«Кто-то назовет это коммунизмом. Кто-то — казармой»

08:54 10/05/2015 Статьи
Герасимов А. М. «Выступление И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» 1935 год
Герасимов А. М. «Выступление И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» 1935 год
Боюся представить, что там с ведомыми...

Ведущий российский историк сталинизма, доктор исторических наук, главный специалист Государственного архива России и автор работ по советской истории, в том числе недавно вышедшей книги «Сталин. Жизнь одного вождя», Олег Хлевнюк рассказал «Ленте.ру» о формировании и эволюции политических убеждений Иосифа Сталина. А также о том, почему крестьяне больше всех пострадали от действий большевиков, почему вождь не смог построить социализм без опоры на традиционные ценности и не подготовил себе преемника.

«Лента.ру»: В дореволюционный период у Сталина были собственные идеи или он следовал идеологии большевиков? Повлияло ли на его мировоззрение религиозное образование?

Олег Хлевнюк: Сталин, как это часто бывает с людьми, не сразу нашел свой путь и ту систему ценностей, с которой связал свою жизнь. Его мать сделала все возможное, чтобы вытолкнуть его из своего социального круга наверх. В ее представлении духовная карьера могла принести сыну прочное и сытное положение в обществе.

Первоначально Иосиф следовал решениям матери, он учился в духовном училище, поступил в духовную семинарию в Тифлисе. И вот уже там, под влиянием окружавшей действительности и друзей отказался от политической лояльности и поставил под угрозу карьеру. Сначала он увлекался идеями грузинского национализма, что не было редкостью в условиях русификации и дискриминации грузинского языка, проводимой правительством. Потом постепенно двигался к марксизму, что также не было редкостью, так как марксизм распространялся в Российской империи все шире.

Возможно, хотя сам Сталин об этом не говорил, марксизм был действительно близок ему в силу полученного духовного образования. Марксизм был своеобразной верой, но только верой в рай на земле. Внутри же марксизма Сталин примкнул к большевикам, к Ленину, потому что ему нравилась идея боевой сильной подпольной партии, в которой важную роль играют обучающие рабочих интеллигенты. Ведь, в конце концов, он и сам принадлежал к числу революционных интеллигентов.

В общем, он был молод, деятелен, но, конечно, не был способен стать какой-то значимой фигурой, должен был примкнуть к какой-то группе, следовать за кем-то. Он пошел за Лениным, что и сделало его тем, кем он стал несколько десятилетий спустя. Ничего особенного в сталинском пути в революцию не было. Достаточно типичный путь.

Насколько для него были важны идеи социализма, когда он пришел к власти? Хотел ли он построить настоящий социализм или для него была важнее реальная политика? Ведь окружение Сталина представляло его как прагматика на фоне идеалистов.

На такие вопросы трудно отвечать, потому что они связаны с внутренним миром людей, с их представлениями. А этот внутренний мир и его постоянные изменения не так легко оценить в себе самом, не говоря уже о других. Конечно, Сталин, как и другие революционеры, и большевики также, боролся за революцию и власть. Конечно, у них, как и у всех, кто идет в политику, были определенные идеи. Ведь никто из политиков не говорит, что ему нужна власть ради власти (хотя, подозреваю, часто так и есть на самом деле). Политику нужна вера в определенные идеалы, программы, которые он может представить массам. На деле же стремление к власти и программы так прочно спаиваются, что их трудно разделить, а сами программы подстраиваются и меняются в зависимости от задач захвата и удержания власти.

Большевики — хороший пример. На самом деле Ленин, и Сталин был его учеником в этом смысле, приспосабливал традиционные марксистские представления к цели захвата власти. Следуя марксизму, Россия просто не могла претендовать на социализм. Вот и придумали теорию, что сначала социалистическая революция может победить в не готовой для нее стране, но это даст старт распространению социализма в более развитых странах. А затем все вместе они и будут двигаться в социализм. Все это было настолько натянуто, что даже некоторые видные большевики отказались поддерживать курс Ленина на немедленный социализм. Сталин вначале колебался, но быстро принял сторону Ленина. В 1917 году Сталин назвал эту стратегию творческим развитием марксизма. Он и потом ей следовал, то есть менял теории в зависимости от потребностей укрепления власти. В общем, я бы не стал делить большевиков на идеалистов и прагматиков. Завоевав власть, все они подчинялись цели ее удержания и укрепления. Они предлагали разные методы, были в разной степени жестоки и властолюбивы.

Каково было отношение вождя к крестьянству? Была ли одной из причин коллективизации попытка «сломать ему хребет»?

Если формулировать в общем виде, то именно это и была единственная причина коллективизации. Большевики и многие другие социалисты не любили крестьян по многим причинам. По марксистским канонам в крестьянской стране вообще нельзя было строить социализм. Российский опыт подтверждал эту теорию.

Несмотря на периодические волнения, крестьяне выступали как верная опора царского режима, а их было большинство. Тогда у Ленина возникла идея оторвать крестьян от власти, переманить на сторону революции. Он придумал концепцию союза рабочего класса с беднейшим крестьянством. Это позволяло надеяться на победу социалистической революции даже в крестьянской стране.

Крестьяне действительно стали движущей силой революционных событий 1917 года. Однако они следовали не столько за партией Ленина, сколько своим собственным курсом. Им нужна была земля, и они ее получили, заставив Ленина изменить собственную программу, которая предусматривала огосударствление экономики. А когда в годы Гражданской войны большевики пытались забрать у крестьян столь необходимый им хлеб и поставить крестьян под ружье, те отвечали вооруженным сопротивлением.

Впрочем, так же относились они и к противникам большевиков. После окончательного утверждения у власти большевики постоянно вели с крестьянством борьбу за хлеб. Встал вопрос, что делать. Многие в партии считали, что действовать нужно осторожно: наладить с крестьянами торговлю. В ответ они будут заинтересованы в увеличении производства. Это называлось новой экономической политикой. Это был сложный путь, но, как считают многие ученые, более эффективный и разумный.

Сталин в конце 1920-х годов предложил и осуществил свою программу — ликвидировал крестьян как традиционный класс, собрал (точнее, согнал) их в колхозы, лишил собственности и сделал наемными работниками государства. Так что в общем виде мы можем сказать, что не просто попытка, а реальное уничтожение традиционного крестьянства и было целью коллективизации, что и предопределило ее чрезвычайную жестокость.

В первые годы Сталина у власти заграничные социалисты и белые эмигранты часто упрекали его в отсутствии идеологии, в фордизме и тейлоризме. Справедливо ли это?

Конечно, о Сталине и его политике писали разное, в том можно найти и оценки, о которых вы говорите. Действительно, в годы первой пятилетки в СССР наблюдалось увлечение технократическими идеями. США воспринимались как образец индустриального развития, который нужно очистить от капиталистических отношений и перенести на советскую почву.

Иначе говоря, в соответствии с марксистскими представлениями считали, что социализм воспользуется техническими достижениями капитализма и откроет небывалые возможности для их дальнейшего развития. Так что эта была скорее смесь увлечений фордизмом и тейлоризмом с советской идеологией.

Другое дело, что такие примитивные расчеты оказались неверными. Для освоения станков и оборудования, приобретенного в огромных количествах на Западе, требовался не энтузиазм, а вполне буржуазные знания и опыт управления. В последующие десятилетия советская экономика постоянно страдала от несовместимости целей экономической эффективности и технического прогресса и идеологических антирыночных приоритетов, подозрительности к частной инициативе.

Большой террор чаще всего ассоциируется с репрессиями в отношении интеллигенции и старых большевиков. Но в то же время большинство репрессированных составили именно рабочие и крестьяне, рядовые интеллигенты. Какая политическая или экономическая мотивация была в их репрессировании?

Да, жертвами репрессий, в том числе в 1937-1938 годах, который мы часто называем большим террором, были в основном простые люди. Номенклатура составляла незначительную их часть.

Существуют разные точки зрения на причины террора. С одной стороны, он был необходимым методом управления в условиях диктатуры. Но с другой — почему он временами приобретал такой огромный размах, как в 1937-1938 годах, а в другие периоды был на определенном «обычном» уровне? У нас широко распространены разные экзотические объяснения причин террора. Пишут, что все эти миллионы были реальными врагами, а поэтому их нужно было уничтожить. Это неправда. Пишут, что Сталина заставили организовать террор злонамеренные бюрократы, которые боялись выборов, намеченных на 1937 год. Никаких реальных доказательств таких теорий нет. Их авторы просто хотят вывести Сталина из-под удара, обелить его, придумывая нелепые версии.

В научной историографии в результате многолетней работы с огромным количеством документов зафиксированы несколько неоспоримых фактов. Первый — террор имел в основном жестко централизованный характер, то есть проводился по приказам из Москвы в виде так называемых массовых операций НКВД. Составлялись планы на аресты и расстрелы по областям, велся учет выполнения этих планов.

Мотивы? Наиболее убедительной и подкрепленной документами, на мой взгляд, является версия сталинской превентивной чистки страны от пятой колонны в условиях обострения военной угрозы. Но здесь нужно понимать важный факт: арестованные и расстрелянные люди в подавляющем большинстве не были реальными врагами не только своей страны, но даже сталинского режима. Это Сталин считал их врагами, а поэтому приказал уничтожить.

С середины 1930-х годов Сталин сделал поворот на Запад и хотел сотрудничать с Францией и Англией, затем заключил договор с Германией. Как он обосновывал идеологически такую политику и как она воспринималась социалистическими силами?

После прихода нацистов к власти в Германии в Европе возникла реальная угроза будущей войны. Гитлер был опасен и для СССР, и для западных демократий. На этой почве в СССР, Франции и Чехословакии, прежде всего, возникло движение к сотрудничеству, к созданию системы коллективной безопасности. СССР вступил в 1934 году в Лигу наций, своеобразный прообраз современной ООН, были заключены разные договоры. Москва нацеливала коммунистические партии Европы на сотрудничество с социал-демократами, которых ранее клеймили наряду с фашистами. Все это сопровождалось также некоторыми позитивными изменениями внутри СССР, так как Сталину было важно показать, насколько сильно советская власть отличается от нацизма, в чем многие в мире сомневались. В общем, это были многообещающие и перспективные перемены. И они воспринимались в целом позитивно.

Однако в силу разных причин этот курс провалился. Вина лежала и на Сталине, и на западных правительствах. Этим воспользовался Гитлер и предложил Сталину дружбу. Сталин в силу разных соображений, о которых историки много спорят, принял это предложение. И здесь, конечно, возникли разные проблемы, в том числе морально-политического свойства. Очень трудно было объяснить, почему с гитлеровской Германией вообще можно сотрудничать. Произошел коренной поворот в идеологической работе, в ориентировках Коминтерна, руководившего компартиями. Эта тема применительно к советскому обществу, кстати, не очень хорошо исследована. Что люди думали о союзе с Германией, как их заставляли думать по-новому и доверять нацистам — все это мы не очень хорошо знаем.

В начале 1940-х годов Сталин совершает поворот к русскости: происходит примирение с православием, обращение к истории и деятелям культуры вроде Пушкина и Суворова, их воспевание. Не значит ли это, что Сталин понял, что без русской имперскости, без опоры на нее у него ничего не выйдет?

Да, такой поворот происходил, и его сейчас достаточно плодотворно исследуют историки. Это была определенная корректировка революционного курса, который предполагал, что история страны начинается именно с революции, что все дореволюционные ценности обречены на отмирание. Жизнь оказалась намного сложнее. Огромная страна не может существовать без глубокой исторической традиции, а люди нуждаются в традиционных ценностях, прежде всего культурных, религиозных. Война, необходимость сплочения нации перед лицом врага сыграли свою важнейшую роль. Именно в годы войны произошло знаменитое «примирение» Сталина с иерархами Русской православной церкви. Свою роль играли и другие факторы, например необходимость считаться с общественным мнением в западных странах-союзницах.

Вместе с тем важно понимать относительность этого поворота. Да, священнослужителей и верующих не подвергали таким ужасным репрессиям, как это было в 1920-1930-е годы, но дискриминация и аресты сохранялись. Такую тенденцию можно проследить по всем направлениям курса возрождения традиций.

Почему после окончания Второй мировой войны Сталин не захотел встраивать СССР в западный мир через реализацию плана Маршалла?

Эта проблема не так хорошо изучена, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, все кажется очевидным: Сталин не собирался попадать в зависимость от Запада, а США намеревались помогать своим союзникам в Европе, но не своим противникам. В общем, это верно. Однако создается впечатление, что и сам Сталин изначально не отрицал какие-то формы помощи, он, например, неоднократно ставил вопрос об американских кредитах. Да и Запад при определенных условиях мог пойти на уступки.

Мне ближе точка зрения тех специалистов, которые считают, что главную роль сыграла взаимная подозрительность, недоверие, опасные действия с обеих сторон. Пользы эта растущая конфронтация никому не принесла. В этом — главный урок.

В послевоенные годы общество ждало от Сталина того самого брежневского застоя, спокойной, сытой жизни. Но вождь решил продолжить развитие идей революции. Это было сделано потому, что он боялся разложения своей системы? Таким образом он держался за власть?

В каком-то смысле можно сказать, что общество ждало застоя, если понимать под застоем прекращение репрессий, постепенное улучшение материального уровня жизни, социальных гарантий. Крестьяне, как показывают документы, нередко открыто выражали надежды, что теперь уж распустят колхозы, дадут вздохнуть. Интеллигенция надеялась на ослабление цензуры и так далее. Понять все это несложно. Люди пережили страшную войну, они почувствовали себя победителями и мечтали о лучшей жизни.

Сталинское представление о будущем было иным. С одной стороны, он понимал, что у государства нет ресурсов, чтобы обеспечить потребности населения в полной мере — военная разруха, голод 1946-1947 годов, большие затраты на вооружение (атомный проект), помощь новым союзникам в Восточной Европе давали о себе знать. С другой стороны, Сталин был консерватором и опасался, что любые изменения могут вызвать цепную реакцию нестабильности. Так что он предпочитал ужесточение политики по всем направлениям.

Холодная война в определенной мере тоже способствовала этому. Вновь возникало чувство осажденной крепости. Пережившим страшную войну советским людям было не сложно объяснить, что угроза новой войны требует жертв и затягивания поясов.

Все очень быстро изменилось сразу после смерти Сталина. Его наследники продолжали тратить немало средств на оборону, но увеличили и социальные программы, например строительство жилья, освободили от непомерных налогов крестьян и так далее. Иначе говоря, они продемонстрировали, что действовать можно разными способами, все зависит от политической воли.

Последние годы у Сталина были большие проблемы со здоровьем. Кроме того, многие исследователи посвятили огромное количество времени изучению его психического здоровья. Как влияло все это — его физическое и психическое здоровье — на принятие им решений, на его деятельность?

Очевидно, что влияло. Известный врач Александр Мясников, которого пригласили к умирающему Сталину, писал в мемуарах: «Полагаю, что жестокость и подозрительность Сталина, боязнь врагов, утрата адекватности в оценке людей и событий, крайнее упрямство — все это создал в известной степени атеросклероз мозговых артерий (вернее, эти черты атеросклероз утрировал). Управлял государством, в сущности, больной человек».

В этом и заключается крайняя опасность авторитарных и диктаторских режимов. Десятки миллионов людей становятся заложниками вполне вероятной неадекватности немолодого, больного вождя.

Кого Сталин видел в качестве своего преемника? Каким видел СССР в будущем — условно через 20-30 лет? Верил ли он в победу социализма?

Сталин не только не готовил преемника, но сделал все возможное, чтобы такого преемника не было. Известно, например, что накануне своей смерти он обрушил резкие обвинения на своего ближайшего соратника Вячеслава Молотова, которого в стране и партии как раз и воспринимали как следующего лидера в очереди на власть.

Понять это не сложно. Сталин чрезвычайно подозрительно относился к любым угрозам своей единоличной власти. Он постоянно перетасовывал колоду своих ближайших соратников, подвергал их опалам, а некоторых даже расстрелял.

Накануне своей смерти, обрушившись на старых соратников, он попытался выдвинуть на ведущие позиции новых функционеров. Был создан расширенный Президиум ЦК КПСС, в котором значительное количество мест заняли именно молодые выдвиженцы. Однако достроить эту систему до конца Сталин не успел, так как через полгода умер. А сразу после его смерти старые соратники взяли всю полноту власти в свои руки. Правда, преемником Сталина в буквальном смысле этого слова никто из них не стал.

От единоличной диктатуры произошел возврат к системе коллективного руководства, которая уже существовала в 1920-е и отчасти в начале 1930-х годов. Это была важная политическая предпосылка для относительной демократизации страны и разрушения основных опор сталинской системы.

Насчет представлений Сталина о будущем мы можем судить по его последним работам, в частности по известному циклу статей «Экономические проблемы социализма в СССР». Идеалом он считал общество, основанное на товарообмене, то есть, условно говоря, живущее без денег, управляемое государством, которое все решает, всем управляет и все распределяет. Кто-то назовет это коммунизмом, кто-то — казармой. В любом случае, такое общество нежизнеспособно.

Беседовала Виктория Кузьменко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(283):

1 234 ... +1
9 +10−1Маша Купина11:02:51
10/05/2015
0 +9−9¯\_(ツ)_/¯10:52:35
10/05/2015
Согласен. Куда ведущему российскому историку сталинизма, доктору исторических наук, главному специалисту Государственного архива России и автору работ по советской истории, в том числе недавно вышедшей книги «Сталин. Жизнь одного вождя» до ленточных "экспертов" начитавшихся Старикова.
Боюся представить, что там с ведомыми...
6 +10−4Олег Богданов12:43:27
10/05/2015
2 +24−22¯\_(ツ)_/¯08:59:24
10/05/2015
Никчемный, оказывается, был человечек Сталин.
Дык вопреки же, не благодаря.

Это сейчас гении 25 лет "благодаря" даже близко ничего похожего сделать не могут.

Причем аргументы крутые: ах, вы хотите экономический рост? А может, вы еще и сталинист?????

Да, я хочу экономический рост. Если для этого придется (УЖАС) отправить на йух в отставку всех министров и прикормленных экономических гуру... - ну а честно, кто-то питает иллюзии, что без этого экономический рост в принципе возможен? - И ДАЖЕ посадить их в тюрьму...

А некоторых, вероятно, и расстрелять....


Ну это же явный 37 год будет!!! Потому что ты там украл какую-то фигню - а тебя за шкирку, и в отделение милиции ( то бишь НарКомиссариада внутркнних дел) - зачем украл? Ну раз так - 10 лет. Отдыхай.

Оно кому-то сейчас надо - сталинизм? Да Б-же упаси.
6 +11−5Ilya Oslopovskikh11:38:04
10/05/2015
0 +9−9¯\_(ツ)_/¯10:52:35
10/05/2015
Согласен. Куда ведущему российскому историку сталинизма, доктору исторических наук, главному специалисту Государственного архива России и автору работ по советской истории, в том числе недавно вышедшей книги «Сталин. Жизнь одного вождя» до ленточных "экспертов" начитавшихся Старикова.
Я не услышал в статье ничего, что бы не слышал 20 лет назад. Ведущий российский историк сталинизма, доктор исторических наук, главный специалист Госархива России и автор работ по советской истории мог бы поуважительнее отнестись к читательской аудитории и не пичкать нас замшелыми и откровенно однобокими суждениями времен начала перестройки.
6 +7−1Андрей К10:47:56
10/05/2015
0 +1−1Андрей К10:45:48
10/05/2015
Гуськом пошли "мягкие" разоблачители Сталина
«Ведущий российский историк сталинизма», — характеризует его Глеб Павловский. Диагноз историку.
6 +10−4Ilya Oslopovskikh10:21:07
10/05/2015
Интервью ни о чём. "Разные причины", "различные соображения" - серьезного анализа нет. Очень схематичное и дилетантское изложение даже для формата статьи. Похоже на посредственные учебники истории последнего времени. Незачет.
6 +12−6PooKer08:59:43
10/05/2015
вот уж не думал, что доживу до того времени когда на ленте через одну вот такой пздц начнут печатать
5 +5−0Синее Небо23:11:13
10/05/2015
Численность русского народа в России:
1896 - 55,6 млн.
1926 - 74,1 млн.
1939 - 90,3 млн.
1959 - 97,8 млн.
1970 - 107,7млн.
1979 - 113,5 млн.
1989 - 119,8 млн.
2002 - 115,9 млн.
2010 - 111,0 млн.
Ссылка на ru.wikipedia.org

Кто то называет правление Сталина трагедией, однако для русского народа это был единственный в истории период после начала оккупации поганой библейской религией, достойный называться "великим".
Геноцид против русского народа совершают только выродки триколора - потомки власовцев, предателей и воров вроде Путина и его тупорылых выродков-поклонников. Подлежащих неизбежному трибналу вроде нюрбергского за свои преступления против русского народа, вывоз богатств России, массовые грабежи, убийства и внедрение поганой идеологии власовцев, криминала, православия и его жидовского ростовщичества, как единственной культуры России.
5 +8−3Маршалл Жуков18:10:04
10/05/2015
-7 +8−15alcel2409:50:24
10/05/2015
Хорошая статья. Радует что в исторической науке есть ещё адекватные люди...
Аффтар вообще не знаком с матчастью. Стыдно таких называть историками. Так, сосун грантов.
5 +6−1Сергей Алексеев14:34:40
10/05/2015
-1 +5−6Alexander Rokov14:27:53
10/05/2015
О да, не будь Сталина и социализма, 293 миллиона человек проиграли бы 76 миллионам людей и немцы оккупировали бы на веки вечные 22 миллиона квадратных километров территории бывшего СССР.

Поверить в это может только шизофреник.

Вообще, любое достижение общества времён СССР - достижение социалистической системы. В царской России или в некой теоретической демократической России того времени никаких достижений не было бы. Все резко поглупели бы, разучились бы воевать и т.д.
В 1905 году Россия умудрилась проиграть Японии, если опять забыли.
5 +9−4Анна Дешкович14:03:30
10/05/2015
1 +9−8Маша Купина09:51:47
10/05/2015
Автор хоть на графики урожайности глядел?
Картинка на i0.wp.com

Судя по ним, коллективизацией была попытка принудительной индустриализации крестьянства ( остальная промышленность, кстати, тоже индустриализировалась не поступательно и не очень добровольно), а не мифическим и не понятно зачем нужным сломом хребта (чего жрать то, если сломать крестьянина?).
И судя по тем самым графикам вполне успешной попыткой, что показывает и рост урожаев, и урожайности с 32 года, сменившийся резким и глубоким падением лишь с началом террора в 1937.
Если вы хотите увидеть, что такое "сломать хребет" крестьянству, то вам стоит съездить в деревню. Не готова отвечать за то, что в деталях имел в виду эксперт, но результаты "слома" на лицо. Немалая доля крестьян нашей (моей) деревни была в начале прошлого века инициативными, мотивированными хозяевами своего очень мелкого "бизнеса" (бабка приводила десятки примеров удачливых и зажиточных мужиков). Все, что они хотели - больше земли и возможности для развития. Именно Сталин начал процесс индустриализации, т.е. превращения их из хозяев-капиталистов в наемных сельхозрабочих. Когда мужиков-хозяев согнали в колхоз, именно они давали те дивные результаты, которые вам так нравятся. А вот следующее поколение стало иным. Трудно объяснить разницу между моим дедом и отцом, но она очевидна. Дед был большаком, хозяином. Отец даже сортир отремонтировать не в состоянии. Может, мой отец исключение? Таки нет. В начале 90-х власти предлагали землю, много земли. В трех окрестных сельсоветах нашелся только один "большак", он стал фермером. Остальные смиренно ждали развала колхозов и спивались. Этот фермер сейчас - единственный работодатель на всю округу, ему чуть ли не в пояс кланяются. А потом в след плюют. Потому как эксплуататор и кулак. Именно это и есть тот "слом хребта", который начал Сталин, а завершили его последователи. В Российской империи крестьян было большинство. В Российской Федерации их почти не осталось - есть только сельские жители.
5 +12−7Маша Купина12:48:03
10/05/2015
2 +17−15Ilya Oslopovskikh11:34:50
10/05/2015
Фатеева, Ахеджакова... Вдруг прозрели бабули. Они могут сколько угодно брызгать старческой слюной. Их мнение - это их мнение. Вот только не стоило бы им столь рьяно называть несогласных с их взглядами фашистами, быдлом и пр. Это болезнь наших "демократов", которые за любое инакомыслие глотку готовы перегрызть оппоненту. Вот такой перевертыш получается, "загогулина" по-ихнему, по-ельцински.
//Фатеева, Ахеджакова... Вдруг прозрели бабули//

Они просто дети своего времени. Когда в 1956 Хрущев зачитал пресловутый доклад «О культе личности и его последствиях», Фатеевой было 22, Ахеджаковой - 18, в юные годы всё новое и необычное воспринимается с восторгом и впитывается жадно, тем паче что была развернута полномасштабная пропаганда по борьбе с тем самым "Культом" Сталина (по факту - очернительная пропаганда, безотносительно её ложности или правдивости).
Как пропаганда влияет на юные организмы, надеюсь объяснять не нужно? К тому-же, в отличие от прошедших через горнила пропаганды в перестройку и начало 90х, та волна пропагандистского заряда была подкреплена позитивными результатами развития страны при Хрущеве. Впереди было много новых побед, бурный рост и т.д. и т.п.
5 +7−2Ilya Oslopovskikh12:03:56
10/05/2015
-5 +4−9¯\_(ツ)_/¯12:00:45
10/05/2015
Буду рад почитать статью авторитетного ученого на тему, какой сталин был хороший, а то, что он убил 700 000 граждан - придумали пиндосы.
Что-то я в этом сомневаюсь. Как Вам уже сказали выше, Сталин был разный. Но автору - доктору наук - до этого дела нет. Или он считает, что читателю до этого нет дела. Схавает все.
5 +8−3Ron Warshawsky10:45:48
10/05/2015
К чему публиковать дилетантский и непрофессиональный материал?
5 +9−4Olga Tkach10:24:43
10/05/2015
Такому "историку" даже начальный курс истории в школе доверять нельзя.
Макулатурщик, психологизатор истории.
И вряд ли он бесплатно эту русофобскую точку зрения озвучил.
Китай идет именно дорогой, которую начал Сталин и с которой нас увели хрущевцы и прочие посредственности, заканчивая эльциным и горби.
И где сейчас полуфеодальный Китай? И где бы мы могли быть?
Если проводить экстраполяцию статистики 52-53 гг с сохранением тенденций, то к 1975 году СССР становилась первой экономикой земли.
Тошнит от этих лжеученых, их рассуждениях о происхождении человека, татаро-монгольском якобы иге и демонизации успешного конкурента англо-американо-иудейскому миропорядку - ИВС.
5 +22−17Титов Вячеслав09:23:43
10/05/2015
1 +24−23¯\_(ツ)_/¯08:59:43
10/05/2015
К тому же, маньяк-психопат.
Маньяк-психопат первый строчит комменты в воскресенье
4 +4−0A Ad20:30:37
10/05/2015
-4 +1−5Маршалл Жуков18:08:31
10/05/2015
С бабуинами вроде тебя и Васи коммунизм не возможен. Перестрелять таких бабуинов - и станет возможен. Таких как вы не так много на самом деле, процентов 10 в развитом обществе.
Ни логики, ни грамматики - с такими не то что коммунизм, цивилизованной страны не построишь.
4 +6−2John Bandersky20:14:18
10/05/2015
Этот дурак и невежда, оказывается, "ведущий специалист по Сталину"? Редакция, не шутите так жестоко. А то ведь люди могут поверить и решать что в России кроме идиотов стараниями ельцыноидов и людей-то не осталось.
4 +5−1Regnarek Blow20:10:37
10/05/2015
-2 +2−4Satiricon Bogdanovich18:13:19
10/05/2015
on ubil bolshe vsevo russkih chem kto libo, a oni evo bogotvoryat. ebanutiye!
ebanutiye это те, кто свалил за границу и оттуда пишет нам, как правильно жить.
4 +4−0Regnarek Blow19:35:16
10/05/2015
Смешались в кучу кони, люди. Понимаю, что ссылаться на пруфы в интервью не принято, но уж больно альтернативный взгляд на историю. Всегда с сомнением отношусь к утверждениям, начинающихся с фразы "На самом деле...". Но не это беспокоит, этот гражданин главный специалист Государственного архива Российской Федерации, а вещает он своё ИМХО и это печально.
4 +7−3Маша Купина15:22:49
10/05/2015
1 +4−3Konstantin Kolos15:04:04
10/05/2015
Совершенно правильные вопросы, только вы не их должны смущаться а ответов на них. Всё довольно подробно задокументировано и поверьте власть ему досталась не в результате его "гениальных многоходовок" а лишь путем физического устранение всякого инакомыслия.


Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК КПСС было расстреляно 89. Из 1966 делегатов XVII съезда было репрессировано 1108 человек, из них расстреляно 848.
И как он устранял инакомыслие, если и коллегиальная власть и силовые структуры были, в том числе, и в руках инакомыслящих и его конкурентов? Он их собственноручно по одному что ли в подворотнях Кремля резал?
Почему все партийные разборки вешаются на недалёкого (не только по вашим словам, а по мнению всей мэйнстримовой историографии) клерка?
Не нужно общих цифр, вы лучше механизм опишите, как всё это происходило? Я вот этого не понимаю, не складывается у меня пазл полной картинки, потому и очень сомневаюсь в наличии оснований для его демонизации.
Тут скорее просматривается спихивание коллективной ответственности на безответного помершего, и низвержение с пьедестала культа одной личности с целью возложить туды свою.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь