Документ дня: Размышляя о российском экспансионизме

09:23 04/12/2014 Мир
Советские солдаты в Афганистане
Советские солдаты в Афганистане

На Западе не утихают дискуссии о целях, которые Москва преследует на Украине. Журналисты американских и европейских СМИ охотно рассуждают о геополитическом экспансионизме России и проводят всевозможные исторические параллели. Колумнист издания The National Interest Пол Пиллар призвал коллег более трезво оценивать происходящее и не уподобляться политикам прошлого, которые, пытаясь противодействовать воображаемой русской экспансии, взрастили в итоге монстра исламизма. «Лента.ру» предлагает перевод его статьи.

Российские шаги на Украине в течение прошедшего года вызвали к жизни дискурс, основанный на утверждениях о необходимости остановить агрессивный российский экспансионизм. Хиллари Клинтон даже провела привычную аналогию с экспансионизмом нацистской Германии, уподобив некоторые действия России немецкой политике 1930-х годов. Сторонники этой концепции, упоминают они нацизм или нет, обычно подразумевают, что, если не предпринять жесткие меры, чтобы остановить российский экспансионизм на Украине, угроза будет только нарастать.

В основе этих рассуждений лежат предположения о том, что Россия имеет гораздо более серьезные намерения, чем кажется. Если Владимир Путин и его советники по украинскому вопросу рассматривают свои действия как шаги в рамках более широкой экспансионистской стратегии, тогда, возможно, концепция контрмер обоснована. Но если Россия на самом деле преследует ограниченные цели, касающиеся в основном Украины, то эта концепция может принести больше вреда, чем пользы.

Если уж речь зашла об исторических аналогиях, то можно провести еще одну, которая, возможно, окажется поучительной. Речь идет об эпизоде, связанным с применением силы Россией (или Советским Союзом) на своей периферии. Этот эпизод куда более подходит к текущей ситуации, чем предвоенные нацистские политические маневры, но с того момента уже прошло достаточно времени, чтобы его можно было рассмотреть в исторической перспективе и оценить последствия. Речь идет о советской вооруженной интервенции в Афганистане — в декабре этого года исполняется 35 лет с ее начала.

Как только советские войска вошли в Афганистан, для политиков из администрации Джимми Картера ключевым вопросом стал следующий: с какой целью Советы затеяли эту операцию. Госсекретарь Сайрус Вэнс позже в мемуарах вспоминал, что рассматривались две гипотезы. Согласно одной, Москва в основном руководствовалась тактическими интересами, и за исключением собственно положения в Афганистане, ее беспокоили возможные волнения среди мусульман в центральноазиатских республиках СССР. Согласно другой точке зрения, Советы решили: их отношения с США уже настолько испортились, что нужно не только воспользоваться возможностью покончить с афганской проблемой, но и усилить свои стратегические позиции в Южной и Юго-Восточной Азии, еще на шаг ближе подойдя к портам в теплых морях — традиционной цели российских стратегов.

От того, какую гипотезу считать наиболее правдоподобной, зависел выбор ответных мер. Если таковой признать второе предположение, то адекватной реакцией на советскую экспансионистскую стратегию стало бы максимальное замедление продвижения советских войск, что достигалось при помощи дальнейшей дестабилизации Афганистана, в частности, путем оказания помощи повстанцам-моджахедам. Но если эта теория все-таки ошибочна, то, раздувая огонь мятежа, американцы лишь вынудили бы Советскую армию продлить пребывание на афганской земле, забили бы дополнительные гвозди в гроб «разрядки» и, возможно, побудили бы Советы предпринять шаги, которые бы превратили потенциальную советскую угрозу Пакистану в реальность.

Основой внешней политики Картера в итоге стала экспансионистская гипотеза. Те, кто определял тогда американскую линию, даже не потрудились проанализировать мотивы Москвы. Збигнев Бжезинский, в те годы помощник президента по национальной безопасности, чьи умозаключения определяли курс администрации в отношении СССР, даже не считал такой анализ необходимым. Он позже писал, что «вопрос состоял не в том, каковы могли быть личные мотивы Брежнева при вводе войск в Афганистан, но в том, каковы были объективные последствия советского военного присутствия в непосредственной близости от Персидского залива». В результате США ответили СССР объемным набором санкций, отказом от участия в Олимпиаде-80 в Москве, провозглашением воинственной «доктрины Картера» о готовности применить силу в районе Персидского залива и, самое важное, наращиванием материальной помощи афганским повстанцам.

Несмотря на значительные различия между тогдашней ситуацией и той, что сложилась сегодня на Украине, из афганской истории можно извлечь некоторые полезные уроки. Один из них состоит в том, что важно тщательно анализировать цели, которые ставит перед собой Россия, а не принимать за основу своей политики наихудшее из возможных предположений. Другой урок состоит в том, что нужно быть скромнее и осознавать, что этот анализ может оказаться неточным. Размышления и допущения администрации Картера в этом отношении вполне могли быть ошибочными. Сейчас, по прошествии времени, можно с определенной степенью уверенности утверждать, что советская интервенция в Афганистане не преследовала стратегических целей и что Советы не планировали подобраться к нефтяным месторождениям и морским коммуникациям. Москва лишь пыталась парировать непосредственные угрозы: свержение коммунистического правительства в стране, граничащей с СССР, что могло спровоцировать волнения среди населения центральноазиатских республик в самом Советском Союзе.

И еще один важный вывод: особенности внутренней политики США вполне могут подтолкнуть лиц, принимающих решения, к ошибочным шагам. Картер был вынужден демонстрировать жесткость в диалоге с СССР. Когда он вскоре после интервенции заявил в телеинтервью, что советское вторжение стало для него хорошим уроком, демонстрирующим истинные цели Москвы, оппоненты не упустили случая интерпретировать это высказывание как признак его наивности. Параллельно тема слабости Картера как политика обыгрывалась на фоне политического кризиса, вызванного захватом американского посольства в Тегеране, произошедшего всего за несколько недель до советской интервенции. В данном случае прослеживается явная параллель с действиями политических оппонентов Барака Обамы, постоянно твердящих, что президент якобы слишком вяло и недостаточно напористо ведет себя в отношении противников США; внутриполитические резоны в такой ситуации могут вынудить Обаму сделать ошибочные шаги во внешней политике.

Наконец, необходимо в полной мере учитывать последствия, в том числе долговременные и косвенные, к которым могут привести меры, предпринимаемые Соединенными Штатами в ответ на действия России. Сложно подвести окончательный баланс по итогам помощи США афганским повстанцам, но очевидно, что основным негативным результатом стало нарастание влияния различных групп, исповедующих воинствующий исламизм. В течение последних 35 лет они доставили США больше проблем в Афганистане и в других странах, чем русские. Некоторые из тех, кто сейчас ведет войну против американцев в Афганистане — наследники моджахедов, получавших американскую помощь в 1980 году. Память о партизанской войне против советских войск до сих пор оказывает влияние на процессы в регионе, вдохновляя международный исламский терроризм.

Никто не может заявить, что точно знает, какими мотивами руководствуется сегодня Россия в отношении Украины. Возможно, даже Владимир Путин не вполне уверен в том, какие цели будет ставить в дальнейшем, и в значительной степени его политика определяется реакцией на действия украинского правительства и Запада. Однако, применяя к текущей ситуации рамки дилеммы, с которой столкнулась администрация Картера в афганском вопросе, можно утверждать, что Россия преследует скорее локальные цели, нежели разворачивает экспансию в геополитическом смысле. Наиболее яркий экспансионистский шаг Путина — аннексию Крыма — можно рассматривать как единичную акцию, учитывая уникальные исторические, демографические и эмоциональные факторы, связанные с полуостровом. В остальном российская политика в основном диктуется реакцией на воображаемую экспансию НАТО в украинском направлении. К сожалению, украинский президент Порошенко, похоже, собирается и дальше действовать в том же русле.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(83):

1 +2−1Сергей Фокин10:21:32
04/12/2014
6 +6−0Alexander Poplooukhin09:50:14
04/12/2014
В статье почему-то не сказано, что война в Афгане сначала кампании была популярна, но стала крайне не популярной в народе уже с середины 80-х. В итоге, эта кампания была одной из причин развала СССР.
Популярна? Это когда и среди кого?... Эта война, как причина развала СССР минимальна и действовала опосредованно. Во-первых, было задействовано масса финансовых средств, которые в условиях ухудшающейся экономики Союза, можно было бы использовать более эффективно. Во-вторых, это привело к росту антисоветской политики и санкций в западном мире, что тоже ударило по экономике слабеющего гиганта. А вот негативное восприятие среди народа войны… Куда больше эмоций вызвал сухой закон – вот он, явно один из кольев, вбитых в СССР.
0 +0−0Александр Воронов18:14:33
06/12/2014
Говорят : “ Не лезьте во внутренние дела Украины ”. А какие ваши дела ? Геноцид. Скажите спасибо, что вы ещё дергаетесь там в Киеве.
0 +1−1Виктор Калашников06:00:28
05/12/2014
Афган россиянами давно забыт. а яНКИ там как были, так не "вылазят оттуда"
0 +0−0Alexandre Savine05:32:52
05/12/2014
Порошенко как реинкарнация Бени Ладена?! Класс.
Через 20 лет его будут "морские котики" США ловить по катакомбам Киево-Печерской Лавры...(:sly:)
0 +0−0Екатерина Кудинова23:33:51
04/12/2014
А все от того, что люди склонны мыслить стереотипами
0 +0−0Сергей Фокин22:01:45
04/12/2014
4 +4−0VazhnoLi Eto13:50:53
04/12/2014
Кенигсберг немцы и сами не берут (кстати, как на счет передачи Лемберга (Львова) Австрии?):

<<В своей публикации журналисты Spiegel ссылаются на секретную телеграмму от 2 июля 1990 года, которое посольство ФРГ в Москве отправило в Бонн. В ней сообщалось, что летом 90-го к немецким дипломатам обратился генерал-майор Гели Батенин (в транскрипции Spiegel - Geli Batenin), который встретился с шефом протокола при посольстве ФРГ Иоахимом фон Арнимом (Joachim von Arnim). Генерал озвучил интерес советской стороны к переговорам по бывшей Восточной Пруссии, заявив, что "эта проблема в ближайшей или отдаленной перспективе так или иначе встанет между СССР и Германией". "По словам Батенина, он посетил эту область, и она, по его мнению, представляет собой во всех отношениях отсталый регион не только в сравнении с довоенным положением, но и в сравнении с уровнем развития в России. Луга запущены, деревни пришли в упадок, река Преголя воняет как канализация. То есть, область явно представляет собой балласт", - пишет Spiegel.

Фон Арним отреагировал сдержанно, заявив, что официальная позиция Бонна хорошо известна: в процессе объединения Германии речь идет только о Федеративной республике, ГДР и Берлине. Шеф протокола отметил, что если СССР испытывает "сложности с развитием северных областей бывшей Восточной Пруссии, то это его проблемы".>>

А Курилы, оккупированные Японией в русско-японскую мы просто вернули себе, и никому ничего не должны.
Сохранение Калининградской области (Восточной Пруссии) за СССР закреплено Хельсинским международным соглашением от 1975 г., который является базовым для миропорядка в Европе. Поэтому ФРГ не имело и не имеет оснований для притязаний на эти земли. Что касается Курил, то вы ошиблись. Острова были отданы Японии по соглашению в 1875 г. Но, т.к. Япония напала на Российскую империю без объявления войны, то в дипломатической практике это означает автоматическое аннулирование всех ранее заключенных соглашений между странами – участниками конфликта. При подписании Портсмутского мирного соглашения в 1905 г. Витте предлагал японской стороне пункт, по которому бы оставались в силе все ранее заключенные между Россией и Японией соглашения, но японцы, окрыленные успехом, отказались от этого предложения. Таким образом, на сегодняшний день у Японии есть единственное основания для притязаний – документально зафиксированное обещание Хрущева дать четыре южных острова гряды (ох уж этот Никита!).
Ну и в любом случае Кескюль неправ.
0 +0−0Svetlana Saburova20:17:43
04/12/2014
Что за бред?
0 +1−1Славянск Нюрнберг19:10:25
04/12/2014
Украина - это УЖЕ не государство. Это банальный преступный режим нескольких ОПГ, держащий власть до первых экономических трудностей на штыках и автоматах. Этот режим не отвечает ни за что - ни за общественный порядок, ни за просто сколько-нибудь мизерное экономическое развитие. Его задача - очень проста и примитивна (такая же, как и банд-формирований в Ливии, Сирии, Ираке) - просто выполнять все указания из Вашингтона до тех пор, пока это будет для них возможно. А это будет долго возможно - в силу "быдловатости" и потомственной склонности к раболепству, присущей населению центральной и западной Украины. Вообщем, пока платят, они будут выполнять все "указивки" своих госдеповских и ЦРУ-шных хозяев и "спонсоров" русофобской авантюры, обречённой на провал.
0 +0−0Ben Gann18:29:05
04/12/2014
0 +3−3Евгений Кескюль13:35:21
04/12/2014
Который должен превратиться в энергию в топках ТЭЦ не контролируемых попочлением территорий. Энергетическая логистика, она такая. Для желающих попользовать уголек в домашник печках, просьба не путать его с торфяными брикетами, а то чугуний линолеум зальет (:smile:)
Ну, печки разные бывают. У меня на даче до того, как газ провели котел на каменном угле работал. Норм.
0 +0−0Ben Gann18:22:53
04/12/2014
0 +2−2Василь Тороус11:38:48
04/12/2014
Никто бы вас не трогал. Продавали бы нефть с газом, баксы тратили на всякую хрень. Жыли бы дальше в своей стабильности. А ща нет стабильности, скоро и нормальной жизни не будет. Безопасности тоже.
Да ладно. В 90х Россия смотрела на запад с восторгом в глазах, вот только шагов на встречу не было. Только НАТО шагало, а это напрягает.
Сейчас интересы еще больше разошлись - это и по Ираку, Ливии, Сирии видно было. Так-что не думаю, что нам дали бы спокойно жить.
0 +1−1Илья Павлов17:38:35
04/12/2014
6 +9−3Ben Gann10:07:17
04/12/2014
Сравнивать вторжения можно только когда будет вторжение.
По большому счету даже Украина не признает вторжение: люди границу пересекают, товарооборот есть, объявления войны - нет.
Мне интересно, а Хилари Клинтон не припомнила роль США и Англии во "взращивании" Третьего Рейха? Сколько американских предприятий работало в Германии, не говоря уж про прямые денежные вливания?
Или разница в том, что тогда Германию как раз и натравливали на СССР?
0 +1−1Евгений Кескюль16:52:53
04/12/2014
1 +1−0Ben Gann16:49:22
04/12/2014
Официально у ВСУ потерь, практически, нет.
Что мне до ВСУ? И что за мудацкая ватноботная привычка вместо прямого ответа на простой вопрос надевать форму стрелочников, и дрочить стрелки? Это как с пповисшим в ватном покое вопросом "был ли у ополченцев "Бук?". Двадцать метров простыней мне отстрочили, но прямого ответа (или своего мнения по ЭТОМУ вопросу) ни одна сука не дала.
0 +1−1Евгений Кескюль16:50:18
04/12/2014
0 +0−0Ben Gann16:48:01
04/12/2014
Угу. Вот только рядом с нато надо ставить систему про. Но они же не против России...
Они не против России. Они против ё...того с ядерной кнопкой.
0 +0−0Ben Gann16:48:01
04/12/2014
-4 +1−5Евгений Кескюль13:18:29
04/12/2014
И что будет делать этот истребитель? Начинать войну с государством обладающим ядерным потенциалом, способным испепелить не только врага, но и всю планету? Голову иногда включать нужно.
Угу. Вот только рядом с нато надо ставить систему про. Но они же не против России...
0 +2−2Евгений Кескюль14:02:47
04/12/2014
3 +3−0VazhnoLi Eto14:01:31
04/12/2014
я в прошлом году был в Поволжье: впервые в жизни там похоже на Европу

Мой сын вообще сказал, что по его впечатлениям там круче, чем в Германии...
Искренне рад за Поволжье. Но червь сомнения гложет...
0 +0−0Dmitry Smirnov14:00:37
04/12/2014
1 +1−0Евгений Кескюль13:41:35
04/12/2014
"У развала СССР была одна причина, жадность и трусость элит"
Это справедливо, но лишь отчасти. Главное - это позиция основной массы населения. Народу было глубоко пох...й будущее этого старческого коммуняцкого монстра. Никто за него серьезно не вписался.
На референдуме, народ выбрал сохранение СССР, но понятно было, что однопартийный формат никого не устраивает. Элиты струсили и развалили союз. Куски было легче контролировать, чем целое. Тем более, что и так уже все было поделено. А то, что ни кто не вписался - это счастье, потому как мы утопли бы в кровавом болоте все. Кстати, события 93 года в Москве этому противоречат. Неделя боев и никто трупы не считал. По сути, это была такая постреакция. Но обошлось. Надеюсь, события на Украине приведут к образованию государства польского типа и тоже всё успокоится, очень уж похоже на то, что могло бы быть, кстати.
0 +3−3Евгений Кескюль13:35:21
04/12/2014
2 +4−2Виктор Моршнев13:30:42
04/12/2014
у них угля два мильона тонн..
Который должен превратиться в энергию в топках ТЭЦ не контролируемых попочлением территорий. Энергетическая логистика, она такая. Для желающих попользовать уголек в домашник печках, просьба не путать его с торфяными брикетами, а то чугуний линолеум зальет (:smile:)
0 +3−3Виктор Моршнев13:32:11
04/12/2014
-3 +3−6Евгений Кескюль11:48:52
04/12/2014
Про родные трупы вспомнить не желаете? Ну-да, зачем. Как и ныне - бегут российские "космонавты" в донецкий аэропорт волнами, потом шкварки выносят. Кому они нах нужны? Официально их там не было и нет. "Подох Максим? Да и х...й с ним!" Официальная доктрина-с. "Мы вас туда не посылали".
кисель. изыди. ты не в теме..
0 +5−5Евгений Кескюль13:19:23
04/12/2014
Комментарий удалён.
А Луганда с Донбабве? Отогреются теплом ватных сэрдэц?
0 +2−2Евгений Кескюль11:51:55
04/12/2014
0 +2−2Василь Тороус11:38:48
04/12/2014
Никто бы вас не трогал. Продавали бы нефть с газом, баксы тратили на всякую хрень. Жыли бы дальше в своей стабильности. А ща нет стабильности, скоро и нормальной жизни не будет. Безопасности тоже.
Это и есть главная загадка российского бытия. Бензоколонка взбесилась, и стала плевать на клиентов. С чего? У амператора от старости лет кукушка выпала?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь