Ядовитые воды

08:32 08/04/2015 Бывший СССР
Сырдарья
Сырдарья
ВСЕМ насрать на охранные и очистительные мероприятия...

В течение последних трех лет специалисты Южно-Казахстанского университета имени Мухтара Ауэзова (ЮКГУ) проводили исследования качества воды в крупнейшей реке Средней Азии — Сырдарье. Для этого НАТО в 2011 году выделило ЮКГУ грант в размере 600 тысяч евро. На днях экологи обнародовали первые результаты своей работы, которые оказались весьма удручающими: река признана отравленной, а ее вода не годится даже для полива полей.

На Сырдарье три водохранилища: Кайраккумское в Таджикистане, Шардаринское и Коксарайское в Казахстане. На берегах реки стоят города Худжанд, Сырдарья, Бекабад, Шардара, Кызылорда, Байконур, Казалинск.

Ученые, исследовавшие пробы из Шардаринского водохранилища, расположенного на территории Южно-Казахстанской области у границы с Узбекистаном, до Аральского моря (Северного Арала, как называют сохранившийся в казахстанской части старого Аральского моря водоем), обнаружили в воде высокую концентрацию таких тяжелых металлов, как ртуть, свинец, цинк, медь, хром, никель, молибден.

«Воду из Сырдарьи не рекомендуется использовать как для сельскохозяйственных нужд, так и для ведения рыбного хозяйства», — утверждает теперь профессор ЮКГУ Уйлесбек Бестереков. По его мнению, самая высокая концентрация ядовитых веществ наблюдается в водах Сырдарьи, граничащих с Узбекистаном. При этом непонятно, какое именно предприятие и из какой страны больше всего загрязняет реку (Сырдарья протекает по территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана). Но даже если удастся установить главного загрязнителя и приступить к очистке, то вода станет пригодной для использования спустя минимум десятилетие после очистки.

Открытия ЮКГУ сенсацией не назовешь. Еще в 2009 году заместитель генерального директора независимого казахстанского агентства прикладной экологии Малик Бурлибаев говорил, что воду Сырдарьи нельзя использовать ни в качестве питьевой, ни для орошения полей.

По словам эколога, рис, выращенный в Кызылординской области Казахстана, который поливается водой из Сырдарьи, не годится в пищу, поскольку может вызвать онкологические заболевания. В частности, заявлял Бурлибаев, в Кызылординской области самый высокий уровень онкологических заболеваний органов пищеварения и врожденных аномалий у детей, а в 90 процентах случаев в материнском молоке имеются пестициды.

Ухудшение качества воды в Сырдарье и деградация самой реки имеют давнюю историю. В советские годы начались активные сбросы в водоемы и водотоки бассейна Сырдарьи недостаточно либо вообще не очищенных сточных вод промышленных предприятий, объектов коммунально-бытового сектора и сельского хозяйства. В бассейне Сырдарьи 44 процента орошаемых земель приходилось на Ферганскую долину, 24 процента — на среднее течение (Голодная степь), 13 процентов — на Чирчик-Ахангаранский ирригационный район, около 4 процентов — на верхнее течение (бассейны Карадарьи и Нарына) и около 15 процентов — на нижнее течение и Арысь-Туркестанский ирригационный район.

Причем с ростом водозабора, который был особенно активен в период с 1950-х до 1980-х годов, увеличивался и коллекторно-дренажный сток, сбрасываемый из многочисленных коллекторов. Это привело к усилению минерализации воды, вымиранию многих видов речных организмов.

Как сейчас используется вода реки на всем ее протяжении, отследить крайне трудно — власти среднеазиатских республик в вопросах водопользования ведут себя друг с другом крайне настороженно. Однако, как утверждает таджикский ученый-экономист Абдуваххоб Ваххобов, изучающий Сырдарью в пределах Согдийской области Таджикистана, более 75 процентов водных ресурсов области задействовано в сельском хозяйстве, где образуется около 153 тысяч кубических метров возвратных коллекторно-дренажных вод, которые вторично используются для полива сельскохозяйственных культур, а затем обратно сбрасываются в реку. Все это приводит не только к загрязнению воды, но и к заиливанию реки, загрязнению ее берегов различными видами отходов, распространению различных видов инфекционных заболеваний — таких, как малярия, брюшной тиф, болезнь Боткина и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В свою очередь, узбекские специалисты, изучающие воду реки на протяжении 441 километра (до того как она попадает на территорию Таджикистана и вновь возвращается в Узбекистан), констатируют, что после впадения в реку крупнейшего в Ферганской долине Северобагдадского коллектора минерализация воды возрастает с 400 до 1700 мг/л, а через 20 километров уменьшается до 1000-1200 мг/л. С такой минерализацией река впадает в Шардаринское водохранилище на территории Казахстана.

Одновременно с минерализацией увеличивается содержание нефтепродуктов за счет сброса сточных вод Ферганского нефтеперерабатывающего завода. Загрязнение Сырдарьи азотом нитритным и фенолами остается постоянным на уровне предельно допустимой концентрации, а загрязнение медью и хлорорганическими пестицидами уменьшается, утверждают в Узбекистане. В Ташкенте каждому предприятию выдают разрешение на предельно допустимый сброс сточных вод (ПДС). С 1992 года введена плата за превышение ПДС, а с 1 января 2000-го — за сбросы и в пределах нормы.

Кстати, именно Узбекистан после распада СССР выступил инициатором создания единой системы управления и охраны водных ресурсов бассейна Аральского моря. С этой целью была сформирована Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, которой передано управление водами бассейна Аральского моря, включая реки Амударья и Сырдарья, а также возвратные воды. Но на практике, как оказывается, никакие совместные структуры не способны справиться с продолжающейся деградацией реки, которая на сегодня является единственным источником воды для заполнения остатков бывшего Арала.

Александр Медников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(203):

1 234 ... +1
15 +15−0Жавдет Абдуллаев08:50:18
08/04/2015
6 +7−1Арман Копабаев08:48:24
08/04/2015
И что?! Тем самым основная часть плодоовощной продукции Средней Азии не годна к употреблению поскольку она поливается из вод Сырдарьи. Не удивлюсь что такая же ситуевина и с Амурдарьей.
ВСЕМ насрать на охранные и очистительные мероприятия...
13 +15−2Жавдет Абдуллаев08:48:21
08/04/2015
Печально, вырос на этой реке...((
10 +10−0Данияр Бахтияров17:11:37
08/04/2015
9 +18−9Егорий11:20:08
08/04/2015
Не знаю, куда прете лично вы, но такого говна как в Ср. Азии, в России найти в принципе сложно. Разве что если в деревенский сортир с головой залезть.
Это я не в обиду гражданам этих стран - ну просто недоучили их гигиене, беда это их.
Интересно, Москва-река чище?
10 +21−11Егорий11:05:19
08/04/2015
-3 +11−14Имя Фамилия10:57:41
08/04/2015
насрать на Россию, главное, что местное население не одно десятилетие эту живую воду пьёт и этими доброфруктами "с заботой от советского правительства" питается.
Насрать на местное население, главное чтоб в Россию не везли.

"Заботы" советского правительства уже 25 лет как нету - на восстановление реки требуется 10. Значит, самим нравится в говне жить.

9 +18−9Егорий11:20:08
08/04/2015
-4 +8−12Имя Фамилия11:12:41
08/04/2015
это советское наследие пагубное, а новому вообще дело нет. К тому же, верхи все те же. В говне-то кому понравится, а нет же всё прём туда, в Союзы всякие.
Не знаю, куда прете лично вы, но такого говна как в Ср. Азии, в России найти в принципе сложно. Разве что если в деревенский сортир с головой залезть.
Это я не в обиду гражданам этих стран - ну просто недоучили их гигиене, беда это их.
8 +8−0Арай Турымбетова20:59:56
08/04/2015
-8 +1−9Ринат Каюмов20:10:30
08/04/2015
Если у вас так хорошо, что же вы прете и прете в Россию миллионами??? 70 процентов дел, которые у вас там творятся в КЗ - за счет денег гастрабайтеров.
Ты наверное попутал братишка. Где ты видел гастеров из КЗ? Скорее это твой братья из Средней азии. 70% дел от денег гастеров? Ты че братишка c пещеры вылез? Во дебил а.
1. Менталитет казахов не позволяет ехать куда то на заработки.
2.Казахстан развивается и процветает. Средняя зарплата в Кз в снг занимает 1-место. Не веришь погугли.
8 +9−1Арай Турымбетова18:22:58
08/04/2015
-8 +4−12Хохол - свинья гордая и гнилая15:12:05
08/04/2015
у вас менты заяву не хотят принимать по поводу изнасилования малолетних, не деножное это дело.
Родственники сами ищут преступников ))) обос*раться можно, от этой казахии.
Про аулы казахские - вообще молчу, как буд-то дауншивтеры, слишком дауншивтеры, как бомжи на московском.
Дороги... а в казахии дороги нах не нужны, нужен болшой бэлый джип или чорни.
Дороги там узкие и разбитые.
Народ... у того вообще культуры нет, только мат шешен, и рамс. Всё, другого не дано, генетика однако.
Вся инфраструктура советских времён, ничего не строится и не производится. Только выкачивается и продаётся. Всё!.
Азия - это вообще жо*па, там до сих пор болячки, которые победили ещё в 20-ом веке.
И лютая коррупция. Если менту бабки не дашь, не будет расследовать. А адвокат - это посредник между судьёй и подсудимым. И вердикт известен давно. а процессы судебные для показухи.

если вы в казахстане задавите человека, то вы можете откупится у родственников не дорого.
Или даже вообще рот пострадавшим закрыть, дать судье бабки и уехать обмывать убийсвто.
Это - казахстан детка, любят говорить казахи, даже не понимая что казахстан и говно - это синонимы.
Им так нравится, они так привыкли, и другого не знают.
А то что сырдарья грязная - это ерунда, там всё загрязнено, вся ср. азия зона отчуждения
Про малолеток ложь! Такие дела расследуют в первую очередь. Про аулы тоже ложь. Я сама из аула, там везде есть вода, газ строятся школа,больница, мечети, дороги, выделяют фермерам кредиты, все свой продукты они продают в городе. Есть программа поддержки аграриев и программа дипломам в аул(гос-во дает деньги на дом и устраивает на работу в ауле)+ есть знаменитая родня казахов которая всегда помогают своей родне(один построил спорт комплекс в ауле где население 200 домов )Про дороги почитай в гугле западная европа-западный китай. + программа нурлы жол и гос программа про финансирование дорог. Про культуру будет говорить Россиянин?)) и про мат родина мата?)) no comments. Про инфраструктуру солгали. Набери в гугле ФИИР)
Азия это на сегодняшний день самый динамично развивающийся регион мира! и КЗ в их числе, а про сред азию то да, там согласна. С коррупцией отчасти. Сейчас садят в тюрьму даже министров. Борются. а у вас?) как поживает Сердюков?)) Про откуп соврали чуток. Если человек признает свою вину и согласен оплатить деньгами(один человек откупился домом в 120 тыс$) и если родня погибшего ПРОЩАЕТ только тогда ставят в черн список и условный срок. Прощение это редко из 100 только 1 случай. про гомно. Казахстан развивается и денег у него в запасе с учетом нацфонда и фонда Самрук казына 205млрд$ и это 17 мил. населением. А у рф? 370 на 146 мил.? Про сабжу там написали что Тж и Уз виноваты в этом. И что Кз воевать с ними? а вообще человеконенавистный фашист ты вообще то и есть хохол.хохол=русский вы откуда родом ? Киевская русь? свинья ? ты его не ешь? твой ник нэйм это про тебя!
7 +7−0Darik A20:18:13
08/04/2015
-8 +1−9Ринат Каюмов20:10:30
08/04/2015
Если у вас так хорошо, что же вы прете и прете в Россию миллионами??? 70 процентов дел, которые у вас там творятся в КЗ - за счет денег гастрабайтеров.
Уважаемый, где вы видели гастарбайтеров из КЗ? Вы же сами писали, что бывали в СА. В Казахстане достаточно высокооплачиваемой работы
7 +8−1Арай Турымбетова18:47:44
08/04/2015
-9 +1−10Егорий18:43:24
08/04/2015
Слушай, овца, ты вообще перечитываешь что пишешь? Ты точно жертва случки двух баранов, которой резко показан психоаналитик.

Иди, блей в другом месте, а ко мне больше не обращайся.
выродок есть выродок))
7 +7−0Арай Турымбетова18:36:06
08/04/2015
-4 +1−5Егорий18:13:53
08/04/2015
Ты свой опыт на других не экстраполируй, овца пустынная.
Ну ответь как норм человек! а не как хам. Что это за привычка чуть что сразу ТВОЮ МАТЬ ТО СЕ? У тебя тоже есть(или была) мать! Ты разве ее не любишь или не ценишь что она дала тебе самое ценное в твой жизни это-ЖИЗНЬ! Уважаешь свою мать уважай матерей других. А то как известно из психологи кто так относиться к матерям то у них детство было трудным или родила не желая(износ и т д) или мать алкашня. И растет невоспитанным человеком и хамом. а вообще вонючий свинья шел бы ты в лес.
7 +9−2Сергей Петрович09:50:22
08/04/2015
0 +5−5Арман Копабаев09:02:54
08/04/2015
Читал. Правительство СССР уже готово было выделять деньги на очистные сооружения. А сейчас что?!
Обещать - не значит жениться.

Правительство СССР было готово.. уже было готово.... уже совсем было готово.... уже совсем совсем было готово

На Волге кстати ситуация не особо лучше. После того, как Правительство СССР понастроило на Волге каскады гидроэлектростанций, водохранилищ .. которые превратили нашу великую реку в огромное полу-болото.
7 +10−3WTF_198408:57:42
08/04/2015
0 +8−8Арман Копабаев08:51:26
08/04/2015
Капитализм делает свое черное дело. Главное прибыль, а после нас трава не расти.
капитализм?Вы статью читали внимательно?Началось всё ещё при СССР по сути. Последние 20 лет это следствие, печальный итог. Ситуация с рекой-хороший урок.
6 +6−0Aleks Petia18:29:44
08/04/2015
10 +21−11Егорий11:05:19
08/04/2015
Насрать на местное население, главное чтоб в Россию не везли.

"Заботы" советского правительства уже 25 лет как нету - на восстановление реки требуется 10. Значит, самим нравится в говне жить.

Так запретите кто не дает. И сами выращивайте.
6 +6−0Iamkazakh100116:41:19
08/04/2015
4 +12−8Ильнур Габдракипов12:04:26
08/04/2015
если бы не союз,вы бы азиаты так в дерьме и ковырялись и жили на уровне Х века
вы, наверное, не в курсе, что в КЗ при совке регулярно проводились атомные испытания, а гептил с ваших ракет до сих пор льется на нашу землю.
6 +7−1Арман Копабаев08:48:24
08/04/2015
И что?! Тем самым основная часть плодоовощной продукции Средней Азии не годна к употреблению поскольку она поливается из вод Сырдарьи. Не удивлюсь что такая же ситуевина и с Амурдарьей.
5 +5−0Денис Махов20:10:51
08/04/2015
-2 +0−2Егорий19:59:51
08/04/2015
Устарелая инфа
Про что? Я только вчера был на набережной района Братеево. Ни капельки не устарела. Ну, пластиковых палочек от ухочисток стало меньше.
5 +11−6Имя Фамилия11:44:08
08/04/2015
4 +12−8Егорий11:36:36
08/04/2015
Байкал пока не загадили - пить можно. И с Ладоржским озером все не так плохо. Но если не цивилизовываться самыми драконовскими методами, то в конце концов будем как Ср. Азия (тем более что она уже тут en masse). Уже одни груды мусора по обочинам дорог - позор, какой цивилизованная страна не допустит.
вы только со среднеазиатами в цивилизованности короли )))
5 +11−6Св. Валентин10:44:48
08/04/2015
13 +15−2Жавдет Абдуллаев08:48:21
08/04/2015
Печально, вырос на этой реке...((
еще печальней что многое что выращивают и поливают этой водичкой везут в россию, но всем плевать, на всех.
4 +5−1Арай Турымбетова17:42:37
08/04/2015
-4 +7−11Егорий13:08:49
08/04/2015
Сука была твоя мама, раз когда понесла тебя от барана, то в Сырдарье не утопила.

А я съел и поблагодарил. Ну а воспоминания уж мое дело.
выродки всегда трогают мам да?) У тебя же ее нет? Ты же был рожден двумя пид...ми ?

4 +5−1vlad mir12:06:46
08/04/2015
4 +12−8Св. Валентин11:23:31
08/04/2015
в россии не так что-ли? вон байкал весь загадили, и ладожское озеро, и т.д. и т.п., совки везде одинаковые
а ока? постоянно из орла что то сбрасывают а в калуге выплывает
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь