«Украина нас поссорила, и Украина нас помирит»

08:08 01/04/2015 Статьи
«Украина нас поссорила, и Украина нас помирит»

В рамках XXII симпозиума «Пути России», проходившем в Московской высшей школе социальных и экономических наук, деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном была прочитана лекция «Война и экономика: сценарии для России». «Лента.ру» записала основные положения лекции.

Я хотел бы предложить три тезиса экономиста о том, как эта война связана с экономикой. Я думаю пояснений не нужно, что речь идет о войне в Донбассе, которая имеет более глобальный и сложный характер, чем просто внутренний конфликт в соседней Украине.

Экономические интерпретации этой войны могут быть разные. Например, два месяца тому назад на научном совете Академии наук я выступал оппонентом Сергея Юрьевича Глазьева (помощник президента России —прим. «Ленты.ру»), который предложил такую интерпретацию. Он связывал войну со сменой технологических укладов. И с его точки зрения, сейчас переход в шестой технологический уклад создал потребности для мировых лидеров развития, прежде всего США, произвести модернизацию, и, соответственно, организовать дестабилизацию мировой обстановки и изменение потока капитала. Это интересная точка зрения, с которой я, однако, не вполне согласен. Мне кажется, есть более близкое, нежели чем циклическое, объяснение того, что произошло.

Когда начинаешь читать немецких экономистов начала ХХ века, поражаешься, насколько то, что мы пишем в начале XXI века, похоже на то, что писали Кесслер, Каутский и другие: «Такая связанность мира, что никакая война невозможна». И дальше происходит мировая война. Видимо, процессы интернационализации или, как говорят сейчас, глобализации носят циклический характер. Если мы обратим внимание на кризис 2008-2009 годов, то он действительно необычен. Кризис продемонстрировал возникшую диспропорцию между связанностью стран через единый круглосуточный биржевой оборот и степенью их координации. Организм, в котором легкие воюют с печенью, а финансовые центры — с промышленностью, не может чувствовать себя хорошо. Одна из причин, по которой мировое хозяйство вошло в фазу длительной плохой динамики, состоит в том, что в такой развилке нужно делать выбор. Например, резко усилить координацию между государствами — но мировое правительство невозможно даже теоретически. Теоретически возможно усиление роли международных судов, и такой путь наметила G20 в 2009 году, но далеко ли мир прошел по этому пути? Даже Англия и Франция не могут договориться о единых подходах к изменению финансового регулирования, что уж говорить о Гвинее и Норвегии или Монголии и Гватемале.

Второй вариант — деглобализация и образование региональных блоков. Это один из вариантов адаптации, и Украина стала первой жертвой такой жесткой конкуренции региональных блоков, с моей точки зрения. Это результат начала новой деглобализационной волны.

Я приведу пример, который имел место в беседах с европейскими коллегами, часто приезжающими к нам на экономический факультет МГУ. В 2007 году в Ялте проходила конференция с участием украинских и европейских экономистов, на которой известный польский деятель Гжегож Колодко (министр финансов Польши с 1994 по 2003 год —прим. «Ленты.ру»), обращаясь к украинцам, сказал: «Украинцы, не рассчитывайте на европейскую помощь. Украина слишком большая страна для того, чтобы Европа могла нести ее на своих плечах. Нам, дай бог, справиться с Болгарией и Румынией. Поэтому постарайтесь договориться с русскими». Я приехал в Киев в декабре 2013 года — в период мирного Майдана, и обнаружил совершенно другую ситуацию. Европейским коллегам я говорил следующее: «Вот в чем разница. В 2007 году вы рассматривали Украину как объект помощи в институциональных реформах. И говорили: "Никак нельзя, у нас нет денег". Сейчас, когда у Евросоюза стало значительно меньше денег, Евросоюз (как и Россия) рассматривает Украину не как страну, в которой нужно провести институциональные реформы, а как страну, которая представляет собой рынок. А здесь большая страна — хорошая страна».

Это смена точки отсчета, которая как раз связана с тем, что логика региональных блоков заставляет смотреть на страну как на рынок. И вот произошло жесткое и открытое столкновение двух формирующихся региональных блоков. И обратите внимание, что и Евразийский экономический блок вплоть до 2008 года, пока не клюнул «жареный петух кризиса», оставался почти демагогической фразой. А как только потребовалось оказать финансовую помощь Минску и Астане, процессы интеграции резко ускорились. Я не утверждаю, что у этой войны есть только экономические причины, но я утверждаю, что экономические причины у нее есть, и это важно осознавать, поскольку, боюсь, это не единственный в мире случай и не последний, так как волна деглобализации может дать последствия в виде холодных и горячих войн.

Что это означает для России? 4 марта было совещание в узком кругу у председателя правительства. Речь шла об основных направлениях деятельности правительства. Нужно произвести ревизию этого документа в новой ситуации. Я не буду говорить о совещании как таковом, но отмечу, что мои следующие тезисы я озвучил на совещании председателю правительства (Дмитрию Медведеву).

Посмотрите, с какой проблемой наша страна подошла к новому этапу геополитических напряжений. Опять берем за точку отсчета кризис 2008-2009 годов. В этом кризисе проявилась та модель роста, в которой Россия жила семь лет, а на самом деле дольше — около 30 лет. А именно — сырьевая модель, дополненная ориентацией экономики на внутренний спрос. Авторы Стратегии-2020 дружно утверждали, что выйти через ту же дверь из кризиса невозможно. Не только потому, что сырьевые цены уходят вниз, но и потому, что мы полностью «отжали» внутренний спрос — население сильно закредитовано. В 2014-2015 годах кредитный рынок начнет сокращаться, поскольку выплаты по прежним займам начнут превосходить то, что граждане в состоянии заимствовать. Рычаг потребительских кредитов выработан, и дальше экономика двигаться не может.

Темпы роста у нас стали падать не с 2014 года, а с 2011-го сразу после восстановительного роста. Вообще же наша экономика входит в состояние анабиоза (чтобы не говорить «клинической смерти»). Санкции здесь ни при чем, цены на нефть здесь ни при чем, речь идет именно об исчерпании модели. Вариантов запуска мотора экономики два. Либо начать активные, либеральные, структурные реформы для создания привлекательного делового климата в стране. Либо вбросить государственные инвестиции в экономику (около 10 триллионов рублей, которые есть в резерве у правительства). В этом случае будет не очень высокий, но несомненный рост экономики к 2018 году. Ну и третий российский вариант — вообще ничего не делать и оставаться в инерционной траектории. Но для последнего варианта нужно иметь хороший денежный запас, а вот он как раз тает. Вот для чего действительно важны цены на нефть — так это для третьего инерционного варианта.

Кстати, в популярное мнение, что падение цен на нефть — результат геополитического заговора, я не верю. На мой взгляд, это простейшая задачка для студентов первого курса. На нефтяном рынке происходит одновременно рецессия в еврозоне и падение темпов роста в Китае, чья экономика чрезвычайно энергоемкая из-за отсталости технологий. При этом начинается борьба за рынки сбыта между саудитами и инновационной американской сланцевой промышленностью. То есть спрос снижается, и идет конкурентная война за рынки — что у вас будет происходить с ценами, уважаемые студенты? При чем здесь геополитические войны, я понять не могу. Но все это смертельный вариант для инерционного сценария.

Теперь о выборе между двумя вариантами. Мне очень нравится либеральный сценарий, он прекрасно работает. Но для его эффективной работы нужно обязательно сделать одну простую вещь — прекратить войну. Механизм привлечения частных инвестиций не может работать, когда он перекрыт санкциями и гигантскими рисками. Для вброса же государственных денег необходимы только валютные ограничения. Ответ на риторический вопрос, что проще, прекратить войну или ввести государственные ограничения, очевиден. Мне этот вариант не нравится, но по издержкам он гораздо легче. Поэтому шансы сценариев с учетом не очень низко упавших цен на нефть выглядят так: 45 процентов — инерционный сценарий, 50 процентов — мобилизационный, 5 процентов — сценарий структурных реформ (позиция, на которой дружно стоят правительство и руководство Центрального банка). Таким образом, проблема в войне, и пока она продолжается, структура сценариев выхода из кризиса будет выглядеть примерно так.

Последняя тема, которую я бы хотел осветить, — можно ли как-то выйти из этой ситуации. Вынести войну за скобки нельзя — с ней надо что-то делать. Понимаю спорность следующего тезиса, но я его выскажу. Давайте посмотрим на Украину как на экономический объект и субъект. Дело в том, что за громом боев из внимания выпало очевидное обстоятельство — это страна, находящаяся на грани дефолта и банкротства. Строго говоря, Украина уже банкрот, просто это не объявлено. Пока никто из кредиторов не предъявил достаточно жестких претензий стране, чтобы дефолт стал фактом и банкротство национального правительства и Национального банка стало признанным международными институтами. Можем ли мы допустить банкротство 50-миллионной страны, расположенной в центре Европы? На мой взгляд, нет. Страшно представить последствия краха социальных институтов на Украине. Война породила трудноперевариваемые потоки населения, а что будет, если схлопнется вся ее социальная система?

Сколько стоит спасение Украины от банкротства? В 2013 году был сделан расчет, что страна нуждается примерно в 50 миллиардах долларов международной помощи. Это не так много на самом деле — сильно меньше, например, чем нужно Греции, но это больше, чем может дать каждая заинтересованная сторона самостоятельно. Ни Европа, ни Россия (а американцев банкротство Украины не касается) не могут дать 50 миллиардов. Россия могла дать такие деньги режиму Януковича, но сейчас не только режим другой, но и Россия другая. У Европы позиция такая: мы обещали Украине 20 миллиардов долларов — мы их дадим. Но этого мало.

Я считаю, что Украина нас поссорила и Украина нас помирит. Нужен совместный российско-европейский проект по предотвращению банкротства Украины. У украинского правительства ситуация близкая к безвыходной. Я чуть-чуть знаю Яценюка и лучше знаю Петра Порошенко, и хочу сказать, что они оба это осознают. Поэтому мне кажется, что надо попытаться, понимая экономические причины и факторы этой войны, вернуться к ней как к явлению, которое может быть прекращено с экономической точки зрения.

Записал Павел Щелин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(44):

1 2 3+1
0 +0−0андрей горбачев00:57:28
02/04/2015
0 +0−0Сергей Степанов18:46:14
01/04/2015
Россиян уже и таджики обслуживать не хотят!
А как они могут хотеть,когда они тут на йух никому не сдались!
0 +0−0андрей горбачев00:51:54
02/04/2015
-5 +4−9Александр Иванов10:21:40
01/04/2015
да никто и не против чтобы новососия отошла к россии. кормите народ и восстанавливайте все разрушенное вашей армией и рашистскими наемниками
Слышь,сашко иванько,надо бы сначала вам ещё один "Котёл"сварганить,взять в плен тысяч 5-6 гарных хлопцев и потом их руками восстанавливать Донбасс! А то вы всё на халявку стремитесь!
0 +0−0Екатерина Кудинова22:45:07
01/04/2015
Глупо искать какие-то экономические причины, где только одна "геополитика"
0 +0−0Наталия Турулина21:10:50
01/04/2015
Как бывшая однокурсница А. Аузана по МГУ,и как человек,более 60 лет живущий и в Украине и в России,знаю проблему не понаслышке, Тем более,40 лет занимаюсь международной экономикой.Во многом Аузан прав,но обывателю трудно понять язык ученого,конечно,надо попроще было объяснить,тогда не было бы примитивных комменсов.
0 +0−0Сергей Степанов18:46:14
01/04/2015
-1 +0−1kmirom12:57:07
01/04/2015
одно упущение:при мобилизационном варианте
рабочие руки беженцев из схлопнувшейся Украины
будут вовсе не лишними.
Россиян уже и таджики обслуживать не хотят!
0 +0−0Евгений-Тамара Лозовой18:32:09
01/04/2015
видимо не знает старинного изречения иудеев - и если не ты сам за себя, то кто жа за тебя и если не сейчас- то когда ?????
0 +1−1николай денисов18:00:54
01/04/2015
-1 +4−5Сергей Ъ09:10:25
01/04/2015
Афтар фантазёр и экономический романтик обчитавшийся "переписки Энгельса с, этим как его чёрта?, Каутским!".
Война идёт за передел сфер влияния, между совковой воровской "элитой" и старой еврейской/европейской знатью. Путин мечтает стать её частью ценой принесения в жертву России, НЕ СТАНЕТ!!!
Пока жертва только Украина. А насчет европейской знати вы дружок загнули. Вы когда последний раз смотрели в лица этих вырожденцев? Война за сферы влияния, а точнее за рынок-согласен. Только участники другие: США и ЕС.
0 +1−1николай денисов17:54:14
01/04/2015
Слишком дорого обходятся России забавы Киевских политиков. Они научились только заваривать кашу,а вот расхлебывать предлагается России. А почему собственно? Нас пугают потоками беженцев. А пускай ЕС принимает беглецов. Ведь Украина практически вступила союз, и ей были обещаны блага союза. Вот пусть и предоставят эти блага.
0 +1−1Oleg FromPerm16:22:18
01/04/2015
Комментарий удалён.
Ты кунилингус умен не по годам! Китайские технологии реально в углу курят по сравнению с твоими усраинскими, да что уж там вся экономика Китая ничто по сравнению бюджета г.Куев.
0 +2−2Oleg FromPerm16:11:04
01/04/2015
-1 +1−2Alexander Rokov15:17:28
01/04/2015
Ватные мyдаки, а вы задумывались, ПОЧЕМУ даже Путин не собирается претворяться ваши планы в жизнь и на идее так называемой Новороссии поставлен жирный крест?
Мудак это ты. Никто и не собирался присоединять ЛНР и ДНР, это буферная зона которую мы будем защищать от НАТО скачущего на хохлотушках. А жирный крест уже впечатан в твоего яйценюха и попрошенко
0 +0−0Vassily Khodyrev14:46:17
01/04/2015
0 +0−0Владислав Сурков14:17:50
01/04/2015
«Роснефть» и ряд ее «дочек» договорились об урегулировании споров с компаниями группы Yukos. Об этом говорится в сообщении «Роснефти».

В заявлении компании отмечается, что «в соответствии с условиями соглашения стороны отказываются от всех взаимных претензий и прекращают все существующие судебные и иные споры, а также обязуются не предъявлять друг к другу никаких претензий в будущем в связи с банкротством и ликвидацией НК "Юкос"».
«Роснефть» урегулировала споры с компаниями группы Yukos
Ты разберись сначала о чем здесь речь идет. Юкос не договаривался с государством Россия о прощении 50 млрд. Акционеры, выигравшие этот суд, недавно пообещали лишь что, когда эти 50 будут выплачены, они откажутся от требований на 2 млрд. дополнительно назначенных ЕСПЧ. Как знак великодушия.
Не путай государство "Россия" и ОАО Роснефть. У каждой свои грехи и Роснефть, уже много выплатившая, договорилась о прощении остатков (пара сотен миллионов баксов). Другая сторона согласилась удовлетвориться 50 млрд.
Осознавая скорый грохот с этим внутри страны, наши выпятили эту, не очень много значащую, новость. Многие повелись.
0 +0−0Владислав Сурков14:17:50
01/04/2015
-2 +1−3Vassily Khodyrev14:06:21
01/04/2015
Что за мелочь 50 млрд. Мы столько сейчас за ЮКОС отвалим. А на Украину с нас еще больше разденут. За нее можно не беспокоиться.
«Роснефть» и ряд ее «дочек» договорились об урегулировании споров с компаниями группы Yukos. Об этом говорится в сообщении «Роснефти».

В заявлении компании отмечается, что «в соответствии с условиями соглашения стороны отказываются от всех взаимных претензий и прекращают все существующие судебные и иные споры, а также обязуются не предъявлять друг к другу никаких претензий в будущем в связи с банкротством и ликвидацией НК "Юкос"».
«Роснефть» урегулировала споры с компаниями группы Yukos
0 +5−5Николай Твердохлебов09:20:59
01/04/2015
Бессмысленная статья. Не верю, что уважаемый автор не понимает, кто и почему истинный автор случившегося. Тем более, что причина, несомненно, экономическая. Но рынок Украины - нанообъект по сравнению с истинными ставками в игре. К счастью для России, да и для большей части мира, банкующий сам лишил себя значительной части козырей и вынужден блефовать.
0 +5−5Жизненный Высокопочтенный08:40:09
01/04/2015
хорошая статья. Не оценивая итоги, просто скажу что написано, внятно, трезво и без истерик
-1 +0−1Сергей Степанов18:44:03
01/04/2015
3 +5−2Тина Маякова11:39:56
01/04/2015
Такое впечатление, что автор плохо шутит. Это примерно как предложит ь Сталину в апреле 1945 года помочь Гитлеру спасти Германию. Ну там денег дать, а то немцы же голодают. А ничего, что они как кричали "Москоляку на гиляку" так и продолжают кричать?
Они вас троллят! А вы ведётесь. Тому, что на заборе написанно тоже верите?
-1 +0−1Георгий Агеев17:46:47
01/04/2015
ага. Да конечно. Только пусть со стороны России деньги дают росиянские олигархи. Русских налогоплательщиков не трогайте. Ни гроша им на это дело не дадим.
-1 +1−2Alexander Rokov15:17:28
01/04/2015
7 +11−4Алекс К09:48:38
01/04/2015
А чего ради мы должны спасать Украину?
Самое лучшее - "закрыть" это государственное недоразумение. Пусть Новороссия отходит к России, и о социалке Новоросии будет заботиться Россия. Западные области пусть отходят к Польше, и о социалке в тех регионах будет заботиться Польша. Что-то пусть Словакия забирает, что-то Молдавия, что-то - Венгрия и Румыния...
А Порошенко с Яйценюхом пусть едут в Лондон.
Ватные мyдаки, а вы задумывались, ПОЧЕМУ даже Путин не собирается претворяться ваши планы в жизнь и на идее так называемой Новороссии поставлен жирный крест?
-1 +0−1kmirom12:57:07
01/04/2015
одно упущение:при мобилизационном варианте
рабочие руки беженцев из схлопнувшейся Украины
будут вовсе не лишними.
-1 +4−5Сергей Ъ09:10:25
01/04/2015
0 +5−5Жизненный Высокопочтенный08:40:09
01/04/2015
хорошая статья. Не оценивая итоги, просто скажу что написано, внятно, трезво и без истерик
Афтар фантазёр и экономический романтик обчитавшийся "переписки Энгельса с, этим как его чёрта?, Каутским!".
Война идёт за передел сфер влияния, между совковой воровской "элитой" и старой еврейской/европейской знатью. Путин мечтает стать её частью ценой принесения в жертву России, НЕ СТАНЕТ!!!
-2 +1−3Vassily Khodyrev14:06:21
01/04/2015
Что за мелочь 50 млрд. Мы столько сейчас за ЮКОС отвалим. А на Украину с нас еще больше разденут. За нее можно не беспокоиться.
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь