Право на выстрел

06:04 20/04/2015 Мир
Право на выстрел

После того как трехлетний мальчик случайно застрелил годовалого малыша из найденного пистолета, в США с новой силой разгорелись споры о том, не пора ли ограничить права граждан на владение оружием. И сторонники, и противники этой инициативы апеллируют к статистике: первые с ее помощью доказывают, что свободный оборот огнестрельного оружия провоцирует рост преступности, вторые, напротив, убеждают, что владение оружием делает жизнь безопаснее. Остроты полемике добавляет то, что «оружейный вопрос» стараются использовать в своих программах как республиканцы, так и демократы.

В середине апреля американскую общественность потрясла трагедия, произошедшая в городе Кливленде, штат Огайо. Мать обнаружила своего годовалого сына Брэйлона Робинсона лежащим дома в луже крови. В лицо малышу выстрелил трехлетний сосед, нашедший в доме оставленный без присмотра пистолет. Несмотря на то, что пострадавшего ребенка практически сразу доставили в больницу, врачам оставалось только констатировать смерть.

Как только американским СМИ стало известно о происшествии в Кливленде, в стране в очередной раз вспыхнули дискуссии о необходимости контроля за оборотом оружия. Его сторонники утверждают, что трагедии не случилось бы, если бы рядовым гражданам запретили владение огнестрелом. Вспомнили другие похожие случаи. Так, в американском штате Айдахо в декабре 2014 года двухлетний мальчик застрелил свою мать. Малыш полез в сумочку женщины в магазине и нечаянно нажал на спусковой крючок.

За год до этого в штате Теннесси четырехлетний ребенок случайно застрелил свою тетю. Во время семейной встречи дядя мальчика показывал гостям заряженное ружье. Взрослые не заметили, как малыш вошел в комнату, и не успели его остановить. В результате ружье выстрелило, пуля попала в 48-летнюю Джозефину Фэннинг, которая скончалась от полученного ранения на месте.

Противники контроля за оборотом оружия считают, что хотя эти инциденты по-настоящему ужасны, ужесточать из-за них законы нельзя. В конце концов, право на владение оружием защищено второй поправкой к конституции.

За и против

За усиление контроля над вооружением выступают демократы и представители «антиоружейного лобби», в котором ведущую роль играет организация «Контроль над личным оружием» (Hand Gun Control, HGC). Ее активисты приводят данные Centres for Disease Control and Prevention (Центр по контролю и профилактике заболеваний), согласно которым с 1968 года по 2013 год число погибших от огнестрельного оружия составило более 1 миллиона 300 тысяч человек. Таким образом, за год в стране от пуль гибнет свыше 32 тысяч человек.

Противники владения оружием доказательно утверждают, что за последние годы выросло количество преступлений на бытовой почве и количество самоубийств с применением огнестрельного оружия: 67 процентов и 61 процент от общего числа соответственно. Вот наглядная статистика недавних резонансных преступлений в США: массовое убийство на военной базе Форт-Худ в Техасе, расстрел зрителей в кинотеатре города Аврора в штате Колорадо, когда жертвами расправы стали 12 человек, еще 59 получили ранения. Бойня в Ньютауне в школе «Сэнди Хук», в результате которой погибли 20 школьников и шесть учителей. Всего после этой школьной трагедии в американских учебных заведениях было зафиксировано 95 инцидентов с использованием огнестрела.

Вопрос владения оружием — один из ключевых пунктов предвыборной программы многих американских политиков. Так, сенатор-демократ от Калифорнии Диана Фейнстайн предложила внести поправку в закон и на федеральном уровне запретить продажу и владение автоматическим скорострельным оружием с емкостью магазина более десяти патронов. В сенате ее инициативу не оценили, поправка провалилась.

Эта тема не оставила равнодушным и одного из самых известных американских политиков — миллиардера и экс-мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Он настаивал на ужесточении контроля за оборотом оружия и введении обязательной проверки психического здоровья владельцев пистолетов, ружей и винтовок каждые пять лет. Блумберг предлагал отбирать у американцев лицензию на оружие, если их штрафовали за вождение в нетрезвом виде или если в полицию поступали сигналы о семейных ссорах с их участием.

Апологеты второй поправки к конституции США — республиканцы и представители «оружейного лобби» (во главе с Национальной стрелковой ассоциацией США (NRA)), в свою очередь, уличают противников в вольном обращении с фактами. По их словам, оппоненты умалчивают о том, что значительная часть убийств происходит в штатах, где запрещено носить оружие.

В поддержку своей версии они приводят статистику исследователей из Чикагского университета, свидетельствующую о том, что как только гражданам штата разрешают скрытое ношение огнестрельного оружия, частота преступлений на этой территории стремительно падает. Количество убийств снижается в среднем на восемь процентов, изнасилований — на пять процентов, грабежей — на семь процентов.

Показателен и случай американской столицы: с 1976 по 1991 год в Вашингтоне владение огнестрельным оружием было запрещено, — и за этот период эпизоды грабежей участились втрое. А Чикаго, где до 2008 года было запрещено иметь пистолеты, ружья и винтовки, был лидером по числу убийств среди других американских городов.

Криминалист из университета Флориды (Florida State University) Гэри Клек (Gary Kleck) подсчитал, что на руках у американцев свыше 300 миллионов единиц огнестрельного оружия, при этом около 2,5 миллионов граждан США ежегодно используют оружие в целях самообороны. К счастью, дело редко доходит до стрельбы, — владельцам оружия достаточно показать его.

Поддерживают «оружейное лобби» и многие простые американцы. Так, хозяин ресторана Bergeron в городе Порт Аллен, штат Луизиана, предложил своим клиентам десятипроцентную скидку в случае, если они будут приходить в его заведение с оружием. Эта акция привлекла немало посетителей.

Сторонники и противники второй поправки к конституции есть и среди американских знаменитостей. «В детстве мы выстраивали банки и стреляли по ним из винтовок, пистолетов. Но тогда это находилось под контролем, — мы не стреляли в людей. Я не хочу, чтобы мои дети стали мишенью», — говорит своим поклонникам выступающий за усиление контроля над вооружением актер Джонни Депп. В то время как бывший губернатор Калифорнии и известный голливудский актер Арнольд Шварценеггер — активный противник контроля за оборотом оружия. «В каждом из моих фильмов у меня была новая подружка — это ружье», — рассказывал он избирателям.

Предвыборный аргумент

Американские политики начинают «разыгрывать оружейную карту» накануне выборов, стремясь заручиться поддержкой избирателей. Как не раз писали местные СМИ, сенаторы, ранее выступавшие против владения оружием, начинали покупать пистолеты только для того, чтобы получить симпатии электората.

Предпринимателям продажа пистолетов, ружей и винтовок приносит немалые доходы — более 11 миллиардов долларов ежегодно. В этой сфере задействованы десятки тысяч американцев. Согласно данным за 2014 год, производством оружия в США занимаются 465 фирм, розничной торговлей оружием — более 50 тысяч.

Самыми либеральными штатами в вопросах владения оружием в США считают Аляску, Аризону, Арканзас, Вермонт, Вайоминг, Канзас, Западную Вирджинию. Их жителям для покупки оружия не требуется даже лицензия.

Одними из самых строгих штатов в этом отношении называют Массачусетс и Гавайи. Лицензию для покупки огнестрела там получить сложнее, чем в других штатах. Во-первых, для этого нужна медицинская справка, подтверждающая психическое здоровье человека (в более чем 40 штатах она не требуется). После этого американцы (достигшие возраста 21 года) должны заполнить анкету с указанием домашнего адреса и места работы. Потом у потенциального покупателя берут отпечатки пальцев (во многих штатах это не нужно) и проверяют его по федеральной базе преступников. Оплатив разрешение на получение оружия, через пару недель гражданин США получает лицензию.

В некоторых американских штатах собираются последовать примеру Колорадо, Висконсина и Миссисипи и отменить запрет на владение оружием в университетских общежитиях. Многие хотят добиться разрешения приходить с оружием в церкви, на стадионы и в больницы, как это делают, например, жители Мичигана. В Арканзасе планируют разрешить судьям иметь при себе оружие в зале заседаний. А жители Вирджинии, Луизианы и Мэна с пистолетами ходят гулять в городские парки.

В последнее время одним из самых ярых сторонников ужесточения правил торговли стрелковым оружием в США стал президент страны Барак Обама. При этом многие СМИ свидетельствуют, что раньше американский лидер поддерживал апологетов второй поправки к конституции. После расстрела школьников и учителей в школе «Сэнди Хук» по его указу правительство разработало ряд предложений, большую часть которых американцы поддержали. В частности, предлагалось запретить продажу полуавтоматического оружия, а также обязать американцев предъявлять удостоверение личности при покупке оружия и создать общенациональную базу, в которой бы фиксировались факты продажи. Однако осуществить этот проект президенту помешали представители «оружейного лобби» и их союзники в американском Конгрессе. Как заявил впоследствии Обама, «нам всем должно быть за это стыдно».

Ксения Мельникова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(291):

0 +0−0Gary Golden13:37:07
20/04/2015
1 +1−0Ted Usus13:33:54
20/04/2015
+)))))
Нет, серьезно, полиционерам так просто шмалять нельзя. Особенно по скоплениям.
На этом фоне вспоминается недавний сериал "Ленинград 46". Там такие пострелухи менты устраивают...
0 +0−0Надежда Митрофанова13:34:37
20/04/2015
2 +2−0Ted Usus13:32:42
20/04/2015
...и после проведённого подсудимой удара ногой, потерпевший упал на ступени, что привело к перелому основания черепа и последовавшей смерти потерпевшего....
Тьфу-тьфу... Не преведи...
Спрячьте себя в сейф.)))
(:smile:)
0 +0−0Максим Иванов13:26:26
20/04/2015
0 +0−0user banned12:57:40
20/04/2015
мне кажется вы не правильно поняли меня или не хотите понимать -
мое имхо предлагает использовать платную ментовскую охрану своего жилья.

для охраны себя лично травмат + тренировки дело отличное. травмат без тренировок дело сомнительное.
Платная - это само собой, но не везде это возможно. В России много населенных пунктов, куда ментам долго добираться в случае чего. И всё время дома сидеть не будешь.
0 +0−0Gary Golden13:15:20
20/04/2015
-2 +1−3Сергей Макаров13:14:47
20/04/2015
Право курить траву - право свободных граждан.
Нет права на курение травы - нет свободы :)
Истина.
0 +0−0user banned13:05:46
20/04/2015
1 +1−0Кровавая Гэбня12:58:14
20/04/2015
травмат - зло
в каком плане зло?
0 +0−0Gary Golden13:00:08
20/04/2015
0 +0−0Надежда Митрофанова12:59:32
20/04/2015
Об этом я не подумала... Стрелять, к счастью, еще не приходилось. Значит еще и учебные центры по стрельбе с обязательной теорией анатомии необходимы.
Это, кстати, здравая идея.
0 +0−0Надежда Митрофанова12:59:32
20/04/2015
2 +2−0Кровавая Гэбня12:57:38
20/04/2015
вам религия запрещает сделать предупредительный выстрел в воздух/под ноги или накрайняк по ногам? обязательно сразу башку сносить?
Об этом я не подумала... Стрелять, к счастью, еще не приходилось. Значит еще и учебные центры по стрельбе с обязательной теорией анатомии необходимы.
0 +0−0Надежда Митрофанова12:57:54
20/04/2015
0 +0−0Gary Golden12:53:12
20/04/2015
Можно брать США и другие страны (Швейцария, Израиль, например) как основу.
Если наше законодательство приблизится к законам США и т.п. в данной области, я тоже буду искренне рукоплескать свободному обороту оружия, но при условии его грамотного хранения...
0 +0−0user banned12:57:40
20/04/2015
5 +6−1Максим Иванов12:44:18
20/04/2015
У меня девушка тоже была даже против газового баллончика в кармане. А потом на улице зарезали её отца, который с работы возвращался. Теперь носит с собой травмат, и часто ходит со мной в тир на тренировки. И почему-то не надеется на ментов.
мне кажется вы не правильно поняли меня или не хотите понимать -
мое имхо предлагает использовать платную ментовскую охрану своего жилья.

для охраны себя лично травмат + тренировки дело отличное. травмат без тренировок дело сомнительное.
0 +0−0Gary Golden12:53:12
20/04/2015
0 +0−0Надежда Митрофанова12:46:41
20/04/2015
Правильно. В данном случае сравнение с США неуместно, т.к. там законы значительно отличаются.
Можно брать США и другие страны (Швейцария, Израиль, например) как основу.
0 +0−0Михаил Лисовин12:51:15
20/04/2015
5 +6−1Максим Иванов12:44:18
20/04/2015
У меня девушка тоже была даже против газового баллончика в кармане. А потом на улице зарезали её отца, который с работы возвращался. Теперь носит с собой травмат, и часто ходит со мной в тир на тренировки. И почему-то не надеется на ментов.
Увы, для того, чтобы это осознать, необходима была смерть человека. А ведь этого могло и не быть....
0 +0−0Надежда Митрофанова12:49:12
20/04/2015
3 +3−0Михаил Лисовин12:48:23
20/04/2015
Надежда, это не моё дело, но я вынужден Вас предостеречь: Ваша позиция может привести к тому, что Вы или Ваши дети пострадают от преступных посягательств. Вещь серьезная, на кону человеческая жизнь. Впрочем, решайте сами.
У меня дан по кикбоксингу - я нашла выход из сложившейся ситуации.(:smile:)
0 +0−0Надежда Митрофанова12:46:41
20/04/2015
0 +0−0Gary Golden12:45:32
20/04/2015
Потому и мало просто легализовать - нужно менять уголовные законы.
Правильно. В данном случае сравнение с США неуместно, т.к. там законы значительно отличаются.
0 +1−1Сергей Смирнов12:46:30
20/04/2015
0 +0−0Holy Spirit12:42:30
20/04/2015
если учесть, что я после школы частенько играл с ними:)
все на работе, игрушек и компьютеров нет.
Ну просто повезло, что обошлось без подростковой депрессии и не случилось попытки разбора заряженного ружья.
0 +0−0Gary Golden12:45:32
20/04/2015
0 +0−0Надежда Митрофанова12:40:55
20/04/2015
Я думаю, что даже имея в на руках оружие, в случае необходимости просто побоюсь его применить, опасаясь, что позже это квалифицируют как "превышение самообороны". Таким образом, по моему личному мнению, которое я никому не навязываю, получается что наличие у меня в доме оружия - просто дополнительная опасность.
Потому и мало просто легализовать - нужно менять уголовные законы.
0 +0−0Надежда Митрофанова12:44:06
20/04/2015
3 +3−0Кровавая Гэбня12:42:21
20/04/2015
никто не заставляет вас покупать оружие и хранить его дома
Так мы здесь не говорим о том, что кто-то кого-то заставляет. Мы обсуждаем положительные и отрицательные моменты свободного оборота оружия. Я высказала свое мнение, мои оппоненты - свое. Это грамотная и аргументированная дискуссия.
0 +0−0Holy Spirit12:42:30
20/04/2015
0 +1−1Сергей Смирнов12:28:45
20/04/2015
"в кладовке в чехлах лежали".. 1. просто повезло, что никто не залез и не вынес всю кладовку. 2. пока приведешь в боевое, уже все закончится
если учесть, что я после школы частенько играл с ними:)
все на работе, игрушек и компьютеров нет.
0 +0−0Надежда Митрофанова12:40:55
20/04/2015
4 +4−0Михаил Лисовин12:36:38
20/04/2015
Извините, если такая ситуация возникнет, Вас не будут спрашивать, хотите Вы выбирать или нет.
Я думаю, что даже имея в на руках оружие, в случае необходимости просто побоюсь его применить, опасаясь, что позже это квалифицируют как "превышение самообороны". Таким образом, по моему личному мнению, которое я никому не навязываю, получается что наличие у меня в доме оружия - просто дополнительная опасность.
0 +2−2user banned12:38:59
20/04/2015
3 +4−1Михаил Лисовин12:26:50
20/04/2015
Да ни хрена они не справляются с криминалом. Полиция в России деградировала.
михаил, я к этому вобщем разговор и веду.
что в штатах что у нас система взаимодействия общество - менты - криминал идет по схеме контроля за поддержанием заданного уровня преступности. в итоге имеем и оружие, и преступность и жертвы и криминал и количество сидящих зашкаливает. причем что в штатах что в рф, примерно одинаково.

в некриминальных обществах такого нет. почему бы не обратить внимание на такой опыт?

просто вооружаясь мы пытаемся лечить сыпь, а надо лечить обмен веществ.

пс - а в нашем городе ментовская охрана вполне неплохо справляется со своей задачей. я именно этот вариант всем знакомым советую.
ну нет другого разумного варианта для девушки живущей одной у себя в квартире. толку вооружать ее нет без превращения в солдата.

в частном доме конечно все равно желательно дробовик иметь на сегодня но кроме иметь надо ходить регулярно на тренировки...а кто это делает?
0 +1−1Ted Usus12:33:25
20/04/2015
0 +0−0Кровавая Гэбня12:01:22
20/04/2015
попробуй спрятать охотничье ружье в карман
Пистолет Макарова (ПМ) - энергия пули на срезе 300-350 Дж.
Разрешённый гражданский гладкоствол - до 4,5 ТЫСЯЧ Дж. Свинцовая пуля 45 грамм.
Бронежилет остановит, далее повреждения внутренних органов и ломаные рёбра.
Простите за натурализм излишний...
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь