Буря в Леванте

09:53 11/06/2015 Силовые структуры
Буря в Леванте
Пытаюсь выяснить, кого вы больше ненавидите, Россию или ИГИЛ.

Сирия и Ирак как независимые светские государства стоят, возможно, перед самой серьезной угрозой за все время своего существования. Террористическая группировка «Исламское государство» вполне способна их опрокинуть. Не исключено, что перед Москвой встанет вопрос о необходимости прямой военной поддержки Дамаска и Багдада — чтобы удержать войну вдали от границ России. Эту статью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

О тушении пожара бензином

Именно этим выражением можно охарактеризовать военные усилия США и их союзников по противодействию «Исламскому государству» в последний год. Да, с одной стороны, еще с августа 2014-го США наносят воздушные удары по ИГ. Но с другой — фактически обеспечивают рост боевой мощи террористов. Во-первых, США и их союзники (в том числе Турция) поддерживают отряды антиасадовской оппозиции в Сирии, формально «не связанные» с ИГ или даже воюющие против ИГ. При этом, сознательно или нет, упускается из виду тот факт, что борьба с оппозицией, поддерживаемой из-за рубежа, отвлекает ресурсы вооруженных сил Сирии, вынужденных в результате отступать под натиском главного врага. А значительная часть поставленного «умеренной оппозиции» военного снаряжения, равно как и подготовленных для нее кадров, непрерывно поступает в распоряжение ИГ.

Во-вторых, то же самое происходит с поддержкой вооруженных сил Ирака, деморализованная армия которого демонстрирует крайне низкую боеспособность, оставляя террористам огромное количество военного снаряжения. Так, только в Мосуле иракские войска потеряли больше 2000 автомобилей «Хамви», много боевой техники, включая артиллерию и танки M1A1M «Абрамс», было захвачено террористами в ходе боев в Рамади и т.д. В Сирии боевики ИГ также систематически захватывают снаряжение регулярной армии. Основная проблема в обоих случаях — острый дефицит мотивированного и обученного личного состава, особенно заметный на фоне практически неограниченного пополнения рядов ИГ боевиками из всех районов исламского мира — от западной Африки до Малайзии и от Аравии до постсоветской Средней Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

Постоянное пополнение в сочетании со специфическим подходом к воспитанию кадров позволяет ИГ не обращать внимание на потери и активно использовать смертников, периодически «накапливая» их для крупных операций, когда число самоподрывов может измеряться сотнями. При этом в ход идут как классические «живые бомбы» — обмотанные взрывчаткой «зомби», так и более мощные «снаряды» — нагруженные взрывчаткой грузовики и даже бронетехника. В последнем варианте «камикадзе» используются в боях с регулярной армией, уничтожая самоподрывом укрепления и блок-посты.

Фактически на сегодняшний день можно констатировать, что действующий «западный» вариант противостояния ИГ с одновременным продолжением антиасадовской кампании в Сирии проваливается, а перспектива окончательной победы радикалов в регионе становится вполне реальной. По мнению многих специалистов, США фактически являются главным организатором и прямым виновником возникновения и усиления ИГ. Во всяком случае нельзя не признать, что действия США по поддержке «умеренной» оппозиции в Сирии на протяжении нескольких лет подряд послужили катализатором этих процессов, хотя о грозящей опасности говорили часто — в том числе и в США.

Единственный союзник

По иронии судьбы единственное достаточно мощное и стабильное государство региона, ведущее борьбу с ИГ, — Исламская Республика Иран, поддерживающая как действующее правительство в Ираке, так и дом Асадов. На территории Ирака иранские силы противостоят террористам непосредственно, в Сирии Тегеран действовал через контролируемую им группировку «Хезболла», поддерживающую сирийские правительственные войска и проасадовские добровольческие формирования.

В начале июня 2015 года СМИ сообщили о планах Тегерана ввести в Сирию вооруженный контингент численностью до 15 тысяч человек из состава КСИР — Корпуса стражей исламской революции. Подобный шаг выглядит для Тегерана вполне логичным — воевать с ИГ необходимо в любом случае, и лучше делать это на территории Сирии и Ирака, чем ждать боевиков на своих границах. Все остальные исламские государства региона либо не обладают соответствующими возможностями и сами являются потенциальными мишенями для исламистов-радикалов, либо тем или иным образом поддерживают их, подобно Саудовской Аравии и некоторым другим странам Залива.

Тем не менее при всех возможностях Ирана его военная мощь серьезно ограничена, в том числе многолетними санкциями со стороны Запада, не позволившими Тегерану своевременно переоснастить свои вооруженные силы новой техникой. В результате иранские подразделения отличаются от большей части иракских и некоторых сирийских лишь более высокой мотивацией. Особенно острый дефицит в авиации — современных боевых самолетов, способных эффективно действовать по наземным целям, у Ирана, по сути, нет, и оказать соответствующую поддержку своим силам в Сирии Тегеран не может. Иранские самолеты вели боевые действия против ИГ, однако их эффективность под большим вопросом.

Выбор для России

Все упомянутое выше о мотивах действий Тегерана применимо и к Москве. «Исламское государство» представляет собой прямую и явную угрозу для России как само по себе, так и в контексте обостряющихся отношений с Западом: позволить себе «прозевать» возникновение большой войны в Средней Азии в условиях фактического возвращения к холодной войне с НАТО Москва не может — мало того, что эта война сильно свяжет руки и потребует огромных расходов, слишком велик шанс, что исламисты получат, прямо или опосредованно, военную помощь со стороны Запада.

Нельзя сказать, чтобы эта ситуация не была понятна: Россия поддерживает и иракское правительство, и Башара Асада отнюдь не из альтруистических побуждений, хотя и психологические моменты недооценивать не стоит. Поддержка Дамаска и Багдада в их борьбе против ИГ имеет вполне внятную цель: чем больше боевиков и командиров ИГ будут уничтожены там, тем меньше их придется уничтожать в Средней Азии и, возможно, в других исламских регионах бывшего СССР и самой РФ. В результате снижается сама вероятность большой войны вблизи российских границ и уменьшается ее возможный масштаб.

И все же очевидно, что принятая до сего момента модель поддержки Дамаска и Багдада — поставки оружия — себя исчерпала. Во-первых, слишком велик риск попадания современного военного снаряжения к радикалам, а во-вторых, ясно, что ни Дамаск, ни Багдад не располагают достаточными военными силами, чтобы переломить ситуацию без прямой внешней помощи, а «странная война» против ИГ, которую ведут США и их союзники, не достигает поставленных целей.

Очевидно также, что речь не может идти об отправке в регион российского сухопутного контингента — по сути, это означало бы втягивание в войну с ИГ уже сейчас с огромными расходами на содержание войсковой группировки на столь значительном расстоянии. Войну на земле предстоит вести оставшимся боеспособным соединениям сирийской и иракской армий при поддержке Ирана, но эффективность их действий может резко возрасти, если Россия решит начать свою воздушную операцию.

Испытание боем

Соответствующий инструмент у России есть: рост военных расходов в течение последних семи лет дал свои плоды. Боеготовых частей ВВС, располагающих новыми или модернизированными боевыми самолетами и современными средствами поражения, у России достаточно. Что характерно, речь идет в большой степени об ударных машинах: модернизированных фронтовых бомбардировщиках Су-24М2 и новых Су-34, которые в данном случае нужны в первую очередь — собственными ВВС, для борьбы с которыми потребовались бы истребители, ИГ пока не обзавелось. Свою лепту может внести и дальняя авиация, обладающая еще и преимуществом неуязвимости: средствами ПВО, способными «достать» стратегический бомбардировщик на рубеже пуска крылатых ракет или на высоте бомбометания, исламисты также не располагают.

Первый вариант возможного военного вмешательства России в конфликт можно условно обозначить какдистанционный: все ограничивается применением крылатых ракет большой дальности, как с самолетов так и с кораблей Каспийской флотилии, в составе которой имеются сторожевые и малые ракетные корабли, оснащенные ракетным комплексом «Калибр». Также силы флота могут быть задействованы и с другого направления — из Средиземного моря. Достоинство этого варианта в том, что нет необходимости появляться непосредственно над районами, контролируемыми ИГ. Недостатков, впрочем, куда больше. Крылатые ракеты способны нанести значительный ущерб стационарным инфраструктурным объектам типа складов и военных баз, однако вооруженные формирования ИГ — это не армия в классическом понимании. Число подобных объектов крайне ограниченно, а большая часть целей требует, скорее, эффективных средств поражения «по площадям», нежели хирургических ударов столь дорогостоящим оружием.

Кроме того, даже такое ограниченное вмешательство повлечет за собой весь набор политических последствий, так что пытаться избежать их, искусственно урезая собственные военные возможности, вряд ли имеет смысл.

Второй,промежуточныйвариант предусматривает сочетание ударов крылатыми ракетами и действий дальней авиации непосредственно над территорией, контролируемой ИГ и союзными ему группировками. Это позволит увеличить эффективность ударов в том числе по маршрутам снабжения боевиков, как непосредственно ИГ, так и отрядов «умеренной анти-асадовской оппозиции», резко ослабив их давление на сирийскую армию.

Наконец, третий вариант —контактный. Это проведение полноценной воздушной операции с задействованием частей фронтовой бомбардировочной авиации, оснащенных модернизированными самолетами типа Су-24М2 или новыми Су-34. В общей сложности в подобной операции можно было бы задействовать до 6-8 эскадрилий фронтовых бомбардировщиков при поддержке самолетов-заправщиков типа Ил-78М, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а также разведывательных машин разных классов вплоть до новейших Ту-214ОН и проходящего испытания Ту-214Р. В этом случае ВВС смогут оперативно наносить удары, непосредственно поддерживая сирийские, иракские и иранские части в ходе боевых действий, нарушать снабжение боевиков одновременно во множестве точек, не давать им сосредотачиваться в ключевых пунктах и вести разведку в интересах наземных сил. Такая операция в сочетании с использованием спутниковой группировки, применением крылатых ракет и стратегических бомбардировщиков даст сирийской и иракской армии поддержку, не сравнимую ни с чем из того, что было в последние годы, и, вполне возможно, вкупе с поставками вооружения, позволит переломить ситуацию.

Летающие танкеры, в принципе, позволяют применять боевые самолеты с аэродромов в южной части России — в Астраханской области, Калмыкии и Дагестане, однако нельзя исключать и вариант базирования на аэродромах Ирана. В качестве желаемого варианта можно рассматривать достижение договоренности об использовании аэродромов Египта и Кипра — как минимум для базирования вспомогательных (в том числе самолетов-заправщиков) и разведывательных подразделений. При этом необходимо отдавать себе отчет, что базирование в Иране так или иначе потребуется для размещения там спасательных подразделений с поддержкой вертолетов на случай потери самолета с катапультированием экипажа в зоне боевых действий. Для этого может быть использована и территория Сирии — однако мест для безопасного размещения в этой стране подобных сил все меньше, а риск террористической атаки будет куда выше, чем в Иране.

Риск вообще возрастет: подобное вмешательство, несомненно, вызовет шквал критики на Западе, особенно если целями для ударов ВВС России станут поддерживаемые США и их союзниками формирования, что почти неизбежно в случае принятия решения о проведении такой операции. Возрастет и риск терактов в России со стороны агентуры ИГ, которая, очевидно, имеется и активно действует в стране. Цена невмешательства, впрочем, может оказаться куда выше.

Илья Крамник

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(319):

1 234 ... +1
39 +44−5Боцман Стар11:37:38
11/06/2015
-33 +11−44Пушкинд11:31:02
11/06/2015
стрелки переводите по старой привычке?
Пытаюсь выяснить, кого вы больше ненавидите, Россию или ИГИЛ.
37 +48−11Боцман Стар11:25:24
11/06/2015
-37 +24−61Пушкинд10:02:10
11/06/2015
Не статья, а агитка времен 40-х прошлого века. И самолетики на фоне звезд Кремля!
Разобьем врага на его территории!
Предлагаете дождаться пока придет на вашу? Ну, как скажете.(
31 +36−5R Ro11:31:44
11/06/2015
-33 +11−44Пушкинд11:31:02
11/06/2015
стрелки переводите по старой привычке?
а шо такое, разве израиль не ближе?
27 +28−1Чебурашка Гена12:00:36
11/06/2015
Комментарий удалён.
в гости зовёте?
27 +30−3Dmitry Smirnov11:20:24
11/06/2015
-14 +15−29Пушкинд11:12:50
11/06/2015
Алексей, вы, подобно некоторым проплаченным политическим гандонам, полагаете, что ИГИЛ создали в США, чтобы веселее жилось и по собственной глупости.
Флаг вам в руки. Но не забудьте, что есть и другие точки зрения. Например, что миллионные массы полунищих и неграмотных молодых мужчин мусульманского вероисповедания, больше не согласны сидеть без работы и снимать с ушей лапшу местных политиков, терпя местных коррупционеров и полную безысходность арабских обществ бедных стран БВ. Они выбирают ислам (как романтики-нацисты выбирали идею превосходства ариев), чтобы построить справедливый мир, как при Пророке
А кто же так вовремя подогнал им оружие? Ливийские и иракские склады сами развалились?
24 +29−5Боцман Стар11:32:39
11/06/2015
-12 +8−20Пушкинд11:27:09
11/06/2015
Я не предлагаю им "помочь".
Я счел возможным напомнить вам, что обвинять США в появлении ИГ, это все равно, что считать коммунистов виновниками появления нацистов
А кто, простите, завалил Саддама? Он был не ангел, но ситуацию контролировал четко. Кто вооружил "учителей и аптекарей" в Сирии? А в Ливии так вообще все было откровенно. А теперь ОЙ, откуда-то появился ИГИЛ, наверное Путин виноват.
22 +26−4tokeru by12:12:44
11/06/2015
Комментарий удалён.
чего горишь, хохол обрезанный? ^-^
22 +28−6Алексей Сулима11:04:25
11/06/2015
-24 +8−32Пушкинд10:08:15
11/06/2015
В статье имеется несколько нешуточных копрозалпов в сторону США и всех, кто пытался бороться с исламистской угрозой, пока Россия сидела в мудром нейтралитете. Лишь в конце имеется несмелый намек, что у РФ должен быть иной подход к решению проблемы - с помощью фронтовой авиации по афганским рецептам покойного генерала Дудаева под названием "Персидский ковёр"
США и все все все....КАк раз ЗАпад и позволил появиться ИГИЛ, начиная от финансирования и вооружения и экстремистов, как противовес законным правительствам, так и разрушением стабильных государств способных было остановить зарождение и укрепление ИГ. Это и Ливия и Сирия и Египет...
21 +27−6Алексей Сулима11:05:09
11/06/2015
-24 +8−32Пушкинд10:08:15
11/06/2015
В статье имеется несколько нешуточных копрозалпов в сторону США и всех, кто пытался бороться с исламистской угрозой, пока Россия сидела в мудром нейтралитете. Лишь в конце имеется несмелый намек, что у РФ должен быть иной подход к решению проблемы - с помощью фронтовой авиации по афганским рецептам покойного генерала Дудаева под названием "Персидский ковёр"
Чем сша пытались бороться? Фуфловыми ударами ракет по пустыне? Это их детище созданное как очаг нестабильности вдали от США....
17 +18−1Боцман Стар12:09:48
11/06/2015
27 +28−1Чебурашка Гена12:00:36
11/06/2015
в гости зовёте?
Похоже, что таки не может определиться.
16 +21−5Тролль Тридцатов13:50:58
11/06/2015
-21 +4−25Oleg Da13:39:39
11/06/2015
враг моего врага - мой друг,
американы ненавидят игил
лента начала писать о том что россия должна нанести удар по игил

Вывод - надо с игил переговоры начать, возможно найдем общие цели
Мериканцы ненавидят ИГИЛ а мериканское правительство финансирует ИГИЛ

(:sly:)
15 +20−5Андрей Степанов10:27:29
11/06/2015
-11 +6−17Александр Сластёнин10:12:02
11/06/2015
Автор-фантазер, которму очень хочется повоевать
Будете это рассказывать потом исламисту, когда он будет резать вам голову, и насиловать вашу жену.
12 +13−1Алексей10:17:03
11/06/2015
Американцы и присные уже который месяц бомбят ИГИЛовцев, а толку? Только реляции на манер украинских о тысячах убитых боевиков, а ситуация тем временем ухудшается все больше и больше. Без крупномасштабной наземной операции переломить ситуацию уже, похоже, невозможно. И пока исламисты не доберутся до постсоветской средней Азии, со стороны России никаких поползновений не будет.
11 +12−1Максим Незнайка13:27:59
11/06/2015
-14 +15−29Пушкинд11:12:50
11/06/2015
Алексей, вы, подобно некоторым проплаченным политическим гандонам, полагаете, что ИГИЛ создали в США, чтобы веселее жилось и по собственной глупости.
Флаг вам в руки. Но не забудьте, что есть и другие точки зрения. Например, что миллионные массы полунищих и неграмотных молодых мужчин мусульманского вероисповедания, больше не согласны сидеть без работы и снимать с ушей лапшу местных политиков, терпя местных коррупционеров и полную безысходность арабских обществ бедных стран БВ. Они выбирают ислам (как романтики-нацисты выбирали идею превосходства ариев), чтобы построить справедливый мир, как при Пророке
ИГИЛ создали в США не из глупости, и не чтобы было веселее. Всё весьма прагаматично - чем больше народу на Ближнем Востоке перережет друг друга - тем лучше и тем легче будет потом контролировать остатки. Эта старинная практика имеет долгую историю, еще во времена ВОВ США поддерживали обе воюющие стороны, надеясь что СССР и Германия перебьют друг друга.

Это прям классика же, не надо быть проплаченным, чтобы хоть немного знать и помнить историю
11 +13−2Алексей Сулима11:58:49
11/06/2015
-12 +8−20Пушкинд11:27:09
11/06/2015
Я не предлагаю им "помочь".
Я счел возможным напомнить вам, что обвинять США в появлении ИГ, это все равно, что считать коммунистов виновниками появления нацистов
А кто по вашему виноват в появлении такой организованной силы? Почему до этого регулярные войска СИРии, Ирака, Ливии, Египта, давили их воплне эффективно?
10 +10−0Тарассий Орлушин14:22:23
11/06/2015
-14 +15−29Пушкинд11:12:50
11/06/2015
Алексей, вы, подобно некоторым проплаченным политическим гандонам, полагаете, что ИГИЛ создали в США, чтобы веселее жилось и по собственной глупости.
Флаг вам в руки. Но не забудьте, что есть и другие точки зрения. Например, что миллионные массы полунищих и неграмотных молодых мужчин мусульманского вероисповедания, больше не согласны сидеть без работы и снимать с ушей лапшу местных политиков, терпя местных коррупционеров и полную безысходность арабских обществ бедных стран БВ. Они выбирают ислам (как романтики-нацисты выбирали идею превосходства ариев), чтобы построить справедливый мир, как при Пророке
В Ливии не было ни коррупции, ни лапши местных политиков, однако местечковым илиткам там вовремя была вброшена мысль о том, что нефтебапки можно запросто попилить по личным карманам, если завалить полковника. Кто вбросил? Угадайте с двух раз.
10 +12−2Igor Boriskin12:21:56
11/06/2015
39 +44−5Боцман Стар11:37:38
11/06/2015
Пытаюсь выяснить, кого вы больше ненавидите, Россию или ИГИЛ.
Он белых и черных одинаково ненавидит
10 +15−5Боцман Стар11:41:12
11/06/2015
-19 +5−24Пушкинд11:37:40
11/06/2015
и прекрасно, что завалили.
Если вы не помните, при Саддаме война шла немножко живее, чем сейчас.
Та которая шла живее, закончилась аж в 1988. А если вы про разборки с Кувейтом, то там чисто вопрос собственности, а не религии. И вопрос кстати спорный, хотя чего уж теперь.
10 +12−2Алексей Сулима11:24:19
11/06/2015
-14 +15−29Пушкинд11:12:50
11/06/2015
Алексей, вы, подобно некоторым проплаченным политическим гандонам, полагаете, что ИГИЛ создали в США, чтобы веселее жилось и по собственной глупости.
Флаг вам в руки. Но не забудьте, что есть и другие точки зрения. Например, что миллионные массы полунищих и неграмотных молодых мужчин мусульманского вероисповедания, больше не согласны сидеть без работы и снимать с ушей лапшу местных политиков, терпя местных коррупционеров и полную безысходность арабских обществ бедных стран БВ. Они выбирают ислам (как романтики-нацисты выбирали идею превосходства ариев), чтобы построить справедливый мир, как при Пророке
Вы путаете причину и следствие. В китае и индии тоже миллионны нищих и молодых но там проблемы не стоит с исламской армией так как сильное государство. Аналогично и с ИГИЛ. Пока США не развалили СИрию, Ливию и не стали вооружать оппозиционные отряды, ни о каком ИГИЛ слышно даже не было.
9 +11−2Маршалл Жуков15:53:47
11/06/2015
-21 +4−25Oleg Da13:39:39
11/06/2015
враг моего врага - мой друг,
американы ненавидят игил
лента начала писать о том что россия должна нанести удар по игил

Вывод - надо с игил переговоры начать, возможно найдем общие цели
> враг моего врага - мой друг,

Такой принцип никогда не приводил ни к чему хорошему. Это доктрина хохлов и американцев (которые как раз исходя из этого принципа вырастили Талибан, Аль-Каиду и ИГИЛ).
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь