Мусор для Минфина

08:17 27/01/2015 Финансы
Антон Силуанов
Антон Силуанов
Не топ надо захватывать, а почту, телеграф и телефон

Антикризисный план, разрабатываемый российским правительством, получил еще одно очень серьезное «граничное» условие. В понедельник вечером международное рейтинговое агентство Standard & Poor's впервые за десять лет снизило суверенный рейтинг России до неинвестиционного, так называемого «мусорного», уровня. Теперь, по версии агентства, страна имеет рейтинг BB+ с прогнозом «негативный».

«Российская финансовая система слабеет, что ограничивает возможности ЦБ РФ по проведению денежно-кредитной политики. Эти проблемы возникают от влияния на инфляцию ослабления курса рубля и западных санкций, а также ответных санкций, введенных Россией», — так объясняют свое решение аналитики S&P.

В свою очередь главный эксперт Standard Bank по развивающимся рынкам Тим Эш предположил в интервью агентству Bloomberg, что наряду с санкциями и падением цен на нефть S&P учитывало также и эскалацию кризиса на Украине и связанный с этим весьма возможный новый виток ухудшения взаимоотношений России с Западом. Кстати, в понедельник же министр финансов США Джейкоб Лью заявил об имеющихся у Вашингтона «дополнительных способах» воздействия на Москву, помимо санкций.

В данном случае снижение суверенного рейтинга России до «мусорного» уровня означает, что многие крупные зарубежные инвесторы вынуждены будут отказаться от российских долговых бумаг в своих портфелях. Речь, в первую очередь, идет о крупных иностранных инвестиционных фондах, в инвестиционных декларациях которых значится, что они имеют право вкладывать средства только в бумаги, имеющие инвестиционные рейтинги. А значит, отток капитала из страны в этом году увеличится. В прошлом году, по оценкам экспертов, он составил 152 миллиарда долларов. И это был исторический антирекорд. Теперь, надо полагать, он будет побит.

С другой стороны, рейтинги, которые присваивают той или иной стране крупные рейтинговые агентства, по идее должны отражать риски невыплаты по долговым обязательствам государства. Это своеобразный индикатор, который позволяет инвесторам проверять собственные расчеты кредитного качества долговых бумаг. И именно это, а также состояние платежного баланса России позволяет представителям власти говорить о том, что в решении Standard & Poor's может быть и политическая подоплека.

Напомним, что предыдущее снижение суверенного рейтинга, предпринятое во время новогодних каникул международным рейтинговым агентством Fitch, российские чиновники посчитали политически мотивированным. Теперь глава Минфина Антон Силуанов призывает не драматизировать ситуацию из-за решения S&P. По его мнению, «говорить о возникновении формальных оснований для выхода иностранных инвесторов из российских активов не приходится, так как для подобных действий необходима потеря эмитентом инвестиционного рейтинга от не менее чем двух агентств». Более того, «риски снижения кредитных рейтингов России уже заложены участниками рынка в котировки российских активов», — убежден Силуанов. Дело в том, что совокупный внешний долг России в прошлом году снизился с 729 миллиардов долларов до 600 миллиардов. При этом долги корпораций перед иностранными кредиторами сократились на 104 миллиарда долларов.

Сдержанный оптимизм министра косвенно подтверждают международные финансовые рынки. Судя по текущей стоимости страховок от российского дефолта (так называемых дефолтных свопов), инвесторы оценивают вероятность этого события в 34 процента. По размерам резервов Россия занимает 8-е место в мире: на 16 января они составляли чуть менее 380 миллиардов долларов. При этом суммарный внешний долг (с учетом корпоративных займов) в начале года достигал 600 миллиардов долларов. Из них в течение года надо выплатить только по основному долгу, не считая процентов, около 110 миллиардов. Плюс примерно 23 миллиарда долларов процентных платежей. Эти суммы нельзя назвать неподъемными. Тем более что объем расходов, связанных с обслуживанием непосредственно госзаимствований, гораздо меньше и не превышает 6 миллиардов долларов.

Правда, снижение суверенного рейтинга, скорее всего, повлечет за собой и аналогичные меры в отношении российских банков и корпораций. А у них долгов намного больше. И нельзя исключать, что эти заемщики возобновят масштабную скупку валюты, дабы подготовиться к болезненной реакции зарубежных кредиторов и — как вариант — попытаться досрочно погасить кредиты.

К вечеру понедельника доллар на Московской бирже подорожал на 5 рублей, а евро — на 6. Кроме того, эксперты предрекают обвал фондовых индексов на сегодняшних торгах. И многое зависит от того, не возникнет ли необходимости в очередной переоценке банковских активов и дополнительной докапитализации кредитных учреждений. В таком случае на бюджет ляжет дополнительная нагрузка, способная стать критичной.

Между тем в понедельник Владимир Путин, проводя очередное совещание, посвященное антикризисному плану правительства, подчеркнул, что разработанные кабмином меры должны обеспечивать и социальную, и макроэкономическую стабильность. То есть сохранять «приемлемые параметры» по инфляции, дефициту бюджета и уровню резервов.

В Standard & Poor's своим рейтинговым демаршем, похоже, сыграли на руку правительственным «консерваторам», сторонникам предельно дозированного использования резервов и максимально возможного сокращения госрасходов. Такой точки зрения придерживается Минфин. Главный его оппонент — Минэкономразвития, которое и разрабатывало антикризисный план в его первоначальной редакции. Показательно, что Силуанов, комментируя решение S&P, подчеркнул: «Доказать, что оценка чрезмерно пессимистична, мы можем своими действиями».

Александр Бирман

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(293):

1 234 ... +1
27 +40−13Степан Хренников08:35:53
27/01/2015
-8 +19−27Awesome 08:25:00
27/01/2015
Топ зохвачен
Не топ надо захватывать, а почту, телеграф и телефон
12 +16−4Степан Хренников08:37:30
27/01/2015
-8 +5−13Natalya Nazarova08:26:02
27/01/2015
Хватит уже играться в "рыночную экономику" и в "глобализацию"
Правильно. Нету в России рыночной экономики, а есть ее имитация.
10 +12−2Awesome 09:33:59
27/01/2015
1 +7−6vae victis09:22:36
27/01/2015
Все тут хают путина, а может хотите на его место всех этих немцовых,касьяновых каспаровых и остальных жидят. Тогда вы вы совсем идиоты, эти пиндорасы быстренько распродадут не только страну, а и вас в придачу. Оставят пару миллионов для обслуживания. Этого хотите?
Касьянов очень даже работал при Путине и Путин его даже хвалил - не помните? Резко забыли? Путин работал с Собчаком, был директором ФСБ при Ельцине, первым же указом дал Ельцину надзаконный статус, называл Гайдара хорошим экономистом и смелым человеком. Зачем вы отделяете Путина от названных вами людей? Они все из одной команды.
9 +10−1Егор Григорьев09:23:19
27/01/2015
2 +4−2Егор Григорьев09:20:10
27/01/2015
Кароч, тут два пути у нашего правительства: либо остатки переворуют и ввергнут страну в хаос и развал, либо мобилизуются и начнут перестраивать экономику. К сожалению, первый вариант реалистичнее
Я вот на днях узнал, что, оказывается, мы последние 4 года жили при сверхдоходах и это был чуть ли не золотой век РФ...Очень расстроился, что не почувствовал этот золотой век
8 +11−3Руслан Бесподобный09:28:08
27/01/2015
1 +7−6vae victis09:22:36
27/01/2015
Все тут хают путина, а может хотите на его место всех этих немцовых,касьяновых каспаровых и остальных жидят. Тогда вы вы совсем идиоты, эти пиндорасы быстренько распродадут не только страну, а и вас в придачу. Оставят пару миллионов для обслуживания. Этого хотите?
А что, кроме немцова, касьянова, каспарова и остальных жидят, больше никого нет? Если не Путин, то кот? Вора на воров, конечно, не меняют, но это не значит, что надо стремиться к лучшему.
8 +13−5Sandro Great09:23:02
27/01/2015
-3 +5−8Михаил Антонов09:15:45
27/01/2015
Если сменится власть не уверен что лучше будет, придут предатели как у нас в 90-х было или сейчас на украине.
НАпример вместо снятия напряжения и признания статуса русского языка они делают все наоборот, продолжают экалацию конфликта. Плюс порвали все экономические связи с Россией не наладив связи с Европой, реально не понятно на кого они играют
У нас может быть такая же фигня, придут к валсти немцовы-каспаровы, и что? им на РФ насрать
Так эти предатели из 90-х сейчас и управляют страной
7 +13−6№175093410:31:25
27/01/2015
1 +10−9Иван Князь09:41:00
27/01/2015
Топ захвачен тупорылой свиньей, абсолютно не понимающей ничего .
+1
Как только стало туго,так сразу завопили - спасибо путинузаэто.Нет чтобы глаза пошире открыть.Путин что ли сверг правительство на Украине нелегетимным путем,Путин что ли развязал войну на Востоке? Путин наверное поехал в США и ЕС и попросил ввести санкции,причем,безосновательные против России.Все это вяло происходит по одной простой причине-нет никаких прямых и железобетонных доказательств,что в конфликте на Востоке виновата Россия.Просто так придумали хозяева из-за океана.
7 +16−9Sandro Great09:08:58
27/01/2015
-7 +5−12Степан Хренников08:58:53
27/01/2015
Да, вы правы. Но как бы не оказалось слишком поздно.
Да я если честно не понимаю ихней логики...вот к примеру им как ни крути передавать власть... наше поколение вряд ли проголосует за их преемника... это только советским пенсионерам можно лапшу на уши вешать... придет к власти оппозиция и всех их сынков пересажают нахрен....Сечинского в первых рядах.... и Запад их с удовольствием выдаст на Родина для пополнений приговоров.... это хоть они понимают или нет....
6 +8−2№175093411:22:41
27/01/2015
-3 +2−5Олег Епишев11:15:49
27/01/2015
У меня лично зарплата(если считать в $) уже сравнялась с "лихими" 90-ми-та же самая тыща - но чувствовал тогда себя я гораздо лучше с этой суммой.И чем "сытые" 10-е лучше-честное слово не вижу!
А вы не считайте в $. Откуда этот стереотип-считать ЗП в долларах.Мне легче подсчитать ЗП в рублях,чем переводить их в доллары или евро.Из принципа.Отучиваю себя хотя бы от влияния этой бумажки,которая делает много шума,особенно девальвация в феврале (Р.Казахстан).ЗП только в нацвалюте,сбережения только в нацвалюте и никаких проблем со скачком доллара.
6 +6−0Raul Shakirov10:21:26
27/01/2015
Комментарий удалён.
Правительство у нас не бездарное, а очень даже даровитое, только колониальное. А сейчас вдруг выяснилось, что заокеанские хозяева его кинули. Облом. Обычно в такой ситуации к власти приходят полковники, что мы в принципе постепенно и наблюдаем (сначала им надо с Украиной разобраться). А потом будет очень интересно наблюдать, как агенты влияния - которые нашим спецслужбам хорошо известны под страхом расстрела побегут на Запад. Они ведь там под санкциями, и не нужны Западу точно также, как не стал нужен Янукович. От российского военного трибунала они побегут в международный суд.
6 +13−7Awesome 09:25:51
27/01/2015
3 +4−1Александр Исаков09:18:50
27/01/2015
Что-то я не помню, чтобы Путен был основным акционером этого самого рейтингового агентства - S&P.
Путин, как человек имеющий, де-факто, всю полноту власти и назначающий министров отвечает за все последствия своих решений. S&P просто констатирует факт кромешного пи3дeца в нашей экономике, который стал результатом бездарных действия руководства страны и соответственно лично Путина, который это руководство назначил и наделил полномочиями.
5 +6−1Dmitriy Bazhenov12:02:56
27/01/2015
3 +4−1rudenko rudenko11:34:49
27/01/2015
Мешает антинародное государство, построенное в моей стране исключительно ради удовлетворения интересов властной верхушки и приближённого ворья.
а какой стране мира властная верхушка существует не только для удовлетворения своих интересов? и что лично Вы сделали для того, чтобы у власти было меньше ворья? это касается не только правительства, госдуры, президента, но и местных управленцев.
5 +9−4Dmitriy Bazhenov10:59:29
27/01/2015
-4 +5−9Александр Пушкин10:35:25
27/01/2015
Спасибо, не надо! Совок уже 70 лет боролся неизвестно с кем и неизвестно за что. Всем народом боролся.
ХВАТИТ!
ПРОСТО ПОЖИТЬ ХОЧЕТСЯ ДЛЯ СЕБЯ ЛЮБИМОГО!!!, а не ради победы...
живи, кто тебе мешает, яйца?
5 +6−1Sandro Great10:58:00
27/01/2015
-4 +4−8Игорь Markin10:30:22
27/01/2015
Ты, дружок, по определению не можешь "жить себе, зарабатывать вполне неплохие деньги, вносить вклад в экономику" потому, что по складу своей мысли ты - типичный неудачник. У неудачников всегда кто-то виноват, только "неонсамсебялюбимый" и у них вдруг, всегда какой-то "хуяк" происходит. И "всем" уроки ты тут не заказывай. каждый сам как-нибудь в силу своих способностей и возможностей разберётся в своей ситуации. А ты встал с дивана и пошёл работать, повышай производительность и качества труда! а то только ныть и вопить горазд, что кто-то ему "стабильную экономику не создал".
Не ну конечно можно на**бывать собственное население и жить как чиновник....
5 +11−6№175093410:35:00
27/01/2015
0 +1−1Sandro Great09:57:13
27/01/2015
"К тому же, на Западе, прежде всего в Европе, очень много наших платных друзей, они сделают всё, чтобы сбежавшие отсюда их бывшие хозяева остались там"

Есть такое !!! Но у меня тогда укладывается в голове то, что оголтелым русофобам на Западе Россия была очень выгодна при правлении Путина, т.е. сырьевой придаток без излишних амбиций. А то что происходит сейчас идёт вразрез. Единственное допускаю, что они видят две цели, первая показать Путьке "всяк сверчок знай свой шесток", вторая смена на более лояльного товарища (но тут уже фантастика, всё таки даже те кто против Путина могут не поддержать). А уж если придёт грамотный и прагматичный президент, то логично будет то что Россия наконец то станет сильнее, но это само собой невыгодно некоторым кругам на Западе (хотя станет более спокойным и понятным ведение бизнеса). В общем ждём )
Мне кажется,что Вам всегда будет мало.Сравните лихие 90-е и нынешнее время.Я не берусь защищать Путина,но хотя бы,хотя бы,патрулирование границ России возобновилось и массовые учения в любом краю России, перевооружение страны.Россия будет сильнее,если мы прекратим сами ныть в своей стране и кивать на запад и США,мол вон как они там живут.Вот именно поэтому они там и живут нормально,что свою страну любят,пусть не президента,но страну,а мы лишь со слюнями смотрим на жизнь европейцев.Полюбим свою страну,полюбят и другие.
5 +8−3Georgy Klochkov10:06:31
27/01/2015
-3 +2−5tokeru By09:50:28
27/01/2015
У них тоже доллар в два раза девальвировали?
5 +7−2Артём Мичурин10:03:04
27/01/2015
-4 +4−8Владимир Сиденко10:00:16
27/01/2015
да уж мля, дожились, ведёмся на какие-то вопли рейтинговых агентств, хотя сами в этом них...я не соображаем, не нравится здесь жить, пиз...те отсель!!!
Если мой дом превращают в говно, а мне это не нравится, я должен не препятствовать этому, не выражать своё несогласие, а просто "пиз...ать отсель"? Последуй-ка лучше сам этому совету, страна станет чище.
5 +8−3Надюшка Валькова09:40:21
27/01/2015
Закономерный результат бездарных министров, которых нельзя было даже на пушечный выстрел подпускать к казне.
5 +12−7Awesome 09:31:27
27/01/2015
-1 +3−4Фёдор Лысак09:25:19
27/01/2015
Ну что ? Путин ," помогли тебе твои ляхи " . помогло вам вступление в ВТО , которого ты так добивался 15 лет ? и как дальше быть , ? "Аврору " в Москва реку перегонять придётся не иначе ...а народ то причём .
Вступление в ВТО это единственное разумное действие в экономике за все годы правления Путина, всё остальное лишь результат задранных цен на нефть, доходы от которых были благополучно пpoeбaны и распределены по шубохранилищам друзей Солнцеликого.
5 +8−3Степан Хренников08:38:48
27/01/2015
Комментарий удалён.
Не успеет лента - малый бизнес вымрет раньше
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь