Парадокс расистов-антифашистов

08:04 08/02/2015 Россия
Парадокс расистов-антифашистов
Хорошо написано. Но есть и 3-е объяснение такого диссонанса. Такие комментарии пишут наёмные тролли. Им всё равно, есть ли в их словах общий смысл. Авось сработает. Кто-то будет не любить украинцев за то, что они "фашисты", а кто-то - за то, что "жыды". Задание будет выполнено по любому. В конце концов, обезьяна, кидающаяся какашками, знает, что это какашки. У этой публики задача не произвести что-то хорошее, а замарать кого-то другого.

В общественном дискурсе последних месяцев существует парадокс, которого не замечает большинство участников онлайн-дискуссий. Это нечто вроде смыслового слепого пятна, позволяющего людям в пределах одной и той же фразы поддерживать абсолютно противоречащие друг другу ценности.

Особенно заметно это проявляется в диспутах о войне в Донбассе, в которых участвуют спорщики, определяющие себя как «борцов с украинским фашизмом». По загадочной причине это часто оказываются те же люди, которые считают чрезвычайно полезным для поддержания своего мнения упомянуть о том, что Обама — «чернокожая обезьяна», а на стороне «фашистов» сражаются «жидобандеровцы». Вот типичный комментарий одного из таких антифашистов под статьей про пятничные трехсторонние переговоры в Москве: «Укрофашистским шестеркам гомонегретянского хозяина скакать!». («Негритянского» автор написал с ошибкой, цитата без изменений.)

Безотносительно к теме подобных дискуссий возникает вопрос: каким образом в головах у людей могут гармонично сосуществовать и «гомонегры», и «борьба с фашизмом»? Как людям удается одновременно быть расистами и бороться с расизмом? За то ли наши деды воевали?

Вариантов несколько. Первый — собеседники просто не знают, что такое фашизм. На практике они с ним не сталкивались, потому что родились в мирное время, когда фашизм в Европе был давно побежден; а книг не читали иных, кроме как «Месть Серого», «Возвращение Лысого» и им подобных. Используют слово «фашизм» как ругательство, не особо задумываясь о его значении.

Таким людям достаточно определиться с терминами, чтобы осознать свою ошибку. «Фашизм, — учит нас толковый словарь Ожегова, — это идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны».

Так что если человек позиционирует себя как борца с фашизмом и в то же самое время пытается оскорблять собеседника по расовому или национальному признаку (то есть буквально с позиций воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма), он по сути ругает сам себя. В детских садах раньше говорили «кто как обзывается, тот сам так называется», и эта фраза как нельзя больше подходит к ситуации.

Другой вариант отгадки сложнее. Он заключается в том, что человек знает значение слова «фашизм» отдельно, а презирает чернокожих — отдельно, и никаких связей в его голове между этими двумя знаниями не происходит. Просто в его голове есть две изолированные полки, на каждой из которых хранится готовый тезис. На одной лежит «Негры тупее белых, потому что они черные», а на другой — «Фашизм не пройдет». Поскольку никакого аналитического инструмента он к этим своим тезисам не прикладывает, они мирно сосуществуют в одной голове.

Такая отгадка вероятнее и печальней первой, потому что означает системное неумение мыслить — мыслить в значении «анализировать», «делать логические выводы», «слушать и понимать услышанное». Слушать собеседника — или уж по крайней мере слышать, что несешь ты сам.

Об этой бессвязности мышления стоит помнить, ведь казус расистов-антифашистов — только одно из ее проявлений. На самом деле это очень распространенное явление. Точно так же люди одновременно верят в существование динозавров и в Библию; в то, что надо следовать закону и в то, что вор должен сидеть в тюрьме, даже если для этого придется подкинуть ему в карман кошелек. В повседневной жизни такая особенность мышления приносит ее носителю реальные проблемы, потому что причинно-следственные связи от него ускользают. В результате любое несчастье, даже если оно было целиком вызвано действиями самого пострадавшего, всегда случается внезапно и «ни за что». И при невозможности уловить между двумя действиями связь люди привыкают просто терпеть «внезапные» невзгоды, как древние терпели гнев богов. Как дикари северо-западной Меланезии (см. книгу «Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии»), которые не улавливали связь между актом зачатия и рождением ребенка, потому что между первым и вторым проходило слишком много времени.

Об умении остановиться и проверить свои знания на связность говорит в заметке «Три школьные привычки, от которых надо отучиться» ученый Бен Касноча (Ben Casnocha), ссылаясь на список из трех вредных привычек мышления, которые прививает ребенку школа: 1) считать важными частные мнения, 2) решать выданные задачи, 3) стараться заработать одобрение других. Он отмечает, что важнее отстаивания своего мнения — эмпатия, то есть умение отодвинуть свое эго и поставить себя на место другого. Стараться получить одобрение от коллектива вредно в ситуации, когда коллектив неправ. Навык решения задачи приводит к тому, что человек начинает воспринимать проблемы как нечто внешнее, в то время как на деле мы сами обычно являемся частью проблемы.

Нас очень давят авторитетами, это практически основная мера воспитания, используемая в школе (и так это обычно и продолжается дальше в жизни). В результате школа сводит к нулю важную образовательную способность, которой обладают маленькие дети, — умение осознать свое замешательство. Люди привыкают ставить галочки в правильных квадратиках в тестах и считать, что они что-то знают просто потому, что им много раз это повторили. При этом отсутствие привычки к критическому анализу настолько велико, что даже прямо противоречащие друг другу «знания» оказываются способны функционировать в роли истинных одновременно. Фашизм не пройдет, а еще не пройдут жиды и негры. Мы за мир, поэтому не смешите мои «Искандеры».

«Средства-то у нас есть! У нас ума не хватает!» — сказал бы по этому поводу кот Матроскин и был бы прав.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(346):

1 234 ... +1
42 +48−6Ёрс Трули08:15:13
08/02/2015
Хорошо написано.
Но есть и 3-е объяснение такого диссонанса. Такие комментарии пишут наёмные тролли. Им всё равно, есть ли в их словах общий смысл. Авось сработает. Кто-то будет не любить украинцев за то, что они "фашисты", а кто-то - за то, что "жыды". Задание будет выполнено по любому. В конце концов, обезьяна, кидающаяся какашками, знает, что это какашки. У этой публики задача не произвести что-то хорошее, а замарать кого-то другого.
26 +26−0Руслан Чикишев08:31:12
08/02/2015
Товарищ Оруэлл был прав – «двоемыслие» не надуманный термин, а вполне реальное поведение всё большего количества людей… И СМИ в этом процессе играет огромную роль.
18 +20−2Петр Каменченко10:19:55
08/02/2015
-25 +1−26SP LG09:13:15
08/02/2015
Впрочем, эти статьи практически никто и не читает....
и никто не комментирует...
17 +18−1Vasily Khodyrev09:27:20
08/02/2015
Автор, руководствуясь видимо политикой нынешней ленты, не совсем по адресу мечет стрелы. Ссылка на Ожегова по поводу фашизма не совсем корректна - там хороший налет советской идеологии (например свалил в одну кучу фашизм и нацизм). Для начала лучше почитать англоязычную Википедию. Фашизм: от fasis - римский топор с ручкой из пучка прутьев, символизирующий главный лозунг фашизма "Сила в единстве". Сюда можно добавить многое из того, что у Ожегова, а также дополнительное, например отношение к либералам как главным врагам фашистов. И вот где-же сосредоточено главное зло искажения смысла? Почему, может даже безсознательно, наш режим назвал свою партию "Единая Россия". Между прочим, в противоречие с Конституцией, провозглашающей плюрализм мнений как обязательное условие развития. И дело не только в названии, вся политика режима открыто повторяет учение Муссолини.
То же с "украинской хунтой". Именно у нас у всех поголовно в правительстве под пиджаками погоны. Они этого и не скрывают. Правда, видимо в качестве компенсации, все одевают еще одну оболочку - "защищают" плагиатные диссертации.
Это, по моей оценке, что-то похуже фашизма Муссолини или Франко.
16 +16−0Максим Певнев11:11:26
08/02/2015
26 +26−0Руслан Чикишев08:31:12
08/02/2015
Товарищ Оруэлл был прав – «двоемыслие» не надуманный термин, а вполне реальное поведение всё большего количества людей… И СМИ в этом процессе играет огромную роль.
Следствие же.
Вот если Вам будут постоянно врать, то что Вы будете делать? Правильно, додумывать.
Или если Вам по долгу службы приходится лгать? Придумывать очередную ложь.
Вот и думают: как оно есть и каким бы могло быть.
16 +18−2Петр Каменченко10:47:47
08/02/2015
-20 +2−22SP LG10:38:07
08/02/2015
Ну это просто следствие того, что практически никто не читает.)
ну хоть баночка прочла, и то приятно
16 +18−2Misha She10:44:23
08/02/2015
42 +48−6Ёрс Трули08:15:13
08/02/2015
Хорошо написано.
Но есть и 3-е объяснение такого диссонанса. Такие комментарии пишут наёмные тролли. Им всё равно, есть ли в их словах общий смысл. Авось сработает. Кто-то будет не любить украинцев за то, что они "фашисты", а кто-то - за то, что "жыды". Задание будет выполнено по любому. В конце концов, обезьяна, кидающаяся какашками, знает, что это какашки. У этой публики задача не произвести что-то хорошее, а замарать кого-то другого.
слово фашизм уже заездили. в XXI веке им бросаются направо и налево, как чуть что, сразу человек фашист и все. и вот все объяснения его поступкам и словам.

вот из за этого и размыто понятие. так же была подмена понятия, национализм и любовь к своей нации(без перегибом), тоже называли фашистами и все. так проще.
15 +17−2Павел Златовратский09:26:23
08/02/2015
-19 +0−19SP LG09:16:37
08/02/2015
А по сути в этой статье ничего, кроме лицемерного троллинга, и нет.
Это даже не аргумент, а субъективное суждение.

Приведите свой ответ на вопрос "каким образом в головах у людей могут гармонично сосуществовать и «гомонегры», и «борьба с фашизмом»?", противоречащий логике статьи, будьте любезны...
11 +11−0Aleksey Yuryev20:44:48
08/02/2015
5 +6−1Сергей Ъ20:26:52
08/02/2015
"Ненавижу расизм и негров!"(:smile:)
По этому поводу на Ленте смеялись ещё года три-четыре назад.
Ну первым-то посмеялся Марк Твен. Задолго до ленты и вообще интернета.
11 +13−2Пушкинд11:01:59
08/02/2015
-19 +4−23SP LG08:34:55
08/02/2015
Которая сама-то рядом с "критическим мышлением" никогда не лежала.
Бессвязно мыслишь
11 +12−1Павел Златовратский09:50:57
08/02/2015
-10 +0−10SP LG09:39:49
08/02/2015
На самом деле тут скорее требует объяснения представление о невозможности гармоничного сосуществования этих вещей. Труднооспоримой особенностью цитированных в статье комментов является их искренность, которая и свидетельствует о возможности "гармоничного соуществования". И вместо того, чтобы попытаться анализировать феномен, именно автор статьи как-раз и останавливается на субъективном ощущении некого противоречия.
Ок, перешли к сути.
По сути: признаками фашизма (по Эко) являются в том числе традиционализм (в т.ч. сексуальный), расизм, национализм, элитизм, анти-пацифизм, неприятие скептицизма.
Это примерно половина списка и Эко описывал социум, поддерживающий больше половины как переходный к фашизму.

Вопрос: вы не находите противоречия в том, что субъект, поддерживающий движение к фашизму является антифашистом?
11 +14−3Анатолий Школяр09:44:02
08/02/2015
-13 +3−16SP LG08:55:59
08/02/2015
Статья - просто какой-то апофеоз одноклеточного либерально-рукопожатного мышления.)
Прочитал все коменты SP..., в каждом обезьянья какашка.
11 +15−4Yuri Pugacz08:40:33
08/02/2015
Лента приятно удивляет - к сожалению, всё реже и реже...
9 +9−0Andrei Frolov12:49:52
08/02/2015
-5 +0−5Sicilian10:52:40
08/02/2015
Есть конечно.
Вот только мы не рассматриваем случай названия любого негра "обезьяной". Мы смотрим на реакцию на вполне конкретного человека.
И расширение оскорбления одного представителя расы на всех, лично для меня говорит о вашем подсознательном согласии с этим оскорблением, что в вашем разуме оно применимо ко всем чернокожим. Это куда больший расизм.
Расизм прекратится, когда мы перестанем приравнивать претензии к одному представителю группы на всю группу.
То есть, если кто-то обзовёт Путина русской свиньёй вы не увидите здесь ксенофобии и разжигания национальной розни?
9 +11−2Пушкинд11:15:26
08/02/2015
Получается, российский ватник очень хочет бороться с фашизмом, потому что это делали (?) его деды, но не готов отказаться от врожденного расизма и антисемитизма, которые всегда были чертой, характеризующей титульную нацию в РИ, СССР и РФ.
Напоминает шутку про обезьяну, которая не могла решить, она умная или красивая...
Статья понравилась. Думаю, единственным лекарством от ксенофобии, проявлениями которого и являются все эти пассажи про "гомониггеров" и либерастов с жидобандеровцами, может быть только отрыв от России и жизнь в толерантных обществах...на 6 месяцев, в качестве первого курса лечения
9 +12−3Yuri Pugacz10:35:49
08/02/2015
-9 +3−12Sicilian10:11:30
08/02/2015
Мариам, открою маленький такой секрет. Можно презирать Обаму и при это не быть фашистом. Внезапно, да?
Вы приводите в пример оскорбления не всех негров, но вполне единственного, который, к счастью, не представляет всех чернокожих жителей на земле.
То что вы мнение об одном представителе расы автоматически расширяете на других, говорит лишь о вашей непродуманной, предвзятой и, откровенно говоря, куда более расисткой позиции.
А Вам не кажется, что есть всё же разница - презирать Обаму и называть негра обезъяной?
И что "антифашист", называющий евреев "жыдами", не слишком отличается от просто фашиста?
9 +10−1ieie ieie10:35:45
08/02/2015
Так все антифашисты и есть фашисты. Помню на Кавказе провел много времени. Так там 90 % разговоров про русских скинхедов, но при этом постоянно говорят о превосходстве своей нации над остальными и если что вырежут все другие народы не думая.
И такие все кавказцы почти все. Чернокожих называют обезьянами, русских алкашами, которых резать надо. Вот такой он антифашизм фашистский.
8 +8−0Пушкинд10:54:52
08/02/2015
Я про парадокс расистам-антифашистам все время твержу. Они в ответ применяют незрелые психологические защиты и обвиняют в фашизме самих евреев, в первую очередь, мертвых.
7 +7−0Собака Чжаочжоу16:13:25
08/02/2015
-2 +1−3kmirom15:50:07
08/02/2015
поразительно,вы даже смогли прочитать статью
тли,не осмеливающейся сказать своей подруге
что та дура-мазохистка,а ее мужу-что он мудень,поднимающий руку на женщину,
но зато не без успеха сумевшей вывернуть их семейное белье на потеху публике?

мариам новикова несомненно честь и совесть нации...ну или хотя
бы имеет моральное право поучать читателей,т.к. добилась
в своей жизни определенных высот,как Акунин,Латынина,Каспаров,не?

Quod licet Jovi, non licet bovi.
Не знаю, хорошая ли она жена и хорошо ли готовит борщ, но я тоже заметил сей странный парадокс, когда фашистские идеи типа "русского мира", оскорбления людей по национальности и расе идут в паре с обвинениями других в фашизме.
6 +7−1Максим Певнев11:19:02
08/02/2015
9 +11−2Пушкинд11:15:26
08/02/2015
Получается, российский ватник очень хочет бороться с фашизмом, потому что это делали (?) его деды, но не готов отказаться от врожденного расизма и антисемитизма, которые всегда были чертой, характеризующей титульную нацию в РИ, СССР и РФ.
Напоминает шутку про обезьяну, которая не могла решить, она умная или красивая...
Статья понравилась. Думаю, единственным лекарством от ксенофобии, проявлениями которого и являются все эти пассажи про "гомониггеров" и либерастов с жидобандеровцами, может быть только отрыв от России и жизнь в толерантных обществах...на 6 месяцев, в качестве первого курса лечения
Вернется и опять уткнется в то же самое.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь