Газовый блеф Европы

13:56 14/12/2014 Бывший СССР
Газовый блеф Европы
А ты мне что, запрещаешь? ;)

В середине следующей недели, 18-19 декабря, в Брюсселе состоится очередной саммит Европейского союза. Повестка предполагается чрезвычайно разнообразной, однако события последних недель диктуют необходимость широкого обсуждения, прежде всего, энергетических перспектив ЕС. Отказ России от строительства «Южного потока» не только может привести к неприятной для европейцев зависимости от Туркмении, но и превращает Турцию в игрока глобального масштаба. «Лента.ру» пригляделась ко всем альтернативам «Южного потока» и очень удивилась позиции Евросоюза.

Три к одному

Не прошло и десяти дней с момента громкого заявления президента России Владимира Путина об отказе России от строительства «Южного потока», как Европейский союз по результатам экстренной встречи всех 28 министров энергетики ЕС сообщил: альтернативы российскому газу имеются. Устами заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шевчовича официальный Брюссель на скорую руку обозначил сразу три направления энергетической политики ЕС.

В основе первого — концепция так называемого Южного газового коридора — сети локальных трубопроводов из Каспийского региона в сторону Южной Европы. Второй и третий варианты связаны со строительством дополнительных терминалов сжиженного газа и разработкой шельфов Черного и Средиземного морей.

Любопытно, что громкий резонанс вызвал только сам факт наличия гипотетических альтернатив «Южному потоку». А между тем влиятельный европейский чиновник в том же заявлении фактически расписался в бессилии что-либо поделать с возникшей перед ЕС проблемой. В частности, еврокомиссар обмолвился, что министры рассмотрели «возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта», то есть Брюссель постарается поддержать, вопреки принципам, «Южный газовый коридор». Более того, по словам Мароша Шевчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов в рамках «Южного коридора», что, конечно, выглядит очень внушительно, если забыть, что Баку и Анкара получат основную выгоду от этой новой старой задумки ЕС.

Министры энергетики ЕС этот нюанс очень хорошо понимают, поэтому сразу следом за воинственной речью зампреда ЕК по Энергетическому союзу последовало заявление европейских министров, в котором страны ЕС робко предположили, что решение Владимира Путина по «Южному потоку» могло носить «неофициальный (читай — неокончательный) характер», и уполномочили Шевчовича «прояснить ситуацию с российской стороной».

Один из трех

А нервничать европейским министрам есть от чего. Дело в том, что из трех представленных энергетических направлений как минимум два выглядят не слишком понятными, а одно может быть реализовано лишь в отдаленной перспективе, да и то не полностью.

Возьмем для примера тезис о разработке шельфов Черного и Средиземного морей. На первый взгляд, намерение более чем здравое, поскольку до Европы рукой подать и трубопроводы в случае их строительства не должны стать особенно затратными. Однако есть и ряд проблем. С одной стороны, да, на шельфе Средиземного моря были обнаружены крупные запасы газа: например, очень перспективным еще с 2011 года считается месторождение Левиафан, признанное одним из крупнейших. Но трудность в том, что расположено оно на границе ливанского и израильского секторов Средиземного моря. А поскольку демаркации морских границ не проводилось, чей это газ, пока совершенно непонятно.

Похожая ситуация и с «кипрскими» запасами. Как известно, Кипр еще в 1974 году был разделен на три части: греческую, турецкую и контролируемую британскими войсками. Соответственно, разобраться, в чьем секторе находятся неразведанные запасы газа и с чьего согласия их можно разведать, невозможно в принципе, если, конечно, не начинать войну, которая сразу перекинется на Грецию и Турцию. Ну и примерно той же степенью достоверности обладает и черноморский вариант европейских министров, поскольку шельф акватории еще толком не исследован.

Нужно произнести несколько ритуальных слов и о строительстве терминалов сжиженного газа, раз уж Марош Шевчович выделил это в отдельное европейское газовое направление. Поверить в скорую постройку терминалов на территории Европейского союза хоть и с трудом, но можно. Однако вопрос сведется в итоге к поискам главного — ресурсной базы для подобных хранилищ. США уже который год выражают готовность снабжать Европу дешевым сжиженным газом. Однако на деле, даже если абстрагироваться от дискуссии по этому вопросу в самих США, топливо, поставляемое с другого континента через океан, вряд ли будет намного дешевле российского газа. Кроме того, в открытом доступе нет никакой информации о мощных американских терминалах, способных обеспечить хотя бы одно государство Европы сжиженным газом.

Один за всех?

В сухом остатке, из трех предложенных лишь один проект по обеспечению Европы газом не выглядит взятым с потолка — это «Южный газовый коридор», который должен пройти по территории Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Грузии и Турции. Но и он вызывает при детальном изучении массу вопросов.

Для примера возьмем ресурсную основу предложенного проекта. Ее призваны обеспечивать два государства Прикаспийского региона: Туркмения и Азербайджан. Причем даже если «Южный газовый коридор» начнет действовать (то есть важные аспекты согласований и строительства трубопроводов мы в статье не затрагиваем, но держим тему на карандаше), речь все равно будет идти о двух этих республиках. Значит, если строительство состоится, никакой диверсификации не произойдет. Европа просто поменяет одну зависимость на другую: вместо России и стабильного газопровода Брюссель получит Туркмению и сеть из не очень понятных локальных трубопроводов, причем часть транспортной сети будет постоянно политизировать свое участие в маршруте. Но мы отвлеклись.

Так вот, если вернуться к ресурсной базе проекта, то даже азербайджанские специалисты подчеркивают: их страна может обеспечить в среднесрочной перспективе около 10 миллиардов (то есть всего шестую часть от годовых потребностей Европы) кубических метров газа, да и то лишь к 2018 году. Других ресурсных баз, присоединенных к трубопроводам, у Евросоюза на сегодня нет. Но чиновники надеются, что эти маршрутные направления возникнут в ближайшие годы. В частности, они имеют в виду Транскаспийский трубопровод, который свяжет Туркмению и Азербайджан и подключит имеющиеся трубы к еще одной крупной ресурсной базе.

Туркмения обеспечена газом куда лучше Азербайджана. Ашхабад уже поставляет Китаю порядка 65 миллиардов кубометров газа в год и вместе с тем разрабатывает гигантское месторождение Галкыныш, которое может теоретически занять второе место в мире по своим запасам. Но на этом хорошие новости для Европы заканчиваются. Газовая Бонанза выглядит раем на земле исключительно на бумаге, поставляемой от туркменского правительства. Чтобы оценить запасы Туркмении, необходимо провести аудит месторождений с геологическими изысканиями и юридическим анализом договоров — сколько и кому пообещал Ашхабад, то есть у кого есть преимущественное право на выкуп объемов газа в будущем. И это очень важно, поскольку известно, что в начале сентября 2013 года Ашхабад посетил с первым визитом председатель КНР Си Цзиньпин. Он подписал ряд контрактов с руководством республики, согласно которым львиная доля газа будет поставляться в Китай, получивший к тому же приоритетное право на газ даже самых крупных месторождений Туркмении, поскольку является их разработчиком.

Ну и самый главный непонятный момент — это транспортировка. Хребет всего проекта — так называемый Транскаспийский газопровод (ТКГ), который пройдет через территорию Казахстана и Туркмении в сторону Азербайджана по дну Каспия. И даже если оставить в стороне вопрос правового определения статуса акватории, строительство легко могут заблокировать те же Россия и Иран. Причин найдется множество — хотя бы риск колоссального экологического ущерба Каспийскому морю.

К слову, не менее важно, что и эксперты относятся к проекту ТКГ с огромным скепсисом, правда, указывают на другие обстоятельства: по мнению казахстанского специалиста по Каспию Лидии Тимофеенко, «чтобы Транскаспийский проект обрел реальные очертания, необходимо разрешить ситуацию с его основными инвесторами». «Поскольку Туркменистан не намерен расходовать бюджетные средства на строительство газопровода (Ашхабад придерживается политики продажи сырья на границе, что освобождает его от необходимости тратиться на создание трансграничных трубопроводов), реализация ТКГ будет зависеть также и от готовности стран Европы покрыть все необходимые издержки по строительству морской газовой магистрали через Каспий», — полагает Тимофеенко.

«Если допустить гипотетически, что найдутся инвесторы на сам Транскаспийский газопровод, необходимо будет значительно увеличивать мощности Трансанаталийского проекта и участка Азербайджан — Грузия — Турция», — говорит научный сотрудник центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин. Эта задача, по мнению специалиста, в ближайшее время неразрешима. Да и как ее решить, если большая часть «Южного газового коридора» соткана из таких противоречий? К примеру как минимум одна его часть — Nabucco — является в чистом виде политической и уже похоронена в связи с отсутствием нужных объемов топлива.

Один на всех

Ну и последнее, о чем хотелось бы упомянуть, — это роль Турции во всех газовых раскладах. Так получается, что откуда бы ни шла заветная труба, «Южный поток» был самым оптимальным с точки зрения логистики проектом для Европейского союза. Теперь, после отказа от доставки топлива по этому маршруту, Брюссель обрел в лице Анкары крайне сложного партнера по переговорам. Конечно, Турция согласится со всеми европейскими доводами и маршрутами, но не важно, о каком проекте трубы идет речь, — средиземноморском, черноморском или каспийском, — Турция так или иначе выступает транзитной территорией ввиду своего географического расположения. И будет ли она заинтересована в дополнительных мощностях, идущих через ее территорию, — большой вопрос.

Ну и само по себе любопытно: в попытке диверсифицировать поставки газа Брюссель в итоге создал транзитного монополиста. Похоже, Владимир Путин рассчитывал на глобальные амбиции Анкары, предлагая назвать новую ветку из России «Турецким потоком». По всей видимости, российский лидер не ошибся: именно «Турецкий поток» имеет все шансы стать стратегически важным проектом, при помощи которого Анкара будет решать все свои геополитические задачи. С оглядкой на Россию.

Михаил Пак

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(382):

1 234 ... +1
53 +64−11Российский Сыр14:15:12
14/12/2014
-40 +15−55Igor Pshenichnikoff14:14:46
14/12/2014
Ты сравниваешь экономику Японии с экономикой россии???
А ты мне что, запрещаешь? ;)
49 +58−9Российский Сыр14:16:44
14/12/2014
-42 +13−55Igor Pshenichnikoff14:16:31
14/12/2014
Да нет, ради бога. Меня воспитывали ак, чтоб я не издевался над недалекими людьми...
Надо же, какие боли вызывает констатация всего лишь одного факта - за 3 года рубль и иена практически не изменили своей цены по отношению друг к другу ;)
46 +59−13Российский Сыр14:13:34
14/12/2014
-37 +11−48Stagger Lee14:11:14
14/12/2014
да да. а падающий рубль- на самом деле не означает никакого падения. это все - "вывсеврети" -.-
А падающая иена?
Которая упала с 75 до 120 за 3 года - это тоже "вывсеврети"? ;)
27 +31−4Valeria Stroganova14:29:40
14/12/2014
-42 +13−55Igor Pshenichnikoff14:16:31
14/12/2014
Да нет, ради бога. Меня воспитывали ак, чтоб я не издевался над недалекими людьми...
Но судя по всему, те кто вас воспитывал, все же своей благородной цели так и не достигли.
24 +27−3Valeria Stroganova14:31:39
14/12/2014
-19 +9−28Igor Pshenichnikoff14:23:25
14/12/2014
Методичку обнови, перегной молочный:)
Видите, как трудно до конца оставаться интеллигентом, даже воспитание на спасает.
22 +28−6Российский Сыр14:24:44
14/12/2014
-19 +9−28Igor Pshenichnikoff14:23:25
14/12/2014
Методичку обнови, перегной молочный:)
Ладно, я вежливый, не буду скатываться туда, где вы уже пузыри пускаете ;)
22 +29−7Российский Сыр14:23:34
14/12/2014
-28 +6−34Igor Pshenichnikoff14:20:34
14/12/2014
несколько месяцев? Да, стоила... а что будет после 2 лет подобных цен? А после 4??? Хотя я знаю, Рейган уже после полутора лет, с того света россиюшке ручкой помашет:)
Ох уж эти влажные мечты о бесконечно долгих дешевых энергоресурсах ;)
20 +30−10Российский Сыр14:21:17
14/12/2014
-25 +15−40Igor Pshenichnikoff14:19:04
14/12/2014
Нет, просто ты не догоняешь, что японская экономика, которая завязана на экспорт автомобилей и высокотехнологичных товаров на самом деле выигрывает от ослабления иены... У них как и у вас "доходы бюджета увеличились",вот только на самом деле...
Любая экспортно-ориентированная экономика выигрывает от ослабления внутренней валюты, зато граждане этой экономики проигрывают, ведь при нулевой инфляции и зарплаты не растут, а в данном случае у японцев это и в рецессию выливается. Хотя кому я объясняю.. ;)
20 +25−5Российский Сыр14:14:46
14/12/2014
-15 +10−25Igor Pshenichnikoff14:11:58
14/12/2014
Ну вот и нашли абсолютный антипод занменитому Иавне Яковине.. Михаил Пак так знатно подлизывает Кремлю, что иногда после прочтения статей кажется, что он и есть один из тех специалистов по "Квананмену", которого Северная Корея любезно вызвалась предоставить России...
Что, неприятно от осознания реальности? ;)
19 +22−3Stealight15:07:29
14/12/2014
22 +28−6Российский Сыр14:24:44
14/12/2014
Ладно, я вежливый, не буду скатываться туда, где вы уже пузыри пускаете ;)
Ты нашел с кем сцепляться, это очередной какел, "кАренной Омериканец" или европеец. Пришел сюда диванным Икспертом поработать. Пущай. От мнения говна, всемирной экономике, ни тепло ни холодно.
19 +29−10Алексий Кичев14:19:44
14/12/2014
-25 +15−40Igor Pshenichnikoff14:19:04
14/12/2014
Нет, просто ты не догоняешь, что японская экономика, которая завязана на экспорт автомобилей и высокотехнологичных товаров на самом деле выигрывает от ослабления иены... У них как и у вас "доходы бюджета увеличились",вот только на самом деле...
Это вы не "догоняете" или дурачком прикидываетесь, а может и не прикидываетесь...
18 +26−8Российский Сыр14:22:15
14/12/2014
-28 +6−34Igor Pshenichnikoff14:21:44
14/12/2014
По существу есть что возразить? Или словоблудствовать так и будешь? А ватничек?
Скачешь, небось? ;)
17 +21−4Российский Сыр15:13:23
14/12/2014
-21 +5−26Igor Pshenichnikoff14:25:00
14/12/2014
Ну да, на саммите ОПЕК ясно было показано, кто в мире хозяин, а кто живет в манямирке, отправляя молчных перегноев охранять его границы лол)))
Как там рентабельность сланцевой добычи, уже достигла $60 за баррель? ;)
17 +21−4Дмитрий Е14:16:12
14/12/2014
Европа, в своей русофобии ты просто сошла с ума!
16 +24−8Российский Сыр14:21:57
14/12/2014
19 +29−10Алексий Кичев14:19:44
14/12/2014
Это вы не "догоняете" или дурачком прикидываетесь, а может и не прикидываетесь...
Он или от рождения такой, или очень хочет это доказать, что по сути одно и то же ;)
16 +20−4Российский Сыр14:18:02
14/12/2014
-10 +4−14Igor Pshenichnikoff14:15:34
14/12/2014
Если ты имеешь ввиду внутрироссийскую реальность, то скорее смешно, чем неприятно...
То ли дело демократические Афганистан, Ирак, Сирия, Украина ;)
15 +17−2Дмитрий Дворников15:58:06
14/12/2014
Комментарий удалён.
Это интересно как? Путем телепортации газа? Кто будет строить газовую ветку хохлам и по какой цене будет этот газ? Насчет Ирана с Ираком конечно лихо, но все забывают о Курдистане, миновать который невозможно. По сути весь этот Южный Коридор будет состоять из одних политических шантажистов и реально возможен только в головах прожектеров ЕС. Вместо "опущенных" хохлов, ЕС действительно получила крайне серьезно лоббиста своих интересов - Турцию, а в случае реализации Южного Коридора, к ней присоединятся целая стая гиен помельче. Итоговую цену на такой газ даже представить страшно, а главное, хотелось бы взглянуть в лицо хотя-бы одному потенциальному чокнутому инвестору(:joy:)(:joy:)(:joy:)
15 +19−4Дмитрий Е15:03:51
14/12/2014
-9 +5−14Владимир Владимирович14:36:28
14/12/2014
В Израиле ипотека 2%
Русский Иван умрет от зависти
Вы хотите жить в пустыне, посреди ненавидящих и желающих уничтожить вас государств, в постоянном страхе войны и террактов в любую минуту, но зато в ипотеке под 2%? Я нет, я там даже в беспроцентной ипотеке жить не хочу.
15 +22−7Алексий Кичев14:18:43
14/12/2014
-42 +13−55Igor Pshenichnikoff14:16:31
14/12/2014
Да нет, ради бога. Меня воспитывали ак, чтоб я не издевался над недалекими людьми...
В 2008 году нефть стоила 40 а доллар 32, что ищменилось? Экономика говоришь? Ну ну...
13 +15−2Дезактиватор Ог15:44:24
14/12/2014
-30 +7−37Igor Pshenichnikoff14:32:16
14/12/2014
Ах да, извините, Я к старшему поколению забыл прислушатся, которое еще те славные советские времена помнит! Когда водка была по 10 коп, а х..й стоял как останкино!
Ох и ах. Игорь, вот скажите, чего это вас так прёт от собственной значимости? Если бы вы достигли вершин успеха, то смею вас заверить, на Ленте вас наблюдать не пришлось. А пока только это:
Картинка на s017.radikal.ru
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь