Театр русского зла

10:14 19/01/2015 Культура
Театр русского зла
Удивительная вещь, в течении 3х лет. Лента писала о Цеповязе и Цапке, о пропавших часах Патриарха, о умирающих городах за пределами мкада, о коррупции и тд. А потом хооп неожиданно в нашей стране такого нету.

Начинать писать о «Левиафане» Андрея Звягинцева нужно с констатации факта: мы все теперь преступники. До выхода фильма на большой экран осталось две недели, но широкая премьера, можно считать, уже состоялась. В сети уже появилось мнение, что фильм выложили в открытый доступ «гебисты», чтобы опорочить автора и испортить впечатление о фильме. Так оно или не надо паранойи, но, по мнению режиссера, все, посмотревшие фильм с торрентов или в онлайн-кинотеатре и с таким воодушевлением пустившиеся в его осуждение или прославление — преступники. Да, нелегко соблюдать законы; даже сам режиссер настаивает практически на «документальности», на типичности сюжета своего фильма, посвященного принципиально внеправовому русскому злу.

Русское зло — можно бы писать с заглавных букв, но не в случае «Левиафана». Фильм до дурновкусия литературоцентричен, и дело не в Гоббсе с киллдозеристом Химейером, который застрелился и мемуаров не оставил. Тут, внутри «Левиафана», и сказка про мужика, который за правдой ходил, и весь Гоголь, и Катерина, прыгающая с утеса, отчего люди не летают. Школьную программу по литературе (по большей части советскую — ту, что против самодержавия и попов) разжевали для зрителя так, будто за дурака держат. Одна осталась загадка, сама ли жена главного героя в море кинулась или городское начальство подстроило, чтобы окончательно проблему строптивого слесаря ликвидировать и храм построить. Подлая мыслишка — но ряд комментаторов картина на нее навела.

Звягинцев — большой мастер топорной детали. Трудно не заметить, как кокетливо камера оператора Михаила Кричмана съезжает по торпеде ДПСного уазика с иконок на голожопых красавиц, как отец Василий, утешив овдовевшего Николая притчей об Иове, через минуту бросает хлеб свиньям, и тому подобное. В подкорке оседает вся эта грубая деталировка, и зритель уже готов к утверждению мощнейшего финала фильма: церковь — зло.

Воскресная проповедь в последних кадрах «Левиафана» накладывается на кошмарное предчувствие, что этот новенький, сверкающий свежим золотом храм поставлен на месте дома Николая, что ради него случилась эта история предательств, насилия и несправедливости. В довершение всего это не актерская игра, а настоящий verbatim. В финал вмонтирована реальная проповедь, смысл которой Звягинцев выворачивает наизнанку, вставляя кадры с городским начальством, только что уничтожившим семью простого автослесаря.

Подобные игры с монтажом характерны для пропагандистской продукции. Но разве «Левиафан» — пропаганда? Ничуть! Это большой фильм, мастерски снятый, с прекрасной актерской игрой. В особенности нужно отметить главного злодея, мэра в исполнении Романа Мадянова, — он единственный кажется живым персонажем, в то время как остальные больше похожи на пластиковые марионетки авторского театра русского зла. Марионеточная достоевщинка семьи слесаря, которую предают все — не только местное начальство, но и сама Москва в лице адвоката, старого друга Николая, — предают, как оказывается, ради постройки храма, происходит в условных декорациях: серые пейзажи депрессивного северного поселка, обрамляющие картину театральные скелеты судов, мертво бьющее в камни бесцветное море. Весь этот минимализм сурового стиля (и герои, будто сошедшие с советских полотен, но пока сходили — походя спились) с его условностью был бы хорош, если бы не орущая с экрана (и четко проговариваемая в интервью автора) претензия на «достоверность», дающая в итоге обратный результат, потому что уж либо условность, либо достоверность, а вместе — нельзя.

Вот что удивительно: фильмов о вечном конфликте власти и простого народа снято было немало. Но «Окраина» Петра Луцика 1998 года, которой тогда до посинения испугались либеральные критики, прошла незамеченной в прокате. Стал классикой, но не знаменем революционного сопротивления силам коррумпированного правопорядка «Конвой» Сэма Пекинпа 1978-го. А градус обсуждения «Левиафана» уже напоминает шумиху вокруг «Доктора Живаго». Тогда тоже художественные достоинства книжки затмил жар идеологической борьбы.

Может быть, потому что «Левиафан» — не зрительское, а фестивальное кино, ориентированное не на прокат, а на премии? Популярные мифы о России — преступную власть, пакостную церковь, водку и разруху — картина демонстрирует все свои два часа с размахом. Образ дополняет слабоволие (вовсе не бессилие перед обстоятельствами неодолимой силы) главного героя. Формула изготовления такого кина разработана в конце 80-х, она проста:гипербола + банальность = чернуха. Правда, тогда социальный запрос на «Россию в говне» был внутренний, теперь он, скорее, внешний. Этому запросу «Левиафан» удовлетворяет на отлично.

А может быть, не все так однозначно плохо; может быть, трагедия маленького человечка Николая Сергеева, потерявшего все и сразу, иллюстрирует не кровавую и безальтернативную — по Звягинцеву — сущность русской власти и православия, а в самом деле так трудно, через Островского и Достоевского, переложена им притча об Иове, вдруг поглядевшем в зеркало действительно уникальной русской мерзости? Ведь как притча не сразу смотрится и фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» 1988 года, перекличек с которым у «Левиафана» слишком много, чтобы это было случайностью. Буквально совпадают первые кадры обоих фильмов: на пустой перрон города N приезжает ободранный поезд, выпускает единственного пассажира и отходит в туманный nevermore. Совпадает и судьба главного героя, попавшего в лапы местного начальства, — фантасмагорического у Шахназарова, плакатно злого у Звягинцева.

Живет на Севере, не так далеко от мест, где снимался «Левиафан», священник Ярослав Шипов. Пишет рассказы. В них все то же самое: повальное пьянство, разврат, суеверие, сплошные похороны, — вся глупая мерзость русской жизни, вечная тема национальной литературы и травелогов интуристов. Даже Почта России работает как ей положено: на смех людям. Но рассказы эти написаны с любовью. А в «Левиафане» — по воле автора даже водка не дает радости.

Стоит все-таки исправиться и пересмотреть «Левиафана» в официальном прокате. Может статься, что смотреть большой фильм на маленьком экране действительно преступление, что заунывной тарковщине звягинцевской камеры в самом деле требуется соборность просмотра, и тогда финальная проповедь о правде и истине вызовет коллективный зрительский экстаз — только во что он выльется? В сочувствие недотепе Николаю? В веру, чему учит история Иова? В ненависть к земле, где наяву случается ветхозаветный ад и нет спасения? Мне пока кажется — последнее.

Был такой знаменитый в середине позапрошлого века персонаж Владимир Печерин. В 1836 году он бежал из России в Европу и в католичество, прославился в Ирландии как проповедник. Россию он оставил, считая ее «землей мертвых», не отмеченных отпечатком Создателя. После его смерти в бумагах нашли стихи:

Как сладостно отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтоженья,
И в разрушении отчизны видеть
Всемирного денницу возрожденья!

Ненависть — страшная сила. Вот только жить с ненавистью в душе неприятно. Хотя и она — право имеет.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(202):

1 234 ... +1
14 +19−5Ionov Artyom11:22:55
19/01/2015
Удивительная вещь, в течении 3х лет. Лента писала о Цеповязе и Цапке, о пропавших часах Патриарха, о умирающих городах за пределами мкада, о коррупции и тд. А потом хооп неожиданно в нашей стране такого нету.
9 +9−0Stagger Lee15:29:13
19/01/2015
заунывная тарковщина.. господи, лента во что ты превратилась?
9 +11−2Сергей Орлов13:19:42
19/01/2015
У нас видимо люди не понимают зачем нужно кино. Если снимать фильмы только о том, как все хорошо и безоблачно, то их просто перестанут смотреть. Хорошее кино прежде всего поднимает серьезные проблемы. Это кино их поднимает. Никто не знаком с произволом чиновников? С беззаконием полиции? С батюшками на мерседесах? Вы тогда наверное не в России живете. Фильм поднял проблемы и в нормальном обществе их принято обсуждать и решать поднятые проблемы. В идеале нужно чиновникам задумать, а для кого они служат и, что могут доиграться, церкви задуматься о чистоте своих рядов, а может и о реформе и прочее. На это направлено кино, оно не против России, а как раз наоборот. Оно показывает нам то, что уничтожает нашу страну. И в наших силах победить "Левиафана" прежде всего в самих себе. Не давать взяток, обращаться в суды, отстаивать свои гражданские права. Об этом фильм.
8 +13−5Тамара Буйлова11:17:39
19/01/2015
6 +15−9Dmitrii Godunov11:16:35
19/01/2015
Автор статтьи.
У нас тут, в России, это все не мифы, это все наша повседневная реальность.
товарищи! мы не доругиваем Левиафан. Хорошо бы получить мнение Путина со слов Пескова об этом фильме. Надо чтоб Песков сказал что-нибудь типа - У нас в РФ такого нет, тогда фильм гарантировано получит оскара
7 +7−0Артём Ionoff12:49:57
19/01/2015
-7 +0−7Ярослав Евтихиев11:53:36
19/01/2015
Почему же нету? Есть. Но вот в России много гавна. И вы, уважаемый, тоже гадите. Почему же вы обидетесь, если вас назовут куском гавна? На правду ведь обижаться нехорошо! :))))
У вас логика странная.
7 +10−3kmirom12:24:15
19/01/2015
-6 +5−11Mike Carpentier12:21:48
19/01/2015
Снова вы с вашей нелепой,либеральной логикой?В 140 млн стране выхватывать единичные случаи,и на их основе делать выводы о жизни в целом...Давно уже заметил,что русофобия неизлечима.Поэтому не вижу смысла продолжать этот разговор дальше,заранее предполагая о том,что вы закидаете меня своими Цапками и Верами Михаловнами..Всего наилучшего..
если вы считаете,что только либералы хотят,
чтобы Закон был для всех один-мне вас искренне жаль.
7 +7−0Stanislav Fedorov11:22:11
19/01/2015
Комментарий удалён.
Да хоть с Брежневым.
7 +11−4Марина Чужая10:39:58
19/01/2015
Ну да, и бл..во , и тарковщина, и все в одну кучу у Арсения.
Вобщем, как обычно, увидели в фильме то, чего в нем и нет, раздули скандал на пустом месте. Хотя, все это фильму только на пользу.
6 +8−2Mike Carpentier13:46:02
19/01/2015
-5 +1−6Dmitrii Godunov13:44:12
19/01/2015
Я про Россию, а ты - про какую-то семью.
Это слабое подобие того старого пасторально-рафинированного жанра, в советское время цветшего буйным цветом и стоявшего на потоке про "соль земли, ударников, смелые семейные начинания на селе и пр."
У тех мастеров нынешним писателям сельского счастья еще учиться и учиться.
Это не какая-то семья.Это моя семья.И исходя из этого я задаю тебе следующий вопрос - кто мешает тебе и всем остальным жить не хуже?Кто вам враг,кроме вас самих?
6 +9−3kmirom12:06:43
19/01/2015
-5 +6−11Mike Carpentier12:02:55
19/01/2015
Решил поупражняться в русофобии?Бери пример с товарища постом ниже - он там Цапков вспомнил и смело утверждает,что Цапки это и есть вся Россия,и никакой другой не было и нет..))
по вашему,говорить о недостатках системы-это русофобия?
вы случаем не последователь Победоносцева?
6 +7−1kmirom12:01:13
19/01/2015
-3 +8−11Mike Carpentier11:54:04
19/01/2015
На русских ничего не давит,Тамара,поверьте..Давит на либералов,которые к русским имеют весьма отдаленное отношение)
конечно,конечно,
а этот крендель-либераст из католической/пресвитерианской церкви?
Ссылка на www.gazeta.ru
6 +10−4Okrug MyInfo11:45:44
19/01/2015
А чего, всё правильно сняли. Например в Москве церкви лепят назло жителям, волреки их протестам, в парках и напротив жилых домов.
6 +15−9Dmitrii Godunov11:16:35
19/01/2015
4 +15−11Dmitrii Godunov11:15:36
19/01/2015
Популярные мифы о России — преступную власть, пакостную церковь, водку и разруху
--------
Автор вообще бывает в России? Откуда патриотствуем? Из загнивающей гейропы штоле?
Автор статтьи.
У нас тут, в России, это все не мифы, это все наша повседневная реальность.
5 +9−4Alexander Rokov13:42:47
19/01/2015
-7 +3−10vvv mihalich13:40:35
19/01/2015
давай еще попроси меня назвать положительного героя в басне крылова 'слон и моська', петеушник

бгг
И вот такой вот бесполезный, глупый хлам и составляет 99% кремлеботни.
5 +7−2Alexander Rokov13:29:40
19/01/2015
-5 +3−8vvv mihalich13:28:26
19/01/2015
-- ну а где их взять, если кругом в натуре исключительно оскотинившееся быдло...

этот русофобский высер проходит как бы красной нитью сквозь русофобскую поделку звягинцева

Кремлеботыш под каждым комплиментарным к фильму комментом отметился. Да уж, мерзкая у тебя работка, ещё раз убеждаюсь.
5 +10−5Артём Ionoff12:46:09
19/01/2015
-3 +3−6Mike Carpentier12:43:42
19/01/2015
То есть Цапок существует точно также,как существует история моей семьи,ссылку на которую я давал выше..Но почему-то либералам выгодно замечать только Цапка,а на любой позитив в России в лучшем случае принято закрывать глаза или даже поливать грязью..
Я рад за вашу семью. Но если у вас хорошо, то это не значит что у всех хорошо. Закрывать глаза на чужие проблемы это признак трусости.
5 +9−4Артём Ionoff12:41:40
19/01/2015
-6 +3−9Mike Carpentier11:46:38
19/01/2015
Абсолютно.Просто надоело уже либеральное вранье,дальше некуда.Все Россия для них - сплошные Цапки..
То Есть цапка не существует?
5 +7−2kmirom12:17:52
19/01/2015
-7 +5−12Mike Carpentier12:08:26
19/01/2015
Я последователь здравого смысла,согласно которому,если умеешь жить и работать - будешь хорошо жить и в России и в Париже..Если-же уметь жить и работать тебе не дано - станешь либералом,и до конца своих дней будешь поносить проклятый царский режим)
о как.а как по вашему,Вера Михайловна Сидельникова-умела жить?
5 +6−1Araucan Redskin11:23:30
19/01/2015
4 +5−1Shura Osechkin10:24:45
19/01/2015
Выйдет фильм в прокат, вот тогда и обсудим.
Какой прокат? Уже скачали и обсудили. А проката, считай, никакого и не будет. На таком не заработаешь.
5 +12−7Alexey Kruglov11:08:43
19/01/2015
Фильм еще не смотрел, но рецензия не понравилась. Автор достаточно грубо пытается принизить и девальвировать фильм, не замечая, что жизнь девальвировала многие идеи
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь