«Не думаю, что ЦРУ завозило в Гонконг чемоданы денег»

09:00 02/10/2014 Мир
«Не думаю, что ЦРУ завозило в Гонконг чемоданы денег»
Да хватит уже паранойи. Люди просто нормальные там живут, а не рабы, и выборы хотят честные. Я знаю - хотеть честные выборы в России - уже практически преступление

В Сянгане, который многие по-старинке называют Гонконгом, не утихают массовые протестные выступления. В прессе их уже окрестили «революцией зонтиков», поскольку с помощью зонтов демонстранты защищают себя от применяемого полицией слезоточивого газа. Сами манифестанты используют название Occupy Central («Захвати центр»), отсылающее к знаменитой американской акции Occupy Wall Street («Захвати Уолл-стрит»). О том, что заставило жителей специального административного района выйти на улицы, удастся ли им добиться своих целей и чем опасны для Пекина эти протесты «Ленте.ру» рассказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий, китаевед Василий Кашин.

«Лента.ру»: Что сейчас происходит в Гонконге? Из-за чего там начались массовые выступления?

Кашин: Наблюдается некоторая радикализация протеста. Теперь его участники требуют отставки главы специального административного района Сянган (китайское название Гонконга —прим. «Ленты.ру») Лян Чжэньина, о чем раньше речь не шла.

Изначальным же поводом для протестов послужило решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о порядке выборов главы Сянгана. В прошлом китайское руководство пообещало, впрочем весьма расплывчато, что в Гонконге к 2017 году будет введено всеобщее избирательное право. То есть вместо коллегии выборщиков право определять, кто станет главой Сянгана, получат все жители этого района. Правда, было в этом одно очень существенное «но»: хотя выборы должны стать прямыми, выбирать руководителя Гонконга можно будет лишь из трех кандидатов, предварительно одобренных номинационным комитетом. Эта структура формируется примерно так же, как и упраздняемая коллегия выборщиков. Иначе говоря, отбирать кандидатов будут лица, заинтересованные в сближении с материковым Китаем и связанные с руководством КНР. Таким образом, претендовать на пост главы Сянгана смогут только одобренные Пекином кандидатуры. Участники протестов сочли, что введение такой системы противоречит данным ранее обещаниям и лишает их по-настоящему свободных выборов.

Сейчас уже ясно, что китайское правительство не пересмотрит свое решение и не изменит порядок выборов главы специального административного района. Понятно и то, что протесты получили серьезную политическую и информационную поддержку со стороны Запада. А это укрепляет китайское руководство в уверенности, что к беспорядкам причастны иностранные государства, а значит идти на попятную тем более не стоит.

То есть добиться своей цели манифестантам не удастся?

На мой взгляд, да, ни к каким переменам их действия не приведут. Протестующих не поддерживает большинство населения. И законных оснований противостоять китайскому правительству у них нет, так как формально Сянган — такая же территория КНР, как и любая другая китайская провинция, и, стало быть, Пекин имеет право определять там регламент выборов. Так что главный вопрос: удастся ли разрешить кризис без серьезных эксцессов, то есть без человеческих жертв среди демонстрантов и привлечения полицейских формирований материкового Китая?

Если ситуация полностью выйдет из-под контроля и ее придется улаживать при помощи подразделений Народной вооруженной полиции КНР (это китайский аналог внутренних войск), то Гонконг превратится в долгоиграющую политическую проблему для Пекина. И что гораздо важнее — будет дискредитирована концепция «одна страна — две системы». А ведь с ее помощью Китай рассчитывает мирно присоединить Тайвань. Там и так есть силы, выступающие против сближения с КНР. Если же протест в Гонконге жестоко подавят, влияние этих сил многократно возрастет.

Официальный Пекин уже как-то прокомментировал сложившуюся ситуацию?

Пекин заявил, что, во-первых, протесты незаконны, но этот вопрос пока должны решать местные власти. Во-вторых, Пекин подчеркнул, что никто не должен вмешиваться во внутренние дела Китая. Руководства КНР сильно раздражают звучащие со стороны Великобритании и США заявления в поддержку демонстрантов. Это важно, поскольку получается, что Вашингтон рассорился с Москвой, и в то же время возник новый повод для ухудшения его отношений с Пекином. Стратегически это для американцев очень плохо. Но, видимо, они не могут себя вести в сложившейся ситуации иначе.

Насколько оправданы разговоры о том, что протесты инспирированы извне?

Я не видел ни одного доказательства этого тезиса. И я не думаю, что какие-то агенты ЦРУ в черных плащах завозили в Гонконг чемоданы денег, передавали их протестующим и старались мутить воду. В этом просто не было необходимости, поскольку и без всякой внешней подпитки на протяжении ряда лет в регионе усиливалось негативное отношение к материковой части Китая. Тому, в частности, способствовал наплыв в Гонконг китайских нуворишей, которые все скупали и вели себя, как хозяева. Надо заметить, что культура жителей Сянгана и материкового Китая заметно отличается. Все эти факторы способствовали нарастанию протестных настроений не меньше, а то и больше, чем стремление гонконгцев к демократии. В некотором смысле, отношение гонконгцев к КНР такое же, какое было у жителей прибалтийских республик к СССР.

Еще один важный нюанс. На протяжении многих лет руководство КНР проводило такую политику по отношению к западным СМИ: если иностранный журналист, писавший, например, про китайских диссидентов сильно «доставал» власти, ему отказывали во въезде на материковую часть Китая, после чего автор перебирался в Гонконг. В результате там осела масса журналистов, критически настроенных по отношению к Пекину.

Я хочу сказать, что, может быть, демонстрантам и даются некие советы от внешних сил через, допустим, какие-то неправительственные организации. Но это все глубоко вторично по сравнению с тем, что протестующие могут видеть статьи о своих выступлениях на передовицах главных зарубежных СМИ. Это их очень сильно воодушевляет.

А китайские власти это понимают?

Они, судя по всему, считают протесты результатом заговора. И раньше делались заявления о том, что Гонконг наводнен британскими агентами, нагнетающими антикитайские настроения. Протесты же лишь укрепят Пекин в этом убеждении.

Помимо силового, какие еще возможны сценарии урегулирования кризиса?

Власти могут попытаться взять демонстрантов измором, дождавшись, когда их запал постепенно сойдет на нет. Кроме того, поскольку большинство гонконгцев относится к протестам безразлично, власти стараются это пассивное большинство использовать в своих интересах, побуждая людей собираться на митинги в поддержку Пекина. Но пока нет ясности, удастся ли избежать применения силы.

Москва как-то прокомментировала происходящее в Гонконге? И надо ли нам влезать в эту ситуацию?

Не думаю, что надо. Формально, происходящее в Гонконге — это внутреннее дело КНР, нас эта история не касается. Если только Запад начнет как-то уж очень сильно давить на Пекин, тогда России придется выступить в поддержку своего союзника и партнера. Но пока, повторюсь, это не наше дело.

Артем А. Кобзев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(172):

1 234 ... +1
18 +29−11Гриша Гриша09:13:17
02/10/2014
-7 +7−14бенцион крик08:24:20
02/10/2014
Это ответ США на поддержку России-уж больно вовремя Гонконг взорвался. Ану-ка,конспирологи.,поищите байденов и нуландов с печеньками.
Да хватит уже паранойи. Люди просто нормальные там живут, а не рабы, и выборы хотят честные. Я знаю - хотеть честные выборы в России - уже практически преступление
14 +23−9Гриша Гриша09:45:45
02/10/2014
-7 +11−18иван иванов09:39:07
02/10/2014
Честные-это какие,те что устраивают госдеп?
Нет, честные это те, которые устроят вышедших на улицы людей. Поди лучше проверь не прячется ли госдеп у тебя под кроватью, а то пишешь тут всякую ахинею, а враги-то может уже у тебя в кладовой сидят! Метнись кабанчиком - проверь! :)
13 +27−14Baur Bs08:16:58
02/10/2014
Чего они хотят?
Лучше, чем сейчас уже не будет...
Сделают только хуже...
Аналогий приводить не буду...
12 +22−10Иванов Иван09:55:07
02/10/2014
2 +12−10Ota B.09:35:28
02/10/2014
в данном случае британцы и британские агенты, читай же статью. А что тебя собсно смущает? вопрос о мировом господстве итак итак встанет, когда пойдет война за ресурсы. Поэтому уже сейчас создают себе преимущества. Конкуренцию уберают, поэтому влияние сша и британии, как минимум возможно. Ну а уж на Украине, они даже персонально всем стадом на майдане паслись.
Согласно мнению среднестатистического ватника, люди протестовать сами в принципе не могут никогда, их все устраивает. Воду всегда мутит злой Госдеп! Ведь до этого в сириях и хохляндиях текли молочные реки и кисельные берега. Даже диву даюсь, как революции делались раньше, когда госдепа еще не было.
11 +12−1Николай Πанков09:09:33
02/10/2014
6 +7−1Николай Πанков09:07:32
02/10/2014
Да, так и делали. Только вместо шин на баррикадах Франции горела мебель.
Наверное в 18 веке тоже несуществовавший госдеп виноват.
11 +19−8Гриша Гриша08:54:37
02/10/2014
Госдеп! Заговор! Какой на хрен госдеп? Никак наши ура-патриоты не могут понять, что не все народы столь раболепны, как россияне, и что люди в других странах не хотят, чтобы чиновники диктовали им свои условия. В России чиновник от власти - это испокон веков барин, "боярин", а в нормальных странах - обслуживающий персонал, которому периодически надо напоминать, кто они такие есть, когда они начинают зарываться. Если бы в России люди были поактивней в этом плане, мы бы жили куда лучше!
10 +11−1Anunah Anunah16:17:42
02/10/2014
13 +27−14Baur Bs08:16:58
02/10/2014
Чего они хотят?
Лучше, чем сейчас уже не будет...
Сделают только хуже...
Аналогий приводить не буду...
Очень много времени провожу в Гонконге по работе, имею много друзей из местных. Качество жизни в ГК после присоединения к КНР ухудшается. Происходит сильный наплыв народа с материка у которых другой менталитет: приезжие могут например взять и справить большую нужду прямо на улице, бывали такие случаи. Народ с материка сразу видно на улицах: шумные, невежливые, норовят проскочить в очередях, дать взятки. В ГК была одна из самых низких коррупций в мире, при этом Китайская компартия знаменита своей коррупционностью и теперь это начинает отражаться на Гонконге. Начинается постепеное вытеснение местного языка, Кантонский, на материковый, Мандарин, в школах. У Гонконгских людей менталитет свободных людей, но они очень мирные по природе. Недовольных много, теперь вот малодёжь протестует как может.
9 +11−2Dmitriy_Silver__11:49:26
02/10/2014
2 +12−10Ota B.09:35:28
02/10/2014
в данном случае британцы и британские агенты, читай же статью. А что тебя собсно смущает? вопрос о мировом господстве итак итак встанет, когда пойдет война за ресурсы. Поэтому уже сейчас создают себе преимущества. Конкуренцию уберают, поэтому влияние сша и британии, как минимум возможно. Ну а уж на Украине, они даже персонально всем стадом на майдане паслись.
В статье как раз написано, что всё и без агентов работает. Т.е. часть местных в принципе настроена антикитайски.
7 +9−2Иванов Иван10:05:57
02/10/2014
11 +19−8Гриша Гриша08:54:37
02/10/2014
Госдеп! Заговор! Какой на хрен госдеп? Никак наши ура-патриоты не могут понять, что не все народы столь раболепны, как россияне, и что люди в других странах не хотят, чтобы чиновники диктовали им свои условия. В России чиновник от власти - это испокон веков барин, "боярин", а в нормальных странах - обслуживающий персонал, которому периодически надо напоминать, кто они такие есть, когда они начинают зарываться. Если бы в России люди были поактивней в этом плане, мы бы жили куда лучше!
Вон вчера была статья про Бельгию - последнее правительство отправили в отставку из-за какой-то истории с банкротством компании. Какая мелочь для нашего Путина. У нас ежедневно нужные коммерсы сосут миллиарды из бюджета, а траты на здравоохранение идут на нужды силовиков, а для ватничков это чепуха. Крым наш - вот что важнее.
6 +12−6Иванов Иван09:58:34
02/10/2014
2 +12−10Ota B.09:35:28
02/10/2014
в данном случае британцы и британские агенты, читай же статью. А что тебя собсно смущает? вопрос о мировом господстве итак итак встанет, когда пойдет война за ресурсы. Поэтому уже сейчас создают себе преимущества. Конкуренцию уберают, поэтому влияние сша и британии, как минимум возможно. Ну а уж на Украине, они даже персонально всем стадом на майдане паслись.
Ну, конечно же, написанное мной не касается всяких басков, ИРА и каталонцев! Там народ восстал, ведь жить в унии с Великобританией или Испанией несоизмеримо хуже, чем быть курдом в Сирии или коптом в Египте. Каталонец каждый день буквально кожей чувствует притеснения со стороны Кастилии и страдает от испанской оккупации!
6 +8−2Leica Camera09:15:57
02/10/2014
Даешь Сянганская Народная Республика! Путин введи войска!
6 +7−1Николай Πанков09:07:32
02/10/2014
3 +6−3Алексей Беликов09:00:44
02/10/2014
Правильно, в мусорку утрамбовать узурпаторов и под окнами костер из покрышек развести, именно так в Европе делают.
Да, так и делали. Только вместо шин на баррикадах Франции горела мебель.
5 +7−2Fedya Kastorskiy14:11:10
02/10/2014
Комментарий удалён.
>А когда Американскому народу доверять наконец то начнут и позволят выбирать Президента прямым голосованием а не выборщиками?

Американцам это нафиг не нужно. У них каждый штат - отдельное государство со своими законами. А губернатора своего они и так выбирают прямым голосованием.
5 +6−1Иван Петров11:04:04
02/10/2014
-8 +1−9Petr Nikolaev10:27:06
02/10/2014
Аналогичное происходит и в Хохлостане. Донбасс реально всегда жил лучше чем другие регионы Украины. Киевские власти решили уравнять восток с западом. Жителям Донбасса, вкусившим лучшей жизни, это не понравилось. При чем здесь Россия?
Нет. Донбасс не жил лучше. Это самый криминогенный и депрессивный регион был. Гонконг скорее Киев напоминает. Тому тоже не нравилось донбасское нашествие времен Януковича, вот он и поддержал Майдан.
5 +13−8Роман Груздев09:50:53
02/10/2014
14 +23−9Гриша Гриша09:45:45
02/10/2014
Нет, честные это те, которые устроят вышедших на улицы людей. Поди лучше проверь не прячется ли госдеп у тебя под кроватью, а то пишешь тут всякую ахинею, а враги-то может уже у тебя в кладовой сидят! Метнись кабанчиком - проверь! :)
Кто сказал что кучка людей в центре города это весь народ?
4 +4−0Обыва тель10:04:12
02/10/2014
Комментарий удалён.
Конечно, ведь 9 лет - это больше чем 15.
4 +4−0Kot Sibirsky09:46:55
02/10/2014
18 +29−11Гриша Гриша09:13:17
02/10/2014
Да хватит уже паранойи. Люди просто нормальные там живут, а не рабы, и выборы хотят честные. Я знаю - хотеть честные выборы в России - уже практически преступление
прото ты раб, и это все объясняет.
4 +15−11Алексий Кичев09:02:24
02/10/2014
-10 +9−19Холоп Рашкин-Ватников08:31:54
02/10/2014
За стабильность! Синьзяньнаш! Китаебендеровцы не пройдут!
Конечно же это хорошо! Какой уровень жизни был до майдана и какой сечас? Так что конечно же, либерал хомячек, ты прав: США тут совсем не причем, это они все сами и совершенно бесплатно! Причем рабочие с фабрик! Нищие и обнздоленные кровавым режимом!
Шарик, ты болбес тебя лишат зарплаты за такой бред!
3 +3−0M S18:17:49
02/10/2014
Толковая статья, спасибо.
Единственное, чего г-н Кашин не упомянул, это то, что подавляющее большинство протестующих - это студенты. Немного молодых работающих, но в основном студенты. Старшее поколение не одобряет бардак, но когда протестующих стали поливать газом, то им это тоже не понравилось.

В общем, все висит на волоске трактовки обещаний центральных властей 15 лет назад...
3 +3−0Иванов Иван17:17:23
02/10/2014
3 +3−0Alex Amazin16:17:52
02/10/2014
Ты еще забыл упомянуть, что в Штатах негров вешают - неужели этого в методичке нет? Или ты из православнутых, а не из гебухи?

В США народ реально может сменить власть, если та народу не понравится. Не думаю, что в твоей методичке есть информация о статье в американской конституции, дающей народу право на вооруженное восстание в случае, если власть не выполняет закон... Усёк? В США вооруженное восстание против власти не является антиконституционным.
Вообще то, это написано не в конституции США, а в Декларации о независимости. ДН имеет такую же репутацию, как Федералист и прочие мемуары отцов-основателей - на нее можно ссылаться и имеет вполне себе параюридическую силу.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь