Он же памятник

18:09 16/05/2015 Россия
Он же памятник

К майским праздникам коммунисты установили в Липецке бюст Сталина. В ночь на 8 мая некая женщина облила этот монумент розовой краской и попыталась разбить генералиссимусу голову молотком. Оттирая наутро после происшествия с вождя розовую краску, представители КПРФ заявили, что нападение на памятник было актом вандализма и кощунством.

Кощунством, однако, было скорее разрешение на установку этого монумента. Ведь его могут увидеть люди, чьи родственники пострадали от сталинских репрессий — как насчет защиты их чувств от поругания? Памятник в этом плане хуже, чем книга или фильм. Книгу можно не читать, фильм — не смотреть, но ходить по улицам с закрытыми глазами невозможно.

Липецким отделением «Мемориала» составлен список жертв политических репрессий, в котором более 18 тысяч имен. В том числе имя епископа Липецкого Уара, канонизированного Церковью — он был арестован НКВД и убит уголовниками в лагере в конце тридцатых. Памятника погибшим в лагерях так и не поставлено, хотя в начале девяностых в городе был заложен камень на месте планируемого монумента. Зато бюст Сталина — вот он, стоит в двадцати минутах ходьбы от Николаевского храма, использовавшегося в тридцатых и сороковых годах для содержания заключенных.

Как и в других регионах, среди репрессированных в Липецке и Липецкой области людей было немало коммунистов. Члены партии, особенно занимавшие высокие посты, были одной из главных целей, по которым бил Большой террор тридцатых годов.

Поэтому каждый раз, когда я встречаю коммунистов, поклоняющихся Сталину, мне хочется изумленно спросить их примерно с такой же интонацией, с какой Хоботов в «Покровских воротах» спрашивал Савву: «Ты объясни, зачем тебе-то это нужно? Тебе-то что за радость?»

Ведь коммунистов во времена сталинского правления уничтожали даже с большим усердием, чем беспартийный народ. Правительственный Дом на набережной в Москве, где жили в те годы высокие чины, весь увешан табличками с датами смерти — 1937-й, 1938-й. В списках расстрелянных в тридцатые годы — через одного члены коммунистической партии.

Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут» вспоминает коммунистку, погибшую в 1935 году. «Питковская работала в школьном отделе обкома. Самоотверженная натура, она отягощала свою щепетильную совесть постоянным чувством вины перед партией. Вина эта заключалась в том, что муж Питковской — Донцов — примыкал в 1927 году к оппозиции. Питковская нежно любила мужа, но сурово и прямолинейно осуждала его за прошлое. К осени 1935 года стали арестовывать всех, кто был в свое время связан с оппозицией. Тогда почти никто не понимал, что акции подобного рода проводятся по строгому плану, абсолютно вне всякой связи с фактическим поведением отдельных лиц, принадлежащих к данной категории, запланированной к изъятию. Меньше всех могла это понять Питковская».

Когда мужа арестовали, она не дала ему попрощаться с ребенком. «Она загородила кроватку: "У моего сына нет отца". Потом бросилась пожимать оперативникам руки и клясться им, что сын будет воспитан в преданности партии». После ареста супруга с работы Питковскую уволили, из партии исключили, ребенка выставили из детсада, знакомые перестали здороваться.

И тогда, «послав Сталину письмо, полное выражений любви и преданности, Питковская выпила стакан уксусной эссенции. В предсмертной записке никого не винила, расценивала все как недоразумение, умоляла считать ее коммунисткой. За гробом ее шел пятилетний Вовка, обкомовская уборщица, которую покойница часто выручала деньгами, и два-три "отчаянных" из бывших товарищей».

Ладно, у погибшей восемьдесят лет назад Питковской не могло быть наших нынешних знаний. Она искренне считала, что товарищ Сталин ничего не знает о «недоразумениях».

Однако сегодня коммунистам доступен весь пласт информации, связанный со сталинскими временами. Можно прочитать мемуары тех лет или лагерные рассказы Варлама Шаламова, можно ознакомиться со списками жертв репрессий (эти списки неполны в силу недоступности многих архивов, но в них все равно несколько миллионов имен и номеров дел). Допустим, что жертвы среди обычного населения коммунистов не беспокоят. Но почему они не уважают память погибших товарищей по партии?

Когда в городе гаснут праздники,
Когда грешники спят и праведники,
Государственные запасники
Покидают тихонько памятники.

Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины —
Они вновь обретут величие!

(Александр Галич)

Так вот, о величии... Никакого величия в персоне Сталина нет. Как и нет ничего постыдного в том, чтобы признать факт репрессий, почтить жертв и двигаться дальше. Для этого не нужно быть в оппозиции к власти или государству. Сталин умер более шестидесяти лет назад, это старая история. Выбор простой и несложный, его только надо проговорить вслух.

Или мы признаем факт политических репрессий по вине Сталина, и тогда памятники надо ставить жертвам, как это сделано в Камбодже, где есть тюрьма-музей Туол Сленг с фотографиями и именами погибших и «Поля смерти» (о них есть фильм с таким же названием): память об ужасе, который не должен повториться.

Или разрешаем ставить памятники Сталину и этим одновременно одобряем ссылки, расстрелы, «шарашки» и прочее людоедство. Никаких «да, но…». (Да, расстреливал, но построил Беломоро-Балтийский канал. Да, ссылал, но какой был балет!) Любое такое «да, но…» — это одобрение репрессий и людоедства, это нужно осознавать.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(224):

123 4 567 ... +1
1 +1−0Ярослав Алимов13:11:45
17/05/2015
-2 +0−2антон антон12:51:50
17/05/2015
Когда же придет тот день когда людям станет насрать на сталена...
Равнодушие, друг мой, вызывает только подобный планктон. А Личность это навсегда, ибо легендарно запечатлевается... :)
1 +2−1Alan Harrods12:02:14
17/05/2015
0 +1−1Алексей Кириенко09:34:01
17/05/2015
" Главный Людоед" по моему или коммунист или людоед ...
А Сталин просто более или менее успешный "царь" коих в истории пруд пруди еще одни "грозный Вано" и только .... И в таком качестве смотрится нечем не лучше но и не особо хуже любых других ..."Амператоры они такие !"
Ну если назад в историю посмотреть, то один из самых кровавых, как и Гитлер. Вопрос -- как можно такому уёпку поклоняться.
1 +2−1kmirom11:49:34
17/05/2015
3 +4−1bypassed bypassed11:41:47
17/05/2015
--------------
Никакого величия в персоне Сталина нет. Как и нет ничего постыдного в том, чтобы признать факт репрессий, почтить жертв и двигаться дальше.
-------------


вот оно главное. каяться и каяться. кто-то еще заплатить попросит.


может хватит?
может как раз хватит заниматься идиотским самобичеванием и двигаться дальше?

впрочем, для тех кто кроме каяться за других и взывать к совести других ничего не умеет - тоже вариант.

да бред сивой кобылы.

Европа тоже чудила в свое время-начиная
от никому не нужных крестовых походов до сжигания ведьм.

но никто ведь не верещит сейчас по этому поводу.
сталинизм у нас невозможен по одной и
самой главной причине-у власти нет идеи,
под которую народ согласится на репрессии.

с идеями у нашей власти-вообще туго,
на уровне импотенции.
1 +6−5kmirom11:39:06
17/05/2015
1 +16−15Расеянский залупенфюррер11:36:17
17/05/2015
"... одни праведники" ты реально тупой, или просто лицемер? Сралин убил миллионы людей ни за что, под ярлык враг народа людей загоняли просто для того, чтобы хорошую статистику начальству показать. Одобрять террор против ни в чем не виновных людей могут лишь мазохисты либо такие же мрази садисты.
ага,а Бандере и бандерлогам скаклы ставят
памятники,за то что хорошо крестиком
вышивали, а не за убитых не комбатантов?
1 +16−15Расеянский залупенфюррер11:36:17
17/05/2015
0 +19−19Артём Шакиров22:33:47
16/05/2015
Я прочитал. Хочется поблевать. На автора.
Интересно, найдёт ли она где-нибудь общество, в котором живут одни праведники, любого злодея можно и нужно сдать куда следует, при этом никоим образом не запятнав свою совесть "предательством", а побывав в местах тех, эти злодеи не будут считаться жертвами.
Никаких "да, но"? Пожалуйте. Никаких "да преступник, но жертва репрессий". Вычеркните из всех этих Ваших списков всех этих "да, но". Смелее. По документам, наверняка, все "репрессированные" имели за собой "Дело №..." - никаких "да имели, но это только на бумаге". Давайте! Абсурд?
А как Вам "жертва сталинских репрессий" Григорий Васюра, например?

У нас тут некоторые умники из "Мемориала" в школах прививают у детей антисоветчину. Все должны ездить в "Пермь-36" и ненавидеть Советский Союз и лично товарища Сталина.
"... одни праведники" ты реально тупой, или просто лицемер? Сралин убил миллионы людей ни за что, под ярлык враг народа людей загоняли просто для того, чтобы хорошую статистику начальству показать. Одобрять террор против ни в чем не виновных людей могут лишь мазохисты либо такие же мрази садисты.
1 +2−1kmirom11:25:46
17/05/2015
очередной поток сознания от сноба.

а как быть с Петром Великим,выпнувшего Россию из азиатчины?
он ведь не в белых перчатках реформы проводил?

а с Иваном Грозным,психически не очень здоровым человеком,
но после которого татары стали составной частью русского народа?

а с ЕБаНэ,гайдаром и чубайсом,обещавшим молочные реки и кисельные
берега,но глубоко забивших на основы демократии
и при которых население было поставлено в более тяжелое положение,чем после ВОВ?

и наконец,как г-жа новикова относится к сталинистам,подвергшихся
репрессиям,но не переставшими быть сталинистами?
такие ведь тоже были,ярчайший пример- Полина Жемчужина.

лично у меня такие люди вызывают намного большее
уважение,чем перевертыши,бывшие позавчера секретарями
обкома/райкома ВЛКСМ;вчера-ярыми демократами;
сегодня они-основы скрепостроя/ридьней неньки.
1 +1−0Алексей Кириенко10:23:04
17/05/2015
-1 +0−1Елена Кривошей06:16:02
17/05/2015
С Марксом или с Каутским? :)
" Каутский - ренегат" :)))
1 +3−2Упырь Я10:20:09
17/05/2015
Мариам, я по прежнему пока ещё не успеваю прочесть вашу замечательную статью. Но меня беспокоит французская революция. Французы до сих пор ею гордятся. А ведь в ходе этой революции и её последствий, было уничтожено много больше людей, в процентном соотношении, чем при сталинизме.
1 +1−0Алексей Кириенко09:26:22
17/05/2015
-2 +6−8oleg kochetkov22:36:10
16/05/2015
Спасибо Вам, Мариам, за мужество и отвагу! Восхищаюсь Вами...Думаю, что самая страшная кара для тиранов - полное забвение. Но пока вешают портреты и ставят памятники - пишите правду! Может быть - хоть кто-то задумается.
"пишите правду!" Только пожалуйста всю правду и ничего кроме правды!
1 +3−2Алексей Кириенко08:42:16
17/05/2015
-3 +14−17goratio chiamo19:52:33
16/05/2015
Сталин и все коммунистический режим должен быть осуждены,их памятники снесены,а сами они должны быть покрыты позором на веки вечные
ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ ХОТЬ ОДИН "коммунистический режим" ? Наверное во сне или в книгах Ефремова ?
1 +2−1Алексей Кириенко08:18:54
17/05/2015
Просто все познается в сравнении ... Если людям взбрело в голову ставить памятник Сталину (Не Ленину что еще хоть как то понятно... А именно СТАЛину) времена у нас видимо более Жестяные чем были при Сталине ...
Да Сталин вне всяких сомнений заслужил перезахоронение ПОД ЗАБОР ...

НО речь не о нем, а о том почему люди начинают искать что-то хорошее во "временах Хозянина" (Забывая правда, что многое в те времена было ВОПРЕКИ, а не благодаря воле "черного властелина в белом кителе "!)
Но суть нынешних времен в их ПОЛНОЙ БЕССМЫСЛЕННОСТИ ...

Вот в чем дело! Люди готовы выдерживать многое и вспоминать самые кошмарные времена как нечто замечательное потому, что у них было за что бороться, куда стремится и о чем мечтать !
Отнимите у Людей ее величество МЕЧТУ и жизнь станет просто набором "трапез и испражнений" !(И не важен ни уровень эргономичности толчка и ни "количество вилок и крючков для омаров" ...)
Просто даже Сталин не смог отнять у людей достойную и великую цель, а нынешние "властелины" (с "трубой пониже и дымом пожиже" ) ПЫТАЮТСЯ !
1 +1−0Елена Кривошей06:08:09
17/05/2015
-2 +6−8oleg kochetkov22:36:10
16/05/2015
Спасибо Вам, Мариам, за мужество и отвагу! Восхищаюсь Вами...Думаю, что самая страшная кара для тиранов - полное забвение. Но пока вешают портреты и ставят памятники - пишите правду! Может быть - хоть кто-то задумается.
Ага. А давайте вычеркнем из истории Чингиз-Хана и Батыя. Самая страшная кара для ЖИВУЩИХ - забыть тиранов.
1 +3−2Dmitrii Godunov05:34:51
17/05/2015
Согласен.
1 +6−5Пушкинд23:38:56
16/05/2015
-1 +6−7Званетский Михаил23:17:53
16/05/2015
Столько пафоса и ноль мозгов! Пархатым и прочим дебилам пора бы запомнить, если бы не Сталин, то СССР (и того, что от него нынче осталось) был бы просто уничтожен фашистами. И эти твари просто не появились бы на свет божий. Хотя для мира это было бы лучше!
антисемитская морда?
распирает от поцреотизма - пойти дрочни
1 +9−8Василий Фоминых23:17:13
16/05/2015
-4 +10−14goratio chiamo20:53:43
16/05/2015
Верно.
Нет, не верно.
1 +6−5Enoch Arden22:06:51
16/05/2015
Комментарий удалён.
Эту идиоццкую уйню изготовления Госдепа мы давно слыхали. Видимо, имеешь в виду что если бы Сталин не стал генсеком, Гитлер с горя бы утопился. Или повесился бы поставивший его к власти кардинал Пачелли (папа Пий 12). А что Наполеон напал на Россию тоже Сталин виноват?
1 +10−9Василий Фоминых20:49:57
16/05/2015
-2 +5−7Упырь Я18:12:47
16/05/2015
Мариам, проявите терпение. Как только с делами разберусь - обязательно прочитаю.
Зачем читать эту воду.
1 +15−14goratio chiamo19:50:18
16/05/2015
2 +16−14Black Bird19:39:53
16/05/2015
"Сталин умер более шестидесяти лет назад, это старая история"

А пукан у жидов, рвет до сих пор! Читаю такие статьи и не нарадуюсь.
Такие преступление не имеют срока давности.
0 +0−0Расеянский залупенфюррер15:23:34
18/05/2015
0 +0−0Валерий Марычев09:18:21
18/05/2015
Там оспаривать нечего, автор сам соглашается с цифрами о миллионах убитых сталинским режимом, просто пытается найти им оправдания в виде борьбы с бандеровцами, и прочей хренью.
0 +0−0Алексей Кириенко14:19:56
18/05/2015
-1 +5−6Сергей Ъ17:40:46
17/05/2015
И без Сталина произошёл бы рывок, только гораздо раньше. Россию большевики подстрелили на экономическом взлёте. Убийств массовых бы не было.
Да и хочется вам напомнить, чем закончился ваш экономический взлёт? Пирровой победой во второй мировой и хозяйничеством коммунистического олигархата современной России. Наверное вот зачем всё это было нужно!, потомков низшего пьяного отребья превратить в олигархов и генералов с адмиралами?
РуссЪкие сказки ...

Да и " без Сталина произошёл бы рывок, только гораздо раньше" тут можно спорить он это возможно ...
Но вот то что " Россию большевики подстрелили на экономическом взлёте" - это даже не знаю как диагностировать .
Воинствующие невежество ? (Да понимаю , любой может мне сказать "Чья-бы крова мычала..." Но если даже мне заметно это о чем то да говорит.. )
Уф !
ВНИМАНИЕ ЛИКБЕЗ !
1 Первая мировая война (и Россия в ней совсем не на победных рубежах ...)
2 ...не на что не способное "Временное правительство"...
3 черносотенцы Карнилова на подходе
4 в "левом секторе" тоже полно "персонажей" от попа Гапона до Махно ...

На "экономический взлёт" как-то не похоже ...
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь