Пять тысяч боевиков на границе

00:24 23/03/2015 Бывший СССР
Пять тысяч боевиков на границе

Масштабная антитеррористическая операция в Туркмении, которую не удалось удержать в секрете, выявила важную проблему — активизацию террористического подполья на афгано-туркменской границе. Принято считать, что в этом регионе действуют боевики «Исламского государства» (ИГ) и если они сумеют прорваться на территорию страны, дестабилизируется вся Средняя Азия. По мнению директора Центра исследования Афганистана во Франкфурте-на-Майне, бывшего главы Центра стратегических исследований МИД Афганистана Азиза Арианфара, прежде чем начнется инфильтрация боевиков в Среднюю Азию, дестабилизации должна подвергнуться вся Исламская Республика Афганистан (ИРА). В интервью «Ленте.ру» он рассказывает об источниках финансирования ИГ, а также влиянии различных правительств на политику этой террористической организации.

«Лента.ру»: Какие особенности в действиях террористической организации «Исламское государство» отметили бы лично вы?

Азиз Арианфар: Их масса, поскольку структура организации постоянно меняется, равно как и центры управления. ИГ — один из самых многоцелевых и многослойных террористических проектов последних лет. Для меня лично любопытнее всего выглядит такая деталь: доподлинно сказать, какие страны имели отношение к формированию архитектуры организации, невозможно. Насколько я знаю, даже у экспертов нет единого мнения по этому вопросу. Да, немалая часть специалистов склоняется к участию американской стратегической корпорации RAND — в пользу этой версии свидетельствует и регион, откуда первоначально финансировался проект: ряд моих источников вполне достоверно указывает на Саудовскую Аравию. Однако даже эту похожую на правду версию подтвердить нечем.

Что можно сказать о целях организации? Существует гипотеза, что даже текущие интересы ИГ выходят далеко за пределы контролируемого региона?

Очевидно, что первоначальной задачей было отстранение от власти Башара Асада при активном участии спецслужб Турции. После провала этой операции проект перенесли на территорию Ирака. Далее произошло важное перераспределение — Саудовская Аравия перестала финансировать группировку, и управление финансами отошло к Катару, после чего и возникло нынешнее ИГ. Сейчас проект пытаются превратить в глобальный, охватывающий весь исламский мир.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что боевики ИГ со временем передислоцируются в Афганистан и Среднюю Азию. Более того, уже распространяется информация, правда, бездоказательная, о начале этих процессов.

Да, я согласен с коллегами: деятельность некоторой части ИГ со временем может быть перенесена на территорию Афганистана и даже Пакистана. Возможно, это будет делаться для дальнейшего воздействия на страны СНГ, в том числе и на республики Средней Азии. Однако смена региона — серьезная задача, требующая подготовки.

Я встречаю немало информации о появлении в различных регионах Афганистана и даже более укрепленного Пакистана целых отрядов ИГ, но вынужден признаться: подавляющее большинство этих сообщений не выдерживает критики, они неубедительны.

Пока, как мне представляется, активизация ИГ ощущается и может усилиться в северо-западных провинциях Афганистана, в частности в Герате, Бадгисе и Фариабе. Дойдет и до Туркмении. Но связано это не с малопонятным желанием прорваться в Среднюю Азию, а с прокладкой трубопровода ТАПИ для поставки туркменского газа в Пакистан и Индию.

Дело здесь в том, что главный на сегодняшний день спонсор ИГ — Катар — в настоящее время занимает монопольные позиции в экспорте сжиженного газа в Пакистан, в Индию и страны Юго-Восточной Азии, а также доминирует по поставкам в Китай, Японию и Корею. Конечно, в Катаре не хотят терять монополию. В случае если трубопровод будет проложен, цена на газ на этих рынках упадет. Поэтому спецслужбы Катара воздействовали на ситуацию по своим каналам и сосредоточили подконтрольные им силы боевиков на северо-западе Афганистана.

По разным источникам, до пяти тысяч боевиков сейчас «работают» в этих провинциях. Ежедневно на афганско-туркменской границе проходят боестолкновения, есть жертвы.

А в информационном поле ничего нет.

По моим данным, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов предложил принять участие в охране государственной границы частным военным компаниям, поскольку силовые структуры республики уже не справляются с задачей стабилизации границы с Афганистаном. Кстати, по этому поводу туркменское руководство проводит консультации с Россией, Ираном и Китаем.

Получается, что боевики ИГ используются в том числе как наемная армия.

Вы не представляете, насколько вы правы. Например, помимо Катара в проекте принимает активное участие Турция — правда, к данному моменту, спецслужбы Турции вынуждены делить влияние с катарскими «друзьями». Анкара ведь тоже не заинтересована в поставках туркменского газа как в южном направлении, так и в направлении Китая (куда, согласно предварительным планам, должно уходить не менее 65 миллиардов кубометров туркменского газа в год —прим. «Ленты.ру»). Есть даже мнение, что с необходимостью координации этой деятельности связан и недавний внезапный визит премьер-министра Турции в Пакистан. Имеются неподтвержденные данные о том, что Катар выделил 70 миллионов долларов на дестабилизацию афганско-туркменской границы. Но это только первый транш, охватить весь регион и Пакистан пока нереально, следует ждать усиления активности по экспорту дестабилизации, в том числе в направлении на Иран, против стран Средней Азии и даже России.

То есть проблема все-таки имеет среднеазиатское звучание. Но в таком случае дестабилизация в первую очередь должна касаться Афганистана. А это предполагает интенсивное проникновение боевиков на территорию ИРА.

К сожалению, да. Но есть одна важная деталь: сейчас в Афганистане и регионе идет сложная борьба спецслужб, поэтому некоторые из тех группировок, которые раньше называли себя талибами, просто спустили белые флаги и подняли вместо белых черные — «Исламского государства». Надели маски и стали именовать себя боевиками ИГ. Их сущность от этого не меняется. Война превратилась в средство выживания. Лишь бы заказчики платили, а под каким названием ведется борьба и с какой идеологией, не имеет особого значения.

То есть идеология «Талибана» уже не так популярна в Афганистане?

Приведу пример. Нынешнее правительство Афганистана по своей сути — временное, переходное, не удержится у власти надолго. Где-то через полтора года будет созвана Лойя Джирга (совет старейшин, собираемый из представителей этнических и родоплеменных групп, регионов в стране —прим. «Ленты.ру»), по результатам которой часть талибов примут участие в новом проекте, в новом правительстве. И это правильно, нужно искать компромиссы. По сути, повторится «советский» опыт, когда накануне вывода войск создали подобный проект, и около шести провинций было предложено отдать под управление моджахедам.

Однако что тогда, что сейчас эта мера не решает никаких проблем в Афганистане. Другая часть талибов — более радикальная, «непримиримая», продолжит воевать против правительства. И я не удивлюсь, когда вместо белого флага «Талибана» поднимут черный флаг ИГ.

Добавлю, что совсем недавно на автодороге Кабул-Кандагар были похищены около 30 шиитов-хазарейцев.Так вот, те, кто их похитил, назвали себя приверженцами ИГ. Оппозиция продолжит выступления против кабульских властей, а поскольку все боятся Исламского государства, то она очень быстро себя переименует. Поймите правильно, ничего святого для них нет.

Насколько широка сеть оппозиционных группировок на границе с Таджикистаном?

Не слишком широка. Но есть информация, что в ближайшее время около пяти тысяч боевиков будут расквартированы в провинциях Бадахшан, Тахар и Кундуз. Их активность может быть направлена в сторону Таджикистана, а дальше — Узбекистана, и Киргизии, и Казахстана. Этот проект финансируется преимущественно из Саудовской Аравии, они стремятся через религиозный радикализм распространить свое влияние, расширить свое геополитическое поле деятельности. Однако я хотел бы заметить, что важны не только приграничные группировки. Важно, что ситуация в Афганистане на фоне слабого правительства крайне нестабильна.

Что вы имеете в виду?

Я имею в виду количество «полевых» проектов, которые сейчас формируются в ИРА. Об их многообразии надо писать исследование, времени нашей беседы не хватит, чтобы рассказать обо всех деталях.

Вспомните хотя бы, что на востоке Афганистана действуют боевики (бывшего премьер-министра Афганистана Гульбеддина —прим. «Ленты.ру») Хекматияра и «сеть Хаккани» (исламистская террористическая группировка, действующая на территории Афганистана и Пакистана —прим. «Ленты.ру»), воюющая, в основном, в провинции Хост. Они не поддержат любое правительство в Кабуле, даже если оно будет оформляться под названием «Исламского Эмирата».

Этот проект неуверенно контролируется китайцами, в этой среде слишком сильно влияние фундаменталистских кругов Пакистана и Саудовской Аравии, способной перехватить и инициативу финансирования. Между прочим, в свое время именно сеть Хаккани рассматривалась как основная угроза для Средней Азии.

Как противодействовать столь тотальной дестабилизации региона?

Для начала важно понять, откуда исходят угрозы, каковы мотивации действующих сил, их потенциал, источники финансирования и так далее. Необходимо глубокое исследование проблемы. Пока же страны СНГ, Россия и Запад зациклены на ближневосточных боевиках ИГ. Эта зацикленность тиражируется в СМИ и отвлекает внимание от реальности, которая намного сложнее отдельно взятых террористических организаций. Создание полной картины происходящего во всем разнообразии позволит сформировать и методы противодействия, которые могут и не быть универсальными для всех угроз.

Михаил Пак
Андрей Князев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(61):

0 +0−0Adolf Hitler01:33:20
26/03/2015
5.Разумеется,необходимо привлеч к етим и и другим проектам государства Евросоюза,обеспечив им возможность участия в инвестпроектах.Необходимо вернуть интересы економической и политической стабильности Туркменистана в русло взаимодействия с СНГ,обеспечить реализацию сырья в местных проектах или совместных проектах СНГ внутри Союза или в Европе..убрать интересы Катара и средства етой страны из региона.
6.Начать активную работу по созданию ассимилиционного буфера в Северных провинциях Афганистана.С вовлечения в проект создания независимой военноекономической зоны развития с помошью стран не заинтресованных в дестабилизации любой формы в етой стране..с помошью Ирана,Индии,Пакистана и КНР с СНГ -включительно.В етом случае Европа обязана проявить активность военного содействия вне формации НАТО.
7.Создать еффективную систему контроля и отчетности движения капитала,енрго и людских ресурсов внутри Республик Средней Азии и за их границы.
8.Наиважнеяшая задача-ликвидация наркотрафика,и все что связано с распространением и употреблением наркотиков.Ликвидация очагов религиозной пропаганды и оборота оружия.Обеспечение занятости населения,его проф обучения,и социального минимума.
0 +0−0Adolf Hitler01:32:27
26/03/2015
2.Россия в лице стран СНГ должна способствовать принятию в Союз бывших Советских Среднеазиатских республик.Создать ударно-оборонительный кулак в приграничных рай онах с Афгханистаном и Китаем.Сеть тренировочных центров,аеродромов,укрепрай онов,тылового снабжения.Создать мобильные группировки основных сил противодействия,а так же новейшие центры котрразведки,внутренней разведки,диверсионные и пропаганд. мобильные группы в каждой Среднеазиатской республике.Создать отдельную службу по религиозным вопросам с мошным информационным центром.Создать базу данных на каждого жителя,где бы он ни прибывал,чем бы он ни занимался,и кем бы он ни был---поголовно.
3.Четко обозначить контроль и границы деятельности каждой административной структуры,и религиозного института-государство должно знать,кто и чем занят..
0 +0−0Adolf Hitler01:29:14
26/03/2015
1.1.Ликвидировать господство доллара в Евразии и особенно на территории бывшего СССР.Достаточно если руководство Германии создаст(ето надо было сделать еше 15 лет назад)условия-проект для централизованного распределения закупаемых и добываемых Евросоюзом всех енергоресурсов...Разумеется,надеятся на согласие всех членов Союза не приходится..особенно Английского економического лобби.Вместе с етим Германия должна вернуть свою национальную Марку,привязать к ней Евро,и другие европейские валюты..Ета же марка должна стать единым оборотным средством в взаиморасчетах между Унией и СНГ.
0 +0−0Adolf Hitler00:32:34
26/03/2015
test
0 +0−0Исраил Лорсанов15:30:56
25/03/2015
0 +1−1Arrhiel Lapple20:46:25
23/03/2015
казахи никогда мусульманами не были, им мозги запудрить легче. Наша религия Тенгри. До многих в Казахстане нефтяные деньги так и не доходят, бедность — благодатное поле для “одухотворенных” товарищей — люди, не достучавшиеся до чиновника уходят в религию. Поэтому они и в Сирии, потому что здесь давят.
казахи никогда не были мусульманами, узбеки тоже не были
чеченцы тоже не были мусульманами
но приняли ислам от дагестанца знавший чеченский
и чеченские старейшины приняли истину

Мы свидетельствуем, как мы и знали, что нет Бога кроме Одного Бога, и что Мухаммад Его Посланник, так как ничто из того, что ты рассказал - чему он учил, и из ниспосланного ему Богом Корана, не противоречит нашим Святым Обычаям и Традициям.

Мы принимаем пять ежедневных намазов, так как это только способствует чистоте тела и духа, и потому, что эти пять намазов в день сможет выполнять только мужественный человек

Также мы принимает этот месячный пост, так как и держать пост месяц сможет только мужественный человек

Также мы принимаем и закят в помощь слабым и нуждающимся, так как это Благородно, и так как мы все обеспечены всем необходимым.

Также мы принимаем и Хадж в Мекку, на Родину Посланника Бога, так как это угодно Богу, плюс, это будет хорошим путешествием.
0 +0−0Исраил Лорсанов15:15:33
25/03/2015
0 +0−0zfr z13:24:21
24/03/2015
Тенгри - это язычество и идолопоклонство.
А Ислам - это единственная спасительная религия Казахстана. Но... раз казахи отвернулись от Ислама. Казахстан станет провинцией России!
ислам - спасение любого общества
но, если исламу следуют строго

а не как игил, которые убивают за просмотр футбола

и не как муфтии России которые писдят про традиционный ислам и не традиционный
0 +0−0Arrhiel Lapple08:31:03
25/03/2015
0 +0−0Барыгин Амурский16:24:16
24/03/2015
когда спят зубами к стенке
тоже правда )
0 +0−0Барыгин Амурский16:24:16
24/03/2015
0 +0−0Arrhiel Lapple14:20:51
24/03/2015
да и с Россией неплохо, с соседями надо дружить. Русские не такие плохие, если с ними по-хорошему)) душевные, вежливые люди!
когда спят зубами к стенке
0 +0−0Барыгин Амурский16:21:19
24/03/2015
1 +4−3Виталий Рамкулов06:48:26
23/03/2015
не пора ли Катару и прочим Саудовским Аравиям как следует врезать по соплям чтобы они прекратили экстремистов финансировать, начиная еще с чеченских боевиков ? слишком обнаглели эти ближневосточные тоталитарные режимы, пора принести им свет демократии чтобы им стало не до чужих стран.....
или россии врезать,чтоб не финансировала и вооружала донецких,луганских террористов.
0 +0−0Ферзь Вавилонский16:14:37
24/03/2015
1 +1−0Вася Иванов11:48:59
24/03/2015
Какое же ты тупое. Хотя этому вас хозяева учат: декларативно всё что угодно заявлять.
Вася Иванов » Ольга Иванушкинаш 5 часов назад
Какое же ты тупое..
___________________________________ как громадянин.
0 +0−0Ферзь Вавилонский16:12:38
24/03/2015
Комментарий удалён.
Так писал цензор и молвил порошок.. "Тупой как громадянин" - новая поговорка.
0 +0−0Ферзь Вавилонский16:10:12
24/03/2015
-2 +0−2путин кабысдох11:30:06
23/03/2015
Ждем ИГИЛ в России.
Они Кадырку быстро за коки подвесят.
Тебе то чего ждать пес смердящий? Твое дело вонять на Ленте, упиваясь чтением Цензора, живя мечтами о лучшей жизни..
0 +0−0Ферзь Вавилонский15:46:12
24/03/2015
4 +5−1Роман Груздев07:56:33
23/03/2015
Гурбангулы вместо золотых статуй нужно было закупать вооружение и усиливать армию. Туркмения, с ее месторождениями, лакомый кусочек для ИГ.
сибариты хреновы..
0 +0−0Ферзь Вавилонский15:44:05
24/03/2015
-3 +0−3путин кабысдох11:30:58
23/03/2015
Не будет рашки.
новости о чем угодно, а какл воет о своем..
0 +0−0Arrhiel Lapple14:20:51
24/03/2015
0 +0−0zfr z13:24:21
24/03/2015
Тенгри - это язычество и идолопоклонство.
А Ислам - это единственная спасительная религия Казахстана. Но... раз казахи отвернулись от Ислама. Казахстан станет провинцией России!
да и с Россией неплохо, с соседями надо дружить. Русские не такие плохие, если с ними по-хорошему)) душевные, вежливые люди!
0 +0−0zfr z13:24:21
24/03/2015
0 +1−1Arrhiel Lapple20:46:25
23/03/2015
казахи никогда мусульманами не были, им мозги запудрить легче. Наша религия Тенгри. До многих в Казахстане нефтяные деньги так и не доходят, бедность — благодатное поле для “одухотворенных” товарищей — люди, не достучавшиеся до чиновника уходят в религию. Поэтому они и в Сирии, потому что здесь давят.
Тенгри - это язычество и идолопоклонство.
А Ислам - это единственная спасительная религия Казахстана. Но... раз казахи отвернулись от Ислама. Казахстан станет провинцией России!
0 +0−0Вася Иванов11:42:19
24/03/2015
0 +0−0Max Smag10:23:40
24/03/2015
Религиозному радикализму больше подвержена молодежь. Развитие молодежной политики позволит занять молодежь полезными делами.
Так не надо пропагандировать религии всевозможные в XXI веке. Тогда положить будет на унылые попытки воздействовать на сознание.
0 +0−0Валерий Яковлев11:22:57
24/03/2015
-2 +0−2путин кабысдох11:30:06
23/03/2015
Ждем ИГИЛ в России.
Они Кадырку быстро за коки подвесят.
...оннако ты и размечталси...
0 +0−0Валерий Яковлев11:20:35
24/03/2015
1 +4−3Виталий Рамкулов06:48:26
23/03/2015
не пора ли Катару и прочим Саудовским Аравиям как следует врезать по соплям чтобы они прекратили экстремистов финансировать, начиная еще с чеченских боевиков ? слишком обнаглели эти ближневосточные тоталитарные режимы, пора принести им свет демократии чтобы им стало не до чужих стран.....
Так их,так,по попе,по попе...
0 +0−0Max Smag10:39:28
24/03/2015
1 +5−4Ёрс Трули01:29:54
23/03/2015
Вообще-то, этот "эксперт" - выпускник геофака МГУ. Провёл в России много лет в 80-х и 90-х. Работал в советских издательствах. Переводил правильные книги для издания в Иране. Пишет правильные блоги на родном языке, но с российских сайтов. Выступает в роли эксперта, когда российские СМИ хотят озвучить правильную точку зрения на проблемы Афганистана. Единолочно является самопровозглашённым Центром Исследования Афганистана ("Centre for Afghan Studies and Research"). В общем, нейтральный и авторитетный источник правдивой информации. Такой, какие сейчас очень нужны Ленте.
Информация заслуживает быть услышанной. Мнение высказано толково. И без знания Средней Азии изнутри, приводить контраргументы тяжело.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь