«Такой вот Киргиз-таун»

10:54 18/05/2015 Россия
Члены московского киргизского клуба единоборств
Члены московского киргизского клуба единоборств

В Москве много маленьких кафе и закусочных, куда москвичи обычно не заходят. Для этих заведений характерны скромные интерьеры, национальная кухня и посетители той же национальной принадлежности. Их владельцы, сотрудники и клиенты — иностранные мигранты. А еще в столице есть медицинские центры, где работают и лечатся мигранты, агентства недвижимости, ориентированные на мигрантов, и так далее. Целый город, существующий параллельно. Горожане не видят его, но каждый день встречают его жителей. Не исключено, что однажды этот параллельный город превратится во вполне реальный Киргиз-таун или Таджикоград. Почему мигранты создают в Москве параллельную городскую инфраструктуру? Опасна ли социальная изоляция этнических групп? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер.

«Лента.ру»: Почему вы решили заняться изучением мигрантов?

Варшавер: Примерно два года назад в РАНХиГС появился центр изучения миграции и этничности. Это был ответ на те проблемы, которые встают сегодня перед страной и в первую очередь перед Москвой. В каком-то смысле мы сейчас повторяем ошибки европейских стран и США, где интеграция приезжих происходила стихийно.

Чем это закончилось для Европы, мы знаем. Но США — страна, созданная иммигрантами. И неплохо созданная.

Но со своими нюансами. Американская теория сегментной ассимиляции показывает, что у приезжающих есть три возможности. Они могут интегрироваться в мейнстрим, стать городской беднотой или влиться в свое этническое сообщество. Каждая из возможностей имеет свои последствия для принимающего общества.

У нас происходит то же?

В целом да, но опять же со своими нюансами. Когда мы изучали московских киргизов, мы выяснили, что киргизское сообщество в городе существует, но единым и сплоченным его назвать никак нельзя. Даже у тех киргизов, которые, приезжая сюда, начинают общаться со своими соотечественниками, разные круги общения. Либо это те, с кем они познакомились уже здесь. Либо это их односельчане и соседи, которых они знали прежде. Такой вот Киргиз-таун.

Вроде Чайна-тауна?

Да. Но в отличие от американского Чайна-тауна, у него нет территориальной локализации. Впрочем, это не мешает формированию специфического общества. Представьте себе кишлак со всеми его социальными характеристиками, перенесенный в Москву. Социальный контроль, нормы поведения, представления о желательной жизненной траектории. Все это остается неизменным. Поначалу эти люди просто зарабатывали тут деньги и уезжали обратно в родной кишлак поднимать там свой социальный статус. Но по мере роста киргизской инфраструктуры в Москве ситуация менялась.

Что такое киргизская инфраструктура?

В Москве около 80 киргизских клубов-кафе. Есть киргизские клубы единоборств, больницы, билетные кассы, сервисы по поиску жилья, есть московско-киргизский сайт, где выкладывается важная для сообщества информация.

Как возникла эта сеть? Когда?

Миграционный поток из Киргизии начался с севера страны, где исторически было много советской интеллигенции, в том числе и врачей. Очевидно, сработали прежние, еще советские социальные сети. Это потом в Россию двинулись малообразованные мигранты из аграрного юга, и теперь они составляют 70-80 процентов всех работающих в России киргизов. И когда этих мигрантов стало действительно много, выяснилось, что им необходимы врачи, которые говорят на их родном языке, потому что на своем языке обслуживаться удобнее. К киргизским врачам, работающим по разным больницам, выстраивались очереди из соотечественников. И в какой-то момент, не без содействия киргизского посольства, в районе Марьина Роща было арендовано помещение для такой вот частной киргизской клиники.

И как там?

Ну, выглядит она, конечно, так, что среднестатистический москвич туда, наверное, не пойдет. Зато и цены там ниже, чем средние по Москве. Работают там, кстати, не только киргизы, но и другие мигранты из Средней Азии. Да и среди пациентов попадаются также приезжие из Таджикистана и Узбекистана. Причем клиникой дело не ограничилось. Так как помещение большое, излишки площадей они стали сдавать. Там появились агентство недвижимости, билетная касса и кафе.

Кафе, которые держат мигранты, это просто кафе с национальной кухней или закрытые клубы, где чужих не ждут?

Разные встречаются. Есть места шаговой доступности, например кафе на рынках. Там собирается ограниченное и довольно сплоченное сообщество. Там определенный уровень доверия, там можно занять денег. Это сообщество владельцев точек на рынках. Есть сообщества, которые охватывают всю Москву, но кафе, где они собираются всегда расположено где-то на пересечении траекторий. Туда пускают всех, но чужие туда обычно не заходят. Слишком специфичная обстановка и контингент.

Что происходит в таких кафе?

Преимущественно общение, иногда знакомства. На окраине Москвы, например, есть бизнес-парк, где есть кафе, в котором регулярно проводятся киргизские дискотеки. В 22:30 от конечной станции метро отходят маршрутки до этого кафе, а в 4:30 маршрутки идут обратно. Есть, как выяснилось, и другие киргизские организации самого разного профиля, разбросанные по всему городу. В результате у нас и появилась гипотеза, что в Москве складывается такой параллельный город. Мы опросили 350 киргизов по всей Москве, и наша гипотеза подтвердилась.

С такой-то инфраструктурой и интегрироваться не надо…

В том-то и дело. Хотя это не единственная проблема. Пользуясь этой инфраструктурой, киргизы начинают активно общаться с другими киргизами. Их круг общения расширяется, выходя за границы их локального землячества. В него попадают те, кто уже давно здесь живут, кто лучше знает русский язык, активней пользуются городом и в каком-то смысле уже становятся москвичами. Их взгляды и представления неизбежно перенимаются вновь приехавшими, и у них наступает слом модели. Вместо «заработать и уехать» люди начинают искать новые жизненные траектории.

Остаться и закрепиться?

Они теряются. Они уже не знают, что именно им делать. И это действительно проблема. Миграция вообще связана с ценностной дезориентацией. С одной стороны, приезжие теряют прежние ценности, с другой, они не знают, как жить в большом городе. Новые ценности они еще не приняли. Эта группа очень уязвимая и одновременно неудобная. Социального контроля своего сообщества над ними уже нет. Это в кишлаке ему старшие могли палкой по голове настучать. А здесь этой палки нет. Как нет и понимания того, какие культурные и социальные нормы существуют у жителей большого города, да еще и в другой стране.

И много таких?

Примерно 70 процентов опрошенных нами киргизов общаются с другими киргизами. Половина из них замкнуты исключительно на общение с односельчанами. По поводу них беспокоиться не следует. Здесь они живут под контролем своего сообщества и, заработав денег, возвращаются домой. А вторая половина, то есть 35 процентов от общего числа, общаются с теми соотечественниками, с которыми они познакомились здесь. Это и есть проблемная группа. Но одновременно эти люди имеют определенный потенциал, которым наше общество может воспользоваться. Социальную и интеграционную политику следует направить именно на них. Вот почему так важны исследования интеграции. Надо сперва понять, кого именно мы хотим интегрировать. Кто потенциально готов к этой интеграции.

Ну, хорошо. Вот есть киргизы, которые уже оторвались от родимого кишлака, но и здесь им никто не рад кроме соотечественников. Как таких интегрировать?

За время своих исследований мы поняли, что интеграция не висит в воздухе. Она идет там, где люди живут и работают. Там, где происходят взаимодействия с местным населением, в процессе которых осваиваются и язык, и нормы поведения, и ценности. Задача толковой социальной политики способствовать такому взаимодействию на локальном уровне. Чтобы понять, как формируются эти связи между приезжими и местными, мы, как социологи-антропологи, отправились в Капотню.

Антропологическая экспедиция в Капотню — это сильно!

Только так, на месте, можно получить объективные и полные данные. Сняли там комнату, и прошлое лето наша исследовательская группа провела в Капотне.

Почему Капотня?

Это один из наиболее депрессивных районов Москвы. А мы искали именно такой. Аренда жилья здесь одна из самых дешевых, поэтому он привлекателен для мигрантов. К тому же этот район географически обособлен, отделен от других рекой и территорией нефтеперерабатывающего завода.

Что же вы там увидели?

Мы общались с людьми с целью понять, как происходит взаимодействие мигрантов и местных сообществ на локальном уровне. Сейчас, кстати мы проводим аналогичное исследование в Кунцево. Мы пытаемся понять, как встраиваются в районный социум группы населения, отличающиеся по возрасту, по этничности, по наличию детей, по миграционному статусу, по степени занятости. Как общаются между собой представители разных групп. Имеют ли они потенциал к объединению. Мы буквально рисуем на бумаге сеть района, где отмечаем разными символами социальные типы, общественные пространства, какие-то проблемы, объединяющие жителей района и средства коммуникации внутри района, например, районные газеты или доски объявлений. И когда эта схема готова, становится понятно, как функционирует район в качестве социальной системы.

И как он функционирует?

Не оптимально. Но сразу хочу сказать, что это не гетто и не какой-то мигрантский анклав. Там много местных жителей, в том числе тех, что живут в районе достаточно давно. Там нет сегрегации на школьном уровне. Нет отдельных школ для мигрантов и местных, и вообще на этом уровне интеграция происходит достаточно неплохо. Возможно, потому, что дети быстро выучивают язык и постоянно контактируют друг с другом.

А взрослые?

Если говорить о мужчинах-мигрантах, то их потенциал интеграции крайне низкий. Но им мешает не ксенофобия и не языковой барьер. У них нет оснований, на которых они могли бы присоединиться к этой сети. Они много работают, не посещают общественных мест и не подключены к информационной сети, у них в принципе другие темы взаимодействия.

Еще одна плохо интегрированная группа мигрантов — это мамы с детьми. Муж не станет для такой женщины проводником в местное сообщество, потому что работает он вне района, а приезжая домой, ему уже ничего не надо, кроме своей семьи. А эти женщины не имеют необходимых языковых и социальных компетенций, чтобы входить в дворовые сообщества мамаш. Не стоит также забывать о высоком уровне ксенофобии в этих сообществах. Даже конфликты в песочницах они склонны интерпретировать как межэтнические. Якобы мигранты специально подзуживают своих детей, чтобы они русских детей совочками по головам били.

Сами мигранты жалуются на проявления ксенофобии?

Нет. Но не потому, что ее нет или их это не беспокоит. Скорее, потому, что миграция это всегда лишение и все трудности, сопряженные с ней, воспринимаются как данность. Они понимают, что не в силах что-либо изменить. А раз так, то какой смысл об этом раздумывать. Только в депрессию себя вгонять.

Ну, и как можно помочь их интеграции?

А мы провели в Капотне серию кулинарных мастер-классов. Пять местных женщин и пять мигранток в течение четырех встреч вместе учились готовить блюда национальных кухонь. Теория контакта гласит, что контакт уменьшает стереотип. Когда люди контактируют в рамках совместной деятельности (работа, совместный досуг и т.д.), негативные представления друг о друге у них снижаются. И мы действительно заметили, как от встречи к встрече меняется характеристика взаимодействия между такими разными людьми.

А мужчинам что предложить?

Например, футбол. Он очень популярен среди молодых мигрантов, да и москвичи не прочь мяч погонять. Мы скоро в Капотне или Кунцево будем проводить интересный эксперимент. Будем играть в футбол смешанными командами. Есть команды азербайджанские, русские, узбекские, таджикские. Мы устроим жеребьевку игроков и составим команды из представителей разных национальностей. Совместная игра в одной команде — это мощный интегрирующий стимул.

Вы серьезно? Будете по Москве с кулинарными мастер-классами ездить и районные чемпионаты по футболу устраивать?

Можно и так, но я ведь не случайно говорил о социальной политике. Энтузиазм, конечно, приветствуется, но заниматься этим надо системно. Тут надо говорить о таком направлении социальной политики, как организация сообществ. Это то, чего в России сегодня очень не хватает. Во времена СССР у людей было принято дружить на уровне своего района, двора, дома. Районы были таким механизмом интеграции приезжих, которых и тогда тоже было много, вспомните тех же лимитчиков. Но потом этот механизм сломался.

Приезжих стало очень много?

В том числе. Но не только в этом дело. Произошла определенная атомизация общества. Исчез принцип «общественное важнее личного». Изменился образ жизни, включая способы проведения досуга. Изменился ритм жизни, и у людей стало меньше свободного времени, которое они могли бы посвящать общению с соседями. В конце концов, усилилась ротация населения. Люди продают квартиры, покупают, снимают жилье в других районах. Есть у нас в Кунцево пример, когда была пятиэтажка, в которой все дружили, и ее в полном составе переселили в многоэтажный дом. И там весь этот социальный капитал растерялся. Люди раззнакомились, потому что реже стали друг друга видеть. Лифт — жуткая вещь.

Ну и как же при этих условиях перезапустить механизм интеграции?

По-новому надо взглянуть на концепцию районных домов культуры. Сейчас это какие-то непонятные учреждения, предоставляющие населению некие услуги. Прагматика учреждений культуры на локальном уровне, она совершенно не про местные сообщества. Она про мероприятия, кружки, количество пришедших. Про отчетность. Мы же считаем, что дома культуры могут стать центрами внутрирайонной коммуникации. Той площадкой, на которой местное сообщество может прокручиваться и создавать свою локальную среду, свою культуру. Перезапуск района — крайне важная вещь.

Это поможет интеграции мигрантов?

Это невозможно без интеграции мигрантов. Мигрантов в широком смысле. Как иноэтничных, так и своих, приехавших из другого города. Не должно остаться групп, исключенных из жизни районного комьюнити.

Люди снова должны начать общаться. Чтобы внутри района началась какая-то общественная жизнь, надо дать районному сообществу возможность и способ коммуникации. Тогда в нем начнется внутренняя жизнь. Например, нет в шаговой доступности хозяйственного магазина. Если информация нормально циркулирует по этому сообществу, то в нем обязательно найдется человек, который решит сделать на этом деньги. А то ведь до смешного доходит. Спрашиваем, какие есть проблемы в районе? Говорят: «Нет у нас того-то, мы уже не знаем что делать, даже Путину писали». Нормально это? Есть вы, есть ваши соседи. Соберитесь, обсудите проблему, возможно, в процессе этих встреч найдутся и решения, и люди, которые помогут их реализовать.

Вы идеалист.

Вовсе нет. В последнее время в этой области появляется много интересных проектов. Попыткой как-то объединить их будет наш общий проект — школа организаторов сообществ. Она пройдет в конце мая, и там мы будем учить всех желающих техникам интеграции местных сообществ, которые мы сами уже освоили и опробовали, а также учиться и придумывать новые практики и решения вместе с ними. Сперва мы отберем мотивированных людей, порядка 25 человек, и создадим проекты под те районы, которые они представляют. Затем вместе со специалистами по организации сообществ они займутся реализацией этих проектов. Социальные планировщики, архитекторы, эксперты по муниципальному праву, эксперты по локальному бизнесу будут знакомиться с людьми, беседовать с ними и понимать, что есть в районе, чего нет и что работает не оптимально. Проведут анализ существующих проблем, будь то интеграция мигрантов или отсутствие коммуникаций в сообществе. А после займутся их решением.

Не боитесь поколебать вертикаль власти, приучая местные сообщества решать свои проблемы без оглядки на нее?

Да, это перчатка в лицо Ивану Грозному, который приучил россиян уповать на государя по любому поводу. Но, думаю, это всем нам пойдет на пользу. Чрезмерная централизация вредна. Не работает фонарь во дворе — пишем Путину. Это надо менять.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(212):

123 4 567 ... +1
1 +3−2DM15:40:02
18/05/2015
18 +25−7Эдуард Тишин12:25:52
18/05/2015
Некоторые русские пьют мало , некоторые вообще не пьют,
это всего лишь миф о так называемом русском пьянстве.Алкоголики с трудом выживают в условиях современной России.
По сравнению с эстонцами (первое место в мире), финнами, англичанами и ирландцами, россияне - трезвенники.
1 +1−0Vadim Romanov14:58:49
18/05/2015
1 +2−1Александр Агдамов14:55:58
18/05/2015
"Из всех таджиков, самым близким для россов является киргиз" (В.И. Ленин, ПСС т.999, с.001)
Чётко Ильичь подметил (:smile:)
1 +2−1Александр Агдамов14:55:58
18/05/2015
"Из всех таджиков, самым близким для россов является киргиз" (В.И. Ленин, ПСС т.999, с.001)
1 +2−1Vadim Romanov14:48:52
18/05/2015
Всё нормально чё вы ), свой азиатский уголок должен быть в каждой ЭВРОПЕ)))
1 +6−5Джулия Шнайдер14:04:39
18/05/2015
7 +11−413 1313:28:41
18/05/2015
>>И теперь права граждан Киргизии приравнены к правам россиян\
Зашибись, во счастье то. Т.е. я равен киргизу по правам? вот почему они все в майках кыргызтон шарятся.
Испытываю неприязнь к таким личностям, вроде ничего плохого не сделали, а хочется руки помыть..
1 +5−4Соколов Александр13:41:17
18/05/2015
Узбек вывозя наши деньги , строит 2-этажный дом и заводит свое дело . Хохол семью несколько месяцев кормит на 1 зарплату . В нашей уродской стране народ просто еле сводит концы с концами и вымирает . Тут чинуша с Росскосмоса плакал на сборку некого ставить - рабочие в стране все передохли , а скоро защищать кормушку казнокрадов некому будет . Да здравствует новый Халифат .
1 +2−1A h13:11:35
18/05/2015
ни на одной фотке нет киргиза. Кавказцев собрали мол киргизы)))))) смешно. какие журналисты вы если не различаете киргизов от кавказцев
1 +1−0Андрей Белоусов13:10:56
18/05/2015
у специалиста по киргизам с киргизами это вполне прокатит-потому что это трудолюбивая и спокойная нация-
но есть другие нации без специалистов интеграции
1 +1−0Эдуард Тишин13:03:23
18/05/2015
1 +2−1Имя Фамилия12:58:39
18/05/2015
Вася, его предки писали, когда твои даже читать не умели, а ты мог бы, да не будешь, традиция? Молодец, не читай.
В Пекине за 400 лет да рождества Христова , уже выходила газета.
1 +2−1Имя Фамилия12:58:39
18/05/2015
0 +3−3Василий Пупкин12:35:51
18/05/2015
Варшавер... не даже читать не буду.
Вася, его предки писали, когда твои даже читать не умели, а ты мог бы, да не будешь, традиция? Молодец, не читай.
1 +2−1вася пупкин12:47:35
18/05/2015
-1 +1−2Wrangler12:46:07
18/05/2015
Все познается в сравнении, по сравнению с кишлаком это просто чудные квартиры. (:joy:)
ну если с кишлаком ровнять то да согласен , просто пенхаус
1 +2−1Ирина12:44:57
18/05/2015
4 +4−0n n11:42:16
18/05/2015
"Такой вот Киргиз-таун" название статьи, а на фотографиях по тексту, кстати нет ни одного киргиза. Видать совсем параллельный город? :-) Хороший пример армянская диаспора, так там вообще свое телевидение, плюс Мосфильм и т.д. одним слово начиная от продюсирования заканчивая прокатом, даже на этом поприще еврейскую диаспору пододвинули.
-Изя, я прочитал столько всего плохого о влиянии алкоголя на человека, шо надо с этим, таки, завязывать! -Шо, с выпивкой?! -Нет, с чтением..
1 +3−2Ирина12:44:43
18/05/2015
-6 +6−12Эдуард Тишин11:30:58
18/05/2015
Не так уж они хорошо и работают , раз ещё на футбол после работы силы остаются.
- Исаак Абрамович, Вы за красных или за белых? - Дааа... - Шо "дааа" ? - Шо да, то да..
1 +2−1Эдуард Тишин12:39:40
18/05/2015
-3 +1−4Wrangler12:31:25
18/05/2015
Ага, всемирный заговор против русских (:boring:)
Он и есть , заговор , хорошо что у нас есть термоядерное оружие , дедушка Сталин не зря прожил свою грешную жизнь.
1 +1−0Эдуард Тишин12:36:59
18/05/2015
12 +15−3Wrangler12:35:18
18/05/2015
Если приехавший из кишлака киргиз без знания русского языка отобрал вашу работу, так вам и надо, вы вообще не должны плодится (:smile:)
Перестаньте притворяться злым , все люди одинаковы.
0 +0−0Vtoroy Accaunt05:19:05
20/05/2015
-1 +2−3Валера Петров17:05:28
18/05/2015
забавно все-таки какие русские недалекие люди, ещё не так давно их изгоняли из средней азии этих быв. республик, закавказья, кавказа, а сегодня они пытаются адаптировать детей тех кто их (а были такие случаи) убивал и гнал после развала совка.
вы все еще верите этим слухам про вырезание семей в средней азии? ну пистец вы наивный
0 +0−0Vtoroy Accaunt05:16:32
20/05/2015
-5 +3−8Nura Petrenko14:12:51
18/05/2015
Метлой гнать всех из России!
и сама потом вставай за метлу
0 +0−0Vtoroy Accaunt05:15:41
20/05/2015
1 +5−4Соколов Александр13:41:17
18/05/2015
Узбек вывозя наши деньги , строит 2-этажный дом и заводит свое дело . Хохол семью несколько месяцев кормит на 1 зарплату . В нашей уродской стране народ просто еле сводит концы с концами и вымирает . Тут чинуша с Росскосмоса плакал на сборку некого ставить - рабочие в стране все передохли , а скоро защищать кормушку казнокрадов некому будет . Да здравствует новый Халифат .
вы в панике что ли?
0 +0−0Vtoroy Accaunt05:13:32
20/05/2015
0 +6−6вася пупкин12:29:47
18/05/2015
мне вот та фотка понравилась в комнате с облезшими обоями детьми и ноутбуком . значит ноутбук купить бабло есть а поклеить самые дешовые обои (если учесть что они их могут стырить с обьектов ) не могут, скоты
а может они не хотят клеить обои в съемной квартире, с которой съедут через месяц, например
0 +0−0Vtoroy Accaunt05:10:16
20/05/2015
0 +3−3Николай Пискунов16:27:23
18/05/2015
Казахстан стал государством 23-ри года назад, а до этого это было частью СССР. А до того частью Омской, Томской, Оренбургской, Семиполатинской губерний Российской империи.И никогда Россия небыла частью Казахского Джуза
и что теперь, русские могут жить где захотят, а среднеазиаты нет что ли?
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь