзов, понятное же дело. Авторы просекли фишку и стригут купоны. |
3 +4−1 | Степанов Дмитрий | 13:37:51 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Зря вы сударь, книга что нада |
3 +3−0 | Александр Крайнов | 11:33:42 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Не лучше ли книгу почитать?... |
3 +4−1 | Саша Куртин | 10:46:34 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Денис Рузаев постоянный кинообзорщик на Ленте. Уважаю за то, что у него есть не только своя точка зрения, но и почти узнаваемый стиль написания. а также остроумная критика, чего порой так не хватает большинству, а неточные имена героев думаю не самый страшный грех, в инете и не такого можно начитаться. Хотя не могу не согласиться, Лента должна держать марку и следить за всеми неточностями. |
3 +3−0 | Yurich Trof | 10:23:42 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Адблок к браузеру прикрутить? И никакой рекламы. |
2 +2−0 | Дмитрий Волков | 13:07:19 18/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Увы, как раз, что по книге, что по сериалу, особо то она ими и не управляет. Один в поле дичает, двое дичают на цепи. Всё ведёт к тому что ими (хотя бы одним) будут варги управлять. А самый сильный - это Бранн. |
2 +2−0 | Gary Golden | 17:46:48 17/06/2015 |
Хоспаде, про это еще статьи пишут. Еще науку "игропрестолология" создайте. |
2 +3−1 | Andrey Rubcov | 16:39:50 17/06/2015 | ||||||
| ||||||||
Вероятно вы родственник "автора", бо написал он натуральную и в прямом смысле слова - лабуду ни о чем! 10 литров воды и ложка личных умозаключений автора, да и те из серии "капитан очевидность". Зря только потратил время на прочтение!( |