Документ дня: Деньги из воздуха не берутся

13:12 11/02/2015 Финансы
Документ дня: Деньги из воздуха не берутся
Как раз не объяснили, а построили кашу из умных слов. Тично для современных экономистов, рассказать сложно о простом. Вместо сказать, да деньги (а точнее долговые обязательства о чем он сказал) делаются из воздуха, благодоря кредитному мультипликатору и не имеют реальной стоимости.

С конца прошлого года среди политиков и экономистов ведется активное обсуждение правильности политики Центрального банка России. Один из самых активных критиков Центробанка — помощник президента России Сергей Глазьев. Предлагаем вниманию читателей «Ленты.ру» фрагмент статьи первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина «В поисках сеньоража или легких путей к процветанию», написанной в ответ на критику Центробанка со стороны Глазьева.

«Пожалуй, наиболее уязвимой позицией С. Глазьева представляется его поддержка теоретических воззрений А. Отырбы и А. Кобякова. Авторы этой необычной теории утверждают, что (далее текст из статьи С. Глазьева приводится практически дословно и потому выделен курсивом)«создание современных фидуциарных денег — самый доходный вид экономической деятельности благодаря получению эмиссионного дохода (сеньоража), который достается тому, с кем эмитент денег осуществляет первую трансакцию».

В США это связанные с ФРС коммерческие банки, в ЕС — государства — эмитенты облигаций, принимаемых под обеспечение кредитов ЕЦБ, в Японии и Китае — государственные кредитные институты, прежде всего институты развития. Именно эмиссионный доход, образующийся при создании фидуциарных денег, является энергией главного экономического инструмента государства — денег, поступающих в национальную экономику. Сеньораж авансирует создание добавленной стоимости, генерируя экономическую энергию. Если деньги эмитируются национальным банком посредством приобретения валюты другой страны, то в ее пользу уходит и эмиссионный доход».

Приведенная выше концепция не выдерживает сколько-нибудь серьезной проверки. Начнем с того, что понятие «сеньораж» является общепризнанным только применительно к условиям обращения товарных, металлических денег. Сеньоражем в средние века именовался доход, который получали правители (суверены, сеньоры), обладавшие на подвластной им территории монопольным правом чеканить монету. Этот доход получался суверенами в виде платы за чеканку монеты — плата взималась с заказчиков, приносивших на монетный двор драгоценные металлы для изготовления металлических денег. Часть платежа от заказчиков доставалась монетному двору в качестве комиссионного вознаграждения, а другая часть (чистый сеньораж) — суверену. Таким образом, с точки зрения экономического содержания сеньораж эпохи обращения металлических денег можно сравнить с разновидностью налога.

В современную эпоху обращения фидуциарных (фиатных) денег, которые по своей сущности являются кредитными деньгами (долговыми обязательствами банков), понятие «сеньораж» не является общепринятым, устоявшимся. Оно не используется в серьезных академических учебниках, не употребляется в профессиональном лексиконе банковских работников и сотрудников органов государственного денежно-кредитного регулирования, не значится в классификации статей национальных и международных стандартов (правил) бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Некоторые справочные издания (в частности, популярный интернет-ресурс «Википедия») делают попытку распространить термин «сеньораж» на современность, приравнивая его к понятию дохода от эмиссии денег. При этом эмиссионный доход определяют как разницу между номиналом выпускаемых Центральным банком денег (в наличной и безналичной формах) и себестоимостью их изготовления и поддержания обращения (затраты на изготовление, хранение, транспортировку, замену ветхих купюр и так далее). Однако, в отличие от С. Глазьева, А. Отырбы и А. Кобякова, с позиции «Википедии» сеньораж хотя бы частично остается в распоряжении Центрального банка, а не достается полностью его контрагентам по сделкам.

В реальной жизни дохода от эмиссии денег в том виде, как он трактуется А. Отырбой, А. Кобяковым, С. Глазьевым и актуальной версией «Википедии» (то есть как разницы между номиналом выпущенных денег и себестоимостью их выпуска и поддержания обращения), не существует. Даже сравнение этих двух величин путем нахождения арифметической разности между ними некорректно, потому что номинал выпущенных в обращение денег — это сумма банковской задолженности по состоянию на дату, а себестоимость выпуска и поддержания обращения денег — расходы банков за период времени. Таким образом, чисто технически разность можно найти, но она не будет иметь очевидного экономического смысла, потому что является результатом вычитания потоков (flows) из запасов (stocks).

Эмиссия современных кредитных денег осуществляется в процессе кредитования банками контрагентов или приобретения банками у контрагентов каких-либо активов в обмен на передачу этим контрагентам собственных долговых обязательств банков — и данный обмен, как правило, осуществляется по эквивалентной рыночной стоимости, без реализации какой-либо из сторон сделки дохода (прибыли) или убытков. Это утверждение легко проверяется по записям в бухгалтерском учете банков и их контрагентов по сделкам (трансакциям). Бухгалтерский учет в вопросах кредитования и денежного обращения — такой же доказательный аппарат и общепонятный язык общения, как формулы и уравнения для математиков.

Учитывая преобладающее влияние коммерческих банков на количественные параметры денежной эмиссии, проверим, есть ли место для сеньоража в финансовой отчетности не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также контрагентов по сделкам Центрального и коммерческих банков в процессе денежной эмиссии. Если эмиссионный доход (сеньораж) не находит отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности участников эмиссионного процесса, то сеньоража не существует — по крайней мере, как материально осязаемого явления, экономической категории, поддающейся количественному измерению. Например, в эпоху обращения товарных, металлических денег в существовании сеньоража никто не сомневался, поскольку плата за чеканку монеты устанавливалась по количественным нормативам (расценкам), аккуратно взималась и регистрировалась в книгах учета.

Начнем с эмиссии денег Центральным банком. Он эмитирует деньги (собственные долговые обязательства) в ходе приобретения внутренних или иностранных (международных) активов. Самыми распространенными операциями по приобретению внутренних активов являются кредитные сделки с заемщиками-резидентами (коммерческими банками и государством).

Например, при покупке Банком России государственных облигаций у коммерческого банка на сумму 1 миллиард рублей (допустим, что сделка совершается по цене, соответствующей балансовой стоимости облигаций в книгах учета коммерческого банка) вносятся следующие записи в бухгалтерском учете. В балансе Центрального банка: дебет счета «Долговые обязательства правительства Российской Федерации» на 1 миллиард рублей (активный счет), кредит счета «Средства на счетах кредитных организаций-резидентов» на 1 миллиард рублей (пассивный счет). Происходит одновременный рост кредитных требований Центрального банка и его долговых обязательств — увеличивается денежная база, но никакого дохода не образуется. В балансе коммерческого банка делаются такие записи: дебет счета «Денежные средства в Центральном банке» на 1 миллиард рублей (активный счет), кредит счета «Долговые обязательства правительства Российской Федерации» на 1 миллиард рублей (активный счет). Роста кредитных требований и долговых обязательств у коммерческого банка не происходит — банк лишь меняет один актив на другой. В бюджетной статистике общая величина внутреннего государственного долга не изменяется: на одну и ту же сумму увеличивается задолженность правительства перед Центральным банком и сокращается долг правительства перед коммерческими банками.

Таким образом, невозможно обнаружить следы так называемого эмиссионного дохода, или сеньоража, в финансовой отчетности прямых и косвенных участников процесса эмиссии денег Центральным банком. Этот вывод полностью распространяется и на денежную эмиссию коммерческих банков. Наиболее типичный пример эмиссии денег коммерческим банком — кредитование им клиентов-заемщиков с зачислением денежных средств на открытый в банке клиентский счет. Производятся следующие записи в бухгалтерском учете кредитной организации: дебет счета «Выданные кредиты» (активный счет), например, на 3 миллиарда рублей, кредит счета «Средства на клиентских счетах» на 3 миллиарда рублей (пассивный счет). На равновеликие суммы увеличиваются кредитные требования банка и его долговые обязательства. Денежная масса растет, но доход от эмиссии у кредитной организации не образуется.

Может ли существовать в экономической жизни, тем более в банковской сфере, нечто такое, что невозможно измерить, обнаружить в статистической или финансовой отчетности? Есть ли он, сеньораж (он же доход от денежной эмиссии) в условиях обращения кредитных денег? Ответ на эти вопросы, на наш взгляд, однозначно отрицательный.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(110):

1 234 ... +1
7 +14−7Kiryanov Alexey13:43:20
11/02/2015
-1 +8−9Пархатый13:38:20
11/02/2015
Да нет, просто очередной ученый выдвинул идею масонского заговора, а ему на пальцах объяснили, что он не прав.
Как раз не объяснили, а построили кашу из умных слов.
Тично для современных экономистов, рассказать сложно о простом.
Вместо сказать, да деньги (а точнее долговые обязательства о чем он сказал) делаются из воздуха, благодоря кредитному мультипликатору и не имеют реальной стоимости.
6 +7−1Пархатый14:05:39
11/02/2015
7 +14−7Kiryanov Alexey13:43:20
11/02/2015
Как раз не объяснили, а построили кашу из умных слов.
Тично для современных экономистов, рассказать сложно о простом.
Вместо сказать, да деньги (а точнее долговые обязательства о чем он сказал) делаются из воздуха, благодоря кредитному мультипликатору и не имеют реальной стоимости.
Вы таки упустили один небольшой нюанс, речь не про денежную массу М2, а про фидуциарные деньги М0.
5 +7−2Kiryanov Alexey15:08:01
11/02/2015
3 +5−2Пархатый15:03:43
11/02/2015
Глазьего тычут мордой в дерьмо за вот это высказывание-
"создание современных фидуциарных денег — самый доходный вид экономической деятельности".
Формально, сам процесс печати конечно куда прибыльнее даже героина (:joy:)
Но фактически конечно основые деньги создаютяс как компьютерные циферки, без затрат на их печать.
4 +4−02min16:04:47
11/02/2015
"При этом деньги, которых нам здесь, внутри, не хватает для инвестиций, 100-миллиардным потоком в год уходят из России за рубеж — как правило, без процентов и без уплаты налогов. Таким образом, Россия ежегодно отдает миру 100 миллиардов дешевых денег, чтобы привлечь в 2 раза меньше дорогих денег". Ссылка на www.gazeta.ru
4 +6−2Дмитрий Кокорев13:48:55
11/02/2015
ещё как берутся ! ФРС США за 2007-2010 гг выдало кому-то кредиты на14 трлн долларов ?? выдало.
Кому = неизвестно ? = неизвестно.
Куда эти деньги пошли ? = никто не знает.

Может быть САМ Дмитрий Тулин знает ??
Дмитрий Тулин, расскажите нам .

А что есть нынешняя "докапитализация банков" по "антикризисной программе" ??

То есть ЦБ выдаёт деньги банкам.
А куда они их денут ? ? ?

Ответ = они заплатят " проценты по кредитам" , которые брали заграницей.
Так ? = так !

Что это значит по простому ? = деньги уйдут заграницу.
Так ? = так !

Кто + с какой целью делает эту "ДОКАПИТАЛИЗАЦИЮ" ? =
Скажите , как его зовут !
Ту......лин...... ЦБ ЦБ...........
3 +3−0Аль Саддам Ибн Мухомор20:12:16
11/02/2015
3 +5−2Пархатый15:03:43
11/02/2015
Глазьего тычут мордой в дерьмо за вот это высказывание-
"создание современных фидуциарных денег — самый доходный вид экономической деятельности".
Глазьев кажется когда-то был партайгеноссе Бабурину и Рогозину? Партию свою они просрали, из-а амбиций и тупости, теперь стали фидуциарными прохиндеями. Все трое неудачники и авантюристы - только при экономически безграмотных чекистах могли сделать карьеру такие бараны.
3 +3−0Гамзат Искандеров17:28:28
11/02/2015
Удивляет категоричность статьи анонимного экономиста.
Жалко, что в ЦБ работают такие же "небожители".

"Наиболее типичный пример эмиссии денег коммерческим банком — кредитование им клиентов-заемщиков с зачислением денежных средств на открытый в банке клиентский счет....На равновеликие суммы увеличиваются кредитные требования банка и его долговые обязательства. Денежная масса растет, но доход от эмиссии у кредитной организации не образуется."

На следующий день эти деньги оказываются на валютной бирже со всеми вытекающими последствиями для экономики....
3 +3−0Пархатый16:51:20
11/02/2015
1 +3−2Василий Сафронов15:57:05
11/02/2015
Ну и зря, т.к. это не далеко не основной тезис Глазьева. Таким образом создается впечатление, что кроме как докопаться до высказанного мимоходом обобщения, больше возразить нечего. Лучше уж было совсем промолчать, чем выкатывать такие мелкие подковырки.
Да я согласен с вами :)))
Просто топик стартер просила на пальцах объяснить о чем статья, потом еще эксперты по денежной массе М3 прибежали. Вот и приходится писать в доступной форме.
3 +5−2Пархатый15:03:43
11/02/2015
3 +6−3Kiryanov Alexey14:57:18
11/02/2015
Да, он говорит о том, что нельзя считат доход, от печатания денег в прямом смысле этого слова. И тут ни кто не спорит, оборот именно бумажных/металических денег не более чем обеспечение текущих потребностей в кеше.
А вот автор статьи навреное тех, кого критикует не читал.
Ибо суверенная эмиссия, это печатный станок не более, чем в США.
Сколько всего наличных долларов? Помоему менее 5% от объёма и это при том, что это мировая валюта.
Глазьего тычут мордой в дерьмо за вот это высказывание-
"создание современных фидуциарных денег — самый доходный вид экономической деятельности".
3 +6−3Kiryanov Alexey14:57:18
11/02/2015
1 +4−3Пархатый14:54:35
11/02/2015
Вы статью читали?
Да, он говорит о том, что нельзя считат доход, от печатания денег в прямом смысле этого слова. И тут ни кто не спорит, оборот именно бумажных/металических денег не более чем обеспечение текущих потребностей в кеше.
А вот автор статьи навреное тех, кого критикует не читал.
Ибо суверенная эмиссия, это печатный станок не более, чем в США.
Сколько всего наличных долларов? Помоему менее 5% от объёма и это при том, что это мировая валюта.
3 +3−0Александр Оськин14:42:08
11/02/2015
Очень полезная статья, учитывая ситуацию. Жаль, что не сказано про то, как инфляция обесценивает деньги и кто от этого выигрывает.
3 +4−1Василий Алибабаевич13:45:58
11/02/2015
Скоро социологи выяснят, что Путин не обкладывается полезными идиотами, а привлекает крупнейшие умы Рассеюшки, и 81% граждан в этом его поддерживает)
3 +11−8Kiryanov Alexey13:41:52
11/02/2015
Очередной высер, прикрытый многими научными словами.
3 +7−4Sheller Alexey13:25:07
11/02/2015
как-то прям с первого же абзаца не пошло это дело.
Объясните на пальцах: доллару кабздец?
2 +2−0Дмитрий Кокорев02:33:43
12/02/2015
1 +1−01 114:42:27
11/02/2015
ну так то да, конечно можно... но есть более простые способы вывода чем иметь 2 банка, и выдавать под немоверные проценты друг другу кредиты
может и есть. но как такие деньги легализовать ?
а так всё замечательно. в оффшор вывел. банк обанкротил. Потом этот же оффшор делает "инвестиции" в Российскую экономику (аэропорты, заводы). Местное юр.дицо выкупает заграницей ценные бумаги, акции и тд (да способов много ) и банкротится. И всё бы ничего. И пусть банкротятся. Только ЦБ выдает беззалоговый кредит таким банком, а затем они банкротятся. И этот человек ещё будет говорить, что деньги не из воздуха берутся.
Вся эта система из воздуха.
Допустим, в мире 100 трлн долларов.
Они выдаются в кредит.
Возвращать 120 трлн.
20 трлн откуда берутся ????
2 +2−0Kiryanov Alexey19:14:02
11/02/2015
0 +0−0mike nikov19:00:42
11/02/2015
если напечатать это то же самое что и взять в долг - зачем вообще брать в долг и размещать облигации - проще сразу напечатать
Этим вопросом многие задаются, нет у нас суверенной эмиссии
2 +2−0James Whooley17:06:53
11/02/2015
Плохой, ужасный Глазьев.

Сами посмотрите:

США говорит что он плохой (он в санкционном списке вместе с Рогозиным) - это потому что америка заботится чтобы вокруг ужасного путина не было таких глупцов, а были только умные и хорошие. А США стильна не только своей армией, но и добротой душевной по которой они всем раздают экономические советы, советников, министров экономики и много денег за хорошее поведение.

ЦБ говорит что он плохой (в ЦБ элита экономическая - мудрецы).

Lenta.ru спешит доложить нам что он плохой (лента заботится о нас и держит в курсе).

"Пархатый" в комментах на ленте выше метко подметил что Глазьева "тычут мордой в дерьмо" вовсе не за "идеи масонского заговора", а за того что он заблуждается как экономист.

И правильно.

Ведь если мы не будем знать насколько плохой именно Глазьев,
то мы не будем поливать его говном и негодовать и возмущаться
и ему будет комфортней работать

а нам нельзя допустить чтобы он работал
мы же демократическая общественность как никак
мы же не ватники какие-нибудь которые дрочат на совок
и считаются с подобными докторами совковых наук

так что распространяем
пусть в обществе станет неприлично упоминать о подобных совко-валенках
которые заблуждаются
потому что они не правы
они довольно таки плохи
таки весьма плохи
и неприятны нам

вежливо объясним им что они не правы по части масонского заговора
и будем уничтожать этих выродков за их академические неудачи
2 +2−0Peter Asket15:42:11
11/02/2015
Если первый зампред ЦБ России отождествляет фидуциарные и фиатные деньги, то, как говорят в Одессе, я с него смеюсь! Может быть поэтому и доллАр сегодня почти 70 рубликов стоит?
2 +3−1Андро Кучнимаг15:01:29
11/02/2015
Мутят:) Всё просто банки это главный кровосос в нашей стране, которые под благовидными объяснениями всяческих прихвостней типа журналистов и якобы экономистов объясняют от чего банки богатеют а реальный сектор нищает... Учите математику и учитывайте тот момент что эмиссионный центр монополист!
2 +5−3Юрий Кузьменко14:40:52
11/02/2015
"уважаемый" автор видимо читателей считает за идиотов.
прямо на лицо госдеповская мотивация в виде части от 50 млрд.

квазинаучный "экономический" бред. куча терминов что бы запудрить мозги. отличный прием, во всех методичках пишут так делать.

суть в том что долговая экономика приносит огромный доход стране-эмитенту долга.
делается это ПРОСТО - Россия должна продавать ресурсы за зеленую бумагу, которая должна храниться под 0% годовых в США
и для развития Россия ДОЛЖНА брать кредится (под большие проценты!!!) под залог этих ЗВР

с этим автор даже не спорит - просто не рассматривает а начинает нести бред на тему формулировок, записей в бугалтерских книгах и так далее.

автору хочется набить морду.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь