Пять тысяч боевиков на границе

00:24 23/03/2015 Бывший СССР
Пять тысяч боевиков на границе
"Охотясь на чудовищ, опасайся сам стать чудовищем. И глядя в Бездну помни, что и Бездна смотрит в тебя" © Иногда США создает слишком большие проблемы

Масштабная антитеррористическая операция в Туркмении, которую не удалось удержать в секрете, выявила важную проблему — активизацию террористического подполья на афгано-туркменской границе. Принято считать, что в этом регионе действуют боевики «Исламского государства» (ИГ) и если они сумеют прорваться на территорию страны, дестабилизируется вся Средняя Азия. По мнению директора Центра исследования Афганистана во Франкфурте-на-Майне, бывшего главы Центра стратегических исследований МИД Афганистана Азиза Арианфара, прежде чем начнется инфильтрация боевиков в Среднюю Азию, дестабилизации должна подвергнуться вся Исламская Республика Афганистан (ИРА). В интервью «Ленте.ру» он рассказывает об источниках финансирования ИГ, а также влиянии различных правительств на политику этой террористической организации.

«Лента.ру»: Какие особенности в действиях террористической организации «Исламское государство» отметили бы лично вы?

Азиз Арианфар: Их масса, поскольку структура организации постоянно меняется, равно как и центры управления. ИГ — один из самых многоцелевых и многослойных террористических проектов последних лет. Для меня лично любопытнее всего выглядит такая деталь: доподлинно сказать, какие страны имели отношение к формированию архитектуры организации, невозможно. Насколько я знаю, даже у экспертов нет единого мнения по этому вопросу. Да, немалая часть специалистов склоняется к участию американской стратегической корпорации RAND — в пользу этой версии свидетельствует и регион, откуда первоначально финансировался проект: ряд моих источников вполне достоверно указывает на Саудовскую Аравию. Однако даже эту похожую на правду версию подтвердить нечем.

Что можно сказать о целях организации? Существует гипотеза, что даже текущие интересы ИГ выходят далеко за пределы контролируемого региона?

Очевидно, что первоначальной задачей было отстранение от власти Башара Асада при активном участии спецслужб Турции. После провала этой операции проект перенесли на территорию Ирака. Далее произошло важное перераспределение — Саудовская Аравия перестала финансировать группировку, и управление финансами отошло к Катару, после чего и возникло нынешнее ИГ. Сейчас проект пытаются превратить в глобальный, охватывающий весь исламский мир.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что боевики ИГ со временем передислоцируются в Афганистан и Среднюю Азию. Более того, уже распространяется информация, правда, бездоказательная, о начале этих процессов.

Да, я согласен с коллегами: деятельность некоторой части ИГ со временем может быть перенесена на территорию Афганистана и даже Пакистана. Возможно, это будет делаться для дальнейшего воздействия на страны СНГ, в том числе и на республики Средней Азии. Однако смена региона — серьезная задача, требующая подготовки.

Я встречаю немало информации о появлении в различных регионах Афганистана и даже более укрепленного Пакистана целых отрядов ИГ, но вынужден признаться: подавляющее большинство этих сообщений не выдерживает критики, они неубедительны.

Пока, как мне представляется, активизация ИГ ощущается и может усилиться в северо-западных провинциях Афганистана, в частности в Герате, Бадгисе и Фариабе. Дойдет и до Туркмении. Но связано это не с малопонятным желанием прорваться в Среднюю Азию, а с прокладкой трубопровода ТАПИ для поставки туркменского газа в Пакистан и Индию.

Дело здесь в том, что главный на сегодняшний день спонсор ИГ — Катар — в настоящее время занимает монопольные позиции в экспорте сжиженного газа в Пакистан, в Индию и страны Юго-Восточной Азии, а также доминирует по поставкам в Китай, Японию и Корею. Конечно, в Катаре не хотят терять монополию. В случае если трубопровод будет проложен, цена на газ на этих рынках упадет. Поэтому спецслужбы Катара воздействовали на ситуацию по своим каналам и сосредоточили подконтрольные им силы боевиков на северо-западе Афганистана.

По разным источникам, до пяти тысяч боевиков сейчас «работают» в этих провинциях. Ежедневно на афганско-туркменской границе проходят боестолкновения, есть жертвы.

А в информационном поле ничего нет.

По моим данным, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов предложил принять участие в охране государственной границы частным военным компаниям, поскольку силовые структуры республики уже не справляются с задачей стабилизации границы с Афганистаном. Кстати, по этому поводу туркменское руководство проводит консультации с Россией, Ираном и Китаем.

Получается, что боевики ИГ используются в том числе как наемная армия.

Вы не представляете, насколько вы правы. Например, помимо Катара в проекте принимает активное участие Турция — правда, к данному моменту, спецслужбы Турции вынуждены делить влияние с катарскими «друзьями». Анкара ведь тоже не заинтересована в поставках туркменского газа как в южном направлении, так и в направлении Китая (куда, согласно предварительным планам, должно уходить не менее 65 миллиардов кубометров туркменского газа в год —прим. «Ленты.ру»). Есть даже мнение, что с необходимостью координации этой деятельности связан и недавний внезапный визит премьер-министра Турции в Пакистан. Имеются неподтвержденные данные о том, что Катар выделил 70 миллионов долларов на дестабилизацию афганско-туркменской границы. Но это только первый транш, охватить весь регион и Пакистан пока нереально, следует ждать усиления активности по экспорту дестабилизации, в том числе в направлении на Иран, против стран Средней Азии и даже России.

То есть проблема все-таки имеет среднеазиатское звучание. Но в таком случае дестабилизация в первую очередь должна касаться Афганистана. А это предполагает интенсивное проникновение боевиков на территорию ИРА.

К сожалению, да. Но есть одна важная деталь: сейчас в Афганистане и регионе идет сложная борьба спецслужб, поэтому некоторые из тех группировок, которые раньше называли себя талибами, просто спустили белые флаги и подняли вместо белых черные — «Исламского государства». Надели маски и стали именовать себя боевиками ИГ. Их сущность от этого не меняется. Война превратилась в средство выживания. Лишь бы заказчики платили, а под каким названием ведется борьба и с какой идеологией, не имеет особого значения.

То есть идеология «Талибана» уже не так популярна в Афганистане?

Приведу пример. Нынешнее правительство Афганистана по своей сути — временное, переходное, не удержится у власти надолго. Где-то через полтора года будет созвана Лойя Джирга (совет старейшин, собираемый из представителей этнических и родоплеменных групп, регионов в стране —прим. «Ленты.ру»), по результатам которой часть талибов примут участие в новом проекте, в новом правительстве. И это правильно, нужно искать компромиссы. По сути, повторится «советский» опыт, когда накануне вывода войск создали подобный проект, и около шести провинций было предложено отдать под управление моджахедам.

Однако что тогда, что сейчас эта мера не решает никаких проблем в Афганистане. Другая часть талибов — более радикальная, «непримиримая», продолжит воевать против правительства. И я не удивлюсь, когда вместо белого флага «Талибана» поднимут черный флаг ИГ.

Добавлю, что совсем недавно на автодороге Кабул-Кандагар были похищены около 30 шиитов-хазарейцев.Так вот, те, кто их похитил, назвали себя приверженцами ИГ. Оппозиция продолжит выступления против кабульских властей, а поскольку все боятся Исламского государства, то она очень быстро себя переименует. Поймите правильно, ничего святого для них нет.

Насколько широка сеть оппозиционных группировок на границе с Таджикистаном?

Не слишком широка. Но есть информация, что в ближайшее время около пяти тысяч боевиков будут расквартированы в провинциях Бадахшан, Тахар и Кундуз. Их активность может быть направлена в сторону Таджикистана, а дальше — Узбекистана, и Киргизии, и Казахстана. Этот проект финансируется преимущественно из Саудовской Аравии, они стремятся через религиозный радикализм распространить свое влияние, расширить свое геополитическое поле деятельности. Однако я хотел бы заметить, что важны не только приграничные группировки. Важно, что ситуация в Афганистане на фоне слабого правительства крайне нестабильна.

Что вы имеете в виду?

Я имею в виду количество «полевых» проектов, которые сейчас формируются в ИРА. Об их многообразии надо писать исследование, времени нашей беседы не хватит, чтобы рассказать обо всех деталях.

Вспомните хотя бы, что на востоке Афганистана действуют боевики (бывшего премьер-министра Афганистана Гульбеддина —прим. «Ленты.ру») Хекматияра и «сеть Хаккани» (исламистская террористическая группировка, действующая на территории Афганистана и Пакистана —прим. «Ленты.ру»), воюющая, в основном, в провинции Хост. Они не поддержат любое правительство в Кабуле, даже если оно будет оформляться под названием «Исламского Эмирата».

Этот проект неуверенно контролируется китайцами, в этой среде слишком сильно влияние фундаменталистских кругов Пакистана и Саудовской Аравии, способной перехватить и инициативу финансирования. Между прочим, в свое время именно сеть Хаккани рассматривалась как основная угроза для Средней Азии.

Как противодействовать столь тотальной дестабилизации региона?

Для начала важно понять, откуда исходят угрозы, каковы мотивации действующих сил, их потенциал, источники финансирования и так далее. Необходимо глубокое исследование проблемы. Пока же страны СНГ, Россия и Запад зациклены на ближневосточных боевиках ИГ. Эта зацикленность тиражируется в СМИ и отвлекает внимание от реальности, которая намного сложнее отдельно взятых террористических организаций. Создание полной картины происходящего во всем разнообразии позволит сформировать и методы противодействия, которые могут и не быть универсальными для всех угроз.

Михаил Пак
Андрей Князев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(61):

10 +12−2Панас00:37:29
23/03/2015
"Охотясь на чудовищ, опасайся сам стать чудовищем. И глядя в
Бездну помни, что и Бездна смотрит в тебя" ©
Иногда США создает слишком большие проблемы
5 +6−1Arrhiel Lapple11:20:39
23/03/2015
Короче, ясно, что Средняя Азия это пистец какой-то. Во всех республиках правовой произвол и коррупция, население бедствует, молодым, здоровым, крепким ребятам нет применения в труде и производстве, им приходится ехать в Московию: жить в скотских условиях, где они рабы и недочеловеки. Всё эта исламисткая шняга грохнет с года на год. И Казахстан не исключение.
4 +6−2Vasily G11:19:13
23/03/2015
10 +12−2Панас00:37:29
23/03/2015
"Охотясь на чудовищ, опасайся сам стать чудовищем. И глядя в
Бездну помни, что и Бездна смотрит в тебя" ©
Иногда США создает слишком большие проблемы
Ну россия создает проблем не меньше
4 +5−1Роман Груздев07:56:33
23/03/2015
Гурбангулы вместо золотых статуй нужно было закупать вооружение и усиливать армию. Туркмения, с ее месторождениями, лакомый кусочек для ИГ.
3 +3−0Max Smag09:39:45
24/03/2015
Важно не допустить сторонников религиозного радикализма в Среднюю Азию.
2 +2−0Max Smag09:46:29
24/03/2015
А затем на основании исследования выработать свойственные нашим странам методы противодействия этой заразе.
2 +2−0Max Smag09:45:18
24/03/2015
Самое главное для стран Средней Азии необходимость не поверхностного, а именно глубокого исследования проблемы с учетом менталитета наших стран.
2 +2−0Max Smag09:40:32
24/03/2015
Поэтому нужно предпринять упреждающие меры в рамках ОДКБ.
2 +2−0Arrhiel Lapple11:36:06
23/03/2015
-2 +0−2путин кабысдох11:30:06
23/03/2015
Ждем ИГИЛ в России.
Они Кадырку быстро за коки подвесят.
У нас в Казахстане контроль жесткий. Все 16 миллионов жителей #нашеговеликогоказахстана уже давно посадили на Айди, в главном чуть ли не лицо должны знать каждого. Хоть на этом спасибо диктатуре.
2 +3−1Соколов Александр08:59:09
23/03/2015
А интересно сколько этих друзей в Москве , коли они под прикрытием чиновников от юстиции , стадами отстреливали водителей под Москвой .
2 +5−3824613 Петролюкс-Омск06:54:16
23/03/2015
1 +4−3Виталий Рамкулов06:48:26
23/03/2015
не пора ли Катару и прочим Саудовским Аравиям как следует врезать по соплям чтобы они прекратили экстремистов финансировать, начиная еще с чеченских боевиков ? слишком обнаглели эти ближневосточные тоталитарные режимы, пора принести им свет демократии чтобы им стало не до чужих стран.....
не будьте наивны! они марионетки США. Это не они спонсируют боевиков, это делается на американские доллары, в обмен на нефть европейцы покупают смерть христиан. перестаньте покупать нефть у ОАЭ и СА и все сразу встанет на свои места. но не нужно это американцам - им нужно и дешовое сырье и кровь в азии, европе и африке. моря крови!
1 +1−0Вася Иванов11:48:59
24/03/2015
Комментарий удалён.
Какое же ты тупое. Хотя этому вас хозяева учат: декларативно всё что угодно заявлять.
1 +1−0Arrhiel Lapple11:17:54
24/03/2015
1 +1−0Max Smag09:51:46
24/03/2015
Государствам Средней Азии нужно объединиться в единый кулак и не допустить влияния религиозного радикализма.
звучит, конечно, хорошо, но в реальности плохо верится, учитывая стычки между киргизами и узбеками, узбеками и таджиками, а Казахстану мало улыбается быть разводящим и встревать в эти внутрисемейные разборки. В Средней Азии всё очень плохо, но будет ещё хуже.
1 +1−0Валерий Яковлев11:14:51
24/03/2015
...кушать хочется всем и всегда...
1 +1−0Max Smag09:51:46
24/03/2015
Государствам Средней Азии нужно объединиться в единый кулак и не допустить влияния религиозного радикализма.
1 +1−0Max Smag09:50:16
24/03/2015
С такими явлениями нужно разговаривать только с позиции силы. Потому такую силу нужно нейтрализовать только употребляя мощь более сильного союзника.
1 +3−2Gahan David12:17:01
23/03/2015
4 +6−2Vasily G11:19:13
23/03/2015
Ну россия создает проблем не меньше
ПУтин (не хочется говорит россия) - "решает проблемы" созданием новых более "приротетных".
Вообщем, такой -Слесарь-интеллигент со средним образованием Полесов В.М
1 +4−3Виталий Рамкулов06:48:26
23/03/2015
не пора ли Катару и прочим Саудовским Аравиям как следует врезать по соплям чтобы они прекратили экстремистов финансировать, начиная еще с чеченских боевиков ? слишком обнаглели эти ближневосточные тоталитарные режимы, пора принести им свет демократии чтобы им стало не до чужих стран.....
1 +4−3Leriy Z.06:32:42
23/03/2015
1 +5−4Ёрс Трули01:29:54
23/03/2015
Вообще-то, этот "эксперт" - выпускник геофака МГУ. Провёл в России много лет в 80-х и 90-х. Работал в советских издательствах. Переводил правильные книги для издания в Иране. Пишет правильные блоги на родном языке, но с российских сайтов. Выступает в роли эксперта, когда российские СМИ хотят озвучить правильную точку зрения на проблемы Афганистана. Единолочно является самопровозглашённым Центром Исследования Афганистана ("Centre for Afghan Studies and Research"). В общем, нейтральный и авторитетный источник правдивой информации. Такой, какие сейчас очень нужны Ленте.
...хмм, а по существу есть чем возразить?
если у Вас есть мнение отличное от позиции автора, представьте его
1 +5−4Ёрс Трули01:29:54
23/03/2015
Вообще-то, этот "эксперт" - выпускник геофака МГУ. Провёл в России много лет в 80-х и 90-х. Работал в советских издательствах. Переводил правильные книги для издания в Иране. Пишет правильные блоги на родном языке, но с российских сайтов. Выступает в роли эксперта, когда российские СМИ хотят озвучить правильную точку зрения на проблемы Афганистана. Единолочно является самопровозглашённым Центром Исследования Афганистана ("Centre for Afghan Studies and Research"). В общем, нейтральный и авторитетный источник правдивой информации. Такой, какие сейчас очень нужны Ленте.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь