Винная идентичность России

07:50 15/02/2015 Из жизни
Винная идентичность России

Считается, что исконным напитком на Руси была водка. Вино же, напротив, представляется чем-то маргинальным, занесенным извне и потому чуждым русскому вкусу. «Лента.ру» попыталась разобраться, так ли это на самом деле.

Если подходить к вопросу чисто формально, то можно было бы сказать, что колыбелью мирового виноделия является именно… Россия. Ну, хотя бы на том основании, что своими южными рубежами наша огромная страна упирается в Большой Кавказ. А культивировать лозу, выращивать виноград и сбраживать сок, как убедительно свидетельствует археология, впервые начали именно здесь.

Но такой подход, конечно, является спекуляцией, впрочем, не более легковесной, чем пресловутый спор Грузии с Арменией о приоритете в этом вопросе. Ведь 6 тысяч лет назад — а именно таким временем датируются самые ранние памятники виноделия в регионе — на планете не существовало ни современных государств, ни даже современных народов. Можно говорить лишь о практике, которая зародилась в определенном месте, а затем распространилась по всей планете. Причем практике, лишенной каких бы то ни было этнокультурных коннотаций.

С этой точки зрения не менее спекулятивными выглядят и рассуждения о том, что современное российское виноделие базируется на винодельческих традициях Северного Причерноморья, которые появились здесь вместе с греческими колонистами примерно 2,5 тысячи лет назад, или Хазарского каганата, в котором тысячу лет назад виноделие, несомненно, существовало. Между ними нет прямой связи, как нет ее между древним и современным виноделием на Кавказе, в Греции, Италии или в каком-нибудь ином месте.

Уникальные ДНК российского винограда

Разумеется, виноградное вино было известно на Руси еще с домонгольских времен, но не свое, а привозное. Его доставляли из Европы в небольших объемах. Стоило оно дорого и было доступным лишь высшей знати. Так обстояли дела вплоть до правления Бориса Годунова.

Великая Смута начала XVII века стала своеобразным рубежом не только для русской государственности и культуры. Именно в это время зарождается отечественное виноделие в строгом смысле слова. То самое, прямыми наследниками которого мы являемся сегодня.

Основной движущей силой этого процесса было государство. Вероятно, представители новой династии Романовых, заботясь о повышении собственного престижа, посчитали, что негоже великой стране возить вино из-за границы. Уже в 1613 году по приказу Михаила Федоровича виноградники были высажены в районе Астрахани. Достоверно известно, что ко двору его сына, царя Алексея Михайловича, вина поставлялись именно оттуда.

Примерно в то же время виноградники появились на Дону, а местная винодельческая традиция быстро обрела свой неповторимый облик. В частности, здесь возник оригинальный способ формирования лозы в виде так называемой «донской чаши», родилась особенная технология производства игристого вина староказацким способом. Но самое главное — в станицах выращивали автохтонные сорта винограда. Каким-то чудом они сохранились до наших дней.

Недавние исследования Жозе Вуаймо, крупнейшего в мире специалиста по ампелографии и одного из авторов фундаментального труда Wine Grapes, подтвердили, что Сибирьковый, Красностоп и Цимлянский Черный обладают уникальными ДНК и не имеют «родственников» нигде в мире. Сегодня с этими сортами много и успешно работают в Ростовской области и Краснодарском крае, а игристую «староказачку» запросто можно купить в магазине. Конечно, за несколько столетий многое изменилось, но голос далекого прошлого все еще вполне различим. Герои повести Лескова, которых автор поселил в Харькове начала XIX века, жарким летним днем заходят в кабак, чтобы выпить ледяного донского вина с характерным полынным вкусом. Удивительно, но ту же полынную ноту в винах долины Дона можно найти и сегодня.

Виноградники как часть геополитики

По мере расширения границ страны на юг увеличивались и площади виноградников. Петр I, отвоевав Азов, повелел высадить лозу возле станицы Раздорская. Немного позже грозный царь потребовал освоить долину Терека, причем виноградарство и виноделие он считал важным элементом колонизации, даже, если угодно, идентичности, ведь речь шла о существовании в инокультурной, преимущественно мусульманской среде. На Терек переселились донские казаки, а еще много армян и грузин. Те и другие были не только храбрыми воинами, но также имели солидный опыт в виноделии, который они активно использовали на своей новой родине. В XVIII столетии из Кизляра на север отправляли уже тысячи бочек вина.

После победы над Крымским ханством в 1783 году наступила очередь Крыма и Краснодарского края. В Судакской долине виноградарство и виноделие стали бурно развиваться при непосредственном участии князя Потемкина-Таврического, который даже обзавелся собственной винодельней. В 1840-х годах генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии князь Михаил Воронцов также много внимания уделял виноделию, но теперь уже на Южном берегу Крыма. К сожалению, в годы Крымской войны (1853-1856) все эти начинания канули в Лету.

Начало промышленному виноделию в регионе положил глава Черноморского округа генерал Дмитрий Пиленко, которого справедливо называют отцом кубанского виноделия. В 1868 году он высадил первые триста лоз в собственном имении Хан-Чорак, а в 1895-м хан-чоракский рислинг удостоился золотой медали на выставке в Нижнем Новгороде. При непосредственном участии Пиленко были заложены первые виноградники в Мысхако и удельном имении Абрау-Дюрсо.

Дело Пиленко продолжил князь Лев Голицын, назначенный императором главным виноделом в имениях Удельного ведомства. Помимо высадки новых виноградников в Крыму, на Тамани и на Кавказе он основал винодельни в Массандре, Новом Свете и Абрау-Дюрсо. Эти предприятия с успехом работают по сей день, являясь старейшими и наиболее известными российскими винными брендами.

Тяжелые последствия антиалкогольной кампании

Революция и последовавшая за ней Гражданская война подорвали, но не разрушили отечественное виноделие. Уже со второй половины 1920-х отрасль начинает возрождаться. Следующий провал связан с Великой Отечественной войной. Однако и его удалось преодолеть всего за несколько лет. Виноградарство и виноделие оставались важными элементами экономической политики государства. К 1980-м годам потребление вина в СССР составляло примерно 15 литров на человека в год. Для сравнения, сегодня эта цифра не дотягивает даже до 9 литров.

Беда пришла, откуда не ждали. В 1985 году правительство принимает постановление о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. Пожалуй, впервые со времен воцарения Романовых власть сознательно отвернулась от виноделия. Борьба с пьянством на деле обернулась уничтожением десятков тысяч гектаров виноградников, закрытием предприятий, оттоком кадров в другие отрасли, но самое главное — изменением структуры потребления алкоголя. Долю вина стремительно заняла водка, а затем всякого рода крепкоалкогольные суррогаты. В период между 1985 и 1999 годами специалисты зафиксировали резкий всплеск алкогольной смертности. По самым скромным подсчетам невольными жертвами горбачевской антиалкогольной кампании стали около миллиона человек.

Положение дел начало меняться в лучшую сторону только в середине 2000-х. В отрасль пошли инвестиции, стали возникать новые винодельни, а старые советские предприятия превратились в современные производства. При поддержке государства вино постепенно отвоевывает утраченные позиции в потребительских предпочтениях россиян, хотя до показателей советской эпохи еще далеко. Сегодня российское виноделие успешно развивается на огромной территории от Крыма на западе до Южного Урала на востоке, от Северной Осетии на юге до Ростовской области на севере. Под виноградники занято около 90 тысяч гектаров, что делает Россию одним из крупнейших производителей вина в мире. Почти все, что производится, потребляется внутри страны, и перспективы роста здесь огромны.

Александр Сидоров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(83):

0 +0−0Johnny Dawns15:55:03
16/02/2015
0 +0−0shapovalov V.L.15:46:34
16/02/2015
Согласен. Крым, Евпатория. Небольшой участок в центре этого милого городка. Порядка десяти сортов винограда. Такой изумительной "Изабеллы" как из этого виноградника я не пробовал больше нигде и никогда.
Немного не угадали, берите 2000 км на Северо-Восток. "Местная" изабелла вообще чуть ли не сорняк. Но имеется парочка других сортов, которые комфортно зимуют в наших широтах, и очень даже вкусные (не сравнить с магазинными привозными, гораздо вкуснее, но не лежат). К сожалению по названиям ничего сказать не могу - черенки добываются только проверенные, через знакомых. Покупные вымерзают в первую же зиму.
0 +0−0shapovalov V.L.15:46:34
16/02/2015
1 +1−0Johnny Dawns11:10:12
16/02/2015
Купить вино за 700р для меня не проблема, но не смотря на это я выращиваю на даче виноград и сам делаю домашнее вино. Количество далеко не промышленное, но на семейные праздники всегда могу поставить бутылочку рядом с покупными напитками. Гостям нравится такое разнообразие, и моё вино заканчивается быстрее.

Так же в зависимости от года и урожая, иногда делаю ликеры из вишни и малины. Такое зимой в чай добавляешь пару ложек и прощай простуда!

И в то что сам произвожу я никогда не добавляю ничего кроме сахара (по необходимости). Никакого спирта, дрожжей и прочего.

Так что не надо про автопром. Все зависит от желания.
Согласен. Крым, Евпатория. Небольшой участок в центре этого милого городка. Порядка десяти сортов винограда. Такой изумительной "Изабеллы" как из этого виноградника я не пробовал больше нигде и никогда.
0 +0−0Вячеслав Иванов14:22:48
16/02/2015
0 +1−1Андрей Никонов14:57:07
15/02/2015
Вот зачем вы брешете?
Брешут СУКИ, а я пишу о том, что знаю!
0 +0−0Arhi Zaman14:06:43
16/02/2015
0 +5−5Alex Kropotin09:51:10
15/02/2015
так откройте свои винный бизнес и сделайте вино дешевле :)
Ну тут львиная доля в вине не стоимость производства, а акцизы и маржа перепродавцов.
0 +0−0Vitaliy Boldyrev14:06:13
16/02/2015
11 +11−0Константин Егоров17:11:59
15/02/2015
Посмотрим куда кривая выведет. Год назад заложил виноградник в Астрахани, лично. Участок на 10 Га, но пока осваиваю только 2,5 Га. Результат первый только через 3 года будет (надеюсь). Наберемся терпения господа
Виноградники сажают, не для детей, а для внуков. Удачи и терпения.
0 +1−1RusskiyNemez14:01:36
16/02/2015
-1 +1−2бензоколонка насильников16:59:02
15/02/2015
Дык и кокос на Алтае можно посадить.
Придурок, там арбузы и дыни поспевают.
Не такие огромные, как в Узбекистанах, помельче...
На какой широте Трир, неффкурсах?
0 +0−0RusskiyNemez13:58:55
16/02/2015
0 +0−0anton R.12:07:53
16/02/2015
ну врать-то не надо...
сегодня зашёл в магазин в Берлине (один из самых дешёвых городов европы) - за 2 евро только тетрапаки и какая то хрень типо Ламбрусkо и Петер Мертенс.
Самое простое нормальное вино - от 4,50.
Есть столовое вино от 1-1,5 е/л. И у нас и у французов.
Дело вкуса. Что есть нормальное вино?
0 +0−0Сергей Иванов13:57:17
16/02/2015
0 +0−0anton R.12:07:53
16/02/2015
ну врать-то не надо...
сегодня зашёл в магазин в Берлине (один из самых дешёвых городов европы) - за 2 евро только тетрапаки и какая то хрень типо Ламбрусkо и Петер Мертенс.
Самое простое нормальное вино - от 4,50.
Берлин с Испанией равнять все ж не надо, в Германии вино достаточно дорогое.
0 +0−0RusskiyNemez13:48:54
16/02/2015
1 +1−0Вячеслав Иванов12:36:27
15/02/2015
В начале 70-х (мои студенческие годы) самыми популярными напитками всех студентов СССР были портвейн и пиво!!! Так что не надо ля-ля про водку!
И что из них есть вино?
А уже в конце 80-ых вина не было вообще. Мы настойки на водке ставили.
Я 10 лет спустя учился. Начало 80-ых. Пиво да. С флягами за ним ходили. Портвейн и прочие агдамы в вино-водочных шли на ура, но у нас популярностью не пользовались.
А на праздники водовка. Мы тогда пили бывало что и немало, но чревычайно редко.
0 +0−0anton R.12:11:08
16/02/2015
0 +0−0RusskiyNemez12:25:50
15/02/2015
Хрень какая-то. Про "исторические" изыскания терзают далеко не смутные сомнения. А уж про 80-ые и далее я и сам неплохо помню.
Вино значит пили до Горбачова. Ню-ню. Единственно, что есть правда, вино до середины 80-ых ещё можно было купить. Но все предпочитали водку.
Интересно, как получились цифры в 15 и 9 литров потребления.
может агдам и 777 тоже за вина посчитали? их, помнится, бомжи уважали всегда
0 +0−0anton R.12:07:53
16/02/2015
4 +9−5Nikolay Musatkin08:41:14
15/02/2015
Наши виноделы делают кажется всё, чтобы отучить народ от вина - либо суррогат, либо очень дорого. Даже год назад вина дешевле 300 рублей за бутылку и брать не стоило - пойло. Информация сомелье: в Европе бутылка столового вина - 2 евро, то есть 100 руб (по ценам 2014 г.)
ну врать-то не надо...
сегодня зашёл в магазин в Берлине (один из самых дешёвых городов европы) - за 2 евро только тетрапаки и какая то хрень типо Ламбрусkо и Петер Мертенс.
Самое простое нормальное вино - от 4,50.
0 +0−0Иван Соколов10:44:28
16/02/2015
-7 +0−7бензоколонка насильников14:15:31
15/02/2015
И тут уникальный мацковский генный код винограда.
Да брагу мацкавиты хлестали, хлещут и будут хлестать.
украина це Россия
0 +0−0Иван Соколов10:42:57
16/02/2015
2 +2−0Михаил Лисовин18:41:14
15/02/2015
Что мне смотреть этот сайт, если я там живу. И именно нас, когда мы были студентами, отправляли в Бургун-Маджары на виноград. Чему мне верить: сайту или своим глазам?
некоторые но не все прасковейские вина делают из французского сырья, как мне рассказали в их фирменном магазине они приобрели там виноградники
0 +0−0Иван Соколов10:41:20
16/02/2015
0 +0−0Михаил Лисовин14:27:06
15/02/2015
Про нашу ставропольскую Кумскую долину тоже забыли. А прасковейские вина и коньяки никуда не делись. У нас самый распространенный коньяк - прасковейский. На все случаи жизни.
... При этом Ставропольский винно-коньячный завод почему-то завозит коньячный спирт из Испании. Возил девочку-технолога с завода, узнал, удивился.
да что вы удивляетесь это не новость и не обзор обычная реклама для "Долины Дона"
0 +0−0Y Y07:44:43
16/02/2015
1 +1−0Антон Скидан19:07:27
15/02/2015
Ну север понятие относительное. Есть, например, прекрасное немецкое вино, а Германия - не самая южная страна. Есть шампанское, а Шампань - один из самых северных винодельческих регионов, 49-я параллель. А юг Алтая попадает примерно на 48-50-й параллель.
В Британской Колумбии в Канаде виноградник на винораднике. Хотя, тоже не юг.
0 +0−0Василий Собачкин21:01:32
15/02/2015
-4 +2−6бензоколонка насильников16:58:02
15/02/2015
Того винограда, что выращивают в Крыму хватит только на вино для местных аборигенов.
Все сырье шло из Закарпатья, да и того не хватало.
Делали свой шмурдяк из винного порошка, да спиртяги туда добавляли, вот и получался "винчик".
Не советую пить их "вина".
Лучше грузинского вина выпить или чилийского.
насмешил хохлута...
Съездишь из ки в рашку, откоси от АТО, да убедись из какого порошка здесь вина делают. С 2003 года, когда носастые зверьки из закавказья сами же бодяжили свои грызунские вина серьезно поменялись. Сейчас качество алкоголя в РФ уже кое в чем обогнало качество хохляцкого бухла. Хотя и оболонь и львьскую водочку я отведал, и плохого за это бузло ничего не скажу.
0 +2−2Евлампий Птицын20:13:58
15/02/2015
в данный момент даже у нас вина настоящего практически нет. всё вино на франц узких ароматизаторах. раньше виноград делили по сортам на сейчас на красные и белые
0 +0−0Царь Укропов18:25:38
15/02/2015
0 +0−0Михаил Лисовин14:27:06
15/02/2015
Про нашу ставропольскую Кумскую долину тоже забыли. А прасковейские вина и коньяки никуда не делись. У нас самый распространенный коньяк - прасковейский. На все случаи жизни.
... При этом Ставропольский винно-коньячный завод почему-то завозит коньячный спирт из Испании. Возил девочку-технолога с завода, узнал, удивился.
В прасковеи вино не делают а импортное разливают по бутылкам. Не веришь открой сайт посмотри.
0 +2−2Gunārs Zeps16:15:33
15/02/2015
3 +4−1Михаил Лисовин14:24:20
15/02/2015
С хрена ли там нет виноградников? Видел их своими глазами под Массандрой.
У нас есть Крымские вина в продаже. 700 руб 0.7 бутылка. Купил как-то... Самое плохое из всех вин, что пил в последние 30 лет. А вот сорок лет назад пил самодельное, домашнее крымское вино. Просто превосходное.
0 +1−1Андрей Никонов14:57:07
15/02/2015
0 +2−2Вячеслав Иванов12:08:36
15/02/2015
Не очень-то стоило брать и дороже 300 руб. - основная технология производства "натурального виноградного вина" нынче "купаж" (именно в кавычках): эссенция+спирт+вода! И пока это процветает, вина НЕ БУДЕТ!
P.S. А на снимке из Анапы, судя по плотности посадки лозы ("не наш метод"), работают французы\итальянцы!
Вот зачем вы брешете?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь