Дошло до ракет

09:13 27/05/2014 Россия
Истребитель Т-50
Истребитель Т-50
Я думаю сегодня он актуальнее как раз, перед нынешним западом опасно симафорить голым задом. =)))

Начался важнейший этап испытаний российского истребителя пятого поколения Т-50. В подмосковном Жуковском две машины этого типа используются для испытаний различных конфигураций вооружения. Еще две — летают в государственно летно-испытательном центре в Ахтубинске, где вскоре начнутся испытания на боевое применение.

Вдогонку за временем

Российский истребитель пятого поколения Т-50 совершил первый полет уже более четырех лет назад, 29 января 2010 года, и это вполне достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые промежуточные итоги программы в целом. Главным из них является тот факт, что Т-50 состоялся как самолет — допуск машины на государственные испытания и начало полетов с вооружением — однозначное тому подтверждение. До строевой готовности первых эскадрилий новому самолету предстоит пройти еще немало испытаний и доработок, но о своем праве на существование он уже заявил.

Разработка новой машины КБ Сухого началась в 2000-2002 годах. Ее основой послужили результаты НИОКР, которые велись в СССР, а затем и в России еще с начала 1980-х годов, когда перед промышленностью впервые была поставлена задача создать истребитель, способный в перспективе заменить только что пошедшие в серию машины четвертого поколения.
Новый самолет должен был составить конкуренцию американской машине, создаваемой в рамках программы ATF — Advanced Tactical Fighter. Как и в США, в СССР создавались два варианта: конкурирующие проекты должны были представить ОКБ Микояна и Сухого. «МиГ» создавал проект, известный сегодня как МиГ-1.44, «Суховцы» — основываясь на своих проработках проекта Су-27КМ (палубного истребителя с обратной стреловидностью крыла) делали машину С.37, известную сегодня как Су-47 «Беркут».

Распад СССР сильно замедлил обе разработки, но не прекратил их. С.37 взлетел в сентябре 1997 года, МиГ-1.44 поднялся в воздух в феврале 2000-го. При всех вопросах к схеме машины с обратной стреловидностью, «суховский» проект был сочтен более перспективным, и если новый Миг приземлили после нескольких испытательных полетов, то «Беркут» выполнил 337 полетов только к 2010 году, и продолжал летать уже параллельно с Т-50. Фактически, «Беркут» стал летающей лабораторией для программы пятого поколения, позволив отработать ряд ключевых вопросов, включая новые конструкционные материалы, различные варианты внутренних отсеков для вооружения и многие другие технологии.

Тем временем американская программа ATF завершилась созданием истребителя F-22 Raptor. Его прототип YF-22 проходил активные испытания в начале-середине 1990-х годов, первый F-22 поднялся в воздух в 1997-м, а в начале 2000-х машина была запущена в серию. По причине значительной стоимости и резкого сокращения военных расходов программа ее серийного производства несколько раз сокращалась. Менялись и характеристики истребителя — серийные F-22 имеют куда более скромное оборудование, чем предполагалось на этапе разработки. В итоге на свет появились 195 машин — восемь опытных и 187 серийных. Последние истребители для ВВС США сошли со сборочной линии в 2011 году, после чего производство было остановлено. Поставки этих машин на экспорт были запрещены Конгрессом из опасений возможной утечки технологий: в итоге новую машину не получили даже ближайшие союзники США, в том числе Израиль, Япония и Австралия, интересовавшиеся возможностью закупок «Рэптора».

Пятое поколение для всех

Опыт создания F-22 оказал серьезное влияние на российские разработки истребителя пятого поколения. Копировать этот путь «в лоб» было невозможно: новая машина в российских реалиях рисковала остаться в единственном экземпляре. При этом потребность в ней очевидно росла — как в связи с запуском в серию F-22, так и по мере появления очертаний у новой западной программы истребителя пятого поколения — JSF, Joint Strike Fighter. Созданный в рамках этой программы истребитель F-35 в различных модификациях должен заменить в составе ВВС, ВМФ и авиации корпуса морской пехоты США сразу несколько типов самолетов — штурмовики А-10, истребители F-16 и ранние версии палубных F/A-18, самолеты вертикального взлета и посадки AV-8B. Закупки F-35 были предложены также союзникам США по всему миру, от Западной Европы до Австралии. Такой подход позволял резко увеличить количество производимых машин, снизив стоимость каждого отдельного самолета. Кроме того, участие в программе ряда развитых авиастроительных держав — Великобритании, Канады, Нидерландов и некоторых других, позволило также распределить затраты на НИОКР.

Подобный путь был более реален и для России, а поиск зарубежных партнеров с самого начала стал ключевым. Список, впрочем, очень быстро сократился до одной страны: разделить с Россией риски проектирования перспективной машины согласилась Индия, в начале 2000-х находившаяся под чрезвычайно благоприятным впечатлением от свежеполученных истребителей Су-30.

Путь от предварительного согласия до межправительственного соглашения занял, однако, долгих семь лет, но сам факт такого согласия значительно облегчил новому самолету борьбу за бюджетное финансирование. К октябрю 2007 года, к моменту подписания соглашения о совместной разработке истребителя FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), варианта Т-50 для ВВС Индии, новый самолет уже обрел техническое лицо, а на заводе в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка к постройке опытных образцов машины.

Участие Индии в проекте на первом этапе было чисто финансовым — необходимыми технологиями в области самолетостроения страна не обладала. Соглашение и подписанный вслед за тем контракт между российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и индийской Hindustan Aeronautics Limited (HAL), предусматривали подключение Индии к разработке на втором этапе, когда речь пойдет о создании авионики для индийской версии машины.

Когда окончательно стало ясно, что машина взлетит, несмотря на запаздывание — ее первый полет последовательно обещали в 2007, 2008, 2009 годах, — начался и поиск других потенциальных партнеров по разработке. В качестве одного из наиболее перспективных вариантов рассматривалась Бразилия, контакты с которой по вопросу возможного подключения к программе Т-50 ведутся и сейчас.

Отчасти возможное расширение географии кооперации по Т-50 ограничивается его характеристиками. Тяжелый истребитель, более крупный, чем F-22 и с большей дальностью полета, по определению подходит «не для всех». К сожалению, параллельная разработка более легкой машины, которая могла бы заменить МиГ-29 и составить в пятом поколении конкуренцию F-35, была отложена на длительный срок в связи с финансовыми ограничениями. При этом еще в 2000-2007 годах Индия пыталась настоять на разработке именно легкого истребителя, но ВВС России считали более приоритетной замену тяжелых машин.

Системный подход

Ключевым вопросом при создании нового самолета стала именно разработка комплекса оборудования и вооружения, который обеспечил бы качественное превосходство новой машины над предшественниками и конкурентами. Практически одновременно с разработкой нового истребителя, началась работа по созданию перспективных систем вооружения для новой машины. Т-50 должен получить три типа новых ракет «воздух-воздух» — РВВ-МД (малой дальности) -СД (средней) и -БД (большой дальности). Разработчиком новых ракет стало государственное машиностроительное КБ «Вымпел», с 2004 года вошедшее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). На предприятиях КТРВ создаются и другие типы вооружения для Т-50, включая ракеты «воздух-поверхность» и управляемые авиабомбы.

Ключевым требованием к оружию для Т-50 стала, помимо обычного совершенствования характеристик, адаптация новых ракет для применения из внутренних отсеков. Это потребовало применения складывающихся плоскостей, а также серьезных изменений в алгоритмах пуска. Значительный объем информации о необходимых доработках в данной сфере был получен в ходе полетов упомянутого выше экспериментального самолета С.37.

С самого начала в идеологию Т-50 закладывалась большая универсальность, нежели у его основного оппонента F-22. В отличие от «Рэптора», который начали дорабатывать под применение оружия «воздух-поверхность» лишь в 2013 году, при этом конфигурация его внутренних отсеков не позволяет этому самолету использовать тяжелые и дальнобойные (а следовательно. крупногабаритные) ракеты. Это было связано с тем, что в самом начале истории F-22 предполагалось, что в составе ВВС его дополнит ударный вариант F-22B с иными размерами отсеков для вооружения и экипажем из двух человек, но бюджетные ограничения оставили этот самолет на бумаге.

Т-50, с самого начала создававшийся в условиях жесточайших финансовых ограничений, был вынужден сразу становиться «солдатом на все руки», и благодаря двум крупногабаритным отсекам его ударный потенциал намного выше. В частности, он может применять крылатые ракеты Х-58УШКЭ дальностью до 250 километров, специально разработанные для этой машины. Кроме того, так же, как и у F-22, возможно применение оружия на внешней подвеске — ценой определенного роста заметности самолета.

Три четверти пути

К настоящему времени разработка Т-50 прошла большую часть пути. Построены пять опытных образцов, в ближайшие месяцы ожидается полет шестой машины. Число выполненных за четыре года испытательных полетов приближается к шестистам, при этом их интенсивность растет. В прошлом остался наиболее драматичный период испытаний в 2011-2012 годах, по итогам которого в конструкцию машины был внесен ряд изменений. На реализацию программы израсходовано, по разным оценкам, от шестидесяти до ста пятидесяти миллиардов рублей, общая стоимость программы с учетом цены серийного производства может достичь триллиона рублей до 2030 года.

Некоторые проблемные вопросы пока остаются нерешенными. В частности, по имеющейся информации, задерживается разработка ракеты большой дальности (РВВ-БД), ее появление откладывается до конца текущего десятилетия. При этом наличие на вооружении ВВС США поздних версий AIM-120C и заказ более дальнобойной AIM-120D, делает ускорение разработки РВВ-БД абсолютно необходимым. Эта необходимость тем более остра, что Т-50 рассматривается, в том числе, как потенциальный преемник истребителя-перехватчика МиГ-31, для задач которого дальнобойные ракеты являются первостепенным видом оружия.

Уже сейчас можно сказать, что, судя по имеющейся информации, Т-50 сумел подтвердить соответствие основным требованиям к истребителю пятого поколения, включая малозаметность, сверхманевренность, сверхзвуковую крейсерскую скорость. В настоящее время идет активная доработка его бортовой электроники, часть которой была установлена уже на третьей и четвертой машинах этого типа. Пятый самолет, Т-50-5, считается первым, имеющим полный комплект радиоэлектронного оборудования истребителя.

Наибольшие вопросы вызывает двигатель. В настоящее время на Т-50 установлены два двигателя АЛ-41Ф1, известных также как «Изделие 117», с форсажной тягой по 15000 кгс. Эти двигатели обеспечивают сверхзвуковую крейсерскую скорость и тяговооруженность в 1,15 при нормальной взлетной массе самолета (26,5 тонны), однако основными для новой машины должны стать двигатели второго этапа, известные также, как «Изделие 129», с форсажной тягой, превышающей 18000 кгс. Это позволит обеспечить самолет тяговооруженностью более чем 1,3 при нормальной взлетной массе, и близкой к единице — на максимальной, давая самолету исключительные динамические и маневренные характеристики.

Дата запуска в серию изделия 129 пока остается под вопросом, однако примеры принятия на вооружение истребителя с «временным» двигателем уже были. В частности, можно вспомнить американский палубный истребитель F-14А, которому даже откровенно неудачный двигатель TF30 не помешал стать одним из лучших перехватчиков в мире. На этом фоне сегодняшний двигатель Т-50 в куда большей степени отвечает своим задачам.

Первые серийные машины нового поколения должны появиться в летно-испытательном центре в Ахтубинске и центре боевого применения в Липецке уже в 2016 году. Если этот срок удастся выдержать, то это будет означать, что путь от объявления конкурса до серии Т-50 пройдет в том же темпе, что и его предшественник Су-27, разработка которого была по-своему драматична.

Илья Крамник

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(190):

1 234 ... +1
43 +44−1Roman Fandeev09:30:19
27/05/2014
-36 +19−55Rusnet 202009:24:19
27/05/2014
Нет, не угадал. Здесь будет старый советский анекдот.

Выступает Хрущёв на очередном съезде КПСС и говорит, что к такому-то и такому-то году СССР перегонит Америку. На что ему зала отвечают (что разумеется чистая фантастика), что мол нельзя перегонять, можно только догнать. Но Хрущёв не слушает и продолжает твердить, что нет-де, мы обгоним и перегоним Америку!

На что ему отвечают, что, мол Никита Сергеевич! Нельзя нам перегонять Америку, а то они увидят наш голый зад!

Этот анекдот как был актуален 50 лет назад, так и актуален сегодня. Нельзя вам, ребятки, перегонять Америку!
Я думаю сегодня он актуальнее как раз, перед нынешним западом опасно симафорить голым задом. =)))
41 +44−3Сабель Вострый08:28:39
27/05/2014
Здесь надо развести хохлосрач с Крымом, салом, майданом и ХероямСала
29 +30−1Алексей Фионов09:39:20
27/05/2014
-36 +19−55Rusnet 202009:24:19
27/05/2014
Нет, не угадал. Здесь будет старый советский анекдот.

Выступает Хрущёв на очередном съезде КПСС и говорит, что к такому-то и такому-то году СССР перегонит Америку. На что ему зала отвечают (что разумеется чистая фантастика), что мол нельзя перегонять, можно только догнать. Но Хрущёв не слушает и продолжает твердить, что нет-де, мы обгоним и перегоним Америку!

На что ему отвечают, что, мол Никита Сергеевич! Нельзя нам перегонять Америку, а то они увидят наш голый зад!

Этот анекдот как был актуален 50 лет назад, так и актуален сегодня. Нельзя вам, ребятки, перегонять Америку!
ествнно актуален - в свете западных гей парадов нельзя к ним задницей поворачиваться, за своего примут..
24 +26−2Roman Fandeev08:59:05
27/05/2014
РФ\СССР авиаконструкторы мастера дизайна прям ))) Что не самолет, так произведение искусства...

В Автоваз бы их, обучить уму разуму тамошних дизайнеров, только боюсь они вазы летать еще и научат. =)))
13 +16−3Валентин Андреев09:40:26
27/05/2014
Комментарий удалён.
Тогда и F-22 видимо тоже 4 поколение или еще хуже. У него нет и не предвидится дальних ракет (упомянутые AIM-120C и разрабатываемая D - 105 и 180 км соответственно, против 250км уже имеющейся и 400км разрабатываемой у нас). А двигатель имеет аж на 0,5тс больше тяги и при этом весит на треть больше. Ну и остальные характеристики тоже в том же духе.
13 +16−3Алексей Сергеев09:14:42
27/05/2014
Комментарий удалён.
Это тебе не утюги копировать. Вон даже мастера по копированию из КНР современные изделия не могут повторить. А им в этом деле опыта не занимать.
12 +15−3Олег Богданов12:28:43
27/05/2014
13 +16−3Валентин Андреев09:40:26
27/05/2014
Тогда и F-22 видимо тоже 4 поколение или еще хуже. У него нет и не предвидится дальних ракет (упомянутые AIM-120C и разрабатываемая D - 105 и 180 км соответственно, против 250км уже имеющейся и 400км разрабатываемой у нас). А двигатель имеет аж на 0,5тс больше тяги и при этом весит на треть больше. Ну и остальные характеристики тоже в том же духе.
Критерии "Истребителя 5-го поколения" - они несколько разные. Обычно упоминают "стелс", сверхманевренность и крейсерский сверхзвук. На F-22 вот пожертвовали отклоняемым вектором тяги ради меньшей радиолокационной заметности. На Т-50 отклоняемый вектор есть, внимания к "стелсу" поменьше (ну и не стоит забывать, что он все-таки поновее). Что из них пятое, что не пятое - вопрос к экспертам (и ради бога, только не на практике выяснять).

С другой стороны, у неполживых ребят из Жан-Жака свои критерии: если самолёт американский - он пятого поколения, а если он сделан в Этой Стране - он минус двадцать пятого. А если тут вдруг тупому быдлу и удастся создать что-то пятого, то надо немедленно написать письмо Обаме, с требованием признать F-22 истребителем 15-го поколения, а на тоталитарное КБ им. Сухого наложить санкции.

Как-то так.
10 +11−1Сабель Вострый09:40:42
27/05/2014
Комментарий удалён.
Это тайный сговор между противоборствующими блоками, чтоб различать их в бою. Солдатам специально выдают перед боем 2 картинки: птички и жука, чтоб можно было по ним различать свои и чужие самолеты.
Слышали про систему "Свой-чужой"? Так вот это она и есть.
9 +10−1Алексей Сергеев09:15:07
27/05/2014
Комментарий удалён.
Так что свое лучше будем разрабатывать. Да.
8 +8−0Don Tigro09:54:10
27/05/2014
-4 +1−5Максим Кокойто09:53:12
27/05/2014
перспективные средства поражения воздушных целей основываются на их (целей) тепловой заметности, т.к. у Т-50 с этим напряг, то его по хорошему нельзя пользовать до разработки и внедрения прямоугольных сопел...
Поподробнее про "напряг", и желательно с пруфами.
8 +14−6К М09:41:03
27/05/2014
-36 +19−55Rusnet 202009:24:19
27/05/2014
Нет, не угадал. Здесь будет старый советский анекдот.

Выступает Хрущёв на очередном съезде КПСС и говорит, что к такому-то и такому-то году СССР перегонит Америку. На что ему зала отвечают (что разумеется чистая фантастика), что мол нельзя перегонять, можно только догнать. Но Хрущёв не слушает и продолжает твердить, что нет-де, мы обгоним и перегоним Америку!

На что ему отвечают, что, мол Никита Сергеевич! Нельзя нам перегонять Америку, а то они увидят наш голый зад!

Этот анекдот как был актуален 50 лет назад, так и актуален сегодня. Нельзя вам, ребятки, перегонять Америку!
Всё западному хозяину жо.у вылизываешь за баксы?
7 +8−1Майкл Кейн12:14:34
27/05/2014
-36 +19−55Rusnet 202009:24:19
27/05/2014
Нет, не угадал. Здесь будет старый советский анекдот.

Выступает Хрущёв на очередном съезде КПСС и говорит, что к такому-то и такому-то году СССР перегонит Америку. На что ему зала отвечают (что разумеется чистая фантастика), что мол нельзя перегонять, можно только догнать. Но Хрущёв не слушает и продолжает твердить, что нет-де, мы обгоним и перегоним Америку!

На что ему отвечают, что, мол Никита Сергеевич! Нельзя нам перегонять Америку, а то они увидят наш голый зад!

Этот анекдот как был актуален 50 лет назад, так и актуален сегодня. Нельзя вам, ребятки, перегонять Америку!
Rusnet 2020 » Ilya Trunov 2 часа назад
Нет, не угадал. Здесь будет старый советский анекдот.
==================================
А я угадал. Что здесь появится хомячок_иксперд_по_всему "Rusnet 2020" и начне пукать про "остсталую рашку"
))
7 +7−0Alexander Shurov11:01:59
27/05/2014
Комментарий удалён.
T-50 не является копией, такие дела.
6 +10−4Майкл Кейн12:16:12
27/05/2014
6 +11−5Alex Merkator10:49:37
27/05/2014
Слаик, конкретно по этой машине, претензии какиенить есть?)
Вот я утверждаю, что она во всем превзошла "Ящера") Да что "полтинник"?) Су-35 его во всем уделал)
Alex Merkator » Rusnet 2020 1 час назад
Слаик, конкретно по этой машине, претензии какиенить есть?)
Вот я утверждаю, что она во всем превзошла "Ящера") Да что "полтинник"?) Су-35 его во всем уделал)
==========================
Конечно у него претензии есть.
Уже само существование России для него уже повод для претензий
))
6 +7−1Ещё один из *этих*11:33:16
27/05/2014
-10 +3−13Шершень Хорнетов11:32:58
27/05/2014
Держи свой моск сухим. Суши моск!
это Вы с кем разговариваете?
6 +11−5Alex Merkator10:49:37
27/05/2014
0 +8−8Rusnet 202010:46:29
27/05/2014
Рабы пашут за 11.80. А за $150 таки работают.
Слаик, конкретно по этой машине, претензии какиенить есть?)
Вот я утверждаю, что она во всем превзошла "Ящера") Да что "полтинник"?) Су-35 его во всем уделал)
5 +6−1Don Tigro12:31:52
27/05/2014
12 +15−3Олег Богданов12:28:43
27/05/2014
Критерии "Истребителя 5-го поколения" - они несколько разные. Обычно упоминают "стелс", сверхманевренность и крейсерский сверхзвук. На F-22 вот пожертвовали отклоняемым вектором тяги ради меньшей радиолокационной заметности. На Т-50 отклоняемый вектор есть, внимания к "стелсу" поменьше (ну и не стоит забывать, что он все-таки поновее). Что из них пятое, что не пятое - вопрос к экспертам (и ради бога, только не на практике выяснять).

С другой стороны, у неполживых ребят из Жан-Жака свои критерии: если самолёт американский - он пятого поколения, а если он сделан в Этой Стране - он минус двадцать пятого. А если тут вдруг тупому быдлу и удастся создать что-то пятого, то надо немедленно написать письмо Обаме, с требованием признать F-22 истребителем 15-го поколения, а на тоталитарное КБ им. Сухого наложить санкции.

Как-то так.
>На F-22 вот пожертвовали отклоняемым вектором тяги ради меньшей радиолокационной заметности.

Извините, facepalm.jpg

5 +5−0Don Tigro11:41:07
27/05/2014
-2 +0−2Ron Warshawsky10:29:25
27/05/2014
Надо спросить чем.
Спросите. Потом расскажете.
5 +6−1WHIPPET10:32:48
27/05/2014
29 +30−1Алексей Фионов09:39:20
27/05/2014
ествнно актуален - в свете западных гей парадов нельзя к ним задницей поворачиваться, за своего примут..
#SaveDonbassPeople
5 +12−7К М10:09:59
27/05/2014
-9 +12−21Rusnet 202010:00:22
27/05/2014
Ну не за 11.80 мне на кремлёвских фашистов работать..
А у западных фашистов сколько получаете?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь