Цена слова

12:27 27/04/2015 Бывший СССР
Цена слова
Автор - блестящий политолог и аналитик. А также - философ, что само по себе не предполагает веселых танцев и песнопений.

На прошлой неделе один из депутатов Верховной Рады задал премьер-министру Арсению Яценюку вопрос о том, когда тот намерен подать в отставку, а бывший посол США в России Майкл Макфол дал ряд примечательных советов Украине и России. Что общего между двумя этими событиями?

Ответ Арсения Яценюка о возможности своей отставки состоял из двух частей. В первой части, довольно шаблонной и выдержанной в иронично-патетической форме, премьер заявил, что «никто не собьет меня с избранного пути», «я взял на себя ответственность» и так далее. Во второй же части своего ответа, короткой, но еще более выразительной, интересующегося датой его отставки депутата Арсений Яценюк фактически послал куда подальше.

Думаю, что Яценюк погорячился, демонстрируя свою веру в то, что никто его с избранного пути не собьет. Еще как собьют! Причем для Яценюка в высшей степени желательно, чтобы «сбили» его именно те, кто его на этот путь и благословил, а не возмущенные его политикой митингующие с мусорным контейнером, куда теперь на Украине сажают всех подвернувшихся под руку отставных чиновников.

Напомню, что на премьерский путь Яценюка благословила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, в широко известном телефонном разговоре с американским послом Джеффри Пайеттом. Впрочем, тот разговор прославился не тем, как Виктория Нуланд рулит назначениями в пост-майданное украинское правительство — и без того всем было понятно, кто и чем у нас, на Украине, рулит. Разговор Нуланд и Пайета стал хитом интернета благодаря смачному посланию Викторией Нуланд Европейского союза по известному адресу. После чего ей пришлось даже извиняться. Но, как говорится, «осадок остался».

Высокомерное отношение американского истеблишмента к Европе — не новость. Тут можно вспомнить известные слова Генри Киссинджера о том, что он «не знает, как позвонить в Европейский союз». Еще на ум приходит характерное название статьи влиятельного американского историка и интеллектуала, «неокона» Роберта Кагана: «США знают, чего хотят, а Европа — нет».

В книге «Сила и слабость» (2003) Роберт Каган конкретизировал свою мысль. «Пора перестать притворяться, что европейцы и американцы одинаково смотрят на мир или даже живут в одном и том же мире. Их взгляды на все, что касается применения силы, расходятся. Европа отказывается от самого принципа силы…. в то время как США считают, что для подлинной безопасности, поддержания и распространения либеральных ценностей все еще необходимо обладать военной мощью и прибегать к ней», — утверждал Каган.

На мой взгляд, эти слова, сказанные Каганом более десяти лет назад, по-прежнему определяют политику США, независимо от того, кто сегодня хозяин Белого дома. Кстати, Роберт Каган был советником кандидата в президенты США Джона Маккейна в его предвыборной кампании 2008 года. А жена Кагана, Виктория Нуланд, сегодня ответственная в Вашингтоне за разруливание кризисов на постсоветском пространстве, — заместитель госсекретаря, но уже в администрации Барака Обамы. Поэтому стоит ли удивляться тому, как Нуланд относится к Европе и что она может посоветовать Петру Порошенко?

Десять лет внешнеполитических неудач (Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия и так далее) так и не подвигли администрацию США к корректировке своей политики, сформулированной еще под влиянием неоконсерваторов. Любопытно, что бывший посол США в России Майкл Макфол в своей недавней статье в New-York Times, пытаясь всячески защитить Барака Обаму от обвинений в нерешительности и слабости во внешней политике, вынужден был признать, что «Ирак был ошибкой» и что США теряют «моральный авторитет в мире».

Я познакомился с Майклом Макфолом еще до того, как он попал в политическое окружение Барака Обамы, лет десять тому назад, в бытность его простым университетским профессором. Тогда он произвел на меня впечатление симпатичного и вдумчивого академического ученого, пытающегося разобраться в хитросплетениях украинской политики и в украино-российских отношениях.

Однако работа в команде Обамы, похоже, отбила у Майкла Макфола охоту думать. Последние рекомендации Макфола Украине и России, данные им в статье для New-York Times и в интервью «Украинской правде», воспринимаются как реплики обиженного на Путина экс-посла, а не как советы эксперта.

Что же предлагает бывший посол, к которому может быть вполне применимо известное выражение «сбитый летчик»? Россию — изолировать, санкции применять в том числе против «пропагандистов» (?!) и вообще против всех тех, кто выступает инструментом принудительной (?!) власти Путина. А поддерживать в России США должны тех, кто «старается вывести активы или эмигрировать из страны». Кажется, дальше по пути интеллектуальной деградации Майклу Макфолу ехать некуда!

И все же на одно признание Майкла Макфола хочу обратить внимание. В начале своей статьи в «Нью Йорк Таймс» он пишет, что до присоединения Крыма основным смыслом отношений США и России было то, что Россия постепенно присоединялась к международному порядку. С этим утверждением я готов согласиться. С одним уточнением — Россия присоединялась тогда к международному порядку, установленному и поддерживаемому США и другими странами Запада.

Теперь этот международный порядок дал сбой и возможны два варианта. Либо, как предлагает Майкл Макфол, нужно заставить Россию вернуться к привычному соблюдению того самого «международного порядка», который поддерживают США. Кому сегодня неясно, что такой путь имеет исчезающе малые шансы привести к успеху?

Либо же — и это второй вариант — совместными усилиями США, Европы, России, Китая, Индии, Бразилии и других стран необходимо изменить международный порядок, не соответствующий сложившимся в мире реалиям. Причем поводом к этому является отнюдь не столько тупик в разрешении украинского кризиса, сколько вообще кризис ценностных оснований современной евроатлантической цивилизации.

Тупик в украинском кризисе обусловлен ровно тем же ошибочным выводом. Вместо того чтобы всерьез заняться изменением оснований, на которых в сложившихся обстоятельствах только и может быть переформатирована украинская государственность, Киев считает, что Донбасс можно вернуть под свой контроль силой. И США в этом Киев поддерживают. Шансы на успех тут не просто малые — они нулевые. А ведь США и ЕС могли бы помочь в переформатировании украинской государственности — соответствующий опыт у них имеется. Можно вспомнить Македонию с ее реформой конституции или Дейтонские соглашения для урегулирования в Боснии и Герцоговине.

Что же касается премьерских перспектив Арсения Яценюка, то первый звоночек от вице-президента США Джо Байдена ему уже прозвучал. Яценюку настоятельно посоветовали отказаться от поддержки Игоря Коломойского, что он и вынужден был немедленно сделать. Сегодня давление на Яценюка увеличивается, сформировалась ситуативная коалиция вокруг президента Порошенко, которая ведет системную кампанию против премьера. Мало кто сомневается в том, что правительство Яценюка не удержится до конца текущего года. В Верховной Раде все чаще звучат призывы к внеочередным парламентским выборам. Петр Порошенко, понимая, что от этих выборов ничего хорошего ждать не приходится, сделает все возможное, чтобы их избежать. Например, даст добро на отставку правительства Яценюка и тем самым разрядит ситуацию. И станет тогда Арсений Яценюк, как и Майкл Макфол, «сбитым летчиком». Вспомнит ли он уже после всего этого свой апрельский ответ депутату в Верховной Раде о возможности отставки?

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(67):

11 +17−6Sarah Barabu14:04:05
27/04/2015
-4 +6−10Igor Tar13:34:53
27/04/2015
Автор уныл, как весенний снег.
Автор - блестящий политолог и аналитик. А также - философ, что само по себе не предполагает веселых танцев и песнопений.
8 +9−1Ольга Васильева16:04:17
27/04/2015
Очень интересная статья - как обычно :)
А по сути - все больше непонятно, чем же все это кончится. Ясно лишь, что только не возвращением статус-кво ни для России, ни для Украины, ни тем более для США. Кажется, в политике наступает период столкновения материков и ухода старого мира навсегда...
7 +13−6Sarah Barabu14:29:42
27/04/2015
-8 +4−12Сергей Степанов14:26:32
27/04/2015
Обычный украинофоб! Кстати, борода - сакральный символ русских националистов.
А может украинец быть украинофобом?
6 +7−1Kazimir Almazov13:27:47
27/04/2015
0 +8−8Jerzy12:52:00
27/04/2015
Автор, как и большинство людей, полагает, что все, кто не согласен с ним, таким прекрасным и умным - или дураки или враги.

Стоило Макфолу сказать что-то неугодное - сразу стал "сбитым летчиком" каким-то.

При этом он считает реальным, что лидеры не справляющегося мира возьмут и отдадут свою роль. Да еще кому - России, Индии, Бразилиям всяким.
Нет, ну спросить положим можно, но с чего это все эти страны третьего мира должны быть допущены к переформатированию планеты?

И с какого перепоя Европе помогать осуществлять заветную мечту России - федерализацию Украины? Зачем им это? Чтобы мы в ладошки радостно хлопали?

И над Яценюком он тоже напрасно тризну справляет. Яценюк не президентский, и президенту очень удобно сбрасывать всю вину на него, а если коалиция развалится - то кто во всем виноват будет? Пан Порошенко.

Оппозицией быть удобно - можно кричать про зраду и требовать повышения пенсий и снижение цен, но у оппозиции нет ни денег ни ответственности. Что они будут делать, если сбросят Яценюка?
А все то же самое. Только Арсений Петрович сможет их запинать в гроб троллингом
Вы не так поняли...Узнайте что означает понятие "сбитый летчик"
5 +5−0Тарассий Орлушин16:47:10
28/04/2015
-8 +3−11Сергей Степанов14:38:15
27/04/2015
Может, если считает себя русским, русичем-сварожичем, советским народом и т.д и т.п.
Или просто противником сектантской украинщины, как Олесь Бузина.
4 +4−0Тарассий Орлушин17:02:07
28/04/2015
-4 +0−4Alexey Nikonorov14:50:09
28/04/2015
Так верно. Куча дерьма начала шевелиться и поперла вонь несусветная.
Вонь попёрла сначала из Хорватии, Боснии и Косова, потом из Грузии, потом с Украины.
4 +7−3Мыкола Кац19:00:01
27/04/2015
-5 +1−6goratio chiamo16:34:35
27/04/2015
"Тупик в украинском кризисе обусловлен ровно тем же ошибочным выводом. " - Тупик обусловлен нежеланием РФ прекращать конфликт.
тупик обусловлен наличием огромного количества тупоголовых, вроде тебя.
3 +3−0Тарассий Орлушин17:03:54
28/04/2015
-4 +0−4Alexey Nikonorov14:49:01
28/04/2015
Да, им бы только пиндить. Россия - страна где до сих пор срут в "очко" на улице, не могут ни машину нормальную сделать, ни одежду сшить.
Работать-то тяжело. Куда удобнее говорить о высокодуховности, мировых порядках и т.п.
Козлы вонючие, вы хотя бы газ всем подключите, канализацию сделайте, дороги. Потому уже рассказывайте о своей бздуховности.
Ваши знания о России устарели лет на 20. )))

А насчёт газа -- зачем тащить газ в тайгу за 100 км, если вокруг бесплатные дрова (сухостой, который так и так надо вырубать)?!
3 +3−0Сидоров Ольг21:15:40
27/04/2015
Целей у американцев может быть несколько, но одна из них выглядет такой чтобы опаясать Россию матушку, цепью проамереканцких правительств и пока мы востаргаемься крымом Украину мы потеряли, прибалтику тоже. дойдет очередь и до батьки и до Ұлт әкесі, а опоясав цепью управляемых конфликтов нашу родину они смогут взять нас за горло. Более того им даже расжигать их не придеться с "русским миром" они возникнут сами собой
3 +4−1Константин Воронин20:56:08
27/04/2015
-5 +1−6goratio chiamo16:34:35
27/04/2015
"Тупик в украинском кризисе обусловлен ровно тем же ошибочным выводом. " - Тупик обусловлен нежеланием РФ прекращать конфликт.
начали с поджега беркута, а Россия виновата?
2 +3−1Тарассий Орлушин17:00:31
28/04/2015
-6 +1−7goratio chiamo16:31:45
27/04/2015
"Либо же — и это второй вариант — совместными усилиями США, Европы, России, Китая, Индии, Бразилии и других стран необходимо изменить международный порядок, не соответствующий сложившимся в мире реалиям. Причем поводом к этому является отнюдь не столько тупик в разрешении украинского кризиса, сколько вообще кризис ценностных оснований современной евроатлантической цивилизации. " - Реалии и порядок устраивает всех,кроме РФ,а ради РФ его менять никто не собирается.Поводом являются имперские амбиции РФ.
Реалии и порядок сильно не устраивают Россию, Китай, Индонезию и Иран и в меньшей степени -- Индию, Бразилию, Пакистан и ЮАР. Всех этих сил уже достаточно, чтобы начинать менять этот порядок.
2 +2−0Тарассий Орлушин16:57:08
28/04/2015
-5 +1−6goratio chiamo16:34:35
27/04/2015
"Тупик в украинском кризисе обусловлен ровно тем же ошибочным выводом. " - Тупик обусловлен нежеланием РФ прекращать конфликт.
РФ желает именно прекратить конфликт, а не обеспечить беспроблемную военную победу какой-либо одной стороне.
2 +2−0Тарассий Орлушин16:55:33
28/04/2015
0 +1−1goratio chiamo17:28:00
27/04/2015
"А ведь США и ЕС могли бы помочь в переформатировании украинской государственности — соответствующий опыт у них имеется." - Никому,кроме РФ,это не нужно.
На самом деле нужно всем соседям Украины, но их ещё жареный петух в темечко не клюнул.
2 +2−0Тарассий Орлушин16:45:37
28/04/2015
0 +8−8Jerzy12:52:00
27/04/2015
Автор, как и большинство людей, полагает, что все, кто не согласен с ним, таким прекрасным и умным - или дураки или враги.

Стоило Макфолу сказать что-то неугодное - сразу стал "сбитым летчиком" каким-то.

При этом он считает реальным, что лидеры не справляющегося мира возьмут и отдадут свою роль. Да еще кому - России, Индии, Бразилиям всяким.
Нет, ну спросить положим можно, но с чего это все эти страны третьего мира должны быть допущены к переформатированию планеты?

И с какого перепоя Европе помогать осуществлять заветную мечту России - федерализацию Украины? Зачем им это? Чтобы мы в ладошки радостно хлопали?

И над Яценюком он тоже напрасно тризну справляет. Яценюк не президентский, и президенту очень удобно сбрасывать всю вину на него, а если коалиция развалится - то кто во всем виноват будет? Пан Порошенко.

Оппозицией быть удобно - можно кричать про зраду и требовать повышения пенсий и снижение цен, но у оппозиции нет ни денег ни ответственности. Что они будут делать, если сбросят Яценюка?
А все то же самое. Только Арсений Петрович сможет их запинать в гроб троллингом
Европе следует помочь с федерализацией Украины, чтобы избежать её развала с последующей войной всех против всех или окончательной радикализации по типу Косово с захватом украинскими уголовными бандами главенствующего положения в Европе (сейчас оно захвачено Косово).
2 +4−2Мыкола Кац19:01:41
27/04/2015
-3 +0−3goratio chiamo16:36:25
27/04/2015
"Теперь этот международный порядок дал сбой и возможны два варианта. " - Санкции с последующей изоляцией или ядерная война с НАТО при нападении на члена НАТО.
первое бесполезно, у Русских другие ценности, второе = 100 гибель таких как ты и возрождение России. При любом раскладе вы сосете.
2 +3−1Мыкола Кац18:58:23
27/04/2015
Почитал... почитал комменты... очень понравилось как высираются скаклодятлы, для которых всё, что не укладывается в "кто не скачет тот москаль" - пророссийское и путиноидное. скаклуту - когда вас сольёт чёрный властелин - вы будете кричать на всех углах, что он "человек" путина? скорейшего вам выздоровления... полного и от всего... (RIP).
2 +2−0Igor Tar17:04:51
27/04/2015
А с другой стороны, Погребинский хоть дуду не меняет.
А вот г-н Карасёв - это просто зайчик-попрыгунчик. В Москве ляпнет одно, в Киеве другое, и всё по каналам, по каналам. Странно, что его продолжают принимать в домах, видать не отслеживают его творчество.
2 +5−3AlexeyTM16:34:53
27/04/2015
-6 +1−7goratio chiamo16:31:45
27/04/2015
"Либо же — и это второй вариант — совместными усилиями США, Европы, России, Китая, Индии, Бразилии и других стран необходимо изменить международный порядок, не соответствующий сложившимся в мире реалиям. Причем поводом к этому является отнюдь не столько тупик в разрешении украинского кризиса, сколько вообще кризис ценностных оснований современной евроатлантической цивилизации. " - Реалии и порядок устраивает всех,кроме РФ,а ради РФ его менять никто не собирается.Поводом являются имперские амбиции РФ.
Хохлоботы и грантоеды от америки, кто вас держит в России? Чего надрываетесь? Забудьте о нас и живите спокойно! В америке или каклостане как кому нравится.
2 +6−4AlexeyTM16:34:31
27/04/2015
-5 +3−8goratio chiamo16:27:13
27/04/2015
Кремлевская подстилка как всегда пишет бред.
Хохлоботы и грантоеды от америки, кто вас держит в России? Чего надрываетесь? Забудьте о нас и живите спокойно! В америке или каклостане как кому нравится.
2 +2−0Пушкарев Артем13:46:15
27/04/2015
Комментарий удалён.
))) все и так уже ясно))
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь