Взять на абордаж

09:28 29/04/2015 Интернет и СМИ
Взять на абордаж
У западных правообладателей есть российские представители.

С 1 мая вступают в силу поправки к нашумевшему антипиратскому закону, принятому еще в августе 2013 года. Действие закона теперь распространяется на все объекты авторского права (кроме фотографий), а его злостных нарушителей отныне можно заблокировать навсегда. «Лента.ру» попыталась разобраться в ситуации и понять, так ли страшны для заядлых пиратов эти поправки и как изменится ландшафт легального/нелегального контента в ближайшем будущем.

Что будет после 1 мая

В ноябре прошлого года президент России Владимир Путин подписал поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», расширившие его действие, помимо видеопродукции, на книги, музыку, игры и программное обеспечение. Единственным исключением остались фотографии.

Закон в обновленном виде предписывает всем владельцам сайтов разместить на своем ресурсе контактную информацию (информацию о наименовании, месте нахождения и адресе, а также адресе электронной почты) для того, чтобы правообладатели и соответствующие ведомства могли в досудебном порядке потребовать удалить или заблокировать страницу с пиратским материалом. Владелец сайта обязан выполнить это требование в течение одного дня с момента, как на указанный адрес поступило соответствующее уведомление. В противном случае Роскомнадзор вправе потребовать от провайдеров в течение трех рабочих дней заблокировать доступ к такому ресурсу. При этом если у оператора связи нет возможности, например по техническим причинам, ограничить доступ именно к противоправной информации, то, как гласит закон, он «обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу» полностью.

Разбирательство может дойти и до суда. Потенциальные истцы, где бы они ни находились, должны обращаться с жалобой в Мосгорсуд (с документами, подтверждающими их авторские или лицензионные права на данный контент). Если суд занял сторону правообладателя, то Роскомнадзор также потребует от провайдеров ограничения доступа к ресурсу в течение суток после вступления в силу решения о судебной блокировке. Если же истец выигрывает два дела против одного и того же сайта, то при третьем разбирательстве суд может вынести постановление об ограничении доступа к ресурсу навсегда.

Сведения о сайтах, доступ к которым ограничен на основании решения Мосгорсуда, будет размещаться на официальном портале Роскомнадзора.

Как прокомментировал «Ленте.ру» пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский, иностранные ресурсы, осуществляющие свою деятельность на территории России, тоже подпадают под действие обновленного закона.

Пираты сдаются?

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео», объединяющей онлайн-кинотеатры, Алексей Бырдин рассказал «Ленте.ру», что пиратские сайты начали сотрудничать с правообладателями, опасаясь пожизненной блокировки. Так, по его словам, Российская антипиратская организация (РАПО, контролирующая контент Paramount Pictures Corp., Warner Bros. Entertainment, Sony Pictures и проч.), Вебконтроль (отслеживает пиратские копии фильмов в интернете) и Group-IB (расследование компьютерных преступлений) получили уже десятки писем с «капитуляцией» от различных пиратских ресурсов, включая крупнейшие. Сам Бырдин привел в пример kinozal.tv.

Однако того, что многие владельцы сайтов пошли на сделки с правообладателями, мало.

«Пираты не зря видят в законе реальную угрозу, но хотелось бы донести до них важный тезис: капитуляция может быть только полной и безоговорочной. Декоративные меры не сработают: удалив 10 процентов или даже 50 процентов контрафактного контента, нелегальный ресурс не избежит судебного преследования», — говорит Бырдин. По его мнению, с учетом «чудовищного уровня пиратства» новые поправки, дающие больше инструментов правообладателям, включая окончательную блокировку, будут использованы «на полную мощь».

Любимый ресурс пиратов «ВКонтакте» под угрозой?

Юзеры в панике. На этой неделе в рунете и СМИ распространилась информация о том, что из крупнейшей российской соцсети «ВКонтакте» исчезнут музыка и видео. На что сама компания мгновенно отреагировала, успокоив пользователей. «Музыка ни после 1 мая, ни потом из "ВКонтакте" никуда не денется. Она также не станет платной», — сообщил пресс-секретарь соцсети Георгий Лобушкин.

«ВКонтакте», которая, согласно Торговому представительству США, входит в перечень крупнейших пиратских ресурсов в мире, изменения в связи с нововведениями комментирует неохотно, представляя лишь стандартные комментарии. «Поправки к закону не повлияют на нашу работу, потому что "ВКонтакте" — не пиратский сайт. Весь контент, на который возникают претензии правообладателей, удаляется нашими модераторами», — заявил «Ленте.ру» Лобушкин.

На вопрос о том, как соцсеть справится с нагрузкой от потока заявлений от правообладателей, и на просьбу назвать число модераторов, представитель компании не ответил и отказался от дальнейших комментариев.

Пока компании удавалось выигрывать дела, ссылаясь на то, что «ВКонтакте» — лишь информационный посредник, и материалы публикует не соцсеть, а ее пользователи, за чьи действия она не отвечает.

При этом торрент-сайты, тоже считающие себя лишь посредниками, уже неоднократно блокировались в соответствии с законом 2013 года. Как пояснил «Ленте.ру» Ампелонский, торрент-трекеры также подпадают под действие новых поправок.

Другая российская соцсеть «Одноклассники» (принадлежит корпорации Mail.ru Group) отказалась от комментариев «Ленте.ру». И сама корпорация Mail.ru, чей плеер, в частности встраиваемый плеер соцсети «Мой мир», пираты активно используют для загрузки нелегального контента, не прокомментировали ситуацию.

Легальные онлайн-сервисы оптимистичны

По мнению интернет-площадок с легальным контентом, ужесточение антипиратских норм поможет их бизнесу.

«Нам кажется, что после 1 мая посещаемость Rutube вырастет. Не исключаем, что антипиратские меры увеличат количество просмотров на 70-80 процентов», — отметила «Ленте.ру» генеральный директор видеохостинга Rutube и онлайн-кинотеатра Now Елена Сахарова.

Но и угроза пожизненной блокировки сайта не даст окончательной победы над пиратством, утверждает она. По ее словам, пираты станут, скорее всего, «охотнее договариваться с видеосервисами».

Заметный рост легальных площадок прогнозируют и в онлайн-кинотеатре Tvzavr. Марина Сурыгина, директор по развитию бизнеса компании, рассказала «Ленте.ру», что поправки к антипиратскому закону могут утроить количество посетителей сервиса с мобильных устройств и через веб. «Уже в течение месяца мы увидим динамику», — уверена она.

Аналогичная ситуация, по мнению представителей бизнеса, и с музыкой.

«Отключение или существенные ограничения функции прослушивания музыки на крупнейших нелицензионных ресурсах приведет к тому, что аудитория легальных музыкальных сервисов к концу года вырастет в 3-5 раз», — отметили в пресс-службе музыкального стримингового сервиса Zvooq.

Россия входит в первую десятку стран по уровню потребления онлайн-музыки, и 8 из 10 прослушиваемых в рунете треков приходятся на нелицензионные источники. Из-за чего по уровню монетизации онлайн-дистрибуции музыки Россия не входит даже в топ-30, говорится в сообщении сервиса.

Оптимальное решение по взаимодействию онлайн-площадок с пиратскими порталами Сахарова видит в предоставлении контента видеосервисам по модели разделения доходов с заменой нелегального контента на легальный (например, встраиванием плееров онлайн-кинотеатров на пиратские сайты). «В итоге все еще и заработают — больше просмотров, больше показов рекламы, выше монетизация», — отмечает она.

С этим согласен и Бырдин, но добавляет, что немалую роль в решении проблемы пиратства могли бы сыграть поисковики, в частности «Яндекс». Например, убрав из поисковой выдачи ссылки на ресурсы с нелегальным контентом, что, например, уже делает Google — заменяет ссылку на пиратский ресурс заглушкой о том, что информация удалена по просьбе правообладателя.

«Заблокировав или дискриминировав содержащие пиратский контент ссылки, "Яндекс" мог бы существенно изменить картину потребления кино и сериалов в рунете. Это касается как поиска, так и сервиса "Яндекс.Видео". Поразительно, что, являясь примером индустриального решения в музыкальной среде со своим сервисом "Яндекс.Музыка", российский интернет-гигант совершенно иначе ведет себя относительно видео-контента», — заметил он «Ленте.ру».

Под раздачу попадут невиновные

В том, что угроза пожизненной блокировки действительно поможет победить пиратство, эксперты сомневаются.

«Вечная блокировка — это инструмент, который дает правообладателям чересчур большую власть над сайтами. Заядлых пиратов это не заденет. Откровенно говоря, пиратские сайты продолжат играть в кошки-мышки, например, переедут на другой адрес», — сказал «Ленте.ру» Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, куда входят крупнейшие IT-компании рунета).

Опрошенные «Лентой.ру» эксперты сходятся во мнении, что под действие закона подпадут невиновные сайты и сами пользователи.

«Одна из причин ошибочных блокировок — возможность блокирования сайта по IP, а не по URL. Как результат — под раздачу может попасть сразу несколько вполне приличных сайтов. С другой стороны, IP можно поменять даже в пределах одного и того же хостинга, а вот с URL уже сложнее», — отметил Казарян.

Ему вторит и эксперт по проблемам авторских прав в цифровую эпоху, юрист Роскомсвободы (проект по защите цифровых прав) Саркис Дарбинян: 97 процентов сайтов, а это более 2000 ресурсов, были заблокированы неправомерно, волей случая оказавшись на одном IP-адресе вместе с теми, которые действительно содержали нелегальный контент, рассказал он «Ленте.ру».

При этом при подаче иска в суд за незаконную блокировку такие сайты дела проигрывали, поскольку в силу технических возможностей провайдеры не могут разблокировать конкретный IP, при этом не разблокировав вместе с законопослушными ресурсами и сайты с запрещенным контентом, поясняет эксперт.

Ужесточение законодательства не искоренит пиратство. По словам Дарбиняна, «те, кто хотел качать нелегальный контент, так и будут его качать». «Пользователи сейчас все более технически подкованы, они знают о существовании различных плагинов и таких инструментов, как Tor и VPN», — отмечает он.

Павел Рассудов, официальный представитель Пиратской партии России, также согласен с тем, что пострадают не те ресурсы. Кроме того, считает он, под угрозой и пользовательские сайты — размещенная ссылка на нелегальный фильм может послужить поводом к судебному разбирательству со стороны правообладателя.

Эксперт отметил «Ленте.ру», что ситуация с крупными ресурсами, такими как «ВКонтакте» и «Википедия», все же не будет такой острой. «После смены руководства "ВКонтакте" (после ухода Павла Дурова и поглощении Mail.ru Group —прим. «Ленты.ру») компания изменила свою политику и идет навстречу правообладателям, удаляя противоправный контент. Думаю, что "ВКонтакте" и "Википедия" разберутся, и их полной блокировки не допустят, так как в противном случае России грозит превращение в Иран или Северную Корею», — констатирует он.

Ирина Ли

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(80):

13 +13−0Lemmy Lemmy10:35:19
29/04/2015
4 +7−3Екатерина Кропивницкая10:34:24
29/04/2015
Так и вижу очередь из западных правообладателей в мосгорсуд.
У западных правообладателей есть российские представители.
12 +13−1Alex Kor10:37:40
29/04/2015
Если будут блочить фильмы Михалкова и песни Киркорова, то это мало кого затронет. Если иностранные фильмы и музыку, то тогда вопрос - почему отечественных законодателей так волнует прибыль компаний из США и ЕС? (:wonder:)
11 +11−0Виталий Филиппов12:18:44
29/04/2015
А Алексей Бырдин пусть хоть в жопу долбится - никогда он нелицензионное копирование не победит.

Собственно, это же ясно с первого дня, когда стали вводить ограничения копирования - они неестественны и потому бессмысленны. Это, например, один из аргументов за свободное ПО, GNU/Linux и т.п. - чтобы вообще не связываться с этими дебилами-копирастами.

А влажные мечты Rutube по поводу возрастания просмотров на 80-90% я вообще не понимаю. У них сервис - говно и контент - говно. Что там смотреть-то?
11 +11−0Сергей Дроздов11:54:35
29/04/2015
11 +11−0Derden Trent11:46:57
29/04/2015
Как можно в условиях санкций и ухудшения уровня жизни поддерживать западных копирастов законами и лишать населения доступа к контенту. В думе одни национал-предатели - налоговые платежи от копирастов составляют значительную часть в бюджете США, следовательно принимая такие законы дума способствует росту экономики США и агрессии против РФ.
В Госдуме здравомыслящих людей не более 10%.
11 +11−0Derden Trent11:46:57
29/04/2015
Как можно в условиях санкций и ухудшения уровня жизни поддерживать западных копирастов законами и лишать населения доступа к контенту. В думе одни национал-предатели - налоговые платежи от копирастов составляют значительную часть в бюджете США, следовательно принимая такие законы дума способствует росту экономики США и агрессии против РФ.
11 +11−0Jerzy11:27:30
29/04/2015
«Отключение или существенные ограничения функции прослушивания музыки на крупнейших нелицензионных ресурсах приведет к тому, что аудитория легальных музыкальных сервисов к концу года вырастет в 3-5 раз»

ХАХАХАХАХАХАХАХАХА.
Дурачки, считающие, что если нелегальное станет недоступным - все, кто им пользовался, начнут платить
9 +9−0Виталий Филиппов12:12:06
29/04/2015
11 +11−0Derden Trent11:46:57
29/04/2015
Как можно в условиях санкций и ухудшения уровня жизни поддерживать западных копирастов законами и лишать населения доступа к контенту. В думе одни национал-предатели - налоговые платежи от копирастов составляют значительную часть в бюджете США, следовательно принимая такие законы дума способствует росту экономики США и агрессии против РФ.
Во-во. Никогда не понимал - вот борются наши за свой "особый путь", так ведь хоть бы хорошее что-то делали - например, запретили бы копирастию на хрен, сказали бы что у нас все качают и это нормально и так должно быть, всё равно страдает Голливуд. Был бы вполне себе "особый путь".
8 +8−0Ярослав Винницкий12:23:54
29/04/2015
11 +11−0Виталий Филиппов12:18:44
29/04/2015
А Алексей Бырдин пусть хоть в жопу долбится - никогда он нелицензионное копирование не победит.

Собственно, это же ясно с первого дня, когда стали вводить ограничения копирования - они неестественны и потому бессмысленны. Это, например, один из аргументов за свободное ПО, GNU/Linux и т.п. - чтобы вообще не связываться с этими дебилами-копирастами.

А влажные мечты Rutube по поводу возрастания просмотров на 80-90% я вообще не понимаю. У них сервис - говно и контент - говно. Что там смотреть-то?
По поводу Rutube вот уж действительно сервис говно! Пиарятся они своими мечтами. Смотрят видимо только сотрудники Rutube)
6 +6−0Алексей Соколов15:06:41
29/04/2015
11 +11−0Jerzy11:27:30
29/04/2015
«Отключение или существенные ограничения функции прослушивания музыки на крупнейших нелицензионных ресурсах приведет к тому, что аудитория легальных музыкальных сервисов к концу года вырастет в 3-5 раз»

ХАХАХАХАХАХАХАХАХА.
Дурачки, считающие, что если нелегальное станет недоступным - все, кто им пользовался, начнут платить
Тут вникнуть надо. Первая ошибка - нельзя советское наследие отдавать "правообладателям" - это общенародное. Иное решение преступление и прямое оскорбление народа. Это уже делает закон не легитимным и остальной трёп и репрессии вредительством. Да, смена политической системы в стране создала правовой прецедент. Но тупо его не видеть нельзя. Можно и нужно думать о поддержке ещё живущих авторов Советской Эпохи. Но надо понимать, что мы не настолько богаты, чтобы просто так драть деньги с народа на прокорм наследных иждивенцев и "правообладателей". Во вторых - нормально обеспеченный человек покупает фирменное по своей воле - это просто приятно. Заставить покупать малообеспеченного человека силой невозможно. Нет ничего страшного, если он посмотрит-послушает в инете. В третьих - за авторское право надо отвечать. А это значит за непотребное творчество надо жестко наказывать (если наказываем за пиратство). За ресторанно-тюремную музыку с авторов драть акцызы, а большинство "произведений" вообще вывести из под авторского права, ибо оно дешевая, одноразовая ремеслуха.
6 +7−1Алексей Соколов12:18:35
29/04/2015
Грустно. Зачем Русским кина и песни - пусть водку жрут. Не верю, что власть не понимает вредительскую сущность антипиратского законодательства в нашей, пока небогатой стране. Итог - радость врагов, по поводу вытеснения национальной культуры англо-саксонской жвачкой и презрение Русского народа к правящей власти. Не надо предательства - срочно нужен мораторий на подобные законы. Дайте народу хоть эту малость или через 20 лет мы потеряем собственную культуру, её просто забудут. Алексей Соколов. Председатель 124 клуба Московской секции филофонистов. Увы, уже не существующей.
5 +5−0Ламер Ламеровский12:25:30
30/04/2015
Если это заработает, результат будет следующим: Общее снижение интернет трафика на 30-50%, снижение доходов с рекламы в интернете 20-30%, переход на более дешевые тарифы "за ненадобностью" 10-15% пользователей. Увеличение клубных порталов с закрытым входом, подавляющее большинство пользователей осваивает анонимные прокси и браузеры. Платные ресурсы вначале получат прибыль порядка 10% годовых, после чего уйдут в минус - народ тупо даже знать не будет чего качать и каналы будут уже не те, т.к. сменят тарифы. Провайдеры взвоют и взвинтят цены за интернет, пытаясь компенсировать убытки за счет оставшихся тарифов. Пользователь снизит потребление ещё немного. Посещаемость кинотеатров резко упадет, российское кино уйдет в минус и умрет наконец-то навсегда. Примерно такой прогноз :)
5 +5−0Valera Spirin14:51:03
29/04/2015
В бюджете нет денег вот и устравают поборы.лучше бы задумались об эффективности политической системы и распределении средств в ней !Нищие люди должны забирать деньги у своих детей и отдавать их многочисленным посредникам-паразитам.
5 +5−0John Smith13:25:17
29/04/2015
Дарбинян прав абсолютно. Меры смешные. Даже в Китае подобные плохо работают, а у нас пока ещё даже не тоталитаризм!
Пиратство не абсолютно. Зачем делать из него проблему? Неужели люди отнимают у копирастов последнюю краюху хлеба? И вообще наши пираты - самые доблестные пираты в мире, а те кто сдаются - предатели.
Все эти законы лоббируют те, у кого на это есть деньги. Дума лишь продемонстрирует свою импотенцию, приняв закон, который мало кто будет соблюдать.
И вообще, по-моему никто не пользуется платными онлайн кинотеатрами. Зачем платить за то, что можно посмотреть бесплатно? Люди готовы платить за реальный кинотеатр, и это того стоит: это и звук, и большой экран!
5 +6−1Икабод Крейн12:31:58
29/04/2015
России грозит превращение в Иран или Северную Корею», — констатирует он.
так они этого и добиваются целенаправленно, это еще один законный способ блокировки сайтов, за неугодные высказывания против власть держащих.
5 +5−0Франческо Иглессиас11:20:13
29/04/2015
1 +6−5Екатерина Кропивницкая10:28:46
29/04/2015
Как я понимаю, все эти ограничения затронут только российский контент? Тогда не жалко. Это все равно смотреть и слушать невозможно в основной массе.
А старый добрый DC++ уже не канает? Всё будет! Мы не победимы.
5 +5−0Владимир Косарев10:42:51
29/04/2015
Отменить этот ублюдский "Антипиратский закон' на хер!
4 +4−0Дмитрий Смирнов19:57:53
29/04/2015
1 +3−2KA LII15:27:30
29/04/2015
Даже там нет таких тупых якобы антипиратских законов как в России. Нет копирастного фашизма как у нас.
всё ещё впереди, изучайте договор евроassоциации
4 +4−0Jerzy11:26:55
29/04/2015
4 +7−3Екатерина Кропивницкая10:34:24
29/04/2015
Так и вижу очередь из западных правообладателей в мосгорсуд.
у них есть дочки в России и дистрибьюторы разные
4 +4−0Vasiliy Popov11:18:28
29/04/2015
В Википедии противоправного контента нет в этой части, во всяком случае количество его сведено к минимуму и с этим постоянно ведётся работа.
4 +6−2Lemmy Lemmy10:39:27
29/04/2015
12 +13−1Alex Kor10:37:40
29/04/2015
Если будут блочить фильмы Михалкова и песни Киркорова, то это мало кого затронет. Если иностранные фильмы и музыку, то тогда вопрос - почему отечественных законодателей так волнует прибыль компаний из США и ЕС? (:wonder:)
Потому что российские прокатчики получают с этих фильмов основную прибыль. Насчет музыки - ХЗ.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь