«Ребенок всегда крайний»

16:53 24/06/2014 Россия
«Ребенок всегда крайний»
Нельзя понять то, чего не ведаешь...

Московские выпускники, сдававшие 26 мая ЕГЭ по литературе, в массовом порядке подали апелляции на результаты экзамена. Их оценки оказались заметно ниже прошлогодних и даже ниже тех, что были получены в ходе пробных ЕГЭ. Теперь их жалобы, похоже, готовы рассмотреть в вышестоящих инстанциях. На 25 июня намечена встреча в столичном департаменте образования, куда приглашены представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), московской предметной комиссии по литературе, ученики, их родители и учителя.

О том, чем именно недовольны учителя и школьники и почему именно ЕГЭ по литературе оказался в центре скандала, «Ленте.ру» рассказал учитель русского языка и литературы московской школы номер 57, член общественного совета Минобразования и председатель предметной комиссии Всероссийской олимпиады по литературе Сергей Волков — один из людей, которые помогают выпускникам добиться справедливости.

«Лента.ру»: Что произошло в Москве на ЕГЭ по литературе?

Волков: Создалось такое впечатление, что оценки экспертов в этом году были неоправданно жестки и очень формальны. По сравнению с прошлым годом результаты оказались ниже. А еще есть ощущение, что ребята с сопоставимым уровнем подготовки из регионов получили более высокие оценки. Мы видели всех этих ребят на всероссийских олимпиадах, и теперь оказывается, что ученики, которые выглядели там лучше всех остальных, показывают результаты ниже своего уровня. Есть уже статистика Рособрнадзора, которая показывает ощутимую разницу в результатах, например между Москвой и Питером. В Москве отмечается снижение количества высокобалльников. Даже среди призеров олимпиад встречаются те, кто не набрал больше 65-70 баллов.

Возможно, изменились критерии оценки?

Тогда они должны были измениться для всех. Уж я не знаю, то ли в Питере эксперты более либеральны, то ли в Москве более строгие, но есть примеры совершенно начетнического подхода к делу. Ребята, которые ходили на апелляцию, говорили о каких-то мелких и порой странных придирках. Одна девочка, например, в сочинении отвечала на вопрос, какие песни поют герои произведений русской литературы и зачем эти песни там нужны. Она написала, что в романе «Обломов» поют Casta diva, и объяснила, почему именно это значимо. А ей говорят, что Casta divа это не песня, а ария из оперы, поэтому такой пример засчитан быть не может. Это очень странно, потому что непонятно, что мы вообще тут проверяем. То, как ученик разбирается в музыкальных жанрах, или то, как внимательно он прочел литературное произведение и что в нем понял?

Но формально они правы. В вопросе написано «песни», а в романе это произведение упоминается как ария.

Именно, что формально! Такое впечатление, что эксперты подходили к оценке работ механически, даже не пытаясь анализировать, насколько хорошо выпускник знаком с материалом. Другая ученица, отвечая на вопрос, называет роман «Герой нашего времени» без упоминания автора. Замечу, что автор при этом указан в формулировке самого вопроса. Более того, развернутое сочинение девочка пишет как раз по «Герою нашего времени», и там Лермонтов несколько раз упоминается именно в качестве автора. Ей в апелляционной комиссии говорят, что она не знает автора и поэтому с нее снимают баллы. Она показывает, что автор этого произведения неоднократно указан в следующем пункте. На что ей отвечают, что каждый пункт оценивается отдельно и в этом она автора не указала. Но вы же видите, что ребенок знает автора. Он пять раз его указал на соседней странице.

В апелляционной комиссии дают такие объяснения?

Да, но не всем. В этом году апелляции проходят заочно. Дети приходят, им говорят, что работа проверена и оснований для повышения баллов нет. Распишитесь и до свидания. И только самые активные выясняли, что можно, оказывается, пойти на прием к председателю и с ней обсудить работу уже в очной форме. Вот оттуда эти объяснения. Родители теперь присылают сообщения и приводят примеры того, как им объясняли снятые баллы. Одному мальчику сказали, что героя Шолохова из «Судьбы человека» нельзя называть «шофером»… В другом случае сказали, что формулировка «немецкие офицеры» — это штамп и канцеляризм. Надо говорить «немцы». Очень часто ставят речевую ошибку там, где ее на самом деле нет. Это, кстати, происходит и при проверке ЕГЭ по русскому. Только что на почту мне пришло такое письмо: ученик пишет «Возьмем, к примеру, Базарова. Его поведение говорит о том, что…» Ему ставят две речевые ошибки! Возьмем Базарова — за руку, что ли? И его поведение — поведение примера? И все это говорят ребенку с умным видом эксперты.

Председателя комиссии удавалось переубедить?

Удавалось, но немногим. И никому из учеников не говорили, что у них есть возможность обжаловать эти решения в федеральной комиссии. Напротив. Им говорили, что больше трех баллов добавить вообще невозможно, но если они так уж настаивают, то федеральные эксперты внимательно изучат их работы и наверняка найдут в соседних строчках еще столько же ошибок. То есть прилагают все усилия к тому, чтобы апелляции не пошли выше. Почему? В Оренбурге на апелляцию было подано 11 работ. Так вот, шесть из них отправили на проверку в Москву, в Федеральную предметную комиссию.

Литература, из всех ЕГЭ, пожалуй, самый субъективный в плане оценки. Это же не математика с точными ответами. Насколько велика тут роль эксперта?

Мнение эксперта действительно имеет здесь большое значение. Ведь эксперт оценивает работу исходя, в том числе, и из собственного понимания материала. Человек пишет в сочинении, что Раскольников выразил свое сочувствие семье Мармеладовых. Ошибка. Эксперт посчитал, что Раскольников должен выражать сострадание. А сочувствие и сострадание, в его понимании, — это разные вещи.

Но не настолько, чтобы снимать за это баллы?

Нет, конечно! И я согласен с экспертами, когда они приводят примеры вопиющего незнания, где Тургеневу приписывается авторство «Войны и мира». Но сейчас мы говорим не о таких грубых ошибках. Есть сильные дети, у которых явно сильные работы и которым понизили баллы неадекватно.

Но хоть как-то эксперты свою позицию аргументируют?

Нет. В том-то и проблема. Я удивлен, почему апелляция в этом году построена таким образом, что она не становится еще одним хорошим уроком литературы. Почему рядом с ребенком не может сесть эксперт и прочитать его работу, указав на ошибки и чему-то научив его? Почему-то экспертная группа заняла круговую оборону. Почему Оренбургским экспертам не зазорно признаться, что они могут быть не правы? Что они могут в чем-то не разобраться. Почему этого не происходит в московской комиссии, я не понимаю. Мне кажется, что такой формальный, такой начетнический подход несовместим с современным литературным образованием. Это какая-то оптика прошлого.

Вашу точку зрения разделяет кто-то, кроме родителей и учителей?

Представители ФИПИ, которые разрабатывали критерии оценки и обучали экспертов, в беседе со мной говорили, что все эти примеры выглядят абсурдными и такой формально-механический подход неприемлем. Они понимают, что оценка по литературе всегда будет субъективна, но призывают не заниматься ловлей блох. Иначе получается очень обидная вещь. Мы потратили огромные силы и средства, чтобы провести экзамен чисто и честно, но все это нивелируется какой-то странной, не вполне объективной, на мой взгляд, проверкой. Вот передо мной лежит заявление, мы их сейчас собираем, чтобы передать руководству Росорнадзора. Девочка отвечает на вопрос, в каких произведениях русской поэзии встречаются звезды. Она приводит пример стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья…» Ей говорят, что эта звезда не считается, потому что это не та звезда, что имелась в виду в вопросе. Постойте. Уж если подходить формально, как в случае с песнями, то эта звезда вполне соответствует формулировке. Ее не просили найти упоминания звезд именно как «астрономических объектов». И вот девочка пишет в заявлении, что ей так и не объяснили на апелляции, какие звезды правильные, а какие — нет.

Каковы ваши прогнозы? Возможен ли компромисс между экспертами и учениками с их учителями?

Я бы хотел в это верить. Надеюсь, что вмешательство столичного департамента образования и Рособрнадзора, которые уже заинтересовались этой ситуацией, позволит нам найти из нее выход. Но меня настораживает крайне негативная, даже агрессивная реакция экспертной комиссии. Руководство комиссии считает, что они во всем правы, просто на них хотят свалить все беды современного образования, а дети плохо сдали ЕГЭ потому, что они мало читают и их плохо учат. В общем, в соцсетях нам уже пообещали, что на совместное заседание в департаменте образования придут сторонники комиссии и мало не покажется тем, кто из своих личных выгод хочет расшатать ситуацию. Видимо, речь обо мне, так как именно я активно занимаюсь сбором заявления и свидетельств. Такая позиция отчасти понятна. Эксперты не хотят подставлять своих коллег, которые проверяли работы. Но, увы, очень часто корпоративная солидарность работает против ребенка. Ему говорят: да, мы можем поднять тебе на два балла, но посмотри, тут рядом у тебя не заметили еще две ошибки, и два балла мы за это снимем. Они стараются не выносить сор из избы, но ребенок в этой ситуации все равно всегда остается крайним.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(95):

1 234 ... +1
18 +19−1Блудова Татьяна16:23:19
24/06/2014
14 +15−1Андрей Иванов16:22:05
24/06/2014
ЕГЭ не подходит для литературы, неужели этого не понимают высокопоставленные чиновники?
Нельзя понять то, чего не ведаешь...
14 +15−1Algar Alg18:09:41
24/06/2014
3 +9−6Александр Галов16:24:26
24/06/2014
Самый бесполезный и субъективный предмет в школе, что и подтверждается "экспертами" ЕГЭ
Предмет не бесполезный. Просто его преподавание - адовый п*здец.
14 +15−1Андрей Иванов16:22:05
24/06/2014
ЕГЭ не подходит для литературы, неужели этого не понимают высокопоставленные чиновники?
12 +12−0Igor Nikolaev19:54:12
24/06/2014
Кто это там формально прав?! Господин Волков такое же лоха в русском языке, как и господа проверяльщики ЕГЭ.

Ожегов толкует песню как: 1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами.

Уж не знаю как в российском языке, грузинское четырёхтомное словомудрие с нормативным российским языком пусть чиновники покупают.

В результате ария является одной из песенных форм.
9 +9−0Сергей Иванов16:20:30
24/06/2014
ИМХО ЕГЭ годна для проверки математики, физики, ну правописание тоже можно проверить.
8 +8−0Rasa Ved22:20:38
24/06/2014
1 +5−4Di Halt19:53:21
24/06/2014
Именно так. То что пытаются втюхивать в школе совершенно не по возрасту и только вызовет отвращение к русской литературе у 99% школьников.
Что вызовет - полностью зависит от преподавателя. Мой учитель литературы умудрился вызвать интерес и любовь к роману "Война и Мир" почти у всего класса.
8 +11−3Олег Кудинов16:48:45
24/06/2014
9 +9−0Сергей Иванов16:20:30
24/06/2014
ИМХО ЕГЭ годна для проверки математики, физики, ну правописание тоже можно проверить.
Боюсь, что только для проверки правописания и знания основных законов (и аксиом). Проверить способность мыслить и анализировать путем ЕГЭ нельзя.
7 +7−0Никита Антонов20:16:12
24/06/2014
Я один из пострадавших от несправедливых оценок. Моя работа соответствовала почти всем критериям (не считая задания С2, которое я сделал наполовину), поэтому баллов 70-80 мне было обеспечено. Я же получил 52 (одна ошибка в части B!), а апелляцию отклонили, сославшись на авторитетное мнение эксперта, который, на мой скромный взгляд, к моей работе не притрагивался вообще. Мало того, мне вообще сказали, что баллов у меня и так перебор, поэтому радуйся такому результату. Надеюсь, Рособрнадзор хоть в этот раз сделает что-нибудь полезное.
6 +7−1Антон Недопустимое имя04:02:56
25/06/2014
Комментарий удалён.
а ЕГЭ они умеют делать?
6 +7−1Андрей Васильев17:51:26
24/06/2014
8 +11−3Олег Кудинов16:48:45
24/06/2014
Боюсь, что только для проверки правописания и знания основных законов (и аксиом). Проверить способность мыслить и анализировать путем ЕГЭ нельзя.
Можно. только литра это не проверка на способность мыслить. Мыслить это значит увидеть и что то плохое в том что всем кажется хорошим. И за это должно быть возможно получить высокий бал. но это не так не из за ег. Вы можете преддставить себе сочинение в котором будет аргументирована позиция о том что педофилия это хорошо, и за такую работу поставят отлично?
6 +6−0Андрей Васильев17:44:07
24/06/2014
4 +5−1Викентий Панков17:07:11
24/06/2014
Знания русского, литературы, общества просто невозможно и недопустимо проверять в виде теста
как раз в виде теста допустимо проверять знания. Объективные. Сколько ушей было у обломова? что то сто однозначно можно проверить. а вот сочинительство про сочинятельство это бред.
5 +6−1Андрей Васильев17:47:37
24/06/2014
18 +19−1Блудова Татьяна16:23:19
24/06/2014
Нельзя понять то, чего не ведаешь...
это литература не подходит для любых форм контроля кроме пересказа или теста. всё что не нормируется нельзя нормировать. Оценка - попытка установить норму. как можно поставить за любовь оценку? За жалость, или за ненависть. Ты ненавидишь тургенева на пятёрку - такое не прокатывает.
4 +4−0Антон Недопустимое имя04:25:46
25/06/2014
6 +7−1Андрей Васильев17:51:26
24/06/2014
Можно. только литра это не проверка на способность мыслить. Мыслить это значит увидеть и что то плохое в том что всем кажется хорошим. И за это должно быть возможно получить высокий бал. но это не так не из за ег. Вы можете преддставить себе сочинение в котором будет аргументирована позиция о том что педофилия это хорошо, и за такую работу поставят отлично?
Вы путаете теплое с мягким и приводите совершенно некорректный пример. Дело в том, что "способность мыслить" нельзя тут рассматривать вне контекста предмета. Мышление оно разное. Есть абстрактное (математика, физика, философия и т.д.), есть аналитическое (сюда уже попадает больше направлений - та же математика, информатика, история, литература и прочее). В контексте Русской литературы и тех произведений, которые изучаются основной упор делается на анализ причин и следствий с точки зрения морали. Но! Первично - анализ. Смысл фразы "изучение литературы" - это и есть анализ и синтез. Вы же, буквально все сводите только к моральным принципам. А в них - нет анализа. Это догматы. При чем, как и любые догматы - весьма субъективны (зависят от времени, места и субкультуры).
А любой анализ - это процесс исследования всех возможных точек зрения.
По этому, приведенный Вами пример с педофилией по меньшей мере некорректен.
4 +4−0Антон Недопустимое имя04:12:54
25/06/2014
4 +4−0Ирина Евриинова03:53:41
25/06/2014
Жаль, что эту статью напечатали так поздно. Я тоже ходила в прошлом году на апелляцию с дочерью (г. Кемерово). Единственное впечатление, которое у меня осталось-детей наших представители апелляционной комиссии ненавидят. На апелляции по обществознанию доходило до оскорблений и угроз в адрес детей. По русскому языку (апеллировали часть С ) тоже говорили много о речевых ошибках. При этом аргументация сводилась к словам: так нельзя сказать... Моя дочь- победитель и призер олимпиад по литературе. Она прекрасно разбирается в стилевых правилах. По истории вообще на апелляцию приходили преподаватели не историки, на возражения ребенка открывали "ключи" и говорили:видите,здесь не так написано. Они истории не знают,они другой предмет преподают. Это ужас! После такого отношения никакого уважения к преподавателям быть не может (а они его прямо требуют к себе в открытой форме. На собраниях родительских первая тема была-нас, учителей, не уважают).
а что Вы хотите. кто там заседает в основной массе? все те-же кондовые учителя эпохи советского союза, либо троечники, привыкшие "сидеть на жопе" и ныть как им плохо. И привыкшие, что единственно верное мнение - это их мнение и любая альтернатива недопустима. Разговаривать с ними, надеясь на здравый смысл по большей части бесполезно, ибо там такой снобизм и пренебрежение, что ого-го. с ними можно только жестко общаться, по фактам. к сожалению.
4 +4−0Антон Недопустимое имя04:08:55
25/06/2014
про "песню" - вообще "порадовало". этот эксперд.. он в какой области эксперд? музыкальной? так че он тогда в литературе делает? если в литературе, то пусть тогда докажет формальное отличие "песни" от "арии" (кроме названия). ибо и то и другое - суть музыкальные произведения с вокалом и аккомпониментом(опционально).
4 +4−0Ирина Евриинова03:53:41
25/06/2014
Жаль, что эту статью напечатали так поздно. Я тоже ходила в прошлом году на апелляцию с дочерью (г. Кемерово). Единственное впечатление, которое у меня осталось-детей наших представители апелляционной комиссии ненавидят. На апелляции по обществознанию доходило до оскорблений и угроз в адрес детей. По русскому языку (апеллировали часть С ) тоже говорили много о речевых ошибках. При этом аргументация сводилась к словам: так нельзя сказать... Моя дочь- победитель и призер олимпиад по литературе. Она прекрасно разбирается в стилевых правилах. По истории вообще на апелляцию приходили преподаватели не историки, на возражения ребенка открывали "ключи" и говорили:видите,здесь не так написано. Они истории не знают,они другой предмет преподают. Это ужас! После такого отношения никакого уважения к преподавателям быть не может (а они его прямо требуют к себе в открытой форме. На собраниях родительских первая тема была-нас, учителей, не уважают).
4 +4−0Rasa Ved22:02:38
24/06/2014
0 +3−3Дмитрий В21:28:20
24/06/2014
Происходит планомерное уничтожение свободомыслия. И ЕГЭ по литературе этому пример. Ко всему следует подходить формально, по-дилетантски, по-путински, одним словом.
Путина-то что приплел? Наболело? Напиши ему личное эссе.
Дилетантство - одна из сторон свободомыслия.
Насчет формальности - полностью согласен. Детей пытаются принизить до формальной логики несовершенных машин.
4 +4−0Rasa Ved21:52:33
24/06/2014
Очевидно, что эта многолетняя возня с госдеповской выдумкой - ЕГЭ является очередной диверсией пендосов против РФ.
4 +4−0Алексей Грошиков20:38:29
24/06/2014
Комментарий удалён.
для школьника это тяжёлый экзамен, а вот для старшекурсника он уже вполне сдаваем
4 +5−1Денис Черняев20:20:35
24/06/2014
Литература вообще не имеет права быть оцениваемым предметом, как мне кажется. Говорю как человек, имевший по сочинениям 3/5 в 50% случаев. 3 по субъективной "литературной" части без объяснений. "Тема не раскрыта" и всё тут :)
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь